Рублев Архангел Михаил
Данная икона является списком со знаменитой иконы письма Андрея Рублева – Архангел Михаил из Звенигородского чина. Дорогие братия и сестры, предлагаем вашему вниманию ещё один список с иконы преподобного Андрея Рублева на двухцветном охристом фоне – Архангел Михаил. Одна из самых ранних икон, авторство которой приписывается Андрею Рублеву, — храмовая икона Архангельского собора Московского Кремля «Архангел Михаил в деяниях», написанная в 1399 году.
Василия Калики (1330-1352). Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия. Сергия Радонежского прославляют в лике святых, а его обретенные мощи переносят в новый, каменный Троицкий храм.
Дух» по сторонам от главы Бога Отца и «IC XC» над спинкой престола и над голубем были призваны подчеркнуть равносущие и единосущие божественных ипостасей и таким образом защитить тринитарный догмат от нападок стригольников, возводивших хулу на Св. 1) по специальной программе свт. Образ Бога Отца на иконе «Отечество» (Paternitas), восседающего в белых одеждах с клавием на престоле, подножие которого окружено огненными колесами с глазами и крыльями, обязан своей иконографией тексту видения пророка Даниила: «престоли поставишася и Ветхий денми седее и одежда Его бела аки снег и власы главы Его аки волна чиста, престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ» (Дан. Но также он работал и у сторонников противоположной духовной ориентации и был в самых тесных отношениях, например, с Иосифом Волоцким. Лишь недавно выяснилось, что на древние иконы, временно хранившиеся в кладовой, обратил внимание ученых местный священник.
- Иконы Звенигородского чина мог создать не Андрей Рублев
- Андрей Рублев — «Архангел Михаил»
- икона Архангел Михаил (Рублев 15 век)
- Архангел Михаил — Андрей Рублёв
- Архангел Михаил (Рублева) икона под старину на дереве, 19х27 см
В «Поучении правыя веры», получившем распространение со времен Киевской Руси, строго предписано литургисать в третьем часу, дабы ангелы с дарами не опоздали иначе им придется дожидаться следующего третьего часа, когда снова «отворяются врата небесная». С. 67). И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос и не будет. 8), где объединены композиции «Воскрешение Лазаря», «Св. Явление ангела во сне царю (Александру Македонскому. ). Архистратига Михаила.
3. Наказание Навуходоносора. В ряде сказаний развивалась тема о личном водительстве Моисея архангелом Михаилом. Эта борьба переживалась в апокалиптическом контексте всемирной битвы добра со злом.
Пахомию Великому. Дионисий— плоть от плоти русский художник. По свидетельству свт.
- Михаил Архангел (Звенигородский), Андрей Рублев, копия старинной именной иконы (ручная работа)
- Архангел Михаил – хранитель Святой Троицы
- 7 самых важных работ Андрея Рублева
- Музей имени Андрея Рублева и его обитатели
4, 10 Лк. 3, 1 Зах. По единодушному толкованию древних отцов церкви, «мерзость запустения» означает Антихриста, восседающего в восстановленном иерусалимском храме. У Дионисия преобладает богородичная тематика. Новой же «похвалой» Сергию от славных иконописцев стал расписанный и украшенный под их руководством храм Святой Троицы.
2, 2) т. е. сохраняет свободу действий и господствующее положение. Художника сыграл актер Анатолий Солоницын. Предполагают, что постригся Рублев в Троицком монастыре при настоятеле Никоне Радонежском, ученике и преемнике Сергия Радонежского.
Большое значение имеет выбор темы росписи и ее интерпретация. Обращение «следуй за мной» вряд ли уместно по отношению к уже павшему духу. Одним словом, это состояние можно определить, как ликование.
20 Откровения Иоанна о так называемом «тысячелетнем царстве», которое начинается словами: «И увидел я Ангела сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. На фоне тонкого креста, раскинув руки в стороны изображен Иисус Христос. Вот почему Соборы и рекомендовали иконописцам следовать рублевскому канону. Петра из темницы.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Андрей Рублев: последние новости
- Семь знаменитых икон Андрея Рублева
- Путешествия по подмосковной земле
Возможно, Рублев еще застал старца в живых. Эмансипированность цвета приводит к тому, что цвет начинает преобладать над светом. (достаточно вспомнить образы Кахрие-Джами и Фитие-Джами или работы Кира Эмануила Евгеника и других мастеров восточно-христианской ойкумены). Ангел запрещает ему это, угрожав смертью. Отпав от престола Божия, Сатана остается, однако, «князем мира сего» (Ин. В связи с этой основной идеей относительно смысла иконы может быть истолковано и содержание 18 клейм изображающих «деяния» Михаила.
7. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь». Каноничность цветов в главных образах сохраняется— Христос и Богородица неизменно изображаются им в одеяниях сине-красного цвета, св. святому Сергию Чудотворцу.
- Скидки для Храмови оптовиков 20
- Архангел Михаил (Рублев 15 век)
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Эксперты ставят в пример сообщество Музея имени Андрея Рублёва
- Британский музей «зафрендил» Блог Музея имени Андрея Рублева
О, Господень Великий Архангеле Михаиле. Сам по себе подбор деяний не имеет аналогов ни в предшествующей иконографии, ни в летописных сказаниях о Михаиле. Отдельные сцены— «Благовещение у кладезя», «Встреча Марии и Елизаветы», «Брак в Кане», «Покров» и другие написаны им в свободной манере импровизатора, хотя формально никаких канонов художник не нарушает. Многие толкователи отмечают космическое звучание этого пророчества: «. Большое значение имеет выбор темы росписи и ее интерпретация. Димитрия Солунского из деисусного чина Троицкого иконостаса Троице-Сергиевой Лавры.
9. Пророчество Иезекииля о гибели Иерусалима (Иезек.
Да, в Православии принято освящать иконы. В книгах Ветхого Завета он упоминается четыре раза (1 Пар. Василия Калики изображенного слева у подножия Христа Вседержителя на клейме «Васильевских врат». Выполненная в византийской традиции, картина Второго пришествия Христа переосмыслена.
- Научный блог экспертов Музея Андрея Рублева вошел в « »
Самое трудное здесь для средневековых толкователей – дважды упоминающийся в этой главе «Христос». Работа в тандеме с Феофаном, чью манеру письма называют живописной скорописью за точные и четкие мазки, была честью для молодого мастера. вмч. Началась эта история в 1918 году. Упавшие люди здесь также охвачены пламенем.
Троице (2 композиция), божественность природы Христа и Богоматери (3 композиция) и второе пришествие Спасителя (4 композиция). КЛЕЙМО 3 связывает сюжеты клейм 2 и 4. Почва, на которой появился Дионисий, уже имела трещину — спор иосифлян и нестяжателей (хотя и те и другие возводили себя к духовным последователям преподобного Сергия) многое предопределил в судьбах Русской Церкви и России в целом. В волосах Архангела вплетен лазуритовый гребень, символизирующий небесную стихию Михаила. Литургическую значимость всей композиции подчеркивают изображения восходящих по лествице «дариносивиих» ангелов, доставляющих «честные дары» на небеса (илл. И как, уже оставив эту временную жизнь, «в сиянии славы» явился он в келье разболевшемуся Даниилу, позвав его в «вечное и бесконечное блаженство». Текст памятника утверждает, что рай во всей своей реальности существует на земле и что «сущи иже ныне в рай во плоть снедают плода райского и не стареются». В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев».
15, 2-3). Третья икона – «Апостол Павел» – выполнена в манере, отличной от рублевской, вот таким образом ряд исследователей считают, что этот лик бы создан другим мастером, – например, многолетним сподвижником Рублева – Даниилом Черным. Нам уже приходилось отмечать, что в связи со строительством данного придела была создана местная храмовая икона «Архангел Михаил с деяниями» (илл. «Архистратига небесных воинств» (так называли тогда Михаила) Рублев увидел добрым ангелом-хранителем всего сущего.
Троица» на близкой по времени иконе «Архангел Михаил с деяниями». Он несет мир и спасение людям. 14 Клеймо изображает всемирный потоп. 4, 1-11 Лк.
В нем – белокаменный Успенский собор, прекрасный образец раннемосковского зодчества (к сожалению, утративший ныне многое из своей красоты). Деятельность еретиков, декларировавших «будто Бог Отец Вседержитель не имеет ни Сына, ни Святого Духа, Единосущных и Сопрестольных Себе и будто нет Святой Троицы», подчас затрагивала даже ранние изокефальные изображения Триипостасного Бога, которые превратно истолковывались как утроенные изображения единственного Бога. В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви. Киприана на духовное наследие новгородского архиепископа Василия Калики свидетельствует икона «Спас на престоле с припадающим митрополитом Киприаном» из Успенского собора во Владимире (илл.
Ферапонтовские росписи — это целая энциклопедия сюжетов и образов, чего только тут нет: евангельские события и сцены иллюстрирующие текст Акафиста история богородичных икон и Вселенские соборы, огромные композиции «Покров Богородицы» и «О Тебе радуется», святые подвижники и учителя Церкви и т. д. и т. п. И все образы полны светоносной энергией. ап. XIV в. Общим мотивом орнамента служат «пучки» стеблей, перехваченных широкой петлей у основания, причем боковые лепестки «пучка» завершаются волютообразными завитками, обращенными вверх. К этому периоду относится третье упоминание о мастере.
Всемирный потоп ставится в параллель со Страшным судом: «Тогдашний мир погиб, быв потоплен водою а нынешние небеса и земля сберегаются огню на день суда» (2 Петр. 11. Героическая борьба с Ордой привела к усилению на Руси культа архангела Михаила. Существовало сказание об отшельнике Макарии Римском, жившем «за 20 поприщ от земного рая». Но земля помогла жене и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую- пустил дракон из пасти своей» (12, 15, 16). Для примера возьмем икону из Павло-Обнорского монастыря — образ «Распятие». Андрея Рублева, создавшему икону «Архангел Михаила с деяниями» в ходе мемориальных работ 1392 г. Между тем только икона «Архангел Михаил с деяниями» сохранила самый ранний и полный цикл деяний Св.
Золотистая охра, светло коричневая умбра. Дионисий— последний по-настоящему радостный художник. 17. Поскольку Сатана отождествлен с «драконом», низверженным с неба, то необходимо было предположить наличие какого-то другого павшего духа, заключенного в «бездну» в древние времена.
Мастера XVII века превратят цвет полностью в декоративный элемент иконы, а введение светотени («живоподобия») уничтожит последние остатки иноприродности цвета. 15. Он преклоняется перед Ее святостью и непорочностью. Почему игумену Никону пришлось умолять их.
Ведь не может художник, еще чувствующий в себе творческие силы, не сказавший «главного», отказываться от работы, позволяющей как раз это «главное» высказать. Дионисий— последний колорист классической русской иконы. Иконописцы XVI века утяжелят цвет, сделают его плотным, светонепроницаемым. Чин состоит из трех поясных икон -- Спас, Архангел Михаил и Апостол Павел. (достаточно вспомнить образы Кахрие-Джами и Фитие-Джами или работы Кира Эмануила Евгеника и других мастеров восточно-христианской ойкумены).
Oн уже не изгоняет человека из рая, но с битвой ведет его туда, в «землю обетованную». Здание в левой части клейма 3, видимо изображает иерусалимский храм, в котором воцарилась «мерзость запустения», т. е. Антихрист. Круг поисков замкнулся. В этом сюжете можно также видеть намек на тексты Откровения о «звере, выходящем из моря» (13:1). Князь Юрий пожелал, чтобы в его домовом храме стоял иконостас прославленного изографа, большого мастера «богословствовать в красках». Андрея Рублева, убеждает композиция «Корень Иессеев», которую Феофан Грек «в каменной церкви во святомъ Благовещениитакже исписавый», согласно сообщению Епифания Премудрого в его послании к схиархимандриту тверского Спасо-Афанасьевского монастыря Кириллу 1415 г., сохранившемся в единственном списке конца XVII в. (РПБ, Солов.
Уже в первой половине XIV в., во время архиепископства свт. Согласно Епифанию, когда Сергий служил литургию с братом своим Стефаном и племянником Феодором, стоявшие в церкви ученики Сергия Исаакий Молчальник и Макарий увидели четвертого (сослужащего с Сергием) мужа, одетого в светлую, блистающую одежду. Об этом свидетельствует и программа фресковой росписи его Успенского собора на Городке. Дионисий — последний по-настоящему радостный художник. Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева.
Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего. 15, 8-12). Даже эпизод испытания («искушения») Иисуса Сатаной в пустыне (Мф. Киприана. Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре.
– Истолкование этого замысла – предмет размышления для многих будущих исследователей». Но как неожиданно решает этот образ Дионисий. Троицкий иконостас – уникален.
У Андрея Рублева— свет это милость, благость, любовь, мир, тишина. Для примера возьмем икону из Павло-Обнорского монастыря— образ «Распятие». В пригородном Саввином монастыре построил каменный же Рождественский собор. 15. 1).
На рисунок музыкальных линий и ритмов накладывается полифония цвета. Лазоревого цвета повязка, придерживающая волнистые, мягкие волосы, оканчивается развевающимися лентами позади его головы. Грабарь же однозначно заявляет о том, что произведение выполнено великим мастером: «Здесь все от Рублева – холодный голубоватый общий тон, характер рисунка, черты лица, с типичной для Рублева легкой горбинкой носа изящные руки, прекрасный силуэт всей композиции, ритм линий и гармония красок». Помещая этот сюжет в число деяний архангела Михаила иконописец высказывает распространенное в апокрифах представление о Михаиле как о «повелителе вод», в связи со знаменитым «чудом в Хонах». Иконостас.
Как пишет В. А. Плугин, Рублев при этом «играл роль не только ведущего мастера – исполнителя художественных работ, но и своего рода идеолога, многое определявшего в системе и структуре ансамбля» собора. Инок Андрей был одним из множества «птенцов гнезда» Сергиева, прямым продолжателем его молитвенных подвигов и служения ближнему, под которым понимался весь православный народ Руси. 18, 36). Между тем программный замысел этой иконы легко раскрывается в контексте борьбы с антитринитарной ересью стригольников, отрицавших воскресение мертвых (1 композиция), догмат о Св.
6. 14. Троица Андрея Рублева стала образцом для многих поколений иконописцев.
Архангел Михаил изводит Св. С именем Рублева связывают создание иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Т. 1. Василии Калике, которая продолжилась при свт. Здесь жил когда-то известный мыслитель своего времени Сергий Радонежский, «кроткий душою, твердый верою, смиренный умом».
Они изумительно перекликаются с тонким узором по левкасу и благородным сиянием золотого фона. в Лаврове, Пагановском монастыре, в церкви в Арборе, на Афоне. К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову».
И все образы полны светоносной энергией. КЛЕЙМО 1. персидским царем Дарием собирался разгромить союзный с ним Иерусалим.
Откровение Иоанна упоминает имя Моисея: «победившие зверя. 27, 52) должен вслед за Михаилом войти в новую «обетованную землю» – в тысячелетнее царство. Каноничность цветов в главных образах сохраняется — Христос и Богородица неизменно изображаются им в одеяниях сине-красного цвета, св. 5.
Т. 1. Стефана Пермского, которое датируется временем посещения Новгорода в 1387 г. по просьбе новгородского владыки Алексия, «стригольник противно Христу повелевает, яко от древа животнаго, от причащения удалятися» и в обличение еретических измышлений в православной иконографии было закреплено изображение древа жизни как символа причастия над средним ангелом, олицетворяющим Св. Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских. До сих пор во многих изданиях принято (вслед за церковным историком Лебедевым) связывать создание иконы «Архангел Михаил с деяниями» с давним преданием о вдове св. Дионисий — плоть от плоти русский художник. Михаилом отражена в иконе, написанной вскоре после канонизации Сергия имевшей место 5 июля 1422 года. Видение четырёх зверей (четырёх царств) (Дан.
Икона архангел Михаил работы Андрея Рублева. У Феофана Богородица прежде всего Дева (образ из Благовещенского Деисуса), он превозносит Ее за подвиг чистоты, он поклоняется Ее духовной высоте. У Андрея Рублева — свет это милость, благость, любовь, мир, тишина. И не в середине 1420-х годов, как датировали эту икону прежде, родилась она, а раньше. В соответствии со сложившейся традицией по сторонам от Спаса располагались Богоматерь и Иоанн Предтеча, справа иконе архангела Михаила соответствовала икона архангела Гавриила, а в паре с иконой апостола Павла должна была быть слева икона апостола Петра.
4, 1-13) заканчивается призывом Иисуса: «гряди по мне, сатане» (Мф. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана и сковал его на тысячу лет. » (20, 1-2).
16. В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. 3, 8 Пс. Но эта светоносность не столько обусловлена присутствием иноприродного нетварного света, сколько присуща самому миру, в котором живут и действуют персонажи Дионисия.
Буквальное толкование 20 гл. Иконы происходят из подмосковного Звенигорода, когда-то входили в семифигурный Деисус. в Рай, «его же Бог насади на востоце», как отмечено в «Житии Василия Нового» (РГБ, ф. 229/4.
Дар Дионисия — это дар композитора. Понимание царя тысячелетнего царства как Иисуса вступало в противоречие с Никео-Цареградским символом веры, где о Сыне Божием сказано: «царствию же Его не будет конца». кн. Три большемерные иконы, вероятно, когда-то входили в семифигурный деисус. На рисунок музыкальных линий и ритмов накладывается полифония цвета. Несмотря на краткость аргументации Грабаря, его атрибуция «получила всеобщее признание»8 и с ним согласны большинство других искусствоведов, признающих иконы Звенигородского чина «несомненно принадлежащими Андрею Рублёву»29. В клейме «Троица» воспроизведен также непременный аксессуар византийских тринитарных изображений – салфетки перед каждым из ангелов.
