Принцесса Греза Михаил Александрович Врубель
Исчезнувшая греза Михаила Врубеля
Врубель черпает свою творческую энергию в классическом искусстве итальянского Ренессанса, но при этом художника постоянно манит экзотический Восток. Ни с одним художником Мамонтов не носился так, как с Врубелем. Если пачкались манжеты, он шел покупать новую рубашку, не печалясь, что остался без обеда. Всем стало ясна, что на асфальте лежит знаменитое панно Врубеля «Принцесса Греза».
Мастер Врубель сотворил действительно истинный шедевр, которым восхищаются миллионы людей. Забелу-Врубель. Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года. Здесь его вдохновение сковано бессилием. «А с чего бы она понравилась мне, если бы никому не нравилась. » — со смехом заявил он однажды в компании.
- Описание картины «Принцесса Грёза»
- Принцесса Греза – 1896 Михаил Врубель
- Михаил Врубель – Принцесса Греза
- Михаил Врубель и его «Принцесса Грёза»
- Принцесса Грёза и искусство модерна-презентация по мхк
Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Изящество Михаил ценил превыше всего. Она приходит к постели рыцаря и он умирает в её объятиях. Ведь двойной холст плюс грунт и краска «Принцессы Грезы» — около 300 кг., да еще вес самого вала. Впоследствии он безумно в нее влюбляется.
Если пачкались манжеты, он шел покупать новую рубашку, не печалясь, что остался без обеда. Хоронили Врубеля на Новодевичьем кладбище. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную.
В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения. Афанасий", "Богоматерь с младенцем") и росписями ("Сошествие Св. Бенуа писал: Каждое утро.
- Михаил Александрович Врубель: эмоциональная и чувственная керамика
- Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
- Михаил Александрович Врубель и его фантастические картины
- ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856-1910)
- Врубель Михаил Александрович (1856-1910)
Все политические и культурные события конца XIX — начала XX вв. пришлись на период его болезни. Врубель, не помня себя, слонялся по Киеву. В центре — с арфой в руках умирающий рыцарь. Вторую стену было решено украсить панно «Микула Селянинович», символизирующим дух и силу русской земли. Публика не сумела оценить шедевры Врубеля по достоинству. Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки.
Такой шедевр можно сейчас увидеть на выставке, называемой Третьяковской. Оцинкованный чан, где плескался Васька, установили при входе в павильон «Крайний Север» по инициативе Саввы Мамонтова. Портрет Н. И. Одним из упреков работам Врубеля была их незаконченность. Всем стало ясна, что на асфальте лежит знаменитое панно Врубеля «Принцесса Греза». Предстояло переправить панно в Третьяковскую галерею.
(К. Задолжал прачке, дворнику, но по утрам умывался духами, выливая в таз по целому флакону. Появились вальс «Принцесса Грёза», а также духи и шоколад с таким названием. Надежда Ивановна Забела родилась 1 апреля 1868 года в семье старинного украинского рода. В 1913 году рядом похоронили его жену, Н. И. Историю Принцессы Грёзы я узнала, когда при подготовке к уроку перечитывала «Историю красоты» Умберто Эко.
- Описание картины Врубеля «Принцесса Греза»
- Смеется тот, кто смеется последним
- Врубель Михаил Александрович – Принцесса Грёза
- Словари и энциклопедии на Академике
- Принцесса Грёза и искусство модерна
- Напишите отзыв о статье Принцесса Грёза
Но дорогой заболел и умер обожаемый Саввочка. Графине сообщили о желании влюблённого увидеть её. Духа" и др. ) Кирилловской церкви, эскизами неосуществленных росписей Владимирского собора. Затем «Принцесса» перекочевала в его частный театр.
К этому образу Михаил Александрович обращается и в керамике, кажется, что он одержим им. Его даже невозможно было развернуть – такой он был огромный. Он еще пытался бороться. Последующие пять лет оказались самыми плодотворными в жизни художника.
Смеялись над ними не только помощники, но и администрация выставки. Врубель одухотворяет природу, превращает ее в своего учителя и наставника. Модернизм особенно свойственен некоторым панно Врубеля (триптих Фауст для дома А. В. Морозова в Москве, 1856 Утро, 1897). В 1889 г. переехал в Москву, где сблизился с С. И.
- Отрывок, характеризующий Принцесса Грёза
- Портрет старушки Кнорре за вязанием
- Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова
- Портрет военного (Печорин на диване)
- Портрет врача-психиатра Федора Арсеньевича Усольцева (на фоне иконы)
Там был написан ряд знаменитых произведений Врубеля. В 1883 году Врубеля ждет первый успех: композиция. Картины Врубеля должны были украшать торцы павильона художественного отдела. Художник-керамист – это только одно направление творческой деятельности Михаила Александровича Врубеля. Вдохновенную речь на похоронах произнес А. Блок, назвав художника вестником иных миров. А. В основе сюжета – встреча двух героев былины, столкновение двух характеров.
Мамонтов говорил: глаз народа надо приучать к красоте. Была проведена целая серия реставрационных советов с приглашением самых лучших специалистов, панно решили реставрировать. Выпустили его благодаря заступничеству художника Серова, который как раз в это время писал портрет Николая II и лично просил государя о помиловании Мамонтова.
Последними его словами были: Хватит лежать, собирайся, Николай, поедем в Академию. Художник не стал свидетелем своего первого успеха у публики. Его вид совсем не вызывает страха. Самовольно отправил в комиссию по строительству Владимирского собора серию акварельных эскизов росписи, сопроводив пояснением: «Я старался сделать иллюзию Христа наивозможно прекрасною». Но этим двум личностям суждено встретиться, но эта встреча окажется скоротечной. Майоликовое панно Принцесса Грёза Михаила Врубеля на. В 1900 году за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» Врубель получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Вал пришлось специально заказывать, ждать (все это время холст хранился в Большом театре, закрытом тогда на реставрацию), потом еще найти нужных размеров машину для транспортировки, дождаться хорошей погоды.
Панно «Принцесса Греза» заказал тогда еще малоизвестному Михаилу Врубелю Савва Мамонтов, курировавший художественно–оформительские работы на Всероссийской промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Врубель действовал так же. Площадь каждого панно была равна ста квадратным метрам.
Михаил Александрович долгое время не только работал, но и жил у Мамонтова. И когда его полностью расстелили, то рядом, напротив на фасаде гостиницы «Метрополь», увидели его двойника — майоликовую мозаику. В 1900 году на сцене Императорского московского нового театра, а затем и в Мариинском театре была поставлена лирическая опера Ю. И. Блейхмана «Принцесса Грёза». Перед Врубелем встал призрак долговой ямы.
Единственное, что оставалось Врубелю — это рисовать любимую. Большая часть работ относилась к поэме Лермонтова «Демон», в том числе и знаменитый «Демон сидящий», эскиз которого был создан в 1890 году.
Смотря на это произведение искусства – словно попадаешь в волшебный и сказочный мир. Эмилия Львовна мужа поддержала. Потом панно необходимо было очистить – убрать всю грязь. м).
Проникшись любовью к Прекрасной Даме, принц посвящает ей стихи и песни. Для этого полотно нужно было поставить вертикально – на полу этого делать нельзя. публика могла видеть, как Врубель дописывал свою картину.
Есть какая-то безошибочность во всем, что он сделал. Обстановка нервозная. Или это было самоубийство. Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы.
Самой известной работой Врубеля в области облицовки фасадов является панно «Принцесса Грёза», украшающее гостиницу Метрополь. Оцинкованный чан, где плескался Васька, установили при входе в павильон «Крайний Север» по инициативе Саввы Мамонтова. Реставрация «Принцессы Грёзы» продолжалась долгие годы. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст.
Впрочем, в 1956 году называлась она еще площадью имени Свердлова. Михаил Александрович окинул благодетеля презрительным взглядом и Мамонтов прикусил язык. Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства — создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве — декоративную скульптуру Маска льва. Источником вдохновения для работы Врубеля «Принцесса Греза» стала пьеса Эдмона Ростана, впервые поставленная в России в 1896 году. Что за бедствие вся жизнь этого многострадальца, – вспоминал И. Е. Она — носительница души Декоративно все и только декоративно. Одно воспоминание вдруг всплыло в памяти: — Сударь, как мне найти Кирилловскую церковь.
— ответили Врубелю. Пан подобен лукавому лешему.
Он сам жаждал появления в своей жизни вызванной его искусством грезы-любви. Многие сюжеты врубелевских творений объясняются романтическим увлечениями автора. Ему поручают написание четырех панно для готического кабинета в особняке А. В. Морозова.
Трубадур знал истории о прекрасной внешности упомянутой принцессы. Особых неприятностей со стороны светски общительного, беззаботного, пустовато изящного и в жизни и в щедром производстве «симпатичных» акварельных видов Альберта Бенуа Савва Иванович не ждал. Холст был в ужасном состоянии. Васька на лету ловил бросаемых ему рыбин и в благодарность урчал что-то похожее на «ур-р-ра», отчего восхищенная публика прозвала тюленя говорящим. Богоматерь точно так же смотрела слепой. Мамонтов предложил быстренько заказать какому-нибудь художнику пару декоративных панно.
И вдруг обнаружил, что стоит напротив Кирилловской церкви. «Наивно, дико» — довольно бесцеремонно высказывались они о незаконченном полотне Врубеля. А вскоре грянул скандал. Однако творчество Врубеля выходит за рамки какого-либо определенного стиля стремление создать сложную, неоднозначную картину мира, в котором все взаимосвязано и одушевлено, где за привычным обликом предметов и явлений таится своя особая и напряженная жизнь, приводит в произведениях Врубеля к органическому слиянию мира человеческих чувств и мира природы («К ночи», «Сирень», оба 1900 г. ) Сквозная тема творчества Врубеля – образ Демона, в котором художник видит героическую личность, отвергнутого пророка, трагически ощущающего свое одиночество ("Демон», 1890 к одноименной поэме М. Ю. Художник до тонкостей изучал строение и переплетение ветвей, стеблей и соцветий кристаллики льда, образующие узоры на стеклах игру света и тени и отражал свои знания и чувства в своих произведениях: киевские цветочные этюды (1886 — 1887) Белая акация, Белый ирис, Орхидея панно Богатырь (1898), Одиллия (1894), Сирень (1901), Кампанулы, Раковины и Жемчужина (1904), Тени лагун (1905) и т. д.
Мало того — и это уже зафиксировано официально — перед самым приездом царя Альберт Николаевич Бенуа был вынужден принять непосредственно в экспозицию своего отдела еще несколько произведений кошмарного Врубеля, включая «Суд Париса», «Испанию», «Портрет Арцыбушева», средиземноморские пейзажи, цветную скульптуру «Голова Демона» и «Голову великана». После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. Демон очеловечился, Врубель подошел к границе банальности (при этом ошибки, вернее, невероятности рисунка стали заметнее), но не перешел ее. Он не смог прочувствовать, как насмешки и хула постепенно уступают место интересу. Самое большое майоликовое панно «Принцесса Грёза» – авторства Врубеля. Полный чувственности и трагизма изображён короткий миг единения двух влюблённых. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты».
И захотел написать на одной стене зала «Принцессу Грезу» — как воплощение красивой вселенской художественной мечты. Пришлось специально заказывать, ждать (все это время холст хранился в Большом театре, закрытом тогда на реставрацию), потом еще найти нужных размеров машину для транспортировки, дождаться хорошей теплой погоды Так что прошел почти год, прежде чем Принцесса Греза наконец попала в Третьяковку.
Возглавлял работу реставратор Алексей Петрович Ковалев. Разве что глаза лучились по-прежнему Это было только началом врубелевской «демониады» — вскоре Михаил нарисовал иллюстрации к лермонтовскому «Демону». Предстояло переправить панно в Третьяковскую галерею. За четыре года до своей смерти Врубель ослеп. Но во время путешествия юноша сильно заболевает. Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) родился в Омске. В 1884-1889 гг.
В этом году в центре Москвы отремонтировали фасады более 700 зданий. Не рада была водевильному повороту сюжета и его жена. Временами здоровье позволяло ему возвращаться к работе, однако болезнь прогрессировала. — ответили Врубелю.
В них гости могли пользоваться холодильником, телефоном и горячей водой. Сюжет панно изображает восточную принцессу, склонившуюся над умирающим рыцарем. Наконец, панно водрузили на стену и множество реставраторов на лесах долго возились с тонировками, пока наконец «Принцесса Греза» не предстала перед зрителями во всем великолепии. – в петербургской Академии художеств. Травля не прекращалась, о чем Михаил Врубель с горечью писал сестре.
В эти годы были написаны такие картины, как «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Тот предложил два сюжета — русскую былину «Вольга и Микула Селянинович» и романтическую средневековую легенду о любви трубадура из Прованса к принцессе Мелисинде. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. На панно изображен умирающий юный рыцарь и склонившаяся над ним принцесса. Сообщили в Третьяковскую галерею, оттуда пришли реставраторы и научные сотрудники. В конце концов увидели на холсте подпись: М. Врубель.
Это был последний проект известного русского предпринимателя. Психиатр Василий Бехтерев определил у художника прогрессивный паралич (в современной терминологии – нейросифилис, Врубель болел сифилисом еще в 1892 году). В классе П. П. Чистякова Врубель занимается с 1882 года. Ассистентами его в написании данной картины стали Константин Коровин и Василий Поленов. Михаил ревновал, не поднимая глаз, — полковник самодовольно усмехался в пышные усы. жил в основном в Киеве, где работал над иконами ("Св. Те не знали, как реагировать, — то ли посмеяться, то ли выставить сумасброда за дверь.
Римского-Корсакова "Садко", 1897, "Сказка о царе Салтане", 1900 и др. ), выступал в роли архитектора (проект фасада дома Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве, 1891). Подмалевки делали его помощники, а художник завершал работу. «Принцессу Грезу», написанную французским драматургом в1895 году, сразу начали репетировать на русском языке в стихотворном переводе Татьяны Щепкиной-Куперник в петербургском суворинском театре. Об этой находке сообщили в Третьяковскую галерею. Между тем чувство Врубеля не остывало. Он стремился создать сложную одушевленную картину мира, соединяя в своих произведениях мир человеческих чувств и мир природы (Пан, 1899, К ночи, 1900, Сирень, 1900).
Врубель выполняет иллюстрации к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон», но не останавливает своё внимание на уже созданном герое, а ищет свой образ. Тогда Мамонтов соорудил вблизи входа на выставку собственный деревянный павильон с огромными буквами на крыше «Панно Врубеля» и выставил композиции там. Комментарии по истории создания этих картин. С 1898 г. – участник выставок "Мира искусства".
Вот так и была найдена Принцесса Греза. Как и другие евангельские сказания, сюжет Сошествия имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Неаполитанская ночь, выполненным Врубелем для Русской частной оперы. Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей игры волн, блеска камней, шума прибоя. По мнению Прахова, для работ Врубеля следовало бы выстроить отдельный храм.
Врубель, по его словам, ведет беседу с натурой, вглядывается в бесконечные изгибы формы, утопает в созерцании тонкостей и видит мир как мир бесконечно гармонирующих чудных деталей. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. величавый. Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы. Сама мысль создать нечто демоническое, возникла еще в Киеве.
Туда и поместили панно Врубеля, прямо в купольную, самую высокую часть храма. Художник показывает на холсте сюжет известного творения Эдмона Ростана, написанный в поэтическом жанре. «Принцесса Грёза» (1896) картина русского художника Михаила Врубеля. Абсолютным новшеством в творчестве художника-керамиста появляется камин «Микула Селянинович и Вольга», который Врубель создаёт по заказу Саввы Ивановича Мамонтова. Сообщили в Третьяковскую галерею, оттуда пришли реставраторы и научные сотрудники.
Во – первых, холст нужно было дублировать. Появились вальс «Принцесса Грёза», а также духи и шоколад с таким названием. Художник создаёт два огромных полотна размер «Принцессы Грёзы»– 450 на 1400 см). «Милостивый государь.
Мамонтов однако не сдался. Панно поместили в специальную раму, под ним возвели подиум для рояля и оркестра. Лермонтова), обреченного, но сохраняющего полноту духа ("Демон поверженный», 1902). Комиссия Академии художеств забраковала и «Грёзу» и «Микулу Селяниновича» –– как «нехудожественные».
Шехтелем (Полет Фауста и Мефистофеля). Подсвечник, графин, стакан. Историю Принцессы Грёзы я узнала, когда при подготовке к уроку перечитывала «Историю красоты» Умберто Эко. Мамонтов задумался: Микула прекрасно иллюстрировал идею величия Руси, ради которой затевалась выставка, а вот появление здесь неведомой принцессы из феодальной Франции вызвало сомнения Но в итоге он согласился и со вторым сюжетом, правда с условием: героиню наречем не Мелисиндой, а Грезой — в русском переводе новая модная пьеса Эдмона Ростана называлась «Принцесса Греза».
Незадолго до открытия Мамонтов при встрече с Витте обратил внимание министра на то, что под крышей длинного высокого зала образовались два огромных пустых «окна», которые необходимо чем-то заполнить. Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуюткто. Роскошная обстановка его особняка на Садовой-Спасской пошла с молотка. Над входом Мамонтов велел повесить вывеску «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». История гостиницы «Метрополь» и панно Врубеля «Принцесса Греза» Врубель сочинил композиции на европейский «Принцесса Греза» (сказочная рыцарская легенда в сценической обработке популярного тогда.
Встреча принца с его возлюбленной невозможна на земле. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана, второе— «Микула Селянинович»— на былинный сюжет. В духе символизма Врубель изменяет сюжет Ростана. В это время Врубель возвращается к демонической теме и пишет свою картину Демон поверженный (1902), которая считается одним из самых поразительных памятников его магического театра. На задворках Большого театра пустили на слом невзрачный сарайчик-пристройку. Но, тем не менее, он попадает во дворец и, встретив Мелисандру, умирает.
Забелы-Врубель»). После закрытия выставки судьба обоих панно туманна.
На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник получившей название «Принцесса Грёза».
Она приходит к постели рыцаря и он умирает в её объятиях. Конечно, написать их в одиночку Врубель не мог. Чтобы встретиться со своей Прекрасной Дамой, которой он посвятил немало кансон, Джауфре становится крестоносцем и отправляется в Антиохию.
В жизни во всех движениях Врубеля было заметно явное расстройство. В 1994 году, после того как холст приобрели, панно размером девяносто четыре квадратных метра перевезли в Лаврушинский переулок и натянули на гигантский подрамник. Полотно обладает некоей мистикой.
Панно Принцесса Греза Врубель писал по заказу Саввы Мамонтова. Мамонтов говорил: глаз народа надо приучать к красоте. Героями новых панно стали Фауст, Мефистофель и Маргарита. Как позже выяснилось, Савва Иванович допустил существенный просчет. Певец проделывает долгий путь сквозь морские просторы, чтобы признаться в любви прекрасной принцессе. «Демон (сидящий)» был закончен в 1890 году.
Витте идею одобрил. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Современники считали Михаила Врубеля «странным». В 1900 году на сцене Императорского московского нового театра, а затем и в Мариинском театре была поставлена лирическая опера Ю. И. Блейхмана «Принцесса Грёза».
Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы — птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы и все делалось стильно, с пониманием особенностей материала и окружения. Михаил Александрович Врубель. Ему поручают написание четырех панно для готического кабинета в особняке А. В. Морозова.
В течение первого сеанса начальный набросок был закончен. Драматическая судьба врубелевского шедевра подробно описана Татьяной Барс в статье «Метаморфозы «Принцессы Грёзы». Тем не менее и до сих пор есть большая таинственно чарующая прелесть в этой картине. «Принцессу Грезу», написанную французским драматургом в1895 году, сразу начали репетировать на русском языке в стихотворном переводе Татьяны Щепкиной-Куперник в петербургском суворинском театре. Изящество Михаил ценил превыше всего.
Художник для выставки выбрал сюжеты «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович». Но эти две картины вызвали скандал еще тогда, когда Врубель их даже не успел завершить. Глаз был обработан как у мраморной статуи. В 5 лет Михаил начал рисовать. Была проведена целая серия реставрационных советов с приглашением самых лучших специалистов и в результате решили реставрировать. Академия художеств работы не одобрила.
Красочная декоративная красота этой картины далась ему, чего и следовало ожидать, сразу. В панно Врубеля корабль взлетает над волнами, похожими на крылья. Художник обладал прекрасной зрительной памятью. Каюсь, не читала. Большая часть станций находится в пределах Третьего транспортного кольца, а семь – «Театральная», «Арбатская» (Арбатско-Покровской линии), «Кузнецкий Мост», «Библиотека имени Ленина», «Павелецкая» (Кольцевой линии) «Таганская» (Кольцевой линии) и «Октябрьская» (Калужско-Рижской линии) – в пределах Садового кольца. Панно славится большим количеством полутонов и глубиной цвета.
В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Врубель отличался редкой многогранностью дарования. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. Перезимовав в Венеции, Михаил вернулся в Киев. Николай долго смотрел, похвалил и одобрил эскизы. самым известным панно Москвы. Незадолго до открытия Мамонтов при встрече с Витте обратил внимание министра на то, что под крышей длинного высокого зала образовались два огромных пустых «окна», которые необходимо чем-то заполнить.
Тех миров, которые видели они, мы не видим. Жизнь и творчество Михаила Врубеля стали легендой еще при жизни. Сильное, грозное произведение. Единственное, что оставалось Врубелю — это рисовать любимую.
И тот же образ воплотил в глине (много позже, в 1928 году скульптурную голову Демона разобьет в Русском музее некий душевнобольной). Произведение было очень популярно в России на рубеже XIX – XX веков. Одним из последних произведений художника является портрет В. Брюсова. Неизвестно, чем бы все кончилось, не попади Врубель под крыло Саввы Мамонтова. Зал был открыт в 1996 году, в год столетия картины.
Михаил дарил акварели, полковник — яхонтовые серьги. Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. И всю дальнейшую жизнь он посвящает познанию прекрасного и созиданию.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. Сюжет пьесы, как и легенды, оказался незатейлив: принц-трубадур из Прованса Жофруа Рюдель полюбил принцессу триполийскую Мелисинду, услыхав о ней от пилигримов и ни разу ее не видя, отправился к предмету страсти по морю. В храме «Принцесса Греза» простояла целых тридцать лет, вопреки всем музейным правилам.
Вал пришлось специально заказывать, ждать (все это время холст хранился в Большом театре, закрытом тогда на реставрацию), потом еще найти нужных размеров машину для транспортировки, дождаться хорошей погоды. Мамонтовым, стал деятельным участником Мамонтовского кружка: руководил керамической мастерской в Абрамцево ("Мизгирь", "Купава", оба майолика, 1889-1890), оформлял спектакли Московской частной русской оперы Мамонтова (оперы Н. А. Необходимо было изготовить специальный вал, на который в виде рулона накатывается холст.
Однако в пути заболел и. умер. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник получившей название «Принцесса Грёза».
Это стало его первой крупной монументальной работой. Человек умирал, разрушался, мастер – продолжал жить. Неудача с панно не стала препятствием на творческом пути Врубеля. В моменты просветления Врубелем были созданы его последние графические шедевры, к которым относятся зарисовки с натуры сцен в интерьерах лечебницы и за окном: Обдумывает ход (игра в шахматы), Кровать из цикла Бессонница, Дерево у забора (1903-04) графические портреты: портрет Ф. А. Усольцева (1904) После концерта. Во–первых, холст нужно было дублировать.
В 1874-1880 учился на юридическом факультете петербургского университета, в 1880-1884 гг. Фото: С. Алексеев/РИА НОВОСТИ В успех постановки действительно верили только «принцесса» — прима Лидия Яворская да Татьяна Щепкина-Куперник, получившая «благословение» от самого Ростана. И. И. Толстой, вице-президент Академии художеств, докладывает ее президенту, великому князю Владимиру Александровичу, содержание беседы Витте с государем, который «изволил найти желательным подвергнуть произведения Врубеля суждению наилучших художников, соблаговолив при этом указать на двух — Васнецова и Поленова и повелев обратиться к вашему высочеству с предложением назначить еще двух художников от себя». К сожалению, рисунок первой версии был безобразен и Врубель не решился его так оставить. В 1900 году на сцене Императорского московского нового театра, а затем и в Мариинском театре была поставлена лирическая опера Ю. И. Блейхмана «Принцесса Грёза». В тот же день Врубель попросил жену: «Подбери мне какую-нибудь лечебницу, не то я вам наделаю еще каких-нибудь бед».
Принц умирает счастливым, в объятиях своей принцессы Грезы (в оригинале — принцессы из Дальнего Далека). При реконструкции Третьяковской галереи для «Принцессы Грезы» был специально спроектирован зал, для чего перекрыли один из внутренних двориков. А истинные ценители искусства заявили, что картина Врубеля чересчур декоративная. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник получившей название «Принцесса Грёза». Панно «Принцесса Греза» заказал тогда еще малоизвестному Михаилу Врубелю Савва Мамонтов, курировавший художественно–оформительские работы на Всероссийской промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде.
Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Часами Михаил писал, стоя на высоких подмостках в художественном павильоне. На корабле его одолела тяжкая болезнь, так что в Триполи его доставили мёртвым.
Оно украшает фасад со стороны Театрального проезда. Конец надеждам. Фасад гостиницы также украшает выполненная из майолики цитата немецкого философа Фридриха Ницше: «Опять старая истина: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
Интриги Академии (а заказ был отдан Врубелю без ее согласия) завершились тем, что панно были убраны. «Принцесса Грёза» – пьеса в четырёх действиях, основанная на жизнеописании трубадура Джауфре Рюделя, который заочно, по одним лишь добрым слухам о ней, шедшим от пилигримов, полюбил принцессу Триполитанскую. В тоске принцесса раздала все свое богатство и ушла в монастырь.
Идея написать панно, посвящённое «Принцессе Грёзе», возникла благодаря впечатлению от популярной в то время постановки одноимённой пьесы Эдмона Ростана. Известно, что «Принцессу Грезу» перевезли в Мамонтовскую оперу и вроде бы она украшала там фойе, но никаких документальных подтверждений этому нет. Однако осмотр панно и эскизов вызвал большое неудовольствие у членов Императорской академии художеств, которые не рекомендовали выставлять работы Врубеля на выставке. Над исканием его Врубель измучился, постигая умом, но не видя ясно, облик сатаны. Известно, что простудился он умышленно, подолгу стоя в морозные дни под открытой форточкой. Художник представил работы «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович», которые комиссия Академии художеств отвергла.
Его отец, в прошлом строевой офицер и участник Крымской войны, служил военным юристом. Портрет Н. И. Забелы-Врубель (1905) натюрморты Натюрморт. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856-1910) – художник, график, скульптор. Весь мир подчиняется звукам это музыки. Мамонтов уговаривал Михаила не обращать внимания на интриги и продолжать работу, сам же отправился к Витте объяснять, что комиссия имеет право только на отбор произведений для экспозиции, оформление павильона — вне ее полномочий. Писал родным: «У меня прекрасная комната». Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир.
Сколько раз давал себе зарок не злоупотреблять горячительным, но — Черт бы побрал эту ярмарку, Мамонтова, академию и «Принцессу Грезу». Он говорил, что в основе всякой красоты — форма, которая создана природой вовек. Но простые люди оценили работу живописца по достоинству. Отец одобрял склонность сына к живописи.
Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана, второе— «Микула Селянинович»— на былинный сюжет. После очередного припадка буйства художника поместили в лечебницу. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Талант к рисованию мальчик проявлял с детства. Жюри отвергло незаконченные вещи. Задумывалось, что «Принцесса Греза» станет центром экспозиции зала, предназначенного для произведений только одного художника — Михаила Врубеля.
Мачеха художника, Елизавета Христиановна (урожденная Вессель), была серьезной пианисткой и ее занятия музыкой способствовали духовному развитию маленького Врубеля. Ночной колорит живописных ноктюрнов Врубеля Сирень (1900) и Пан, связанных единством мифологического сюжета, картины К ночи и Царевна-Лебедь перекликается с поздними произведениями Ге. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Самая знаменитая деталь оформления Метрополя майоликовое панно Принцесса Греза (1896) изготовленное по картине Михаила Врубеля в. «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех её дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб часы досуга проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека.
Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана, второе – «Микула Селянинович» — на былинный сюжет. В прошлом году, когда был юбилей Врубеля, Лидия Ивановна. Сюжеты его произведений зачастую навеяны музыкой, театром и литературой. Следы же «Микулы Селяниновича» затерялись полностью.
«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб часы досуга проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. «Панно Врубеля чудовищны. Задолжал прачке, дворнику, но по утрам умывался духами, выливая в таз по целому флакону. Принцесса после случившегося решает стать монахиней. Писал родным: «У меня прекрасная комната». Так прошел почти год, прежде чем «Принцесса Греза» наконец попала в Третьяковскую галерею.
У него усиливается депрессия, одновременно художник неустанно работает над картиной «Демон поверженный». На ее неживом лице игра цветов – от иссиня-черного моря до розово-багряной зари – подобна переливу тонов на фарфоре. Обращение Врубеля к "вечным", почерпнутым из культуры античности, средних веков, эпохи Возрождения темам и мотивам, налет многозначительной таинственности ("Пан", 1899) сближают его искусство с символизмом. Но во время путешествия юноша сильно заболевает.
В 1896 году для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, по заказу Мамонтова, который был ее художественным руководителем, Врубель написал две картины: «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза» –– самое монументальное и самое скандальное свое творение. Для певца, поэта, ведомого небесной любовью, мир реальный — временное пристанище. Его даже невозможно было развернуть — такой он был огромный.
Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Савву Ивановича официально назначили его заведующим. И он со всей страстью берется за работу, найдя источник вдохновения в поэзии Гете. Между тем чувство Врубеля не остывало.
Затем «Принцесса» перекочевала в его частный театр. Мамонтов предложил быстренько заказать какому-нибудь художнику пару декоративных панно. От его имени Витте сообщили, что запретительное решение — правильное.
Испортил, но не погубил своего создания. Из семьи юриста. Академия художеств, приславшая в Нижний Новгород комиссию, чтобы разобраться, что там за панно пишет какой–то никому не известный Врубель, сочла их «нехудожественными» и запретила показывать.
В московский период художник пишет портреты С. И. Мамонтова и К. Д. Арцыбушева. Ведь миры, рожденные творческой фантазией художника, стали откровением эпохи, значение духовного наследия которой выходит далеко за ее временные рамки. Вторую стену было решено украсить панно «Микула Селянинович», символизирующим дух и силу русской земли.
Незадолго до открытия Мамонтов при встрече с Витте обратил внимание министра на то, что под крышей длинного высокого зала образовались два огромных пустых «окна», которые необходимо чем-то заполнить. Мамонтов как заказчик заплатил Врубелю пять тысяч рублей и оставил его в покое. Творческая сила пережила в нем всё. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана, второе— «Микула Селянинович»— на былинный сюжет.
Джауфре Рюдель де Блайя влюбился в графиню Трипольскую, никогда её не видя, лишь по рассказам паломников. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана, второе— «Микула Селянинович»— на былинный сюжет. Одновременно он занимался в вечерних классах Академии художеств. В 1900-е гг. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии).
Вся павлиная красота, вся царственная пышность демонического облачения была найдена, но оставалось найти самого демона. Здесь за него наконец взялись профессионалы. Потом панно необходимо было очистить — убрать всю грязь.
В 1896 г. С. Ю. Сколько раз давал себе зарок не злоупотреблять горячительным, но — Черт бы побрал эту ярмарку, Мамонтова, академию и «Принцессу Грезу».
Вот таким образом она заслуживает отдельного рассказа. Впрочем, его владелец Алексей Суворин от идеи не был в восторге и, сидя на репетициях, то и дело сердито стучал своей неизменной палкой об пол, восклицая на весь зал: «Какой-то дурак едет к какой-то дуре на каком-то дурацком корабле, а девчонки воображают, что от этого весь Петербург с ума от восторга сойдет. » Девчонками он называл юную переводчицу и ее подругу актрису Лидию Яворскую исполнявшую роль Мелисинды. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты». Савва Мамонтов решает увековечить «Принцессу», поместив мозаику «Принцесса Грёза» на фасаде построенной по его заказу в центре Москвы роскошной гостиницы «Метрополь». Наконец, панно водрузили на стену и множество реставраторов на лесах долго возились с тонировками, пока наконец «Принцесса Греза» не предстала перед зрителями во всем великолепии.
Художник для выставки выбрал сюжеты «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович». Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Панно предназначалось для украшения фасада гостиницы «Метрополь», к строительству которой он имел непосредственное отношение. Репин, – и какие есть перлы его гениального таланта.
Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Персонажи врубелевской «Принцессы Грёзы» также наполнены «до краёв», как и их прототипы из пьесы. Министр обратился к государю — комиссию отозвали. И он со всей страстью берется за работу, найдя источник вдохновения в поэзии Гете.
Врубель был приглашен расписывать иконостас Кирилловской церкви в Киеве (1884-85). Он умер в Петербурге 1 (14) апреля 1910 года в больнице для душевнобольных доктора Бари, умер от воспаления легких. Те не знали, как реагировать, — то ли посмеяться, то ли выставить сумасброда за дверь. В Саратове Врубель обучается рисованию с натуры у частного педагога в Одессе посещает рисовальную школу. К началу 1902 года состояние Врубеля ухудшилось. Его Демон в майолике также глубок и многогранен, как и на холсте. Правда, по настоянию администрации выставки последние пять слов пришлось закрасить.
Художник Врубель сотворил полотно «Принцесса Греза» еще в 1986 году. Принцессе дали знать о нём, она пришла и взяла его за руку.
Изображение Демона – становится одной из ключевых тем в творчестве художника. Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок – он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела. Впрочем, его владелец Алексей Суворин от идеи не был в восторге и, сидя на репетициях, то и дело сердито стучал своей неизменной палкой об пол, восклицая на весь зал: «Какой-то дурак едет к какой-то дуре на каком-то дурацком корабле, а девчонки воображают, что от этого весь Петербург с ума от восторга сойдет. » Девчонками он называл юную переводчицу и ее подругу актрису Лидию Яворскую исполнявшую роль Мелисинды.
Травля не прекращалась, о чем Михаил Врубель с горечью писал сестре. Занимался в мастерских Павла Чистякова и Ильи Репина. 1 сентября 1901 года у него родился сын Савва. На создание величественного шедевра автора вдохновила пьеса французского драматурга Эдмона Ростана. Ведь двойной холст плюс грунт и краска «Принцессы Грезы» – около 300 кг., да еще вес самого вала. Панно поместили в специальную раму, под ним возвели подиум для рояля и оркестра.
Савва Мамонтов решает увековечить «Принцессу», поместив мозаику «Принцесса Грёза» на фасаде построенной по его заказу в центре Москвы роскошной гостиницы «Метрополь». Линии, проводимые им, были безошибочны. Драматическая судьба врубелевского шедевра подробно описана Татьяной Барс в статье «Метаморфозы «Принцессы Грёзы». Пан согнулся от старости и устал от жизни.
Это стихотворное произведение, действие которого происходит в 12 веке. Ждем жюри» — телеграфировал в столицу уполномоченный Академии художеств А. Н. Бенуа. По замыслу Врубеля «Принцесса Греза» должна была выражать «общую всем художникам мечту о прекрасном».
Некоторые незаконченные портретные рисунки (портрет Серова, например) так и остались со слепым глазным яблоком без зрачка. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Идея написать панно, посвящённое «Принцессе Грёзе», возникла благодаря впечатлению от популярной в то время постановки одноимённой пьесы Эдмона Ростана. Неудача с панно не стала препятствием на творческом пути Врубеля. С октября 1901 года у Врубеля появляются первые признаки расстройства психики.
Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. Однако осмотр панно и эскизов вызвал большое неудовольствие у членов Императорской академии художеств, которые не рекомендовали выставлять работы Врубеля на выставке. Благодаря женитьбе на Н. И. Забеле, Врубель оказался в родстве с семейством Н. Н. Ге (сестра Надежды Ивановны была замужем за сыном Н. Н. Ге). Не достигнув Триполи, тяжело заболел и явившаяся на корабль Мелисинда приняла его последний вздох.
Взгляд животворит лицо, он – зеркало души. Тот предложил два сюжета — русскую былину «Вольга и Микула Селянинович» и романтическую средневековую легенду о любви трубадура из Прованса к принцессе Мелисинде. Михаил Александрович окинул благодетеля презрительным взглядом и Мамонтов прикусил язык. В конце концов увидели на холсте подпись: М. Врубель. Видимо, он попал туда из оперы Саввы Мамонтова после его банкротства. К. Коровин писал о творчестве художника: Врубель поразительно рисовал орнамент, ниоткуда никогда не заимствуя, всегда свой.
Вторым сюжетом стала былинная история о Микуле Селяниновиче. Этим занимались уже в Лаврушинском переулке – В 1994 году вал с «Принцессой Грезой» привезли в новый Врубелевский зал (он представляет собой перекрытый внутренний двор). Нет, пожалуй, на принцессу сердиться не стоит.
Это произведение принесло художнику славу декадента. Тот предложил два сюжета — русскую былину «Вольга и Микула Селянинович» и романтическую средневековую легенду о любви трубадура из Прованса к принцессе Мелисинде. Он создал Сошествие Святого Духа на апостолов на хорах этой церкви и эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (четыре варианта композиции Надгробный плач). Но эти две картины вызвали скандал еще тогда, когда Врубель их даже не успел завершить. Полотно обладает некоей мистикой. Графиня же, потрясённая до глубины души, постригается в монахини.
В сентябре 1889 года Врубель приехал в Москву, где поселился в мастерской Константина Коровина на Долгоруковской улице. Художник создаёт два огромных полотна размер «Принцессы Грёзы»– 450 на 1400 см). Изначально картина не пользовалась успехом. В последние мгновения жизни он поет песнь, посвященную прекрасной принцессе.
