Преображение Господне Картина

Картину на сюжет Преображения Господня заказал Рафаэлю в 1517 году кардинал Джулио Медичи для кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом. Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля. Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля. Картину на сюжет Преображения Господня заказал Рафаэлю в 1517 году кардинал Джулио Медичи для кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом.

Преображение Господне: фрески и картины

Появилось облако, осенившее всех и из облака раздался голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. В отличие от языческого божества, Христос к людям милостив и явился Он троим ученикам в свете очень «умеренном», так сказать, дозированном – ровно настолько, насколько ученики были в состоянии его воспринять и вынести. Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. «Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников.

Картина Рафаэля, написанная в 1519-1520 годах, наоборот, полна драматизма. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи.

Преображение Господне 
– картины иконы 
и фрески

Преображение Господне – картины иконы и фрески

Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. иск-вом (фрески новгородских церквей Спаса Преображения на Ильине улице, 1378 Спаса на Ковалёве, 1380). Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью». Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью». Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья.

И вот они, как в видении св. И вот они, как в видении св. С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала.

Молодой Моисей и старец Илия по обе стороны от Небесного креста в круге – появляются из пространства иного мира только по пояс белые плащи у обоих развеваются в сторону, противоположную центру – создается такое впечатление, что их развевает исходящий от Креста (Христа) ветер – энергии Святого Духа (слово «Руах» на иврите означает и «дух» и «ветер» и понимается как Божие дыхание). И тогда окажется, что Преобразившийся Христос в яйцевидной мандорле буквально стоит на Кресте – таком же золотом, украшенном драгоценными камнями, который являет собою образ центра мира и Нового Иерусалима, орудие позорной казни и непобедимой победы. На иконе справа показано завершающее событие – уход с горы Иисуса и апостолов. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя.

Преображение – 1518-1520 
Рафаэль Санти картины

Преображение – 1518-1520 Рафаэль Санти картины

Интересно, что перистых разноцветных облаков, обычных на раннехристианских мозаиках, на этой композиции Преображения нет. Крест-монограмма изображалась еще на стенах катакомб вместе с другими символическим изображениями Спасителя в виде рыбы, виноградной лозы, якоря, кораблика Такие кресты с ветвями-векторами на все четыре горизонтальные стороны исходящими от вертикальной оси, через несколько веков вознеслись над куполами храмов по всему христианскому востоку, освящая пространство на много верст вокруг (или ОКРЕСТ). Итак, сыграем в «угадайку». Очевидно, византийские художники поняли, что таинственное «облако», которое упоминается в этом отрывке из Евангелия, совсем не обязательно должно быть реальным, физическим облаком.

Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. Кроме того, если Крест – или Звезда – шестиконечный, как мы уже видели, может обозначать трехмерное пространство, то Крест восьмиконечный – пространство четырехмерное, где «дополнительное» направление луча указывает на пространство иного мира. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. В христианстве такой Крест стал именоваться звездой Вифлеемской или Богородичной. К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание. Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный.

14:2). В описании видения пророка Иезекииля сияние исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. Под Крестом надпись: SALUS MUNDI – СПАСЕНИЕ МИРА, над Крестом – IXYC (анаграмма – Iисус Христос Божий Сын Спаситель) – Тот, благодаря Кому это спасение осуществлено. От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка».

почти сложившаяся композиция «Деисис») с одной стороны, св. Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана.

Сын Божий предложил апостолам подняться в гору Фавор для молитвы. В центре всей композиции, над головою св. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне».

Преображение Господне 
— картины иконы 
и фрески

Преображение Господне — картины иконы и фрески

Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration). С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении. Это пророки Моисей и Илия.

Но, может быть, это сделано намеренно – фигура Христа как бы парит над земной поверхностью – для Сына Божия как для Нового Адама земной гравитации не существует Он хоть и пребывает на земле в дебелом теле падшего человека, но иногда, когда Ему нужно, может из него как бы «выйти». Если же мы посмотрим повыше – на композицию на триумфальной арке, то увидим логически связанный с Преображением образ иной, Теофании, грядущей – Второго Пришествия Христова и Его как Вседержителя и Судию в окружении Существ («животных»), коих удостоился лицезреть пророк Иезекииль, а также св. Крест восьмиконечный – в виде звезды.

Преображение-Господне 
картинки смайлики 
фото гифки анимации

Преображение-Господне картинки смайлики фото гифки анимации рисунки скачать

Духа, разносящий по всему тварному миру логосы Логоса-Сына. Эта мысль еще более наглядно отражена на другой римской мозаике – в церкви св. Более того, чтобы ни у кого не возникало сомнений, каждую фигуру художник подписал.

Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Ответ может быть только антиномичным: если говорить о тварном мире и смотреть с Земли, то это Полярная Звезда, вокруг которой движутся звезды но если говорить о небесах духовных, то центр этот – нигде и одновременно везде, т. к. (Евангелиарий ОттонаIII, ок. Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк. Израиля), некоторые совр.

Преображение Господне: 
красивые картинки 
и мерцающие открытки

Преображение Господне: красивые картинки и мерцающие открытки со стихами

Христос появляется в вихре белого света. Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью». В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева).

За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. Причина выбора даты 6 авг. Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух.

Но эти звездочки могут обозначать также и умные силы вокруг Христа – Солнца Правды или, скорее, Полярной звезды на небосводе, вокруг которого они движутся хороводом, являя нам образ циклического ангельского времени. «Облаком», окутывающим фигуру Христа, здесь является само «яйцо» с концентрическими кольцами-овалами, которые являют собою образ многослойного иного мира («В дому Отца Моего обители многи суть» Ин. Преображение Господне он изобразил динамично и подвижно. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14.

Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале.

«Одежды его сделались, как свет (или как снег в другом Евангелии)» – ясно, что это не сами одежды, которые Сын Божий носил в Своей земной жизни, вдруг побелели, но это «одежды» из света заслонили собою те, что были на Нем («одеяйся светом, яко ризою»). Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Для преподавателя «угадайка» – это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. За шесть дней до него состоялась беседа Спасителя со своими апостолами. Я описываю одно произведение — вы угадываете название.

Исследователи и толкователи, смотрящие на Евангельскую историю с критических позиций, высказывают сомнения в достоверности рассказа троих свидетелей Преображения. Возможность изучить картину получили многие известные художники. Молодой Моисей и старец Илия по обе стороны от Небесного креста в круге – появляются из пространства иного мира только по пояс белые плащи у обоих развеваются в сторону, противоположную центру – создается такое впечатление, что их развевает исходящий от Креста (Христа) ветер – энергии Святого Духа (слово «Руах» на иврите означает и «дух» и «ветер» и понимается как Божие дыхание). От автора:У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». 9:31). Лицо Спасителя сияло, как солнце, а одежда его стала белой, как свет. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7.

Описание картины 
Рафаэля Санти «Преображение 
Господне»

Описание картины Рафаэля Санти «Преображение Господне»

Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. И иначе, как через это «тусклое стекло» или «облако» земной человек видеть иной мир не может. Преображение Господне он изобразил динамично и подвижно. Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл.

Они, по словам Златоуста, пришли вместе, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй». Аполлинария это показано очень наглядно – имеющий очи да видит. И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте.

Преображение Господне 
картинки смайлики 
фото гифки анимации

Преображение Господне картинки смайлики фото гифки анимации рисунки скачать

Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Евангелия рассказывают, что Иисус предрек, что некоторые из Его последователей смогут лицезреть Преображение Его и таким образом еще при жизни увидят Царствие Божие: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. Иоанн Богослов (Откр.

Эта мысль еще более наглядно отражена на другой римской мозаике – в церкви св. В христианстве такой Крест стал именоваться звездой Вифлеемской или Богородичной. везде и всюду разливается поток энергий Св.

Кто знает – может быть именно всё это и показал Христос апостолам на горе Фавор. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». Итак, сыграем в «угадайку». Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Григорий Палама. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. Автор второго наиболее известного изображения образа «Преображение Господне» – Рублев Андрей, русский иконописец.

