Сальвадор Дали Девушка У Окна

Женская фигура у окна, Сальвадор Дали, 1925

В то время, когда Сальвадор считал себя художником-импрессионистом (таково его собственное определение), студенческое общество Фигераса организовало выставку живописи в фойе кинотеатра Эдисон. Повсюду толпы народа, крики, шум, смех. Но как резко — вдруг — меняется мир Гойи. Дом украшали цветами, целыми семьями приходили друзья — Мата, Льонки, Пичоты, Куси. Эти письма необычайно много говорят и о художнике и о поэте. Незамысловатость, на первый взгляд. Мама, тетушка и Лусия трудились не покладая рук.

Исчез мерцающий сумрак. Надо опустить их в кислоту и тогда глаза откроются. Фраза о матери была своего рода вступительным взносом Дали в товарищество сюрреалистов, а рассуждение о сардинке и погибшем друге — данью маске, которая все надежнее скрывала его лицо.

Женская фигура у 
окна, Сальвадор 
Дали – обзоры картин

Женская фигура у окна, Сальвадор Дали – обзоры картин

Из-за груды камней грозит своими клешнями морской рак. Сиротливое окно тоже имеет прототип. Он становился и фоном и небом белена, а под ним, словно по волшебству, возникали горы. Ана Мария жила одна, замкнуто, отрешенно, мало кого принимала, не давала интервью, а когда все же (считанные разы) соглашалась на встречу, говорила только о детстве и юности избегая вопросов о брате не из-за книги — другой реакции от него она не ждала. Входишь — и попадаешь в небольшой холл, в окнах — цветные стекла. Пора к морю — купаться.

Два больших дивана углом стоят по стенам. Исчерпав импрессионизм и академизм, педантично испытав кубизм на глубину испробовав все развороты плоскостей, Дали разуверился и затосковал по иному искусству — по старым мастерам, владевшим Тайной, по тому синтезу нового искусства и Традиции, к которому шел и Лорка, но другой дорогой. Сиротливое окно тоже имеет прототип. Любопытная деталь. Жизнь манила его и завораживала.

Сказано — сделано: сдергиваем скатерть, поднимаем чурбан, а под ним — целая куча крохотных игрушечек, только тем и замечательных, что достались они нам таким необыкновенным, таинственным образом. Брату было тогда четырнадцать, а мне — десять. И вот праздник наступил. Вот-вот заквакает нестройный лягушачий хор.

Эта дурацкая обувь — единственное, что омрачало лето и нам и взрослым. И потому я не боялась, что его кто-нибудь прочтет и не держала тетрадку под замком. Писал Сальвадор в ту пору в манере импрессионистов.

Мы навсегда запомнили горечь того дня. Они знали весь репертуар Каталонского Орфея (живя в Барселоне, они не пропускали ни одного концерта). Как нежен, как ласков этот легкий ветерок, вечный спутник заката. Дали не вел счета деньгам и, пока они водились, неизменно всюду платил за всех. Мы таили ее, гнали неотвязные мысли и старались не смотреть в глаза друг другу. Что же делали, запершись от нас, мама и тетя.

Репродукция картины 
"Девушка у окна 
 (Сальвадор Дали)"

Репродукция картины "Девушка у окна (Сальвадор Дали)"

Никакому воображению не под силу придумать этот волшебный морской мир. Игра света переходит в игру полутеней и цветов.

Герани, освещенные солнцем, огненной лентой окаймляют кобальтовую гладь. А ведь Дали — мальчик и юноша — дышал воздухом этой эпохи и вне ее атмосферы (скепсис, романтика и отрешенность, смешанные в равных долях) стал бы другим художником. Залив Росас и монастырь Сант Пере де Рода видно даже с галереи. На снимках — Лорка, Дали, гитарист Рехино Сайнс де ла Маса, сумасшедшая старуха Лидия, беседы с которой восхищали поэта, соседские дети и сама Ана Мария (благо уже был изобретен автоспуск).

