Seurat Художник
Жорж-пьер Сёра (фр. Georges Seurat, 2 декабря 1859, Париж— 29 марта 1891, Париж)— французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм» или «пуантилизм». Georges Seurat, 2 декабря 1859, Париж – 29 марта 1891, Париж) – французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм» или «пуантилизм». Жорж-пьер Сёра (фр. Georges Seurat, 2 декабря 1859, Париж— 29 марта 1891, там же)— французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм» или «пуантилизм».
Жорж Сера: художник чистого цвета
В картине «Цирк» (1891) речь идет о современном феномене спектакля и сопутствующем ему пассивном созерцании. Первой картиной в стилистике пуантилизм считается «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884), которая и сегодня считается бесценным достоянием мирового искусства. Еще во время учебы в лицее Жорж посещал школу живописи. Пожалуй, наибольшее влияние на формирование концепций Сёра оказал влияние труд знаменитого критика Шарля Блана «Грамматика искусства рисунка». Жорж Сёра сначала изучал искусство с Джастином Лекуином, скульптором.
Представленная на суд жюри Салона картина была отвергнута. Сюжет работы был продиктован сценой на берегу Сены, поблизости от Парижа. В искусстве вес должно быть сознательным.
Шарль Ангран уточняет, что портрет был написан в ателье на бульваре Клиши. Красно-желтые цвета возбуждают, зелено-фиолетовые угнетают.
Отказ жюри молчун воспринял как оскорбление. Жорж Сёра писал большие фигурные композиции и пейзажи. Сёра тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов).
Жорж-Пьер Сера родился 2 декабря 1859 года в Париже. Картина Синьяка «Во время гармонии», написанная около 1893—1895 года (эскиз маслом для стенной росписи здания муниципалитета Монтрёй), кажется ответом на специфически капиталистическое состояние аномии и абсурда — иными словами, на «время дисгармонии», представленное в самом известном зрелом произведении его друга. Subject to Change: Reading Feminist Writing.
Очень важным оказалось то, что Синьяк гораздо точнее и доступнее автора формулировал новаторские идеи Сёра. Сама же картина «Воскресенье» стала своеобразным художественным манифестом Сёра. Иронизировал над полотном и Дега.
Картина Доминика Папети «Мечта о счастье» 1843 года куда лучше подходит для того, чтобы погрузиться в контекст утопической репрезентации, оттеняющий антиутопическую аллегорию Сёра. Помимо того что «Цирк» изображает современную ему социальную проблематику, как аллегорическая антиутопия он заключает в себе и пророческий потенциал. Еще во время учебы в лицее Жорж посещал школу живописи. Один теоретик описал явление, случающееся, когда вы пристально смотрите на яркий цвет (скажем, красный), а потом переводите взгляд на белую бумагу и в первое краткое мгновение видите противоположный тон (голубой). Жизнь подстерегла Сёра и он оказался в ловушке инстинкта. В таком произведении Ренессанса, как «Афинская школа» Рафаэля, персонажи реагируют и взаимодействуют так, чтобы намекнуть (а в действительности утвердить), что есть некий смысл по ту сторону живописной поверхности, так, чтобы передать некоторое сложное значение, которое и моментально считывается и выходит за рамки исторических обстоятельств, породивших его. В каком-то смысле «Завтрак на траве» Мане утверждает конец западной традиции высокого искусства как выразительного нарратива: тень утолщается, приоритет поверхности отрицает какую-либо трансценденцию, жесты больше не выполняют свою миссию установления диалога.
Сегодня, однако, жизнь проникла в его непроницаемое уединение. Так, ключевые элементы для его будущей теории дала работа Мишеля-Эжена Шеврёля «О законе одновременного контраста цветов». Итог — безГрандичная скука, дьявольская мечта маленького человека нарушить шабат и продлить его навеки. Да, он описывает живописную манеру, но приписывает технике пуантилизма «монотонность» и «терпеливость», аллегорически толкуя ее, таким образом, как метафору основополагающих свойств городской жизни. В 1878 году Сера приняли в Школу изящных искусств.
Тени вычислены. Как мы увидим, парадоксальное убеждение, что чистая видимость и плоская поверхность холста и есть модерность, совершенно противоположно тому, что показывает Сёра в «Гранд-Жатт», как и в других своих работах. Так, например, в формальной структуре «Лета» ценность материнства для женщины и работы для мужчины представлена как — по сути, неотделимая — составляющая природного порядка, а не как изменчивый и спорный вопрос. Грандкамп» (Le Bec du Hoc, Grandcamp), «Порт-ан-Бессен.
Жорж Сёра: жизнь и творчество художника
Методы Сёра были более традиционными. Тогда он выходил из своего уединения, обнаруживая жадность озабоченной поисками волчицы, но последовать за ним обратно в его убежище было невозможно" (Люси Кутюрье). Типичным образцом такой работы может служить "Мыс дю Ок в Гранкане", 1885. В ответ на слова Писсарро о достоинствах Гран-Жатт он ответил: О, я заметил бы это, Писсарро, но уж очень она велика, намекая на оптические свойства пуантилизма, при рассмотрении вблизи превращающие картину в цветовое месиво. Напротив, Морис Эрмель назвал это полотно «манифестом живописи и знаменем новой школы».
Папети использует сугубо классическую архитектуру, хотя картина одновременно предполагала, что эти утопические представления направлены в будущее: на ней были изображены пароход и телеграф (впоследствии убранные художником). Итак, перед нами — классическая живописная версия утопии XIX века, отождествляющей u-topos (отсутствие места) и u-chronos (отсутствие времени) с туманным временем и пространством античности. Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сера к самостоятельным поискам.
С. 435). Как и утопия Энгра, утопия Гогена аполитична: она отсылает к мужскому желанию, чьим означающим служит женская плоть. Леман благоговел перед Энгром, учеником которого являлся, -это может многое сказать о его педагогических приоритетах. Arachnologies: The Woman, The Text, and the Critic // Miller N. K. Стремление Сёра к жесткой структурированности и порядку в работе над своими произведениями было противоположно интуитивизму импрессионистов вот таким образом для обозначения созданного им метода возник термин «неоимпрессионизм».
Картина изображает остров на Сене неподалеку от Парижа, где средний класс проводит воскресное утро (sic. ) : только и всего и показано все с исключительным презрением. В 1884 г. ПарижскиЙ Салон отклонил работы Cёра и художник принимает участие в создании «Общества независимых художников» (Societe des Artist Independentsa). Дэниэл Рич был абсолютно прав, когда в своем исследовании 1935 года он подчеркивал первостепенное значение новаторства Сёра на уровне формы в том, что он называет «трансцендирующим» достижением «Гранд-Жатт». Овал цирка вычислен. Именно это наследие Сёра оставил своим современникам и тем, кто следовал по его стопам. Тем самым он переметнулся на сторону отверженных – художников, чьи картины также не были признаны критикой.
Жорж Сёра ( ) – французский художник-художник, пуантилист
Feneon F. Les Impressionistes en 1886 (VIIIe Exposition impressioniste) // La Vogue, 13—20 июня 1886 г. С. 261—75б пер. В таком произведении Ренессанса, как «Афинская школа» Рафаэля, персонажи реагируют и взаимодействуют так, чтобы намекнуть (а в действительности утвердить), что есть некий смысл по ту сторону живописной поверхности, так, чтобы передать некоторое сложное значение, которое и моментально считывается и выходит за рамки исторических обстоятельств, породивших его. Одним из ярко выраженных поклонников пуантилизма (дивизионизма) стал Поль Синьяк, прежде писавший в импрессионистской манере. Акцент, который он делал на антигероику, а не на жест на «терпеливое ткачество», подразумевающее механическое повторение, а не нетерпеливые мазки и удары кисти, которые Фенеон называл «виртуозной живописью» на социальную критику вместо трансцендентного индивидуализма, — все это позволяет говорить о Сёра как о предтече тех художников, которые отрицают героику и аполитичную возвышенность модернистского искусства, предпочитая критическую визуальную практику. Жорж Сёра писал большие фигурные композиции и пейзажи.
Откровенно говоря, сюжет картины для него был абсолютно не важен однажды он обронил, что ему всё равно, что изображать, – историческую сцену в духе Жака Луи Давида или современную действительность. Сёра, как и его друг — художник Синьяк, тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). Сердце колотится в пылающей груди.
