Рокотов Портрет Струйской Википедия

Была и еще одна тайна в фамильных портретах, она лишь недавно раскрыта искусствоведами. Дом, в котором они жили, был возведен по рисункам самого Растрелли. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства.

К несчастью, его слава, как поэта, не пережила его. Оригинал находился в Зимнем дворце. В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк.

  • Портрет Струйской Рокотова: история и описание картины
  • Свет и тьма Александры Струйской
  • Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
  • Портреты женщин века художника Рокотова
  • Краткая биография Федора Рокотова
  • Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника
  • Федор Рокотов, Портрет Струйской

Иначе вряд ли бы удержался восторженный хозяин от упоминания этого факта в своих стихах и не почтил любимого художника специальным сочинением. Стало мне ещё интереснее. Такое судопроизводство для крестьян утвердится в России почти столетие спустя – только после отмены крепостного права.

Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Конечно, ее судьба была удивительной. А потом к чаю спускался поэт и читал восторженные стихи.

  1. Портрет Александры Петровны Струйской работы Федора Рокотова
  2. Сочинение по картине «Портрет Струйской» Рокотова
  3. Федор Рокотов — Третьяковская галерея
  4. Художник Рокотов Федор Степанович (1735-1808)

Он скончался от чахотки в 1838 году. Под руководством Грабаря в конце 1922 – начале 1923 года проводилась выставка, посвященная творчеству Дмитрия Левицкого, а затем появилась экспозиция, повествующая о Рокотове.

И смерть его была тоже неординарной. Переход мой в гвардию обрадовал очень Батюшку, так как я попал на порядочную дорогу. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными».

  1. Несколько слов о творчестве автора полотна
  2. Кем был Николай Еремеевич Струйский
  3. Кем была Александра Петровна Струйская
  4. Картина Рокотова Портрет Струйской: где посмотреть
  5. Удивительная судьба Александры Струйской
  6. О жизни и творчестве выдающихся художников
  7. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Вряд ли так было на самом деле. Силуэт тем самым утрачивал свою линию, словно расплываясь в тумане. Вот таким образом у Ф. С. Правда, нет прямых указаний, что именно об этом портрете писал в своем письме к художнику Н. Е. Струйский, но, скорее всего, речь шла или о рузаевском холсте, ныне находящемся в Государственном историческом музее или о варианте-повторении (оригинале. ), входящем в собрание Государственного музея латышского и русского искусства Латвии.

Портрет Струйской 
Рокотова: история 
и описание картины

Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. Он часто бывал вспыльчив, но скорее поэтически, нежели как самодур.

Александра Петровна Струйская (1754 – 1840), вторая супруга Н. Е. Струйского известного тем, что в своем имении Рузаевка Пензенской области завел типографию, ставшую известной благодаря изяществу изданий. Исчезло тупое самодовольство. – Да, проводились, но это было очень давно.

Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Николай Еремеевич Струйский (род. 1749, Москве, умер 13 декабря 1796, в дер. Сколько раз писал Рокотов Струйского. На более замысловато уложенные волосы легла черная кружевная наколка, подчеркнувшая глубину глаз. В то же время, это полотно лишено помпезности, свойственной парадным портретам. Единственный раз им удалось оказаться в общей экспозиции — на юбилейной рокотовской выставке 1960 года.

Александра Петровна родила восемнадцать детей. Центром композиции, безусловно, являются глаза девушки, пленяющие своей темной глубиной. Ну а когда его стихотворная Муза не является идет в эту тюрьму и пытает людей. За жестокость в обращении с крестьянами был сослан один из сыновей Струйского — Леонтий и преображенный новыми революционными представлениями бунтарский дух А. П. Сумарокова неожиданно ожил во внуке Струйских, побочном сыне Леонтия — поэте Александре Полежаеве. На неизвестном черное с рисунком домино с капюшоном, розовый камзол и треуголка с пряжкой и плюмажем. Жениху было 23 года. Художник вздохнул – такова его доля.

Подтверждал данный факт и редкий документ – воспоминания Струйского о Рокотове. Появление в Рузаевке типографии было следствием литературных увлечений. На олсуфьевском портрете крупная, полнотелая и далеко не юная женщина. В Пензе существует его музей. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Иногда Александре действительно кажется, что муж сходит с ума.

Вела большое хозяйство. Упомянутая Рузаевка – одно из их поместий, где находилась главная усадьба. На акварельном портрете, созданном в 1828 году неизвестным художником и хранившимся в Рузаевке, можно увидеть уже немолодую женщину с выразительными, хотя уже потускневшими от забот и времени глазами ее приподнятые брови, чуть ироничное выражение глаз говорят о том, что это умная собеседница, не лишенная лукавства и прежнего очарования. Ей было восемьдесят шесть лет, когда она тихо покинула этот мир. В своем XVIII веке она пленила загадочной внешностью еще одного из них – своего мужа. и сам Аполлон то зря во честь тебе тогда ударил в струну.

Долгоруков по-доброму вспоминал его «со всеми его восторгами и в пиитическом исступлении». К тому же свидетельство Н. А. Тучковой-Огаревой, посетившей поместье в 1836 году, служило доказательством существования в рузаевском собрании портретов хозяев: В углублении большой гостиной над диваном висел в позолоченной раме портрет самого Николая Петровича (Еремеевича. — Н. М. ) в мундире, парике с пудрою и косою, с дерзким и вызывающим выражением лица и рядом, тоже в позолоченной раме, портрет Александры Петровны Струйской, тогда еще молодой и красивой, в белом атласном платье, в фижме, с открытой шеею и короткими рукавами. Одно из первых увлечений былого прапорщика — юрисдикция. 1772 и портрет А. Струйской.

Ведь хоть и рос он в барском доме князя П. И. Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы и зал искусств «Парнас». Скажем, мы до сих пор не знаем точной даты появления Рокотова на свет. скончалась 1779.

Тогда жене запрещается выходить из дому. А тут такое полное несоответствие между знанием о человеке и впечатлением от его портрета. И это блестящий пример (еще один. ) того, как невозможна для Рокотова копия, как всякое новое обращение к модели становится для него новым откровением и новым переживанием, казалось бы, уже узнанного и пережитого человека. А может, портрет был не романтическим, а роковым.

В «Стихах на себя» он пророчески написал:Смерть, возьми мое ты тело, Без боязни уступаю. ноября 13. Писал он и саму государыню императрицу Екатерину Великую и близких ей людей: графа Г. А.

Теплый тон грунта работает здесь особенно явственно и активно. Рядом со своим чудаковатым, всегда возбужденным и восторженным мужем она смотрелась воплощением спокойствия, радушия и доброты. Раздел имущества Строгановых между тремя сыновьями завершился в сентябре 1740 года. Проштрафившегося поэта забрили в солдаты.

Сыном одной из них и был посещавший Рузаевку И. М. Долгоруков. Рокотова было много заказов от знатных особ. И важны были в рокотовских портретах не черты знакомых лиц — память сердца, а мастерство и видение замечательного живописца. Несмотря на то что Рокотов не был придворным художником, ему нередко заказывали свои портреты известные вельможи и даже сама Екатерина Вторая. Ему этого и не дали сделать.

Наверное, нелегко приходилось его красавице-жене: одержимый поэзией, он жил в каком-то другом измерении. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. Матушка также етому чрезвычайно обрадовалась, а обо мне и говорить нечего.

Такого Сумарокова можно представить произносящим монолог, присутствующим на театральной пробе, величественным в своих словах, движениях, действиях. Струйский вообще склонен к сильным чувствам. Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. Гораздо более доказательным является подлинный текст надписей на полотнах Исторического музея (в настоящее время портреты входят в собрание Третьяковской галереи).

Его очаровательной невесте – 17. Растрелли. Анакреонтические оды». Кроме того, сапфир – символ верности и высоких душевных качеств. Молилась в храме Святой Троицы Баженова.

и небес. Почтить твои красы, как смертный, я немею, Теряюсь я в тебе. К концу этого, 1772 года Рокотов написал два портрета – самого Струйского и его юной супруги. Искусствоведы назвали ее самой красивой русской женщиной ХVIII века. При этом среди своих соседей прослыл он чудаком и оригиналом.

Ее большие, затененные, с миндалевидным разрезом глаза обращены в сторону зрителя и выражают спокойную задумчивость погруженного в свой затаенный душевный мир человека. Сейчас они кажутся громоздкими и без меры торжественными. Так что для «смертных мук» причин было предостаточно.

И всё это в эпоху безграничной власти помещиков-крепостников над своей «крещеной собственностью». Присутствие Сумарокова в Петербурге давно стало нежелательным. При этом среди своих соседей он прослыл чудаком и оригиналом.

Мужских потомков у А. Г. Строганова не было, в качестве наследниц выступали его третья жена (урожденная М. А. Загряжская), дочь от второй жены (урожденной Е. В. Дмитриевой-Мамоновой) Анна Александровна и дочь Загряжской (в замужестве В. А. Шаховская). Назвать себя инициалами и притом только двумя, мог, скорее всего, сам Струйский.

«Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова11. – Да, в XIX веке Рокотов оказался абсолютно забыт.

Кабинет этот завален был всякой всячиной и представлял живое подобие хаоса. Мундир с галунами, шарф через плечо и знак на голубой ленте были такие для меня обновы, что никакие игрушки соперничество с ними выдержать не могли. И заботы эти были велики, а дети – особенно сыновья – далеко не сахар. Одним из них был Александр Полежаев, самый одаренный и любимый.

И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. Все «оды» в ней переполнены объяснениями в любви к той, которая звалась в стихах Сапфирой, а в жизни – Александрой, любимой женой. Но кроме слухов иных подтверждений её несчастливого супружества не было. Лицо будто проступает из тени, будто собирает весь свет полотна. Стоял дом в окружении трех церквей. О Рокотове забыли.

Однако и то, что Игорь Эммануилович сумел сделать, впечатляет. Твоей мне нежности нельзя по смерть забыти. Кстати, один из них – Андрей Полежаев – стал довольно известным поэтом.

Князь никогда его сыном не признавал, хоть и продвигал потом по жизни. Рокотов писал в то же время. Ребенок был отдан на воспитание доверенному лицу Василию Шкурину, который был так ей предан, что во время родов Екатерины он поджег свой дом, чтобы отвлечь внимание императора, сделав переполох во дворце. У итальянки Моны Лизы Леонардо да Винчи запечатлел ее таинственную непонятную полуулыбку.

К несчастью, его слава, как поэта, не пережила его. И то, насколько владел этим секретом художник, в какой мере мог предопределить конечный результат, видя внутренним зрением законченное произведение, определяло ценность его живописи. А. Н. Радищева и считается вариантом-повторением первого. Ко времени написания портретов они только что поженились.

Увлеченный ощущением юности, цветущей, беззаботной, полной бурлящих жизненных сил, Федор Степанович обращается к более звучным цветовым сочетаниям яркого румянца, пухлых алых губ, веселых блестящих глаз с глубиной темных тонов и белизной шейного платка. Николай Еремеевич посвятил ей огромное количество «эротоид», т. е. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. По воспоминаниям современников она до последних дней сохраняла следы былой красоты. Струйского, парный портрет которого Ф. С.

Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Представьте себе, на нем была изображена молодая женщина с татарскими чертами лица и только уже поверх нее написан «неизвестный в треуголке». Мягкому овалу юного лица отвечают округлые линии тонких бровей, нежные розовые губы. Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач». Наверное, это была одна из самых красивых женщин «безумного осьмнадцатого столетья». 1729 года сентября 17.

Там он предавался своим вдохновениям пиитическим. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Ф. Рокотов (1735 – 1808)Портрет А. П. Струйской1772, холст, масло, 59, 8х47, 5cм Государственная Третьяковская галерея, МоскваПортрет Александры Струйской, несомненно, самый блестящий образ идеально прекрасной женщины во всей русской портретистике. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. 1772. С восшествием на престол Екатерины II получил титул графа и вышел в отставку в чине капитана лейбгвардии Преображенского полка. Потом он жил в Ревеле.

Судить о его архитектурном решении нет оснований, хотя и можно предположить, что владелец Рузаевки обращался за помощью к своему соседу — В. И. Баженову, получившему в приданое за женой близлежащее село на том же Хопре. Воспитала восьмерых детей. Обольянинов.

Муж нередко писал посвященные своей супруге стихи. Она как будто призвана была быть вечной музой поэта. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14.

Высоко зачесанные волосы забраны под тюлевый чепец. Но семьей генерал-адмирала М. М. Голицына связь с этим домом Ф. С. Рокотова не исчерпывалась. Он был знаком со многими известными литераторами того времени. Духовный мир ее богат и сложен. Он оставил своим наследникам главное богатство – блаженство творчества и красоты. Впрочем, старание — едва ли не самый неудачный термин для рокотовской манеры.

Кроме того, по некоторым, может быть, неточным сведениям, она была и сестрой генерала С. П. На Сумарокове костюм вельможи семидесятых годов со всеми необходимыми в представлении современников атрибутами — бархатный кафтан, кружевное жабо, на шее черный шарф, аннинская орденская лента и звезда, широко драпирующий фигуру золотой, почти царственный плащ. Но умерла великая императрица, появились новые властители и модные художники. — и готов молиться имени драматурга. Еще большее число картин размещалось в огромном доме во Влахернском: в парадной анфиладе — персона государя императора Петра Великого, персона государыни императрицы Екатерины Алексеевны, персона государыни Елисавет Петровны, четыре персоны императорской фамилии за стеклами, четыре персоны королевские, две персоны курфирста Саксонского и курфирстины, одна персона Григория Дмитриевича (Строганова), одна персона Вассы Ивановны (Строгановой), одна персона гишпанского посланника, восемь персон печатных в черных рамах за стеклами, двенадцать персон философских печатных в красных рамах, портрет государя императора Петра Великого гипсовой в спальне баронессы Анны Александровны — одна персона барона Александра Григорьевича (Строганова. — Н. М. ) в черных рамах в библиотеке — портрет государя императора Петра великого на коне, портрет государыни императрицы Елисавет Петровны на коне, две персоны Григорья Дмитриевича и Марьи Яковлевны (второй жены Г. Д. Строганова. — Н. М. ), две персоны барона Александра Григорьевича, три персоны баронессы Марьи Артемьевны у живописца — две персоны барона Александра Григорьевича, в том числе одна большая. Воодушевленный супруг посвятил ей огромное множество стихов.

Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. А тот слал стихи. В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И.

Павел Третьяков стал одним из первых русских коллекционеров, сумевших разглядеть талант Рокотова. Усталое, чуть надменное лицо, почти трагическая маска в своей значительности и отрешенности от повседневных дел и забот. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. Осанка не может скрыть юности Струйского. Известно, что она оживленно переписывалась и со своими внуками. Были изданы небольшие выставочные каталоги без иллюстраций, которые, несмотря на свое скромное качество имеют немалую ценность.

Не менее страстно Николай Еремеевич увлекалсяв русской литературой и, особенно, поэзией. 1772. Дом, в котором они жили, был возведен по рисункам самого Растрелли. Легенда, конечно, навеяна особенно удачным исполнением портрета.

Спустя два столетия после ее смерти Николай Заболоцкий, вглядываясь в портрет работы знаменитого Рокотова, писал:. Своим детям она была мудрым советчиком. тобой я пламенею. Хозяйство не досаждало, ее окружала атмосфера творчества и красоты. Он умер от инсульта в один день с императрицей.

Это был сын императрицы и графа Орлова, маленький князь Бобринский. Он остался единственным наследником и богатых имений и немалых капиталов. Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго. Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы.

В лицах моделей всё чаще проскальзывает надменность, осознание своего превосходства над окружающими9. Но вот перед нами акварельный портрет кисти неизвестного художника, созданный в 1828 году. Сам Струйский так описывал свою возлюбленную в одном из множества стихотворений, посвященных ей, «Элегии к Сапфире» :Когда б здесь кто очей твоих прелестных стоил, Давно б внутрь сердца он тебе сей храм построил, И в жертву б он себя к тебе и сердце б нес. Достойна ты себя, Сапфира.

Естественно, они были и в ее личной библиотеке. Любой художник – человек подневольный. В 1808 году Струйская узнала, что ее очередной незаконный внук сочиняет стихи.

Говорят, что он часто приходил в Третьяковскую галерею (где теперь выставлен портрет) и останавливался, любуясь таинственной красавицей. На губах едва заметная полуулыбка.

В ее глазах -- гордость и душевная чистота. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры. И кто бы мог подумать, что этому она будет обязана бастарду.

Письмо к Г. Академику Рокотову Струйский опубликовал в своих Сочинениях: Рокотов. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Но, закрывая Н. Е. Струйскому пути на поэтические эмпиреи, никто не задерживался на куда более прозаической мысли: обыкновенный, пусть лишенный писательских дарований человек искал выхода подлинному потрясению, вызванному живописью, какой ему еще не приходилось встречать. В советское время считалось, что Рокотов противопоставлял холодной парадной живописи сановного Петербурга портреты нарочито тёплые, непринуждённые интимные, свидетельствующие о близком знакомстве художника с моделями.

Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Жила во дворце Растрелли.

Мягким лукавым отблеском зажглись повеселевшие глаза, неуловимая ироничная улыбка тронула губы. В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. В свете ходили слухи, что это портрет тайного плода любви Екатерины II и графа Григория Орлова- сына, родившегося в 1762 году и получившего имя и титул графа Бобринского. Этим человеком был Николай Еремеевич Струйский. Супруги прожили вместе 24 года, до самой смерти Николая Еремеевича.

Он восторженный апологет сумароковской программы морального совершенствования человека, оздоровления дворянского государства — не поэтических принципов или поисков литературных форм. Еще больший интерес представляет Портрет неизвестного в треуголке с собственноручной надписью Струйского на обороте холста: партрет т: (. ) Е: Б: Николай Струйск.

Впрочем, одно из двух может быть и ошибочным – либо репутация Николая Струйского была сознательно «подмочена» недоброжелателями или завистниками, либо портрет, написанный художником Рокотовым, по какой-то причине безмерно льстил модели. Среди ее родственников наиболее значительной фигурой со временем стал П. Х. Обольянинов. «Всё обращение его было дико, а одевание странно», – писал его друг.

Практически нет у него и купеческих портретов. В его стихотворении больше вопросов, чем ответов.

Женские портреты, как правило, овальной формы. Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. Тем более он – Федор Степанович Рокотов. Скорее всего, нет.

Именно Ф. С. Судьба Струйской была не очень удачной.

Запавшие глаза. Об Александре Петровне Струйской современники отзывались одинаково. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит. мимо зрителя.

В доме хранился портрет молодого человека с нежными чертами лица, пышным галстуком и накидкой, драпирующей фигуру. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Ф. С. Рокотов пишет А. М. Загряжскую дважды. Оставила детям большое наследство. Таково начало Письма. Известный портрет в 1772 году заказал Рокотову супруг дамы, которая на нем изображена.

Но союз их был счастливым. Они поженились с Александрой Петровной в 1772 году. Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Тогда речь шла в основном об экспонатах из Московского региона: более широкую географию в тех условиях охватить было затруднительно (даже доставить полотна из Петрограда не представлялось возможным).

К его чести он распоряжался ими очень толково. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах», с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит. Ф. С. Уезжала она в Италию к сыну Павлу, состоявшему с 1784 до 1793 года полномочным министром в Неаполе.

Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Фигура, лицо и глаза обращены в разные стороны. Ко времени написания портретов Николай Еремеевич стал очень богатым человеком. Но всю оставшуюся жизнь ее согревал пламень поэтического вдохновения мужа.

Но А. П. Сумароков не рассчитал. Его издания на религиозные темы, по изобразительному искусству и литературе были столь высокого качества, что выигрывали в сравнении с продукцией знаменитого во всем мире скандинавского издательства «Ашетт». Основные его герои – представители московского дворянства, которые, не в пример петербургским аристократам, желали видеть не столько официальный портрет, сколько созданный художником «камерный», неформальный образ. Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. Что таится за умным, тронутым печалью, но уверенным взором.

Они необычайно яркие и живые, несмотря на спокойное в целом выражение лица. Именно протекция князя, по мнению биографов, могла послужить причиной «карьерного взлета» художника в Петербурге. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. От тонированного грунта зависел основной полутон и тональность живописи. В 1953 году он написал ставшее знаменитым стихотворение «К портрету Струйской». И саратовский портрет.

Женские портреты, как правило, овальной формы. Но давайте попробуем сопоставить предполагаемые годы рождения Рокотова с биографией князя Репнина: в 1732 году последнему около 12 лет (и он явно не мог еще быть отцом), а в 1735 и 1736 годах Репнина не было в усадьбе Воронцово, где, как считается, родился будущий портретист. Обольянинова, женатого на ее кузине. И вот однажды там произошла встреча-видение. Рузаевка) — русский поэт 18 века, критик издатель.

Жил в Москве на Пречистенской улице. дня) в супружество в ступила 1758. Земная судьба А. П. Практически впервые в русской живописи пишется интерьер молодым художником, выполненный для И. Шувалова. То-то же. Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук.

Им созданы фамильные галереи Воронцовых, Голицыных, Барятинских, Румянцевых. Струйский заторопится в отставку, как поспешит и с женитьбой, овдовев уже в двадцать лет. В картинной галерее были известные художники русской и иностранной школы. Тетка моя, графиня Скавронская, будучи в Москве, — пишет И. М. Долгоруков в Капище моего сердца, — пожелала иметь портреты сестер своих родных, матери моей и Ржевской, заказала их вместе с своими славному тогда живописцу Рокотову и уехала в Италию. мимо зрителя. Хозяйство не досаждало, ее окружала атмосфера творчества и красоты. Все «оды» в ней переполнены объяснениями в любви к той, которая звалась в стихах Сапфирой, а в жизни – Александрой, любимой женой. В доме была прекрасная библиотека из авторов отечественных и заграничных, Струйский с молодости собирал ее, а затем к ним прибавились и роскошные книги изданные в его собственной типографии.

Со вкусом даны украшения – жемчужные аграфы на рукавах и у выреза открытого платья. «Музы, вы мое богатство, И спокойствие душевно, И блаженство в краткой жизни. » – писал владелец Рузаевки. Александра Петровна подарила мужу восемнадцать сыновей и дочерей из которых четверо были близнецами и десять умерли в младенчестве. Несмотря на это кажущееся, внешнее несоответствие супруги прожили спокойную, достойную семейную жизнь. «Все обращение его было дико, а одевание странно», – писал его друг. Рокотова от его современников. И эта экспрессия живописного письма сообщает портрету огромную внутреннюю динамику. Вот и последняя загадка, можно сказать, разгадана.

Ну а смерть новорожденных детей – большое, но нередкое горе для женщин 18 века. На обороте портрета была загадочная зашифрованная надпись. Озерова, ближайшего сподвижника Румянцева-Задунайского. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета.

– Эта выставка историко-художественная, затрагивающая во многом усадебную тему. Книги печатались на великолепной дорогой бумаге. В Москве им была открыта частная школа живописи от знатных москвичей он получал большое количество заказов (не имея возможности справиться со всеми, предоставлял выполнение второстепенных деталей ученикам). Но знание относительно разных портретов не может сравниться с единственной в своем роде возможностью увидеть рядом всю галерею семейных портретов — как они были задуманы, как должны были висеть и выглядеть по замыслу художника. И так ли случайно, забыв о сумароковских строках, забыв о смысле его такого неудобного для многих гражданского призыва, тот же И. М. Долгорукий расскажет только о том, что последние годы своей жизни А. П. Сумароков злоупотреблял вином, опустился и мог ходить по улице возле своего дома в шлафроке с аннинской лентой.

Какая ей доступна тайна бытия. Особенно когда он возвращается из поездок по деревням. К несчастью, его слава как поэта не пережила его. Литературные увлечения Н. Е. Струйского сказались и на других его детях и потомках.

Всего несколькими мазками он может дать определение целому. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. В двадцать три года он заканчивает в своей пензенской Рузаевке строительство огромного барского дома с абсолютно необычным, огромным, в три света, залом. Его друг И. М. Но сам Полежаев, увы, не вынес долее унижений и болезни. Изображена обаятельная юная женщина, полная пленительной грации.

Он тщательно записывал, все, что слышал от своих гостей. Разлет широких бровей.

Сколько в этом прекрасных ассоциаций. Наверное, Струйская и сама понимала, что в ее душе поселилась тьма. Майков наверняка вел беседы во время сеансов.

Существовал ли дом при нем или появился позже – этот вопрос пока остается без ответа.

Несмотря на свою красоту, она предпочитала балам тихие радости семейной жизни и родила супругу 18 детей из которых до абсолютнолетия дожили только 8. «Всё обращение его было дико, а одевание странно», – писал его друг. Но и он мало что отгадал. Как уже было сказано, А. П. Струйская (портрет Рокотова, по свидетельству современников, довольно точно передает черты ее лица) была особой неординарной.

В 1832 году Струйская помогла Александру выпустить две книги. Узкое бледное лицо. Она почти нереальна.

Густые темные волосы красиво уложены и плавно переходят в длинную косу.

В Портрете Майкова (1765г. ) художник становится более конкретным. Вышел в отставку по болезни в чине гвардии прапорщика и поселился в своём имении — селе Рузаевка, построил там великолепный усадебный комплекс по рисункам самого Растрелли. Среди ее родственников наиболее значительной фигурой со временем стал П. X. Когда-то жизнь обещала ей радостный праздник, а дала жестокие помещичьи будни. У зала были мраморные стены и надпись о времени сооружения 16 дек. А к памяти о ней время оказалось жестоким.

На обратной стороне портрета находилась загадочная зашифрованная надпись.

Дочь Маргарита становится своего рода литературным секретарем отца. Сложно сказать, символизирует ли что-то это обстоятельство или нет. Репнина, но рожден был от крепостной девушки.

И с годами он не стал называть ее иначе. Ей только разрешили получать от Полежаева письма. И супруг её мне представлялся чем- то вроде портрета Дориана Грея.

И многие рисковали заезжать в Рузаевку только ради ее приветливости и ласк. Сегодняшнее местонахождение портретов неизвестно. Очень характерно для него и то, что ставит он их уже безо всякого смысла и на портрете жены и на всех остальных рокотовских полотнах. Дед поэта А. И. Полежаева.

Можно всякому подарить, но с такой нежностью едва ли дано всем одолжать другого. Последним официальным заказом, выполненным Рокотовым, стала группа портретов опекунов Московского воспитательного дома (1768 г. ). Мы знаем, как менялась его своеобразная и бесконечно разнообразная в приемах кухня. Она одета в открытое платье, украшенное жемчужными подвесками. И все же свой след в русской культуре и литературе он оставил.

Можно достаточно точно установить, когда сделала заказ тетка И. М. Долгорукова. Взгляд миндалевидных темных глаз загадочен и неопределенен, он как бы устремляется мимо вас и в то же время в себя. Это произведение отличается особым живописным своеобразием.

На обороте портрета была загадочная зашифрованная надпись. Портрет А. П. Струйской отмечен особой утонченностью и трепетной одухотворенностью. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. Дом исчез.

Но самым романтичным было замужество Анны Николаевны Строгановой. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. При этом среди своих соседей прослыл он чудаком и оригиналом. О Струйской восторженно писал поэт И. М. Долгоруков: «Мало женщин знаю таких, о коих обязан я говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». – Здесь по-прежнему остается очень много вопросов.

Он называл ее Сапфирой. Александра Петровна -- вторая жена Н. Е. Левицкий подробно продумывает каждую форму.

В 1892 году он купил «Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности». А ему всего 4 года. На портрете, скажем, Неизвестного в темно-зеленом кафтане подрамник снабжен надписью: в рузаевку Получен сего 1789 году Н С, а оборот холста — текстом: Его высокородию Струйскому. Сапфир – дорогой и редкий драгоценный камень синего цвета. Ее красоту запечатлел Рокотов. Остался только ее портрет в музее, новсе остальное, ее окружавшее исчезло.

Ей 18 лет, она первый год замужем. Живопись заполняла все комнаты дома. Портрет написан переливами цвета и света.

Во время революции сожгли дворец великогоРастрелли вместе с коллекцией бесценных картин (по преданию там был еще одинрокотовский портрет Александры Петровны), разрушили храм Святой ТроицыБаженова и уникальную типографию. На вид ей лет пятнадцать-шестнадцать. Конечно, крепостные в России все равно что скот, но ведь и собаку бить жалко, а тут пытать ни в чем не повинных людей только для того, чтобы получить «виршевое вдохновение». Не сохранилось и никаких их воспроизведений. У Полежаева действительно оказался истинный поэтический дар, но В 1825 году, накануне восстания декабристов, пылкий юноша написал вольнолюбивую поэму «Сашка», в которой сам Николай I усмотрел «следы вольнодумства».

Но союз их был счастливым. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец и задумчивый, отсутствующий взгляд. Александра Струйская была призвана стать вечной музой своего мужа-поэта.

Для каждого из нас, познавшего радость знакомства с живописью, поэзией, музыкой, рано или поздно наступит момент совершенного соощущения с человеком давно ушедшим или живущим далеко от нас. Так судили литераторы. При ней им жилось значительно легче. Настасья Михайловна (родилась.

А эти качества никак не традиционны для светских красавиц XVIII века. Хотя, конечно, Александра Петровна в юности не могла оставить равнодушным ничье мужское сердце. Восторги московских театралов не могли изменить главного — обстановки культурной жизни.

С помощью рентгена и специальных исследований удалось доказать, что на самом деле на портрете изображена женщина с татарскими чертами лица и поверх нее написан «неизвестный в треуголке». А выяснили тогда факты, достойные памяти. Федор Рокотов писал мужчин, женщин и детей, юных и в преклонных годах.

Спустя семнадцать лет рокотовский портрет запечатлел Сумарокова в последний год его жизни. В отличие от её супруга, об Александре Петровне все отзывались только положительно.

Возможно, в этом проявилось представление о каком-то необыкновенном цвете ее глаз. майя 11. Русский художник пишет подобно французским мастерам в стиле рококо, парадного портрета, уделяя большое внимания личностным качествам, характеру человека, в этом отличие портретов Ф. С. Пострадали все родственники Струйского.

Художнику удалось передать романтичность и порывистость поэтической натуры «странного барина». Ему дороже всего независимость и возможность следовать своим страстям. Исследователи считали, что Николай Еремеевич хорошо знал Рокотова. Не отличаясь способностями, он был необычайно работоспособен.

А между тем в содействии А. П. Сумароков нуждался как никогда. Дело в том, в 1771-72 гг Россию терзали две напасти – полыхал пугачевский бунт и свирепствовала чума. Молодой помещик был поклонником русского изобразительного искусства. Мать 18 детей, она пережила многих из них. Против Сумарокова не выдвигается никаких открытых обвинений — ему создаются год от года все более невыносимые условия существования. Но союз их был счастливым. Причем средневековые пытки он изучил по историческим книгам и в точности воссоздал орудия «труда».

И сверлящий упорный взгляд. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». За этот ее «неразгаданный» взгляд исследователи и назвали ее русской Джокондой.

На этот раз это изображение юноши, почти мальчика, которого художник пишет в абсолютно необычном для его моделей маскарадном костюме. Он же хоть и пишет портреты светских красавиц и щеголей, блистающих при дворе самой матушки императрицы Екатерины II, но сам-то живет на «незаконных основаниях».

Там художник, видимо и написал оба портрета, которые потом привез к Струйским в имение. Но быть просто сторонним наблюдателем ему было мало. Великолепная техника, превосходно обученные печатники, лучшие граверы тех лет, которых привлекал для своих заказов Струйский, — все должно было служить единственной цели увековечения лиры владельца.

1772 и портрет А. Струйской. И снова все это в далеком будущем. И то, как лягут мазки, как будто вовсе не занимает живописца.

Она как будто призвана была быть вечной музой поэта. К тому же руки ее полностью закрыты рукавами. Напротив, эта «расплывчатость» стала своего рода «знаком» Рокотова. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18.

Довелось ли когда-нибудь Ф. Рокотову побывать в пензенских краях. Интересно, что у него во дворце висела единственная авторская копия портрета царицы. Другое дело голицынские собрания в Москве с их славой первых и лучших в стране коллекций живописи. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь.

Однако упорно ходили слухи о её несчастливой жизни с мужем–сумасбродом. Анакреонтические оды». Потомки поэта вспоминали, что у Струйских «везде висели фамильные портреты: в углублении большой гостиной, над диваном, портрет самого Николая Еремеевича, а рядом, тоже в позолоченной раме, портрет Александры Петровны Струйской, тогда еще молодой и красивой» «в картинной галерее были известные художники русской и иностранной школы».

Рузаевка была далеко, доступная немногим из числа тех, кого хотел видеть и допускал к себе хозяин. Скорее всего, нет. 1772 — Струйский любил точность во всех делах. Когда потемки наступают И начинается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.

Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь. Тем не менее, за 60 лет (если быть точными, то за всю вторую половину 18-го столетия и даже за первое десятилетие 19-го) он, по словам современников, переписал пол Петербурга. Совпадение инициалов позволяло с достаточной долей вероятности предположить, что речь шла о портретах именно супругов Струйских. Энергия, с которой Рокотов кладет краску, растет вместе с нарастанием света. Александра Петровна мудро правила семейным состоянием. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа.

Но однажды произошло событие, повернувшее ее жизнь к свету. Сохранилась легенда о любви художника к своей модели. Вместе с тем это была утонченная натура, увлекающаяся литературой. Вряд ли можно представить себе более преданного поданного. писан в москве живописцем рокотовым.

Видимо, все же ответ был в том, что она верила в Господа и вот таким образом знала истину. В собственных повторениях Федор Рокотов каждый раз менял цветовое решение — характерная черта живописца искавшего для себя новой живописной задачи. Внук Струйской А. И. Полежаев был поэтом.

Но Александра и так знает ужасную тайну: муж привозит проштрафившихся (как ему кажется) крепостных и сажает их в особо оборудованную в сарае тюрьму. Довелось ли когда-нибудь Ф. Рокотову побывать в пензенских краях. Был ли он женат, определенно мы тоже сказать не можем. И характерно, что парный портрет Н. А. Загряжского написан именно к этому второму, если можно так сказать, расцветшему портрету жены.

И здесь приходили новые странности, подмеченные и описанные современниками. В столетнем саду, окружавшем его, можно было гулять по аллеям, по берегам проточных прудов или забрести в замысловатый кустарниковый лабиринт, мечтая, взирать на окружающую красоту. Потомки поэта вспоминали, что у Струйских везде висели фамильные портреты в углублении большой гостиной, над диваном, – портрет самого Николая Еремеевича в мундире, парике с пудрою и косою, с дерзким и вызывающим выражением лица. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты.

Портрет сына с 1930 года находится в Приморском краевом музее им. Александра Петровна Струйская вдохновляла не только поэтов своего времени. – Проще сказать, кто на них не появлялся.

По его протекции Ф. С. Бессмысленно и бездарно.