Возмущенный таким решением Мамонтов сам заплатил Врубелю стоимость работы, арендовал за пределами территории выставки участок, на котором в кратчайший срок возвел ещё один павильон, самый большой и на фасаде распорядился написать огромными буквами: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Всем стало ясна, что на асфальте лежит знаменитое панно Врубеля «Принцесса Греза». Принцесса после случившегося решает стать монахиней. Но дорогой заболел и умер обожаемый Саввочка. В этих работах художника ощущается сильное влияние модерна. Летом 1896 года в Нижнем Новгороде состоялась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, на которой Врубель по заказу С. И. Мамонтова, курировавшего художественно-оформительские работы на выставке, создал два панно — Принцесса Греза (по Э. Ростану) и Микула Селянинович. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Врубель, – пишет Головин, – идеально выражал свою мысль.
Когда Врубелю исполнилось семь лет, его отец женился во второй раз. И когда его полностью расстелили, то рядом, напротив на фасаде гостиницы «Метрополь», увидели его двойника — майоликовую мозаику. «Принцесса Грёза» не стала исключением. Во втором браке у отца родилось трое детей, один из которых умер в детстве. В конце концов увидели на холсте надпись: М. Врубель.
Справа изображены пираты, потрясенные силой любви принца. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге.
Однако его творения у многих вызывали насмешки. «Панно Врубеля чудовищны, необходимо убрать, ждем жюри», — вскоре телеграфировал Бенуа в Петербург. Все это сближало его со стилем модерн, вызов которого был принят художником. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.
Возглавлял работу реставратор Алексей Петрович Ковалев. Художники Виктор Васнецов и Константин Коровин, глядя на него, шептались: «Европеец, гонористый пан, не то что мы с тобой, утюги. » Собственной нищеты Врубель словно не замечал. Полотно художник создал, применяя лишь только мелки и уголь.
Кинулись к специалистам из Третьяковской галереи. Большой театр и весь квартал вокруг него не только ремонтировали, но и частично реконструировали. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.
Тогда с тыла здания Большого стояла невзрачная хозяйственная пристройка–сарайчик и ее решили сломать. Фото: РИА НОВОСТИ Неизвестно, то ли его панно опять «попросили» из художественного павильона, то ли это было решение Мамонтова, но через несколько дней после визита августейшей четы на арендованном Саввой Ивановичем куске земли перед входом на выставку вырос деревянный павильон, куда переехали врубелевские работы. Рисовать Врубель начал рано. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. И когда его полностью расстелили, то рядом, напротив, на фасаде гостиницы «Метрополь», увидели его двойника – майоликовую мозаику.
«Костюм-то можно у Сары скопировать, а вот талант нельзя» — шипели вокруг. С. Льюис, Последняя битва). И когда его полностью расстелили, то рядом, напротив на фасаде гостиницы «Метрополь», увидели его двойника – майоликовую мозаику. Фото: РИА НОВОСТИ Неизвестно, то ли его панно опять «попросили» из художественного павильона, то ли это было решение Мамонтова, но через несколько дней после визита августейшей четы на арендованном Саввой Ивановичем куске земли перед входом на выставку вырос деревянный павильон, куда переехали врубелевские работы. А потом, когда холст сдублировали, разгладили и очистили, возникла следующая проблема.
Тему для первого панно Михаил Врубель взял из модной пьесы французского автора Эдмона Ростана «Принцесса Греза». «Черт бы побрал этот Нижний с его ярмаркой. В том же году Врубель женился на оперной певице Надежде Забеле.
На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. Но эта затея обернулась провалом: несмотря на благожелательную оценку критиков, публика отнеслась к работам Врубеля необычайно враждебно. Из дома у Пречистенских Ворот супруги переехали в большую квартиру в Лубянском проезде и Михаил с нетерпением ждал появления первенца на свет. Она принадлежит ему и никому больше». Поставлена одна завершающая точка – и мертвое тело одухотворено». Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. Лишь в надмирной реальности, творимой волшебной музыкой, встречаются их сердца. Отношение к мальчику во вновь образовавшейся семье было замечательным.
Я очень жалею, что никто не догадался тогда же снять фотографию с этого черного рисунка. Решили было выкинуть, но тут кто-то, случайно отвернув край холста, заметил в углу поблекшую от времени подпись «Врубель». Но творчество художника выходит за рамки модерна и символизма. Холст был в ужасном состоянии. Холст с изображением «Принцессы Грезы» был обнаружен в 1956 году среди старых декораций Большого театра. Одновременно универсальность Врубеля как художника, поиски высокого монументального стиля, приверженность к орнаментальным, ритмически усложненным решениям (керамическое панно "Принцесса Греза" на фасаде гостиницы «Метрополь» в Москве 1899-1903) придают его произведениям характерные черты стиля "модерн". А через три года Савва Иванович распорядился воссоздать в майолике «Принцессу Грезу» в том же размере: высотой семь с половиной метров в самой высокой точке овала и длиной в четырнадцать метров.
«Милостивый государь. Тем не менее, Врубель стал популярной фигурой в художественном мире. Врубель участвует в выставках «Мира искусства», венского «Сецессиона», «Группы 36-и». А вскоре грянул скандал. А истинные ценители искусства заявили, что картина Врубеля чересчур декоративная. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств».
В последние годы жизни Врубеля, омраченные душевной болезнью, его искусство приобретает характер трагической исповеди, мистического визионерства лучшими произведениями этого периода стали замечательные остройпроницательностью характеристик графические портреты («После концерта.