Это было тело. Этот мир тишины является также миром фатального одиночества. Материальная поддержка со стороны родственников позволяла художнику спокойно доучиваться по собственной программе, не думая о куске хлеба. В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу— огромный живописный холст «Купальщики в Аньере». Пастель он предпочитал, так как она не крошилась, а бумагу мишле ценил за ее фактуру. Такая работа Пюви, как «Лето» 1873 года, созданная через два года после поражения Франции во Франко-прусской войне и ужасных событий вокруг Коммуны и ее последствий, расколовших общество, представляет один из самых чистых образчиков утопии.
И затем Блох переходит к описанию «Гранд-Жатт», приведенному в начале этого эссе: «Настоящее, даже нарисованное, буржуазное воскресенье выглядит куда менее желанным и разнообразным. — N. Y. : Alfred A. Knopf, 1985.
Впрочем, тогда эти картины не стоили больших денег: при жизни Сера сумел продать лишь несколько своих работ (по 300 франков за пейзажи и по 60 – за рисунки), а его картина «Натурщицы», которую сам художник оценил в 2500 франков (по 7 франков за день работы) через шесть лет после смерти была продана всего за 800 франков. Перед тем как приступить к написанию картины, Сёра читает много научной литературы и знакомиться с «Эссе об абсолютных знаках в искусстве» (1827—1832) Шарля Анри. В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка. Триумфальное шествие полотна «Гранд-Жатт», между тем, продолжалось.
В частности, он внимательно изучил творчество Эжена Делакруа. Все это акцентировано в «Гранд-Жатт» — поскольку опущено. Чем же на самом деле заболел Сёра. В эти же годы Сера написал несколько портретов.
Жорж Сера – художник чистого цвета
В 1887 г. Сёра примкнул к группе художников-неоимпрессионистов, куда входили Дюбуа-Пилле, Писсарро, Максимилиан Люс. С определенной точки зрения «Гранд-Жатт» можно рассматривать как пародию на «Священную рощу» Пюви, которая ставит под вопрос основания этой картины и ее адекватность современности как по форме, так и по содержанию. Действительно, Блох считает «Завтрак на траве» противоположностью «Гранд-Жатт», описывая его как «желанную сцену эпикурейского счастья» в самых лиричных выражениях: «Мягкий свет, какой мог написать только импрессионист, струится меж деревьями, окутывает две пары любовников, обнаженную женщину, еще одну — раздевающуюся перед купанием — и темные мужские фигуры».
В литографии для газеты Жана Грава Les Tempes noveux («Новые времена») Синьяк представил свою анархо-социалистическую версию бесклассовой утопии, в которой общая беззаботность и человеческое взаимодействие заменяют статику и изолированность фигур «Гранд-Жатт» в отличие от Сёра, Синьяк подчеркивает семейные ценности, а не затушевывает их и заменяет городские декорации более пасторальными, деревенскими, в соответствии с утопическим характером своего проекта. Он познакомился с изданным в 1885 году «Введением в научную эстетику» Шарля Анри, где излагалась его теория «геометрического изображения экспрессии», утверждалось, что линии идущие слева направо, снизу вверх из глубины наружу, воспринимаются как радостные, стимулирующие, а идущие справа налево, сверху вниз, в глубину – как тревожные, депрессирующие. Около этого времени он покинул Школу изящных искусств. Ведь на рубеже XIX—XX веков частью исторической парадигмы передового искусства был уход от глобальной, социальной и, прежде всего, негативной объективно-критической позиции, которая воспроизводится в «Гранд-Жатт» (а также на картинах «Парад» и «Канкан» того же автора). В отличие от Берты Моризо, которая в изображении своей дочери Юлии с кормилицей (1879) создает репрезентацию кормления грудью как такового — фигура у Моризо фронтальна, обращена к зрителю, живо написана и, хотя упрощена до единого объема, создает острое чувство жизненной непосредственности, — Сёра стирает все признаки профессиональной деятельности кормилицы и ее отношений с грудным ребенком, вместо биологического процесса предъявляя нам упрощенный знак. Разум.
В отзывах о выставке царил разнобой. Так, художник предпочёл смешению цветов на палитре их «оптическое слияние» непосредственно на холсте при рассмотрении полотна с определённого расстояния. Поначалу Сера вплотную занялся рисунком. Акцент, который он делал на антигероику, а не на жест на «терпеливое ткачество», подразумевающее механическое повторение, а не нетерпеливые мазки и удары кисти, которые Фенеон называл «виртуозной живописью» на социальную критику вместо трансцендентного индивидуализма, — все это позволяет говорить о Сёра как о предтече тех художников, которые отрицают героику и аполитичную возвышенность модернистского искусства, предпочитая критическую визуальную практику. Умер Сёра в Париже 19 марта 1891 года. Можно лишь предположить, что все это время художник занимался самообразованием.
Но выступившие при этом подножия скал нарушали композицию и он "закрыл" их приливом. Особенно поразило молодого художника одно высказывание из книги: «Цвету, подчинённому чётким правилам, можно обучаться, как музыке» Именно с этого момента в сознании Сёра искусство обрело чистые и строгие формы. Ничто не говорит больше о полном отказе Сёра от очарования непосредственности в пользу принципиальной отстраненности, чем сравнение деталей большого предварительного эскиза «Гранд-Жатт» (музей Метрополитен в Нью-Йорке) с деталями оконченной картины. Как отмечает Клодин Митчелл в своей недавно вышедшей статье, несмотря на узнаваемое изображение далекого прошлого, образная система «Лета» предполагает более общий, даже универсальный временной масштаб — представление о некоторой обобщенной истине человеческого общества. Скорее, «Гранд-Жатт» — полотно, которое активнопроизводиткультурные смыслы изобретая визуальные коды для современного художнику опыта городской жизни. Воскресенье» (Port-en-Bassin – Sunday), «Онфлер» (Honfleur). Жорж Сёра умер 29 марта 1891 г. Никто, даже друзья из так называемого кружка «независимых» художников, не мог похвастаться тем, что хорошо знал Сёра. Скорее, эти механические очертания, эти упорядоченные точечки отсылают к современным науке и промышленности с ее массовым производством к магазинам, полным многочисленных и дешевых серийных товаров массовой печати с ее бесконечными репродукциями.
В Жорже Сёра иногда раскрывался художник и никогда – человек. На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея. Два дня.
2 декабря 1859 года родился Жорж Сёра, французский художник-постимпрессионист
После выставки Сера с головой погрузился в жизнь, которую вели «независимые». При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных (независимых). Ей двадцать лет.
Да, мэтр дивизионизма и эта женщина составляли странную пару. Нужно смотреть на природу глазами разума. Отец неизвестен. Первые картины Сера показал на официальном салоне в 1883 году и на Первой выставке Независимых в 1884 году.
В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка. Итак, перед нами — классическая живописная версия утопии XIX века, отождествляющей u-topos (отсутствие места) и u-chronos (отсутствие времени) с туманным временем и пространством античности. Броская фигура речи Фенеона, которая связывает идею терпения и ткачество, конечно, напоминает гендерно окрашенный образ терпеливо вышивающей Пенелопы и целый сонм историй и метафор, включающих женщин и текстиль, — и не в последнюю очередь знаменитое высказывание Фрейда о женщинах и шитье в своем эссе «О женственности» он пишет, что шитье — единственный вклад женщин в цивилизацию (Freud S. Femininity // Freud S. New Introductory Lectures on Psychoanalysis, Trans. Воскресенье» (Port-en-Bassin – Sunday), «Онфлер» (Honfleur). Согласно теории изложенной в этом труде, направление линии влияет на восприятие зрителя. Отказ жюри молчун воспринял как оскорбление.
- Улица Сен-Винсент, Монмартр, Весна
- «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» Жоржа Сёра: антиутопическая аллегория
- Картины и репродукции Жоржа Сера
- Жорж-Пьер Сёра/, основоположник школы неоимпрессионизма
- Жорж-Пьер Сёра – Купальщики в Аньере
- Художник Жорж-Пьер Сёра биография
Здесь и произошло его знакомство с Синьяком, который впоследствии так отзывался о картине: «Эта картина была написана большими плоскими мазками, находившими один на другой и взятыми с палитры, составленной, как у Делакруа из чистых и земляных красок. Он обращается к трудам известных ученых, в частности к «Эссе об абсолютных знаках в искусстве» (1827—1832) Юмбера де Сюпервиля, который связывал направленность разных линий с выражением эмоционального состояния. Неоконченный курс Школы изящных искусств, конечно же, в этом смысле был недостаточен. Жорж Сёра (1859-1891) родился в Париже в состоятельной семье юриста Антуана-Кризостома Сёра. В 1878-1879 г. г. Как мне кажется, «Гранд-Жатт» и другие произведения Сёра слишком часто включались в «великую традицию» западного искусства, бодрым маршем идущую от Пьеро до Пуссена и Пюви и слишком редко связывались с более критическими стратегиями, характерными для радикального искусства будущего.
Жизнь подстерегла Сёра и он оказался в ловушке инстинкта. Серия завершается рисунком (коллекция Олбрайт-Нокс), относящимся к окончательному варианту группы кормилицы. На высвобождающемся пространстве закружились бурные водовороты ярких идей и направлений.
В ноябре 1880 года Сера демобилизовался и возвратился в Париж. В эти же годы Сера написал несколько портретов. Лишенный сильной привязанности к кому бы то ни было мальчик начал интересоваться искусством.
- Неоимпрессионизм: одна, но пламенная страсть
- Прочь от импрессионизма и вершина славы
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Словари и энциклопедии на Академике
Однако, жюри Салона 1884 года отвергло «Купание», считая картину недостойной соседства с другими 2480 работами, вот таким образом работа позже была выставлена в Салоне Независимых, где почти не была замечена. Представление о монотонности и бесчеловечной закрепощенности современной городской жизни, этот основополагающий троп «Гранд-Жатт», проникает даже в анализ самого значительного из критиков этой картины, Феликса Фенеона, — анализ, претендующий на непреклонный формализм: Фенеон описывает единообразие техники Сёра как «монотонное и терпеливое ткачество» — трогательная ошибка, наносящая критику ответный удар. Импрессионисты ополчились на него, кажется, сильнее всех. На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея. Поначалу Сера вплотную занялся рисунком. Знакомство и взаимное влияние представителей новых направлений живописи помогли Жоржу Сёра найти единомышленников.
Сёра тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). Жорж Сера (Seurat Georges), неповторимыйи очень запоминающийся французский художник постимпрессионист известен так же и как график. Вот таким образом некоторые любители ценят их даже выше, чем законченные картины художника.
В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу — огромный живописный холст «Купальщики в Аньере». После возвращения в Париж работал в студии вместе с двумя друзьями студенческого периода, а затем обустроил собственную мастерскую. Жорж Сёра сначала изучал искусство с Джастином Лекуином, скульптором. — N. Y. Умер Сёра в Париже 19 марта 1891. Как только художнику удавалось сказать всё, что он хотел, человек исчезал.
- Напишите отзыв о статье Сёра, Жорж
- Отрывок, характеризующий Сёра, Жорж
- Линда Ноклин о безысходной тоске городского досуга
Самой первой выдающейся работой Жоржа Сёра считается «Купальщики в Аньере» (1883), которая была отклонена Парижским салоном, после чего он предпочёл работать с независимыми художниками. Посещал Школу изящных искусств (1878-1879). Эти поиски обязаны были завершиться грандиозным успехом. Гармоничные линии, гладкие тела без признаков старения, привлекательная симметрия композиции, свободная группировка ненавязчиво обнаженных или задрапированных под классику фигур в неопределенном ландшафте «а-ля Пуссен» — здесь представлена не столько утопия, сколько ностальгия по далекому, никогда не существовавшему прошлому, «у-хрония». Период 1881-82 годов ознаменован его повышенным вниманием к человеческой фигуре.
Он теперь пытался уклониться от выставок, опасаясь, что его идеи окажутся просто разворованы падкими на успех «товарищами». Разум может все. Еще во время учебы в лицее Жорж посещал школу живописи. После выставки Сёра с головой погрузился в жизнь, которую вели независимые. Сёра метался в бреду, лежа на своей постели в темном углу квартиры.
Неоконченный курс Школы изящных искусств, конечно же, в этом смысле был недостаточен. — N. Y. : Columbia University Press, 1988, c. 77—101. Сердце колотится в пылающей груди. Он отмечает, что «современное Сёра развитие промышленности воспитало в нем глубочайшее уважение перед рационализированным трудом, научной техникой и изобретениями, движущими прогресс».
Серия завершается рисунком (коллекция Олбрайт-Нокс), относящимся к окончательному варианту группы кормилицы. Как и «Гранд-Жатт», «Мастерская художника» — работа огромной силы и сложности, в которой неразрывно сплетены утопические и не- или антиутопические элементы и в которой воистину утопическое и антиутопическое показаны как взаимоотраженные диалектические противоположности. По мнению Шапиро, столь же ошибочны попытки Рича предложить классицизирующее, традиционное и гармонизирующее прочтение Сёра, чтобы вписать его новаторские идеи в законопослушный «мейнстрим» живописной традиции (как это похоже на историков искусства. ). «Купание в Аньере», его первая большая картина, свободой мазка и яркостью красок напоминает работы импрессионистов Камиля Писсарро и Клода Моне. Три дня, два дня.
В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка. Работы Пюви идеологически направлены на создание эстетической гармонии как раз там, где в современном обществе сосредоточены дисгармония, конфликты и противоречия, будь то положение рабочих, классовая борьба или статус женщины. Готье превозносил Пюви за уход от необязательного и случайного и отмечал, что его композиции всегда имеют абстрактное и общее название: «Мир», «Война», «Покой», «Работа», «Сон» — или «Лето». Разум может все. Представление о монотонности и бесчеловечной закрепощенности современной городской жизни, этот основополагающий троп «Гранд-Жатт», проникает даже в анализ самого значительного из критиков этой картины, Феликса Фенеона, — анализ, претендующий на непреклонный формализм: Фенеон описывает единообразие техники Сёра как «монотонное и терпеливое ткачество» — трогательная ошибка, наносящая критику ответный удар.
Затем служил в армии в Бресте. Здесь он (вместе с Аман-Жаном) снял студию, ставшую местом его дальнейшей работы. Антиутопический импульс содержится в самом сердце достижений Сёра — в том, что Блох называл «сложившейся мозаикой скуки», «ничего не выражающими лицами», «невыразительной водой воскресной Сены» короче, «пейзажем с самоубийством, не состоявшимся от нерешительности». Значит, Сёра покинул эту мастерскую осенью 1889 года. Красно-желтые цвета возбуждают, зелено-фиолетовые угнетают.
Он считается основателем течения неоимпрессионизма (дивизионизма, пуантилизма). Мазки чистого цвета, считал он, меркнут, соединяясь друг с другом. Сюжет работы был продиктован сценой на берегу Сены, поблизости от Парижа. Для этого Рич использует две схемы, упрощающие и без того схематичную композицию Сёра: «Организация Гранд-Жатт в кривых» и «Организация Гранд-Жатт в прямых линиях» — типичный прием формального, «научного» искусствоведческого анализа того времени. С одной стороны, все это очень льстило художнику, а с другой, - вызывало ревность. Адский метроном отстукивает свой счет. Следует остановиться на 1888-1889 годах, дате, указанной, впрочем, Синьяком.
Тени вычислены. Первая значительная картина Жоржа Сера появляется в 1883 году, представляющая обширное полотно под названием «Купальщики в Аньере». Следующая картина Сёра, Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт (1884–1886, Чикаго, Художественный институт), была представлена на последней выставке импрессионистов в 1886. В отличие от Берты Моризо, которая в изображении своей дочери Юлии с кормилицей (1879) создает репрезентацию кормления грудью как такового — фигура у Моризо фронтальна, обращена к зрителю, живо написана и, хотя упрощена до единого объема, создает острое чувство жизненной непосредственности, — Сёра стирает все признаки профессиональной деятельности кормилицы и ее отношений с грудным ребенком, вместо биологического процесса предъявляя нам упрощенный знак. Ее часто называют пуантилизмом, но сам автор и его последователи предпочитали термину «дивизионизм».
Успеет ли он к сроку закончить «Цирк». Отказ жюри стал сокрушительным ударом. Есть и более мрачные толкования отношений зрителя и спектакля в картине «Цирк». Повзрослев, поступил в Школу изящных искусств. В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу — огромный живописный холст «Купальщики в Аньере». Обладая яркой, раскрывшейся красотой, Мадлен Кноблох отличалась весьма посредственным умом если Сёра — воплощение рассудка, она — сама плоть. J. Strachey.
он занимался в Школе изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts). В 1879 г. Сёра посетил IV выставку импрессионистов и был потрясен работами Поля Гогена, Клода Моне, Камиля Писсарро: впервые он увидел картины, созданные не по установленным жестким академическим образцам. Вместе Сера и Синьяк разрабатывают идеи Шевреля, его теорию цвета для живописи, Сера изучает работу Огдена Николаса Руда "Современная теория цветов". Руд доказал, что оптическое смешение основных цветов солнечного спектра – красного, желтого и синего – делает их тон ярче, чем при смешении пигментов. А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения.
Во время своих занятий живописью постоянно находился в поисках нового, тяготел к импрессионизму и разрабатывал новые методы, которые послужили созданию нового направления в неоимпрессионизме. И все же есть одна деталь, которая противоречит такой интерпретации, — маленькая, но вносящая в смысл картины диалектическую сложность, помещенная в самую сердцевину «Гранд-Жатт»: маленькая девочка, бегущая вприпрыжку. Импрессионисты ополчились на него, кажется, сильнее всех. Такой подход требовал значительных усилий. Шестнадцать дней, тринадцать дней, восемь дней. В результате произведение вышло столь необычным, что поклонники Сера поспешили объявить его «мессией нового искусства».
Это подтолкнуло Сёра к участию в Салоне отверженных. Температура поднималась, пульс учащался. А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения. На первый взгляд, «Купание в Аньере» можно назвать импрессионистическим полотном – за яркость красок и даже за то, что изображенная на картине фигура (гребец справа) частично срезана краем рамки, что очень характерно именно для импрессионистов. Короче говоря, Сёра свел фигуру кормилицы к минимальной функции.
Жорж-пьер Сёра (фр. Три дня, два дня. Жорж Сёра (Georges Seurat) 1859-1891 Французский художник постимпрессионист, основатель «пуантилизма» Художник, основатель французской школы нео-импрессионизма 19-го века, чьи методики передачи игры света при помощи крошечных мазков контрастного цвета стала известна как пуантилизм. В картине «Кабаре» 1889—1890 годов (музей Крёллер-Мюллер) товаризованное развлечение, грубый продукт нарождающейся масскультурной индустрии, показано во всей своей пустоте и искусственности это не мимолетные удовольствия, которые мог бы изобразить Ренуар и не спонтанная сексуальная энергия в духе Тулуз-Лотрека.
Но даже здесь, как отмечает Эрнст Блох в той же главе своей книги, остаются утопические эманации. Вневременное, внесоциальное, субъективное и феноменологическое — иными словами, «чистая» живопись — утверждалось в качестве основания модернизма.
В ноябре 1880 года Сёра демобилизовался и возвратился в Париж. Картину показали на второй выставке Общества независимых осенью 1886 года и на выставке «Группы двадцати», собравшей бельгийских художников-новаторов.
Откровенно фурьеристское содержание этой утопической аллегории подкреплено подписью «Гармония» на постаменте изваяния в левой части полотна, которая отсылает к «государству Фурье и музыке сатиров», а также названием книги «Универсальное общество», в которую погружены молодые ученые (прямая отсылка к фурьеристской доктрине, а также к одному из трактатов Фурье). Feneon F. Les Impressionistes en 1886 (VIIIe Exposition impressioniste) // La Vogue, 13—20 июня 1886 г. С. 261—75б пер. О самой работе нам мало что известно, так как до 1883 года Сера не выставлялся. В финальной версии картины ничто не напоминает о роли кормилицы, питающей дитя, о нежных отношениях грудного ребенка и его «второй матери», какими считали тогда кормилиц. Закончив ее, художник очень надеялся на успех.
Для живописцев в это время главной становится работа с натуры. Кларк в своей последней заметке об этой картине (Clark T. J. На Купание в Аньере Сёра потратил год, но жюри Салона отклонило работу. Броская фигура речи Фенеона, которая связывает идею терпения и ткачество, конечно, напоминает гендерно окрашенный образ терпеливо вышивающей Пенелопы и целый сонм историй и метафор, включающих женщин и текстиль, — и не в последнюю очередь знаменитое высказывание Фрейда о женщинах и шитье в своем эссе «О женственности» он пишет, что шитье — единственный вклад женщин в цивилизацию (Freud S. Femininity // Freud S. New Introductory Lectures on Psychoanalysis, Trans. Жорж Сёра сначала изучал искусство с Джастином Лекуином, скульптором.
Температура поднималась, пульс учащался. Еще во время учебы в лицее Жорж посещал школу живописи. Импрессионисты ополчились на него, кажется, сильнее всех. В пятницу он, дрожа в ознобе, слег в доме родителей на бульваре Мажента. «Терпеливое ткачество» Фенеона можно также прочитать как антитезу более привычных метафор модернистского творчества, метафоризующих властную силу, спонтанность и эмоциональность творческих практик художника (мужчины) через уподобление его кисти напористому или ищущему фаллосу и подчеркивание, соответственно, либо сокрушительной страстности нанесения краски, либо, напротив, его деликатности и чуткости. Как политические активисты, они одинаково отрицали искусство для искусства и современное экспрессионистское отождествление социальной болезненности с взволнованной живописностью и экспрессионистским искажением, которые для них были не более чем индивидуалистической передержкой. Адский метроном отстукивает свой счет.
Именно это наследие Сёра оставил своим современникам и тем, кто следовал по его стопам. Их стилю подражали в сдержанной форме даже в академических кругах. — Nochlin L. Impressionism and Post-Impressionism, 1874—1904, Source and Documents in the History of Art (Englewood Cliffs, N. J. : Prentice Hall, 1966). Georges Seurat, 2 декабря 1859, Париж— 29 марта 1891, Париж)— французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм» или «пуантилизм». Своей размеренной походкой автор «Купания» дошел до кафе «Монтескье», где собирались художники-бунтари и сообщил о своем решении примкнуть к ним, уплатив положенные одиннадцать франков.
— N. Y. : Norton, 1965, c. 131). Как и «Гранд-Жатт», «Мастерская художника» — работа огромной силы и сложности, в которой неразрывно сплетены утопические и не- или антиутопические элементы и в которой воистину утопическое и антиутопическое показаны как взаимоотраженные диалектические противоположности. 12. Отдельные цветовые точки создают оптический эффект.
Есть и более мрачные толкования отношений зрителя и спектакля в картине «Цирк». В том же году Сёра начал работу над своим самым известным полотном «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (A Sunday Afternoon on the Island of La Grande Jatte), которую завершил в 1886 г. и выставил на VIII (и последней) выставке импрессионистов. Её несколько тяжеловатые черты не несли на себе никаких признаков одухотворённости, которая освещала бы или оттеняла её пухлое лицо пустой болтушки. Georges Seurat, 2 декабря 1859, Париж— 29 марта 1891, там же)— французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм» или «пуантилизм». Один из критиков даже назвал работы «независимых» «неудачными, непонятными, ужасными, бессмысленными, анемичными и надуманными».
В финальной версии картины ничто не напоминает о роли кормилицы, питающей дитя, о нежных отношениях грудного ребенка и его «второй матери», какими считали тогда кормилиц. Шестнадцать дней, тринадцать дней, восемь дней. Его знаменитое полотно «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт», выполненное в новой художественной манере, было центральным на выставке импрессионистов в 1886 году.
Свет вычислен.
На картине Папети утопические идеалы олицетворяют поэт, «воспевающий гармонию», группа, воплощающая «материнскую нежность» и другая, обозначающая светлую детскую дружбу, а по краям — различные стороны любви между полами. О самой работе нам мало что известно, так как до 1883 года Сера не выставлялся. Такая акцентуация противоречий является частью его антиутопической стратегии.
Свободой художник наслаждался недолго. Сёра изучал научные аспекты восприятия света и цвета и разработал на их основе живописную технику дивизионизма, письма мелкими точечными мазками чистого цвета. Одним из ярко выраженных поклонников пуантилизма (дивизионизма) стал Поль Синьяк, прежде писавший в импрессионистской манере. С одной стороны, все это очень льстило художнику, а с другой, – вызывало ревность.