Описание картины 
Сальвадора Дали 
«Фигура у окна»

Описание картины Сальвадора Дали «Фигура у окна»

Как здесь тихо зимой. Думается именно это натолкнуло меня на мысль рассказать все, как было.

Небо сияет солнечный луч высвечивает золотистую пыльцу. Если нагнуться, в заводи, в этой капле воды, увидишь свою жизнь, с трагедиями и радостями. Стрекочут цикады. По извилистой тропе он спускается с пробковой горы, но зато ноги его утопают в настоящем мхе.

Кадакес стоит у меня перед глазами. Сколько ни восхищайся собой, не обрадуешься, если без спросу печатают твои детские опусы и посягают на любимое, годами лелеемое детище — Великий Миф-Маску. Чем больше девушка будет узнавать, тем более наполненной станет комната.

Оркестр идет впереди. На небе за ветвями платанов, раскинувшимися над бульваром, видны звезды. Из этой затеи ничего не вышло, зато дома у нас эти сарданы звучали часто. Мавританской чалмой завита раковина с пурпурными разводами. Как прочен его мохнатый колючий стебель.

В глазах его персонажей, ясных и проницательных, бушует буря или таится печаль. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Вообрази, что я решил бы жениться. Но после и особенно теперь, когда прошло столько лет, когда мне и самой уже непонятно, что это было, — что я могу объяснить другим. В праздники дома царило оживление.

Стены обили холстом и верхний его край Сальвадор украсил великолепной виньеткой — гирляндой из голубых цветов, оплетающей корзины с фруктами. На последней странице ее воспоминаний тот мир рушится невосстановимо и вдруг — без эпилога.

Один взгляд на гойевский гобелен просветлит ваше сердце и наполнит его покоем. Влияние этой семьи на Сальвадора было явным, сильным и благотворным. Почему нам, понятно: сорок раз на день парусина намокала и родители то и дело тащили нас в дом менять обувь и носки.

Чуть подальше крестьянин, тоже в каталонском наряде, тащит вязанку хвороста. Великолепное зрелище — как цветной сон, приснившийся ребенку. Но вот все замолкают, танцоры выходят на площадку, звучит музыка и летнюю ночь наполняет мелодия.

Соловьиные трели. На краю поля — белый пушистый ковер из маргариток. Если кому-нибудь захочется уточнить биографические данные упомянутых мною людей, лучше всего обратиться к Словарю Верхнего Ампурдана, составленному Карлесом Вальесом. Огромные, отливающие всеми цветами радуги, они разлетаются — только успевай глядеть по сторонам, как парят они в воздухе, отражая скалы, небо и море, парят и лопаются, забрызгивая нас мыльной пеной. Кажется, цветы растут прямо из камня, так глубоко вкопаны в гальку горшки. Непритязательные домашние снимки и письма в пожелтелых от времени конвертах: чуть выцветшие чернила и яркие цветные рисунки — натюрморты, виньетки, ноты, маски (Лорка любил украшать письма рисунками).

Женщина у окна – 
Сальвадор Дали

Женщина у окна – Сальвадор Дали

Отсутствие человеческой личности потрясающе гармонирует со светлыми тонами картины. Мадонна в зеленом платье с широкой золотой каймой чуть заметно улыбается. Жилось нам в ту пору и хорошо и спокойно.

За нею, в столовой, в маленькой нише — статуя Пресвятой Девы стиля барокко. На скалах, как крохотные изваяния, застыли ящерки, греясь на солнце. Но вместе с тем его картина Святое сердце вызвала нежелательные личные последствия. В этом произведении, как и в известных «Женщине у окна в Фигерасё» и «Сидящей девушке», показана она со спины и вот таким образом лицо ее скрыто эта особенность, характерная для этого периода творчества Дали, в последствии превратилась в предмет различных психологических интерпретаций. В таверне выступали с концертами И. Альбенис, Э. Гранадос, Э. Морера. В сумерки всегда грезишь о несбыточном.