Мерцающие картинки 
с Преображением 
Господним – открытки

Мерцающие картинки с Преображением Господним – открытки с анимацией

В ноябре 1798 года картина была выставлена в Большом салоне, а 4 июля 1801 года заняла центральное место в экспозиции из 20 картин Рафаэля в Большой Галерее Лувра, по которой в 1810 году прошла свадебная процессия Наполеона и Марии-Луизы Австрийской, запечатлённая живописцем Бенжаменом Зиксом6. 12в., Эрмитаж, С. -Петербург). Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио.

В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни.

Красивые картинки 
с Преображением 
Господним и Яблочным

Красивые картинки с Преображением Господним и Яблочным Спасом – с поздравлениями

Я описываю одно произведение — вы угадываете название. И вся композиция сразу приобретает двойной смысл. Покровский отмечал, что это наглядное выражение мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых. (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. Евангелия рассказывают, что Иисус предрек, что некоторые из Его последователей смогут лицезреть Преображение Его и таким образом еще при жизни увидят Царствие Божие: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.

Но иногда у тех людей, кто прилагает к этому усилия, оно «пробуждается» (это и значит имя «Григорий» – «пробужденный» вспомним, сколько великих святых носили это имя. ), дает о себе знать – хотя бы легким свечением исходящим от пальцев рук и – во время молитвы – от головы. Однако, на иконах Вознесения это «облако» всегда изображается символически – в виде круга или овала, окружающего фигуру Христа.

  1. Преображение Господне в искусстве и живописи
  2. Преображение Господне в иконографии и в живописи
  3. Преображение Господне в русской живописи
  4. Сообщество «Волшебная сила искусства»

Нет только самой вершины горы, которая появится лишь через несколько веков. Аполлинарий. Тогда надо взглянуть на изображение на арке вместе с утраченной – увы.

Эта икона также была написана в XV столетии. И этому не мешает тот факт, что Крест на поверхности конхи также получается вогнутым (собственно, это относится не только к данному Кресту в этой конкретно конхе, но и во всех остальных). Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева).

В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. мученица Пракседа, которой посвящен храм, с другой, а также апостолы с венцами в покровенных руках – символами как мученичества, так и победы. Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже.

Во время моления произошло чудо, а именно — Христово преображение. И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е. 1000, Гор. б-ка, Бамберг Салернский антепендий, Гор. И этому не мешает тот факт, что Крест на поверхности конхи также получается вогнутым (собственно, это относится не только к данному Кресту в этой конкретно конхе, но и во всех остальных).

А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10. И причина здесь не только в несовместимой природе двух пространств – физического и тонкого, райского, но и в несовпадении времени – линейного и нелинейного иноприродного (забегая в другую тему, отмечу, что оно может быть трех видов: Божественное безвременье, циклическое ангельское время и спиральное райское). Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа.

  • Картина Рафаэля «Преображение» (описание)
  • Икона «Преображение Господне»: описание сюжета и изображения
  • Изображения иконы именуемой Преображение Господне
  • Библейские сюжеты в русской живописи
  • Преображение Господне: иконы, фрески, мозаики, миниатюры
  • Византийская Иконопись – Преображение Господне

Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Закон. Он парит в облаках, освещённых его сиянием. Он рассказал им о том, что в скором времени Он будет убит, но через три дня после Своей погибели воскреснет.

Изображение этого комплекса мы можем видеть – словно моментальную фотографию – на одной из самых ранних мозаик (5 века) в церкви св. обихода языческие торжества, наполнить нар. Сын Божий предложил апостолам подняться в гору Фавор для молитвы. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8.

  1. Картинки и открытки на Яблочный Спас (Преображение Господне)
  2. Записки переводчика с Андреем Десницким
  3. Преображение Господне глазами художников
  4. Преображенские истории владыки Саввы
  5. Яблочный Спас в 2012 году – 19 августа
  6. Преображение Господне 19 августа в 2012 году: ничто доброе в человеке не пропадет
  7. Филиал Лувра открывается в Абу-Даби
  8. Альбертина — самый посещаемый музей Вены
  9. ТОП 10 памятников всемирного наследия ЮНЕСКО в Испании

Аполлинария это показано очень наглядно – имеющий очи да видит. Картина Рафаэля, написанная в 1519-1520 годах, наоборот, полна драматизма. Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. Изображение многозначно и многослойно, как и все в христианском искусстве. Крест восьмиконечный – в виде звезды.

В настоящее время имеется много вариаций этого образа. 17:2). Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». 21:18-21). Возможно, этим Беллини хотел сказать, что путь не только на гору Фавор, а в целом к Богу труден и опасен и не каждому удастся подняться по этой дороге.

Вообще облака здесь понадобились не только ради подобия земному небосводу. И причина здесь не только в несовместимой природе двух пространств – физического и тонкого, райского, но и в несовпадении времени – линейного и нелинейного иноприродного (забегая в другую тему, отмечу, что оно может быть трех видов: Божественное безвременье, циклическое ангельское время и спиральное райское). На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось.

Санти использовал знаменитую историю из библии. – мозаикой апсиды. По углам же стоят: справа седовласый пророк Илия, а слева, где по идее должен быть Енох (то есть, два ветхозаветных праведника и свидетеля Божия, взятые на небеса живыми, – по преданию, они должны претерпеть смерть от антихриста), – молодой человек с таблицей в руках, на которой начертано слово «LEGES», т. е. (мозаики апсиды базилики Преображения Синайского мон. Святые отцы дали объяснение сим Существам – «ангелам четырех ветров» – как символам четырех евангелистов, разнесших Благую Весть по всем сторонам земного мира. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. 17:5). А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа.

  1. Собор Святого Якова в Сантьяго-де-Компостела
  2. Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке
  3. Рафаэль Санти Преображение: описание
  4. Общееколичествопросмотровстраницы

И на этой композиции в апсиде церкви св. В центре всей композиции, над головою св. При этом появились два Ветхозаветных пророка – Моисей и Илья. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. За шесть дней до него состоялась беседа Спасителя со своими апостолами.

Здесь имеет место лишь основное событие – непосредственно Преображение. Во время моления произошло чудо, а именно – Христово преображение. А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна». Рассмотрим некоторые из них.

  1. Икона «Преображение Господне»: сюжет
  2. Икона «Преображение Господне»: изображение
  3. Икона «Преображение Господне»: значение
  4. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  5. Преображение Господне в иконографии и в живописи —
  6. Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых
  7. Картины по стилям и направлениям

1:27-28). От автора:У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». Преображенное тело Спасителя находится в центре иконы. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610).

Нет только самой вершины горы, которая появится лишь через несколько веков. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Итак, сыграем в «угадайку». Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы.

  1. Православные открытки со стихами с Преображением Господним и Яблочным Спасом

иск-ве возникает новый мотив, связывающий П. Г. соединяется с «Исцелением бесноватого отрока» (апостолы, бессильные исцелить отрока, указывают его отцу на Фавор). Изображение многозначно и многослойно, как и все в христианском искусстве. П. Г. Праздник П. Г. на православном Востоке стал общепринятым праздником.

13:12). Моисей, так же, как Илия, свидетель Преображения Христова на горе Фавор. 1347, Нац.

Преображение Господне 
в искусстве и живописи

7:15). Это именно то тонкое тело, которое апостол Павел называет «внутренний человек», образ Божий, не отнятый у человека, но затемненный, как бы приглушенный, при том, что подобие Божие – его сияние излучение божественных энергий – человеком утрачено. Когда Рафаэль начал писать картину, он работал одновременно над полотном специально для кардинала. Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю.

Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. Однако, Моисей и Илия, хотя и явились из мира иного (Илия как представитель от живых, Моисей – от мертвых), но твердо стоят на земле. Но, может быть, это сделано намеренно – фигура Христа как бы парит над земной поверхностью – для Сына Божия как для Нового Адама земной гравитации не существует Он хоть и пребывает на земле в дебелом теле падшего человека, но иногда, когда Ему нужно, может из него как бы «выйти».

Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Санти использовал знаменитую историю из библии. Н. В. Трудно с этим не согласиться.

Я описываю одно произведение — вы угадываете название. В отличие от языческого божества, Христос к людям милостив и явился Он троим ученикам в свете очень «умеренном», так сказать, дозированном – ровно настолько, насколько ученики были в состоянии его воспринять и вынести. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. При том, что основание Креста – уже на земле и к нему стекаются верные – агнцы Великого Пастыря и Агнца одновременно.

(Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. Так, в левой части образа отображено, как Иисус Христос ведет своих учеников на гору Фавор.

При этом появились два Ветхозаветных пророка – Моисей и Илья. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10. На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже.

Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. Однако, Моисей и Илия, хотя и явились из мира иного (Илия как представитель от живых, Моисей – от мертвых), но твердо стоят на земле.

Я описываю одно произведение – вы угадываете название. 4:6-9). Появившиеся – из ниоткуда – «мужи в белых одеждах», т. е. В настоящее время имеется много вариаций этого образа. витал. Рассмотрим некоторые из них.

Примерно как на этом средневековом рисунке. Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. Макарий и свт. 9:1).

Крест-монограмма изображалась еще на стенах катакомб вместе с другими символическим изображениями Спасителя в виде рыбы, виноградной лозы, якоря, кораблика Такие кресты с ветвями-векторами на все четыре горизонтальные стороны исходящими от вертикальной оси, через несколько веков вознеслись над куполами храмов по всему христианскому востоку, освящая пространство на много верст вокруг (или ОКРЕСТ). За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. Рафаэль похоронен в Пантеоне.

По углам же стоят: справа седовласый пророк Илия, а слева, где по идее должен быть Енох (то есть, два ветхозаветных праведника и свидетеля Божия, взятые на небеса живыми, – по преданию, они должны претерпеть смерть от антихриста), – молодой человек с таблицей в руках, на которой начертано слово «LEGES», т. е. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Лицо Спасителя сияло, как солнце, а одежда его стала белой, как свет. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. 11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы.

В ряде памятников сохраняется и традиц. напоминали бы облака на восходе Солнца. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Кроме того, если Крест – или Звезда – шестиконечный, как мы уже видели, может обозначать трехмерное пространство, то Крест восьмиконечный – пространство четырехмерное, где «дополнительное» направление луча указывает на пространство иного мира. Однако, пав, Адам и Ева утратили это свечение («и увидели они, что наги») и Господь дал им «ризы кожаные», то есть, то плотное и «дебелое» тело, которое мы их потомки, нынче имеем, – несущее в себе семя тли, подверженное болезням и смерти, но также и в какой-то мере защищающее от суровых условий падшего мира (в том числе от гравитации, магнитных полей и космических излучений). На знаменитой картине Джованни Беллини (см. За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима.

Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего. На иконе справа показано завершающее событие – уход с горы Иисуса и апостолов. Заметим: это тело надето на человека как бы «сверху», как некая одежда или «шкура», но и первозданное тело Адама внутри Бог не отнял – оно осталось в сокрытом, так сказать, дремлющем состоянии. Привлекая к работе Микеланджело, Медичи потворствовал соперничеству, разгоревшемуся десять лет назад между Микеланджело и Рафаэлем из-за Станц в Папском дворце и Сикстинской капеллы2, а римская встреча Микеланджело с папой стала таким образом знаковым разрывом между двумя подходами в живописи и даже, в более общем смысле, между итальянской живописью и скульптурой1. На иконе справа показано завершающее событие — уход с горы Иисуса и апостолов.

Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение. Именно здесь, во время молитвы, Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф. Аполлинарий. Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными. С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух.

В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. Во время молитвы Христа на горе, когда лицо его просияло и преобразилось, явились два пророка: Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. Аполлинарий и апостолы в виде белых овечек (три повыше – это Петр, Иоанн и Иаков, пониже – все двенадцать) и все, кого удостоит Христос причастия Своего Света.

В небольшом итальянском городке Реканати находится церковь Святой Марии и в ней над алтарем – шедевр Лоренцо Лотто «Преображение Господне». 9в. ) изображены только Христос и пророки, стоящие на горе или же ещё и коленопреклонённые апостолы по сторонам от них (триумфальная арка ц. Санти-Нерео-э-Акиллео, 795–816).

Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала.

Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. Преображенное тело Спасителя находится в центре иконы. Мы уже видели пример такой фигуры на мозаике триумфальной арки в монастыре св. Иоанна – с Книгами в руках (или лапах) сопровождают Творца и Спасителя рода человеческого, грядущего на облацех в мир – так же, как Он вознесся на небеса.