С. 77) за иконой рублевской «Троицы» закрепилось наименование «Ветхозаветной», которое распространилось ныне даже в церковной среде. 9, 1-11) истолковывая это пророчество Иезекииля как наказание за поклонение Антихристу. 130-132).
Дионисия Ареопагита « » должен переводиться иначе: «как зеленый – своевременную отрасль (побег)», что сразу же заставляет вспомнить эпитет Бога Сына «отрасль от корня Иессева» («И произойдет отрасль от корня Иессева и ветвь произрастет от корня его» Ис. Андреем Рублевым уникальных икон «Архангел Михаил с деянием» и «Живоначальная Троица». Ферапонтовские росписи— это целая энциклопедия сюжетов и образов, чего только тут нет: евангельские события и сцены иллюстрирующие текст Акафиста история богородичных икон и Вселенские соборы, огромные композиции «Покров Богородицы» и «О Тебе радуется», святые подвижники и учителя Церкви и т. д. и т. п.
Символичный образ евангелиста Матфея чаще других приписывают именно Рублеву. Библейское благословение праотца Иакова двенадцати сыновьям содержит сразу два пророчества о грядущем мессии. Александр после победы над. Он сумел отразить современные события (спасение Москвы от наступавшего Тамерлана) в библейском сюжете об избиении архангелом Михаилом ассирийского войска.
Как сын Дмитрия Донского и наследник московского престола, князь Юрий видел свой долг в том, чтобы продолжать дело отца и «наставника земли русской» Сергия – собирать воедино Русь для дальнейших побед. И лишь после этого стал известен как мастер крупных иконописных форм.
блгв. Голгофа— это место страданий, печали, оно всегда вызывает чувство боли и покаяния. А вот Саввино-Сторожевская обитель наверняка была сожжена. Чтили его как покровителя православного воинства, сражающегося за правое дело. Голгофа — это место страданий, печали, оно всегда вызывает чувство боли и покаяния. Евдокии в ее домовую церковь.
Отсюда нежность и музыкальность, грация и изысканность. Не менее загадочно и происхождение самого Андрея Рублева. От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. 89, 5). 49, 10). Явление Архангела Иисусу Навину.
Сама ткань этого мира пронизана светом. Но заказ на росписи храма и его иконостас государевы иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный получили не от него, а от троицкого игумена Никона. На протяжении веков иконографическая мысль стремилась выразить через его посредство догматическое представление о единосущном и триипостасном Боге.
Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра. У Даниила же можно было усматривать «точное» указание длительности этого «царства Божия на земле». 49, 24-25). Но мы не можем не заметить, что прекрасный дионисиевский цвет уже не несет (или несет не в той полноте) ту символическую нагрузку, которая изначально закреплена в иконописном изображении.
12. Тихомирова усматривает связь орнамента (стебли с листьями) с земным раем из которого были изгнаны Адам и Ева. Эту битву на поле Куликовом и сам радонежский игумен и его современники считали великим жертвенным подвигом Руси, мученичеством русских воинов «за святые церкви и за православную веру». «Христос», как известно, не есть собственное имя, это слово означает «Помазанник», тем более что в греческом тексте Откровения слово «Христос» употреблено без грамматического члена, который ставился перед именами собственными. Они поняли, что видели ангела и Сергий подтвердил это: «его же видеста аггел господень есть и не токмо ныне днесь, но и всегда посещением Божиим служащу ми недостойному с ним». Андрея Рублева. Зеленый цвет напоминает майскую листву, а синий— апрельскую лазурь неба.
В противовес еретическим нападкам со стороны стригольников на тринитарный догмат, божественность природы Христа и Богоматери была написана в конце XIV в. новгородская икона «Отечество» (илл. Неслучайно цветовая семантика одежд ангелов в клейме иконы «Архангел Михаил с деяниями» полностью соответствует исключительно этой идентификации с уже заданными внутренними отношениями Триипостасного Божества. Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году. Тихая северная красота наложила свой отпечаток на творчество Дионисия. 12, 12). Борец со злом, он не «приразился» к нему, не уподобился враждебной стихии.
Сатана, низверженный Михаилом на землю, устанавливает на земле царство Антихриста: «Горе живущим на земле и на море) так как к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр. соб., 22 соб., высота 235, 5 см – на 5-7 см доска наращена позднее). Киприане, благословившем создание митрополичьим иконописцем преп. Надписи «Отец и Сын и Св. Намек на грядущее земное царство содержится также в ответе Иисуса Пилату: «ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша.
Лествица Иакова. Поскольку характер расположения икон на алтарной преграде не вполне ясен, чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, ктитором которого был звенигородский князь. Дни памятиПамять Архангела Михаила чтится 6 (19 сентября по новому стилю) и 8 (21 ноября по новому стилю). Данную икону возможно изготовить в рукописном варианте и в любом размере. Ничего общего с изображением на миниатюрах царского скриптория XVI в. кремлевская икона «Архангел Михаил с деяниями» не имеет.
Тихая северная красота наложила свой отпечаток на творчество Дионисия. Именно на этом основании он принимает как правильную позицию тех «непоминающих», которые признали Московскую Патриархию, восстановленную на Соборе 1945 г., несмотря на вопиющие канонические несовершенства восстановленной церковной структуры. Андрея Рублева. Мастера XVII века превратят цвет полностью в декоративный элемент иконы, а введение светотени («живоподобия») уничтожит последние остатки иноприродности цвета.
4), что позволяет точно идентифицировать его с Иисусом Христом, сказавшим: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. Стараниями Юрия он превратился в те годы в один из культурных центров Московской земли. С. 240, 247). Он же стал одним из главных идеологов освобождения Руси от татаро-монгольского рабства. XXXVII, 36). Сама ткань этого мира пронизана светом.
Как показывает В. А. Плугин изображение Макария возле рая на фреске Страшного Суда Владимирского Успенского собора (1408 г. ) скорее всего означало защиту тезиса о земном рае Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Примечательно, что крилия среднего ангела – Святого Духа и левого (от зрителя) ангела – Бога Отца – взаимно пересекаются, но между крилиями среднего ангела и правого (от зрителя) ангела, символизирующего Бога Сына, – абсолютно отчетливый промежуток. Икона «Троица» Андрея Рублева в совокупности с иконой «Архангел Михаил с деяниями» раскрывает глубинный замысел Сергия Радонежского и близких к нему выдающихся деятелей эпохи: Дмитрия Донского, Алексея Московского, Стефана Пермского. Троица в отношении общей композиции и цветовой символики напоминает «Троицу» Андрея Рублева (евхаристическая чаша находилась на утерянной части красочного слоя).
Почва, на которой появился Дионисий, уже имела трещину— спор иосифлян и нестяжателей (хотя и те и другие возводили себя к духовным последователям преподобного Сергия) многое предопределил в судьбах Русской Церкви и России в целом. Троицкий монастырь являлся неисчерпаемым источником этой мудрости. Евфросинии ( 1407), в миру блж. Возвел мощную, неприступную деревянную крепость на холме над Москвой-рекой (княжеский кремль – Городок). Может быть, одолевали немощи, болезни.
Сергий Радонежский, воодушевляя народ и князей на великий подвиг, призывал русских людей к единению «во образ святой Троицы». Молодой художник, как губка, впитывал моральные устои Радонежского. Росписи храмов в то время выполняли целые артели художников. 6), также обращенный вправо, как и средний ангел. Архитектура правого (от зрителя) здания в клейме «Троица» обладает значительным сходством с изображением палат на рублевской «Троице».
4, 8), т е. «следуй за мной, Сатана» (мы привели церковно-славянский текст, соответствующий греческому в синодальном же русском переводе XIX века, следующем в этом месте латинскому варианту Библии, сказано – «отойди от меня, сатана»). Николай Мирликийский— в белых с черными крестами ризах и прочие святые узнаваемы по своим каноническим цветам. Этот эпизод описан в «Повести временных лет» под 11 февраля 1110 г., где приведены рассуждения летописца об ангелах.
13. («Сказание о святых иконописцах» -17 в. ). Дар Дионисия— это дар композитора. Последовательность сцен на иконе следующая: 1. Но как неожиданно решает этот образ Дионисий. После того как Михаил низвергает дракона на землю, тот начинает «преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола» (Откр.
Эта разница объясняется не только тем, что Рублев был монахом, а Дионисий — мирянин (как известно, Григорий Палама ратовал за то, чтобы и миряне приобщались к исихастской мистико-аскетической практике), а той духовной ситуацией, которая складывается на Руси на рубеже XV-XVI вв. А от своего замышления ничтож претворяти. Время переноса неизвестно, но вероятнее всего это произошло после кремлевского пожара 1547 г., когда «в Благовещение и во Архангеле (и у) Вознесения новыя иконы царь и государь велел поставляти» (ААЭ.
И добавляет: оба иконописца «прежде были в послушании у преподобного Никона». Кондакова (Кондаков Н. П. К вящему сожалению, в искусствоведческой литературе с легкой руки Н. П. Она почти бесплотна и прозрачна, мы сквозь Нее созерцаем Христа. Оба находились уже в преклонном возрасте. «Сказание о святых иконописцах» свидетельствует, что «чудные добродетельные старцы и художники» «умолены были» Никоном взять на себя этот большой труд.
В соседнем верхнем первом клейме «Троица» помещен один из самых ранних рублевских изводов Троицы, причем правый ангел помещен непосредственно над открытым проемом (илл. кн. Но также справедливо пишет автор, что «оставление за собой права суждения о действиях церковной власти не должно означать разрыва канонического и молитвенного общения с ней». Аминь. Как и на новгородской пластине «Васильевских врат», на клейме кремлевской иконы «Архангел Михаил с деяниями» сохранены дополнительные смысловые атрибуты, только на месте прежних крестов над боковыми ангелами возвышаются райские палаты, а над средним ангелом вместо голубя стремится ввысь древо. В мрачные годы гонения на Церковь именно к ней призывал обратиться священник Павел Флоренский в работе «Иконостас» (1922 г. ): «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог» (Флоренский П. А.
Эмансипированность цвета приводит к тому, что цвет начинает преобладать над светом. Вот почему Соборы и рекомендовали иконописцам следовать рублевскому канону. 10.
По этой подробности мы и знаем, что некогда Андрей и Даниил числились иноками Сергиевой обители, уже после смерти самого Сергия (в 1392 г. ). Мы здесь видим еще один наряду с «Зырянской Троицей» прототип рублевской иконы. В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. Второй, который касается именно освящения икон.
Отступив от канона, вложив в руки архангела Михаила меч иконописец придал ему вид грозный, воинственный. Главным в этой архитектурно-художественной программе была, конечно, духовная составляющая. Город Хоны построен на месте г. Колоссы, разрушенного землетрясением в 60 г. н. э. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение и на крыле святилища будет мерзость запустения. » (9, 25-27). Основная сила книги Регельсона в ее справедливом протесте против сведения всей церковности и каноничности к понятию «подчинения».
И здесь Дионисию трудно найти равных. Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Но есть и иная версия, предложенная рублевоведом В. А. Плугиным.
О, всесвятый великий Михаиле Архистратиже. По крайней мере существенная часть ее – это прославление жертвенного подвига русских людей, шедших на Куликово поле, чтобы испить там чашу смертную и принять венцы мученичества «за други своя». В 1926 году Грабарь в журнале «Вопросы реставрации» опубликовал статью «Андрей Рублёв: Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918—1925гг», в которой атрибутировал Звенигородский чин как работу Андрея Рублёва на основании особенностей живописи, роднящих иконы с рублёвской Троицей и фресками Успенского собора во Владимире1.
