Рембрандт Старушка
Эрмитаж в Падуе, на которой представлены два художественных произведения Рембрандта Портрет старика и Портрет старушки из собрания Государственного Эрмитажа. По силе выражения «Портрет старушки»пера гениального Рембрандта из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина представляется одним из самых законченных в этой серии.
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Жемчуг украшает ее грудь на руках у нее – тяжелые золотые браслеты. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). На протяжении сорока лет он покупал работы старых мастеров. Свет то вспыхивает, то угасает, как бы наслаиваясь один на другой.
Необычайная духовная значительность свойственна этим образам. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Характерно, что в те дни, когда происходила распродажа имущества, на улице Бреестрат антиквар де Рениальме продавал купленные ими произведения Рембрандта по исключительно высокой цене – до тысячи пятисот золотых флоринов (в частности, за такую сумму была продана картина Рембрандта Иисус и блудница).
Юноша — франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером. Нужно работать. Около 1658-го года или несколько позже Рембрандт написал картину Давид и Саул (длина сто шестьдесят четыре, высота сто тридцать один сантиметр).
В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Портрет Брейнинга по глубине психологического анализа и синтетической силе обобщения сложного, многогранного характера напоминает (при всем различии их духовного облика) шекспировский облик Гамлета. Были у Титуса и собственные картины. Горькое одиночество сквозит в согбенной фигуре, наполовину поглощенной мраком. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. 175, 5 x 210, 5 см.
- Художник Рембрандт Харменс ван Рейн
- Смотреть похожее русское порно видео
И вновь на полотне виден духовный образ, художник запечатлевает на нём всю жизнь человека. Смотрел, вдыхал, запоминал и воплощал все это в своих картинах. Этот юноша, похожий на итальянца – всего лишь паж Пилата. Краски лежат на холсте густыми мазками. Портрет Яна Утенбогарта (Иоганн Эйтенбогарт) 1633. Давать, ничего не получая взамен.
Он обращен внутрь, в себя, «в уединенье душ». И вот он лишен того, что ценил. Да, зверь, пьяница, сумасшедший. Тем, кто читал переведенный у нас роман Тойна де Фриза Рембрандт, будет особенно интересно пройти по всему дому с его старинной мебелью, резными шкафами, массивными столами, стульями с высокими спинками, заглянуть в комнаты учеников, в комнату Титуса, в спальню Саскии ван Эйленбурх.
Об этом свидетельствует не только значительное снижение количества групповых портретов у Рембрандта, но и то обстоятельство, что целый ряд его учеников (в том числе Флинк, Мас и другие), не только покидают мастерскую учителя, но и решительно меняют свою ориентацию и становятся на путь помпезного фальшивого стиля и так называемой светлой живописи. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7.
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. – Надо только продать часть коллекции и дать Адриану денег. Забыл, погруженный в другие заботы, увлеченный своим творчеством, мечтами и планами.
Это возвышает даму, она здесь немного монументальна. И фон картины золотистый, мерцающий. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. На них облик конкретного человека был увековечен для его будущих потомков. Это Негритянка (длина шестнадцать, высота восемь сантиметров). Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Свет есть, он за туманами и мраком, окружающими землю мрак колеблется и рвется.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Эта непосредственная апелляция к зрителю, который из свидетеля драмы превращается в ее невольного участника, не имеет аналогии в других рембрандтовских гравюрах и перекликается с последними живописными полотнами Рембрандта, преисполненными таким же трагизмом и просветленностью, внутренней растроганностью и человечностью (картина Давид и Урия). Широко бытовало мнение о том, что моделями для многих фигур послужили ближайшие родственники Рембрандта.
Участь мастера. У всех портретов Рембрандта этого времени особенный взгляд. Картины написаны на холстах одного формата, обе датированы 1654 годом и происходят из одной коллекции. Необычайная духовная значительность свойственна этим образам. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). На них изображены седобородый старик и старушка в темных одеждах, сидящие со сложенными на коленях руками. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Если мы попытаемся сделать на лице такое же мимическое движение, то нам это не удастся. Большинство таких полотен в середине XVIII века оказалось в знаменитых европейских собраниях, в том числе – в коллекции русской императрицы Екатерины II. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. Ван Людик мучительно медленно рылся в карманах своего плаща. Интересно, что сначала Рембрандт написал белый воротничок.
Несмотря на далеко небезупречную сохранность, этот автопортрет – один из самых величественных и мощных (его высота сто тридцать четыре, ширина сто восемь сантиметров). Колорит картины построен на сочетании бело-оранжевых (одежда и борода Иакова, лицо Аснат), оливково-зеленых (тюрбан и одежда Иосифа, платье Аснат) и оранжево-золотистых тонов (одеяло, драгоценности, стена). В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Но он еще ничего не сказал.
Неровный свет идёт как бы от души человека. Наступает мрак. И она пошла к нему, как сказано в Библии. Рембрандт – это настоящий и непревзойденный мастер библейских и мифологических тем, портрета и передачи светотени. Rembrandtplein) в честь великого художника. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.
Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Я обвиняю. » (2008)12. Надпись «АЕТ 76» говорит о том, что Эйтенбогарту было семьдесят шесть лет, когда была написана картина.
Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8.
Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Холод приятно подбадривает его. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность.
Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви. На этом шедевре лучше всего можно изучить манеру Рембрандта трактовать тело. 1657) повзрослевший юноша запечатлен в поэтически приподнятом настроении.
Так знаменитая рембрандтовская светотень достигает одной из вершин своей выразительности.
Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Мы не знаем, что выражает его лицо. Эту картину американцы не взяли напрокат в Европе, как это было со знаменитой Моной Лизой (Джокондой) Леонардо да Винчи, а купили на аукционе. Все имущество, все издержки и доходы предприятия они, по условиям договора, делят пополам. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста.
Зато все требования заказчиков были выполнены. В русле этой традиции оценивались и два экспонируемых полотна. Рембрандт огляделся. Взгляд его упал на фарфоровые статуэтки. Иностранцам, находящимся в Амстердаме проездом известно только одно имя: Рембрандт.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). С внешней стороны это был почтенный человек, любивший свой дом и домашнюю жизнь, свое место у очага, привязанный к семье, по натуре больше супруг, чем любовник, однолюб, не выносивший ни холостой жизни, ни вдовства (в силу каких-то не вполне выясненных обстоятельств он был трижды женат) и, разумеется, домосед. И сколько новых, животворных мыслей черпал он из славных, задушевных бесед с ними. Судьба этих произведений сложилась по-разному. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Теперь, когда гость ушел, гнев прорвался сквозь почерневшие струпья души.
Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. О том, как в действительности выглядела Шарлотта, остается только догадываться. Он обучался рисунку и живописи, подавал надежды и был гордостью отца.
Но почему. Русский литератор середины XIX века Петр Каратыгин в историческом романе «Дела давно минувших дней», вышедшем в1888 году, так описал знаменитую гадалку: «Вдова пастора, высокая ростом старуха лет шестидесяти, наружностью менее всего походила на колдунью. А уж психологом Шарлотта была превосходным и отлично знала, что тот, кто ищет приключений, почти всегда их находит.
Возможно, лучший из портретов Рембрандта. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. В инвентарях их называли Философами, Учеными, Сивиллами, Пророчицами. Они злятся и зарекаются когда-либо впредь переступить порог рембрандтовской мастерской. И угасает она в одну из грозовых ночей.
Их владелец, граф Бодуэн (1715-1797), сделал военную карьеру, но в парижских кругах получил известность как гравер-любитель и страстный коллекционер. Счастливцы католики. Он ничего больше не услышит и не увидит он мертв и тело его стынет в безмолвии. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
Он ярко раскрывает сущность искусства Рембрандта-портретиста. Сначала — воспоминание, потом — удивление и потом — горький приговор этим воспоминаниям.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Победители щеголяли наградами и бесшабашной храбростью. Еще сильнее внутренняя сосредоточенность, погруженность в себя и подлинная любовь Рембрандта к своей модели, его скрытая грусть выражена в другой московской картине – так называемом Портрете жены брата (высота семьдесят четыре, ширина шестьдесят три сантиметра).
Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Последние шестнадцать лет – самое трагическое время его жизни. Лицо пожилого мужчины почти закрыто. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8.
В центре площади находится памятник Рембрандту. Он забрался слишком высоко, стремясь с самого неба сорвать плоды прекрасного. В течение всего XX века голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину в результате этих усилий наибольшее число картин Рембрандта можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме24. В жизни Рембрандта, как и в его живописи, много теней и темных углов. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). А вот описание фрау Кирхгоф, данное писателем Борисом Садовским в книге «Петербургская ворожея»: «полная, с орлиным носом женщина в белом платье». Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.
