Преображение Господне Рафаэль
Картину на сюжет Преображения Господня заказал Рафаэлю в 1517 году кардинал Джулио Медичи для кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом. Картину на сюжет Преображения Господня заказал Рафаэлю в 1517 году кардинал Джулио Медичи для кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом. Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля.
Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля. Рафаэль «Преображение Господне».
Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже. Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком. В первом челне, доверху гружённым рыбой, на корме сидит Христос. Трое очевидцев Преображения Иисуса станут свидетелями его агонии.
В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. Сюжет чрезвычайно труден для его воплощения изобразительными средствами, будь то краски или карандаш, поскольку речь идёт о каре, постигшей неправедного, который нарушил одну из священных заповедей. Рафаэль с блеском решает стоящую перед ним задачу, создав сцену, преисполненную драматизма. В центре на возвышении стоят на фоне колышущегося занавеса десять апостолов, на лицах которых написано осуждение поступка Анания. Тот справа на полу корчится в предсмертных муках, пугая людей диким воплем. Один из апостолов, подняв руку к небу, указывает, откуда пришла кара, а Пётр жестом как бы говорит согрешившему: «Господь тебя наказал». Жизнь продолжается, и справа виден скромный пейзаж с развесистым деревом, а слева ничего не ведающие прихожане делают пожертвования на храм. Над ними лестница, по которой поднимается Сапфира, жена осуждённого, жадно пересчитывая недоданные общине деньги. Композиция строго симметрична. Её нарушает корчившийся в судорогах как от удара молнии Ананий. Этой асимметрией достигается драматический накал повествования. Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). Этой асимметрией достигается драматический накал повествования. Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже. Золотое яблочко дают только тем детям, чьи родители придерживались обычая не есть яблок до Второго Спаса.
Св. Несмотря на восторженные слова Вазари, картоны Рафаэля были куда более совершенны и впечатляющи, нежели вытканные по ним шпалеры. Всем им была уготована незавидная участь. После смерти Льва X они были заложены, так как не стало и главного кредитора папы Агостино Киджи, а в мае 1527 года при разграблении Рима ландскнехтами Карла V многие шпалеры были украдены или разрезаны и по частям проданы. Мф. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Преображение Господне.
Внимание. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Пред ним Пётр в знак благодарности пал на колени, произнеся: «Господи, я грешник», а Христос, успокаивая его, в ответ промолвил: «Не бойся». Существовало поверье, что на том свете растут серебряные деревья с золотыми яблочками. Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Оказывается, в установлении календарных дат своих торжеств Христианская Церковь часто руководствовалась не научными, а «педагогическими» (миссионерскими) соображениями. Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200.
Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. Неизвестный автор. Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей. 7:15). В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике. 8:32), является непростым для Господа временем. Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай.
- Преображение Господне: фрески и картины
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Преображение – 1518-1520 Рафаэль Санти картины
- Преображение Господне в искусстве и живописи
Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. придать ей еще большей убедительности.
У него, олицетворяя Закон и пророков, появился Моисей и Илья. Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. Если кто из братьев съест виноград раньше праздника Преображения, то за своё непослушание получит запрещение: «не есть виноград весь месяц август (то есть до 1 (14)сентября», так как нарушил заповеданный устав, таким образом и все остальные научаться соблюдать устав святых отцов. Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени.
- Картина Рафаэля «Преображение» (описание)
- Рафаэль (Преображение Господне)
- Преображение Господне в русской живописи
- Шедевр Рафаэля Санти- Преображение Христово
- Преображение Господне: Расследование продолжается
- Преображение Господне в иконографии и в живописи
Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. «Преображение» -это два контрастных мира. В одном-тишина и безмолвие на горе Фавор, в другом-глубокое волнение, вызванное чудесным исцелением отрока. Как можно судить по картине, только один мальчик из всех стоящих на земле людей сподобился увидеть Преображение Господне и исцелиться. Но оба эти случая не трактуются Рафаэлем как объективные события. Он их преподносит как субъективное отражение через чувства зрителей, которые по-разному воспринимают увиденное. Завершал картину Джулио Романо. К сожалению, он использовал краску nero di fumo, обладающую предательским свойством:поначалу тона у неё прозрачные и сильные, но с годами она так темнеет, что фигуры становятся неразличимыми. 9:1-8, Лк.
Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. Наконец, в Евангелии от Марка (Мк. 9:30) сообщается, что после Преображения Иисус с учениками проходили Галилею, что также говорит в пользу горы Ермон, а не Фавор. Папа Лев X, желая связать свое имя со столь престижным творением, как Сикстинская Капелла, решил украсить ее рядом драгоценных гобеленов и поручил Рафаэлю подготовить эскизы-модели. Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию (теперешнюю Бельгию), где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время, благодаря качеству работы и используемых материалов, мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста. Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен. Его раскрашенные картоны, которые со временем из мастерской брюссельского ткача Питера ван Эльста разбрелись по всему свету, достигнув даже русской Калуги, напоминали по композиции классическую итальянскую фресковую живопись на фоне развёрнутого холмистого пейзажа с фрагментами архитектуры и чётко организованным пространством. Работа над картонами была завершена, как явствует из ватиканского платёжного регистра, 20 декабря 1516 года. Но вернемся на Запад, к Рафаэлю. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света.
В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. 11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы. Народными названиями этого праздника были Второй Спас или Яблочный Спас. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи. Если кто из братьев съест виноград раньше праздника Преображения, то за своё непослушание получит запрещение: «не есть виноград весь месяц август (то есть до 1 (14)сентября», так как нарушил заповеданный устав, таким образом и все остальные научаться соблюдать устав святых отцов.
- Преображение Господне – картины иконы и фрески
- Преображение Господне (фрагмент)
- Рафаэль «Преображение Господне»
- Преображение Господне глазами художников
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Рафаэль Санти Преображение: описание
- Живой Журнал Олега Алиева: "Геральдика и Жизнь"
Во-вторых, хронология предшествующих событий (Мк. 8:22, Мк. 8:27, Мк. 9:2) говорит, что Иисус с учениками двигался на север к Ермону, а не на юг, к Фавору. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ) : он предписывал скупать ценные предметы искусства. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя.
В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. (Мт. 18, 5). Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой.
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными. Иисус и пророки воспарили над горой и трагическое вдохновение на лице центрального персонажа вполне соответствует яркому свету, льющемуся с небес. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне».
Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. Картина Рафаэля, написанная в 1519-1520 годах, наоборот, полна драматизма. Появилось облако, осенившее всех и из облака раздался голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф.
А после его смерти она боялась умереть». В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств. Нарочито совмещая свои праздники с днями популярных языческих торжеств, Церковь хотела постепенно вытеснить их из народного обихода или, по крайней мере, «христианизировать», наполнив другим содержанием.
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
Тяжесть мыслей о смерти на этом начальном этапе, так же как и на финальном, в Гефсимании, могли явиться причиной Его нужды, во-первых, в усиленной молитве, а во-вторых, в поддержке со стороны этих трёх апостолов. Иоанна обнажёнными, но позже «одел». Это пророки Моисей и Илия. За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима.
Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была». Она не озарит его, пока он не пройдет испытания смертью. С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера.
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5. Здесь окончание сбора винограда даже среди христианского населения ещё долго отмечалось языческими «вакханалиями» – весёлыми празднествами в честь Вакха, «патрона» виноделия. Столпившиеся позади Петра апостолы охвачены волнением и проявляют самые разные чувства, как у Леонардо в «Тайной вечере». В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают.
Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (. ) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея, смысл которого состоял в подготовке людей к окончательному Откровению Спасения. Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля. А после его смерти она боялась умереть».
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Рафаэль Санти Преображение Христово
- Общественный центр ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке
- Вы читали Преображение Господне: Расследование продолжается
- Описание картины Рафаэля Санти «Преображение Господне»
Там на глазах он изменился: его наряд стал ослепительно белым, а лицо засияло, как солнце. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Но за мгновение апостолы не увидели никого, кроме самого Иисуса (Мт. 17, 1-8). Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Христос появляется в вихре белого света.
Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. Санти использовал знаменитую историю из библии. Чем ближе пространство мандорлы ко Христу, тем она темнее, а чем от него дальше, тем больше в ней света. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере.
По мысли Лотто, в Преображении Господнем на горе Фавор важно не только то, что Христос показал Свою Божественную природу перед избранными учениками, но и то, какой разговор Он вел с Моисеем и Илией. Итак, сыграем в «угадайку». Слава рафаэлевских картонов превзошла даже его ватиканские фрески, которые не были доступны публике:ими могли любоваться лишь избранные. Исследования доски (рентгенографией и инфракрасными лучами)показали, что картина была написана в два приема:вначале была использована верхняя часть, в которой Христос коронует Деву Марию, в то время, как завершение композиции-изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага-относится к гораздо более позднему периоду. Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф.
- Прихожанин – Преображение Господне глазами художников
- Филиал Лувра открывается в Абу-Даби
- Альбертина — самый посещаемый музей Вены
- ТОП 10 памятников всемирного наследия ЮНЕСКО в Испании
От автора:У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». И театра далеко не в последнюю очередь. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный.
Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. 16:17). К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. Действительно, предписанная греческим Церковным уставом «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа» говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда). Я описываю одно произведение – вы угадываете название.
- Собор Святого Якова в Сантьяго-де-Компостела
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Преображенские истории владыки Саввы
- Яблочный Спас в 2012 году – 19 августа
- Преображение Господне 19 августа в 2012 году: ничто доброе в человеке не пропадет
- Святейший Патриарх Кирилл: проповеди, послания интервью
- Коллекция документальных фильмов
Это пророки Моисей и Илия. И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте.
Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. В описании видения пророка Иезекииля сияние исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Виноград едим три раз в неделю на трапезе: в понедельник, среду и пятницу. Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности.
- Запрет на вкушение виноградаПравить
- В художественной литературеПравить
Возможность изучить картину получили многие известные художники. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. Слава рафаэлевских картонов превзошла даже его ватиканские фрески, которые не были доступны публике:ими могли любоваться лишь избранные. Картоны получили широкое распространение в качестве образцов для гравюр на дереве и на меди. Именно по ним мир судил о Рафаэле как о непревзойдённом рисовальщике, наделённом богатейшей фантазией. Особую известность получили картоны, выполненные в основном Рафаэлем, «Чудесный улов», «Призвание апостола Петра», «Исцеление хромого» и «Смерть Анании». На остальных «Ослепление Элимы», «Жертвоприношение в Листре», «Обращение Савла», «Проповедь Павла в Афинах», «Мученичество Павла» и «Побиение камнями дьякона Стефана», по мнению исследователей, чувствуется рука учеников и прежде всего Франческо Пенни и Джулио Романо. Понадобилось более трёх лет для изготовления самих шпалер, прежде чем они были доставлены в Рим и развешаны по стенам Сикстинской капеллы.
Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. Тот справа на полу корчится в предсмертных муках, пугая людей диким воплем. Иоанна обнажёнными, но позже «одел». Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени.
Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. По Матвеем, Марком и Лукой (Мф. Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. 1:27-28). В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство.
Вслед за свершившимся Преображением он изображает, согласно Евангелию от Матфея (гл. Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. В другом челне два ученика, напрягшись, с трудом вытаскивают полную рыбы сеть. Именно с горы Преображения началось Его восхождение на Голгофу. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине». Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы.
обсуждаемой ранее картины «Алтарь Одди», но в то же время содержит множество новых и современных элементов. Фигуры не изолированы одна от другой, а связаны паутиной жестов и взглядов, как бы вовлекающих в развитие действия самого наблюдателя:Святой Иоанн Креститель смотрит в сторону зрителя, указывая на Богоматерь. Святой Франциск, напротив, указывает в сторону наблюдателя, но взор его направлен в небеса. Святой Иероним не только представляет заказчика картины, но и указывает на строение, убереженное от молнии, поясняя своим жестом смысл обета. Наконец, объединяющим элементом между небесным таинством и земной сферой является радуга, подчеркивающая композиционное единство сцены. Мозаика апсиды церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна. От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется – «угадайка». Особенно строго придерживались этого правила те, у кого умерли дети-младенцы. При этом появились два Ветхозаветных пророка – Моисей и Илья.
чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств. «Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию (теперешнюю Бельгию), где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время, благодаря качеству работы и используемых материалов, мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста. К слову, гробницу художник выбрал себе сам, а его ученик Санти Лоренцетти поставил статую Девы Марии исполнив этим желание своего учителя.
