Разборчивая Невеста Картина
Павел Андреевич Федотов в 1847 году представил своим почитателям новую картину Разборчивая невеста. Картина Павла Федотова Разборчивая невеста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Так появились картины «Свежий кавалер» (1846) и «Разборчивая невеста» (1847). Описание картины «Разборчивая Невеста» уже закрепило за художником репутацию новатора, однако дальнейшее развитие карьера Федотова получила после знакомства с Брюлловым.
Описание картины Федотова «Разборчивая невеста»
Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Вещи вокруг строго отобраны и ни одна из них не кажется лишней: и цилиндр с положенными в него перчатками, опрокинутый Женихом, когда он резво бросился к ногам Невесты и предметы обстановки. Свидание это было знаменательно. На марке изображена репродукция картины «Разборчивая невеста» (1847, Государственная Третьяковская Галерея, Москва). Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием.
5. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом». Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему.
В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. Кроме одного. — стыд какой.
В этих немногих словах заключено признание Федотова художником будущего. Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Привлекает внимание неестественное эмоциональное выражение лиц изображенных: учтивая снисходительность дамы средних лет и мольба о возможности быть рядом с ней уже немолодого кавалера, понимающего, что его шансы невелики: жених отвратителен внешне. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий.
Описание картины «Разборчивая невеста» Федотова
Шикарная одежда жениха – дорогой жакет, блестящий цилиндр, лаковые туфли – привлекает их куда больше, чем искренние чувства и гарантирует «удачный брак». Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Перезревшая невеста, которая стоит, наконец, на пороге осуществления своей заветной мечты.
Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. При этих словах весь дом взбудоражен и момент, который запечатлел Павел Федотов, приходит в движение. К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Как она называется.
В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. ассигнациями в месяц». При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм.
Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором.
Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям.
Павел Федотов «Разборчивая невеста»
В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Родители, подглядывающие из-за портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши. Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох. ». Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених.
По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. 2017 П. А. Федотов. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847)34. Намерение было благородное — почтить память баснописца, скончавшегося три года тому назад.
С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Невеста излишне жеманна и переигрывает с изображением скромности, ведь по её виду и наряду видно, что она далеко не скромница и тщательно подготовилась к этому событию. чужой. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность.
Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк. Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. Федотов показывает решающий момент объяснения.
Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства.
/ По-старинному— в сизом платочке. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Но как он ошибается.
КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. По сравнению с первой версией картины, в варианте-повторении Федотов более строг в отборе деталей.
Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. Свидание это было знаменательно. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы.
По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». / Ой, стыд какой. Мужчина желает услышать заветную фразу: Я согласна. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена.
Она внутренне сосредоточена и серьезна. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Образ майора следующим образом описан Федотовым в его рацее: «И вот извольте посмотреть, / Как в другой горнице / Грозит ястреб горлице, — / Как майор толстый, бравый, / Карман дырявый, / Крутит свой ус: / Я, дескать, до денежек доберусь. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий.
Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. / Ой, стыд какой. Художник уделяет большое внимание деталям обстановки— им показаны многие характерные черты купеческого быта2.
Описание картины «Разборчивая невеста»
В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. / По-старинному— в сизом платочке.
В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Картина Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять.
Картина Разборчивая невеста Павла Федотова
Жених уже стоит в дверях при полном параде. Этот счастливый майор, конечно. Картина Федотова Разборчивая невеста изображает смешную сцену сватовства. Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ».
Перед нами старая дева и нарядно одетый горбун, предлагающий ей свою руку. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Родители, подглядывающие из-за портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47.
/ А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий.
По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Выражение томного восторга написано на ее лице. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Он в который раз был обласкан великим князем. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26.
Родители это понимают и с нетерпением ждут ее ответа. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Словом, не до сердечных мук стало — только успевай поворачиваться.
В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам.
Он взял известную басню «Разборчивая невеста» о привередливой красавице, которая год за годом отказывала всем претендентам, пока вдруг не спохватилась:«Красавица, пока совсем не отцвела, За первого, кто к ней присватался, пошла, И рада, рада уж была, Что вышла за калеку». Крылова он ставил чрезвычайно высоко в собственных баснях подражал Крылову как мог. По сюжету басни и картины соответственно, привередливая красавица много лет отвергала предложения женихов, пока ее красота не увяла и тогда ей пришлось пойти замуж за того, кто еще хотел претендовать на ее руку – им оказался горбун. Ее сюжет художник позаимствовал у Крылова. «Разборчивая невеста»1847г. Холст, масло. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.
Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. «Разборчивая невеста»1847г. А сколько у вас душ крестьян. » — выпытывает расчетливая суженая.
Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Это излюбленный приём Павла Федотова. Служанки шушукаются. / Нет, в светлицу уйду. »46.
По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Почтовая марка СССР из выпуска «Русская живопись XIX в. П. А. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930.
Сочинение по картине Федотова Разборчивая невеста
Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».
Слева, скрываясь за тяжелой портьерой, подслушивают родители невесты. Федотов». «Поздравляю вас, — сказал он Федотову, — вы меня обогнали». В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие».
Крылова. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем.
Это сатира на ту форму брака, которая была принята в так называемом высшем обществе. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».
Художники / Живопись / Ильдюков Олег Евгеньевич / Картины художника / Разборчивая невеста
Для окончания работы над картиной по ходатайству Карла Брюллова Федотов получил от Императорской Академии художеств 700рублей ассигнациями1415, которые, в частности, можно было использовать на натурщиков, костюмы и прочие материалы16. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37.
Девушка изображена за игрой на клавесине. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Мордочка собачки у ног жениха забавно напоминает подобострастное выражение его лица. Крылова он ставил чрезвычайно высоко в собственных баснях подражал Крылову как мог. Он взял известную басню «Разборчивая невеста» о привередливой красавице, которая год за годом отказывала всем претендентам, пока вдруг не спохватилась:«Красавица, пока совсем не отцвела, За первого, кто к ней присватался, пошла, И рада, рада уж была, Что вышла за калеку». Избран был тот решающий момент, который позволял все понять — и судьбы людей, объясняющихся друг с другом и суть самого объяснения и то, что вслед за этим последует. Персонажи на самом деле проживают столь важную для них ситуацию, всецело отдаваясь своим чувствам.
После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. Ж-4521)8910. Родители это понимают и с нетерпением ждут ее ответа. «Разборчивая невеста». чужой.
Сочиненин по картине Федотова Разборчивая невеста
Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку.
В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Картина имела большой успех на выставке. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46.
В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39.
Сюжет и расположение персонажей в целом сохранены— как и в первой версии, во втором варианте присутствуют те же восемь действующих лиц и кошка. Намерение было благородное — почтить память баснописца, скончавшегося три года тому назад. Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених.
В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Федотов показывает решающий момент объяснения. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824).
В частности, во втором варианте отсутствует люстра, которая играла существенную роль в композиции. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Сюжет взят из финала одноименной басни И. Крылова: «Чтоб в одиночестве не кончить веку, / Красавица, пока совсем не отцвела, / За первого, кто к ней присватался, пошла: / И рада, рада уж была, / Что вышла за калеку». Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло.
Картина Сватовство майора: описание картины
Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Рядом гитара. — стыд какой.
На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. Весьма сатирично и в то же время не без сочувствия характеризует он своих персонажей.
Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации.
Как она называется. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46.
Открытка (плейкаст) «разборчивая невеста»
Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Холст, масло.
Идеи для своих картин художник часто черпал в художественной литературе и журнальной периодике. Картина Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами он согласится два месяца дурно обедать». На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319.
Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ».
Репродукция картины Разборчивая невеста Павла Федотова
По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.
Перед этим Брюллову были доставлены на квартиру картины Федотова «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Родители, подглядывающие изза портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши. Эта работа была написана художникам по мотивам одноименной басни И. А. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора.
У левого края картины изображены второстепенные персонажи— кухарка, которая ставит на стол свежеиспечённую кулебяку, сиделец с бутылкой вина, которую он, по-видимому, принёс из винной лавки, а также с любопытством выглянувшая из соседней комнаты старуха-приживалка. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. 58, 375, 4.
Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова.
К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам.
Сочинение по картине Федотова Разборчивая невеста» Готовые Домашние Задания
И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом».
Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора.
Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. В ней борются противоречивые чувства. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. ассигнациями в месяц».
Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. / Никогда с ними я не бывала».
Описание картины Павла Федотова «Разборчивая невеста»
Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Нет никакой поэзии, никакой романтики.
Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи»5. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Картина П. А.
Картина Федотова Разборчивая невеста изображает смешную сцену сватовства. Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох. ». Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41.
Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать. Такой союз вполне мог рассматриваться как выгодный для обеих сторон: офицер в результате такого брака получал приданое, которое он мог использовать, чтобы поправить своё материальное положение, а купец таким образом получал возможность породниться с дворянином и тем самым возвыситься в глазах общества26. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой.
Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Перезревшая невеста, которая стоит, наконец, на пороге осуществления своей заветной мечты.