Холст не сопротивляется более. Образ лишен статичности: кажется, что Брейнинг живет, меняется у нас на глазах. Волосы змейками сбегают на круглые, упругие груди. Рембрандт достигает этого, давая беспокойное движение свето-тени. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Руководил сбором Филипс де Конинк. Не удивительно, что с середины XVIII века их долгое время считали парными портретами. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7.
И мы начинаем всматриваться в эти старческие черты лица. У нее были свежие губы и яркий цвет лица. Четыреста флоринов. В аукционном каталоге была лишь обозначена ее принадлежность к «кругу Рембрандта». И если так, то каких же слуг царь посылает, как ее ведут во дворец. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. Популярные в Голландии заказные портреты создавались с мемориальной целью. В ранних произведениях художника преобладает барочная — патетическая, темпераментная, риторическая — живопись с обилием натуралистических деталей («Жертвоприношение Авраама», 1635, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Ослепление Самсона», 1636, Франкфурт-на-Майне, Институт Шределя) при этом художник придерживается традиционных сюжетов и иконографии. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Помимо интереса, на лице его можно было прочитать изумление, подозрительность, зависть.
Эти черты поражали убедительностью, спорящей с самой природой. Они как живые. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Среди новых поступлений числились одиннадцать работ Рембрандта (атрибуции некоторых позднее изменились).
Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ. Художник останавливается на редких библейских сюжетах, поиск соответствий которым в Библии до сих пор занимает исследователей его творчества. Он не обращен на зрителя в суетном желании остановить его, забрать его внимание целиком. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). То есть такое движение можно сделать последовательно. В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства. А как же дом, его дом. Однако, некоторые картины Рембрандта, привезенные из Франции в 1781 году, со временем покинули Россию (среди них Отречение апостола Петра (1660), Портрет Титуса (1660/65).
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Хендрикье тоже полюбила художника. Он чувствует, что к нему возвращаются силы. Жизнь проходила, время бежало. И одновременно напряженно нарастает в картине звучание красного цвета. Как минимум трижды за свою жизнь Рембрандт обращается к причте о блудном сыне. Хендрикье, не обладавшую светскостью Саскии, он чаще писал в простых нарядах. Взгляд глаз затуманен, а уголки губ скорбно опустились вниз.
В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Левая рука Рембрандта легко, одними пальцами, придерживает простой деревянный посох. Не прогремела ли с плачем и торжеством Героическая симфония Бетховена. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Рембрандт опустился в глубокое кресло, держа в руке документ и глядя на ван Людика.
Однако это не портреты, хотя написаны с натуры. Представителям голландского патрициата Рембрандт казался опасным ниспровергателем основ. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Взором художника он видит ее преображенной и окружает ее всею силой своей любви. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.
Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. На портретах она изображена не позирующей, а «наедине с собой» и ее лицо выражает самую разную гамму чувств: усталость, грусть, тревогу, неуверенность, задумчивость, чутко уловленные любящим ее художником.
Рембрандт приходил к нему, чтобы погасить часть взятой у него когда-то ссуды. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Человек и его душевное состояние – так можно было бы охарактеризовать эти фигуры. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
Его так и подмывало немедленно предпринять что-то. Рембрандт неоднократно писал портреты и делал портретные эскизы евреев («Голова молодого еврея», 1647–48, Берлин, Государственный музей «Сидящий старый еврей», 1653–54, там же «Старик в кресле», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) изображал сцены из еврейской жизни (так называемая «Еврейская невеста», 1663–65, Амстердам, Государственный музей — вероятно, библейский сюжет офорт «Синагога», 1648). Художник нахлобучивает на него шляпу, которая просто придавливает старика и скрывает его лицо. На лице – печать далекого воспоминания. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Он знал, что ему следует забыть свое блестящее прошлое, свою мечту о счастье. Часть из них и сегодня находится в Эрмитаже (помимо представленных на выставке полотен, это Портрет поэта Иеремиаса де Деккера (1666) и Молодая женщина перед зеркалом (1657). Среди новых поступлений числились одиннадцать работ Рембрандта (атрибуции некоторых позднее изменились). Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8.
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. В 2015 году в Нью-Джерси была обнаружена картина Рембрандта «Пациент в обмороке» («Аллегория обоняния», 1624). Государственный музей, Амстердам Священник-ремонстрант (протестант) Иоганн Эйтенбогарт (1557—1644) играл ключевую роль в процессеобращения Голландии к протестантизму. Чем кончилась эта история, неизвестно, но случай очень характерен.
На самом раннем портрете Титуса (1655) он изображен еще ребенком, который сидит за высоким пюпитром, подперев рукой подбородок и то ли что-то пишет, то ли рисует в толстой тетради. Мастер тщательно выписывает руки, а одежду даёт мелкими мазками. Эти черты поражали убедительностью, спорящей с самой природой. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Дела шли все хуже. На протяжении сорока лет он покупал работы старых мастеров.
Если в начале XX века считалось, что сохранилось около восьмисот работ художника, то в современном авторитетном каталоге A Corpus of Rembrandt Paintings (1982 – 2014) их насчитывается всего 346. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
Движениями художника управляют далекие неведомые силы. Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи8. Нет. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Художник больше уделяет внимание рукам, одежде, а лицо пожилого мужчины почти закрыто.
Рембрандт также написал маслом портрет еврейского врача и поэта Эфраима Хизкияху Буэно (Бонуса умер в 1665 г. картина хранится в Амстердаме, Государственный музей) и сделал его офортный портрет (1647). В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ. На них облик конкретного человека был увековечен для его будущих потомков. Рембрандт часто приходил сюда, ведь он был страстным коллекционером.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Христос (посередине) исцеляет больных, слева на заднем плане – книжники и фарисеи обсуждают друг с другом человека, на которого они смотрят несколько пренебрежительно, Петр (с бородой) пытается остановить женщин, которые хотят, чтобы их дети получили благословение, но Иисус жестом их велит пропустить. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (Похищение Ганимеда, 1635, Картинная галерея, Дрезден).
Как заметил скульптор Огюст Роден (годы жизни 1840-1917-ый): Красоту у Рембрандта рождают контрасты между обыденностью физической оболочки и внутренней одухотворенностью. Победа осталась за нью-йоркским музеем. В 1911-ом году дом Рембрандта был реставрирован и открыт как музей. Человек и его душевное состояние – так можно было бы охарактеризовать эти фигуры. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8.
Поэтическая метафора Петр-скала (Петр по-гречески означает камень) – получает неожиданное и неосознанное выражение в статуарности его фигуры. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Гравюры, выполненные в технике сухой кисти (рисунок процарапывается твердой иглой непосредственно на металлической доске, а не на слое кислотно-упорного лака, как в офорте) с удовольствием скупались (самые знаменитые «Христос исцеливший больных», «Се Человек», «Христос в Эммаусе») и приносили Рембрандту серьезный доход. контексте таких произведений отождествление изображенного лица играло важную роль.
Именно «Анатомия доктора Тулпа» сумела принести Рембрандту первое признание публики, после чего состоятельные люди Амстердама стали наперебой делать заказы на портреты. Фамильный герб или надпись с указанием возраста помогали идентифицировать модель. Она привлекает и притягивает меня и я должен ее изобразить вот этими руками, этой рукой. Готовые рисунки так и вылетали из-под руки Рембрандта. Портрет Николаса Рутса 1631Этот портрет показывает нам, какого рода клиентура была у Рембрандта в конце десятилетия, благодаря его умению изображать представителей высшего общества, чьё богатство проявлялось не только в выставленных напоказ драгоценностях и одежде, но также в позе и манере держаться. Портрет Яна Утенбогарта (Иоганн Эйтенбогарт) 1633.
Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Рембрандт не видел Италии и не советовал и другим туда ездить. «Портрет старика». Едва ли не самый замечательный портрет в ряду тех, которыми представлено в собрании Эрмитажа богатейшее портретное наследие Рембрандта это Портрет старика в красном, написанный около 1652-1654-го годов (его высота сто восемь, ширина восемьдесят шесть сантиметров). Даже при беглом взгляде на эрмитажные картины очевидна их композиционная близость.
Библейские композиции 1630-х годов (Жертвоприношение Авраама, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Этот молчаливый диалог, поддержанный еще и теневым контрастом (Христос и сотник выделены более детальной штриховкой) и тем, что фигура коленопреклоненного римлянина помещена ниже ряда легионеров слева и учеников Христа справа, а фигура Христа – выше.
Довольно свежее лицо напоминало старушек Рембрандта. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Это и есть «круг Рембрандта». Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Для Рембрандта это было ещё одним ударом. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Смерть унесла его Хендрикье, верную служанку, ставшую ему женой и матерью сироте Титусу (сыну от первого брака с Саскией)его Хендрикье, которая не отказалась от Рембрандта (он не мог жениться на ней, так как лишил бы сына наследства его родной матери) и за это была отлучена от церкви. Через посредничество агента императрицы Екатерины II, барона фон Гримма (1723-1807), граф сделал предложение русскому двору приобрести у него пинакотеку для Эрмитажа.
Рембрандт поднял голову. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Между солдатом и апостолом стоит видная нам по пояс щуплая миловидная девушка-служанка.
Хендрикье тоже полюбила художника. Гендрикье Стоффельс является вдохновительницей луврской Вирсавии, 1654-ый год. Тело, которое он изображает (вероятно, тело Гендрикье), не отличается ни гармоничностью пропорций, ни изысканностью позы.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Фигуры разбойников корчатся в агонии. Сын повёрнут к нам спиной.
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). С точки зрения художественности – верх совершенства. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Они могли быть как эскизами будущих картин, так и самостоятельными работами. Коллекцию, как стервятники растащили кредиторы. Недаром очень остро чувствующему Рембрандта Ван-Гогу чудилось в его портретах что-то «светоносное и утешающее». Оживилась салонная жизнь, зачастили светские развлечения. Едва ли не половину из них составляли портреты стариков.
Положив ногу на ногу, она замерла на выгибающейся в глубину скамейке из красного мрамора, поверхность которой почти полностью закрыта – справа от Вирсавии измятыми желтоватыми простынями, а слева (то есть в центре картины) богатыми парчовыми одеждами, усыпанными мерцающими золотыми блестками. Между тем, в основе обеих картин лежит общее ядро. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Той теснейшей взаимосвязи между композиционным построением, скользящим (будничным) светом и динамикой психологического потока в портретном образе, на которой основано решение этой задачи. У Карраччи Рембрандт заимствовал пластически совершенную форму лежащей обнаженной женщины. Ему чуждо зазнайство, чужда гордость созданиями своего гения.
Ее проявления – зримые, незримые, осязаемые, воображаемые – сама действительность. Она словно уходит в свою жизнь. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Все они выполнены до 1652 года, когда скончался Адриан. Теперь все ученики уходят, все до одного.
Суммарное, целое, основное – вот что интересует теперь Рембрандта в портрете. На небрежно прикрытой простыней красной дыре его живота из которого удалены внутренности. Его красивые золотисто-рыжеватые локоны мягко спадают на плечи из-под берета. У Рембрандта была страсть позировать перед зеркалом и писать самого себя, но не так, как это делал Рубенс в героических картинах, в образе рыцаря, воина, в толпе эпических фигур, а наедине, на небольшом холсте, с глазу на глаз, только для себя и ради одного лишь скользящего отсвета или редкого полутона играющих на его круглом, толстом, налитом кровью лице. Этот портрет Рембрандта отличается особой психологической глубиной.
«Христос исцеляющий больных» или «Лист в сто гульденов» – это офорт (разновидность гравюры – ред. ) Рембрандта примерно 1646 года изображая события из Евангелия от Матфея 19. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Внутренне Петр полон волнения, неуверенности, тревоги. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. В «Портрете пожилой женщины» лицо гораздо мельче, художник больше уделяет внимание рукам, одежде. Он уже не здесь.
Чикагская картина Девушка в североголландском платье (высота сто, ширина восемьдесят четыре сантиметра) – редкая разновидность поколенного портрета. Рембрандт часто рисовал сына и в этих портретах живет ощущение свершившегося чуда. Трагичной была судьба другого заказа, полученного Рембрандтом. В дни таких крушений Рембрандт вновь обретал себя самого.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Но вот буря тяжких переживаний улеглась и он снова обрел душевное равновесие. Однако, некоторые картины Рембрандта, привезенные из Франции в 1781 году, со временем покинули Россию (среди них Отречение апостола Петра (1660), Портрет Титуса (1660/65). Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Он восстановил дисциплину среди своих учеников и снова принимает у себя друзей. Он глубоко уважал талант Рембрандта. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.
Неизвестность мучительнее любого зла. Дом-музей Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства7. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Только Толстой выглядит в поздней прозе обедненным, выхолощенным. Судя по костюмам героев, это образы библейских Исаака и Ревеки, для которых художнику, возможно, позировали, сам Титус (мужской образ напоминает Титуса изображенного на картине Портрет Титуса в большом берете, 1663, Галерея Далвичского колледжа, Лондон, хотя и выглядит старше) и девушка из семейства Эйленбюрх. Да, такова моя участь, Саския. В творчестве Рембрандта (1606-1669) и его учеников изображения старых, умудренных жизнью людей занимают особое место.
Не удивительно, что с середины XVIII века их долгое время считали парными портретами.