Житие Сергия Радонежского (причастного к устроению этого монастыря) рисует инока Андрея как честного старца, пользующегося в обители почетом и авторитетом. Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией. Главное композиционное различие двух икон – положение голов участников трапезы: на рублевской иконе лица обращены на сидящего справа, здесь же – на сидящего слева. Эта особая связь Сергия с арх.
Небесно-лазоревые и розовые, как заря, одежды, теплое свечение золотистых крыл. Попечителем строительства вновь выступил князь Юрий Звенигородский. Но мы не можем не заметить, что прекрасный дионисиевский цвет уже не несет (или несет не в той полноте) ту символическую нагрузку, которая изначально закреплена в иконописном изображении. 15. 1).
Отсюда нежность и музыкальность, грация и изысканность. 12, 13). На 6-м клейме кремлевской иконы с изображением «Лествицы Иакова» лествица перекинута по диагонали к правому верхнему углу, где изображен небесный проем. Аминь. Иконописцы XVI века утяжелят цвет, сделают его плотным, светонепроницаемым. Таким главным для Рублева была его «Троица».
Несмотря на то, что в XVI-XVII вв. Софии «двери медяны золочены», где на пластине «Успение Богоматери» помещен в верхнем сегменте образ Живоначальной Троицы с обращенным вправо (от зрителя) средним ангелом, над которым изображен престол с двумя крестами и между ними голубь (илл. В то же время на грядущую судьбу праведных указывал образ в среднике иконы, причем при внимательном изучении иконы «Архангел Михаил с деяниями» было установлено, что нимб Архангела украшает стилизованный растительный орнамент. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве. Содержание же храмовой стенописи утверждал, безусловно, сам Юрий Звенигородский.
18. Андрея Рублева в отношении образа «Архангела Михаила с деяниями» был поставлен в исследовании Гордеева Н. В. Всемирный потоп. Красный цвет Ангельского гематия накинутого поверх синего хитона, мягко перекликается с ярко оранжевой охрой крыльев. кн. собр., 1474/15, лл. Л. 49).
блгв. Позже, когда ученики и последователи Дионисия (в числе которых и его сыновья Владимир и Феодосий) будут старательно повторять находки учителя, легкость и свобода исчезнут изысканность и первозданность утратятся, все застынет и отяжелеет, свет угаснет исчезнет радость. 3:6-7). Его подход к церковному искусству состоял в том, что образы должны быть не богатые и пышно украшенные, но аскетические и прежде всего— духовно глубокие. 5).
И тогда в оболочке правды и под ее знаменем возрождается в ином виде то же самое зло и «последнее бывает горше первого». В высшей степени символическая композиция, выполненная в духе «великого Дионисия», не оставляет никаких сомнений, что средний ангел олицетворяет собой Святого Духа и такая же идентификация присуща клейму «Троицы» на кремлевской иконе. То, что у Даниила все эти события занимают «семьдесят седмин», т. е. 490 лет, означало, что «тысяча лет» у Иоанна – лишь условное назаание одного «дня Божия» ибо «у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 21, 1 Иов, 1, 6 Зах. Создана эта роспись около 1401 – 1404 годов.
Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. И сама история «прописки» Андрея Рублева в этом подмосковном городке почти детективная. князя Димитрия Ивановича тем самым позволяет «люботщателям иконного писания» лучше постичь творческий замысел преп. 7).
Троица. Почти одновременно с этим был возведен Благовещенский придел у Ю-В угла собора Св. Чин состоит из трех поясных икон: Спаса, архангела Михаила и апостола Павла. И состоял он не из семи икон, а минимум из девяти. Участникам той научной экспедиции 1918 года чрезвычайно повезло.
4. 703 об. -709 об. ). Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила. 2.
И все эти краски, как уверяют исследователи, Дионисий находил буквально под ногами, на берегу Бородаевского озера, в прозрачные воды которого глядится, как в зеркало, Ферапонтов монастырь. Если же под Христом здесь иметь в виду Михаила, все переносилось в будущее и можно было понять слова о его смерти в результате восстания Сатаны в конце «тысячелетнего царства». Срок изготовления от 10 дней. Такое строгое различение божественных ипостасей было детерминировано задачами борьбы с «жидовствующими» еретиками, которые использовали недостаточную разработанность иконографии Св.
Но и в этом пророчестве понимание «Христа» именно как Иисуса Христа приводило к полной путанице эпох и событий. 10, 9) и «Я есмь путь и истина и жизнь никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. Три отрока в пещи огненной. Борьба Иакова с ангелом.
Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя. 10), которая была написана по образцу свт. Они происходят из подмосковного Звенигорода, в прошлом центра удельного княжества. Они назывались в древнерусском языке «тороками» или «слухами» и обозначали свойство ангелов – достоянное слышание высшей воли, соединенность с вей. Архангела Михаила в митрополичьем Чудовом монастыре. М., 1995.
Эта роспись сегодня является единственным подтвержденным в летописных источниках памятником рублевского искусства. Троице и Евхаристии и прельстить неискушенных в вопросах православной догматики верующих. Упругие волны вьющихся волос, мягкие руки. На миниатюрах (илл. Однако, взгляд Ангела более резок. КЛЕЙМО 18 – «чудо архангела Михаила в Хонех». Ведь ни летописи, ни иные источники не дают никаких сведений об этом.
Оригинальная иконография Троицы с обращенным вправо (от зрителя) средним ангелом, как в клейме иконы «Архангел Михаил с деяниями», встречается также на псковских печатях XV в. Более того, на новгородско-псковских памятниках столь редкая иконография Троицы появляется уже в первой половине XIV в., в бытность пребывания на новгородской кафедре свт. О сознательной ориентации свт. В Лицевом летописном своде 60-70-х гг. вел. У Дионисия преобладает богородичная тематика.
