Серебрякова Картина Баня

Картина Зинаиды Серебряковой Баня: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Одна из наиболее известных картин Зинаиды Серебряковой – "Баня".

Зинаида Серебрякова: жизнь в картинах

Одной из моделей для второго, основного варианта картины «Баня» была Василиса Дудченко— крестьянка из села Нескучное, в течение ряда лет работавшая кухаркой в семье Лансере— Серебряковых. Содержание и форма ее «крестьянских» работ, а также те задачи, которые она ставила перед собой, оставались — при всей ее чуждости новаторским тенденциям живописи десятых годов — современными. Одна работа молодой художницы, созданная в том же плодотворном 1911 году, стоит особняком: она в известном смысле завершает начальный отрезок ее уже приобретшего зрелость творчества и одновременно предвещает новые, чисто «серебряковские» живописные открытия. Вот таким образом, несмотря на непростые жизненные обстоятельства — муж в Сибири возглавляет изыскательную экспедицию по прокладке маршрута железной дороги Иркутск — Бодайбо, дети малы (младшей дочери Кате еще не исполнился год), — Зинаида Евгеньевна решает хотя бы ненадолго поехать за границу, на этот раз в Северную Италию, чтобы приобщиться к великому монументальному искусству Возрождения, целенаправленно изучить живописные сокровища Милана, Венеции, Падуи, Флоренции, в которых она не побывала во время своей первой итальянской поездки 1902–1903 годов, будучи совсем еще юной и неискушенной девочкой. В своей монографии о Серебряковой искусствовед Валентина Князева пишет, что в картине «Баня» художница «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»10. Художественный критик Михаил Боде, проводя параллель между картиной «Баня» и творчеством французского художника-академиста Жана-Огюста-Доминика Энгра (автора «Турецкой бани» и ряда других картин в жанре «ню»), называет стиль Серебряковой «энгризмом с поправкой на российские типажи и память о Венецианове». На одном изображены две девушки, так называемые «московки» из близлежащего села — высокие, прямые, с правильными чертами лиц, в красных кофтах, синих подоткнутых юбках, онучах и лаптях.

Кажется, отнюдь не случайно художница назвала их впоследствии так «безлично». Об этом свидетельствует «и общий спокойный колорит полотна, выдержанного в искусно варьируемом и обогащаемом розово-золотом тоне смуглого нагого тела и несложность композиции, столь приятной спокойными положениями фигур». В своих воспоминаниях Дудченко писала: «Я позировала ей. Композиция точно продумана, ясна, безупречно ритмична и гораздо более лаконична, чем композиция «Бани».

Её дед, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере — известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна (1850—1933, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа) в молодости была художником-графиком. Центральные персонажи выглядят будто бы непричастными к происходящему действию, на что указывает их облик, «с лёгкой таинственной улыбкой на губах и отстранённым взглядом выразительных глаз». Его относят к ряду основных произведений художницы, наряду с автопортретом «За туалетом» (1909), а также картинами «Жатва» (1915) и «Беление холста» (1917). В отличие от первого варианта (этюда), в котором Серебрякова использовала вертикальный формат холста, в основном варианте картины художница выбрала горизонтальный формат.

Художник: Серебрякова 
Зинаида ЕвгеньевнаРусская 
баня

Художник: Серебрякова Зинаида ЕвгеньевнаРусская баня

Во время своего пребывания в Париже она познакомилась и с портретами французских мастеров восемнадцатого столетия и с произведениями живописцев-романтиков первой половины века девятнадцатого (через много лет она с восхищением напишет о «замечательном таланте Делакруа») эти впечатления воскресли, может быть, вследствие ее увлеченной работы над портретами, решаемыми по-разному в живописном и содержательном плане. Делла-Вос-Кардовской и А. П. По словам Амшинской, в картине «Баня» нет сиюминутной конкретной сюжетности, зато есть обобщённость. Он отмечал, что в этом произведении художнице «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой». По сравнению с подготовительными материалами, художница смягчила остроиндивидуальные особенности натурщиц, «облагородила лица, удлинила пропорции». Большие ясные глаза, улыбающиеся губы, причудливые складки как бы второпях наброшенного на голову голубого с красными включениями шарфа — все это создает ощущение юной и счастливой жизни. Пьеро 1911г. «Этюд девушки» 1911г.

