Серебрякова Автопортрет
Автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Серебряковой, наряду с картинами «Баня» (1913, ГРМ), «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ). Автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Серебряковой, наряду с картинами «Баня» (1913, ГРМ), «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ)13. «серебрякову видел – Автопортрет у зеркала – очень милая, свежая вещь», – писал в одном из писем 1910 года Валентин Серов.
Молодость, счастье, радость и душевная чистота – все это можно увидеть в прекрасной картине З. Серебряковой «Автопортрет. Три работы Серебряковой — автопортрет «За туалетом», «Зеленя» и «Молодуха» (портрет Марии Жигулиной)— были приобретены с выставки Третьяковской галереей.
10 автопортретов Зинаиды Серебряковой — самой важной русской художницы
Вчера мы сорвали первую зацветшую ветку вишни и черемухи, а скоро весь сад будет белый и душистый за эту ночь (шел теплый дождичек) весь сад оделся в зелень, все луга усеяны цветами, а поля ярко-зеленые, всходы чудесные. Захотелось запечатлеть то счастливое состояние, в котором пребывала. Диспропорция растущего существа, этакий человечий «щенок» с большими лапами — он знает, что будет огромной собакой, а пока ему некуда деть их.
Еще два абсолютно замечательных исчастливых портрета ввосточных тюрбанах. По словам искусствоведа Валентины Князевой, это произведение «чарует своей световой насыщенностью: кажется, что и фигура женщины на переднем плане и натюрморт и фон не только залиты светом, но сами излучают его». Сдержанный колорит портрета также оставляет его в «рамках» трёхмерной живописи реалистических полотен, а сочетание плоскостей и объёмов примиряет его с парадоксами нового стиля».
Браслет на руке ясности не добавляет – это универсальное украшение. Она получила большой гонорар: денег хватило на путешествие с детьми в Марокко. За туалетом» в середине февраля 1910 года был представлен в Петербурге на VII выставке Союза русских художников. Всего лишь несколько дней с семьёй.
- Зинаида Серебрякова, За туалетом: описание картины
- Шедевры живописи Зинаиды Серебряковой
- Описание картины Зинаиды Серебряковой «Автопортрет с двумя дочерьми»
- Сочинение по картине Серебряковой Автопортрет с двумя дочерьми
- Зинаида Серебрякова, «За туалетом» : краткое описание картины
«Автопортрет вкостюме Пьеро» тоже впервые показывается навыставке. А она ждала. Радостное супружество и материнство, жизнь без нужды среди талантливых и красивых людей.
И она заплатила сполна. В статье, посвящённой автопортретам Серебряковой искусствовед Дмитрий Сарабьянов выделял женственность как самое привлекательное качество и творчества художницы и её собственной внешности и жизненного пути: «весь её облик овеян чистотой раскрытой души, сиянием добрых глаз её чувства отмечены естественностью проявления а помыслы, воплощённые в картинах, отражают ясность представления о человеческом назначении». На протяжении полутора веков в семье Бенуа-Лансере появлялись на свет архитекторы и художники. Однако он, «дядя Шура» Бенуа, в тихой, болезненной и нелюдимой племяннице Зиночке, младшей из шести детей, таланта к живописи долго не замечал. Автопортрет простотой и в то же время некоторой таинственностью трактовки образа. Это возвращение было устроено не без помощи новой власти, с которой сотрудничал Александр Бенуа Серебряковой вообще было предложено место профессора в Академии художеств, но она, по характеру скромная и робкая, всецело занятая детьми и творчеством, так и не решилась.
- Автопортреты конца 1900-х— начала 1910-х годов
- Познакомьтесь с Сергеем Чернышевым — первым олимпийским чемпионом по брейк-дансу
- Посмотрите ютьюб-канал учительницы русского языка, которая разносит ведущих российского ТВ
- История Олега Мельникова, освобождающего людей из рабства
- «Подвал» Игоря Волошина: трейлер новой жести под трек Хаски
Все они поражают жизненностью, простотой и прирожденным мастерством». Возвращаясь к отзыву Бенуа, хочется подчеркнуть здесь два его положения. Прямо с выставки картина была приобретена Третьяковской галереей. Ночная рубашка на ней сидела свободно и спала с левого плеча, полностью его оголив. Этот автопортрет, несомненно, самая привлекательная и жизнерадостная вещь на выставке.