9:1). 19:15). Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. Композиция строго симметрична.
Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью». Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера.
Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия. Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Просветлённый лик спокоен и кротокгустые каштановые волосы ниспадают до плеч. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Наконец, в Евангелии от Марка (Мк.
Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна». «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. Для преподавателя «угадайка» – это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. На знаменитой картине Джованни Беллини (см.
Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера (хотя сбор яблок не сопровождался у нас «вакханалиями»). 17:5). Нарастание драматических деталей картины свидетельствует о том, что в передаче экспрессии и эмоций художник приблизился к той черте, что отделяет ясный ренессансный стиль от маньеризма. Но смерть постигла творца внезапно в возрасте 37 лет, современные исследователи пишут, что виной тому лихорадка.
Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Это удовольствие предназначалось только для знати, широкой публике предлагалась религиозная живопись в Эскориале, монастырско-дворцовом комплексе, построенным королём Филиппом II, сыном Карла V. Филипп II был известным коллекционером живописи и за свою жизнь он собрал прекрасную коллекцию из более 1600 работ испанских и европейских художников. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева).
Художественный язык религии – это образы святых. придать ей еще большей убедительности. (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. Рафаэль похоронен в Пантеоне.
Итак, сыграем в «угадайку». Здесь Festum Transfigurationis Christi, как он называется в католическом календаре, долго не был всеобщим (хотя в некоторых регионах упоминается с IX века). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении («разрушении») им еврейского законодательства.
Картина Рафаэля, написанная в 1519-1520 годах, наоборот, полна драматизма. Картина, первоначально сделанная на доске, оставалась в капелле церкви, для которой и была предназначена вплоть до конца 18 века, когда была вывезена в Париж французскими оккупантами, где видимо из-за повреждений, полученных в ходе транспортировки-была перенесена на холст. Алтарная картина характеризуется повествовательным сюжетом, причем история развивается снизу вверх:Апостолы собравшихся у саркофага Девы Марии, находят его пустым, и на месте усопшей они находят расцветавшие цветы, среди которых-лилии. За этим неожиданным открытием следует созерцание небесного явления:в окружении херувимов и играющих на музыкальных инструментах ангелов, Дева Мария возводится Христом в сан Королевы Небесной. Исследования доски (рентгенографией и инфракрасными лучами)показали, что картина была написана в два приема:вначале была использована верхняя часть, в которой Христос коронует Деву Марию, в то время, как завершение композиции-изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага-относится к гораздо более позднему периоду. Фигуры верхней части исполнены в манере Перуджино, совсем наоборот, распределение фигур Апостолов создают эффект динамизма, в то время как пейзаж заднего плана волшебным образом сливается с фигурами на первом плане. Центральным элементом картины является пустой саркофаг, сразу же бросающийся в глаза и размещенный по диагонали, что усиливает эффект глубины сцены. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий.
Завершал картину Джулио Романо. XXI, 16, 17). Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью». Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским.
Их товарищ старается с помощью багра удержать чёлн, чтобы он под тяжестью не перевернулся. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины.
В описании видения пророка Иезекииля сияние исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. Шесть дней спустя Иисус поднялся на гору помолиться, взяв с собой троих учеников – Петра, Иакова и Иоанна. Более того, чтобы ни у кого не возникало сомнений, каждую фигуру художник подписал. А для студента – это три минуты чистого адреналина в крови.
У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа). В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. При этом особый акцент художник по каким-то своим причинам сделал на деревянной изгороди, которая наискосок прорезает низ картины и отделяет зрителя от сцены на полотне и скальной пропасти. Иисус словно дожидается этого признания от учеников, с этого момента начиная открывать им необходимость Своих будущих гонений, крестных мук и смерти. Преподаватель показывает студенту фотографию того или иного произведения, а тот должен назвать период, стиль, автора, музей, где хранится произведение или город, если это здание. А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. И очевидно, что время, когда Иисус «говорил о сём открыто» (Мк.
В результате запрета исполненного верными учениками, рассказ о Преображении Господнем стал известен за пределами узкого круга, в который входили только Петр, Иаков и Иоанн, уже после Воскресения Христова. Именно с этого знаменательного исповедания, как пишут евангелисты, Он «начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками и быть убиту и в третий день воскреснуть» (Мк. 7:15).
Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы. Рафаэль похоронен в Пантеоне. Верхнюю часть картины, представляющую преображение Господне как видение и отличающуюся утончённой зрелой живописью, написал Рафаэль. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8. Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно. Преподаватель показывает студенту фотографию того или иного произведения, а тот должен назвать период, стиль, автора, музей, где хранится произведение или город, если это здание. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья.
(Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей состоится всякое дело» (Втор. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10. Данный запрет на распространяется на инжир прошлогоднего урожая, который едим.
Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Особую известность получили картоны, выполненные в основном Рафаэлем, «Чудесный улов», «Призвание апостола Петра», «Исцеление хромого» и «Смерть Анании».
Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот. Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи. На Западе же стимул к его празднованию носил общественный характер». Здесь же стоит Андрей, разведя руки от удивления при виде такого обилия рыбы.
Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. Для своей картины художник использовал хорошо известный библейский сюжет описанный в евангелиях, который повествует о том, что Христос решил показать своим ученикам свой истинный облик. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл.
Правой рукой он указывает склонившему пред ним колена Петру на стадо, словно говоря: «Паси овец моих» (Евангелие от Иоанна, гл. Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк.
Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства.
обсуждаемой ранее картины «Алтарь Одди», но в то же время содержит множество новых и современных элементов. На остальных «Ослепление Элимы», «Жертвоприношение в Листре», «Обращение Савла», «Проповедь Павла в Афинах», «Мученичество Павла» и «Побиение камнями дьякона Стефана», по мнению исследователей, чувствуется рука учеников и прежде всего Франческо Пенни и Джулио Романо. Но вернемся на Запад, к Рафаэлю. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли.
Но оба эти случая не трактуются Рафаэлем как объективные события. «Преображение» -это два контрастных мира. Большую безвкусицу трудно даже вообразить. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. Такой устав (запрещение) существует и по отношению к инжиру и к другим плодам, в тех местностях, где они созревают. Логично предположить, что путь на Голгофу (на юг) начинался с самой северной точки Израиля (горы Ермон).
Многих чудесных ответов и утешений небесных мы не дождались, просто «проспав». Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом. 9:1).
Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы.
В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. 9:28-36). Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией.
Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью». Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Евангелия рассказывают, что Иисус предрек, что некоторые из Его последователей смогут лицезреть Преображение Его и таким образом еще при жизни увидят Царствие Божие: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.
Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610). С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе. Её нарушает корчившийся в судорогах как от удара молнии Ананий.
Свет, преобразует Иисуса, является одновременно отражением божественной славы (как в случае с Моисеем на горе Синай Вих. 34, 29) и предвестием славы его воскресения. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). 1:27-28). В небольшом итальянском городке Реканати находится церковь Святой Марии и в ней над алтарем – шедевр Лоренцо Лотто «Преображение Господне».
Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану.
Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5. Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока.
Свет располагается вокруг фигуры Христа и очертаниями световое пятно напоминает мандорлу, а вокруг этого живописного и отнюдь не условного, как на иконах, нимба разлетаются серые облака. Шумно потому, что многолюдно. Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration). Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание.
17:1-6, Мк. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Именно с этого знаменательного исповедания, как пишут евангелисты, Он «начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками и быть убиту и в третий день воскреснуть» (Мк. Н. В. Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен.
VI век. На датируемой серединой VI века мозаике апсиды церкви Сан Аполлинаре ин Классе в Равенне изображены Рука Божия, вытянутая из облака, в небесах два пророка Моисей и Илия, Крест с оплечным образом Христа, сам Иисус изображение которого подписано «Salus Mundi» — «Спаситель мира», а вот апостолы показаны в виде агнцов, причем в нижнем ряду из двенадцать, но еще три – по числу учеников, лицезревших Преображение изображены отдельно. Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять. На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию.
Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Санти использовал знаменитую историю из библии. Мандорла в православной иконографии Преображения— это символ того Божественного мрака, в который вошёл Моисей на горе Хорив, о чём писал Григорий Нисский в сочинении «О Жизни Моисея законодателя». Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже. 9:37).
