Репродукциях Картин Иеронима Босха
Репродукции картин Иеронима Босха
Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре. Там же и умер в 1516году.
По его словам, однажды увидев триптих «Искушение святого Антония» в Брюсселе, он испытал «синдром Стендаля», превратился в «собаку Павлова от искусства» и теперь всякий раз при упоминании Иеронима Босха роняет восторженные слюни. Постепенно картины Босха приобретают необычно фантастический характер, где понятен только общий сюжет, а преобладают нагромождения ужасающих сцен с невообразимыми участниками (это зрелый период творчества художника). Следующий забавный пример – философ, публицист 60-ых Норман Оливер Браун, который соединил теории анального эротизма Фрейда с доктриной Мартина Лютера оправдания верой, проиллюстрировал свою работу Садом земных наслаждений. Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков».
Теперь никто не упрекнет их в инфантильности и легкомыслии. Этот список может быть значительно дополнен и Босх имеет все основания в него войти. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков2. Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать. И наказывает он грешников, пожирая их.
Каталог картин маслом – Босх Иероним
Кроме того, это что-то вроде культурной индульгенции фанатам эпопеи. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. При жизни Босх был достаточно оценен, получал заказы от богатых горожан: об этом свидетельствуют триптихи, картины на трех створках, на которых изображены донаторы – люди, заказывающие картину и оплачивающие работу над ней. Некоторые позы, в которых находятся персонажи картин Босха, напоминают позы застывания больных в кататоническом ступоре (болезненной обездвиженности).
Сопоставление результатов этих исследований и привело некоторых специалистов к мнению, что необычность, «странность» произведений Босха явились следствием его психического заболевания. Створка Ада представляет собой третью стадию грехопадения, когда сама земля превратилась в ад. К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. «Чертовщина», в изобилии присутствующая в произведениях художника зрелого периода, современниками и потомками воспринималась по-разному: одни считали его шутником и чудаком, другие – еретиком, третьи видели в его творчестве протест по отношению к ярко выявившимся тогда порокам католической церкви – мздоимству, разврату, обману верующих. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Словом, Дэвид Линч — верный последователь Иеронима. Босху приписывают такие глубоко философские произведения (они не сохранились), как «Шествие слепых» и «Битва Поста и Пасхи».
Загадочные картины Иеронима Босха (9 фото)
тварей на балу не мало. На некоторых картинах у Босха уже появляются единичные «чудища», может быть, даже лишние в контексте почти реалистических картин. В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. В них тоже тесновато от тиар и нимбов, рогов и копыт. Однако ни в одном из «Страшных судов», например у Микеланджело или даже Г. Мемлинга, мы не найдем таких необычных, странных, ужасающих образов, какие создавал И. Босх.
Помимо общего восторга иэнтузиазма, тыпонимаешь, что его странная, необъяснимая, непонятно откуда взявшаяся фантазия (наэтот счет даже поитогам всей колоссальной работы, тут проделанной, уученых так инет ответа) создает своего рода кокон вокруг— примерно как тапрозрачная сфера или тараковина мидии, вкоторой оказываются персонажи в«Саде земных наслаждений». Чего только не сделано, чтобы поколебать веру.
На этом настаивают некоторые историки искусства, например упоминавшийся уже Ш. де Тольнай. Вэтом году исполняется 500 лет содня смерти Босха (день игод его рождения точно неизвестны). Их неимоверно мучают, но лица их по большей части равнодушны.
Что же мы видим у Босха. Внутри монстра находится таверна, над которой развевается знамя — все та же волынка. В некотором отдалении сидит в состоянии меланхолии человек, склонившийся над хаосом. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
«Ад, Иероним Босх» — описание картины
Приглушенный колорит молчаливо запечатлел скудость жизни обитателей таверны, мимо которой идет оборванный, с забинтованной ногой путник. При его жизни его слава разнеслась далеко за пределы города. Нозато Прадо дал третий его самый знаменитый триптих, «Стог сена» изБрюгге привезли другой «Страшный суд», аизвенецианского палаццо Гримани— полиптих «Видения потустороннего мира» («Блаженные ипроклятые»). При этом они видят в этой необычной обстановке самих себя. Подробности, как обычно, до премьеры не разглашаются. Лишь семь творений Босха подписаны. Выставка в Музее Северного Брабанта – самая дорогая в истории Нидерландов.
Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Такие братства были распространены в тогдашней Голландии. Мы очень мало знаем о его жизни, даже год рождения Босха точно не известен.
Репродукции картин Босх Иероним
Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она. В общем, описывая словами эти картины, можно составить объемистую книгу. Предметы, ранее служившие греху, теперь превратились в орудия наказания. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Известные нам произведения раннего периода творчества – «Брак в Кане Галилейской», «Поклонение волхвов», «Удаление камней глупости», «Шарлатан», а также морализаторские «Семь смертных грехов» – достаточно ироничны, однако в них уже проявляются необычные для этих сюжетов черты – большое количество символики, сейчас понятной только специалистам.
Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном. Известно, что он был членом Братства Богородицы, религиозного сообщества, объединявшего людей не только верующих, но и занимавшихся благотворительностью.
О полотнах Босха стало известно много нового. В композиции «Сада радостей земных» выделяются три плана: на первом плане показаны «различные радости», второй занят кавалькадой многочисленных всадников, которые едут на разнообразных животных, третий (самый дальний) венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев. Очевидно их было крайне мало. Некоторые обращают внимание на то, что картины Босха напоминают сцены из театральных представлений и делают вывод, что художнику были не чужды интересы средневекового народного театра.
По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. С ним очень мало праведников оказалось на небесах. Эта снайперская формулировка подойдет ко многим фильма Линча. Ималенький бонус вследующем зале— гравюра Дюрера «Святой Иероним впустыне». Больные называют это сном наяву. Босха, усугубившаяся в дальнейшем, – лица людей.
С репродукцией картины Иеронима Босха
Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. Нуи, как всегда натакого масштаба проектах, здесь происходят маленькие чудеса, а именно соединяются части прежнего целого, разбросанные теперь повсему миру. Поэта можно упрекнуть лишь в одном: вряд ли Босх, как сказано в стихотворении, был «весел, благодушен», когда создавал свои картины зрелого периода творчества. Невольно возникает мысль об этом герое: «Нашел место, где размышлять. Психиатры называют это состояние онейроидом. Французский постановщик Кристоф Ган, главным образом известный, благодаря экранизации культовой компьютерной игры «Сайлент Хилл», сумел воссоздать на большом экране натурально босховский ад.
Эти особенности первых картин получат в дальнейшем значительное развитие. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Кто-то — дух. Его адиприлегающие области населены фантастическими тварями, монстрами, гибридами людей иживотных (реальных ивымышленных), растений исамых разнообразных предметов.
100 великих картин (с репродукциями)
В ходе консервационных работ была обнаружена еще одна сова на картине «Святой Иероним за молитвой» (1485 – 1495, Музей изящных искусств, Гент). Пишут, что у свирепого короля Испании – Филиппа II – в покоях висела картина Босха. Сценка «Шарлатан» («Фокусник») – конкретное изображение того, как жулик отвлекает собравшихся, в то время как его сообщники режут у них кошельки. Самой большой неожиданностью стало признание подлинником мастера фрагмента «Искушения святого Антония» из Художественного музея Нельсона – Аткинса в Канзас-Сити, который теперь датируется 1500 – 1510 годом.
Связь между ними более глубинная, поверхностным взглядом ее не разглядеть. В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. У Терри Гиллиама (режиссера «12 обезьян», «Бразилии», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», участника знаменитой комик-группы «Монти Пайтон») много общего с Иеронимом Босхом. Например, самым первым номером тут висит доска Босха, верхняя часть которой— это «Корабль дураков» изЛувра, анижняя— «Обжорство и вожделение» изгалереи Йельского университета.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Всю жизнь И. Босх прожил в Хертогенбосе (отсюда и его псевдоним – Босх), который тогда былодним из крупнейших городов Брабанта. Да и о том, что совы — не то, чем кажутся, Босх знал за 500 лет до сериала «Твин Пикс». Если бы нидерландский Проект по исследованию и реставрации работ Босха (Bosch Research And Conservation Project, BRCP), запущенный за несколько лет до юбилея, не наделал такого же шуму в мире искусства, что и аналогичный исследовательский проект по Рембрандту десятилетиями ранее, критически пересмотрев босховский oeuvre.
Его техника называется алла прима. Представитель Прадо заявила, что «Извлечение камня глупости» является «очень важной» частью их постоянной экспозиции и отправка картины в Музей Северного Брабанта была бы неоправданной. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
человек, что означает затраты в 40 на каждого. Безжалостность – вот что она значит для живописца. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Символам христианского искусства художник часто придает конкретно чувственное звучание, низводя их в материально-телесный план. Заказчиками художника были не только жители Герцогенбосха (другое название города) и городской магистрант, но и знатные испанские вельможи.
Иероним Босх – репродукции картин известных художников
Едва ли вы перепутаете кадр Линча с фрагментом какого-нибудь триптиха Босха. Произведения Иеронима Босха любил и собирал испанский король Филипп II, одна из ранних картин художника — «Семь смертных грехов» — висела в спальне короля, а повторение «Воза сена» — над рабочим столом. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. «Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Что ж, Босх, конечно, знал толк в гигантских жабах. Иесли художественный музей Нельсона-Аткинса изКанзас-Сити просто счастлив, что его фрагмент «Искушение святого Антония», проходивший как «работа неизвестного последователя Босха», оказался самим Босхом имузей Грунинге вБрюгге рад, что подтвержден статус их«Страшного суда», томузей Прадо был глубоко оскорблен понижением трех его картин— «Извлечение камня глупости», «Искушение святого Антония» (еще одно) и«Семь смертных грехов» —достатуса «мастерской».