Как мы видим теперь, она во многом предвосхитила путь тех оставшихся на Родине художников, которые, не прельстившись грандиозными исканиями авангарда и, тем более, «достижениями» пресловутого соцреализма, создавали новое, свободное, не подчиняющееся никаким внешним требованиям искусство. По словам Амшинской, в картине «Баня» нет сиюминутной конкретной сюжетности, зато есть обобщённость. Обсуждая картину «Баня», Савинов отмечал, что перед произведением Серебряковой таких ощущений не возникает— «девушки её картины окрепли в труде и чужды изнеженности их нагота здорова и спокойна». В конце 1912-го и в 1913 году Серебрякова жила в Царском Селе, ненадолго выезжая, кроме Крыма, в Нескучное и, естественно, в Петербург. Зинаида Евгеньевна просит свою сестру Катю, очень похожую на нее внешне, позировать летом для картины «Купальщица».

Композиция импрессионистски «обрезана» и будто спонтанна. Ж-1909). Серебрякова начала работу над этим этюдом летом 1912 года иногда его называют первым, неоконченным вариантом картины «Баня». В 1924 с помощью А. Н. Именно отсюда, по её мнению и проистекают «целомудренная красота и душевная чистота, которыми пронизано изображение обнажённого тела».

Работа над картиной была завершена осенью 1913 года. В трактовке обнажённых тел появилась определённая идеализация, связанная с мечтой художницы о прекрасном в человеке, — «образ русской крестьянки здесь возвышен, в нём синтезировано конкретное изученное в натуре и черты искомого идеала». Шнейдер была выдвинута в академики (первыми из женщин), но баллотировка не состоялась из-за революционных событий и упразднения Академии художеств. Путешествовала по Швейцарии, Италии (1914), Марокко (1928, 1952). Особое внимание Серебрякова уделяет «взаиморасположению и ритмической согласованности превосходно пластически проработанных женских тел». Пребывание в Царском было очень плодотворным: там был написан ряд поэтичных пейзажей озер, Камероновой галереи, парковых аллей и скульптур, в том числе «Пруд в Царском Селе», «Зима в Царском Селе», а также «Розово-павильонный пруд» близлежащего Павловска.

Описание картины 
Зинаиды Серебряковой 
«Баня»

Описание картины Зинаиды Серебряковой «Баня»

Да и среди художников у нее было не слишком много близких знакомых. Автор картин и рисунков на темы балета и театра, эскизов росписей и декоративных панно. Я там в центре стою, нагнувшись, но лицо моё закрыто женщиной, сидящей с тазиком».

Этот мотив был одним из ведущих в искусстве античности и Ренессанса. На полотне изображены одиннадцать молодых женщин16. К такого рода пейзажу — точному и одновременно обобщенному, пейзажу «большого дыхания» — Серебрякова шла уже много лет на этом пути ею были созданы и «Зеленя осенью» и «Пахота. Но ее реализм был, по существу, реализмом новым не только по глубинному смыслу, отражающему ее мировосприятие, но и по стилевым особенностям, вполне соответствующим содержанию ее живописи (кстати, в конце 1920-х годов путь многих живописцев, не принадлежавших к «авангарду», был обозначен видным искусствоведом А. А. Федоровым-Давыдовым как «неореализм»).

1917г. Затем, под влиянием жизненных реалий — отсутствия в деревне мужчин вследствие всеобщей мобилизации — Серебрякова делает героинями «Жатвы» девушек, чьими тонкими чертами лица и стройными, сильными фигурами она постоянно восхищалась. Обсуждая картину «Баня», Савинов отмечал, что перед произведением Серебряковой таких ощущений не возникает— «девушки её картины окрепли в труде и чужды изнеженности их нагота здорова и спокойна». С «красавицами же тринадцатого года» (Анна Ахматова), например с Саломеей Андрониковой, да и с самой Ахматовой, в будущем моделями Серебряковой, она в те годы, по-видимому, вообще не была знакома. Купальщица. 1913Портрет Е. Е. Зеленковой, урожденной Лансере, сестры художницы. 1913Портрет М. Е. Солнцевой, сестры художницы.

Одной из моделей для второго, основного варианта картины «Баня» была Василиса Дудченко— крестьянка из села Нескучное, в течение ряда лет работавшая кухаркой в семье Лансере— Серебряковых519. Выше: что вы искали. 1911г. После этого Серебрякова увлеклась идеей создания полотна изображающего русскую баню.