Таких работ уСеребряковой виммиграции было очень много. При работе над картиной Серебрякова использовала белила, которые хорошо отражают свет. Второй сад находился, видимо, у хутора, где рос ее кузен Борис Серебряков, за которого она вышла замуж в 1905 году. 1.
Так и нарисовала девушка свой автопортрет в зеркале. Губы изогнуты в нежно улыбке. 5. Растила четверых детей (двоих мальчиков и двух девочек) в Харьковской губернии, в уединённом имении Нескучное.
- Горячие осенние: 12 интересных напитков на основе чая
- «Закат» Ласло Немеша: тайны изаговоры вБудапеште начала века
- Интервью с создателем : почему сомелье ненавидят популярный винный сканер
- Портреты за обещание рекламировать
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Это качество живописи Серебряковой — если не «веселость», то, во всяком случае, бодрость, — в ту пору вполне естественное и в последующие периоды ее весьма нелегкой жизни оставалось всегда неизменным, подчас вступая в резкое противоречие с ее повседневным мироощущением, да и с замкнутым, самоуглубленным характером. Весь ее стан легкий и жизнерадостный. В 1906—1908 годах Серебрякова в основном работала над пейзажами изображениями крестьян, а также другими картинами из деревенской жизни.
Французское общество восторгалось ар-деко, а работы Серебряковой не оценивались высоко. На щеках виднеется румянец. Однажды Зинаида Серебрякова писала семейные портреты для бельгийского предпринимателя. Это эскиз кпортрету, который находится вОдесском музее. Глаза яркие, выразительные, сверкающие. Разлука с двумя другими детьми угнетала Серебрякову. Много лет спустя, в 1932 году, Александр Бенуа вспоминал, как Серебрякова «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи» и писал, что на протяжении всех прошедших с того времени лет её искусство продолжало оставаться таким же «свежим, непосредственным и подкупающим»30. «Улыбкой во весь рот» назвал он эту работу, вмиг заметивший и блестящее мастерство и необычное радостное настроение этой работы.
Сказывались гены двух знаменитых фамилий: Лансере – Бенуа. Модерн — и это одна из его особенностей — широко предоставлял художнику «право на разновариантные стилизации», не принуждая его менять органически присущий ему взгляд на мир это дало Серебряковой возможность свободно (по всей вероятности, абсолютно безотчетно, но тем более естественно) использовать элементы стиля, обогатившие ее произведение, сделавшие его интересным и привлекательным. На другой стороне речки Муромки хутор, который принадлежал сестре Евгения Александровича, по мужу Серебряковой. Но это всё кажется таким невзрачным, скучным и простым, по сравнению с их хозяйкой.
Сгорели и её холсты. 6. На заднем плане видна белая стена, а также столик с тазом и кувшином для умывания. Не менее важно, что Бенуа отмечает среди основных достоинств ее работ их настроение: «Они все веселые, бодрые и молодые». В 1918 г. любимое Нескучное сожгли вместе с церковью.
Дочь стала в то время главной моделью художницы. Это уже французский автопортрет. Через пять лет в России состоялась первая выставка работ Серебряковой. Её поза непринуждённа, «живо переданы грациозное движение обнажённых рук, лёгкий поворот стройной фигуры»16. Сарабьянов, как и Савинов, отмечает простоту концепции автопортретов Серебряковой, подчёркивая, что они выражают естественные чувства, показывают обыденные действия (причёсывание, смотрение в зеркало и т. д. ), совершаемые на фоне простой окружающей обстановки3233.
По пути в воинском эшелоне подхватил тиф В 1919-м он умер, оставив её, 35-летнюю, вдовой. Более того, они сами стали создателями модерна в России в эпоху, которую в Германии называют Jahrhundertwende — «поворот столетий», что точнее определяет движение и характер времени, чем французское Fin de siecle («конец века»). Очень хорошо проработано лицо, хорошо отражено состояние предчувствия. Но, по сути именно автопортрет «За туалетом» стал подлинным открытием нового дарования, отмеченным не только блестящей статьей Бенуа, но и рядом других отзывов. Эта «зеркальность», отраженность изображаемого, двойная — хотя в данном случае непреднамеренная, подсознательная — отстраненность его от зрителя, пребывание модели и окружающего ее предметного мира, по выражению Д. Сарабьянова, «на грани посюстороннего и потустороннего бытия»является одним из излюбленных приемов модерна. Волосы у неё такие длинные, что приходится придерживать их второй рукой, чтобы расчесать.
Зинаида Серебрякова умерла в 1967 году в возрасте 82 лет. С Борисом Серебряковым, двоюродным братом Зинаиды, они поженятся в 1905 г. (Священнику дали 300 рублей, чтобы провёл обряд венчания, – всё-таки у жениха с невестой близкое родство. ) Он был инженером-путейцем и всё время их 14-летней невероятно счастливой семейной жизни постоянно и подолгу бывал в разъездах. Девушка на портрете очень рада новому дню. Еще более показательны ритмизованность решения картины и характерная для модерна «остановленность» действия во времени. Столь свойственное искусству модерна и прежде всего его живописным панно и картинам, которые рассматривались их создателями не как самоценно художественные произведения, но как пространственно организующие элементы интерьера, – итак присущее модерну подчёркивание линейного начала – симметрии и уравновешенности в композиции, не носит у Серебряковой утрированного до «ковровости» характера.
7. Зеркало, куда смотрится женщина, нет в картине. За туалетом». И, может быть, самая главная и наиболее привлекающая зрителя его черта — это «простая красота», которая «есть во всем». Предлогом для уже давно назревавшего разрыва между «москвичами» и «петербуржцами» (за исключением В. Серова, крепко связанного с основной группой «мирискусников») стали критические высказывания А. Бенуа в адрес некоторых «москвичей».
Она расчесывает свои красивые, густые волосы. Все очень просто, все точная копия натуры, но вместе с тем Шура (Александр Бенуа. — А. Р. ) находит, что в ней есть стиль» (имеются в виду, несомненно, стилевые особенности модерна). Ее картины поражают глубиной внутреннего смысла и свежестью внешнего обаяния. Искусствоведы автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Зинаиды Серебряковой: «Баня», «Жатва» и «Беление холста».
Е. Дорош, конечно, прав в том, что «деревенский мир» с пушкинских времен до начала XX века внешне изменился сравнительно мало. По словам Д. В. Сарабьянова, в этом автопортрете-картине «естественная красота жизни, существующая как бы сама по себе, становится своеобразным эстетическим критерием, определяя позицию художницы, ее взгляд и на себя и на все окружающее». В статье, посвящённой автопортретам Серебряковой искусствовед Дмитрий Сарабьянов выделял женственность как самое привлекательное качество и творчества художницы и её собственной внешности и жизненного пути: «весь её облик овеян чистотой раскрытой души, сиянием добрых глаз её чувства отмечены естественностью проявления а помыслы, воплощённые в картинах, отражают ясность представления о человеческом назначении». На переднем плане картины предметы, стоящие на столике у зеркала. Автопортрет «За туалетом», посланный Серебряковой в Петербург по настоянию брата Евгения, получил всеобщее признание на VII выставке Союза русских художников, где он экспонировался вместе с тринадцатью другими работами Серебряковой, созданными в 1906–1909 годах. Многие современники кнему относились поэтически ипервым онем написал Александр Бенуа (основатель «Мира искусства» приходился художнице дядей. А в 1910-м художница послала свою работу – просто так.