Леонардо работал неустанно и радостно. Дюрер создал свое, новое искусство. И о том, что жить ему оставалось меньше года. Одна целиком отдана книгам.

По картине Сальвадора 
Дали Фигура у окна

По картине Сальвадора Дали Фигура у окна

А еще – хрупкостью и загадочность. По утрам нас целиком занимали игрушки и переводные картинки, зато, едва темнело, мы искали приюта и ласки. У реки будут пастись белые гуси, за ними пусть смотрит пастух в берете.

Правда, Жозеп Пичот бросил юриспруденцию ради парковой архитектуры и не закончил курс. Во время учебы в Королевской Академии изящных искусств, в 1925 году Сальвадор Дали пишет одну из самых совершенных картин того периода творчества — «Фигура у окна». И в створках, между перламутровых пластин трепещет розовая живая плоть.

О детстве и юности, родителях, бабушке, няне, соседях-музыкантах, общение с которыми помогло молодым Дали понять, что такое искусство. Наверху, в комнате твоего брата, со стены смотрит святой. С братом они не виделись (если не считать двух мимолетных встреч, не доставивших никому радости) с тридцатых годов и прожили последние сорок лет в одном — крохотном — городе, не желая даже слышать друг о друге, — и что же.

Птицы вьются над полем и воздух звенит от песен. Он окутал пейзаж, как снег иногда засыпающий город. Книга сестры привела Дали в бешенство и его можно понять. Мы же заранее припасали мох и песок — и на глазах возникал настоящий пейзаж.

Этот дом всегда вспоминается мне таким — словно я и не видел его днем. Долго это оставалось тайной. То, что он сам написал об этом в Тайной жизни, предельно далеко от реальности. Все эти картины написаны художником в одной интонации, они изображают модель со спины. Тени вытягиваются.

Сальвадор Дали "Девушка 
у окна"

Сальвадор Дали "Девушка у окна"

Бархатным мшистым ковром покрыты прибрежные камни. Вдалеке голосит лягушачий хор. Мой дневник был совсем другого рода. И пока песня пелась, у нас от умиления и счастья влажнели глаза. Стена, сложенная из каменных глыб, уже кое-где поросла рыжими подушечками мха. Нас было не оторвать от берега — во все глаза глядели мы на неприметную жизнь, открывшуюся нам на мелководье и только стук зеленой двери заставлял нас обернуться: это мама выходила на террасу.

Однако именно отсутствие личности на картине создает удивительный эффект настроения. (Сейчас он принадлежит его племяннику Рамону Пичоту, тоже художнику, великолепному портретисту. ) Известно, что в этой мастерской бывал Пикассо, когда приезжал в Кадакес. Здесь, в мастерской, брат и работает с утра до вечера.

Полки завешены той же серой холстиной. На Праздник Креста Господня здесь устраивают ярмарки. знаменитой компании из Четырех котов. И в стихах — ни исповедей, ни признаний. Есть их надо на солнцепеке.

Вот два поколения, которым разница в возрасте не мешала совместно и плодотворно работать. Были в истории этой дружбы свои высоты и расхождения, были ссоры исповеди, пирушки, блуждания по ночному Толедо, общая работа для театра, шутовские выходки — маленькие спектакли и даже абсолютно детские игры (о которых рассказала в своих воспоминаниях Ана Мария). В 1916 году, когда мой брат (ему только-только исполнилось двенадцать) делал первые шаги в мире искусства, Фигерас был открытым городом, светлым, свободным, обращенным к миру, готовым воспринять всяческие нововведения и открытия. Как причудливы и таинственны в сумерках ветви эвкалиптов.

Или не хочет их замечать. Ее фигура уже встречается в написанных ранее сюжетах «Сидящая девушка», «Женщина у окна в Фигерасе». В итоге отец стал неким воплощением зла, а мать напротив – символом добра. Ей подошло бы название Аллегория мира. Фигерас сияет огнями.

