Шагал Полет Над Городом
История одного шедевра: «Над городом» Шагала
Ида даже считала, что ее отец подумывал о самоубийстве. Хотя исполнитель по отношению к Юрскому слово неверное. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1516. Сам знаешь.
Шагал здесь не в полетах, в летах. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор. Пламени в спектакле довольно. Но запомни: денег у меня больше нет.
Описание картины Марка Шагала «Над городом»
Туристы скучно слушают, грохочут ботинками, топчут картины безразличными взглядами, легко меняя один зал на другой. Я ринулся в библиотеку, впился в толстенную «Ниву» и принялся копировать портрет композитора Рубинштейна – мне приглянулся тонкий узор морщинок на его лице изображение какой-то гречанки и вообще все картинки подряд, а кое-какие, кажется, придумывал сам». Знаменитая выставка "Дегенеративное искусство" в Германии.
Только свет и тень. В 1909—1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. 1 Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. Пьесу, которой можно навесить ярлык «эмигрантская» (не потому, что автор ее эмигрант, а потому, что эмиграция и странствия Шагала в ней – главная тема) – отличная основа для гастрольного спектакля.
Это невольно придает спектаклю новый смысл – быть свободным на холсте и на сцене – два разных, по-разному достижимых порога. Он без устали рисовал его заборы и крыши, жителей и коз. Город то помнил, то забывал, – у разных властей были свои любимые художники. Хотя он – наряду с Пабло Пикассо – давно уже жил в статусе живого бога искусства, Шагал никогда не мог успокоиться на достигнутом. Может показаться, что «Полеты с ангелом.
В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Увы, она была обыкновенной женщиной и не устояла перед парижскими соблазнами. Художественно оформить спектакль о Художнике – это весьма и весьма.
/Месяц, ты. На сцене – творческий поиск в режиме реального времени. Всего за несколько лет он создал (или воссоздал) множество прекрасных произведений, к концу двадцатых годов завоевавших ему повсеместное признание критиков как одного из крупнейших художников своего времени.
Творил. На сцене – творческий поиск в режиме реального времени. В гамме спектакля куда больше красок. Здесь не до полетов: одни стоят на руках, другие валяются, третьи наваливаются. Она молчит, я тоже.
«Люди уменьшаются в размерах / По мере удаления от нас», — это урок о перспективе, а не о роли личности в истории. Город не оставит его даже тогда, когда Шагал оставит город. Разрушенные и выпотрошенные дома, переименованные улицы, где из знакомых лиц только тени. И его картины – это удивительный сплав живописи и поэзии. В спектакле ее узнаешь еще до того, как звучит ее имя: фиолетовое платье с белым воротничком, сирень – этот портрет запечатленный многократно («Над городом», «Любовники в сирени», «Венчание» и др. ), раз увиденный – не забудется. Огонь. Витебск навсегда останется для Шагала местом действия.
Описание картины «Над городом» Марка Шагала
Это мои глаза, моя душа». Факты биографии составили коллаж пьесы, а сквозь него проступил и портрет. В спектакле разыграна импровизированная экскурсия по Лувру. Портрет еврейского художника, человека русской культуры, обретшего покой на Западе и славу во всем мире. Он давно уже творец, о какой бы роли не шла речь. «Ты помнишь ль меня, мой город», — писал Шагал. Если и была чаша, то, которую лучше «мимо пронести».
Как Макаренко, наравне со всеми пёк хлеб, дежурил на кухне, качал воду из колодца. У него был один брат и пять сестёр14. 9. Шагалы немедленно засобирались домой – однако судьба распорядилась иначе.
Марк Шагал, летящие над городом
Однако рекомендации друзей делают свое дело: его приглашают на один салон за другим и постепенно критики и коллекционеры начинают проявлять к нему внимание. Город, показанный художником на заднем плане, безлик и скучен, только мужик со спущенными штанами, сидящий под дощатым забором и гуляющий козел выбиваются из обыденности. Её черты узнаваемы во всех женщинах и ангелах. Горожане в широкополых шляпах, с бантами в петлицах несут плакаты: «Да здравствует революция слов и звуков. » Какие-то дамы вышли на парад на ходулях.
На сцене –единственный холст на подрамнике, который так и не будет развернут к залу. Но и рассказать не так просто. И всё же сюжеты его картин не изменились. Ничего суицидального и мистического. «Меня зовут Марк, у меня слабый желудок и совсем нет денег, но, говорят, у меня есть талант», – повторял он себе.
Над городом, Марк Захарович Шагал
Художественно оформить спектакль о Художнике – это весьма и весьма. К излюбленному Шагалом фиолетовому примешивается в стихах лиловый Пастернака: « что в грозу лиловы глаза и газоны/ И пахнет сырой резедой горизонт». И это было поразительно, так как Белла была красавицей, а Марк не слишком хорош собой. t«Плетни и крыши, срубы и заборы и все, что открывалось дальше, за ними, восхищало меня.
Вскоре она согласилась остаться в его доме навсегда – но только при условии, что Шагал на ней женится. —ятоже. В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. Марк Шагал – один из самых известных представителей русского авангарда, родился в Витебской губернии (его настоящее имя Мовша Хацкелевич), а умер в Париже. Над сценой – те самые «плетни и крыши», пляшущие избы, накренившиеся дома. А ещё Белла была одухотворенной и воздушной. Творчество Шагала вообще очень автобиографично.
Но каждый раз на мгновенье. «Каждый день, зимой и летом, – писал Шагал, – отец вставал в шесть утра и шел в синагогу. Во Франции Шагал оказался в конце 1910 года. Если и была чаша, то, которую лучше «мимо пронести».
Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. Семь – число, которое не может быть случайным. «Твоих работ в России тоже не видно, — ответил Шагал, — а ведь ты как-никак коммунист. » Пикассо рассмеялся: «Я знаю, почему ты не выставляешься в России: ведь там нельзя заработать. » Насчёт России Пикассо был не прав — через несколько лет Шагал поехал туда и подарил Пушкинскому музею 75 своих бесценных литографий, чего с ним долгие годы не случалось (раньше-то Марк Захарович много работ раздаривал, но Вава считала это непростительным мотовством).
А когда в 1916 году родилась дочь Ида, стал рисовать и её. Образы и объекты на холсте не детализированы. Отдельных зрителей подобный прием завораживает. Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд имеет некий диссонанс. Здесь стараниями Людмилы Дребневой выведена и громогласная пылающая Революция, сокращенно Люция, а короче Лушка, прозвавшая «мазню» Шагала карикатурами и «Сожженная картина» исполняющая песню на манер немецкого кабаре 30-х годов о том, как ее, признанную дегенеративной и опасной для арийской нации, осквернили и предали огню.
95 лет назад Марк Шагал завершил картину Над городом
В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. t«Полеты» Шагал на своих полотнах сравнял людей с ангелами, подарив им способность летать. Здесь стараниями Людмилы Дребневой выведена и громогласная пылающая Революция, сокращенно Люция, а короче Лушка, прозвавшая «мазню» Шагала карикатурами и «Сожженная картина» исполняющая песню на манер немецкого кабаре 30-х годов о том, как ее, признанную дегенеративной и опасной для арийской нации, осквернили и предали огню. Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. Все четыре года разлуки жених с невестой переписывались. «Ты помнишь ль меня, мой город», – писал Шагал.
Сагалов в пьесе не стал препарировать это триединство души Шагала. Не Шагал на сцене, но Актер, ведущий диалог «как художник с художником». Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Это мои глаза, моя душа», – пишет Шагал в книге «Моя жизнь». Оказавшись, наконец, в Париже, Шагал при любой возможности начинал рисовать.
«Только огромное расстояние, отделявшее мой родной город от Парижа, – писал Шагал, – помешало мне сбежать домой тут же, через неделю или месяц. Не могу не рассказать ещё об одной исполнительнице- Людмиле Дребневой. – я тоже. Официальные, как правило. Кмоменту завершения «Над городом» они уже были супругами иродителями. «Полеты с ангелом.
Прогремел художник уже после возвращения народину. Поначалу он чувствовал себя в Витебске вернувшимся блудным сыном: все никак не мог ни надышаться, ни налюбоваться родным городом. Белла, заразившись вирусной инфекцией, сгорела буквально за два дня. Только свет и тень.
