Преображение Рафаэль
Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» признал «Преображение» Рафаэля «самой прекрасной и божественной» из его работ. Картину Преображение Рафаэль Санти выполнял по заказу кардинала Джулио Медичи для городского кафедрального собора, отказаться было нельзя. «преображение»— последняя картина Рафаэля, над которой художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году. Последняя картина Рафаэля «Преображение», своеобразное завещание художника, стала главным образцом, на который художники-классицисты равнялись на протяжении многих веков. Рафаэль «Преображение Господне».
«преображение» — последняя картина Рафаэля, над которой художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году. Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля. В результате изучения «Преображения» при помощи современной рентген-аппаратуры ученые установили, что сначала Рафаэль изобразил Христа, двоих пророков и святого Иоанна обнаженными и лишь потом «одел». Картину на сюжет Преображения Господня заказал Рафаэлю в 1517 году кардинал Джулио Медичи для кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом.
За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима. Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration). Рафаэль похоронен в Пантеоне. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи.
Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. придать ей еще большей убедительности. На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. «Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14.
Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение» — самой значительной его работой. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. Вызвав настоящую бурю негодования co стороны святейшей церкви, великолепное произведение получило приговор на уничтожение. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна».
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- ПРЕКРАСНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ О ПРЕОБРАЖЕНИИ ЖЕНЩИНЫ
- Преображение Господне: фрески и картины
- Картина Рафаэля «Преображение» (описание)
- Преображение – 1518-1520 Рафаэль Санти картины
- Последняя картина Рафаэля Преображение
К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают. «Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии).
(Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными. Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять.
- Рафаэль «Преображение Господне»
- Рафаэль Санти Преображение: описание
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Преображение Господне глазами художников
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». Возможность изучить картину получили многие известные художники. Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо.
В результате изучения «Преображения» при помощи современной рентген-аппаратуры ученые установили, что сначала Рафаэль изобразил Христа, двоих пророков и святого Иоанна обнаженными и лишь потом «одел». Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы.
В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610). Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще – просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф.
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. Надпись на могиле художника гласит: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ) : он предписывал скупать ценные предметы искусства. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени. Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы.
Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. Пример, который вспоминается едва ли не в первую очередь, – работа Рафаэля, хранящаяся в Ватиканской пинакотеке. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Христос появляется в вихре белого света. Назвал он вторую картину «Преображение» (Transfiguration).
А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо.
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. Шумно потому, что многолюдно. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе, а аполостолы полулежали у его ног, прикрывая глаза от яркого света. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. Возможность изучить картину получили многие известные художники.
Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским.
11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио.
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Рафаэль Санти Преображение Христово
- Живой Журнал Олега Алиева: "Геральдика и Жизнь"
Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева.
В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей.
Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева).
Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). 11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор — святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа).
Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство.
- Преображение по Рафаэлю — Татьянин день
- Преображение (Рафаэль) – Википедия
- Описание картины Рафаэля Санти «Преображение Господне»
Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности. Окутывающее его фигуру сияние – то самое «облако светлое» – озаряет остальных персонажей. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе.
Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». ссылка.
Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. «преображение»— последняя картина Рафаэля, над которой художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году.
Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы. Но вернемся на Запад, к Рафаэлю. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно. Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо.
Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Справа от Богоматери – Св. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными.
Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком. В результате транспортировки она была сильно повреждена, а первая реставрация только ухудшила ее состояние. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала.
Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Приглушённая цветовая гамма полотна построена на контрасте тёплых жёлтых и холодных зелёных тонов, где единственное яркое пятно – кардинальская одежда Иеронима.
Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Художественный язык религии – это образы святых. В ноябре 1798 года картина была выставлена в Большом салоне, а 4 июля 1801 года заняла центральное место в экспозиции из 20 картин Рафаэля в Большой Галерее Лувра, по которой в 1810 году прошла свадебная процессия Наполеона и Марии-Луизы Австрийской, запечатлённая живописцем Бенжаменом Зиксом.
Христос появляется в вихре белого света. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот. Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике.
Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине». Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. Рафаэль был весьма необычным человеком, часто идущим наперекор святейшей церкви. А после его смерти она боялась умереть».
Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении.
Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств. Санти использовал знаменитую историю из библии.
Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. На первом плане помещены апостолы, которые возлежат в различных позах в ожидании сошествия Христа. Он парит в облаках, освещённых его сиянием. Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно.
Последняя картина Рафаэля «Преображение», своеобразное завещание художника, стала главным образцом, на который художники-классицисты равнялись на протяжении многих веков. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовал вторую картину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Обратно в Италию картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году и сегодня она находится в Пинакотеке Ватикана.
Вторая картина была написана в последний год жизни художника (1520) и называлась «Уход». Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины.
Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. Иероним со львом, его главным признаком. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни.
Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Удивлённые чудесным видением, они закрыли рукой глаза: так ослепителен и ярок этот свет исходящий от Христа и его необычайно белых одежд. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме.
И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник. Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко.
У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа). На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». И кажется, что художник настолько отождествил себя с собственным своим мастерством, обнаружив в лике Христа все дерзание и всю силу своего искусства, что, закончив его как последнее, что ему было завещано, он потому больше и не прикасался к своим кистям, когда его постигла смерть (Вазари).
К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении — вероятнее всего апостол Андрей.
За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. Возможность изучить картину получили многие известные художники. Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком. Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля. К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают.
За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. Как его назвал в своих трудах знаменитый Вассари – он был «атеистом с богатым воображением». Это пророки Моисей и Илия.
Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение. Но вернемся на Запад, к Рафаэлю.
И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна».
К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была». И театра далеко не в последнюю очередь. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом.
Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи.
Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Рафаэль похоронен в Пантеоне. К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. И театра далеко не в последнюю очередь. 17:5).
И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была». Иоанна обнажёнными, но позже «одел».
Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять. Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Но вернемся на Запад, к Рафаэлю. Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10.
Художественный язык религии – это образы святых. придать ей еще большей убедительности. Для Жака-Луи Давида, его учеников Жироде, Энгра и других художников Рафаэль являлся воплощением французских художественных идеалов. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов.
Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио.
Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Св. Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия.
Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа).
Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк. 9:37). Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство».
По другой версии это могут быть диаконы Фелициссим и Агапит, принявшие мученическую смерть с папой Сикстом II, поминаемые согласно римскому миссалу в тот же день. Но смерть постигла творца внезапно в возрасте 37 лет, современные исследователи пишут, что виной тому лихорадка. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо.
Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени.