Репин Художник Картины
Произведением, сразу выдвинувшим Репина в первый ряд русских художников, стала картина «Бурлаки на Волге» (1870—1873, ГРМ1). Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки.
Илья Ефимович Репин – биография и картины
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. — сказал Крамской. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Берег Волги. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия.
7 знаменитых картин Ильи Репина
Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Публике картина понравилась. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Пятый факт. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
«Роковой» художник: мистика и мифы, связанные с картинами Ильи Репина
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Это вы сами. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Репин встречал их по средам. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. Они словно противопоставлены друг другу. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Глаза ясные и добрые.
Опираясь обеими руками на палку, больной, желчный, он смотрит неприветливо на зрителя, словно выражая ему свое недоумение и недовольство. Они жили в Пенатах в течение двух недель. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой.
Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Репин считал сам эту картину красивой. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте.
Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Труд — вот что определяет и украшает человека. Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. В эту минуту в комнату вошел Христос. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Не доносчик ли. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
Он идет прямо к матери. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. При работе над большими полотнами он систематически обращался к портретным этюдам для выяснения облика и характеристики персонажей.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
«Отступничество» в картинах Ильи Репина
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Написан портрет вдохновенно. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Рассмотрим "ближний круг". В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10.
Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. К тому же и погода благоприятствовала работе. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». — Да это превосходно.
Жизнь и творчество художника Ильи Репина, описание
«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. С 1913 – академик. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Она ушла из жизни в 1931 году55. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
-— И. Г. ), они много смеялись». Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Признание семьей гражданского подвига отца, брата, сына выдвигается Репиным как проблема имеющая широкое общечеловеческое значение. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Он взят силуэтом на фоне белой стены, что еще усиливает жизненность всей фигуры и особенно — воспаленных глаз с желтыми белками. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Вся центральная часть написана самим Репиным. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
Биография художника Ильи Репина
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Тут больше любви к делу, — пояснил он. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
- Илья Репин: биография и факты из жизни
- Картины Репина с названиями история создания, сюжет
- Загадочный Репин — 10 интересных фактов
- Персоны и личности (интересное о известных)
- Топограф иконописец, студент Академии художеств
- Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
- Все Картины Илья Репин по алфавиту
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
- Картины Репина (фото) с названиями
- «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
- «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
- «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
- «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
- «Торжественное заседание Государственного совета»
- Портрет премьер-министра Столыпина
- «Портрет пианистки графини Луизы Мерси дАржанто»
- Самое интересное в виде мозаики
- Краткая характеристика творчества
- Поездка за границу и жизнь в Москве
- Словари и энциклопедии на Академике
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Действительный член Академии художеств с 1903. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Она была закончена только в 1891 году. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Этот мужчина слыл в городе колдуном. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
За окном летний день. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Америка—Франция—Россия. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. «Как. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Убийство свершилось. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. В 1880 году Репин, по заказу Третьякова исполнил портрет популярнейшего в то время писателя А. Ф. Писемского. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. И вот уже перед нами не царь, а отец. Работал весь день, не замечая времени. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Третьяков. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Возвращается в Россию летом 1876 года. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. А свеча становилась ниже и тени менялись. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Центральная группа словно недовольна своей ролью. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Портрет производит яркое и сильное впечатление. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. Много учился на написании портретов близких и друзей. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Работал в плакате и в книжной графике. LiveПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласLiveСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииМузеиПерсоныХудожникПерсонаИлья РепинГоды жизни: 05 августа 1844 — 29 сентября 1930Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникИлья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. Действительный. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Все заняты. Внимание художника тяготит их. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Репин забыл о конкурсе, об Академии. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. Великий представитель русского реализма в живописи страстно увлекавшийся другими творческими методами. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Учился в Высшем. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. О чем эта история. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Казалось, она спит. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Репин дважды подавал прошения об отставке. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Этюд получился превосходный. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Это лучше всех ваших академических работ. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко., Остроумова-Лебедева. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. В его взгляде осуждение и тревога. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В его глазах читается печаль, тоска. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Каждый персонаж переживает что-то своё.
Так ли это – судить зрителям. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Третьяков»109. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами.
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Рисунок уверенный, лепка твердая. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Первый факт. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Вегетарианцем стал и сам Репин. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Л. Н. Толстого».
Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Стасов присылает ему все, что он просит. В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2). Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Репин никуда не делся. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. М. Бунакову. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа.
Сейчас произойдет чудо – оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.