Просто в Витебске ему не у кого было по-настоящему учиться живописи. Но этот рассказ не был бы возможен без его прекрасной (bella) Беллы. Через год после знакомства Белла и Марк были женихом и невестой.
Да и у нас в словарях появился – бесперспективняк В театре им Ермоловой, однако, предлагают зрителям весьма обнадеживающую перспективу – полета с ангелом. Шагал» не столько на тему Шагала, сколько по темам его творчества. А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии. Художник-Шагал отображал жизнь красками, художник-Юрский отображает (а не изображает. ) жизнь Шагала «красками» Театра.
Город то помнил, то забывал, — у разных властей были свои любимые художники. Это и не нужно, в вечер спектакля на сцене театра им. Отныне в его творчестве еврейские мотивы постепенно исчезают, заменяясь библейскими сюжетами в их христианской трактовке: со временем рисунки, картины и скульптуры на библейские темы составят фонд музея «Библейское послание Марка Шагала», основанного в Ницце.
Автор отталкивается не от сухой фактуры (впрочем, ей не противоречит), но от ключевых для художника образов и символов. «Над городом» значит под облаками, между небом и землей, в пограничном «ничейном» пространстве. Артист (а вернее режиссер), как и его герой, кажется, не смог расправить крылья в этом спектакле. Что именно — вы можете увидеть на моей картине «Над городом»», — писал Марк Шагал в своих мемуарах. Свободой впрок не надышаться.
Вот Валентина Григорьевна – она дочь фабриканта Бродского, сахарозаводчика. Её звали Белла Розенфельд. Не Шагал на сцене, но Актер, ведущий диалог «как художник с художником». Правый верхний угол декорации кажется обгоревшим, обожженным. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь.
Большие, выпуклые, чёрные. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Среди них – Театр Революционной сатиры, экспериментальный театр Эрмитаж, Камерный театр и, наконец, Еврейский театр, для которого Шагал оформляет зал: 7 панно, занавес и плафон превратят маленькое помещение театра в удивительную «шагаловскую шкатулку». На сцене, впрочем, всем «места хватит», но искренне обидно, что притчевость и магия, ощущение сокровенности и задушевности, к которому располагает линия Юрского-актера, меркнет под звуки живого оркестра одинаково скучно играющего что клезмер, что мелодии на манер французских, заземляется многократно опробованными гастролерами «номерами».
Город в спектакле – один из безмолвных его персонажей. «Горящие свечи» – так называлась книга воспоминаний Беллы – музы и ангела Шагала (эту роль, как и роль Ангела исполняет Анна Гарнова). Художник показан в духовно-пластическом единстве со своей подругой. Картины Шагала противоречат правилам перспективы. /Месяц, ты.
Полеты над городом Марка Шагала
После свадьбы молодожены провели в деревне полтора месяца: «У нас был не только медовый, но и молочный месяц», – вспоминал Шагал. но в каждое время он становится изгоем. Он и Шагал от мала до велика и старый фотограф Шмерц, под началом которого художник учился дорисовывать и ретушировать фотопортреты и парижский поэт Сандрар и суетливый сват – бадхен и набожный дядя Исроэл и даже Луначарский, назвавший Шагала «Гофманом околовитебских трущоб». Во мне проснулся азарт.
Это всё, что я могу наскрести. Большие, выпуклые, чёрные. Неизвестно, что было для Шагала больнее – уход любимой женщины или потеря обожаемого сына но переживал он очень сильно. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Умерший город обязан своей бессмертной славе Шагалу.
Модульные картины для любителей полета
Их дочь Ида родилась 18 мая 1916 года. И, что поразительно, тех же нескольких дней хватило, чтобы Шагал подчинился ей полностью. По-моему искусство – это прежде всего состояние души. «Теперь ни синагог, ни тех, / Кто в них молился. 1.
Город в спектакле – один из безмолвных его персонажей. Но он вернется», — объясняла она. Впрочем, Сергей Юрский – актер многоликий и в спектакле «не одну играет роль». На сцене и художник и худо все вокруг. Хотя исполнитель по отношению к Юрскому слово неверное. Это и не нужно, в вечер спектакля на сцене театра им. Шагал» не столько на тему Шагала, сколько по темам его творчества.
Часто он так её и рисовал — безмятежно парящей в небе. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Палитру держит в руках режиссер и исполнитель главной роли Сергей Юрский. «Ты помнишь ль меня, мой город», – писал Шагал.
Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. /Лежат в лесу за городом, в овраге, / И руки простирают к небесам», — говорит Шагалу в спектакле его мать (блистательное исполнение Натальи Теняковой). В строфах пьесы (написана она белым стихом) «видны» приметы и призраки картин Шагала и фрагменты малоизвестных его стихов. «Избито» значит проверено.
- 10 шикарных картин Марка Шагала изучив которые, вы станете более образованным человеком
- Пять знаменитых картин Марка Шагала о Витебске
- Летающие люди на картинах Шагала
- Народныя навны ВцебскаНародные новости Витебска
- 10 интересных фактов о «Прогулке» Марка Шагала
- Должникам будут рассылать жировки другого цвета
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Вот один из них, от 16 октября 1918 года: «Всем лицам и учреждениям имеющим мольберты, предлагается передать таковые во временное распоряжение Художественной комиссии по украшению г. Витебска к первой годовщине Октябрьской революции». «Полеты с ангелом. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.
На сцене –единственный холст на подрамнике, который так и не будет развернут к залу. Только свет и тень. Гид, будто вышедшая из «греческого зала» М. Жванецкого, сыплет «измами» и эпитетами о художнике, от человека оставляя лишь: «Родился. «Теперь ни синагог, ни тех, / Кто в них молился.
- 9 изменений в Беларуси с 1 августа
- 5 предложений депутата Анны Конопацкой, как изменить «наркотическую» статью Криминального кодекса Беларуси
- Топ-10 самых известных картин Марка Шагала
- Священник, уволенный за пост про московского патриарха: «Молчать я не собираюсь»
- Последние записи в блокнотах тайников
- Другие картины Марка Захаровича Шагала
Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим. Шагал даже издавал декреты. Те, кто знал их с Беллой, пришли в изумление. «Полеты с ангелом. Но этот рассказ не был бы возможен без его прекрасной (bella) Беллы.
На сцене – безликая толпа, а по Шагалу – «Толпа всегда погром/ Толпа всегда расправа». Хотя исполнитель по отношению к Юрскому слово неверное. Впрочем, Сергей Юрский – актер многоликий и в спектакле «не одну играет роль». И с Матиссом и с Пикассо Шагал регулярно встречался и даже иногда вместе работал – впрочем из-за свойственного многим гениям в пожилом возрасте чувства ревности к собратьям по цеху их дружба так и не стала по-настоящему крепкой.
- Ирина Стрельникова СовсемДругойГород
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Он постоянно путешествовал по миру, набираясь новых впечатлений, образов, красок и не уставал повторять, что жить для него – значит рисовать. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы необъяснимые «внутренние часы» Марка Захаровича не показали, что пришло время совершить новый «перелет». Родители мечтали, чтобы их сын получил серьезную профессию – стал бухгалтером или приказчиком, на худой конец фотографом (Шагал даже пару месяцев проработал ретушером у владельца местного фотоателье), но того манила к себе живопись, ради которой юноша был готов терпеть любые лишения.
«Живопись была мне так же необходима, как пища, – признавался он. Сам он шутливо писал: «Что я. Я скромный еврейский художник. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Беларуси, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»28.
«С любимыми не расставайтесь», но разлуками движим спектакль. А над официальными учреждениями развевается знамя с изображением человека на зелёной лошади и надписью: «Шагал — Витебску». Надо ему кого-то подыскать». Старый друг Марка Захаровича Яаков Бааль-Тшува рассказывает о том времени: «Мы беседовали между собой на идише, но стоило нам на улице поравняться с кем-нибудь из французов, как Шагал тут же переходил на французский». Его память оказалась крепче, чем камни и заборы родного города. Здесь стараниями Людмилы Дребневой выведена и громогласная пылающая Революция, сокращенно Люция, а короче Лушка, прозвавшая «мазню» Шагала карикатурами и «Сожженная картина» исполняющая песню на манер немецкого кабаре 30-х годов о том, как ее, признанную дегенеративной и опасной для арийской нации, осквернили и предали огню.
