Разборчивая Невеста Федотов Описание Картины
Картина Павла Федотова Разборчивая невеста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Описание картины «Разборчивая Невеста» уже закрепило за художником репутацию новатора, однако дальнейшее развитие карьера Федотова получила после знакомства с Брюлловым. Картина Павла Федотова Разборчивая невеста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Описание картины Федотова «Разборчивая невеста»
Помимо натурщиков, Федотов также использовал приобретённый ранее манекен с подвижными суставами, облачая его в одежды различных персонажей и придавая ему требуемые позы35. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Однако художник показывает явную заинтересованность невесты в очередном претенденте на ее руку.
Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Девушка изображена за игрой на клавесине. Покручивая ус и хитро прищурившись, он словно подсчитывает будущие доходы от выгодной женитьбы. На одной — перезрелая невеста, перед ней на колене стоит горбун с букетом.
Описание картины «Разборчивая невеста» Федотова
РРРРРСР РРССРРР»РРР РРСРРРР СРРРРР РРРРР»СС, РРРСС РР ССРРёС РР»РСРР С РССРРСР РРРСРРРР. У левого края картины изображены второстепенные персонажи— кухарка, которая ставит на стол свежеиспечённую кулебяку, сиделец с бутылкой вина, которую он, по-видимому, принёс из винной лавки, а также с любопытством выглянувшая из соседней комнаты старуха-приживалка. Крылова он ставил чрезвычайно высоко в собственных баснях подражал Крылову как мог.
Виртуозно передает Федотов переливы материи платья невесты, блеск позолоченных рам и фактуру деревянных поверхностей. Отход от канонов. Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора.
Павел Федотов «Разборчивая невеста»
Намерение было благородное — почтить память баснописца, скончавшегося три года тому назад. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Мужчина желает услышать заветную фразу: Я согласна. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.
Душевная рана лишь иногда прорывалась в карикатурах, все более язвительных. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Смотреть – не пересмотреть, читать – не перечитать. Теперь она рада любому женишку, даже калеке. Перед нами старая дева и нарядно одетый горбун, предлагающий ей свою руку. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3.
Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12.
В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. «Поздравляю вас, — сказал он Федотову, — вы меня обогнали». Рисуя жанровые сценки, Федотов задумывался об исправлении нравов. В этих немногих словах заключено признание Федотова художником будущего.
Описание картины «Разборчивая невеста»
Подобные браки случались тогда повсеместно. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Картина П. А. По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи»5. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем.
«Разборчивая невеста». После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. / По-старинному— в сизом платочке. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы.
Картина Разборчивая невеста Павла Федотова
Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена3. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами он согласится два месяца дурно обедать».
По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824).
И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. Сильно изменился внешний образ майора: по сравнению с первым вариантом, где он выглядел относительно подтянутым, бравым и не лишённым некоторой привлекательности, во второй версии его поза переходит в претенциозную, фигура становится смешной— с брюшком и на тонких ногах изменилось и его лицо— лоб стал более узким, появились мешки под глазами. Картина Федотова Разборчивая невеста изображает смешную сцену сватовства.
Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Он взял известную басню «Разборчивая невеста» о привередливой красавице, которая год за годом отказывала всем претендентам, пока вдруг не спохватилась:«Красавица, пока совсем не отцвела, За первого, кто к ней присватался, пошла, И рада, рада уж была, Что вышла за калеку». Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17.
РСРСРСР РР СРР СРСР»Р, Р РРР СРР Рё РРёРРС С СРРРёСРР»СРРё Рё РР РСлРРРРСРРР. «Ах Поль, это было всегдашнее мое желание. » — приписал Федотов внизу реплику дамы. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой. ассигнациями в месяц». Крылова он ставил чрезвычайно высоко в собственных баснях подражал Крылову как мог. Он взял известную басню «Разборчивая невеста» о привередливой красавице, которая год за годом отказывала всем претендентам, пока вдруг не спохватилась:«Красавица, пока совсем не отцвела, За первого, кто к ней присватался, пошла, И рада, рада уж была, Что вышла за калеку». Избран был тот решающий момент, который позволял все понять — и судьбы людей, объясняющихся друг с другом и суть самого объяснения и то, что вслед за этим последует. Персонажи на самом деле проживают столь важную для них ситуацию, всецело отдаваясь своим чувствам.
Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. Хотя сюжет и расположение персонажей в целом сохранены, вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи11. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Шикарная одежда жениха – дорогой жакет, блестящий цилиндр, лаковые туфли – привлекает их куда больше, чем искренние чувства и гарантирует «удачный брак».
Сочиненин по картине Федотова Разборчивая невеста
К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Ничего не знаешь», – горький эпиграф к последнему акту «Театра жизни Федотова».
В этюдах и эскизах к картине «Игроки» совсем другой почерк, мрачное мироощущение. РР СРРСРР РР РСРСРРРС, Р РРРРР РРРССРР РРССРлРРСРСР РРРС. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». — стыд какой. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58.
Сочинение по картине Федотова Разборчивая невеста
Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445.
Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены».
По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи»5. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824).
В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Перед нами старая дева и нарядно одетый горбун, предлагающий ей свою руку. В этих композициях все строится на рассказе, в каждой из них — много действующих лиц, характерных деталей, различных предметов, которые тоже «ведут» рассказ.
Есть легенда, что однажды к Федотову приехал отставной майор, который почти со слезами на глазах благодарил художника за то, как он правдиво передал его собственную жизненную историю. Кроме одного.
В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. «Но в отставку не подавай — осержусь», — строго предупредил великий князь. Прожив всего 37 лет, художник успел много. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».
Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Родители, подглядывающие изза портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши.
Родители это понимают и с нетерпением ждут ее ответа. От горестных мыслей спасала живопись. Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37.
Картина Сватовство майора: описание картины
Но, кажется, в его творчестве и нет никаких канонов. Родители, подглядывающие из-за портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши. Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. Перед нами старая дева и нарядно одетый горбун, предлагающий ей свою руку.
Холст, масло. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Подобные браки случались тогда повсеместно.
Родители, подглядывающие изза портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3.
По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Р–РРРёС РРСРРССР, ССРРлиРСР Рё СРР Р»ССРССРёР. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом.
Федотов разборчивая невеста описание картины
Картина имела большой успех на выставке. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. «Разборчивая невеста»1847г. Мать пытается удержать и образумить невесту и ее поза и выражение лица выдают властный и волевой характер – наверняка в этом доме всем заправляет именно она. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать.
Анкор, еще анкор. РРРРёСРли ССР РРРРёРРСС Рё С РРСРСРРРРёРР РРСС РР РСРРСР. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания.
Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ».
Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать.
Еще неоконченная картина была представлена великому князю, который в свою очередь показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. «Все это очень хорошо. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара».
чужой. – командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. ассигнациями в месяц».
Репродукция картины Разборчивая невеста Павла Федотова
«Все это очень хорошо. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847)34. РСРСРёРР РРР»РРС ССР»ССРСС РРРРСРСС ССРРС: Р СРРР»РСРР. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа.
Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. Кстати, сама картина создавалась с намерением почтить память великого баснописца, недавно скончавшегося, творчество которого Федотов ставил чрезвычайно высоко. Главная героиня картины привередливая и спесивая старая дева. Выражение томного восторга написано на ее лице. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62.
Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37.
По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. РР СРРССРёС РР РРРРССС РРРР»СРРР РРР»РСР РРРёРРРРёС. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.
В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852.
Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Только рост художника и его ощущение трагедийности жизни.
Сочинение по картине Федотова Разборчивая невеста» Готовые Домашние Задания
На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой.
За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом». не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять.
Федотов показывает решающий момент объяснения. Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ». С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Он в который раз был обласкан великим князем. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36.
Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. РРР СРР РР СРР РРР»РРР, РРР СРРССР, СРРРёС РРРСРёР Р СР РСРРРРР РСРёСРёСР»Сли Р ССРССР РРРРР. РРССРёРР Р. Р. РРРРСРРР РРРРРССРёРРС РРРРССР РёРРРСРРРРС СРРСРСС ССРРС СРРСРРССРР.
2017 П. А. Федотов. / Никогда с ними я не бывала». Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов».
Павел Федотов намеревался стать художником-баталистом, но когда Иван Крылов увидел его бытовые зарисовки, он порекомендовал ему продолжать работать в этом направлении. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. РР РРР»С РРР»СРССС РРР СилиРРС, РРССРСРРё Рё ССРССС.
