Репин И Его Картины

Илья Ефимович Репин – биография и картины

Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Такой подход к творчеству оценил не каждый. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).

Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. В его глазах читается печаль, тоска. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Она ушла из жизни в 1931 году55.

Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.

В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.

В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.

Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.

Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. И вот уже перед нами не царь, а отец. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена.

7 знаменитых картин 
Ильи Репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. В его взгляде осуждение и тревога.

Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Репин дважды подавал прошения об отставке. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.

«Роковой» художник: 
мистика и мифы, 
связанные с картинами

«Роковой» художник: мистика и мифы, связанные с картинами Ильи Репина

Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Совсем скоро художник отправится на Украину, чтобы зарисовать старинные укрепления, сохранившиеся на месте Запорожской Сечи и найти прототипы среди реальных казаков для будущих персонажей. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.

В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Солнечные зайчики испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду – по одежде, траве, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Третьяков»109. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.

О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.

В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина.

В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»).

Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.

Илья Репин – биография, 
фото, личная жизнь, 
картины художника

Илья Репин – биография, фото, личная жизнь, картины художника

Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.

К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.

Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Л. Н. Толстого». Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.

5 мистических фактов 
о картинах Ильи 
Репина

5 мистических фактов о картинах Ильи Репина

Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым.

На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Левее на скамье сидит, по словам Репина, местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.

Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ». Он идет прямо к матери. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.

Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.

Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Вся центральная часть написана самим Репиным.

Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины 
 (1844- 1930)

Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)

А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.

По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм.

После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.

Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.

Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Казалось, она спит.

Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).

Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.

Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. 1 факт.

Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели.

За окном летний день. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.

Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Они словно противопоставлены друг другу. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.

Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Этюд получился превосходный.

О чем эта история. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».

2 факт. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.

«Иван Грозный и 
сын его Иван 16 
ноября 1581 года»

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.

Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Так ли это – судить зрителям. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).

Много учился на написании портретов близких и друзей. Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. Репин никуда не делся. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину.

  • Илья Репин: биография и факты из жизни
  • Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  • Загадочный Репин — 10 интересных фактов
  • Персоны и личности (интересное о известных)
  • Илья Репин – биография информация, личная жизнь
  • Все Картины Илья Репин по алфавиту
  • Топограф иконописец, студент Академии художеств
  • Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.

Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.

Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.

  1. Путешествие по России: Самарская область
  2. «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  3. «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  4. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
  5. «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)

Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Поставленная перед художником задача была очень трудной. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе.

Судьбы детей Репина сложились по-разному. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Все заняты.

Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Будучи допущенным до заседаний и выполняя подготовительные эскизы и рисунки к произведению, Репин также пользовался фотоаппаратом. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.

К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.

  • Картины Репина (фото) с названиями
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • «Торжественное заседание Государственного совета»
  • Портрет премьер-министра Столыпина
  • «Портрет пианистки графини Луизы Мерси дАржанто»

Вернувшись в Петербург, Илья Репин продолжил писать картины, ставшие позднее классикой русского искусства. Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына.

Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.

  1. Самое интересное в виде мозаики
  2. Поездка за границу и жизнь в Москве
  3. Краткая характеристика творчества
  4. Биография художника Ильи Репина
  5. Жизнь и творчество художника Ильи Репина, описание

Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Репин встречал их по средам.

Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы.

Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Америка—Франция—Россия. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.

  1. Словари и энциклопедии на Академике
  2. Илья Ефимович Репин – афоризмы, цитаты, высказывания

Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Рисовать начал благодаря своему двоюродному брату Трофиму – когда он рисовал, Илья любил сидеть рядом и наблюдать, как на бумаге появляются цветы и фрукты. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».

Илья Репин: биография 
и факты из жизни

М. Бунакову. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.

Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.

Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871).

Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.

По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.

На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».

А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.

Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).

Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Шесть лет потратил Репин, чтобы композиционно выстроить сюжет: практически сливающаяся с темнотой спина священника и освещенное лучами восходящего солнца лицо сидящего на постели революционера. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.

И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.

Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. 5 факт.

Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.

Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.

Рассмотрим "ближний круг". Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Комната небогатой интеллигентной семьи. Пятый факт.

Стасов присылает ему все, что он просит. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.

Первый факт. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.

Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Центральная группа словно недовольна своей ролью.

1887 год стал для И. Е. Репина переломным. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»). Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.

После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.

Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.

Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».

В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Илья Ефимович был разносторонним художником, может именно в этом заключался его гений. Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию.

На время Репин перестал творить и впал в депрессию. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19. Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России.

Берег Волги. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником.

В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.

Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».

В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.

В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна». Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.

Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.

По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Общение с прежними друзьями было только заочным. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.

Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.

В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.

Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.

Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Внимание художника тяготит их.

Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. Не доносчик ли. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».

Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.

В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.

Автор концентрирует внимание зрителя именно на лице композитора, словно пытаясь передать секрет гения Мусоргского. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.

Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши.

Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.

В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).

Вегетарианцем стал и сам Репин. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.

Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2). В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.

Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.

Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Каждый персонаж переживает что-то своё.

Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.

Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.

В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Они жили в Пенатах в течение двух недель.

В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.

Глаза ясные и добрые. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).

По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.

Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.

Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.

Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.

Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний. В эту минуту в комнату вошел Христос.

«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. К окончанию Академии Репин уже был достаточно известным художником, но отличался скромностью и отзывчивостью. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.

В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Публике картина понравилась. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.

В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».

И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Она была закончена только в 1891 году. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».

Репин был очень дружен с Мамонтовым. Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.

С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.

Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Работал весь день, не замечая времени.

Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью. Возвращается в Россию летом 1876 года.

Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб.

По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Убийство свершилось. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Сейчас произойдет чудо – оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.

Жил в Италии и Франции (1873–1876). Репин считал сам эту картину красивой. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.