Молодая женщина изображённая на картине, смотрит на себя в зеркало и расчёсывает волосы. Сарабьянов, как и Савинов, отмечает простоту концепции автопортретов Серебряковой, подчёркивая, что они выражают естественные чувства, показывают обыденные действия (причёсывание, смотрение в зеркало и т. д. ), совершаемые на фоне простой окружающей обстановки. Несколько смягчённые тона в той же цветовой гамме можно найти в других частях полотна.
Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на «туалете»». На заднем плане видна белая стена, а также столик с тазом и кувшином для умывания18. Эта работа считается эскизной кпортрету «Затуалетом»— да, тот знаменитый портрет сделан вдругой манере ицветовой гамме, нонанем есть таже самая улыбка, которая его отличает иона здесьже замечательно изображена. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Интересную деталь нарисовала художница — зеркало в зеркале. Исходит оно прежде всего от девушки – обаятельной, любующейся собой и радостной. Бенуа называл эту картину Серебряковой «таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её» он описывал этот автопортрет, как «самую радостную вещь», отмечая, что «здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то совершенно художественное»91011.
Как обычно, сдержанный и всегда безупречно объективный В. А. Серов высказался об этой работе: «Автопортрет у зеркала — очень милая, свежая вещь», — а к остальным выставленным полотнам художницы отнесся строже. В ноябре того же года она выехала в Париж, где занималась в Академии де ла Гранд Шомьер. Безусловно, глубоко справедливо и тонко прочувствовано сопоставление этой полной свежести искренней картины с поэтикой «божественного» Пушкина — самой большой литературной любви Серебряковой от юных лет до глубокой старости сопоставление, которое должно было глубоко ее порадовать. Дорош признается: «При этом я думал не столько о Татьяне Лариной, сколько о Пушкине, первым открывшем деревенскую Россию — поэзию ее повседневного бытия Девушка с Автопортрета вот так по-пушкински свежо и ясно видит лежащий за окнами ее светлой комнаты деревенский мир, мало изменившийся за те восемь десятков лет, что отделяют Евгения Онегина от этой картины».
По словам художницы, «дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного». А незадолго до смерти художницы и Евгений смог встретиться с матерью. Но подлинно большой успех и признание любителей живописи, прежде всего круга «Мира искусства» во главе с Александром Николаевичем Бенуа, принесло ей портретное творчество конца 1900-х — начала 1910-х годов. В декабре 1910 года в Петербурге открылась выставка воссозданного, но сильно отличавшегося от прежнего, «Мира искусства» с этих пор участие Серебряковой в организованных им выставках стало «само собой разумеющимся». Однако за всё приходится платить.
Это было второе выступление художницы «на публике». Вернувшись в Петербург, Серебрякова училась живописи в мастерской Осипа Браза. Шпильки длинные, украшенные разноцветными стеклянными шариками. Зеркало — это мы, зрители.
«Дети у нас рождаются с карандашом в руке», – говорил Александр. Хрупкая, со слабыми, в отца, лёгкими, обворожительная «Зинок» с вечным бантом и чёлочкой стала единственным кормильцем семьи из шести человек. По вечерам мы ходим слушать соловьев, которые заливаются в обоих садах».
– на выставку «Мира искусства» в Петербург. Серебрякова – и этим пронизаны все её ранние работы, написанные в России, – так светло любит жизнь с её простым обыденным счастьем, «черпая её, незатейливую, счастливой пригоршней». Несколько смягчённые тона в той же цветовой гамме можно найти в других частях полотна16. Реальными на полотне являются рама зеркала и подсвечник, остальное — просто отражение в зеркале глазами автора. Модерн — стиль, пришедший в Россию из Западной Европы в начале девяностых годов и расцветший, особенно в архитектуре и прикладном искусстве, к середине 1900-х, — наложил свой отпечаток на творчество таких крупных русских живописцев, как М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, ранний В. Кандинский, а среди «мирискусников» — Л. Бакст, К. Сомов, А. Бенуа. Выставку работ Зинаиды Серебряковой можно посмотреть до 30 июля.
