Портрет Тургенева Репин
В марте 1874 года Репин начал писать портрет И. С. Тургенева по заказу П. М. Третьякова, для большой серии портретов выдающихся русских писателей. Репродукция картины Портрет Тургенева (1874) Художник Илья Репин (1844-1930). 3 апреля 1874 года Илья Репин в письме Павлу Третьякову сообщил, что приступил к работе над портретом Ивана Тургенева. В 1874 году по заказу П. М. Третьякова портрет Тургенева пишет И. Е. Репин.
Илья Репин сообщил Павлу Третьякову, что приступил к работе над портретом Ивана Тургенева
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. Толчком к его организации послужили события русско-турецкой войны. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Здесь работали молодые художники, стажирующиеся в Париже. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева. Матери это порядком надоело и она прислала ему последнюю посылку, набитую кирпичами.
- Портрет Тургенева, выполненный Ильей Репиным: история создания и описание
- Описание картины Ильи Репина «Портрет Тургенева»
- Портрет Тургенева в исполнении Репина
- Иван Тургенев – 195 лет со дня рождения
- Топограф иконописец, студент Академии художеств
Тёмная одежда, также говорит о серьёзности характера писателя. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. На первый взгляд это неприметная, но на самом деле, очень важная деталь.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. 21 февраля 1871 года без обычной сложной процедуры (получения золотых, серебряных медалей, пенсионерства, как это было с Боголюбовым) Академия Художеств присвоила Антокольскому звание академика. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
- Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Тургенев уважал вкус мосье Виардо и верил ему. Одна из работ художника – «Портрет Тургенева», картина написана в темных тонах, что делает ее особенной, не похожей на другие, а так же в свою очередь говорит о главном герое холста, о его характере, мудрости и серьёзности. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Я записал картину: Стенькой Разиным на лодке. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Мастерская Общества, так называемый «Русский клуб» находилась в доме барона Г. О. Гинцбурга, предоставившего ее русским художникам бесплатно, а позже, в квартире А. П. Боголюбова. Алексей Петрович, вынужденный по состоянию здоровья сменить суровый русский климат на более мягкий – французский, остро чувствуя свою разлуку с Россией, начнет писать автобиографические записки, которые назовет кратко и емко – «Записки моряка-художника». Тургенева, через краски, черты лица, одежды и всевозможных мелочей. Его величественная фигура, полная и красивая.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Но в рамках данного материала мы не будем углубляться в эту странную карму. По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим. Он сам – как это (ни) странно, – при совершенно аристократических данных своей культуры, был очень скромен и до робости деликатен.
Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. Статья Тургенева в газете «С. Современники ласково называли Тургенева «послом от русской интеллигенции» ибо «не было русского или русской сколько-нибудь прикосновенных к писательству, живописи или музыке, о которых так или иначе не хлопотал бы Тургенев». Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
У него были драгоценные перлы искусства. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица. «Я заснул бедным – встал богатым, вчера был неизвестным – сегодня стал модным, знаменитым был ничем – и сразу сделался академиком», – писал Антокольский в своей автобиографии.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Тут Иван Сергеевич опять ко мне обратился: «Прощайте, Боголюбов», – и протянул мне руку, которую я поцеловал. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений.
Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В другой раз он зашел и говорил много интересного по поводу начатой картины. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
заходил ко мне частенько, был нараспашку и с ним было очень интересно. Тургенев с готовностью согласился позировать для портрета, заказанного П. М. Третьяковым. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Встречи с писателем для некоторых из них стали в прямом смысле «судьбоносными». «Юпитер. » – было первое мое впечатление. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Но история начинается в Париже в 1874 году. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Тургенев при первом взгляде на начало остановился со вниманием. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Я боготворил его, да не я один, а мы все.
И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Он сам – как это (ни) странно, – при абсолютно аристократических данных своей культуры, был очень скромен и до робости деликатен. Его глаза полны тоски, грусти и усталости. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Я зарыдал и вышел вон. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Подобная страсть к зарисовкам была присуща и Боголюбову. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Круг общения Тургенева с людьми искусства был весьма обширен. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
заходил ко мне частенько, был нараспашку и с ним было очень интересно. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. Видел много и в Европе и в России и знал превосходно русский народ и его язык.
Перед нами мудрый, начитанный человек, прошедший великий жизненный путь. Лежал он на кушетке на балконе, покрытый пледом. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Так как я часто и много увлекался этим сюжетом, то у меня первое время шло увлекательно. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Но самыми трогательными в «Записках» станут воспоминания, связанные с образами нежно любимой матери – Феклы Александровны, дочери А. Н. Радищева рано ушедшей и горячо оплакиваемой жены – Надежды Павловны Нечаевой и малютки-сына и в одном ряду с самыми близкими ему людьми, напишет Боголюбов об Иване Сергеевиче Тургеневе. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Репин очень точно изобразил, характер И. С. И все-таки от этого в минуту потери нелегче на душе». Видел много и в Европе и в России и знал превосходно русский народ и его язык.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска.
Публике картина понравилась. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Уважать авторитеты – это была в нем еще университетская традиция.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Нужно сказать, что оригинальность была семейной чертой. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Он читан на всех ее языках, как Байрон, Шиллер. Третьяков»109. Одна из работ художника – «Портрет Тургенева», картина написана в темных тонах, что делает ее особенной, не похожей на другие, а так же в свою очередь говорит о главном герое холста, о его характере, мудрости и серьёзности.
Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой. Идея создания Общества родилась на так называемых «Боголюбовских» вторниках, где с начала 1870-х годов в большой и высокой мастерской Алексея Петровича, стали собираться русские художники, как постоянно живущие за границей, так и молодые – пенсионеры от Академии художеств. Репин очень рад, что картина будет в Вашей знаменитой галерее. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Вся деятельность «Общества» носила благотворительный характер: оно устраивало литературно-музыкальные вечера с участием Тургенева, членов семьи Виардо, других музыкантов содействовало получению русскими художниками заказов и стипендий устраивало аукционные распродажи картин в пользу наиболее нуждающихся.
Но в третий раз, когда он захотел еще взглянуть на Христа, – его уже не было. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и абсолютной искренностью»150. И если Тургенева называли «послом от русской интеллигенции», то Боголюбова смело можно было назвать «послом от русского искусства» ибо именно с его именем связана история создания в декабре 1877 г. «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников» с целью оказания материальной помощи учащейся русской молодежи в Париже.
Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. И я заметил, что он уже посмотрел на меня, как на психически неблагополучного.
Отдала некоторые его книги. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Писатель сидит в широком кресле, с зеленой обивкой и золотыми узорами. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Серг.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Иван Сергеевич симпатизировал мне лично и это особенно я заметил по одному случаю. «Уголок Тургенева» оставался в Радищевском музее до 1919 года, когда личные вещи писателя (стол, кресло, маска, слепок с левой руки, костюм доктора Оксфорда, охотничьи принадлежности, несколько портретов, рукописи, чернильница и перья, книги) были переданы историко-филологическому факультету Саратовского университета, а в 1930-е годы они перешли в музей Тургенева в Орле. Лосенко, 1763, ГРМ), писателей (портрет И. И. Дмитриева.
Прославила его картина «Бурлаки на Волге», растиражированная во всех учебниках истории. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. А. П. Лосенко, 1760, ГРМ), ученых (портрет М. В. Ломоносова. Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом. И я заметил, что он уже посмотрел на меня, как на психически неблагополучного. Таким образом И. Е. Вы увидите в его глазах мудрость и грусть и уверенность, но основным качеством является спокойствие.
Как и Боголюбов, многие месяцы и даже годы жизни Тургенев проводит за границей. М-м Виардо забраковала этот портрет и Репин вынужден был начать писать на новом холсте «Началось долгое старательное писание – мое и долгое терпеливое позирование Ивана Сергеевича – уже не увенчавшееся желанным успехом», – вспоминал позднее художник. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Так как я часто и много увлекался этим сюжетом, то у меня первое время шло увлекательно. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Ведь благодаря такой детали, Репин смог подчеркнуть любовь писателя, к своей работе. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб.
На все он имел свой оригинальный взгляд. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Впервые картины Верещагина Тургенев увидел в Москве, на выставке «Общества любителей художеств» в 1876 году. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. О расхождениях в оценке картины А. А. Иванова «Явление Спасителя народу» мы узнаем от самого Боголюбова: «общее положение Ивана Сергеевича об Иванове совершенно ложно.
Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. Рисунки Тургенева, сделанные обычно карандашом или пером, очень разнообразны по жанрам. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Так как я жил недалеко, то Ив. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева. Глаза были полузакрыты, как и рот.
Аристократизм картине передает пенсне в правой руке писателя, оно же объясняет морщины на лбу и прищуренные глаза. Репин встречал их по средам. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Л. Н. Толстого». В другой раз он зашел и говорил много интересного по поводу начатой картины. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности.
Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Тургенев уважал вкус мосье Виардо и верил ему. Конец XVIII века уже ознаменован интересом общества не только к представителям императорской фамилии, высшего духовенства и военной элиты, в это время появляются портреты деятелей культуры и науки – архитекторов (портреты А. Ф. Кокоринова, 1769, ГРМ Н. А. Львова, 1780, ГРМ кисти Д. Г. Левицкого), артистов (портрет актера Ф. Г. Волкова. Картина «Л.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Но в третий раз, когда он захотел еще взглянуть на Христа, – его уже не было. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. При ближайшем рассмотрении вы увидите мазки терракотого на стене или мягкие золотые рисунки на стуле. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. О важности сохранения их как явления исторического и художественного он пишет Третьякову. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
-Петербургские ведомости» с ранее здесь же опубликованной статьей В. В. Стасова сыграла ключевую роль в формировании общественного мнения об «Иване Грозном». Гениям свойственны странности, то же касалось и автора «Отцов и детей». Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Написали Устав, над которым немало потрудился И. С. Тургенев как секретарь. С полминуты я стоял и глядел на него, но тут он меня признал и тихо сказал: «Спасибо, что пришли, Боголюбов, а завтра, пожалуй и не застали бы». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Такой чести никто еще не доживал из русских людей.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Остается прощаться с друзьями». Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.