Зинаида много путешествовала. Несомненно, что именно это, все более глубокое ее прикосновение к деревенской жизни, все большее сближение с крестьянскими женщинами и девушками имело огромное влияние на Серебрякову как живописца и человека. «Жатва» Серебряковой по праву становится важным этапом на пути создания в русской живописи картины — произведения не только предельно продуманной, безупречно найденной формы, но и, главное, значительной и важной мысли, утраченной, к сожалению, поздними передвижниками. Беление холста. Но зная застенчивость и нелюдимость Зинаиды Евгеньевны, которая даже на заседаниях и вечерах «Мира искусства» не бывала, можно с уверенностью сказать, что сама она знаменитую шумную, экстравагантную, сверхсовременную «Бродячую собаку» не посещала. Ж-1909).

По его словам, сильные фигуры девушек изображённых на картине и их неторопливые движения вызывают «ощущение целомудренного покоя», а их лица – «милые иногда курносые и скуластые» – свидетельствуют об их независимости и скромности. В своих воспоминаниях Дудченко писала: «Я позировала ей. Близкую связь между произведениями Серебряковой и Венецианова также отмечал Алексей Савинов— он писал, что «оба они были родственны друг другу в утверждении русской красоты, воплощённой в девушке-крестьянке»20. Но главное в этой картине, как и во всех произведениях Серебряковой этих лет (да и всей ее творческой жизни), — удивительная естественность и поэтическая точность. Сразу же подчеркнем, что Серебрякова органично и последовательно проводила в своей живописи принципы реализма, но не традиционного «девятнадцативекового», «передвижнического», а обогащенного новыми живописными достижениями, новыми содержательными и стилистическими исканиями, как это было свойственно и ее старшим современникам — от В. А. Серова, К. А. Коровина, И. И. Левитана, М. В. Нестерова до «мирискусников». По словам Эрнста, в этом произведении Серебряковой «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой».

За рубежом исполнила множество жанровых и пейзажных зарисовок. Сперва в большом эскизе карандашом и темперой она изобразила модель в почти профильном повороте. Затем Зинаида Евгеньевна обращается к решению более спокойному, «картинному», в какой-то мере повторяющему тему автопортрета «За туалетом» — впрочем, сильно преобразуя ее: молодая женщина в открытой сорочке с обнаженными плечами придерживает рукой распущенные волосы одной из своих тяжелых кос, смотрясь в маленькое круглое зеркальце, которое держит в другой, полуобрезанной краем холста, руке. Остроумовой-Лебедевой, О. Л. Нескучное. Принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге (инв.

Репродукция картины 
Баня Зинаиды Серебряковой

Репродукция картины Баня Зинаиды Серебряковой

Усадив молодую женщину, кормящую грудью родившуюся в начале года дочь Серебряковых Татьяну (Тату), у широко распахнутого окна, художница вводит в картину, на правах важнейшего ее «участника», привычный и любимый пейзаж — уголок фруктового сада. Среди них наиболее известен одноимённый этюд, также принадлежащий Государственному Русскому музею (холст, масло, 102 82, 5см инв. В нарушение академических канонов композиция срезана краями полотна, что «вносит ощущение фрагментарно увиденной и живо запечатлённой сцены» – такой приём был характерен для живописи начала XX века. Зинаида родилась 10 декабря 1884 года. Но эти работы по большей части были быстро схваченными этюдами.

На этюде изображены шесть женских фигур— две на переднем плане и ещё четыре в глубине16. Обсуждая картину «Баня», Савинов отмечал, что перед произведением Серебряковой таких ощущений не возникает – «девушки её картины окрепли в труде и чужды изнеженности их нагота здорова и спокойна». Этим они отличаются от других фигур, которые написаны в характерных для мытья в бане позах. Размер картины – 135 174 см. 1914г.

На полотне изображены одиннадцать молодых женщин. Поэт Георгий Иванович Чулков, друг А. А. Блока, был человеком, несомненно, незаурядным, автором теории «мистического анархизма» (впрочем, быстро исчезнувшей) — своеобразной смеси политического радикализма с некоторыми идейными установками символизма издателем символистских альманахов «Факелы» (1906–1908) и «Белые ночи» (1908) его жена Надежда Георгиевна являлась известной переводчицей. По словам Амшинской, в картине «Баня» нет сиюминутной конкретной сюжетности, зато есть обобщённость. Бесконечные выставки, тусовки в знаменитом обществе «Мир искусств», первое признание таланта — знаменитоеполотно«За туалетом», впервые показанное на большой выставке приносит широкую известность. Близкую связь между произведениями Серебряковой и Венецианова также отмечал Алексей Савинов – он писал, что «оба они были родственны друг другу в утверждении русской красоты, воплощённой в девушке-крестьянке».