Одним из них стал пуантилизм, основателем которого был Жорж Сёра. Основатель течения неоимпрессионизма (дивизионизма, пуантилизма). Ничто не говорит больше о полном отказе Сёра от очарования непосредственности в пользу принципиальной отстраненности, чем сравнение деталей большого предварительного эскиза «Гранд-Жатт» (музей Метрополитен в Нью-Йорке) с деталями оконченной картины. Плотные и компактные, формы отделяются одна от другой. На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея. Неоконченный курс Школы изящных искусств, конечно же, в этом смысле был недостаточен. Такой двусторонний подход и позволил появиться оригинальной живописной манере, получившей название «пуантилизм» » (от фр. Работал в основном Сера в Париже. По мнению Шапиро, столь же ошибочны попытки Рича предложить классицизирующее, традиционное и гармонизирующее прочтение Сёра, чтобы вписать его новаторские идеи в законопослушный «мейнстрим» живописной традиции (как это похоже на историков искусства. ).
Искусство – это гармония. Они напоминают древние фрески, а атмосфера картины полна ощущения остановившегося времени. Самой первой выдающейся работой Жоржа Сёра считается «Купальщики в Аньере» (1883), которая была отклонена Парижским салоном, после чего он предпочёл работать с независимыми художниками.
Картина Доминика Папети «Мечта о счастье» 1843 года куда лучше подходит для того, чтобы погрузиться в контекст утопической репрезентации, оттеняющий антиутопическую аллегорию Сёра. Короче говоря, это — критическое отношение к модерности, воплощенное в новом художественном средстве ироничном и декоративном и подчеркнутой (даже чрезмерно подчеркнутой) современности костюмов и предметов быта. Как мы увидим, парадоксальное убеждение, что чистая видимость и плоская поверхность холста и есть модерность, абсолютно противоположно тому, что показывает Сёра в «Гранд-Жатт», как и в других своих работах. После выставки Сера с головой погрузился в жизнь, которую вели «независимые».
Чем же на самом деле заболел Сёра. Действительно, «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» мог выглядеть совсем иначе или не состояться вовсе, если бы в тот самый год, когда Сёра начал работу над этой картиной, он не увидел работу Пюви «Священная роща», выставленную в Салоне 1884 года. Повзрослев, поступил в Школу изящных искусств.
Нанесение краски превращается в сухой прозаический акт — почти механическое воспроизведение пигментированных «точек». Вскоре его призвали на военную службу и весь следующий год Сера провел в 119-м пехотном полку, расквартированном в портовом Бресте. Как отмечает Клодин Митчелл в своей недавно вышедшей статье, несмотря на узнаваемое изображение далекого прошлого, образная система «Лета» предполагает более общий, даже универсальный временной масштаб — представление о некоторой обобщенной истине человеческого общества. Здесь он (вместе с Аман-Жаном) снял студию, ставшую местом его дальнейшей работы.
«Гранд-Жатт» решительно историчен, он не претендует на вневременность или обобщение и это также делает его антиутопичным. Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных (независимых). Жорж Сёра сначала изучал искусство с Джастином Лекуином, скульптором. В 1880-е годы многие художники находились в поисках новых эстетических ценностей и все больше отходили от старых идеалов импрессионизма: интуиции и темперамента. Еще эта ошибка в изображении лошади.
И все равно Сёра был счастлив. С определенной точки зрения «Гранд-Жатт» можно рассматривать как пародию на «Священную рощу» Пюви, которая ставит под вопрос основания этой картины и ее адекватность современности как по форме, так и по содержанию. Жорж Сёра родился 2 декабря 1859 г. в Париже в богатой семье. В другом эскизе (в коллекции Розенберга), хотя ребенок наличествует, он превращается в лишенное индивидуальности геометрическое эхо круглого чепца кормилицы, а ее фигура постепенно приобретает симметричную трапециевидную форму, которую мы видим в конечном варианте «Гранд-Жатт».
Жорж-пьер Сёра (фр. В литографии для газеты Жана Грава Les Tempes noveux («Новые времена») Синьяк представил свою анархо-социалистическую версию бесклассовой утопии, в которой общая беззаботность и человеческое взаимодействие заменяют статику и изолированность фигур «Гранд-Жатт» в отличие от Сёра, Синьяк подчеркивает семейные ценности, а не затушевывает их и заменяет городские декорации более пасторальными, деревенскими, в соответствии с утопическим характером своего проекта. Сам художник называл эти наброски "крокетонами". Он делал множество набросков и эскизов к картинам, есть у него и самостоятельные рисунки. Да, мэтр дивизионизма и эта женщина составляли странную пару.
Вот где действует аллегория, вынесенная в заголовок этой статьи («антиутопическая аллегория»). Несмотря на молчаливость, Сера вскоре стал душой компании. Около этого времени он покинул Школу изящных искусств.
Ей двадцать лет. Напротив, Морис Эрмель назвал это полотно «манифестом живописи и знаменем новой школы». Сюжет работы был продиктован сценой на берегу Сены, поблизости от Парижа. Его полк подолгу простаивал расквартированным и времени почти всегда было в избытке. А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения. И все же есть одна деталь, которая противоречит такой интерпретации, — маленькая, но вносящая в смысл картины диалектическую сложность, помещенная в самую сердцевину «Гранд-Жатт»: маленькая девочка, бегущая вприпрыжку. В ней учёный совершенно точно сформулировал законы контраста цветов, которые определили развитие теории Сёра относительно «оптического смешения цветов» и, конечно, же были применены на практике.
Можно лишь предположить, что все это время художник занимался самообразованием. Именно после нее он стал уделять большое внимание изображению обнаженной натуры и интерьера (до этого он ограничивался сюжетами, подсмотренными на пленэре). Предполагалось, что живопись «выражает», то есть выводит вовне некоторый внутренний смысл за счет своей структурной связности что она функционирует как визуальное проявление внутреннего наполнения или глубины из которых и состоит ткань изображения, — но как проявление поверхностное, хотя и имеющее огромное значение. Мейер Шапиро в наиболее глубокой, на мой взгляд, статье о «Гранд-Жатт» рассматривает Сёра как «скромного, работоспособного и умного технолога» из «низшего слоя среднего класса в Париже, выходцы из которого становятся промышленными инженерами, техниками и клерками».
«Изображена, — продолжает Блох, — невероятно французская ситуация, полная истомы, невинности и совершенной легкости, ненавязчивого наслаждения жизнью и беззаботной серьезности». Сёра показал её на первой выставке Группы независимых художников в 1884 году в павильоне Тюильри. Дэниэл Рич был совершенно прав, когда в своем исследовании 1935 года он подчеркивал первостепенное значение новаторства Сёра на уровне формы в том, что он называет «трансцендирующим» достижением «Гранд-Жатт». Столь же жадно, как и раньше, он вглядывался в работы импрессионистов на выставках. Готье превозносил Пюви за уход от необязательного и случайного и отмечал, что его композиции всегда имеют абстрактное и общее название: «Мир», «Война», «Покой», «Работа», «Сон» — или «Лето». Самое главное – как изображать.
Любитель парусного спорта и гребли Синьяк имел свою лодку и часто плавал с Сёра из Аньера на остров Гранд-Жатт. Это скорее утопия идеализированного желания. Для его пейзажей («Закат солнца. Если сравнивать его биографию с биографиями таких живописцев XIX века, как Винсент Ван Гог или Поль Гоген, то можно сказать, что жизнь Сера протекла однообразно.
Её звали Мадлен Кноблох. При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. Окончательно же Жорж убедился в правильности своих поисков, когда в 1880 году на глаза ему попался номер журнала «Искусство» со статьёй художника швейцарского происхождения «Феномены видения», в которой тот утверждал, что в искусстве всё должно быть сознательным. В то время, с мая, Мадлен Кноблох была беременна, но этого не видно на полотне Сёра. «Терпеливое ткачество» Фенеона можно также прочитать как антитезу более привычных метафор модернистского творчества, метафоризующих властную силу, спонтанность и эмоциональность творческих практик художника (мужчины) через уподобление его кисти напористому или ищущему фаллосу и подчеркивание, соответственно, либо сокрушительной страстности нанесения краски, либо, напротив, его деликатности и чуткости.
При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. Он отмечает, что «современное Сёра развитие промышленности воспитало в нем глубочайшее уважение перед рационализированным трудом, научной техникой и изобретениями, движущими прогресс». Художник очень любил сочетание черной пастели с бумагой мишле.
В 1883 г. Сёра создает свое первое значительное полотно — «Купальщики в Аньере» (Bathers at Asnieres). Продолжая совершенствовать манеру письма, Сёра создаёт своё наиболее знаменитое полотно «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт», которое было выставлено в 1886 году на восьмой (последней) выставке импрессионистов в отдельном зале рядом с работами Камилля Писарро и и Поля Синьяка, которые примкнули к так называемой школе научного дивизионизма (пуантилизма) Сёра. Короче, этоdolce far niente, если только оно обладает сознанием имеет сознание совершеннейшего антивоскресения на останках воскресной утопии». Такая работа Пюви, как «Лето» 1873 года, созданная через два года после поражения Франции во Франко-прусской войне и ужасных событий вокруг Коммуны и ее последствий, расколовших общество, представляет один из самых чистых образчиков утопии. Жорж Сёра родился в богатой семье и с детства увлекался рисованием.
Разум может все. Здесь он учился у Анри Лемана. Анри считал, что человек «обладает врожденным математическим чувством», что существуют незыблемые законы гармонии. Гармоничные линии, гладкие тела без признаков старения, привлекательная симметрия композиции, свободная группировка ненавязчиво обнаженных или задрапированных под классику фигур в неопределенном ландшафте «а-ля Пуссен» — здесь представлена не столько утопия, сколько ностальгия по далекому, никогда не существовавшему прошлому, «у-хрония». Жорж Сера (Seurat Georges), неповторимыйи очень запоминающийся французский художник постимпрессионист известен так же и как график. Несмотря на молчаливость, Сёра вскоре стал душой компании. Эти места привлекали многих импрессионистов -отчасти своими красотами, а отчасти тем, что добраться туда не составляло труда: регулярно ходил поезд. Картина вызвала самые скандальные отзывы критиков, но другие художники были восхищены его работой.
В частности, он внимательно изучил творчество Эжена Делакруа. Сёра болезненно воспринял слова критика, назвавшего работы некоторых авторов «бессмысленными, анемичными и надуманными» и с тех пор предпочитал не иметь никаких отношений с официальным Салоном. В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу— огромный живописный холст «Купальщики в Аньере».
Именно это делает произведения Сёра уникальными — и, в частности, эту картину. Он проявил огромный интерес к пуантилизму (или – дивизионизму) Сёра. Арабеска кнута вычислена. Ее звали Мадлен Кноблох. В портрете Мадлен он предпринял новую попытку, которая на сей раз получила одобрение Ф. Ф.
«Изображена, — продолжает Блох, — невероятно французская ситуация, полная истомы, невинности и абсолютной легкости, ненавязчивого наслаждения жизнью и беззаботной серьезности». Прошлой зимой в Париже от эпидемии гриппа (ее называли тогда инфлюэнцей) умерло множество людей а недавно доктор де Беллио рассказывал Писсарро о появлении дифтеритной инфлюэнцы. В 1880 г. вернулся в Париж. Он познакомился с изданным в 1885 году «Введением в научную эстетику» Шарля Анри, где излагалась его теория «геометрического изображения экспрессии», утверждалось, что линии идущие слева направо, снизу вверх из глубины наружу, воспринимаются как радостные, стимулирующие, а идущие справа налево, сверху вниз, в глубину — как тревожные, депрессирующие.
Конечно, существует классическая утопия плоти — «Золотой век» Энгра. И все же утопические концепции Папети и Энгра существенно различаются. Например, американский художник Теодор Робинсон назвал новую манеру мушиным пометом.
1859 – 29. Ведь на рубеже XIX—XX веков частью исторической парадигмы передового искусства был уход от глобальной, социальной и, прежде всего, негативной объективно-критической позиции, которая воспроизводится в «Гранд-Жатт» (а также на картинах «Парад» и «Канкан» того же автора). Большинство критиков были гораздо более склонны объяснить, почему все фигуры застыли в постановочных позах, остолбеневшие и лишенные выражения» (The New Painting: Impressionism, 1874—1886, каталог выставки, Музей изящных искусств Сан-Франциско и Национальная галерея художеств, Вашингтон, 1986. Эта работа Ренуара — наиболее отчетливая противоположность язвительному взгляду Сёра на «новый досуг». Вероятно, это и послужило толчком к разработке теории пуантилизма или дивизионизма, характеризующейся отказом от физического смешивания красок и передаче цветовых оттенков с помощью отдельных точечных мазков. В 1883 г. Сёра создает свое первое значительное полотно — «Купальщики в Аньере» (Bathers at Asnieres). В 1884 г. ПарижскиЙ Салон отклонил работы Cёра и художник принимает участие в создании «Общества независимых художников» (Societe des Artist Independentsa). В том же году Сёра начал работу над своим самым известным полотном «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (A Sunday Afternoon on the Island of La Grande Jatte), которую завершил в 1886 г. и выставил на VIII (и последней) выставке импрессионистов. В 1887 г. Сёра примкнул к группе художников-неоимпрессионистов, куда входили Дюбуа-Пилле, Писсарро, Максимилиан Люс. С 1888 г. по 1890 г., художник, проводя летние месяцы на побережье Нормандии, создал несколько морских пейзажей: «Ле Бек-дю-Хок. Иронизировал над полотном и Дега.
Какая деталь обозначает здесь искусство. Эти места привлекали многих импрессионистов- отчасти своими красотами, а отчасти тем, что добраться туда не составляло труда: регулярно ходил поезд. На «Купание в Аньере» Сера потратил год, но жюри Салона отклонило работу. Так, сам Ван Гог заявил, что это настоящий прорыв в «проявлении цвета». Помимо того что «Цирк» изображает современную ему социальную проблематику, как аллегорическая антиутопия он заключает в себе и пророческий потенциал. «Купание в Аньере» художник писал на протяжении года, но картина не была допущена в официальный Салон.
Конечно, существует классическая утопия плоти — «Золотой век» Энгра. Для живописцев в это время главной становится работа с натуры.
Он делал множество набросков и эскизов к картинам, есть у него и самостоятельные рисунки. При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. Сёра искал средство, способное привнести дыхание жизни на полотно. Вся эта борьба длится за подчинение жизни, за то, чтобы увековечить ее в минераловой неподвижности, словно простирающееся под ослепительным августовским солнцем безбрежное море. Как мне кажется, «Гранд-Жатт» и другие произведения Сёра слишком часто включались в «великую традицию» западного искусства, бодрым маршем идущую от Пьеро до Пуссена и Пюви и слишком редко связывались с более критическими стратегиями, характерными для радикального искусства будущего.
Сёра, как и его друг— художник Синьяк, тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). Позднее свое изображение он уничтожит, заменив его горшком с цветами. К 1883 году наука о цвете окончательно пленила Сёра. Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сёра к самостоятельным поискам.
На высвобождающемся пространстве закружились бурные водовороты ярких идей и направлений. Он проявил огромный интерес к «пуантилизму» (или «дивизионизму») Сера. После выставки Сера с головой погрузился в жизнь, которую вели «независимые». Он познакомился с изданным в 1885 году «Введением в научную эстетику» Шарля Анри, где излагалась его теория «геометрического изображения экспрессии», утверждалось, что линии идущие слева направо, снизу вверх из глубины наружу, воспринимаются как радостные, стимулирующие, а идущие справа налево, сверху вниз, в глубину — как тревожные, депрессирующие.
Работая с натуры, Сёра любил писать на небольших дощечках. Сложно сказать, подразумевают ли темпорально и географически определенные, подчеркнуто светские названия полотен Сёра («Воскресный день на острове Гранд-Жатт (1884)») антиутопическую критику туманных идеализированных названий Пюви и других классицистов, работавших с аллегорией. Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сера к самостоятельным поискам. Одну руку он потерял на охоте в результате несчастного случая и пользовался протезом. Эта техника была настолько сложна, что художник за свою недолгую жизнь написал только семь больших композиций, не считая пейзажей и рисунков.
Сера (Seurat) Жорж Пьер (2. Так началась работа над картиной Воскресный день на острове Гранд-Жатт. Рисование для юного Жоржа Сёра стало первой и главной страстью.
Жорж Сёра сначала изучал искусство с Джастином Лекуином, скульптором. Насколько отличается динамическое изображение надежды у Сёра — не столько аллегорическая фигура, сколько фигура, которая только может стать аллегорией, — от жесткой и конвенциональной аллегории Пюви, созданной после Франко-прусской войны и Коммуны. Художника продолжала беспокоить проблема рамы. Оно было подчинено научным законам, а цвет стал главным предметом исследования.
«Купание в Аньере» художник писал на протяжении года, но картина не была допущена в официальный Салон. Крупномасштабная работа, ставшая переломной в творчества Сёра. Он обращается к трудам известных ученых, в частности к «Эссе об абсолютных знаках в искусстве» (1827—1832) Юмбера де Сюпервиля, который связывал направленность разных линий с выражением эмоционального состояния. Зарисовки на Гранд-Жатт Сера делал днем, а затем в студии работал с холстом используя придуманную им «пуантилистскую» («точечную») технику. Фигура ребенка как символ надежды у Сёра — активный персонаж посреди океана вымороженной пассивности, напоминающий нам об еще одном образе: погруженном в работу юном художнике, спрятанном на картине Курбе «Мастерская художника» (1855), подзаголовок которой — «настоящая аллегория».
Поразительный образ и какой точный. Адский метроном отстукивает свой счет. Откровенно фурьеристское содержание этой утопической аллегории подкреплено подписью «Гармония» на постаменте изваяния в левой части полотна, которая отсылает к «государству Фурье и музыке сатиров», а также названием книги «Универсальное общество», в которую погружены молодые ученые (прямая отсылка к фурьеристской доктрине, а также к одному из трактатов Фурье). Можно лишь предположить, что все это время художник занимался самообразованием. : Norton, 1965, c. 131).
Разум может все. В отзывах о выставке царил разнобой. Красно-желтые цвета возбуждают, зелено-фиолетовые угнетают. О самой работе нам мало что известно, так как до 1883 года Сёра не выставлялся. Хотя фигура женщины составлена здесь из нескольких черно-белых прямоугольных и кривоугольных форм, объединенных слабо выделяющейся по тону вертикалью ленты, какие носят кормилицы (и как будто дублирующей позвоночную ось), она сохраняет связь со своим подопечным, толкая детскую коляску. Действительно, Блох считает «Завтрак на траве» противоположностью «Гранд-Жатт», описывая его как «желанную сцену эпикурейского счастья» в самых лиричных выражениях: «Мягкий свет, какой мог написать только импрессионист, струится меж деревьями, окутывает две пары любовников, обнаженную женщину, еще одну — раздевающуюся перед купанием — и темные мужские фигуры».
1891), французский художник и график. Один из них, «Портрет Аман-Жана», выставленный в Салоне 1883 года, удостоился сдержанных похвал. Он проявил огромный интерес к «пуантилизму» или«дивизионизму» Сера.
В его существование вошла женщина. Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сёра к самостоятельным поискам. Традиционная нагота «трех граций», которых всегда изображают в трех ракурсах— фронтальном, боковом и со спины или великое полотно о современной жизни, служащее им фоном. Фигура ребенка как символ надежды у Сёра — активный персонаж посреди океана вымороженной пассивности, напоминающий нам об еще одном образе: погруженном в работу юном художнике, спрятанном на картине Курбе «Мастерская художника» (1855), подзаголовок которой — «настоящая аллегория».
В «Натурщицах» (в коллекции Барнса), сардонически насмешливом манифесте противоречий современного общества в отношении «жизни» и «искусства», современные модели снимают одежду в мастерской, обнажая свою реальность на фоне картины — фрагмента «Гранд-Жатт», который выглядит более «современно», более социально выразительно, чем они сами. На картине Папети утопические идеалы олицетворяют поэт, «воспевающий гармонию», группа, воплощающая «материнскую нежность» и другая, обозначающая светлую детскую дружбу, а по краям — различные стороны любви между полами. Скамьи амфитеатра на заднем плане лишь намечены. На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея. И затем Блох переходит к описанию «Гранд-Жатт», приведенному в начале этого эссе: «Настоящее, даже нарисованное, буржуазное воскресенье выглядит куда менее желанным и разнообразным.
Объективное существование картины внутри истории воплощено, в первую очередь, в знаменитом точечном мазке (pointill) — минимальной и неделимой единице нового видения мира, на которую, разумеется, зрители обратили внимание прежде всего. Живописный мир Пюви расположен вне времени и пространства — тогда как «Гранд-Жатт» Сёра определенно и даже агрессивно размещен внутри его собственного времени. Фенеон считал неудачными его опыты с раскрашенными рамами и Сёра с этим согласился. Живописный мир Пюви расположен вне времени и пространства — тогда как «Гранд-Жатт» Сёра определенно и даже агрессивно размещен внутри его собственного времени. Именно таким образом юный художник стремился противостоять всей неустойчивости мира.
Тогда Сёра стёр своё изображение, заменив его горшком с цветами. Художник Жорж Сёра вышел из обеспеченной семьи министерского чиновника. Художники приходят к выводу, что краски не нужно смешивать, а мазки на полотно нужно наносить по отдельности друг от друга – "точка за точкой». С новыми идеями Сера приступает к работе над одной из наиболее значительных и, пожалуй известных своих работ – «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт», которая выставляется им на восьмой, последней, выставке импрессионистов. Публика отнеслась к картине неоднозначно, но в основном с непониманием, недоумением и скепсисом. В мрачной пещере мастерской маленький художник, полускрытый на полу в правой части картины, — единственная активная фигура, не считая самого художника за работой. Он теперь пытался уклониться от выставок, опасаясь, что его идеи окажутся просто разворованы падкими на успех «товарищами».
На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея. Жорж Сёра сначала изучал искусство с Джастином Лекуином, скульптором. Однако намерения Сёра были совершенно иными. В каком-то смысле «Завтрак на траве» Мане утверждает конец западной традиции высокого искусства как выразительного нарратива: тень утолщается, приоритет поверхности отрицает какую-либо трансценденцию, жесты больше не выполняют свою миссию установления диалога.
Сёра метался в бреду, лежа на своей постели в темном углу квартиры. Анри считал, что человек «обладает врожденным математическим чувством», что существуют незыблемые законы гармонии. Картина — сложившаяся мозаика скуки, мастерское изображение разочарованного ожидания чего-то и бессмысленностиdolce far niente. Картина изображает остров на Сене неподалеку от Парижа, где средний класс проводит воскресное утро (sic. ) : только и всего и показано все с исключительным презрением. При взгляде издалека полотно впечатляло плотностью и монолитностью цвета, но при ближайшем рассмотрении можно было заметить, что плоскости картины складывались из мелких точечных мазков комплиментарных (дополнительных) цветов нанесённых очень тесно друг к другу.
Действительно, «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» мог выглядеть совсем иначе или не состояться вовсе, если бы в тот самый год, когда Сёра начал работу над этой картиной, он не увидел работу Пюви «Священная роща», выставленную в Салоне 1884 года. Сам Сёра никак не представлен в своем мазке.
Именно живописная конструкция «Гранд-Жатт» — его формальные приемы — превращает антиутопию в аллегорию. Короче говоря, Сёра свел фигуру кормилицы к минимальной функции. Georges Seurat, 2 декабря 1859, Париж – 29 марта 1891, Париж) – французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм» или «пуантилизм». Картину показали на второй выставке Общества независимых осенью 1886 года и на выставке «Группы двадцати», собравшей бельгийских художников-новаторов. Мода на неоимпрессионизм быстро распространялась и вскоре десятки художников принялись имитировать «пуантилистскую» манеру Сера.
Сюжет работы был продиктован сценой на берегу Сены, поблизости от Парижа. В нее вошли Альбер Дюбуа-Пилье, Шарль Ангран, Максимилиан Люс и другие. Разум может все. (Чаще всего эту картину датируют зимой 1889-1890 годов. В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу — огромный живописный холст «Купальщики в Аньере». Эти этюды распадаются на две группы: наброски, послужившие исходным материалом для крупных композиций и самостоятельные зарисовки.
В то время как Сёра больше увлекался теориями, позволявшими точнее проникнуть в структуру живописи, Синьяк сумел разглядеть и вычислить принципы его работы, что и дало начало названию «пуантилизм» (или «дивизионизм»). В более ранней версии почти невозможно понять, бежит ли она вообще. Для его пейзажей (Закат солнца. В другом эскизе (в коллекции Розенберга), хотя ребенок наличествует, он превращается в лишенное индивидуальности геометрическое эхо круглого чепца кормилицы, а ее фигура постепенно приобретает симметричную трапециевидную форму, которую мы видим в конечном варианте «Гранд-Жатт». Люди с ничего не выражающими лицами отдыхают на переднем плане остальные персонажи в основном размещены между вертикалями деревьев как куклы в коробках, напряженно вышагивающие на месте. Два дня.