Что за тексты он иллюстрирует в своих адских видениях. Кто-то скажет, что это «зашифрованные символы». На фоне фантастического пейзажа Рая.
Картины этого художника нельзя спутать ни с какими другими. Босха ещё ценят и за то, как он выстраивал перспективу, решал пространственные задачи на своих картинах. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Например, лица волхвов на ранней картине «Поклонение волхвов» удивляют своим равнодушием и «неосведомленностью». Благодаря возможности предварительных продаж уже куплено 90 тыс. На картинах «нечисть» заменяется изображением «озверевших» людей («Несение Креста»), апофеозом неприкаянности человека («Бродяга» или «Блудный сын») идущего к полуразрушенному мосту, где он непременно свалится в воду. О нем вообще мало что известно. Его творчество волнует и притягивает, оно очень загадочно и, как это ни странно, совершенно современно.
В башне Прелюбодеяния, которая поднимается из озера Похоти и желто-оранжевые стены которой сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Как иеще множество других досок совсего света— «Поклонение волхвов» из Метрополитен-музея, «Смерть искупец» изВашингтонской национальной галереи, «Святой Иоанн наПатмосе» изБерлина, «Святой Иоанн Креститель» измадридского музея Ласаро Гальдиано и«Святой Христофор» изРоттердама. Это – кощунственная для церкви мысль. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда. Удивительны и сакральные картины Иеронима Босха, как «Несение креста» и «Ecce Homо», где он противопоставляет злобную хищную толпу героическим страданиям одиночек. Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое. Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал.
Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало. Специалисты Прадо твердо убеждены в том, что «Извлечение камня глупости» написана Босхом между 1500 и 1510 годом, однако ученые из нидерландского «Проекта по исследованию и реставрации работ Босха» пришли к заключению, что она была создана приблизительно в 1510 – 1520 году либо в мастерской художника, либо одним из его последователей.
Иероним Босх-Репродукции и копии картин Великих Мастеров на холсте
Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Инаэту выставку— «Босх. в боковом пределе) братства. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани.
Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Кто-то заимствует у него «букву». Иероним Босх – великий нидерландский художник. Но, подобно психоанализу (врач-психиатр Р. Хайкин предлагал даже провести психопатологический анализ творчества И. Босха), сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений: вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь птицы становятся олицетворением похоти и разврата, рыба — символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом.
- Картины и репродукции Иеронима Босха
- Иероним Босх-творчество и самые знаменитые работы
- Взятие Иисуса под стражу и Несение креста
- Жизненный путь, алтарь Воз сена
- Земной Рай, композиция Видения загробного мира
- композиция Видения загробного мира
- Аллегория чревоугодия и любострастия
В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. Перед странником лежит ненадежный мостик.
Нужно сказать, что в период с XVII по XIX в. о Босхе почти забыли. Видимо, Босх вел уединенную жизнь и внешне все выглядело благополучно. Апокрифы.
- «Сад земных наслаждений»: триптих Иеронима Босха в интерактивной интерпретации
- 10 кинорежиссёров, которые продолжили дело Иеронима Босха
- Почему нужно непременно доехать до Хертогенбоса и посмотреть выставку Иеронима Босха на его родине
- Иероним Босх — алхимик живописи, профессор кошмаров
- Постеры и репродукции Иеронима Босха
- Прадо снимает две работы с эпохальной выставки Босха
Иероним Босх редко подписывал свои произведения и никогда не датировал. «Артхив» вспомнил 10 режиссеров, в чьих фильмах Босх присутствует как минимум на правах музы. Все это как будто списано с картин Босха. Экскурсия возможна в двух режимах: можно пойти по уже подготовленному экскурсионному маршруту – здесь 15экспонатов, от внешних створок до дьявольской птицы на стульчаке в нижнем правом углу триптиха, рассказ о которых сопровождается историческими экскурсами и биографическими подробностями.
Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Заяц (на картине он превосходит своим размером человека) в христианстве был символом бессмертия души. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос.
- К 500-летию со дня смерти нидерландского художника
- САД РАДОСТЕЙ ЗЕМНЫХ Иероним Босх
- Картины Иеронима Босха включая и те, что когда-либо приписывались ему
- Графика – рисунки Иеронима Босха включая и те, что когда-либо приписывались ему
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Общая характеристика творчества
Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя. Для средневековых художников (как и для их зрителей) все предметы и явления имели символическое значение, каждый предмет получал свое символическое истолкование на основе текстов Библии. Нередко переживания принимают характер манихейского бреда (тема борьбы добрых и злых сил вокруг самого больного).
Все. В центре Ада из «Сада земных наслаждений» мы видим дерево-пещеру, в которой вроде бы располагается харчевня. Пастыри и паства совместно беспутствуют. Трио медиапродюсеров из Бристоля BDH (Стив Баррел, Джон Даррант и Роб Хифле), которое последние 20лет задает моду на британском телевидении и собрало уже 18наград Королевского телевизионного общества, выпустило приложение для iOS и Android Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений. Лица людей свирепые.
И хотя голландская и испанская выставки почти идентичны, да и организованы совместно, каталоги их будут, скорее всего, отличаться: Музей Северного Брабанта, следуя последним данным проекта по изучению и сохранению наследия Босха, вычеркнул Семь смертных грехов из списка работ Босха, а хранящий картину Прадо настаивает на ее подлинности. Сфера и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу. Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья.
- Роттердам, Пилигрим или Торговец вразнос
- Триптих из коллекции испанских королей
- Сатира в произведениях художника
Когда-то это была створка, видимо, триптиха, потом еераспилили истех пор две еечасти никогда небыли вместе. Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Нуиопять: тут впервые выставлен отличной сохранности большой рисунок Босха изчастного собрания— «Адский ландшафт» (повторяющий мотивы самой знаменитой вмире сцены ваду из«Сада земных наслаждений»), недавно атрибутированный. Нашим современникам действия персонажей «Сада наслаждений» во многом непонятны, но для современников Босха (как уже указывалось выше) они были наполнены глубоким символическим смыслом.
В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Инебудут следующие минимум сто лет, атоивообще больше никогда невстретятся.
Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. На черном фоне расположен под ним Ад. Это увлечение длилось несколько десятилетий.
Его фильмы, как и полотна Босха, слегка страдают от перенаселения. Босх – был личностью весьма интересной. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. Или собрание фламандских пословиц и поговорок, как в целом Возе сена (Мир – это стог сена и каждый выдергивает из него сколько сможет), так и в мельчайших деталях Сада земных наслаждений вроде стеклянной сферы с любовниками внутри (Счастье и стекло – как они недолговечны). Эта суета не касается святого, который крепок в вере. Долгие годы непревзойденным босховедом слыл Кароль фон Тольнаи, более известный под французским именем Шарль де Тольнай: учившийся в Вене в золотой век психоанализа, он интерпретировал образы Босха в духе теорий Фрейда и Юнга – как психоаналитические символы, разумеется, с эротическим подтекстом.
При этом имеются и «комбинации» животных и человекоподобных с неодушевленными предметами: высохшее дерево, держащее на ветках-руках ребенка, завернутого в кору огромные уши, соединенные стрелой, между которыми торчит нож кувшин на лошадиных ногах, а его горлышко – заднепроходное отверстие. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки: на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Сам пеликан символизирует любовь к ближнему. Этот факт исследователи считают основным, объясняющим то, что Босх не был обвинен в ереси за свои картины. Впервые их можно видеть на картине «Воз сена».
Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Победителем-учеником. В это же время стали интересоваться и творчеством душевнобольных.
«Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Рядом сидит в кресле тучный монах. Ревностным поклонником картин Иеронима Босха, был король Испании – Филипп II. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх1 (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Освещение на картине резкое, неестественное, но оно наводит сомнения на призрачность преисподней – ад реален.
Главная выставка проходит на родине Босха – в городке Хертогенбосе. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». «Здоровые» люди «вымучивают» что-нибудь на пяти ногах или с одним рогом, но душевнобольные, как правило изображают нечто неимоверное, которое «нарочно не придумаешь».
Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. На правой створке святой отшельник изображен в пустыне. Зато культура массовая без всяких сомнений предпочла Брейгелю Босха. Джорджа Лукаса трудно заподозрить в любви к средневековой живописи. «Воз сена», «Искушение святого Антония», «Сад наслаждений» — в этих сделанных на заказ произведениях художник полностью раскрывает перед нами свое видение стихий, обволакивающих беспечного человека ловушками, подробно выписанных мерзких тварей, насилия и мрачного пламени вечной войны и казней. В Хертогенбосе, Босха называли не иначе как «Именитый мастер». Довольны ими, впрочем, остались невсе.
Даже персональная выставка его фоторабот (по большей части состоявшая из обнаженной женской натуры) называлась «Диптихи и триптихи». Упоминавшийся Р. Б. Хайкин, ссылаясь и на других психиатров, отмечает такую особенность творчества Босха, как «боязнь пустого пространства»: художник старается заполнить фигурами и предметами каждый сантиметр картины. Перед вами – репродукция картины Босха.
В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи» : смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Тем не менее, автор «Звездных войн» говорил в интервью, что некоторых инопланетных существ он придумал под влиянием картин Босха (в частности он упоминал Джаббу Хатта). Сменил имя на Босх – в честь родного города, в просторечии Бос (Bosch). А Ева извлеченная из ребра Адама, — это не просто женщина, а еще и орудие совращения.
В изображении земного существования людей и Ада фантазия Босха не знает границ. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов.
Картины изготовлены на итальянском, художественном холсте. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Одну из сохранившихся фресок приписывают деду Босха. На первый взгляд, он является живописцем-морализатором, — недаром многие его картины и росписи носят нравоучительный, притчевый характер («Корабль дураков», «Аллегория Семи смертных грехов»). Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака.
Более или менее достоверно следующее. Выросшая на загадочной оранжевой скале чахлая пальма диагонально противоположна пальме цветущей. Иероним Босх – Ознакомьтесь с богатым выбором репродукций картин данного художника и будьте уверены в новом облике ваших стен благодаря репродукциям на холсте. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим.
Помимо каталога выставки, проект выпустил 608-страничный каталог-резоне произведений художника и 460-страничный сборник технической информации, оба на английском языке (вышли в издательстве Mercatorfonds, 125 и 120 соответственно). Среди обычных людей, любителей живописи и художников очень популярны не только картины Иеронима, но и его стиль в целом, его уникальный подход к искусству. При этом акцент делается на жесточайшем наказании порока. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Творчество Босха загадочно.
В руководствах по психиатрии стали использовать фрагменты картин Босха как иллюстрации психопатологических переживаний – галлюцинаторных или характерных для состояний нарушенного сознания (сновидного помрачения сознания). Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Священное писание. Исследователи предположительно обнаружили изображение самого Босха в фигуре с полотна «Святой Иоанн на Патмосе» (1490 – 1495, Государственные музеи Берлина): лик причудливого чудовища, составленного из частей тела разных животных, вполне может оказаться автопортретом. 600-летняя песня на заднице из ада быстро стала популярной – сейчас можно послушать ее метал-кавер или хоровое исполнение с наложенными на музыку словами: This is the butt song from hell, we sing from our asses while burning in purgatory (Жопная песнь в аду, претерпевая муки, задом издаем звуки). Многие картины Босха связаны с эпизодами жизни святых и Христа.
В то же время многие считают Босха первым сюрреалистом. Средневековую мистику и демонологию. Его картины (в том числе и «Сад радостей земных») часто устрашают зрителя противоестественной совместимостью в одном персонаже человеческого и звериного, живого и мертвого и одновременно они могут забавлять. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Однако при всем множестве толкований смысла «Сада радостей земных» ни одно из них не может полностью охватить все образы картины. Наего родине, вХертогенбосе, где онипрожил все примерно 65лет своей жизни, расставили фигурки его монстров, устроили масштабную анимацию «Лодочная прогулка нанебеса ивад» вместной системе каналов, сделали проекцию его картин нацентральной рыночной площади, создали 3D-модели его персонажей ипосвятили Босху здешний знаменитый карнавал.
Теперь попробуем подвести итог описанным фактам жизни и творчества художника. Так, на лице распятой святой Вильгефортис с триптиха из венецианской Галереи Академии, датируемого нидерландскими специалистами 1495 – 1505 годом, были обнаружены следы бороды (по легенде, у этой святой, молившей о том, чтобы сделаться непривлекательной для желавшего жениться на ней короля-язычника, чудесным образом выросла борода). Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Чернокнижником и алхимиком. Сюжет произведения заимствован из голландской поговорки о том, что «каждый хочет ухватить для себя пук сена побольше». Этому прозвищу художник остался верен до самой смерти. Искусствовед В. Н.
Это уже безнравственность и блуд. Этот персонаж с ученым лицом серьезно глядит сквозь надетые на кончик носа очки. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. «Проект по исследованию и реставрации работ Босха» под руководством Йоса Колдевея и Матхейса Илсинка существует девять лет. Сатира – одна из сторон живописи Босха. Над ними сидит сова, как воплощенное зло.
По Писанию они все еще закрыты. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. В психологии применяется выражение – «Рисунок несуществующего животного», когда пациенту предлагается нарисовать нечто подобное для уточнения характеристик его мышления.
«Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов. В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. Здесь количество «нечисти» еще ограничено. – Авт. ) распяты на доске их режут мечами, скупых варят в котле с расплавленными монетами. В первую очередь мексиканца дель Торо роднит с Босхом страсть к многофигурным композициям.
Существа, населяющие картины, по сути являются «несуществующими животными». Ренессансным интеллектуалом, единомышленником Эразма Роттердамского, с которым его (безуспешно) пытались связать биографы или провинциальным ремесленником из головы которого так и не извлекли все камни глупости средневековых предрассудков. Дель Торо, как и Босх, нередко становится жертвой смелых зрительских трактовок. Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что картины мастера так и останутся до конца неразгаданными, так как они были адресованы средневековому зрителю, серьезно от нас отличающемуся, глубоко религиозному католику, живущему в мире суеверий и алхимии, костров инквизиции и мистицизма, постоянных угроз эпидемий и ожиданий Страшного Суда. Вот как описывает это искусствовед Н. Н. Никулин: «Гневные (грешники. Когда ходишь потемным залам сидеально подсвеченными живописными работами (тут действительно современная подсветка иочень современные, почти небликующие стекла), вкакой-то момент начинаешь чувствовать, как количество босховских монстров переходит вкачество зрительских эмоций.
Предыдущий проект BDH – Война слов (2014) --позволял оказаться в роли готовящегося к битве на Сомме поэта Зигфрида Сассуна и был номинирован на премию BAFTA. Картины Иеронима Босха: «Искушение святого Антония», «Поклонение волхвов», «Корабль дураков» и другие – завораживают людей своей тайной, которая известна только самому художнику. В 1508 году его посетил Лукас Кранах и скопировал триптих Босха «Страшный суд».
Внизу под ним буйствует Жадность. Особенно показательна в этом отношении картина «Корабль дураков»: здесь кто поет, кто кричит, кто пьет, кто черпает воду или вино. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. Вся эта нечисть неимоверными способами истязает людей, пассивно выносящих пытки. Картина Босха – не иллюстрация к ней.
Как воссоединится душа с телом. Багрово-парной кошмар «Сайлент Хилла» щедро присыпан пеплом и типичными для Босха символами — крестами, ключами и т. п. По городу бродит жуткий пирамидоголовый жнец (нужно ли напоминать, насколько любимы были Босхом всякие пирамиды, конусы и треугольники. ) и, кажется, если приглядеться, на лезвии его чудовищного тесака обнаружится столь характерное для Босха клеймо «М». Такая тенденция очень характерна для творчества душевнобольных.
«Счастье и стекло — как они недолговечны. ». Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Ранее Прадо пообещал предоставить на выставку в Хертогенбос картину «Извлечение камня глупости», ее успели включить в каталог, но буквально за несколько дней до открытия ретроспективы испанцы отозвали произведение, не согласившись с выводами нидерландских искусствоведов относительно его атрибуции, которые были высказаны, в частности, в телевизионном фильме о Босхе. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. То, что директору маленького провинциального музея Северного Брабанта Шарлю деМоою удалось получить эти 20работ измировых мегамузеев, стало возможно благодаря «Проекту поисследованию исохранению работ Босха», который девять лет изучал практически все сохранившиеся картины Босха (кроме двух досок изПрадо иодной изВенской академии), атакже наденьги фонда Гетти проводил реставрацию иконсервацию досок, — только потому многие изних истало возможно перемещать.
Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается. Один человек режет на глазах у всех другого и никто на это не обращает внимания. Сколько его ни набери, богаче не будешь. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Аффективно такие состояния окрашены страхом или экстазом. Гигантские уши служат предзнаменованием несчастья. Последователи тоже были: достаточно вспомнить раннее творчество и графику великого Питера Брейгеля Старшего.
Босх был новатором в живописном переводе пословиц. Еще одна характерная черта творений Босха – это разобщенность персонажей и ситуаций, где каждый ведет себя как будто «он здесь один». Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, – эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
У Босха он играет на рожке и опускает грешника головой вниз в адский костер. В нижней части картины молодой человек обнял огромную земляничину. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. А для онейроида как раз характерны сценоподобные фантастические зрительные и слуховые галлюцинации с представлениями Ада или Рая, космических полетов и войн. Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад. Но ведь чтобы расшифровать хотя бы некоторые из них, нужна специальная подготовка.
Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Колдуны, алхимия, рептилоиды, звероподобные фрики, мертвое дерево, тьма. Впрочем, портретов и автопортретов Босха будет найдено предостаточно.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. И все же осовременивать босховское искусство ища в нем опору для новых интеллектуальных конструкций, будь то отражение стадии зеркала или отзвук антропологического диссонанса, проще, нежели понять, какие идеи бургундской осени Средневековья лежали в его основе. То, как онвидел ад, — это было чем-то абсолютно экстраординарным. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов).
Босх — давняя обсессия Терри Гиллиама. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Сотрудничать с проектом отказались лишь две из 25 коллекций: Прадо (в отношении двух работ) и венская Академия изобразительных искусств (в отношении одной работы), а лондонская Национальная галерея не позволила сторонним специалистам использовать их фотографическое оборудование. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
Вот и Босх населял свои картины такими животными. Удерживаясь отжелания еще раз употребить слова «уникальный» и«феноменальный», язакончу одним чисто эмоциональным впечатлением. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Иэта буквальная реализация известного штампа о«силе воображения художника»— абсолютно особыйи, возможно, самый поразительный опыт, который дает эта удивительная вовсех отношениях выставка.
А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» – история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. Ноги свои он засунул в пивные кувшины, а на его птичью голову надет котелок. И, конечно, Венская академия недала другой знаменитый босховский триптих— «Страшный суд», главную иединственную жемчужину своей коллекции.
Видения гения»— привезли 20изсохранившихся 25его живописных досок. Посмотрите, как еще ранний Босх вызывает у зрителя «мороз по коже». Но, после смерти Босха она увеличилась во много раз. Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули.
Создавая культ планетарного масштаба, стоит обзавестись респектабельными источниками вдохновения — в самом деле, не говорить же Лукасу, что на создание «Звездных войн» его вдохновило «Маппет-шоу». Сухое – будь то дерево или кости – символ сатаны, стоящее на плывущих по воде лодках – неустойчивость в вере, лестница – путь духовного восхождения, но даже неудобно упомянуть, в какое место эта лестница вставлена, дуплистость – внутренняя пустота в которой поселяются демоны, они там выпивают похоже и карты режутся. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют. Сюжеты взяты с аллегорий и пословиц о человеческой глупости и жадности. Купить картину также можно позвонив нам по телефону. Кто-то идет по следам мастера, даже не подозревая об этом.
В изобразительном искусстве – фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре – излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». Современников Босха забавлял гротеск его изображений. Его ноги — это полые стволы деревьев и опираются они на два судна. Конец XIX столетия и XX в. явились временем «возвращения Босха», когда многие исследователи занялись детальным изучением его творчества, появилось множество книг и статей о нем. Ретроспектива под девизом Босх возвращается домой была задумана еще 15лет назад, в результате Шарль де Моэй, директор Музея Северного Брабанта, смог получить на свою выставку 17 из примерно двух дюжин известных картин и 19рисунков художника, в том числе Корабль дураков из Лувра, Смерть скупца из Национальной галереи искусства в Вашингтоне, Поклонение волхвов из Музея Метрополитен. Названия его произведений даны искусствоведами, а не ими самим. Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин.
В высоком кресле сидит демон, карающий обжор и чревоугодников. «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания. Бестселлер эпохи Молот ведьм.
Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины. Что же думал про себя сам художник. Он – живое обличение глупости и безбожия. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем.
В центре Ада находится огромная фигура сатаны, это своего рода «гид» по Аду — главный «рассказчик» с мертвенно-бледным лицом и иронической улыбкой на тонких губах. билетов, вот таким образом сомнений в том, что выставка станет хитом, ни у кого нет. Гринуэй давно сообщал о намерении завершить трилогию о голландских мастерах (Ночной дозор, 2007 и Гольциус и Пеликанья компания, 2012) биографическим фильмом о главном голландском анархисте. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Тех, кто видел это в детстве, уже не испугать поделками вроде «Кошмара на улице Вязов»: не пытаясь походить на полотна мастера визуально, эта «Халиф-аист» эксплуатирует самые жуткие элементы обязательной босховской программы.
На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. И правда, кем был Босх. На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить. Так, на ранней картине «Поклонение волхвов» Босх якобы изобразил себя в человеке, смотрящем на зрителя.
Иврезультате спесивые испанцы недали первую ивторую картины навыставку вГолландию. А вот клип Until it Sleeps, который Байер снял для группы Metallica, — это очевидный оммаж Босху: за пять минут Байер умудрился процитировать «Сад земных наслаждений», «Воз сена» и приписываемую Босху работу «Се человек». У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». Но разгадать настоящую тайну этого странного художника не удалось никому.
На картине «Се, Человек» лица персонажей, окружающих Христа, приобретают звероподобную злобность. Есть подозрение, что он просто решил добрать за счет Босха солидности. Ожидается, что ретроспективу посетит около 250 тыс. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
В фильмографии американца Байера — всего один полнометражный фильм: ремейк «Кошмара на улице Вязов», который неловко сравнивать не то что со средневековой живописью, но даже с оригинальным фильмом про Фредди Крюгера. Однако этот художник, как никто, умел соединять народный юмор и традиции «эмалевой» аллегорической живописи, с мрачными, демоническими фантазиями, грезами и пророчествами о безрадостном существовании человечества.
Кроме своего увлечения живописью, он занимался алхимией, спиритизмом, астрологией, оккультными науками, употреблял галлюциногены. То, что рисует Босх, очень трудно, да, пожалуй и невозможно вообразить человеку с «нормальным» рассудком. Впрочем, не будем забывать о том, что Лукас был в первую очередь ловким промоутером. Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, как, например, Ян Мандейн или Ян Велленс де Кок, работали и другие мастера, создававшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции.
Даже в приписываемых ему досках (в то время писали на дереве) можно распознать истинные шедевры Босха, не имея особой искусствоведческой подготовки. Часто их выражения не соответствуют смыслу картин. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25картин и 8рисунков. 7 Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее.
Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». При жизни он, видимо, был неплохо известен от Мадрида до Венеции. Изображения химер на порталах собора также могли служить для художника «учебным материалом». И все же смысл, вкладываемый художником в эти произведения, нам понятен. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
По смерти не канул в Лету благодаря усердным граверам, копиистам, подражателям (целая школа последователей сложилась в Антверпене, к ней принадлежал и Ян Мандейн – его босхианский Пейзаж с легендой о святом Христофоре можно увидеть в Эрмитаже) и такому преданному коллекционеру, как ФилиппII Испанский – в сущности, это его стараниями в Прадо пройдет самая роскошная из юбилейных выставок. «Иеронимус Босх» — это псевдоним, которым художник подписывал свои произведения, а настоящее его имя Йерун ван Акен. День, месяц и год рождения Босха неизвестны.
Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Картина Босха показывает корабль. Тот же «Синий бархат» неслучайно начинается с отрезанного уха — ключевого образа в творчестве Босха.
Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Ведь здешний герой попал в передрягу не столько потому, что спутался с колдуном-вивисектором, сколько из-за того, что смеялся.
В результате статус трех картин из коллекции Прадо был понижен, а «Страшный суд» из музея в Брюгге, ранее приписывавшийся мастерской художника, напротив, посчитали работой самого Босха и датировали 1495 – 1505 годом. Это вполне традиционно и понятно. Или водят вокруг огромной волынки (символ мужского начала) людей, повинных в противоестественном грехе. Спорна центральная часть. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Другой объелся до рвоты.
Босха почитали короли, а искусствоведы гадали, не принадлежал ли он к еретической секте. Просто идти в Черный вигвам можно разными тропами. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже.
Так, например исходя из фразы: «Слово Божие сильно, как лев», — льва считали символом всесильности христианской веры, потому фигуры львов украшают порталы многих романских соборов во Франции, а в Италии скульпторы XIII—XIV веков ставили львов у подножия церковных кафедр. Маленькая однозальная выставка – отличная возможность приобщиться к году Босха, если не удалось попасть в Хертогенбос или Мадрид, сэкономив силы для изучения прекрасной коллекции берлинской галереи. «Как будто Норманн Роквелл встречается с Иеронимом Босхом», — сказал однажды о фильме «Синий бархат» один из звукорежиссеров Дэвида Линча. В дальнейшем на картинах появляются, как сказали бы нынешние психологи, «несуществующие животные». «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Из всех средневековых описаний Ада в «Видениях Тунгдала» они наиболее изобретательны. Казалось бы, удивляться тут нечему, но это не так: в коллекции Музея Северного Брабанта ни одного Босха нет. Странник колеблется и почти готов поддаться искушению.
Хиеронимус Антонис Ван Акен, псевдоним – Иероним Босх (1450/60–1516) – самая загадочная фигура в живописи на границе Средневековья и Возрождения. Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием. Эти знания истали тем, что получили музеи взамен. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Огромный ключ, прикрепленный к древку монахом, выдает стремление последнего к браку, запрещенному для представителей духовенства.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Если говорить о внешности Босха, то существуют изображения на картинах, носящие, по мнению исследователей, характер автопортретов. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия.
Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Босх, проживший всю свою жизнь вСеверном Брабанте (который при его рождении был Бургундией, акмоменту смерти стал уже Нидерландами), вгороде Хертогенбосе, происходивший изнемецкой семьи ван Акен ивзявший себе псевдоним вчесть родного города, был обычным бюргером. Здесь сказали свое веское слово и психиатры. Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево.
Недаром лучшие из кинокритиков норовят разобрать «Хэллбоя» в контексте манихейской ереси, а, например, «Лабиринт фавна» — как метафору взаимоотношений ребенка с миром религиозных запретов. Такова безразличная обнаженная девушка из «Страшного суда», по которой ползают змеи и которую преследует ящер в сапогах и с факелом в руках. Ишанс увидеть ихвоссоединение абсолютно уникален. Конечно, Прадо недал «Сад земных наслаждений»— нонаэто никто инерассчитывал: оннепокидал территорию Испании с1568 года инепокидал стен Прадо никогда. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Во фрагменте картины «Семь смертных грехов» изображающем Ад, появляются фантастические существа, терзающие грешников. Самыми знаменитыми картинами нидерландского художника стали Сад неземных наслаждений, Извлечение камня глупости, Семь смертных грехов и т. д. Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов».
Вкаждом зале на стены проецируется ролик, в котором нетолько увеличиваются детали картин до максимального разрешения, ноипоказывается, как накладываются сохранившиеся рисунки инаброски Босха нафигуры игруппы сживописных досок, как записанные фигуры (иувиденные наспециальной аппаратуре при исследовании) повторяются внабросках ит. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений.