Сандро Боттичелли Весна Описание Картины

Описание картины Сандро Боттичелли «Весна»

И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.

А с правого края художник изобразил и себя. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом.

Весна картина Сандро 
Боттичелли

Весна картина Сандро Боттичелли

Дерево, темпера. Она показана простой, тихой и скромной. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Флоренция.

Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Всё изменила вечная весна. Движение в картине устремлено справа – налево. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.

Описание картины 
«Весна (Примавера)»

Описание картины «Весна (Примавера)»

Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Но это не единственное повторение в картине. Она обернула к нему испуганное лицо, а руками касается третьей фигуры, будто просит защиты.

Такие подарки были в то время обычным явлением1. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.

Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погруженная в созерцание Меркурия. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Фигуры расположены волнообразно. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.

Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. вы можете запросить все в системе с коробкой. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация).

В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). изящное движение рук Венеры, сплошь усыпанное цветами платье Флоры, рождается очарование одной из самых прекрасных картин итальянского Ренессанса.

Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Взгляды и жесты большинства фигур разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение по инерции еще продолжается, а внимание уже переключается на новый предмет. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Но давайте попробуем. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле.

Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника.

Скрытая символика 
картины Сандро Боттичелли 
«Весна»

Скрытая символика картины Сандро Боттичелли «Весна»

Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня.

Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).

Другие картины Сандро 
Боттичелли

Другие картины Сандро Боттичелли

Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира.

Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. А с правого края художник изобразил и себя. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции.

Влево от него убегает испуганная нимфа, касающаяся руками третьей фигуры, будто прося у нее защиты. Меркурий пытается освободить пространство от движения ветра и жизни, от сексуального влечения мужчины к женщине. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке.

Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Композиционно полотно делится на три части.

Описание картины 
Сандро Ботичелли 
«Весна»

Описание картины Сандро Ботичелли «Весна»

Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. От его полета согнулись стволы деревьев. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня.

Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти.

Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Происхождение картины несколько туманно. Она стала богиней в пышном одеянии. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году.

В 1537 она была перевезена в Кастелло. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.

Галерея Уффици. Сандро Боттичелли. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas).

Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Такие подарки были в то время обычным явлением. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.

Весна (картина Боттичелли) 
— википедия фото

Весна (картина Боттичелли) — википедия фото

В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада.

Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.

Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Картина висела над софой, называемой летуччо. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. И как поэтично показано превращение. В период с 1475 по 1480 год появилась лучшая по мнению многих картина Сандро Боттичелли – Весна. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.

Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Италия.

Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. На самом деле это несколько противоречит истине. Зефиром. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем.

В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).

Реферат Весна (картина 
Боттичелли)

Реферат Весна (картина Боттичелли)

«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.

В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Каково же содержание картины. Такие подарки были в то время обычным явлением.

В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Учитывая то обстоятельство, что в 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). И если бы деревья, заполняющие фон картины, не расступались вокруг нее полукруглым просветом, показывая, что здесь смысловой центр картины.

В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.

В 1537 она была перевезена в Кастелло. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия.

Список флорентиек, 
возлюбленных братьев 
Медичи, предположительно

Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных в картине

Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».

Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Композиционно полотно делится на три части. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.

Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую.

Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.

А май считался не только концом весны, но и началом лета. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Популярность мастера подарила ему возможность изобразить другие мифологические сюжеты, которые, кстати изначально не были предназначены для демонстрации большой аудитории и создавались специально для заказчиков. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.

А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. От его полета согнулись стволы деревьев. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Исследователи предложили несколько толкований.

Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Философские версии связаны с неоплатонизмом. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление.

Список флорентиек, 
возлюбленных братьев 
Медичи, предположительно

Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных на картине

Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Каково же содержание картины. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).

«Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель.

Весна (картина Боттичелли) 
Информацию О

Весна (картина Боттичелли) Информацию О

В 1815-м она попала в галерею Уффици. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Картина висела над софой, называемой летуччо.

Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо.

  1. Картина Весна, Сандро Боттичелли
  2. «Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения
  3. Картина Боттичелли «Весна» – одно из самых удивительных произведений живописи
  4. Сандро Боттичелли Описание Картины Весна
  5. История одного шедевра: «Весна» Боттичелли
  6. Сандро Боттичелли Весна Описание Картины

Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Но, это неединственноеповторение в картине. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).

О том, как весной расцветает природа. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой.

Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры».

  1. ЗСандро Боттичелли Весна Описание Картины
  2. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  3. Сандро Боттичелли: Весна – красота искусства в его смысле
  4. Самое интересное в виде мозаики
  5. Словари и энциклопедии на Академике
  6. «Это диалектика любви, воплощенная в движении»
  7. «Гимн живому человеческому влечению»

Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Выше: что вы искали. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.

Другие считают, что Меркурий – это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Она не просто богиня любви и красоты. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Философские версии связаны с неоплатонизмом.

  1. Обо всем, что нравится женщинам
  2. Общееколичествопросмотровстраницы
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  4. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Возрождение. Сколь приятна для любования. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.

Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам.

Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Картина висела над софой, называемой летуччо. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.

Картина Весна, Сандро 
Боттичелли

Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Таким образом, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Все три фигуры символизируют первый месяц весны ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом.

В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). На темном фоне апельсиновых деревьев светлые фигуры персонажей в нежных струящихся одеждах выглядят особенно притягательно их лица и внешний облик, несмотря на божественную принадлежность, очень земные, трогательные. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение.

Умер Боттичелли в безвестности. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани.

Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры.

Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.

Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Движение в картине устремлено справа – налево.

Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен.

Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Но давайте попробуем. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.

Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Жест заботливый, опекающий. Меркурий (слева) нарциссически красив. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры.

На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие.

Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция.

«Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Утверждается, что деревья в саду – это mala medica, ожерелья на Харитах – цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики.

Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце.

Месяц считался концом весны и началом лета. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.

Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики.

Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Философские версии связаны с неоплатонизмом. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.

Движение в картине устремлено справа налево. Её основную роль на картине можно определить по тому, что Венера стоит в центральной части отдельно от всех. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). От его полета согнулись стволы деревьев.

Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Над богиней парит Амур. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.

Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Неоплатоники, с идеями которых Боттичелли был хорошо знаком, наделяли Венеру самыми высшими достоинствами – умом, благородством, милостью и отождествляли с Гуманностью, что было синонимом культуры и образования.

Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья).

«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Душа ее и мысли есть Любовь и Милосердие, очи ее – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность, а в целом же – Умеренность и Честность, Приятность и Величие, о, дивная красота. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.

Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.

Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. В 1815-м она попала в галерею Уффици. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»).

Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. В линиях контуров и складок преобладают диагонали, поднимающиеся влево и почти нет горизонталей. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.

Картина написана на основе древнеримской мифологии. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия.

Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Философские версии связаны с неоплатонизмом.

Зефиром. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи.

«Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис.

Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. О том, как весной расцветает природа.

У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах.

Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Она стала богиней в пышном одеянии.

Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» — охранником самой весны.

Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). В своем полотне художник зашифровал философию неоплатоников идеи которых активно поддерживал. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Такие подарки были в то время обычным явлением.