Рембрандт Ночной Дозор Описание Картины
Шедевр, который создал Рембрандт – Ночной дозор описание картины и дальнейшее ее исследование раскроет еще несколько загадок. Шедевр, который создал Рембрандт – Ночной дозор – описание картины и дальнейшее ее исследование раскроет еще несколько загадок. Шедевр, который создал Рембрандт – Ночной дозор – описание картины и дальнейшее ее исследование раскроет еще несколько загадок.
Самая загадочная картина Рембрандта Ночной дозор
Хотя отчуждение мастера от современной ему художественной среды началось за несколько лет до создания «Дозора» и происходило постепенно именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков. Ему был заказан групповой портрет членов добровольного отряда стрелков (нечто вроде народного ополчения), который, вместе с несколькими подобными произведениями других авторов, предназначался для украшения парадного зала нового здания стрелковой гильдии Амстердама. Кэрролл предположила, что при написании «Ночного дозора» Рембрандт использовал прием карнавализации происходящего иными словами, пародии. Хотя отчуждение мастера от современной ему художественной среды началось за несколько лет до создания «Дозора» и происходило постепенно именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков.
Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. Зима, ветра, в Амстердаме в это время несладко – психанул мужик, что поделать. Сумма гонорара была поделена между ними.
Да и центр композиции «уехал» куда-то влево вглубь, по световой диагонали: лейтенант — «сияющая» девочка. Стала очевидной и мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого голландца. Неуспех «Дозора» был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали. Рембрант там венчался из Саскией. Аудекерк-одна из самых красивых церквей Амстердама. Плита на могиле Саскии внешне отличается от других только надписью: декоративное надгробие позже Рембрандт вынужден был продать, чтобы похоронить свою не венчанную жену Хендрике Стоффелс 21 июля 1663 года в Западной Церкви (Westerkerk). Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах». Хорошо, что все живы остались.
Светящийся ангел, так как жена его была музой и помогала ему во всем. ЗАГАДКИ НОЧНОГО ДОЗОРА Картина слывет загадочной. Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге. Версии предлагались самые различные: от больных фантазий художника, вызванных поражением его мозга сифилисом (Джордан Плеш), до тайного послания, обличающего убийц прежнего капитана стрелков Пирса Хассельберга, место которого занял коварный Кок (Гринуэй).
История одного шедевра: «Ночной дозор» Рембрандта
Получившаяся картина не устроила заказчиков. Такие качества у него отсутствуют, ведь даже легкое задание запуска хлопушки он «провалил». Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор» и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства.
В целом, ущерб сведен к нулю, но если подойдете поближе, то сможете разглядеть следы. Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. Сам же зал, где хранится полотно, был превращен в подобие театра или кинотеатра, в котором «Ночной дозор» казался мизансценой спектакля или кадром из фильма. В зале музея, где висит картина, уложен ковролин (во всех остальных залах паркет), что сделано для того, чтобы школьники могли, сидя на полу, слушать учителя. Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII – XVIII столетий. Каждая деталь парадного костюма видна, от пера на шляпе до носков сапог.
Описание картины Рембрандта «Ночной дозор», 1642
Эта загадка долгое время не давала покоя исследователям. В этом абсолютном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора» : творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта. Еще бы.
И на картине светятся двое, он и она. Демонстрируя свое мастерство в работе со светом и тенью, Рембрандт акцентирует внимание зрителя на трех ключевых персонажах — двух офицерах в центре (благодаря которым работа получила свое оригинальное название) и маленькой девочке в центре, на втором плане. Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур.
Кэрролл предположила, что при написании «Ночного дозора» Рембрандт использовал прием карнавализации происходящего иными словами, пародии. В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора»: творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта. Так, например известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику.
В целом, ущерб сведен к нулю, но если подойдете поближе, то сможете разглядеть следы. Версии предлагались самые различные: от больных фантазий художника, вызванных поражением его мозга сифилисом (Джордан Плеш), до тайного послания, обличающего убийц прежнего капитана стрелков Пирса Хассельберга, место которого занял коварный Кок (Гринуэй). Написана картина была в 1642 году. Они не больные но и не доктора. Кто ЭТИ ДВОЕ. Демонстрируя свое мастерство в работе со светом и тенью, Рембрандт акцентирует внимание зрителя на трех ключевых персонажах — двух офицерах в центре (благодаря которым работа получила свое оригинальное название) и маленькой девочке в центре, на втором плане.
Описание картины Рембрандта «Ночной дозор»
В корпорацию входило 6 рот, соответственно и заказы получили 6 амстердамских художников. Это как закадровый текст. А может распознали – да ничего не сказали, поскольку сами видят – насколько сама жизнь похожа на сборище сумасшедших. А где ещё показать сей печальный факт.
Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. Первоначально названный «Стрелковая рота Франса Баннинга Кока и Виллема ван Рёйтенбюрга», этот милицейский групповой портрет предназначался для великово актового зала мушкетеров. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор».
Но на картине совсем не то. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Он мне очень понравился. Эта картина сделала его знаменитым, к нему потекли заказы.
«Ночной дозор» картина Рембрандта
В Амстердам приезжает королева Франции Мария Медичи. Сейчас эта известная картина хранится в Амстердаме. На сцене такой Капитан обычно корчил страшные рожи и угрожающе размахивал оружием, но в конце концов ретировался. После 1642 года в жизни Рембрандта одно за другим происходят печальные события. Ведь сами по себе славные мушкетеры капитана Кока мало интересовали художника. Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна.
При этом заказчики также становятся частью толпы, теряя свою самостоятельность. На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. Правда, после таких инцидентов вас врядли подпустят поближе. Еще бы. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра.
Молодой мужчина, полный жизни, с большим копьем. Реставрация картины проводилась в 1947 году, тогда и была обнаружена ошибка. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) – хорошо, что никого не убило. Её обеспокоенное лицо говорит о том что Больному пора принимать пилюли, а то уж он больно сильно разорался и переполошил целый коридор больных. В сюжете и деталях Ночного дозора многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню. ), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора» : творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта.
Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило. Удавалось это и Рембрандту: в «Уроке анатомии доктора Тульпа» (1632) он искусно превратил групповой портрет врачей, поглощенных лекцией, в сюжетную картину, не нарушив требований жанра. Это значит, что действие происходит днем. Там же, в общей могиле 4 октября 1669 был похоронен и сам художник. Как печально.
Реставраторам понадобилось 4 года на восстановление холста. Зима, ветра, вАмстердаме вэто время несладко— психанул мужик, что поделать. Шлем украшает дубовый венок, данный за гордость, отвагу. В погруженном в темноту зале блуждающий луч света выхватывал фрагменты холста – лица, оружие, костюмы, а светящийся контур обрисовывал фигурыНе всякое произведение выдержит такие смелые перевоплощения, но для «Ночного дозора» они кажутся естественными: эта картина – апофеоз живописи эпохи барокко с ее театральностью, с ее стремлением к иллюзионистским эффектам, к преодолению плоскости холста и выходу в трехмерный мир. Например, некоторые псевдо-исследователи недавно высказали версию, что все жесты персонажей указывают на двух знатных амстердамцев изображенных на левом (от зрителей) краю полотна, которые заказали убийство лейтенанта ван Рейтенбюрга.
Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. В результате исследователи решили, что действие данной картины разворачивается ночью и дали полотну название «Ночной дозор». Итак история.
«Ночной дозор»: проклятие и слава Рембрандта
В результате часть изображённых оказались на заднем плане, что вызвало неудовольствие заказчиков, так же как и изображение на картине посторонних лиц (самое заметное из которых— девочка в жёлтом платье в центре полотна). 14 сентября он хладнокровно нанес несколько ножевых ранений картине. Корпорация стрелков приняла решение украсить штаб-квартиру групповыми портретами.
Лишь немногие знают, что у этой картины совсем другое название: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Такие дела. Настоящий герой картины – осененная героическим духом, объединенная общим движением толпа, образующая нерасчленимое единство. Рембрандт показывает, что рота полностью снаряжена и готова к работе. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. Данная композиция построена тоже на контрастах.
Были отрезаны части картины сверху и слева, где изображались еще два стрелка. живой талисман отряда или маркитантка, продающая воинам провизию и питье. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью.
Ночной дозор или Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга
Разгадать истинный замысел живописца пытались многие. Реставраторам понадобилось 4 года на восстановление холста. Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть.
Наибольшее число загадок граничит с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Харменс ван Рейн Рембрандт создал много шедевральных полотен, одним из них является «Ночной дозор». На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. Последним ударом стала смерть сына.
«Ночной дозор»: Почему после написания этой картины жизнь Рембрандта пошла «под откос»
Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор». Плату Рембрандту выдали с большой задержкой. Рембрандт сознательно увеличил количество участников портрета с 18 до 34, включив в толпу двух маленьких девочек в светлых платьях, мальчика с рогом пороха, подростка и множество других фигур, однако большинство этих дополнительных фигур видны лишь фрагментарно.
Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров. Воспитанный человек, ачто творит. Наэтот раз полотно атаковал безработный учитель. Хорошо, что все живы остались. Сейчас полотно «Ночной дозор» могут увидеть все желающие в Государственном музее в Амстердаме. Нов1975 году произошел второй инцидент. Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур.
Самая загадочная картина Рембрандта «Ночной дозор»
Коротышка, прячущийся за спиной Кока, – символ испанца-капитана (сборное обозначение героя народного комедийного театра 17-18 веков). Ему был заказан групповой портрет членов добровольного отряда стрелков (нечто вроде народного ополчения), который, вместе с несколькими подобными произведениями других авторов, предназначался для украшения парадного зала нового здания стрелковой гильдии Амстердама. Для стиля живописи Рембрандта характерна игра света и тени. Идущий на смерть и золотой ангел среди убийц. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами.
Ведь многие оказались на заднем плане, а некоторых вообще было невозможно узнать. Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. Недаром он произвольно увеличил число персонажей, причем расположил их так, что фигуры крайне сложно пересчитать (разные источники дают цифры 24, 28 и 34).
14 сентября он хладнокровно нанес несколько ножевых ранений картине. Они были необходимы, чтобы создать впечатление большой толпы, массы людей. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор» и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И еще он красив.
Реставрация картины проводилась в 1947 году, тогда и была обнаружена ошибка. А кузен Саскии был арт-дилером Рембрандта и приводил ему знатных клиентов. В этом абсолютном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора»: творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта. Воспитанный человек, а что творит. Просто прелесть. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах».
Такие качества у него отсутствуют, ведь даже легкое задание запуска хлопушки он «провалил». Перчатка в руке Кока свидетельствует о рассеянности ее владельца. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно – это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова «коготь» («klauw») и мушкет («kloven») звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами («klovenier»). Несколько раз повторяющиеся, почти параллельные диагонали, которые слева образованы пикой, древком знамени и стволом мушкета, а справа – пиками, оружейными стволами и ободом барабана, с двух сторон захватывают боковое пространство и возникает ощущение, что запечатленная на холсте группа людей – лишь часть более мощного людского потока.
За окном 1638 год. Датировка последних произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. Одной из неразрешимых проблем до последнего времени оставалось огромное число копий и реплик с его полотен. Недаром он произвольно увеличил число персонажей, причем расположил их так, что фигуры крайне сложно пересчитать (разные источники дают цифры 24, 28 и 34). Такие дела. Но в 1975 году произошел второй инцидент. Акузен Саскии был арт-дилером Рембрандта иприводил ему знатных клиентов. Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть.
Ночной дозор (картина, Рембрандт, 1642)
живой талисман отряда или маркитантка, продающая воинам провизию и питье. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Ни денег, ни славы, ни работы. Но, тем не менее, эту работу Рембрандта пытались уничтожить уже три раза. Тридцать шесть лет спустя Самуэль ван Хоогстратен (голландский художник, график, литератор и теоретик искусства) пишет в своем трактате: «Рембрандт великолепно выполнил свою задачу в картине с амстердамскими гвардейцами, хотя многие полагают, что это большое полотно он написал, руководствуясь собственным взглядом на вещи, а не правилами создания портретов, подобных тому, что был ему заказан. Картину считают переломной для Рембрандта.
Для полного представления о новаторстве Рембранта в одном зале с этой картиной висят две (или три) картины на ту же тему и того же времени, но они имеют вид группового портрета и симметрии в отличие от картины Рембранта, где все в движении. Что до картины, то ее приключения продолжаются. Там и так бардак – изначально. «Ночной дозор» властно втягивает нас в свое пространство, захватывает мощным движением, делает участниками происходящего, уподобляя зрителям, сопереживающим пьесе или кинофильму.
Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор». Самым любопытным персонажем на картине является девочка в золотом платье. Но есть и множество других, более прозаических толкований: эта девочка – «маскот», т. е. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц.
Картину пришлось обрезать, чтобы она поместилась в другой зал. Правда, после таких инцидентов вас вряд ли подпустят поближе. Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий.
Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах». И они – важные бравые мужчины, занятые своим делом, не замечающие эту маленькую женщину. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Однако когда картину обнаружили в девятнадцатом веке, она была в очень плохом состоянии. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор».
Заказчиками выступали восемнадцать человек. При написании картины Рембрандт несколько раз отходил от признанных канонов. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра.
Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров. – очень подходит ему. Вот таким образом многие исследователи считают её талисманом отряда. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. На этот раз полотно атаковал безработный учитель. Кроме того, многие цеха и организации горожан стали заказывать групповые портреты. Не получилось.
Ночной дозор, Рембрандт – видео обзор картины
Наибольшее число загадок граничит с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. Лишь немногие знают, что у этой картины совсем другое название: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Да и центр композиции «уехал» куда-то влево вглубь, по световой диагонали: лейтенант — «сияющая» девочка.
Только в 1947 году, во время реставрации в Рейксмузеуме Амстердама, где картина находится по сей день, выяснилось, что ее колорит несравненно светлее, чем принято было считать. Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. Кстати, этот несчастный учитель через полгода после вандализма покончил с собой. Существует мнение, что скрещенные лапки петуха – герб добровольной городской гвардии.
Карнавализация образа и символа в данном случае достигается вводом фигуры ехидно смеющегося мальчика, со всех ног убегающего куда-то (левый нижний угол). После 1642 года в жизни Рембрандта одно за другим происходят печальные события. В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. По печальному стечению обстоятельств Саския скончалась в 1642-м – в том же году, когда был закончен «Ночной дозор». Попечальному стечению обстоятельств Саския скончалась в1642-м— втомже году, когда был закончен «Ночной дозор».
Подлинный колорит картины открылся только после ее реставрации в 1947 г., когда «Дозор» был уже ценнейшим среди экспонатов Рийксмузеума и помещался в специально спроектированном для него зале. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Она же со своей стороны всматривается во что-то, чего не видно им.
Я так думаю, что – НИКТО. На этот раз полотно атаковал безработный учитель.
Картину пришлось обрезать, чтобы она поместилась в другой зал. Кто они — неизвестно. Коротышка, прячущийся за спиной Кока, – символ испанца-капитана (сборное обозначение героя народного комедийного театра 17-18 веков). Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Также, традиционным символом для них является дубовый лист, который можно увидеть на шлеме.
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Ночной дозор»
Для стиля живописи Рембрандта характерна игра света и тени. Но загадки остаются. В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка.
Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. Зима, ветра, в Амстердаме в это время несладко – психанул мужик, что поделать. На всех людей полотно производит разное впечатление. Наибольшее число загадок граничит с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Так парадные портреты не пишут.
Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Что до картины, то ее приключения продолжаются. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру и лейтенант Рейтенбург (справа). Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. В то же время указывающая вперед рука капитана Кока и написанная в сильном перспективном сокращении алебарда лейтенанта Рейтенбурга выводят картину из плоскости холста: отряд идет прямо на зрителя. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов».
Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. По печальному стечению обстоятельств Саския скончалась в 1642-м – в том же году, когда был закончен «Ночной дозор». К немалому смущению искусствоведов, вдохновенно воспевших сумрачную красоту ночной сцены, оказалось, что действие происходит при солнечном свете. Тем не менее благополучные бюргеры хотели остаться в истории бесстрашными вояками. Неуспех «Дозора» был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали.
Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор» и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. Самым любопытным персонажем на картине является девочка в золотом платье. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. Наверное замысел солдафоны так и не распознали.
Так, например известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику. Вот таким образом многие исследователи считают её талисманом отряда. Тем не менее благополучные бюргеры хотели остаться в истории бесстрашными вояками. На примере базара или борделя такой разброд в лицах и позах не выстрелил бы. Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра.
Почему картина «Ночной дозор» стала фатальной для великого Рембрандта
Удавалось это и Рембрандту: в «Уроке анатомии доктора Тульпа» (1632) он искусно превратил групповой портрет врачей, поглощенных лекцией, в сюжетную картину, не нарушив требований жанра. Вроде бы в такой ситуации подобает быть собранным и внимать голосу командира. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Такие дела. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах».
Были отрезаны части картины сверху и слева, где изображались еще два стрелка. Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. При написании картины Рембрандт несколько раз отходил от признанных канонов. Но, тем не менее, эту работу Рембрандта пытались уничтожить уже три раза. Вообще, замысел художника разгадать непросто.
У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Но есть и множество других, более прозаических толкований: эта девочка – «маскот», т. е.
Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур. Они как будто в двух мирах – она как источник света среди погруженных в тень персонажей.
Ни денег, ни славы, ни работы. Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статический парадный портрет и изобразил роту идущей в сторону зрителя (выступает ли она в военный поход или отправляется с какой-то мирной миссией— дискуссионный вопрос). В руках сорванца тоже кубок – намек на то, что воинское счастье незадачливых стрелков уже утеряно. Например, вместо положенных восемнадцати человек он изобразил тридцать четыре. Для полного представления о новаторстве Рембранта в одном зале с этой картиной висят две (или три) картины на ту же тему и того же времени, но они имеют вид группового портрета и симметрии в отличие от картины Рембранта, где все в движении.
Какое впечатление производит картина на первый взгляд или Ее первая загадка
На всех людей полотно производит разное впечатление. Естественно, город «прихорашивается» перед пышными торжествами, устраиваемыми в честь венценосной персоны.
Ладно, с кем не бывает. Сумма гонорара была поделена между ними.