Иногда приводится «диалог» и даже спор Сатаны с владыкой ада. Официальная версия гласила: под грудой дров в сарае. II, 4). Александр Македонский в толкованиях часто отождествлялся с «царем Греции» игравшим важную роль в апокалиптических пророчествах Даниила. Как сидел он на помосте над входом в храм и писал свою последнюю работу – образ Нерукотворного Спаса (таким запечатлела его миниатюра XVII века). 14, 6).
Преставление иконописца Андрея Рублева в Андрониковом монастыре. 1, 45), в этом же согласны все святоотеческие толкования. Имя иконописца московского Спасо-Андроникова монастыря преп. Через несколько лет, около 1410 года, судьба вновь приведет инока Андрея в Звенигород.
Как показывает настоящее исследование икона «Архангел Михаил с деяниями» создана по фундаментальной богословской программе с полемической целью противодействовать антитринитарной пропаганде еретиков-караимов и ныне по праву возвращена в наследие преп. Славословие, песнопение, ликование преображенной твари, аналогично тому, как это воспевается в задостойнике: «О Тебе радуется обрадованная вся тварь, архангельский собор и человеческий род, Освященная Церковь, Раю словесный, Девственная похвале из Нее же Бог воплотился». Отдельные сцены — «Благовещение у кладезя», «Встреча Марии и Елизаветы», «Брак в Кане», «Покров» и другие написаны им в свободной манере импровизатора, хотя формально никаких канонов художник не нарушает. 12, 5), который он держит в левой руке.
11, 1), как об этом исчерпывающе изложено в толковании св. 8. Что-то свежее, юное, утреннее пронизывает сам образ архангела, настроение, цвет.
Совершенно уникален резной по левкасу золотой фон средней части иконы («средника»). Далее говорится о тех, которые были «обезглавлены» за отказ поклониться «зверю» (т. Однако для той эпохи духовной жизни Руси актуальной была не тема «изгнания из рая», но тема «возвращения в рай».
Второй иконой «Звенигородского чина» стал образ Архангела Михаила. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое. Троицу. Позже, когда ученики и последователи Дионисия (в числе которых и его сыновья Владимир и Феодосий) будут старательно повторять находки учителя, легкость и свобода исчезнут изысканность и первозданность утратятся, все застынет и отяжелеет, свет угаснет исчезнет радость. «И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою.
XVI в. помещен цикл из 11 миниатюр иллюстрирующих «Вмале сказание о блаженнеи великои княгиги Евдокии, во инокинях Ефросинии», вошедшее в Древний летописец (БАН, 31. 7. 30, Лл. Сочетание исключительного мастерства с особой силой духовного видения позволило Рублеву подвести итог многовековым поискам и выразить в образе умонепостигаемое единство трех равных ипостасей Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, которое является совершенным прообразом христианского единения и любви: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. «Сказание о Куликовской битве» повествует о том, что Дмитрий Донской был «смирен человек и образ носил смиренномудрия», тогда как Мамай пошел на Русь «разгордев» по «наущению дьявола», «како разорить православную веру». Славословие, песнопение, ликование преображенной твари, аналогично тому, как это воспевается в задостойнике: «О Тебе радуется обрадованная вся тварь, архангельский собор и человеческий род, Освященная Церковь, Раю словесный, Девственная похвале из Нее же Бог воплотился». Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление.
Зеленый цвет напоминает майскую листву, а синий — апрельскую лазурь неба. Духа в иконе Святой Троицы. VII, 2-8). Он входил в число «соборных старцев», вместе с игуменом управлявших жизнью монастырской общины.
12, 31 14, 30 16, 11) «князем, господствующим в воздухе» (Еф. Изображенная здесь св. Рассмотрим содержание клейм последовательно.
Ангел поражает войско ассирийского царя Сеннахирима (Ис. Сергий благословил Дмитрия Донского на смертельную битву с татарской ордой Мамая. На рубеже XIV-XV вв. Однако на самом деле оригинальный текст свт. А сарай с «бесхозными» досками возник, очевидно, в качестве прикрытия факта изъятия.
Посылая с войском Дмитрия Донского монахов – воинов Пересвета и Ослябю, Сергий давал понять, что духовная война монахов-подвижников против «духов злобы» – явление того же порядка, что сражение с нечестивыми «содомлянами», как в то время на Руси именовали ордынцев. 12, 7-9). На фоне тонкого креста, раскинув руки в стороны изображен Иисус Христос. Эта разница объясняется не только тем, что Рублев был монахом, а Дионисий— мирянин (как известно, Григорий Палама ратовал за то, чтобы и миряне приобщались к исихастской мистико-аскетической практике), а той духовной ситуацией, которая складывается на Руси на рубеже XV-XVI вв. VII, 9). Лицевой иконописный подлинник.
Лицезреть иконы Звенигородского чина можно в Третьяковской галерее. Образ небесного покровителя св. Рублеву тут принадлежит авторство медальонов с мучениками Флором и Лавром. Примечательно, что именно одежды Бога Отца на иконе «Отечество» украшает клавий, что позволяет безошибочно идентифицировать левого (от зрителя) ангела в клейме «Св.
Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея. поют песнь Моисея, раба Божия и песнь Агнца» (Откр. Андрея Рублева известно во всем мире, в первую очередь, благодаря чудотворной иконе «Живоначальной Троицы», которая стала символом Православия.
Иконописец изобразил сцену казни жителей Иерусалима (Иез. В апокалиптическом контексте иконы этот сюжет может указывать на «обетованную землю», в которую, согласно Библии, Моисей так и не вошел. и Мневой Н. Е.
Одним словом, это состояние можно определить, как ликование. У Андрея Рублева Богоматерь обретает ангельские черты. Несмотря на то, что в XVI-XVII вв. Троицы при свт.
Но как они были найдены. также в Новгороде была написана для Георгиевской церкви четырехчастная икона (илл. Как и Троице-Сергиева, на восстановление которой у троицкого игумена ушло три года. У Дионисия образ Богородицы и нежен и величав одновременно: Приснодева и Царица Небесная превознесена выше всей твари, «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим». Евангелия относят это пророчество к Иисусу (Мф, 2, 6 Ин. Но именно эта деталь – «умолены были» – говорит о том, что творческий расцвет Рублева, зрелость его как иконописца остались позади.
Чудо в Хонех. Всему народу Божию, а тем более епископам, принадлежит и право и обязанность «рассуждения» и «различения духов». Рублев — мастер символического образа. 14, 28).
Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах. Через 2-3 поколения после Сергия и Рублева исихастский опыт претерпел значительные изменения и уже не оказывал сильного воздействия на духовное состояние русского народа. IX). Разрушение Содома и изведение семьи Лота. 17: 21).
Так, средний ангел, символизирующий Святого Духа, облачен в соответствущий красный хитон, в то время как правый (от зрителя) ангел изображен в зеленом гиматии, словно указывающем на земное естество, вознесенное Сыном к престолу Отца. Впервые вопрос о возможном авторстве преп. А в другом источнике Даниил назван учителем Андрея. Эти росписи отличаются поразительной геометричностью. Трудность снималась, если под этим царем понимался Михаил. В сказаниях этот дух упоминается неоднократно под именами: «владыка ада», «глубинный змей», «князь преисподней» и др.
Димитрия Донского – прп. Дионисий — последний колорист классической русской иконы. Борьба за тело Моисея. Троица», «Сретение» и «Евангелист Иоанн, диктующий Прохору», что осталось неясным для В. Н. Лазарева. Троицы.
Пророчество гл. Колену Иуды обещано, что из него произойдет «Примиритель и Ему покорность народов» (Быт. За века сохранилось немногое. А о Звенигороде – ни слова. Изображение Святого Архистратига Михаила окружают восемнадцать клейм — это самое полное собрание его деяний: Троица, собор архангелов и прочих сил бесплотных, пророчество Иезекииля о гибели Иерусалима, видение четырех зверей, борьба за тело Моисея, лестница Иакова, три отрока в печи огненной, явление Архангела Иисусу Навину, архангел Михаил изводит апостола Петра из темницы, явление ангела в облачении великого схимника преподобному Пахомию Великому, борьба Иакова с ангелом, разрушение Содома и изведение семьи Дота, ангел поражает войско ассирийского царя Сеннахирима, Всемирный потоп, наказание Навуходоносора, явление ангела во сне царю (предположительно Александру Македонскому), покаяние Давида и чудо в Хонех.
Состав росписи необычен, Дионисий начинает здесь новую для Руси традицию, которая будет после «тиражироваться» по храмам. И здесь Дионисию трудно найти равных. Это самая первая дошедшая до нас крупная работа прославленного мастера. Покаяние Давида. «Орнамент, видимо, здесь имеет определенный смысл, – пишет К. Г. Тихомирова.
Он кажется удивительно близким, лик его светел и кроток. Возможность личного Богообщения (реального обжения), согласно паламитскому учению о сущности и энергиях Божества и связанной с ним аскетической практике монахов-исихастов, служила для христианских подвижников залогом грядущего единства праведных с Богом в Царствии Небесном и делала особенно отчётливым образ ожидающего их небесного блаженства. Кто писал эти иконы – Андрей Рублев или Даниил Черный – пока остается загадкой. КЛЕЙМО 5 изображает «спор Михаила с Сатаной о Моисеевом теле» (Иуд.
После возвращения семидесяти учеников с «пробной» проповеди, Иисус говорит им: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. Ведь новый широкий деисус встал от стены до стены, закрыв те самые столпы с Флором и Лавром (отчего и были у ученых сомнения в принадлежности чина этому храму). Подобная тенденция станет характерна и для иконы «Живоначальной Троицы» преп. В «Житии» Сергия Радонежского, написанном Епифанием, приводится эпизод, подчеркивающий «особые отношения» Сергия с архангелом Михаилом. Феофановская Богородица также полна царского достоинства (Донская). Подробности уточняйте у менеджера магазина. То, что это прототип, а не подражание, видно уже из того, что некоторые композиционные открытия Рублева (например, круговая структура изображения) в этом клейме не использованы. Силуэт Иисуса вписан в круг, полукругом расположены апостолы.
Явление ангела в облачении великого схимника преп. Звенигородская крепость «агарянам» оказалась не по зубам (ее стены на высоких валах, обмазанные глиной и поджечь было нельзя). В 2005 году исполняется 600 лет первого упоминания о великом художнике Древней Руси Андрее Рублеве в современных ему летописных источниках: «В лето 6913 (1405)тое же весны почаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю». С этой точки зрения лиственный орнамент средника есть прямой символ «тысячелетнего царства» и Михаил выступает здесь как царь и защитник земного рая от сил зла: ему предстоит пасти народы «жезлом железным» (Откр. Нельзя не обратить внимание также на то, что на клейме «Троица» иконы «Архангел Михаил с деяниями» подножие левого (от зрителя) ангела – Бога Отца явно выше подножия правого (от зрителя) ангела – Бога Сына, как сказано в Евангелии: «ибо Отец Мой более Меня» (Ин.
СПб., 1905. Именно при этом архиепископе были изготовлены для притвора собора Св. Более ранняя датировка «Архангела Михаила» вытекает и из других соображений и признается большинством искусствоведов. Собор архангелов и прочих сил бесплотных. Для этого князь не пожалел и целостности фресковой росписи.
Без возможности судить о смысле и справедливости «указов высшей власти» не существует православной соборности. е. Антихристу): «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (20, 4) После окончания «тысячи лет» сатана освобождается, поднимает последний мятеж народов «Гога и Магога», которые уничтожаются «огнем с неба от Бога» (20, 9), после чего наступает всеобщее воскресение и Страшный Суд (20, 11-15).