Первой картиной Серебряковой в жанре «ню» считается написанная в 1911 году «Купальщица» (холст, масло, 98 89 см, ГРМ), для которой ей позировала её сестра Катя, которая, кстати, была очень похожа на саму художницу. Дело здесь не только в том, что тема наготы прозвучала на таком высоком живописном и нравственном уровне.

В нарушение академических канонов композиция срезана краями полотна, что «вносит ощущение фрагментарно увиденной и живо запечатлённой сцены»— такой приём был характерен для живописи начала XX века27. В процессе работы над картиной «Баня» Серебрякова создала много этюдов и набросков с натуры. В «Купальщице», с одной стороны и во множестве живописных и графических портретов крестьян, созданных в это же время Серебряковой, — с другой, воплотились в разных ипостасях две основные темы, пронизывающие все ее творчество предреволюционных лет.

Именно в это время в России стала отчетливо намечаться пропасть между искусством реалистическим в различных его проявлениях и искусством новаторским, провозвестником которого стали выставки «Союза молодежи», «Треугольника» и особенно «Бубнового валета» — первые шаги нарождавшегося во всем своем многообразии авангарда. Первые известные работы создаются здесь — в городе на Неве. По его словам, сильные фигуры девушек изображённых на картине и их неторопливые движения вызывают «ощущение целомудренного покоя», а их лица— «милые иногда курносые и скуластые»— свидетельствуют об их независимости и скромности.

Легкий поворот головы, чуть лукавый взгляд и намек на улыбку придают изображению, при, казалось бы, традиционной «классичности», ощущение сиюминутности и удивительную естественность. Серебрякова не сразу приходит к окончательному решению композиции портрета. Первой картиной Серебряковой в жанре «ню» считается написанная в 1911 году «Купальщица» (холст, масло, 98 89см, ГРМ), для которой ей позировала её сестра Катя, которая, кстати, была очень похожа на саму художницу. В своих воспоминаниях Дудченко писала: «Я позировала ей.

  • Картина Баня Зинаиды Серебряковой
  • Русская живопись: Зинаида Серебрякова (378 работ)
  • Зинаида Серебрякова "Баня", 1913
  • ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ, ЧАСТЬ 2 — ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА
  • Эротическая живопись Зинаиды Серебряковой

По словам искусствоведа Валентины Князевой, «этюд пленяет женственностью и поэтичностью образов, живой передачей натуры» в то же время она отмечает его камерный характер, связанный с жанровой трактовкой темы. Она выступила перед зрителем как необычайно привлекательный художник, одарив, по словам Александра Бенуа, «русскую публику улыбкой во весь рот» — бесхитростным и очаровательным автопортретом «За туалетом» — на грани 1909 и 1910 годов. Это настроение передается безусловностью широкой живописной манеры, смелой и обобщенной проработкой одежды и тщательной прописанностью лиц, в которых очевидно портретное сходство (например, для мужского образа наверняка позировал И. Д. Голубев). В мотиве серебряковской «Купальщицы» и его живописном воплощении дает о себе знать характерная для русского модерна возможность «разновариантной стилизации» — гармоничного сочетания непосредственного видения натуры с чертами неоклассики и Нового стиля в композиционном решении: изысканном и в то же время живом повороте фигуры, в выраженности линейной ритмики и особой уравновешенности, в безупречно найденных контрастах цветового решения. Видны руки бабушки, разливающей детям суп.

Нескучное» и «На лугу» и многие другие работы. В своей монографии о Серебряковой искусствовед Валентина Князева пишет, что в картине «Баня» художница «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы». Бесконечные выставки, тусовки в знаменитом обществе «Мир искусств», первое признание таланта — знаменитое полотно «За туалетом», впервые показанное на большой выставке приносит широкую известность.

В окончательном варианте картины остаются всего четыре девушки: две стоят, две другие, сидя на сжатой полосе, готовятся к несложному крестьянскому обеду. Вместе мы думаем объехать северные городки Италии. Серебрякова начала работу над этим этюдом летом 1912 года иногда его называют первым, неоконченным вариантом картины «Баня».