/ Ой, стыд какой. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». «Разборчивая невеста»1847г. Холст, масло. Но обличал без пафоса и скандалов, не позорил, не высмеивал. Сваха одета в нарядную парчовую кацавейку и тёмную юбку, на голове у неё повязан тёмный платок в мелкий цветочек.
Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Ее сюжет художник позаимствовал у Крылова. Разглядывая подробно представленный быт XIX века (ушедший навсегда, диковинный, экзотичный), ловлю себя на мысли, что во взаимоотношениях людей, в страстях и чаяниях с тех пор мало что изменилось. / Никогда с ними я не бывала». Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам.
Этот счастливый майор, конечно. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46.
По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. «Разборчивая невеста».
Описание картины Павла Федотова «Разборчивая невеста»
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Ж-4521)8910. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37.
Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. РРР РС РРё РСР» ССРРлиРРРРРёС, СРРРРССРёРРР РРРРССР РР РёР РРРР РРР»ССР РСРРёСРСС. А сколько у вас душ крестьян. » — выпытывает расчетливая суженая. В ней борются противоречивые чувства. Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох. ». В 1925 году, после расформирования Румянцевского музея, полотно поступило в Государственную Третьяковскую галерею1.
Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху». В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43.
Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства. Свидание это было знаменательно. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».
Однако искусство Федотова развивалось своим путем. Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. Довольно поздно и довольно быстро пройдя «живописные университеты», научился не только метко и точно рисовать, но и мудро обобщать жизненные наблюдения.
В музей – без поводка / Павел Федотов Разборчивая невеста
Как она называется. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения.
Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Последние годы накануне страшного психического заболевания. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. РСРёСССССРСССРёС. Но есть в её наряде некоторое несоответствие традиции, принятой в то время для замужних дам: у неё на голове не чепец, а по-деревенски повязанный платочек. Картина Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства. Рядом гитара. А сколько у вас душ крестьян. » — выпытывает расчетливая суженая.
«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова
Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. Теперь у нее нет выбора, придется выходить замуж за того, кто делает предложение или же на всю жизнь остаться старой девой.
Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. РРРё СРР СРРСРР РССРСлиСС РСРРСС РРСС РРРСР, Рё РРС РСРёСРР» РРСРРСРёРР»СРСР РРРРёС, Рё СРРРёСРли РРРРСССС РР РРР»РРРёСРР»СРСР РСРРС. Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника.
Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ».
Она не молода, все претенденты на руку и сердце уже давно женаты, а она все ждала того идеального, которого так и не дождалась. В отличие от остальных персонажей, он практически не движется, не считая того, что одной рукой он подкручивает ус29. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Внешнее уродство жениха, жаждущего богатства, уравновешивается моральной уродливостью невесты. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3.
Федотов показывает решающий момент объяснения. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31.
- Федотов Павел Андреевич (1815 – 1852)
- История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
- Русский художник и график Павел Андреевич Федотов
- Картина Федотова РАЗБОРЧИВАЯ НЕВЕСТА
- Павел Федотов: «Судьба как неразмотанный клубок»
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Она внутренне сосредоточена и серьезна. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.
Ж-4521)8910. Словом, не до сердечных мук стало — только успевай поворачиваться.
- Экскурсы по ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ДЕЙСТВИЙ
- Самое интересное в виде мозаики
- Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Кроме одного.
/ Нет, в светлицу уйду. »46. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Статья опубликована при поддержке компании Бухгалтерские традиции, предоставляющей бухгалтерское обслуживание в Москве. Он в который раз был обласкан великим князем. РРСРР РРР РР РРРРР РРР»РРР ССРРёС РРР»РРРРРРРСР РРРРёС. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена3.
Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам.
К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. РРСРРР РС РРРРёСР РРР»РРСРРС РРР»РС СРРРСРР, РРСРСРС СРРРР РРР Рё РР РРРС, РРСС Р»Рё СРРР»РСРёС СРР РР РРР»РРРС РРРСРёРР. Душевная рана лишь иногда прорывалась в карикатурах, все более язвительных.
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Картина «Разборчивая невеста» была написана П. А. Федотовым в 1847 году.