В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии). 17:2). Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже.
Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. Согласно Евангелиям, когда на следующий день Иисус спустился с горы, Его встретила толпа, которая была явно еврейской, на что указывало присутствие в ней книжников (Мк. 9:14, Лк. 9:37), в то время как непонятно, откуда появилась еврейская толпа в языческом регионе. «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. » – именно таким восклицанием отреагировал Иисус на долгожданное прозрение апостолов на Свою миссию (Мф. С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была».
Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Он парит в облаках, освещённых его сиянием. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году.
Один из апостолов, подняв руку к небу, указывает, откуда пришла кара, а Пётр жестом как бы говорит согрешившему: «Господь тебя наказал». 11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы. Радовались Пророки ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Освящение в этот день винограда и различных фруктов и овощей символизирует расцвет и плодовитость всего созданного в бесконечном царстве жизни. Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение.
Рафаэль похоронен в Пантеоне. Иероним со львом, его главным признаком. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще – просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. «Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. 8:31).
Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. Евангелия рассказывают, что Иисус предрек, что некоторые из Его последователей смогут лицезреть Преображение Его и таким образом еще при жизни увидят Царствие Божие: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении.
Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». В результате была снята осада Белграда и остановлена турецкая экспансия в Западную Европу. Само же освящение фруктов, относящееся к разряду «треб», продолжается около десяти минут. ) В этом можно видеть продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков» – первых плодов.
Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. Именно здесь, во время молитвы, Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф.
Справа от Богоматери – Св. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Просветлённый лик спокоен и кротокгустые каштановые волосы ниспадают до плеч. Правой рукой он указывает склонившему пред ним колена Петру на стадо, словно говоря: «Паси овец моих» (Евангелие от Иоанна, гл. XXI, 16, 17). Столпившиеся позади Петра апостолы охвачены волнением и проявляют самые разные чувства, как у Леонардо в «Тайной вечере». Одни вопросительно смотрят друг на друга, недоумевая, почему Учитель призвал и вручил ключи Петру, который трижды отрёкся от него. Другие с умилением смотрят на явленного их взорам Спасителя, послушно принимая любое его деяние, а третьи спокойно принимают это решение. В этом картоне, более чем в других работах Рафаэля, особенно заметны влияние Мазаччо и его лепка объёмов светотенью, чего не избежал никто из мастеров Высокого Возрождения. Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух.
Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи.
Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Я описываю одно произведение — вы угадываете название.
Описанное евангелистами Матфеем, Марком и Лукой чудо Преображения Христа, повергшего ниц изумленных учеников, явившего в лучах высшего света свою Божественную природу Петру, Иакову и Иоанну, т. е. Это запрещение для тех монастырских братьев (монастырей), где оно существует. Эпоха Ренессанса, одним из столпов которой он был, возродила не только интерес к человеку, поставив его в центре вселенной, но и принялась за активное развитие всех сфер его жизни. Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк. При этом появились два Ветхозаветных пророка – Моисей и Илья. Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком.
В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом.
В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». 16:23). Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV.
Возможность изучить картину получили многие известные художники. Данный запрет на распространяется на инжир прошлогоднего урожая, который едим. После того как рыбаки всю ночь провели впустую, не выловив ни одной рыбы, Христос повелел им снова забросить сети. В первом челне, доверху гружённым рыбой, на корме сидит Христос. Пред ним Пётр в знак благодарности пал на колени, произнеся: «Господи, я грешник», а Христос, успокаивая его, в ответ промолвил: «Не бойся». Здесь же стоит Андрей, разведя руки от удивления при виде такого обилия рыбы. В сравнении с благородным ликом Христа их грубоватые обветренные лица выражают безграничную преданность и веру. В другом челне два ученика, напрягшись, с трудом вытаскивают полную рыбы сеть. Их товарищ старается с помощью багра удержать чёлн, чтобы он под тяжестью не перевернулся. Чтобы христианизировать этот праздник урожая, было решено торжественно праздновать в августе «Преображение Господне» искусственно совместив с ним благодарственный молебен Истинному Богу за дарование винограда. Отсюда странное, но такое «милое и домашнее» название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе.
Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии). И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е.
На горе Фавор расположены два действующих монастыря, православный и католический. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро.