Репин Манифестация
Репин Илья Ефимович (1844-1930) «Манифестация 17 октября 1905 года».
Но мне кажется, я знаю, что сказал бы (и, может быть, сказал) по её поводу художник, написавший в начале своего смертного года другу Шаляпину, обвинённому (по мнению самого Шаляпина, несправедливо) в коленопреклонении во время представления в Мариинке присутствовавшему там Николаю II: «Что это за горе, что даже и ты кончаешь карачками. После усмирения» и «Виды на урожай 1906 года» они были опубликованы в сатирическом журнале «Жупел». Он был снят еще до его официального открытия по требованию поклонников Бакунина, опубликовавших в «Вечерних известиях Моссовета» 10 февраля 1920 г. гневное письмо под названием «Уберите чучело. » Впрочем, Королев позднее реабилитировал себя, создав интересный скульптурный портрет А. И. Желябова. В нем действовали Каракозов и Нечаев, Желябов и Перовская, картинно представлено цареубийство 1 марта 1881 г., причем все подчинялось исторической достоверности. напр. : Короленко В. Г. Собр. В революции, как и везде, евреи не творцы. До конца 1918 г. уже были воздвигнуты сразу два памятника Н. Г. Чернышевскому 7 ноября в Саратове (скульптор П. Ф. Дундук) и 17 ноября на Сенатской площади в Петрограде (скульптор Т. Э. Залькалн). Вокруг цитируемой книги, как и работы С. Волкова вообще идёт много споров.
Она счастлива ребенком и революцией. Иносказательно осуждали героев народничества и другие произведения Сурикова 80- х годов с мотивами казни и заточения («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове»), а также картина Н. В. Неврева «Смерть князя Гвоздева» (Иван Грозный убивает безвинно одного из своих подданных). N. Y., 2004. Неофициальный обратный перевод с английского. В конкурсе приняли участие крупные мастера, в том числе Н. А. Андреев автор художественной ленинианы и памятника А. Н. Островскому перед Малым театром в Москве. Больше других был увлечен героикой народничества, чаще всех обращался к ней в творчестве и лучше, чем кто- либо из художников, запечатлел ее «Илья Муромец» отечественной живописи И. Е. Репин. Кем же предрешено это избиение.
- Репин Илья Ефимович «Манифестация 17 октября 1905 года»
- Демонстрация (публичное мероприятие)
- Илья Репин — Манифестация 17 октября 1905 года, 1907
- Репин Манифестация 17 октября 1905 года
- Репин Илья Ефимович (Манифестация)
Сочувственный отклик И. М. Прянишникова на «хождение в народ» биографы художника усматривают в его картине «Порожняки». Картину тогда, конечно, нельзя было выставить в России по цензурным соображениям и она была вывезена для показа за границей. Он президент Академии художеств и одновременно командующий войсками Петербургского округа. кн. Тем более что это не все яркие гражданские поступки Серова.
Между тем театр МГСПС в 1925 г. поставил пьесу Н. Н. Шаповаленко «1881 год» с участием молодых, впоследствии прославленных Бориса Бабочкина, Василия Ванина, Татьяны Пельтцер, а в 1926 г. «В глухое царствование» В. В. Шкваркина о закате «Народной воли», где роль главы царского сыска Г. П. Судейкина сыграл знаменитый уже тогда Е. О. Любимов-Ланской. Впервые из картины Репина, столь разительно истинной по зарисованным лицам, я увидал, что «евреи в революции», в сущности, не ведут, а именно идут за сумасшедшими мальчиками, но подбавляют к их энтузиазму хитрую технику, ловкую конспирацию и мнимо-научную печатную литературу. В 2013 году во время демонтажа (по мнению сотрудников — разрушения) экспозиции Музея Маяковского, признанной произведением искусства, тоже была обещана её реставрация, но впоследствии выяснилось, что её будут «модернизаровать» как «устаревшую» неизвестно, что мы увидим при открытии, запланированном на 2016 год. Царских же заправил он ненавидел и презирал.
С Постановщик фильмов «Подруги», «Зоя», «Глинка», «Урок истории» и др. До сознания доходит только непонятная смута, ЧТО-ТО. В глухое политическое безвременье и это было заслугой» 25. Н. Т. ) из-за любви к Желябову», а не из чувства партийного долга 37. М. Л., Т. 1. Конечно, по тонким портретам царской фамилии, собранным на выставке в одном отделе, можно сделать вывод, что Серов всё про них и про Николая в том числе, понял ещё до 1905 года.
- Художник: Репин Илья ЕфимовичЭскиз к картине Манифестация 17 октября 1905
- Презентация на тему «Репин «Манифестация 17 октября 1905 года»»
- Сочинение-описание картины Репина «Манифестация»
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Если жизнь это путь, то это мои путевые заметки
Вот лицо, полное уже мысли, веры, – лицо прекрасное, хотя тоже немножко тупое. Картина посвящена событиям после 17 октября 1905 года. Для западного человека 1905 год не значит ничего или, по крайней мере, если брать истинно образованных и заинтересованных людей, не служит для него камертоном исторической памяти, — а усилия отечественных «культуртрегеров» направлены на то, чтобы такое отношение к 1905 году стало нормой и для нас. Драматизм тактических исканий народников перед выбором наиболее радикального пути борьбы за народ аллегорически изобразил В. М. Васнецов в картине «Витязь на распутье», а их силу духа и фанатическую преданность своим идеалам Г. Г. Мясоедов в картине «Самосожигатели». О, она вполне самостоятельна в свои 17 лет и ничему не вторит, никому не подражает. М., С Ивановский А. В. Воспоминания кинорежиссера.
М., С Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. Фон-Мекк. На выставке эскиза тоже нет. Если восприемник не отравлен какой-то предвзятостью. Хотя теперь стало возможным живописать революционную (народническую тоже) героику подчеркнуто, не прибегая к иносказаниям, художественные удачи при этом были редкими по той же причине, что и в литературе.
- Исполнилось 170 лет со дня рождения великого художника Ильи Репина
- Репин «Манифестация 17 октября 1905 года»
- Описание картины Ильи Репина «Манифестация»
- Описание картины Ильи Репина «Манифестация» Картины художников
- Нелицеприятная картина Репина – Абсолютно случайный дневник
В советское время в СССР во всех городах на главных площадях политические демонстрации с транспарантами перед стоящими на трибунах первыми лицами власти проводились в организованном со стороны администрации и партийных органов порядке в честь Первомая и в День Великой Октябрьской социалистической революции ежегодно, а также в День Победы по юбилейным годам и по случаям особых отдельных событий и праздников (напр., полёт Гагарина, присвоение городу ордена итомуподобное). Повинен смерти», «Распятие». Сочувствующих было много. Не знаю, в этом сопоставлении есть что-то поистине чудовищное — не знаешь, куда деваться.
// Освободительное движение в России. С 1870-х годов зазвучали героические песни на стихи народников, не забытые до сих пор. 16 Луначарский А. В. Ленин о монументальной пропаганде // Литературная газета января. 7 председатель Госкино Российской Федерации) по мотивам романа С. М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» 31. Причём один из них, «Солдатушки» из Русского музея – буквально хрестоматийный и юбилейная выставка, собранная к 150-летию, оказывается без него заведомо неполна.
В условиях, когда царизм, напуганный «хождением в народ», преследовал любой намек на угрозу крестьянской революции, такой спектакль уподобился политической демонстрации. На втором 18 Подробно см. : Троицкий Н. А. Театр и революционное движение в России гг. «Мы всего достигли».
Могут сразу возразить: организаторы с самого начала заявляли, что «всего Серова» собрать, к сожалению, не удалось и выставка получилась менее представительной, чем хотелось бы. Судьба его неопределенна. Да ещё и неосознаваемо оно чаще всего. Но победил проект Королева 17. Она не поет, как и муж её приват-доцент, сосредоточенно молчит. 33 Постановщик доныне любимых у нас фильмов «Дубровский», «Музыкальная история», «Антон Иванович сердится», главные роли в которых играли Б. Н. Ливанов, С. Я. Лемешев, Л. В. Целиковская.
14. В живописи, как и в литературе, распространенной была христианско-народническая аллегория. Из них почти половина 5 фильмов были созданы между Февралем и Октябрем 1917 г. Уже в апреле 1917 г. самый выдающийся в России того времени кинорежиссер Я. А. Протазанов 32 снял фильм «Андрей Кожухов» (по роману Степняка-Кравчинского) с «королем экрана» Иваном Мозжухиным в главной роли. Из «Пенатов» Репин следит за жизнью Петербурга. М., С Собинов Л. В. Статьи, речи, письма, воспоминания. Оно существует только в душе восприемника. Приват же доцент имеет ума не больше, чем первокурсница впереди его, но он считает, рассчитывает, «умозаключает» и в этой сухой учёной работе он так же беспредельно наивен, как и 17-летняя девочка.
Ряд картин посвящен Александру Ульянову 13, но не как народовольцу, а как брату Ленина. Я говорю о знаменитом картоне, написанном темперой в 1905 году, «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » и карикатурах того же времени «1905 год. Бенуа уезжал в Париж, не то действительно по делам, не то перепуганный событиями. Сразу после свержения царизма к народнической теме обратился отечественный кинематограф. Драматический театр откликался на политическую злобу дня еще смелее и откровеннее. В Москве юбилей отмечается особым способом — попытками стереть память об этих событиях.
Страна находилась в очень серьезном положении. Он просто социалист. Возвращение подобного бунтаря домой воспринималось как чудо. Однако не нужно воспринимать ее как хвалебную песнь.
С. 151,, Соловцов А. А. Творчество Н. А. Римского-Корсакова. Классик украинской культуры Н. В. Лысенко написал музыку к стихотворению Ивана Франко «Гимн». Но это только при первом взгляде.
Л., Т. 2. В том же 1918 г. были открыты и два памятника Софье Перовской: в Москве, на Миусской площади и в Петрограде, перед зданием Московского вокзала. Так академик скульптуры И. Я. Гинцбург изваял превосходные бюсты П. А. Кропоткина (1920 г. ) и Н. А. Морозова (1935 г. ) Но, пожалуй, лучшим из портретов деятелей народничества, созданных в советское время, надо признать портрет Софьи Перовской, выполненный в мраморе Г. И. Кепиновым в 1927 г. Он не только передает внешнее сходство, но и как бы приоткрывает перед нами внутренний мир революционерки: одухотворенность, благородство и жертвенность ее облика. Ставрополь, С. 34.
То, что пришлось услышать после, было ещё невероятнее по своему ужасу. Творит, выдумывает и рвется вперед арийская кровь. возмущался вел.
Михаил Николаевич (брат Александра II). В 1980 г. Александр Журбин написал оперу «Нетерпение» (по роману Трифонова) 30, а 1987 г. московский Музыкальный театр им. Вот несколько самых крупных примеров из репертуара одного театра МГСПС (с 1938 г. театр имени Моссовета). Лишь три картины изображающие момент исторической речи рабочегореволюционера Петра Алексеева на суде по делу «50-ти» 12, можно отнести к теме народничества (хотя сами художники едва ли об этом думали), поскольку Алексеев входил в народническую организацию и судился в числе 50-ти народников.
Лишиться звания академика. М., Т. 2. Автор музыки к похоронному маршу И. М. Познера и А. И. Архангельского «Вы жертвою пали» известен.
Василий РОЗАНОВ «О картине И. Е. 34 Был показан по телевидению СССР 29 сентября 1973 г. 35 Очерки истории советского кино. // Былое Рисунки Маковского там же. Еще в 1864 г. (год гражданской казни Н. Г. Чернышевского) В. И. Якоби написал картину «Умеренные и террористы», которая, несмотря на французский сюжет (термидорианцы глумятся над побежденным, умирающим Робеспьером), остро ставила злободневную для русской действительности тему гибели революционера, насилия над ним, тему вакханалии реакции.
Но постепенно стареющий Репин все реже и реже навещает столицу и встречи переносятся в «Пенаты». Все перечисленные и некоторые другие его произведения («Старое и молодое», «Причины неизвестны») утверждали нравственное превосходство героев народничества над царскими карателями. В 1925 г. Ивановский поставил фильм «Степан Халтурин», где главный герой показан выразительно, но односторонне, лишь как народоволец-террорист. Можно отметить лишь памятники народовольцам Г. А. Лопатину (как 13 «Брат и сестра Ульяновы» О. Б. Богаевской, «Братья Ульяновы» Е. А. Романовой, «Мы пойдем другим путем» П. П. Белоусова. С. 5 53, Там же.
Кроме памятников, создавались до середины 30-х годов скульптурные портреты народников. Стоит ли. Такая же «без мысли» и поднявшая букет высоко кверху еврейка, лет 35, в середине толпы, в центре картины. 6 представлении «Овечьего источника» театр был переполнен явными и тайными агентами полиции, а затем пьеса надолго (вплоть до революции гг. ) была запрещена. В начале 1890-х годов, скажем, он помогал Левитану, вынужденному покинуть Москву в связи со своим еврейским происхождением: в условиях государственного антисемитизма от преследований не был застрахован даже такой видный деятель культуры, которому в результате хлопот друзей разрешили обойти антиеврейское законодательство «в виде исключения».
У еврея – тупо-сосредоточенное лицо. Позднее Ярошенко создал такие шедевры, как «Студент» и «Курсистка» собирательные типы (мужской и женский. ) народовольцев. Морозов и Г. А. Лопатин изображены также в картине Репина «Манифестация 19 октября 1905 г» 2 Репин И. Е. Избр. С. 298 Т. 3. В ужас – тоже можно: в эти обезумевшие лица, каких ещё не большинство.
соч. : В 10 т. М., Т. 1. На картине в него нельзя ткнуть указкой. 4 царизма над первомартовцами. Такие песни были при царизме запрещены.
«Кто помнит условия жизни в царской России и, в частности, оберегание престижа царской власти, тот поймет, какое гражданское мужество надо было иметь для того, чтобы так разговаривать и так вести себя с царями» революцию окончательно погасили, а завершена для экспонирования в 1911 году – Серов умер в конце его. Исторически более достоверны поставленные в 1881 г. спектакли Ленинградского тюза по роману Ю. В. Трифонова «Нетерпение» о Желябове и по мотивам повести Ю. В. Давыдова «На скаковом поле, около бойни» о Д. А. Лизогубе. Он всю жизнь философствовал у себя в департаменте, он читал декабристов и о декабристах, он всё ждал, «когда придёт пора». Мало того, Ермолова в дни грандиозного процесса «193-х» по делу о «хождении в народ» демонстративно читала на концертах и студенческих вечерах «Реквием» Л. И. Пальмина («Не плачьте над трупами павших борцов») 29 Олег Ефремов Желябов, Алина Покровская Перовская, Евгений Евстигнеев Александр II.
Но не для всех это очевидно. Ненависть живописца к большевикам продолжала кипеть.
Ей хорошо, о, как видно, что ей хорошо, что она вполне счастлива. 5 другу К. Маркса и первому переводчику на русский язык марксова «Капитала») в Ставрополе и Н. И. Кибальчичу (как ученому-изобретателю) на его родине в украинском городе Коропе, да портрет поэта-народовольца П. Ф. Якубовича (скульптор К. Н. Бобков). Так, 7 марта 1876 г. в Малом театре состоялась премьера драмы Лопе де Вега «Овечий источник», в которой М. Н. Ермолова гениальнейшая из актрис, когдалибо игравших на русской сцене (тогда совсем юная) потрясла зрителей исполнением роли Лауренсии, крестьянской девушки, возбуждающей народ к восстанию. Могут сразу возразить: организаторы с самого начала заявляли, что «всего Серова» собрать, к сожалению, не удалось и выставка получилась менее представительной, чем хотелось бы. С первого взгляда кажется, что вот эти евреи, лица которых наиболее выписаны и «портретны» и являются «разумом» революции, всё в ней подсказали и ко всему в ней повели.
С. 330, 333 Т. 2. Ей хорошо, о, как видно, что ей хорошо, что она вполне счастлива. П. И. Чайковский, хотя и грешил (как и Рубинштейн) верноподданническими иллюзиями, тоже осуждал карательный террор 22. Это Н. Н. Иконников (гг. ), девятилетним мальчиком сочинивший мелодию, которую тогда же отредактировал великий Ф. Лист 19. 1905 год — это радостная картина Репина «Манифестация 17 октября 1905 года» изображающая всеобщее ликование образованного столичного общества по поводу царского манифеста, которая в основном была решена в 1907 году, когда после более двух лет расстрелов и расправ революцию окончательно погасили, а завершена для экспонирования в 1911 году — Серов умер в конце его.
После усмирения» и «Виды на урожай 1906 года» они были опубликованы в сатирическом журнале «Жупел». Александр III был в его представлении «осел во всю натуру», Николай II «тупая скотина скиф-варвар, держиморда», К. П. Победоносцев и М. Н. Катков «паскудные нахальники», все вообще правительство Александра III «царство идиотов, бездарностей, трусов, холуев и тому подобной сволочи» 2.
В манифесте было обещано "даровать" народу "незыблемые основы гражданской свободы", неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов привлечь ("в меру возможности") к выборам в Государственную думу те слои населения, которые были лишены избирательных прав (главным образом рабочие, городская интеллигенция) признать думу законодательным органом, без одобрения которого никакой закон не может войти в силу. Говорят, что это временно и обновлённая экспозиция вскоре снова будет выставлена. Постыдился бы». Названы были здесь и основоположники народничества А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.
Толпа пела "вечную память" по убитым 9-го января и марсельезу. Русская масленица. Так, А. Г. Рубинштейн, написавший в 1866 г. верноподданническую увертюру по случаю избавления Александра II от пули Д. В. Каракозова, к концу 70-х годов преодолел предубежденность против революционеров и стал желать «полной перемены нынешней формы правления».
Власти были так встревожены опасной тенденциозностью «Корсиканки», что после первого же представления сняли ее с репертуара навсегда 27. Жандармские власти так и поняли это: «Да там прямо призыв к бунту. » 26. Жизнь и творчество. «Ведь какие картины он пишет. Он подготовил пять вариантов своего проекта. письма: В 2 т. М., Т. 1. Именно он в 1878 г. выставил своего «Заключенного» первое в отечественной живописи большое полотно, посвященное революционеру, а в 1881 г. написал картину «У Литовского замка», где впервые была представлена русская женщина-революционерка. 30 Поставлена в том же году в Челябинске.
С Гиляровский В. А. Люди театра // Избранное: В 3 т. М., Т. 1. 16. Репин, не замечая сам того, нарисовал «масленицу русской революции», карнавал её, полный безумия, цветов и блаженства.
Список, утвержденный Лениным, включал 31 имя, начиная с античного Спартака, в том числе 7 народников 1870-х годов 15 (для сравнения только два декабриста). Картину эту хочется назвать лебединою и вместе завещательною песнью великого художника. Его «Иван Грозный» был задуман в 1881 г. под впечатлением расправы царизма с народовольцами как иносказательное обличение «белого» террора 3. Из моего тамошнего замечания о выставке и выросла эта заметка.
И, ей-ей, для счастья юных я из 12 месяцев в году отдавал бы один революции. Из других произведений советской живописи на революционно-народническую тему до середины 30-х годов можно выделить картину Н. И. Шестопалова «Семидесятники» и два рисунка Д. Н. Кардовского: «Убийство шефа жандармов Мезенцова Сергеем Кравчинским» и «Покушение Александра Соловьева на Александра II». Образ Христа стал, по выражению И. Н. Крамского иносказательным «иероглифом» образа «народного заступника» х годов, как это и представил Крамской в картинах «Христос в пустыне» и «Хохот». В это время (с убийства императора прошло всего 3 года) большинство революционеров находилось в ссылках и на каторгах. Декабрь 2015 года, надвигается 110-летие московского Декабрьского восстания, высшей точки «первого штурма самодержавия». Оба они (московский скульптора И. Ф. Рахманова, петроградский О. Гризелли) были выполнены в модной тогда манере кубофутуризма и не имели ничего общего с действительным обликом революционерки. Музыка и театр отдали дань революционно-народнической теме еще до 1917 г. 18.
С 1903 года Репин окончательно обосновывается в Куоккале в усадьбе, названной им «Пенаты». Иной раз крайне редко, почти случайно проникали на театральную сцену пьесы, отразившие, хотя бы и косвенно, реальные факты народнического движения, например, «Мертвая петля» Н. А. Потехина (1875 г. ) и «На пороге к делу» Н. Я. Соловьева (1879 г. ), в которых была затронута тема «хождения в народ». Шпионы интриги, вот их изучение человеческих принципов». М., Сб Эта картина стала «лебединой песней» Касаткина. Станиславского и Немировича-Данченко поставил оперу Револя Бунина «Народовольцы», либретто которой составил А. Н. Медведев (бывший 27 См. : Дурылин С. Н. М. Н. Ермолова.
Работы и биография Серова, музыка Шостаковича, стихи Бальмонта и другие вещи этого ряда абсолютно не способствуют такому восприятию 1905 года. Под впечатлением революционной борьбы народников он написал (кроме ряда портретов 1 и рисунков) восемь прекрасных картин. Смотрите, у левого её плеча чиновник в форме, тоже громко поющий песню «о ниспровержении правительства».
Дальше «поднятого букета» она вообще ничего не думает. А Первую русскую революцию и преступления николаевского царствования — уже можно (хотя, как мы видим из слов Шостаковича, этим тематика симфонии не исчерпывается, она включает в себя и сталинизм тоже). Иной смысл имели полотна о Христе Н. Н. Ге: «Что есть истина. », «Суд Синедриона. Т. 1 (). Гений художника всё подсторожил и всё высмотрел. В моей (полагаю, не исчерпывающей) картотеке зафиксированы всего 12 художественных кинофильмов, снятых о героях народничества с 1917 г. и поныне. Это объяснялось и цензурными соображениями (революционер в неволе был более приемлем для цензуры, чем на свободе) и политической обстановкой тех лет, когда прежде всего бросался в глаза и больше всего возмущал современников именно разгул правительственных репрессий. А евреи – «починщики часов», как и везде, с мелкоскопом в глазу и рассматривают и компилируют подробности, какой-нибудь «8-часовой день» и «организацию» забастовки.
по: Секлюцкий В. В. Н. Она вся – эффект, поза и единичный выкрик. Он отказался (под предлогом занятости) принять заказ царского двора на торжественную кантату в честь коронации Александра III, но зато написал романс на «крамольный» текст «Узницы» Я. П. Полонского 20.
И даже не это главное. Серов обсуждал эти вопросы в Петербурге. Саратов, Вып. Но мне кажется, я знаю, что сказал бы (и, может быть, сказал) по её поводу художник, написавший в начале своего смертного года другу Шаляпину, обвинённому (по мнению самого Шаляпина, несправедливо) в коленопреклонении во время представления в Мариинке присутствовавшему там Николаю II: «Что это за горе, что даже и ты кончаешь карачками. Самая выдающаяся из них (наряду с «Иваном Грозным» Репина) «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, задуманная в 1881 г. под впечатлением казни Софьи Перовской. Превращать царскую власть в монумент, а борьбу за свободу – в жупел.
Он в курсе всех политических и культурных событий. См. : Эшпай А. Вслушиваясь в голос истории // Известия августа. Он отдал приказ о расстреле безоружных рабочих. Вот свежее заграничное издание Одиннадцатой, под такой — несмотря на красноречивые для всякого россиянина, да и просто грамотного человека, заголовки частей — обложкой.
Но слишком хорошо известно, чем заканчиваются такие «обновления» — достаточно вспомнить историю стелы с именами революционных мыслителей в Александровском саду у Кремля, демонтированной якобы в целях реставрации, но водворённой обратно уже с именами правителей из дома Романовых. большая толпа, певшая гимн и несшая национальные флаги. РЕПИН в выставленной им большой картине «17 октября 1905 года» на XIII передвижной выставке.
Он президент Академии художеств и одновременно командующий войсками Петербургского округа. Так, в 1977 г. театр юного зрителя Латвийской ССР, а в 1981 г. Воронежский ТЮЗ осуществили постановку «героической хроники» С. Л. Лунгина и И. И. Нусинова «История одного покушения» о деле Веры Засулич. Это она бурлит и крутит воду. Доработали оперу его друзья Б. А. Чайковский, В. Е. Баснер, А. Я. Эшпай и др.
Жизнь, артистический путь, творчество. В годы сталинского табу на память о народниках им, естественно, монументов не ставили, но Чернышевскому (которого тогда не считали народником) поставили еще два памятника в 1947 г. в Ленинграде (скульптор В. В. Лишев) и в 1953 г. в Саратове (скульптор А. П. Кибальников). С. 17. А. Ярошенко. А он открыл, что такое художественность.
Он отдал приказ о расстреле безоружных рабочих. 8 популярные актеры, как опытные, так и молодые (Владислав Стржельчик, Георгий Тараторкин и др. ). И, ей-ей, для счастья юных я из 12 месяцев в году отдавал бы один революции. Йоргена», «Закройщик из Торжка», первооткрыватель таланта Игоря Ильинского и Анатолия Кторова. В августе того же 1917 г. второй по значению кинорежиссер дореволюционной России (считавший себя первым) П. И. Чардынин, не желая уступать Протазанову, выпустил свой фильм «Софья Перовская», который специалисты ставят вровень с фильмами Протазанова, лучшими в то время. М., С И Ермолова и Савина выступали в ролях учительниц-демократок Веры Лониной («На пороге к делу») и Веры Запольевой («Мертвая петля»). Таким образом трилогия ставила расправу царизма с народниками «в один ряд с самыми отвратительными проявлениями деспотического варварства всех времен и народов» 6.
Огорчили его и товарищи-художники. Никому и ничем не стереть этого пятна.
В бывшем музее «Красная Пресня» (теперь просто «Пресня») разобрана посвящённая восстанию экспозиция. С 30-х годов народники на четверть века исчезли с театральных сцен и лишь в 1956 г. скромный театр украинского города Черновцы вновь показал их зрителям, поставив драму в стихах С. Е. Голованивского «Первый гром». В музыкальном театре роль политических иносказаний играли, наряду с «Орлеанской девой» Чайковского, «Вильгельм Телль» Д. Россини, «Пророк» Д. Мейербера, «Фенелла» Д. Обера. С помощью затирания подлинных событий на месте великого для борьбы за освобождение года в истории создаётся белое пятно, чистый лист, tabula rasa, где вольно строить любую мифологию, заниматься любыми спекуляциями: утверждать, что протестующего народа было убито не так уж и много, умиляться «прощению», которое «даровал» Николай рабочим, называть народные выступления провокацией, плодить всевозможные конспирологические теории, доказывать, что никаких преступлений николаевский режим не совершал, скрывать дискриминационные законы империи. Еврей – абсолютно тупой и самая хитрость его (которая есть в лице) – тоже тупая, которая, проиграв всё «в целом», выиграла «на сегодняшний день». Только В. Г. Перов в третьем варианте «Суда Пугачева» иносказательно осудил «красный» террор: если первый вариант картины (1873 г. ) трактовал расправу Е. И. Пугачева с дворянами, как справедливое возмездие, то третий (1879 г. ), написанный под впечатлением поворота народников от пропаганды к террору, как неправедную жестокость 10.
И она сама не понимает, от возраста ли кричит или от революции. После 1917 г. советские художники, естественно, сделали революционную тему главной, но, возвеличивая пролетарских революционеров, мало интересовались их предшественниками. Чайковский. Testimony («Свидетельство»).
Спектакль собрал блестящий актерский ансамбль 29 имел зрительский успех, но сама пьеса (автор популярный драматург А. П. Свободин) интересная в художественном отношении, малоисторична. Не вняли ему и в Мире искусства, там совсем не до политики. В сущности, она «закружилась» своими 17 годами, но это «закружение возраста» слилось у неё с петербургским вихрем, в который она попала из провинции, приехав сюда только 1 1/2 года назад. Она не говорит и не может говорить. 14 Подробно см. : Памятники революционной России. «Многих огорчило чрезвычайно нечеловеческое изображение Перовской», вспоминал об открытии памятника работы Гризелпи А. В. Луначарский 16.
Произносились речи "зажигательного характера с призывом к вооруженному восстанию". Репин являлся непосредственным свидетелем событий 1905 года. В связи с этим А. А. Альшванг обоснованно предположил, что самоотверженная борьба народников 70-х годов увлекла композитора и подтолкнула его к героической, шиллеровской теме («Орлеанская дева», 1879 г. ), в общем не свойственной его таланту и темпераменту 24. Впечатляюще обличали карательный террор царизма против народников картины «Отпетый» В. Г. Перова, «Больная» Н. В. Неврева, «Из острога на допрос» С. В. Иванова, знаменитая «Владимирка» И. И. Левитана и, особенно, «Казнь заговорщиков в России» В. В. Верещагина (гг. ), включенная в «Трилогию казней», другие части которой составили «Распятие на кресте у римлян» и «Подавление индийского восстания англичанами». Приезд жены к ссыльному в Сибирь» В. А. Серова, «Конвой арестантов» С. А. Коровина иллюстрации В. И. Сурикова к рассказу Л. Н. Толстого «Бог правду видит, да не скоро скажет». С. 468.
2 К. Е. Маковского с натуры на судебном процессе по делу 1 марта 1881 г. (особенно выразителен портрет А. И. Желябова: лицо апостола и трибуна 5). Но и под арестом и судом, в заточении и перед казнью «народный заступник», каким рисовали его прямо или иносказательно Репин, Ярошенко, Крамской, Суриков и другие, бесконечно превосходил своих врагов идейно и нравственно, привлекая тем самым симпатии общества к людям освободительного движения и к его идеалам. Но в третье переживание, в то ли ещё будет, ткнуть указкой никак нельзя. К сожалению и здесь историческая канва фильма представлена без должного ее понимания: планы, силы, масштаб деятельности «Народной воли» и самый образ Перовской обеднены. В 1909 году в знак протеста против отказа принять скульптора Анну Голубкину из-за её политической неблагонадёжности (хранила и распространяла социал-демократическую литературу и прокламации) демонстративно уволился из Училища живописи, ваяния и зодчества: Серов по праву считал Голубкину выдающимся художником и не мог согласиться с подобной дискриминацией.
В обстановке, когда царизм душил освободительное движение, уничтожая молодость нации, эта картина изображающая, как бесноватый царь-деспот убивает собственного сына, походила на взрыв протеста против царского деспотизма. Поистине великого. Еще более «нечеловеческим» оказался изготовленный в 1919 г. скульптором Б. Д. Королевым памятник М. А. Бакунину. Нецитируемое, так сказать.
Он начитался Щедрина, он вообще много читал, – и лет 20 нёс на плечах служебную лямку «20-го числа», которую в блаженный карнавал сбросил. К. Маковский на процессе 1 марта 1881г. Репин изображает сложную драму. Это лицо – подозрительное, сморщенное и презирающее. Вскоре после цареубийства 1 марта 1881 г. и казни народовольцев «цареубийц» артистка, взволнованная гибелью Софьи Перовской, выбрала для своего бенефисного спектакля неизвестную до тех пор в России драму неведомого (итальянского) автора Луиджи Гуальтьери «Корсиканка» и вдохновенно сыграла в ней роль Гюльнары, убивающей деспота. Не удовлетворенный «Халтуриным», Ивановский задумал поставить фильм о Софье Перовской, но отказался от этого замысла «после того как из разговора с Верой Фигнер понял неуместность своей идеи показать, как Перовская остается в Петербурге (после цареубийства 1 марта 1881г.
В деле Веры Засулич он клеймил «наглый и жестокий произвол» ее «жертвы» Ф. Ф. Трепова, а Засулич признавал личностью «недюжинной и невольно внушающей симпатию» 23. Далее наступил четвертьвековой перерыв, связанный с запретом народнической темы. Все их качества здесь как на ладони, что отмечали уже современники.
Огорчили его и товарищи-художники. В е годы художники сделали полицейские и судебные гонения (без политического акцента) одной из главных тем этого жанра, обличая таким образом жестокость царизма и пробуждая сострадание к 5 См. : Л Ек. Девочка совсем закружилась.
The Memoirs of Dmitri Shostakovich as related to and edited by Solomon Volkov. 32 В советское время создатель таких выдающихся фильмов, как «Бесприданница», «Праздник св. Назывался он «Не надо крови (Дело Ольги Перновской)», но рассказывал тоже вполне достоверно о борьбе и гибели Софьи Перовской, роль которой исполнила известная актриса МХАТ и Малого театра О. В. Гзовская (ей, кстати, тогда было, как и Перовской в 1881 г., 27 лет). Репин начал работать над картиной в начале 1880-ых годов, находясь под впечатлением от убийства императора Александра II, абсолютного 1 (13) марта 1881 года, а так же от публичной казни принимавших в нем участия народовольцев, которая состоялась 3 (15) апреля 1881 года и на которой он сам присутствовал. Закончил он ее в 1884 году, а после еще несколько раз дорабатывал.
В 1924 г. здесь были представлены «исторические сцены» Ю. В. Тарича «Святые безумцы» о народовольцах. Как правило, художники, затронувшие тогда революционно-народническую тему изображали не деятельность революционеров, а преследование их властями (арест, суд, заточение, ссылку, казнь). «Декораций ставить не надо было, вспоминал Ивановский. Наконец, 2 октября 1917 г. вышел на российский экран «Домик на Волге» режиссера В. А. Старевича (между прочим, основоположника русского мультипликационного кино) фильм по одноименной повести Степняка-Кравчинского. Музыкальные публикаторы (и не только музыкальные) вообще славятся своим, мягко говоря, вольным подходом к оформлению классики, но уж к отдельному-то изданию можно было подобрать что-то хотя бы относительно подходящее. Я говорю о знаменитом картоне, написанном темперой в 1905 году, «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » и карикатурах того же времени «1905 год. В первой же линии, прямо в рот зрителю, орет песню курсистка II или I (никак не IV) курса, в маленькой меховой шапочке, с копной волос, вся в черном.
«Антинигилистических» картин никто из художников, сколько-нибудь известных в то время, не писал. Постыдился бы». 9 См.
Причём один из них, «Солдатушки» из Русского музея — буквально хрестоматийный и юбилейная выставка, собранная к 150-летию, оказывается без него заведомо неполна. С. 187, 191, Подробно об этом см. : Троицкий Н. А. Репин и «Народная воля» // Искусство Цит. И вот пришла вожделенная «пора», конституция, – и он внутренне молится и весь сосредоточен.
И она сама не понимает, от возраста ли кричит или от революции. Превращать царскую власть в монумент, а борьбу за свободу — в жупел. К самым интересным из первых памятников революционной России можно отнести два памятника А. И. Герцену в Петрограде у Литейного моста (1919 г., скульптор Л. В. Шервуд) и в Москве перед зданием МГУ на Моховой улице (1922 г., скульптор Н. А. Андреев), а также памятник Г. В. Плеханову в Ленинграде перед зданием Технологического института (1925 г., скульптор И. Я. Гинцбург). Три из них («Под конвоем», «Экзамен в сельской школе», «Арест пропагандиста») отразили «хождение в народ», а все остальные борьбу «Народной воли» : «Отказ от исповеди перед казнью», «Иван Грозный и сын его Иван», «Сходка», «В одиночном заключении», «Не ждали». Девочка совсем «закружилась».
Интерес советского театра к народникам перешел даже на оперную сцену. М., С. 180, Там же.
Т. 1. Она вся в затмении и ничего не видит, ничего не слышит. Таковы картины «Всюду жизнь» Н. А. Ярошенко, «По этапу» В. Е. Маковского, «Этап» С. В. Иванова, «По этапам» А. Е. Архипова, «В ожидании приговора суда» К. А. Савицкого, «В коридоре окружного суда» Н. А. Касаткина, «Встреча. Уже было выбрано место для памятника в сквере против Зимнего дворца в Ленинграде.
Несравненно хитрое и именно дальновидно-хитрое толстое военное лицо (правый край картины), почтительно приподнявшее фуражку перед «победившей» революцией. В это время, как было указано ранее, он работал преподавателем в Академии художеств. 6 Лебедев А. К. В. В. Верещагин. С помощью затирания подлинных событий на месте великого для борьбы за освобождение года в истории создаётся белое пятно, чистый лист, tabula rasa, где вольно строить любую мифологию, заниматься любыми спекуляциями: утверждать, что протестующего народа было убито не так уж и много, умиляться «прощению», которое «даровал» Николай рабочим, называть народные выступления провокацией, плодить всевозможные конспирологические теории, доказывать, что никаких преступлений николаевский режим не совершал, скрывать дискриминационные законы империи.
3 его жертвам. Мы обязательно это проверим. С Альшванг А. А. П. И.
В этом же ряду событие, казалось бы, абсолютно незначительное — отсутствие на проходящей в Третьяковской галерее выставке к 150-летию выдающегося художника Валентина Александровича Серова некоторых его работ. Тем же летом режиссер Б. Н. Светлов поставил фильм «Бабушка русской революции» кино биографию видной народницы, а затем эсерки Е. К. Брешко-Брешковской. В 1920 году в парижской эмигрантской газете «Общее дело» Репин опубликовал воспоминания о Льве Толстом, приуроченные к 10-летию со дня смерти писателя. Глядя, к примеру, на героя картины Репина «Отказ от исповеди», зритель легко мог рассудить, что дело, ради которого ТАКИЕ люди ТАК идут на смерть, бессмертно. В радость на этой вот картине – можно ткнуть: в название, написанное на раме или под рамой (название – тоже элемент произведения). Возможно, как обличение «белого» террора была задумана (воспринималась именно так) и «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого.
Можно отметить три удачные картины: «О русской женщине» Г. А. Савинова (1959 г. ) с поэтическим и трагическим образом героини «хождения в народ» и «Казнь народовольцев» Т. Г. Назаренко (1971 г. ), где не без влияния В. В. Верещагина представлена расправа 10 Подробно см. : Дружинин Н. М. В. Г. Перов и его картина «Суд Пугачева» // Музей революции. В 1882 г. Н. А. Римский-Корсаков написал романс на стихи Пушкина «Анчар», вложив в него «тот же обличительный смысл, что и автор стихотворения» 21.