Сам он называл их «крокетонами». На мой взгляд, это неверно. C. 265—267), — произвела наибольшее впечатление на зрителей 1880-х годов и заставила их счесть «Гранд-Жатт» язвительной социальной критикой. Хотя фигура женщины составлена здесь из нескольких черно-белых прямоугольных и кривоугольных форм, объединенных слабо выделяющейся по тону вертикалью ленты, какие носят кормилицы (и как будто дублирующей позвоночную ось), она сохраняет связь со своим подопечным, толкая детскую коляску. И когда Сёра удалось более или менее сконструировать свой новый метод разложения цвета, он применяет его в своём первом масштабном полотне «Купание в Аньере» (1883-1884). Некоторые аспекты «Гранд-Жатт» можно прочесть как открытое отрицание утопии Фурье или, точнее, утопизма вообще. В 1878 году Сера приняли в Школу изящных искусств.
Так появилась группа неоимпрессионистов инициатором создания которой выступил Синьяк. Мать Мадлен была ничем не примечательной уроженкой Мозеля, перебравшейся в Париж. Это было тело. Вневременное, внесоциальное, субъективное и феноменологическое — иными словами, «чистая» живопись — утверждалось в качестве основания модернизма.
Работал в основном Сера в Париже. Сёра тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). Сохранившиеся наброски показывают, что первые зарисовки художник сделал при отливе. Этим мазком Сёра сознательно и бесповоротно устраняет свою уникальность, которую был призван проецировать в произведение неповторимый почерк автора. В мастерской Сера осталось 42 картины, 163 крокетона, 527 рисунков и набросков, ставшее предметом спора для родственников, друзей Мадлен Кноблох.
Мода на неоимпрессионизм быстро распространялась и вскоре десятки художников принялись имитировать «пуантилистскую» манеру Сера. Из произведений XIX века это ближе всего стоит к Сёра: в том, что оно представляет утопию как проблему, а не готовое решение, а также в решительно современной обстановке и, как ни странно, в том, что организовано оно как статичная, замершая композиция.
Стремление Сёра к жесткой структурированности и порядку в работе над своими произведениями было противоположно интуитивизму импрессионистов вот таким образом для обозначения созданного им метода возник термин «неоимпрессионизм». В ответ на слова Писсарро о достоинствах "Гран-Жатт" он ответил: "О, я заметил бы это, Писсарро, но уж очень она велика", намекая на оптические свойства пуантилизма, при рассмотрении вблизи превращающие картину в цветовое месиво. Напротив, Морис Эрмель назвал это полотно «манифестом живописи и знаменем новой школы». Так или иначе, новый художественный метод не остался незамеченным – о нем говорили, спорили и, что закономерно, ему начали подражать. Здесь он учился у Анри Лемана. Например, американский художник Теодор Робинсон назвал новую манеру "мушиным пометом".
Впрочем, тогда эти картины не стоили больших денег: при жизни Сера сумел продать лишь несколько своих работ (по 300 франков за пейзажи и по 60 – за рисунки), а его картина «Натурщицы», которую сам художник оценил в 2500 франков (по 7 франков за день работы) через шесть лет после смерти была продана всего за 800 франков. Триумфальное шествие полотна «Гранд-Жатт», между тем, продолжалось. В «Натурщицах» (в коллекции Барнса), сардонически насмешливом манифесте противоречий современного общества в отношении «жизни» и «искусства», современные модели снимают одежду в мастерской, обнажая свою реальность на фоне картины — фрагмента «Гранд-Жатт», который выглядит более «современно», более социально выразительно, чем они сами. Georges-Pierre Seurat родился 2 декабря 1859 года в обеспеченной семьи министерского чиновника.
В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу— огромный живописный холст «Купальщики в Аньере». Какая деталь обозначает здесь искусство. Можно лишь предположить, что все это время художник занимался самообразованием. Кнут мсье Луаяля вьется змейкой между тенями и светом.
Так, например, в формальной структуре «Лета» ценность материнства для женщины и работы для мужчины представлена как — по сути, неотделимая — составляющая природного порядка, а не как изменчивый и спорный вопрос. Художник придавал очень большое значение построению композиции своих произведений. Но, как отмечает Мейер Шапиро в своем блестящем опровержении этого исследования, Рич ошибся, не приняв во внимание из-за своего убежденного формализма первостепенное социальное и критическое значение практики Сёра. Настоящий золотой век для них был не в прошлом, а в будущем : отсюда и название «Мечта о счастье». Поздние эскизы Сёра заметно отличаются от его ранних работ – как правило, небольших по размеру и часто написанных на деревянных дощечках (которыми обычно служили крышки от сигарных ящиков).
Учился в Школе изящных искусств в 1878 -1879 годах у ученика Энгра Анри Лемана. C. 110. Вот где действует аллегория, вынесенная в заголовок этой статьи («антиутопическая аллегория»). Здесь он (вместе с Аман-Жаном) снял студию, ставшую местом его дальнейшей работы.
Искусство — это гармония. Жизнь подстерегла Сёра и он оказался в ловушке инстинкта. Именно это он и сделал в картине «Натурщицы» (1888), где за основу был взят классический сюжет с тремя грациями, который был впрочем адаптирован в творческой манере Сёра – грации были заменены раздевающимися натурщицами, а мифологические пейзажи – интерьером студии. Позднее своё изображение он уничтожит.
Над теорией дивизионизма (разложение цвета) и совершенствованием пуантилизма Жорж-Пьер Сёра работал совместно с другим известным французским художником Полем Синьяком (Paul Signac, 1863-1935). В 1878 году Сёра приняли в Школу изящных искусств. Один из них, «Портрет Аман-Жана», выставленный в Салоне 1883 года, удостоился сдержанных похвал. Помимо живописи, Сера много читал, жадно интересуясь новейшими теориями и открытиями в области оптики и пытаясь проследить, как использовали законы оптики старые мастера. В отзывах о выставке царил разнобой. Своей размеренной походкой автор «Купания» дошел до кафе «Монтескье», где собирались художники-бунтари и сообщил о своем решении примкнуть к ним, уплатив положенные одиннадцать франков.
Леман благоговел перед Энгром, учеником которого являлся, - это может многое сказать о его педагогических приоритетах. Мейер Шапиро в наиболее глубокой, на мой взгляд, статье о «Гранд-Жатт» рассматривает Сёра как «скромного, работоспособного и умного технолога» из «низшего слоя среднего класса в Париже, выходцы из которого становятся промышленными инженерами, техниками и клерками».
Несмотря на молчаливость, Сёра вскоре стал душой компании. Да, он описывает живописную манеру, но приписывает технике пуантилизма «монотонность» и «терпеливость», аллегорически толкуя ее, таким образом, как метафору основополагающих свойств городской жизни. В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка.
The Painting of Modern Life: Paris in the Art of Manet and His Followers. Прошлой зимой в Париже от эпидемии гриппа (ее называли тогда инфлюэнцей) умерло множество людей а недавно доктор де Беллио рассказывал Писсарро о появлении дифтеритной инфлюэнцы. В картине «Кабаре» 1889—1890 годов (музей Крёллер-Мюллер) товаризованное развлечение, грубый продукт нарождающейся масскультурной индустрии, показано во всей своей пустоте и искусственности это не мимолетные удовольствия, которые мог бы изобразить Ренуар и не спонтанная сексуальная энергия в духе Тулуз-Лотрека. Разум может все.
В 1878 году Сёра приняли в Школу изящных искусств. Свет вычислен. Так началась работа над картиной Воскресный день на острове Гранд-Жатт. Овал цирка вычислен.
Каков же формальный язык Сёра в «Гранд-Жатт». В пятницу он, дрожа в ознобе, слег в доме родителей на бульваре Мажента. Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных (независимых).
Одним из ярко выраженных поклонников пуантилизма (дивизионизма) стал Поль Синьяк, прежде писавший в импрессионистской манере. Такая акцентуация противоречий является частью его антиутопической стратегии. Чаще всего он рисовал белым мелом или пастелью. В отличие от импрессионистов, работавших очень быстро и стремившихся схватить мгновенное впечатление, Сёра трудился над каждым из своих полотен длительное время. Атрибуты ее занятия — чепец, лента и накидка — и есть ее реальность: будто в массовом обществе больше не находится ничего, что может представить социальную позицию индивида.
3. Сёра серьезно потрудился над этим персонажем мы можем наблюдать процесс его упрощения в серии рисунков карандашом Конте — от нескольких вполне прочувствованных набросков с натуры (в коллекции Гудйер) до монументального вида кормилицы сзади («Чепец и ленты», в коллекции Тоу). «Гранд-Жатт» решительно историчен, он не претендует на вневременность или обобщение и это также делает его антиутопичным.