Она жила у нас в доме еще с тех пор, когда мама только-только отняла Сальвадора от груди. Упомяну имена тех, кому Фигерас обязан своим культурным расцветом. Вместе они учились в школе, затем на юридическом факультете. О многом заставляет вспомнить это лицо.

Чуть дальше спрут распустил веер щупалец с присосками. Однако именно отсутствие личности на картине создает удивительный эффект настроения. Прощаясь, солнце золотит оливы и горную гряду Пани. Розовые клеверные цветки, распускаясь, не сразу хорошеют.

Весенний луг. Он вечен и вечно нов — вот секрет его совершенства. В памяти моей ты — лучшее из воспоминаний.

Описание картины 
«Фигура у окна»

Описание картины «Фигура у окна»

Во время учебы в Королевской Академии изящных искусств, в 1925 году Сальвадор Дали пишет одну из самых совершенных картин того периода творчества — «Фигура у окна». Им нужно время, чтобы расправить лепестки, набрать цвет и засиять во всей красе. Все остальное — в точности как живое. Ведь в них не только мелодия, но и слова хороши.

А мама смеется: Да ты, оказывается, еще растешь, Федерико. Проработав весь день, можно и отдохнуть. Ночь накануне праздника называется двенадцатая ночь. О чем только ни писал он друзьям и как ни доверителен тон этих писем, то, что мучило его, не сквозит даже между строк. Легко угадать, кому ее присудили. Эта книга — не для любителей сенсаций и скандальных последних известий.

Дали Сальвадор (Девушка, 
стоящая у окна)

Дали Сальвадор (Девушка, стоящая у окна)

Одиночество научило ее решимости и молчанию. У самой кромки воды по гладкой поверхности камня проложена полоска мха. Мама сама выкормила нас обоих — кормилицы у нас не было. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.

А каждый четверг город шумел ярмаркой — сюда со всей округи съезжались крестьяне. Мама с тетей пели для нас народные песни. Галерея ведет на террасу, но здесь вместо каменных балясин железные прутья и перила.

Аватар Девушка у 
окна / Сальвадор 
Дали

Аватар Девушка у окна / Сальвадор Дали

Здесь вся серия издательства Гованс и журналы по искусству. Не только нас — в таких же ботинках мучились все окрестные дети. Я, конечно же, в первую очередь имею в виду моего друга Федерико Гарсиа Лорку. Он и сейчас стоит у меня перед глазами, залитый лунным светом. Все ближе барабанный бой.

Нашу няню звали Лусия. Зрители не видят её лица, но каждый может почувствовать её желание двигаться вперед. Искал — и не находил.

Сальвадор Дали, 
«Фигура у окна»

Сальвадор Дали, «Фигура у окна»

Котик с удовольствием попробовал всего понемножку и исчез под кроватью. Прилежнейший из учеников, он с ледяной невозмутимостью мог известить профессора истории искусств на экзамене (. ) о его — академика. Вечером мы гуляли по окрестностям Кадакеса, а надо сказать, пейзаж этих мест поражает разнообразием, так что Сальвадор в каком-то смысле и тогда продолжал работать: впитывать новые впечатления.

История их дружбы драматична. Чем больше девушка будет узнавать, тем более наполненной станет комната. Кадакес завораживал нас. Кухарка уйдет на танцы, а память моя усядется в кресло. Более полувека о дружбе Лорки и Дали почти ничего не знали из первых рук. На высоких колесах она кажется огромной.

Белый величественный силуэт на темном небе, усыпанном звездами. Их и достаточно. Тревога холодными пальцами уже сжимала нам горло, леденила сердце. Да и как иначе. Девушка стоит, облокотившись на подоконник, смотрит на пейзаж снаружи.

Репродукция картины 
Девушка у окна (Сальвадор 
Дали)

Репродукция картины Девушка у окна (Сальвадор Дали)

Рассказ Аны Марии о том памятном лете безыскусен, печален и светел. Об этом свидетельствуют многочисленные и по сути своей блестящие публикации тех лет. Силуэт церкви, обрамленный ветвями, четок, как на старинной гравюре. Она — о другом. Зимой он с женой Анжелетой жил в Фигерасе, а летом, как и мы, в Кадакесе. Все было иначе — с точностью до наоборот.

Обычное вечернее занятие — прогулка в оливковую рощу. Ана Мария не стала тенью Дали, хотя готовила себя именно к этому. Рождество было у нас в доме главным праздником. А Лусия нянчила нас и не упомянуть о ней, рассказывая о детстве, просто невозможно. Блестящие медные нити струятся по серому камню. Закат золотит ухоженное поле, высвечивая четкие силуэты олив.

Комната как замкнутый мир, который она хочет расширить. Рамонет завел себе эту мастерскую, как только Пичоты приехали в Кадакес и работал в ней до тех пор, пока не закончилось строительство дома на Са Конка. Этот занавес-задник прикрепляли к стене. Шум и гам не смолкали до самого вечера.

Описание картины Сальвадора Дали «Женщина у окна»

За ним — королевская свита. В испанских деревнях белен обычно мастерят дети. Это из-за них морской мир кажется волшебным, нездешним. Пламенея, колышутся алые маки.

Что же до остального, то прочее переменилось к лучшему. Ласточки кружат над озером, садятся на берег и, опуская клюв в море, пьют — по воде расходятся крохотные круги и облака, отраженные водной гладью, чуть заметно подрагивают. Сколько зеленых сердечек.

Но, в то же время, присутствие некой загадки есть в картине. Розовый сумеречный свет скользит по серому камню — и муравьиных верениц уже не видно. Как любили мы с братом смотреть на нее, когда она их кормила — изо рта в клюв. Его картины впитали особенный свет Кадакеса.

Мне и сейчас трудно провести грань между ними и жизнью. В этом произведении, как и в известных «Женщине у окна в Фигерасё» и «Сидящей девушке», показана она со спины и вот таким образом лицо ее скрыто эта особенность, характерная для этого периода творчества Дали, в последствии превратилась в предмет различных психологических интерпретаций. С какой нежностью я вспоминаю каждую его черточку. И я никогда не отказываю себе в этом удовольствии. Хотя бы потому, что, когда они дружили, Дали-сюрреалиста еще просто не существовало. Но вот наконец запели трубы, это военный оркестр полка Сан-Кинтин открывает шествие.

Изредка не потому, что он избегал печали. И еще такая, неприметная постороннему взгляду подробность. Звезды отражаются в глубинах ваших зрачков. Это их подстерегают чайки, замершие на волне. Все его знания и умения выплеснулись на это полотно.

Она была любящей женой и непоколебимой католичкой. Наш новый дом в Фигерасе оказался больше и куда роскошнее старого. Потом ничего не было. Леонардо, как и полагается человеку Возрождения, страстно любил жизнь и всякое знание.

Повозка, придуманная Сальвадором, оказалась довольно сложным сооружением. Она стоит босиком на полу, как ребенок, который чувствует связь с родительским домом. С террасы открывается вид на просторную площадь, а за ней вдалеке — море. И когда я смотрю на рисунок, то лето заново встает у меня перед глазами. Но жизнь в доме шла как прежде, своим чередом.

Его творения божественны, в них властвует дух. И вот в углу столовой появлялся белен — картинка Рождества, целый мир в миниатюре. Пылающий закат. Душа человеческая смотрит на нас с полотен великого Эль Греко. Картина «Девушка у окна» была показана Сальвадором Дали на первой персональной выставке художника в галерее Дельмо в Барселоне. Из-за нее вид из окна напоминает старинную гравюру. И находили — у мамы и тети.

Аватар Девушка у 
окна / Сальвадор 
Дали из альбома

Аватар Девушка у окна / Сальвадор Дали из альбома Девушки, парни, пары, дети, аниме

Гений места — родительского дома, Фигераса, Кадакеса и Орлиной скалы — и гений моря живут на страницах ее мемуаров. Тихо проплывают медузы — призрачные, прозрачные. В городах, начиная с XIX века, белены чаще покупают на ярмарках (если не целиком, то отдельные расписные глиняные фигурки). Когда-то при ней была типография. Всеми силами души Дали противился влиянию Лорки, которого воспринял как олицетворение беззаконной стихии, первозданного животворящего хаоса. Только, может быть, в Сонетах темной любви он сказал больше, чем хотел. Так вот и сижу я у вас в гостиной, сеньорита Ана Мария.

Причем в начале предпочитал темные тона, но со временем перешел по преимуществу к светлым. Белен (от Вифлеема) — подобие игрушечного театрика изображающего Рождественскую ночь: пещера в горах, ясли с младенцем Иисусом, Святой Иосиф, Богоматерь, животные и Три Короля (или пастуха), пришедшие поклониться новорожденному. Потом брали палку (в этот день она становилась волшебной палочкой) и колотили по пню изо всех сил, требуя подарки.

  • Юная девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов своего целомудрия
  • Страница не найдена (ошибка 404)
  • Указывать местоположение в твитах
  • Одна из моих любимых картин Дали

Цикады неистовствуют в зарослях ежевики издалека доносится мерный плеск весел. Вы и представить себе не можете, как много мне дало общение с ними. Их приветствовали все — от мала до велика.

Юная девственница, 
предающаяся содомскому 
греху при помощи

Недрогнувшей рукой зачеркнута целая жизнь. Он не знал материальных забот и мог свободно развивать свои способности. Конечно же, не зря он дал этим мемуарам подзаголовок Воспоминания о том, чего не было.

Автор полотен, оцененных в миллионы, учеником был довольно слабым. Перебирая камушки, можно отыскать глаза, но разбудить — нельзя. Лето. Ее фигура уже встречается в написанных ранее сюжетах «Сидящая девушка», «Женщина у окна в Фигерасе». Там не было долгих монологов, признаний и тайн. — профессиональной несостоятельности.

А потом обязательно сморит сон, да такой сладкий, с удивительными цветными снами. В море и на лугу и в роще одни чудеса. И кажется, весь город радостно вторит ритму военного марша. У крестьянок в руках кувшины — они ведь пришли за водой. Все витрины любовно разукрашены к празднику и просто ломятся от игрушек. Фигуру женщины, стоящей у окна и глядящей вдаль, Дали писал со своей сестры, Аны Марии. Как сияют их мантии, усыпанные драгоценными камнями.

Стебли так тонки, что издалека их не видно — и цветы похожи на порхающих бабочек. Жозеп дружил с моим отцом с раннего детства. Впрочем, у нас дома я не видела потухших глаз. Там картину заметил Пабло Пикассо, он восхищался ею.

Как они величественны. И на следующий день уехали в Кадакес, а когда вернулись, началась другая жизнь. Кладем мыло в воду, ждем, когда кусок размылится и начинаем выдувать пузыри. Но вот закатное пламя гаснет.

Брат согласился с отцовским планом. А рядом с другими картинами великого мастера, я бы еще назвала ее – трогательной. Прошу вас, не смейтесь над моими словами. У меня давно нет брата. За этим столом, точнее, прямо на нем Сальвадор впервые что-то нарисовал. То же ведь и с людскими глазами: иные кажутся выцветшими, потухшими и только невзгоды, как жгучее лекарство, смывают налет — и в глазах начинает светиться душа. Еще тогда кумирами юного художника стали Веласкес, Эль Греко и Гойя — Дали начал серию с тех, перед кем будет преклоняться всю жизнь.

Они полностью описывают картину. С точки зрения реализма, картина «Фигура у окна» является шедевром. У порога высится эвкалипт — можно отдохнуть в тени. Сам себя не узнаю. Трудности, которые ему приходилось преодолевать, были не материального, а духовного плана. Она в ожидании перемен, которых с нетерпением ждет и боится. В этот год в Фигерас и Кадакес впервые приехал Федерико Гарсиа Лорка. Эти мгновенья, запечатленные душой, я вновь и вновь узнавала на полотнах брата. Музей строился более 14 лет.

Сердцу моему нужен сад и все такое прочее. Отсутствие предметов – это начало познания и накопления опыта. Но о себе — только о себе — она не сочла нужным писать. — слышишь, кажется, голос Вивьен Ли — леди Гамильтон: Потом. Были в этой драме и другие действующие лица: отец Дали, полюбивший Лорку как сына, сестра — Ана Мария (Я не видел девушки красивее ее — никогда, — напишет Федерико родителям), сумасшедшая старуха-рыбачка Лидия изрекавшая афоризмы, которые потом становились названиями картин Дали и даже — согласно канонам античного театра — хор. Над ними, у самой поверхности воды снуют стайки серебристых рыбок.

В тростниках заливается лягушачий хор. Было больно видеть, как он выворачивается наизнанку — и хохочет. Лусия — само спокойствие и доброта. Он постиг многие науки и за все, что делал, принимался с воодушевлением и наслаждением.

Вот это был праздник. Эти качества позволяют окончательно сформировать отношение к работе. На листьях мяты примостились божьи коровки. Эти картины вошли в мою плоть и кровь и порой мне трудно отличить искусство от жизни.

В его маленьком магазине и сегодня живут тени прошлого — тени великих. Магический реализм поражает нас своими масштабами и скромностью в одном флаконе. Небо темнеет.

Уже вечер. Пейзаж Кадакеса, лучший на всем свете. Представьте себе, все мы — и те, кто ежевечерне прогуливался по бульвару и те, кто проводил вечера в кафе и те, кто входил в городской совет и даже те, кто только еще учился. Они — плоть от плоти этой земли (а надо сказать, Каталония всегда ощущала свою особость и значимость в культуре полуострова и в начале века это чувство стало почти болезненным).

Он был, что называется, не от мира сего. Но в этой печальной и светлой книге привкуса горечи нет. Может, потому Господь и послал нам тетушку — чтоб ласки хватило на двоих. На стенах картины, за окном — море и мыс Креус с башней. Лорка улыбнулся в ответ — простодушно, по-детски.

В испанских народных песнях (а Лорка был редкостным знатоком фольклора) девушка по обычаю дарит пошитую ею рубашку жениху. Зеленые лягушки (оказывается их спины похожи на человечьи) укрылись на берегу в комьях водорослей, а иные — в воде: торчат только лупоглазые головы и из уголков необъятного рта выплывают пузыри. И даже если сестра и отец в конце концов поняли это, простить было почти невозможно. Помню ее черные волосы, уложенные крупными волнами, — они сильно блестели на солнце, отливая глубокой, темной синевой помню ее лицо — тонкие черты, улыбку, щеки, тронутые утренним румянцем. Мать Сальвадора также была типичным представителем своего класса.

И в ответ на неизбежный недоуменный вопрос всякого читателя: А потом. Ана Мария и Федерико встретились только спустя семь лет — в Барселоне, на премьере Йермы. А вот наконец и сами Короли, властители восточных земель. Помните.

Могучая, таинственная сила зовет пчел к цветам и они разлетаются из улья. Чуть дальше — клеверная лужайка. Нарисовал же он на столе тех самых целлулоидных лебедей, которых сам же и растерзал. Замечательное зрелище.

Как-то раз, вечером, так похолодало, что о прогулке нечего было и думать. Вот оно, самое спокойное место на свете. Оттуда из рощи, Кадакес выглядит абсолютно иначе. Должно быть, не случайно легендарному персонажу, предмету национальной гордости многие предпочли эту молчаливую женщину, рядом с которой пережили войну (из тюрьмы, где Ана Мария провела неделю, она вернулась в разрушенный родительский дом полубезумной, если верить тому, что Дали написал в Тайной жизни). Комната как замкнутый мир, который она хочет расширить.

Полдень. Кажется, ей удалось спастись — укрылась за белым камнем. Один миг длится их радужная жизнь — миг и не остается ничего, только память о чуде. (А во всем таком прочем столько поэзии и новизны. ) Есть и еще одна неожиданная фраза в письмах Лорки той поры: Впервые пишу любовную лирику. У брата же, кроме того, так и не выпали два нижних передних молочных зуба, остальные благополучно сменились.

И вспоминаю. Их крылышки отсвечивают на солнце зеленовато-золотым отливом. Доказано, что эта рама срисована с той, что находится в доме Дали в Кадакесе. Этот столик смастерили специально для нас (брату было шесть лет, а мне два года). Это Лусия мастерила их из пробки и расставляла на доске, за этим и вытащенной из кладовки. Покой и свобода – вот те слова, что приходят, когда смотришь на нее.

Но фрески и офорты измучат душу — их выморочный мир ужасает. Он, как всегда, у себя за столом и успевает все — вести дела и продолжать диалог. Фигуру женщины, стоящей у окна и глядящей вдаль, Дали писал со своей сестры, Аны Марии. Белым снежным облаком опускается на зеленое поле миндальный цвет.

В их глазах — тайна и неземной свет.

Нестерпимо тяжело было видеть ее пустой — без клеток с птицами, жасминов и лилий. Они мгновенно подружились и Питер для скрепления союза решил подкормить нового приятеля. Скоро сумерки. Праздник Трех Королей — иначе Эпифания, Пасха Королей или Короли-Маги: Праздник заканчивает католический святочный цикл (священное двенадцатидневье) и празднуется шестого января. Все с нетерпением ждут. Точнее — необъяснимым.

Но если б не Сальвадор (в этом я абсолютно уверена), на этот чудный фонарик никто бы и внимания не обратил, так он был прост, непритязателен и трогателен. Больше всего мы любили играть в пещеры. Сейчас в этом зале расположилось кафе Кинематограф. Я еще упомяну об этом, когда речь пойдет об участии в культурной жизни города моего брата (о чем, кстати, нынешнее молодое поколение и не подозревает). Мы долго стоим как зачарованные. Казалось и не было тех семи лет — пишет о том вечере Ана Мария.

Столик вырезали из цельного куска дерева и сделали выемки для ног, чтобы было удобно сидеть. Эта картина приковала внимание Пикассо на барселонской выставке в галерее Дельмо. Развязка трагедии, подкравшейся так незаметно, коварно и тихо, приближалась.

В Кадакесе мы дружили с Пичотами — семьей известных музыкантов и художников. — Три Короля. По меньшей мере лет десять во всяком интервью он поминал всуе сестрины мемуары, меняя регистры — от негодования и угроз до демонстративной жалости, но Ана Мария не вступила в полемику.

В гостиной — никого. Кажется, что фигуры на гобеленах Гойи танцуют — так зрима неслышная музыка, диктующая им движенья. Улицы сияют огнями.

В юности я вела дневник, но совсем не такой, какой ведет большинство девушек. И хотя там тоже была галерея, мы постоянно вспоминали другую. Осталось только расставить фигурки. Конечно, о брате, но не только. Дело в том, что есть морских ежей надо, едва они выловлены, прямо на берегу, причем самые вкусные ежи водятся у мыса Креус.

Стиснутые бутонами, они рождаются мятыми, тускловатыми. Мама уже не видела ни этого шествия, ни повозки, придуманной и расписанной Сальвадором.

.