Пуссен Никола Танкред И Эрминия
И именно душу. Башзиан успел ускользнуть через потайные ворота — но его узнали армянские дровосеки. А окружающий пейзаж безмолвный и пустынный. Замечательна искренность всего этого разностороннего творчества.
Легким шагом, подобным стремительному полету, к ним приблизилась Эрминия. Это Хронос, римлянам известный как Сатурн. Чтобы покончить с кривотолками, несчастный даже решился на «суд Божий» — ордалию. Оно оказало огромное влияние на творчество многих мастеров.
- КАРТИНА «ТАНКРЕД И ЭРМИНИЯ» – ОБРАЗНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
- Танкред и Эрминия — Николя Пуссен
- Описание картины «Танкред и Эрминия»
- Танкред и Эрминия Никола Пуссен
Он лишь сильнее сжал рукоять игрушечного меча. И все же, после семи месяцев мучений, Антиохия была покорена.
Как хорошо в пейзажах Пуссена, как божественно хорошо. В знаменитой поэме итальянского Возрождения «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо художник избирает эпизод, повествующий о спасении Эрминией рыцаря Танкреда. В ней слились и удивительное спокойствие и напряженный порыв и нежность и сострадание.
Эрминия мечется в желании спасти Танкреда, но ей нечем перевязать его рану. На Иерусалим напали. Цельный и возвышенный образ природы у Пуссена неразрывно связан с человеком. В романтических тонах автор поэмы повествует о походе рыцарей-крестоносце в Палестину. Ясны и выразительны позы героев.
- Описание картины Николы Пуссена «Танкред и Эрминия»
- Никола Пуссен и живопись Классицизма
- Никола Пуссен «Танкред и Эрминия»
- Вернуться к странице — Выставка «Вечные темы искусства»
Во второй четверти XVII века Никола Пуссен (1594–1665) утверждает в искусстве Франции новое направление – классицизм, способный выразить гражданские идеалы и высокие морально-этические нормы, основанные на торжестве разума, стремлении к гармонии и совершенству. Отчаянный ломбардец по имени Пайен взобрался по кожаной лестнице на башню следом за ним поднялся сам Боэмунд. Вот как описывают осаждавших летописцы: бледные изможденные люди в лохмотьях (почти что тени. ) выкапывают острием оружия корни растений и вырывают дикие травы у животных Впрочем, почти все боевые кони уже пали. Темами его картин этого периода были добродетели и доблести властителей, библейских или античных героев.
Получается сложное, двойное ритмическое движение: одно, пронизывающее три фигуры, другое, «всасывающее» композицию в глубину пространства и резко «выталкивающее» ее вперед. Получил первоначальное художественное образование в Нормандии. Им стало строительство осадных башен из запасов дерева, хранившихся у стен Иерусалима. Началась зима, а с нею пришел голод подмокшие палатки не спасали от ветра.
При этом, слабым местом из было полное отсутствие оборудования для штурма стен. С этой стороны «мышеловка захлопнулась» — но в распоряжении осажденных были еще одни, западные ворота, через которые они могли получать продовольствие.
Послы предложили им содействие халифа на том условии, чтобы христианское войско ограничилось простым поклонением гробу Иисуса Христа. Только что спешились Эрминия и ее спутник, склонившийся над раненым рыцарем. Как-то в жаркие июньские дни все тот же Танкред мучился желудком. Некоторую твердость духа сохраняли лишь дамы, сопровождавшие бойцов: «Наши женщины были нам великой подмогой, принося питьевую воду и, не прекращая, подвигая на битву» — напишет аноним. Вафрин, только что спешившись, бережным жестом приподнимает раненого рыцаря.
Здесь художник активно «грыз гранит науки» изучая работы Рафаэля, Микеланджело и Леонардо да Винчи. Случилось так, что как-то в поле она обнаружила его лежащим на земле с кровавой раной. Его религиозные сюжеты лишены аффектации и полны глубокого чувства. В дальнейшем лиризм и эмоциональность в творчестве Пуссена уступают место строгому рационализму. Через некоторое время место педагога занял художник Жорж Лалльман.
А почему бы и нет. Но чуда не случилось и крестоносцы решились на атаку. И если понадобится, они живо унесут их подальше от врагов.
Во всяком случае, армянин поведал, что ему во сне явился Иисус Христос и повелел предать Антиохию в руки христиан. Картина является парной к "Танкреду и Эрминии", хранящейся в Государственном Эрмитаже. Но крестоносцы переработав свой план захвата поступили следующим образом: часть армии стала у Дамасских ворот (шаар Шхем), другая, во главе с Танкредом стала на северо-западе от города, напротив башни Голиафа. Время не терпит, — говорит он, — торопитесь действовать: завтра, может быть, будет поздно.
Волшебница Армида усыпляет молодого рыцаря Ринальдо, отправившегося в крестовый поход. Стал увлекаться живописью ещё в юношестве. Требовалось новое решение, которое вскоре было найдено. Из 70 тысяч едва ли осталось две, «и те еле-еле бродили вокруг палаток истлевших от зимних дождей».
В чисто археологическом смысле, во внешности здесь много ошибок. Впрочем, возможно, дело отнюдь не в корысти, а в божьем промысле.
В итоге Пуссен не дожидаясь открытого конфликта возвращается в Рим, где находит себе покровителей в лице кардинала Франческо Барберини и кавалера Кассиано дель-Поццо и живет там до самой своей смерти. Четкое построение группы, строгая закономерность в выборе красок (герой выделен красным, Эрминия – в синем, слуга Вафрин – в желтом) помогают зрителю увидеть главное и с первого взгляда уловить смысл сцены. Они кружатся в хороводе под аккомпанемент лиры, на которой играет старик. Фигура амазонки пронизана светом.
Но, как бы то ни было, крестоносцы торжествовали победу: «Христос, подвергнув своих воинов испытаниям и, наконец, смилостивившись над ними, привел их, ликующих, к счастливому завершению» Историки утверждают, что 100 тысяч мусульман остались лежать в долине, которая отделяет Антиохию от Черных гор. Она вся в порыве и сострадание. И опять контрасты Пуссена. Однажды жена обманула его: вместо младенца Зевса подсунула мужу запеленутый камень. Выявлена по-своему.
Вокруг в темноте какие-то предметы. В этом он близок к мироощущению эллинов. Никто не побеспокоит их хозяев.
Согласно греческому мифу, Хронос был до Зевса царем богов. «Еще удивительнее то, что в течение предшествующих дней лил страшный ливень, который размыл почву и заполнил ров вокруг нового укрепления». Прославление героизма и верности долгу лежит в основе одной из лучших картин Пуссена «Танкред и Эрминия». Но там, где свет, где люди, там спасение, там жизнь и там надежда. Если античные одежды в таких картинах, как «Танкред и Эрминия», лишь средство героизации, то мифологические образы в пейзажах Пуссена служат раскрытию идейного содержания. Здесь пока не ступала нога крестоносца.
У прославленного рыцаря не хватало денег и остальные вожди охотно «сбросились» на столь богоугодное предприятие. Тревожный оранжевый закат, оседланные кони, стоящие, как живая преграда. Донести эти идеи до зрителей художнику помогает логичная и ясная композиция. Так «классический треугольник» превращается в какое-то подобие закручивающейся воронки.
Никола Пуссен (Nicolas Poussin) – великий французский художник известен как мастер живописи в стиле классицизм. 1630-е гг. Георгия высился монастырь, который Танкред и приказал укрепить. Художник изобразил четырех женщин, олицетворяющих наслаждение, богатство, бедность и труд. И я был молод, красив, счастлив и беззаботен – помни о смерти.
Стиль классицизма был прогрессивным явлением во фрнацузской культуре того времени. Его характерная черта-обращение к наследию античности (отсбда название классицизм). Оказывается, накануне Танкред сражался с великаном Аргантом и получил опасный удар мечом. Наиболее знаменитыми работами Пуссена являются картины «Разрушение Иерусалима» (первый вариант не сохранился и был написан второй) (рис. 2).