Общая обстановка комнаты представляется какой-то фантастической и необыкновенной. Картина З. Е. Серебряковой «За туалетом. За месяц до того она экспонировала две ранние работы — «Автопортрет» 1905 года и несколько более поздний «Портрет няни» — на выставке современных русских женских портретов, устроенной С. К. Маковским в редакции журнала «Аполлон».
Все, что ей удавалось заработать, она отправляла детям. Девочкам на вид семь или восемь лет, одеты они в «тельняшках», которые в те годы часто можно было встретить на детях. На заднем плане картины интерьер, состоящий из предметов нехитрого деревенского быта. В движении обнаженных рук заключено море грации и обаяния. Серебрякова писала: «Как ужасно, что современники не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть «модным» или «немодным» и требуют от художников постоянного «обновления», а, по-моему, художник должен оставаться сам собой. ».
Этот душевный порыв понравился тогдашнему зрителю, нравится и сегодняшнему. Женское счастье закончилось. Серебрякова писала: «Меня поразило все здесь до крайности. Загадкой остается то, какая будет прическа – кокетливая или строгая и чуть озорная. Стоит пузырек с духами, а по правую руку от девушки две свечи в красивых подсвечниках.
Страна восхитила художницу. Окружающие детали прописаны тщательно и вместе с тем как будто незначительны. Глубоко верны слова о «прирожденном мастерстве» Серебряковой — ведь она была, по существу, самоучкой, ставшей благодаря таланту, помноженному на упорный труд, великолепным и оригинальным живописцем, всегда идущим своим путем.
По словам искусствоведа Валентины Князевой, это произведение «чарует своей световой насыщенностью: кажется, что и фигура женщины на переднем плане и натюрморт и фон не только залиты светом, но сами излучают его». Много лет спустя Бенуа не преминул вспомнить, что уже тогда она «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи», неожиданно для всех представ перед современниками «готовой художницей». Отец её Евгений Лансере – блестящий скульптор-анималист. Художник Валентин Серов говорил об автопортрете, что это «очень милая и свежая вещь». Она была по-истине прекрасна.
С искренним увлечением написан отраженный в зеркале незатейливый натюрморт («я забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете»): флакон духов, булавки, платочки, бусы и свеча в подсвечнике — кстати, единственный предмет изображенный дважды, «в натуре» и в отражении. Мы вдруг чувствуем, как тяжелы они худенькой фигурке. Это «существование как отражение» служит ей (может быть, абсолютно подсознательно) своеобразной «защитой», границей между собой и зрителями, существование которой особенно характерно для целомудренной и скромной Серебряковой — человека и живописца. Многие произведения второй половины 1900-х годов она исполняла масляными красками.
Она с раскрытой душой готова встречать новые впечатления и эмоции. Среди её работ этого периода встречаются и портреты и автопортреты. И костюмы самых разнообразных цветов и все расы человеческие, перемешанные здесь, — негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские). 26 мая 1906 года у неё родился первый ребёнок— Евгений (Женя), а 7 сентября 1907 года— второй сын, Александр (Шура).
Колорит картины решён в светлых, жизнерадостных тонах. Её поза непринуждённа, «живо переданы грациозное движение обнажённых рук, лёгкий поворот стройной фигуры». При работе над картиной Серебрякова использовала белила, которые хорошо отражают свет. Они очень доброжелательно были отмечены в печати — в каталожной статье Г. К. Лукомского и в «Художественном письме» А. Н. Бенуа. —Прим.
Другие детали мы узнаем из ее письма, отправленного тогда же А. Н. Савинову: «Я решила остаться на хуторе — в имении моего мужа (рядом с Нескучным), где дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного. Женщина недавно проснулась, на ней надето ночное платье, съехавшее с одного плеча. Девушка вызывает симпатию и восхищение: роскошные длинные волосы, нетипичная красота, которую лишь подчеркивает заостренный, чуть длинноватый носик.
Слева видна часть рамы зеркала, в котором отражаются Серебрякова и подсвечник. А в 1910-е годы к ней пришёл нежданный (в том числе и для близких) огромный успех. Оннаписан влегкой эскизной манере, когда из-под одного изображения проглядывает другое. На её плечах остались дети, больная мать.
Художник и критик Александр Бенуа посвятил работам Серебряковой значительную часть своей статьи о VII выставке Союза русских художников, в которой, в частности, он подробно остановился на оригинальности и других достоинствах её автопортрета29. Вся обстановка в комнате какая-то фантастическая искрящаяся светом и радостью. В итоге получился не просто портрет, а жанровая сценка с обилием деталей. Зинаида писала об истории создания картины, что зима выдалась снежная, муж был по работе в Северной Сибири, должен был вернуться на Рождество: «Осенью я решила остаться с детьми еще несколько месяцев в Нескучном, но на хуторе, где дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты в Нескучном.
Ее красивое движение в полуповороте очень изящно показывает тонкую талию. В левой руке расческа.
Длинная свеча в медном подсвечнике, со своим отражением в зеркале слева и справа, разные женские принадлежности на светлой скатёрке. Автопортрет «За туалетом»Зинаида Серебрякова написала в 1909 году в родном селе Нескучное (сейчас в составе Харьковской области). Много лет спустя, в 1932 году, Александр Бенуа вспоминал, как Серебрякова «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи» и писал, что на протяжении всех прошедших с того времени лет её искусство продолжало оставаться таким же «свежим, непосредственным и подкупающим». Добиваясь осязаемой материальности в изображении таинственного мира, «существующего» по ту сторону зеркала, художница как бы стремится проникнуть в глубоко спрятанную тайну человеческой природы и самой жизни.
В семье все занимались творчеством, часто посещали выставки и читали редкие книги по искусству. По словам художницы, «дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного». Судьба щедро, полной мерой отпустила Зиночке счастья. Но они не зажжены, солнечного света достаточно. Так как, конечно, – сужу по здешней прессе и вкусам, – в моем искусстве нет ведь никакой оригинальности ни в сюжетах, ни в манере рисования и прочем» Кроме естественной скромности, здесь сомнения связаны и с изменениями в советской живописи, особенно с новым поворотом к авангарду группы художников, активно поддержанных в «здешней прессе».
ред. ): «Есть что-то ребяческое вэтом боковом взгляде «лесной нимфы», что-то игривое, веселое Икак само лицо, так ивсе вэтой картине юно исвежо». Низ умывальника оборудован по деревенским привычкам: прикрыт занавеской, но белого цвета, в тон белёным стенам. Нет никакой грусти, огорчения или задумчивости. Прямо с выставки картину приобрела Третьяковская галерея, где «Автопортрет. Бенуа же, безусловно выделяя автопортрет племянницы, замечал: «Другие произведения Серебряковой (были выставлены портреты крестьян, в том числе «Пастух» и «Нищий», портрет студента, пейзажи «Весной», «Зимний день», «Зеленя». — А. Р. )— дальнейший комментарий к ее искусству.
Жизнь такова, если моральная рефлексия не нарушает зрения художника, его миросозерцание, что станет отличительной чертой искусства в XX веке, всех модернистских и постмодернистских течений. Взгляд открытый, добрый и чистый, глубокий. Картина произвела сенсацию, её купила Третьяковка. 26 мая 1906 года у неё родился первый ребёнок— Евгений (Женя), а 7 сентября 1907 года— второй сын, Александр (Шура)21. Иэта маска переходит напортреты еепоздних персонажей. За туалетом» (холст, масло 75х65 см) хранится до сих пор.
Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать». Тонкость живописной палитры изящные очертания предметов женского туалета, грациозность всего облика героини – лишь средство для выявления художницей собственного идеала – природной естественной простоты. В творчестве Серебряковой — и особенно в автопортрете «За туалетом» — мы встречаемся как раз со слиянием реалистического взгляда на мир (причем принципиально реалистического, что характерно для всего ее мироощущения) с несомненными и весьма существенными и даже типичными для произведений модерна чертами. Многие произведения второй половины 1900-х годов она исполняла масляными красками3. Недаром Е. Е. Лансере в письме К. А. Сомову, сравнивая это произведение с более ранними работами сестры, дает ему очень точное определение: «Вещь несравнимо значительнее — полукартина, полуавтопортрет, маслом, почти в натуру: дама deshabillee (в домашнем, утреннем платье, полуодетая, фр. — А. Р. ) расчесывает себе волосы, автор себя видит в зеркале, так что часть предметов на первом плане повторяется вдвойне (свечи).
Картина «Автопортрет. Но художница не смогла на нее приехать по состоянию здоровья. И вдруг объявился муж Борис – отпуск.
Колорит картины решён в светлых, жизнерадостных тонах. Бенуа называл эту картину Серебряковой «таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её» он описывал этот автопортрет, как «самую радостную вещь», отмечая, что «здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то совершенно художественное». Александр стал брать заказы и писать интерьеры богатых домов, Катя взяла на себя быт. Муж мой Борис Анатольевич был на изысканиях в Северной Сибири — обещал приехать на Рождество в деревню и вместе вернуться с двумя детьми (сыновьями Женей и Шурой. — А. Р. ) в Петербург.
Отношения между СССР и странами Запада становились все более закрытыми. В ее семье говорили: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». После возвращения в Россию весной 1906 года Зинаида Серебрякова несколько лет жила в семейном имении Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом3, входившим в состав Курской губернии Российской империи (ныне на территории Харьковской области Украины)4. Лицо ее очень свежее и радостное. Только, наверное, в этом автопортрете счастье молодости и непосредственная радость жизни ощущаются куда больше, чем в душевном состоянии и облике пушкинской Татьяны.
При содействии Красного креста Серебряковой удалось добиться того, чтобы к ней приехали сын Саша и дочь Катя. Только вдоволь налюбовавшись самой девушкой, уже можно рассмотреть все нюансы. Модерн возвел в принцип условность, остроту и парадоксальность изображения включил в свою иконографию миф, сказку, мечту, темы света и тьмы, добра и зла, возвышенной любви и вожделения стремился к синтезу искусств, к замене станковой картины панно и росписью, к широчайшему использованию орнамента.
Однако именно автопортрет «За туалетом» неопровержимо и убедительно доказывает, что в решительно захватившем в эти годы часть русской живописи модерне (уже, впрочем, оттесняемом ко времени написания автопортрета новыми, более «революционными» исканиями и течениями) характерные его содержательные и стилевые особенности зачастую органически соединялись «с реализмом и чертами импрессионизма». В приподнятом изгибе черных бровей, в полуулыбке ярких, сочных губ, в игривом повороте головы читается простое человеческое счастье, для которого не так уж много надо. «Автопортрет» и сейчас является экспонатом Третьяковской галереи, а для самой Зинаиды Евгеньевны он остался воспоминанием о тех удивительных, наполненных подлинным чувством днях, которые безвозвратно ушли в прошлое.
И рисовала. Три свечи, чтобы усилить ракурс. В ноябре того же года она выехала в Париж, где занималась в Академии де ла Гранд Шомьер20.
Наибольшая интенсивность цвета наблюдается на переднем плане— на туалетном столике изображены «стеклянные флаконы с жёлтыми и зелёными духами, синяя подушечка со шпильками для шляп, расписная коробка с бусами и многое другое», «всё это пронизано цветом играет и переливается, как драгоценности». Художница изобразила не реального человека, а его отражение в зеркале. Во время Второй Мировой войны переписка с ними и вовсе оборвалась.