И девушка на «Этюде», чье очаровательное большеглазое лицо и белая блуза выступают из мрака при мерцающем пламени свечи и резко выделяющаяся на темном фоне одетая в костюм Пьеро вглядывающаяся вдаль юная женщина, при несомненном сходстве с создательницей этих произведений, кажутся ищущими что-то, не принадлежащее повседневности и неведомое им самим. «Кормилица с ребенком» 1912г. Князева отмечает, что в этом произведении присутствуют приёмы старого академизма, а также то, что в нём заметно следование традициям Алексея Венецианова – в первую очередь, его картины «Купальщицы», написанной в 1829 году. По-видимому, многие из них были крестьянского происхождения и вообще подразумевалась деревенская баня— по словам Алексея Савинова, эта картина «была существенно важным шагом в приближении Серебряковой к темам деревни и её людей».

  1. Русский музей Дополненная реальность
  2. Шедевры живописи Зинаиды Серебряковой
  3. Шедевры русской живописи, часть 2 — Зинаида Серебрякова
  4. Звоните по телефонам:7 812 389-39-84 справочный телефон
  5. Отправить запрос на изготовление копии

Зинаида Серебрякова работала над полотном «Баня» в 1912 – 1913 годах – в основном в Санкт-Петербурге, в своей мастерской, расположенной на Васильевском острове. Он открывал путь к воспеванию красоты человека. В трактовке обнажённых тел появилась определённая идеализация, связанная с мечтой художницы о прекрасном в человеке, – «образ русской крестьянки здесь возвышен, в нём синтезировано конкретное изученное в натуре и черты искомого идеала». Об этом свидетельствует «и общий спокойный колорит полотна, выдержанного в искусно варьируемом и обогащаемом розово-золотом тоне смуглого нагого тела и несложность композиции, столь приятной спокойными положениями фигур». В процессе работы над картиной «Баня» Серебрякова создала много этюдов и набросков с натуры.

Лансере. В России же Серебрякова оказалась первым художником, возродившим традицию изображения прекрасного женского тела в его живой прелести не в качестве «учебной» работы, а в самостоятельном эстетическом значении, полностью игнорировавшемся живописцами второй половины XIX века, в первую очередь передвижниками, с презрением отдавшими эту «асоциальную» по содержанию живопись на откуп мастерам академического или чисто салонного направления — от Г. И. Семирадского и К. В. Маковского до Н. К. Бодаревского и А. Н. Новоскольцева. По словам искусствоведа Валентины Князевой, в картине «Баня» Серебрякова «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы». Первая, более частная — воспевание человеческого тела, прекрасной наготы, представляющей, как писал редактор журнала «Аполлон» С. К. Маковский, «для современной живописи основу всякого синтеза, вдохновенного стиля, монументальной идеализации» (высказывание, показательное для адепта вступающего в силу неоклассицизма). Баня. Это был период расцвета творчества талантливой художницы.

Картина Баня Зинаиды 
Серебряковой

Но решение самой картины «Жатва», подготовленной многочисленными рисунками и превосходными портретами, дается ей не сразу. Один из них — «Девушка в шарфе» (1911) — восхищает особым чувством молодой радости и как будто опровергает мнение ряда близких знакомых о ее застенчивости, «дикости» и подчас болезненной чувствительности. От первого, «большого» холста остались два великолепных фрагмента, столь безусловных по своим художественным достоинствам, что даже критичная к себе Серебрякова решила их сохранить. Совершенно чуждая авангардистским исканиям, Серебрякова продолжала твердо идти своим путем, уже ясно намеченным и в ее портретах и в пейзажах рубежа 1900–1910-х годов, что получило безусловное подтверждение в «Бане».

Характер этого произведения, при его кажущейся неожиданности и исключительности в те годы — в подлинном искусстве, а не в «масс-культуре», — отнюдь не случаен. После этого полотно было представлено на выставке объединения «Мир искусства», которая проходила в Санкт-Петербурге и Москве в ноябре – декабре 1913 года. Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884 им. Нескучное, Белгородский уезд, Курская губерния – 1967, Париж)Художник. Родилась в с. Нескучное Курской губернии в семье скульптора Е. А. Художественный критик Михаил Боде, проводя параллель между картиной «Баня» и творчеством французского художника-академиста Жана-Огюста-Доминика Энгра (автора «Турецкой бани» и ряда других картин в жанре «ню»), называет стиль Серебряковой «энгризмом с поправкой на российские типажи и память о Венецианове». Об этом свидетельствует «и общий спокойный колорит полотна, выдержанного в искусно варьируемом и обогащаемом розово-золотом тоне смуглого нагого тела и несложность композиции, столь приятной спокойными положениями фигур». вы можете запросить все в системе с коробкой.