Скоро антиохийские улицы были заполнены христианами. Драматизм сцены выражен прежде всего движением фигур, пространственным ритмом композиции, напряжением интенсивных и звучных цветов.
Поход чуть было не закончился в Антиохии сначала из-за невзгод, затем из-за процветания. Спеша к своему возлюбленному, девушка случайно наткнулась на него, тяжело раненного в единоборстве с вражеским воином. Писал картины в историческом и мифологическом жанрах. В колорите ощущается влияние Тициана, творчеством которого Пуссен увлекался в эти годы.
Санк-Петербург.
Но и этого мало. Все ждали чуда – Всевышний должен был открыть им Иерусалим. Мы теперь гораздо точнее знаем Грецию и ее богов, нежели это знали во времена Пуссена.
Точно так же и его мифологии и даже эротические сюжеты не носят никогда легкомысленного и пикантного характера. Таким образом, этот вопрос так и не был до конца разрешен и остается покрытым великой тайной». Здесь нет и намека на религиозные мотивы, которыми пронизаны стихотворения Тассо. Здесь царит та же душа, которая потом (и именно в изучении Пуссена) открылась Коро и Бёклину, душа, вся озаренная, вся спокойная в своей радости бытия, душа какой-то вечной доверчивой молодости.
Не желая расставаться с властью, он придумал своеобразный выход из положения: как только у его жены рождался ребенок, Хронос его проглатывал. Танкред, как пишет его историограф Рауль Каэнский, не поверил «ни себе, ни глазам своим». «Ключи от города» добыл для крестоносцев не кто иной, как Боэмунд.
Сюжет заимствован художником из эпической поэмы итальянского поэта Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Вместе с верным оруженосцем рыцаря Вафрином они находят на поле брани Танкреда, ослабевшего от ран после победоносного поединка со страшным черкесом (кавказ)Аргантом. Эрминия отсекает мечом волосы, чтобы сплести перевязь для ран Танкреда. Характерно, что и в любовном сюжете Пуссена привлекает не идиллия (все хорошо, все идеально) а полный внутреннего драматизма момент, ракрывающий глубокое чувство девушки, спасающей от смерти любимого. Пуссен совмещал в себе и веру в таинства христианской церкви и веру в мифологию древних. Она сама, как луч света и спасения для своего рыцаря, ее движения точны. Карина невероятно драматична. Каждая фигура на полотне лаконична и изящна.
Пуссен, глава живописи классицизма, трактует средневековую легенду в духе античного мифа. Ритм, начинающийся у ног Эрминии и Танкреда, раздваивается: медленно, будто с усилием, чуть приподнимается раненый и сильным, динамическим рывком взметнулась Эрминия. Фигуры молодых людей похожи на античные скульптуры.
А еще рассказывают, что, став пажом своего дяди Боэмунда, смышленый мальчик не слишком долго задержался на этой ступени. Герои здесь выглядят, как обычные люди, которых свел необычный, трагический случай.
Сделавшись самым молодым оруженосцем в стране, он начал готовиться к миссии рыцаря. Мечта художника о гармоничном, разумно устроенном мире воплощена в прекрасном «Пейзаже с Полифемом». Но дело здесь не во внешних признаках, а в общем настроении. Для него все это были лучи одного, непостижимого умом света.
Но за зимой всегда приходит весна. Здесь Пуссен передает философские размышления на темы смерти и бренности бытия. Попытка была неудачной. Он буквально бежал обратно в Рим и там лишь почувствовал себя снова ожившим.
Никола Пуссен родился в 1594 году в городе Лез-Андели в Нормандии.
Готфруа, который по случаю опасной раны долго не мог выходить из палатки, явился наконец в лагерь и присутствие его произвело оживление среди общего упадка духа. Пуссен выделяет их и с помощью цвета. Пуссен в Греции не бывал и это не греческие местности. Вечерняя тень уже пала в долине, но на небе еще горит заря, ложась тревожными отблесками на фигуры. Возможно это мертвые тела. Теперь на осадных работах денно и нощно трудились все — даже толпы нищих и разбойников, объединенные под командованием так называемого «царя отребья».
Лихо скакал на коне, легко попадал «в яблочко» из лука и из арбалета, фехтовал, переплывал бурную реку, дрался «на кулачках» Он настолько преуспел, что в нарушение всех правил дядя решился посвятить его в рыцари еще до абсолютнолетия. Резкий контраст образуют бессильное тело Танкреда и порывистая, будто наэлектризованная волнением, Эрминия. Героический характер события, романтика и поэзия любви переданы всем строем произведения.
Ярость турок обрушилась на беззащитных пленников. Говорят, услышав о гибели отца, пятилетний Танкред не проронил ни слезинки. Действие разворачивается только на переднем плане, как в рельефе.
Военную добычу переносили в город несколько дней, пустив большую часть сокровищ, отнятых у сарацин, на украшение святых храмов. Вся история латинских королевств наполнена такими перепадами: способные устоять перед лицом опасности и с честью выйти из самых страшных испытаний, бароны частенько будут ссориться между собой в дни побед и изобилия». Практически все картины Пуссена на историко-мифологическую тематику. Ему предсказали, что его свергнет собственный сын. Скорее это окрестности Остии и Анцио, Альбано и Неми. Искусство Пуссена, утверждавшее гуманистические идеи и противостоявшее официальному направлению, сыграло прогрессивную роль в развитии французской живописи.
Как понятно, что Пуссен предпочел всю свою жизнь (с 1624) провести в Риме, где он мог свободно окунаться в мечты о прошлом, о былом здоровье человечества. Победа была кровавой -- город буквально захлебнулся в крови. Тогда вперед выступил неутомимый Танкред. Пуссен, сохранивший в Риме строгий ум и чистую душу — достояния своей родины Нормандии (родины Мопассана и Флобера), мог обратиться к древности с той же простотой, с тем же свежим энтузиазмом, с которыми к ней подошли Рафаэль и его школа. Впрочем, утверждает хронист, «врагам помешала вовсе не распутица, а единственно всемогущество Божье». Выход был найден Танкредом -- он воспользовался лестницей, которая была заготовлена им ранее. Эти слухи встревожили всех и заставили умолкнуть все личные интересы соперников.
На холмике подле ворот св. Фигуры изображенные художником, невероятно реалистичны. Этим волшебным ароматом здоровья пахнуло от развалин и раскопок и на Рафаэля. Какой покой и простор, как тихо и сладко. Фигура играющего на свирели циклопа Полифема словно вырастает из горы речной бог и нимфы в кустах у ручья неразрывно слиты с берегом и подвластной им стихией вод скрываясь в листве кустов, к ним крадется сатир а в глубине пахарь идет за плугом – все взаимосвязано в этом идеально прекрасном, уравновешенном мире.
И вот оба они — и дядя и племянник — уже под Антиохией. Какой ритм во всех движениях, во всех расположениях. Утверждают, что для 10 тысяч горожан эта ночь стала последней. Здесь нет ни легкомысленного веселья Альбани и Фети из которых потом возникли идеалы XVIII века, здесь нет и меланхолии Клода или Рембрандта, здесь нет и вялости академизма, накладывающих на прекрасные пейзажи обоих Карраччи и Доменикино (истинных родоначальников исторического пейзажа) известную печать уныния, здесь нет и оргийной чувственности Рубенса. В это время были написаны «Элиазар и Ревекка», «Пейзаж с Диогеном», «Пейзаж с большой дорогой», «Суд Соломона», «Экстаз Святого Павла», «Аркадские пастухи», второй автопортрет. Простерто тело обессилевшего от ран Танкреда.
Но и здесь не получается покоя. В это время прибыли в христианский лагерь послы от египетского халифа. Никто не сможет помешать взволнованной красавице спасти своего героя.