И вместе с тем живая — и живительная — непосредственность видения решительно отличает «За туалетом» от таких, например, произведений, как «Ужин» Л. Бакста и его же портрет Зинаиды Гиппиус, где на первый план выступают стилевые поиски и изыски, делающие эти безусловно прекрасные работы типичными образцами чистого, «беспримесного» модерна. Серебрякова создает идеальный образ гармонически абсолютного человека, но это только мечта, мимолетная «реальность» отражения. На фоне самой художницы все эти детали невзрачные и совсем неброские. Картина наполнена светом, теплом и хорошим настроением. На первом плане туалетный столик.
Он написан в пору ожидания мужа. Среди её работ этого периода встречаются и портреты и автопортреты22. На самом известном из её автопортретов – «За туалетом» – очаровательная, счастливая, прелестно кокетливая женщина. «За туалетом. После этого заказа Зинаиде было сложно найти работу. Работа была хорошо встречена публикой и критиками.
Зинаида Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года в селе Нескучное Курской губернии (сейчас Харьковская область). Серебрякова не получила академического образования, но рисовала с раннего детства. В частности, художник Валентин Серов высказал мнение, что «автопортрет у зеркала очень милая свежая вещь», а художник и критик Александр Бенуа писал, что Серебрякова «подарила русскую публику таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её». Вообще, портрет счастья— это портрет Серебряковой. Однако эти портретные работы оказались лишь предшественниками произведения, сразу выдвинувшего ее в первый ряд русских живописцев этих лет, — автопортрета «За туалетом», характеризующего эпоху своего создания с такой же точностью, как «Девушка, освещенная солнцем» Серова — вторую половину восьмидесятых годов XIX столетия, а «Купание красного коня» Петрова-Водкина — начало 1910-х годов. Художница с ранних лет росла в атмосфере искусства. Лучшей по праву считается «Автопортрет» художницы.
Светлый, мажорный колорит делает «отраженный» мир ярким и воздушным. ««За туалетом» Зинаиды Серебряковой – один из лучших автопортретов в русском искусстве, который принёс художнице, показавшей его на петербургской выставке 1910 года, шумную славу, – уже современниками её был оценён как первоклассное произведение. Девочкам 9 и 8 лет они в «тельняшках», – вчера с платформы видел, как мимо старинного здания вокзала во Мге на велосипеде проехали две девочки, старшая вела, младшая сидела сзади на багажнике, она была в тельняшке, что делало ее, как ни странно, модно-нарядной.
Работа выполнена в светлых, теплых тонах, передающих солнечное морозное утро. Мы видим в них глубокую внутреннюю жизнь, а также отражение лучиков солнца. Зинаида Серебрякова с юных лет начала рисовать.
Она смогла приехать во Францию и, наконец, увидеть мать. После возвращения в Россию весной 1906 года Зинаида Серебрякова несколько лет жила в семейном имении Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом, входившим в состав Курской губернии Российской империи (ныне на территории Харьковской области Украины). Художница изобразила себя за утренним туалетом. Известный художник Александр Бенуа писал о Серебряковой: «Эта девушка смогла подарить русской публике такой прекрасный дар, такую «улыбку во весь рот», что просто нельзя не поблагодарить ее за это. Работа была хорошо встречена и критиками и более старшими коллегами Серебряковой.
Нарисовала то, чего попросила душа. Она расчёсывает длинные пышные волосы, чуть лукаво глядя в зеркало. Портрет втюрбане был написан вПариже уже после замужества.
Но, уехав от Зины и детей, он с дороги, не выдержав тоски, повернул назад, к ним. Это придает картине особую атмосферу. В 1917-м, в 32 года, она была выдвинута в академики живописи, но помешала революция.
Наибольшая интенсивность цвета наблюдается на переднем плане— на туалетном столике изображены «стеклянные флаконы с жёлтыми и зелёными духами, синяя подушечка со шпильками для шляп, расписная коробка с бусами и многое другое», «всё это пронизано цветом играет и переливается, как драгоценности».