Написанная маслом — что дает возможность работать не спеша — картина «За обедом» продумана и в живописном отношении и в решении глубоко поэтичного образного содержания. 1909 г. За обедом. Художественный критик Михаил Боде, проводя параллель между картиной «Баня» и творчеством французского художника-академиста Жана-Огюста-Доминика Энгра (автора «Турецкой бани» и ряда других картин в жанре «ню»), называет стиль Серебряковой «энгризмом с поправкой на российские типажи и память о Венецианове»31.

1913Портрет Жени Серебрякова. Член объединения Мир искусства (1912-1917). Много работала в технике акварели и пастели. 1913г. Но как художник она сформировалась в Петербурге.

Браза в Петербурге (1903-1905), в Академии Ля Гран Шомьер в Париже (1905-1906). Писала в основном портреты, в том числе детские и многофигурные композиции.

Работала в Харькове (1918-1920), с 1920 поселилась в Петрограде, в 1924 уехала во Францию. Представитель младшего поколения Мира искусств. На этюде изображены шесть женских фигур— две на переднем плане и ещё четыре в глубине. Можно вспомнить ранние образцы творчества Серебряковой на детскую тему: полные симпатии к юным моделям изображения крестьянских детей конца 1900-х годов, например «Спящую Галю» или живые, обаятельные темперы, где в качестве натурщиков выступали дети художницы, — «Так заснул Бинька (Женя Серебряков)» 1908 года, портрет задумавшегося Жени, «Шура спит», «Играющий Шура» (все созданы в 1909 году), композиционный набросок «В детской. Я там в центре стою, нагнувшись, но лицо моё закрыто женщиной, сидящей с тазиком»6. Композиция предельно естественна и проста но ее уравновешенность и спокойствие, гармонирующие с внутренним состоянием молодой женщины с типично русским лицом и «лбом винчианских мадонн» (как поэт Дмитрий Кедрин сказал про рязанских крестьянок), переводят портрет в ранг картины. По-видимому, многие из них были крестьянского происхождения и вообще подразумевалась деревенская баня— по словам Алексея Савинова, эта картина «была существенно важным шагом в приближении Серебряковой к темам деревни и её людей». Полотно «Баня» считается первой большой картиной Серебряковой.

В 1917 вместе с А. П. По его словам, сильные фигуры девушек изображённых на картине и их неторопливые движения вызывают «ощущение целомудренного покоя», а их лица— «милые иногда курносые и скуластые»— свидетельствуют об их независимости и скромности29. Зинаида много путешествовала. В основе работы над картиной лежало изучение натуры. По словам искусствоведа Валентины Князевой, «этюд пленяет женственностью и поэтичностью образов, живой передачей натуры» в то же время она отмечает его камерный характер, связанный с жанровой трактовкой темы13.

Ж-1907). По-видимому, многие из них были крестьянского происхождения и вообще подразумевалась деревенская баня— по словам Алексея Савинова, эта картина «была существенно важным шагом в приближении Серебряковой к темам деревни и её людей»20. Училась в школе-мастерской М. К. Одной из моделей для второго, основного варианта картины «Баня» была — крестьянка из села Нескучное, в течение ряда лет работавшая кухаркой в семье Лансере— Серебряковых. Серебрякова как художница с юных лет формировалась в среде Мира искусства.

По сравнению с подготовительными материалами, художница смягчила остроиндивидуальные особенности натурщиц, «облагородила лица, удлинила пропорции». Нескучное» (1913). Серебрякова долго ищет композицию «Купальщицы»: в первых карандашных набросках, а затем начальном варианте маслом женщина еще «по-венециановски» стоит в прибрежных зарослях. Репина (1901), в мастерской О. Э. Также употребляется название «В бане».

Только незадолго до смерти состоялась первая выставка работ Серебряковой в СССР – в 1965-м году. На этюде изображены шесть женских фигур— две на переднем плане и ещё четыре в глубине. Искания Серебряковой, намеченные этой картиной, шли вразрез с тем направлением, в котором открывали новые горизонты живописи ее сверстники — «бубнововалетцы» во главе с П. Кончаловским, И. Машковым, А. Лентуловым, Р. Фальком неопримитивисты — в ту пору — М. Ларионов и Н. Гончарова, не говоря уже о К. Малевиче и П. Филонове. По сравнению с подготовительными материалами, художница смягчила остроиндивидуальные особенности натурщиц, «облагородила лица, удлинила пропорции». Это был период расцвета творчества талантливой художницы.

По словам искусствоведа Валентины Князевой, «этюд пленяет женственностью и поэтичностью образов, живой передачей натуры» в то же время она отмечает его камерный характер, связанный с жанровой трактовкой темы. 1914Портрет Б. А. Серебрякова. Князева отмечает, что в этом произведении присутствуют приёмы старого академизма, а также то, что в нём заметно следование традициям Алексея Венецианова— в первую очередь, его картины «Купальщицы», написанной в 1829 году. Однако зимой, которую, как правило, она проводит в Петербурге (за исключением упомянутых месяцев в Царском Селе), Зинаида Евгеньевна работает в основном над портретами близких и друзей просит позировать мужа, когда он возвращается из частых и длительных командировок постоянно пишет и рисует детей — подрастающих сыновей и маленьких дочек. В отличие от первого варианта (этюда), в котором Серебрякова использовала вертикальный формат холста, в основном варианте картины художница выбрала горизонтальный формат. Первые известные работысоздаются здесь — в городе на Неве.

Эта трудная задача цвето- и светописи решена мастерски. После этого Серебрякова увлеклась идеей создания полотна изображающего русскую баню. Братья Зинаиды Лансере Николай, — талантливый архитектор, другой, Евгений, сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики. Тенишевой у И. Е. В статье, посвящённой столетию со дня рождения Серебряковой искусствовед Александра Амшинская писала, что в картине «Баня» «осознание человеком себя, своего тела, своей физической природы проходит через изображение чрезвычайно важного ритуала русской крестьянской жизни». На полотне изображены одиннадцать молодых женщин.

В своих воспоминаниях Дудченко писала: «Я позировала ей. Серебрякова начала работу над этим этюдом летом 1912 года иногда его называют первым, неоконченным вариантом картины «Баня». Это могло бы свидетельствовать о достаточно тесных связях Зинаиды Евгеньевны с литературным миром, как и отмеченное в ее письмах посещение премьеры «Балаганчика» А. А. Блока в постановке В. Э. Мейерхольда и ее желание помочь своей приятельнице и модели, поэтессе В. Е. Аренс-Гаккель попасть в известное артистическое кафе «Бродячая собака» по «карточке» одного из братьев Лансере. В статье, посвящённой столетию со дня рождения Серебряковой искусствовед Александра Амшинская писала, что в картине «Баня» «осознание человеком себя, своего тела, своей физической природы проходит через изображение чрезвычайно важного ритуала русской крестьянской жизни». По-видимому, многие из них были крестьянского происхождения и вообще подразумевалась деревенская баня – по словам Алексея Савинова, эта картина «была существенно важным шагом в приближении Серебряковой к темам деревни и её людей».

От классики шли поиски пропорций, строгая пластика форм, спокойная гармоничная композиция. Эти светлые, полные гармонии пейзажи лишены какой бы то ни было «мирискуснической» стилизации, зато овеяны тонким чувством поэтической грусти, питаемой вдохновлявшей Серебрякову ее всегдашней любовью к Пушкину. На этюде изображены шесть женских фигур – две на переднем плане и ещё четыре в глубине.

Но как художник она сформировалась в Петербурге. Этим они отличаются от других фигур, которые написаны в характерных для мытья в бане позах. Я там в центре стою, нагнувшись, но лицо моё закрыто женщиной, сидящей с тазиком». В процессе работы над картиной «Баня» Серебрякова создала много этюдов и набросков с натуры. В своей монографии о Серебряковой искусствовед Валентина Князева пишет, что в картине «Баня» художница «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы». Среди них наиболее известен одноимённый этюд, также принадлежащий Государственному Русскому музею (холст, масло, 102 82, 5см, Ж-1909).

Одной из моделей для второго, основного варианта картины «Баня» была Василиса Дудченко – крестьянка из села Нескучное, в течение ряда лет работавшая кухаркой в семье Лансере – Серебряковых. По словам Эрнста, в этом произведении Серебряковой «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой». В процессе работы над картиной «Баня» Серебрякова создала много этюдов и набросков с натуры15. Близкую связь между произведениями Серебряковой и Венецианова также отмечал Алексей Савинов— он писал, что «оба они были родственны друг другу в утверждении русской красоты, воплощённой в девушке-крестьянке».

Они занимаются обычными делами— моют головы, несут воду, обливаются из шаек, выжимают волосы, сидят на полках, некоторые погружены в созерцание, но, несмотря на обыденность их действий, «мнится, что изображён торжественный ритуал». Я там в центре стою, нагнувшись, но лицо моё закрыто женщиной, сидящей с тазиком». Прожив довольно непростую, полную трагических событий жизнь, её картины полны радости бытия и поют гимн молодости и красоте человеческого тела. Обед».

Ж-1909)1. После успеха «Бани» на выставке «Мира искусства» в декабре 1913 года в Москве, удивившего и обрадовавшего скромную Серебрякову, она, укрепившись в намерении и далее разрабатывать, хотя и в других аспектах, крестьянскую тему, начала обдумывать замыслы новых произведений и собирать материалы для них, делая во время пребывания в Нескучном бесчисленные рисунки и наброски. По словам Эрнста, в этом произведении Серебряковой «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»9. В отличие от первого варианта (этюда), в котором Серебрякова использовала вертикальный формат холста, в основном варианте картины художница выбрала горизонтальный формат. Серебрякова начала работу над этим этюдом летом 1912 года иногда его называют первым, неоконченным вариантом картины «Баня»8. «Баня» Серебряковой, с таким глубоким уважением — более того, с восхищением — воспевавшая юность, чистоту и красоту крестьянок, явилась абсолютно новым словом в живописи второго десятилетия века.

В нарушение академических канонов композиция срезана краями полотна, что «вносит ощущение фрагментарно увиденной и живо запечатлённой сцены»— такой приём был характерен для живописи начала XX века. По словам искусствоведа Валентины Князевой, «этюд пленяет женственностью и поэтичностью образов, живой передачей натуры» в то же время она отмечает его камерный характер, связанный с жанровой трактовкой темы. В трактовке обнажённых тел появилась определённая идеализация, связанная с мечтой художницы о прекрасном в человеке, — «образ русской крестьянки здесь возвышен, в нём синтезировано конкретное изученное в натуре и черты искомого идеала»5. Именно отсюда, по её мнению и проистекают «целомудренная красота и душевная чистота, которыми пронизано изображение обнажённого тела».

Но при этом в судьбе и облике Серебряковой — художника и человека — много необычного и неожиданного, особенно принимая во внимание парадоксальное сочетание ее замкнутого, закрытого для посторонних, застенчивого, очень «домашнего» характера с абсолютно иным, по настрою, по тональности ее искусством — энергичным, бодрым, по самой своей сути оптимистическим, не по-женски крепким. Центральные персонажи выглядят будто бы непричастными к происходящему действию, на что указывает их облик, «с лёгкой таинственной улыбкой на губах и отстранённым взглядом выразительных глаз». Центральные персонажи выглядят будто бы непричастными к происходящему действию, на что указывает их облик, «с лёгкой таинственной улыбкой на губах и отстранённым взглядом выразительных глаз»3. Эта новая для нее тема возникает, конечно, не без влияния увиденной ею в Париже живописи Ж. Д. Энгра, Т. Шассерио и, естественно, «Завтрака на траве» и «Олимпии» Эдуарда Мане.

Художница не случайно обратилась к мотиву обнаженного тела. В статье, посвящённой столетию со дня рождения Серебряковой искусствовед Александра Амшинская писала, что в картине «Баня» «осознание человеком себя, своего тела, своей физической природы проходит через изображение чрезвычайно важного ритуала русской крестьянской жизни». Эта работа, получившая название «За обедом» (или, как она именуется в Третьяковской галерее, «За завтраком»), является не только очень точным «портретом», но подлинной картиной — и по особенностям композиционного и колористического решения и по удивительно искреннему и безусловному образному воплощению Детства. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Очень интересны и многозначительны автопортреты «Пьеро» и «Этюд девушки».

Князева отмечает, что в этом произведении присутствуют приёмы старого академизма, а также то, что в нём заметно следование традициям Алексея Венецианова— в первую очередь, его картины «Купальщицы», написанной в 1829 году30. Бенуа Серебрякова выехала во Францию и осталась в Париже. Именно отсюда, по её мнению и проистекают «целомудренная красота и душевная чистота, которыми пронизано изображение обнажённого тела». Трое детей изображены сидящими за столом: задумчивый, так похожий на отца блондин Женя Шура с живым внимательным взглядом, обернувшийся к зрителю (и художнику) и только что вышедшая из младенчества решительная Тата с огромными карими глазами.