В августе 1944 года пришли известия об освобождении Парижа. Может быть, вот таким образом я постоянно испытываю потребность куда-то уехать». Для него это был практически солнечный удар, еслибы определение придумывал Бунин. Печально, однако, разглядеть среди этих красок оттенки антрепризы.
Камеры. За следующие десять лет он освоил гобелены, скульптуру, витражи и мозаику. У Шагала всегда был город, но не было дома. Умерший город обязан своей бессмертной славе Шагалу.
Внешне она была очень похожа на самого Шагала. Странствия как поиск свободного дыхания – таким рисует пьеса путь Шагала. Великий испанец спросил его, почему Марк не выставляется в советской России. «Париж, ты мой Витебск. » — это, по мнению Шагала, было лучшим комплиментом. Живой в памяти Шагала, он стерся бы из нее, стал бы фантазией, бредом посети он его вновь. Не сойдутся, не составят дома, полной чаши.
Художник-Шагал отображал жизнь красками, художник-Юрский отображает (а не изображает. ) жизнь Шагала «красками» Театра. Онизображает нелюдей, аихдуши, непредметы, аихсуть. Герои его картин парили, в жизни возносился к небу пепел сжигаемых фашистами картин Шагала. /Лежат в лесу за городом, в овраге, / И руки простирают к небесам», – говорит Шагалу в спектакле его мать (блистательное исполнение Натальи Теняковой). Автор отталкивается не от сухой фактуры (впрочем, ей не противоречит), но от ключевых для художника образов и символов.
Через несколько лет автор «Чёрного квадрата» вытеснит Шагала из Витебска, обвинив его в консерватизме. Седьмая свеча, как и седьмой день творения, будет означать покой. Город то помнил, то забывал, – у разных властей были свои любимые художники. Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. Невероятно талантливый, гордый, умный.
Друзья-французы были им очарованы: Аполлинер и Сандрар посвящали ему стихи, Сальмон и Жакоб были его друзьями, Андре Бретон назвал его стиль «тотальным лирическим взрывом», а Аполлинер – «сюрнатурализмом». Прогремел художник уже после возвращения на родину. У Шагала всегда был город, но не было дома. Следует ли говорить про сказочные эмоции, возникающие при реальном полете над землей.
tВ пьесе всего два действующих лица – Художник и Ангел. И художник подчинился. Настиль Шагала повлияли, конечно, годы, которые онпровел вПариже доПервой мировой войны.
Не Шагал на сцене, но Актер, ведущий диалог «как художник с художником». Умерший город обязан своей бессмертной славе Шагалу. Над сценой – те самые «плетни и крыши», пляшущие избы, накренившиеся дома. Марк Шагал один из тех, кто опроверг этот урок, опровергло его и время. Автор отталкивается не от сухой фактуры (впрочем, ей не противоречит), но от ключевых для художника образов и символов. Высылать ничего не буду.
Шагал» не столько на тему Шагала, сколько по темам его творчества. У Шагала есть «Автопортрет с семью пальцами».
«Полеты с ангелом. «Приехав в Париж, я был потрясен переливами света», – вспоминал он. – «Никакая академия не дала бы мне всего того, что я почерпнул, бродя по Парижу, осматривая выставки и музеи, разглядывая витрины». В спектакле ее узнаешь еще до того, как звучит ее имя: фиолетовое платье с белым воротничком, сирень — этот портрет запечатленный многократно («Над городом», «Любовники в сирени», «Венчание» и др. ), раз увиденный – не забудется. Многоликость формальна – ни притворства, но и не перевоплощения.
Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1718, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1920. В строфах пьесы (написана она белым стихом) «видны» приметы и призраки картин Шагала и фрагменты малоизвестных его стихов. В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.
Но каждый раз на мгновенье. Марк Шагал – не только талантливый художник, но и одарённый поэт. Шагал здесь не в полетах, в летах. Уезжая, она забрала с собой обоих своих детей.
Многоликость формальна – ни притворства, но и не перевоплощения. «Мои русские картины были без света, — писал Шагал из Парижа. В библиографии Зиновия Сагалова, автора пьесы, много произведений о героях с «говорящими фамилиями». Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» вМоскве, где онпоказал 25 произведений из«Витебской серии».
Можешь не рассчитывать». Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. И умер».
Именно эти глаза смотрят на нас почти со всех картин Шагала. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). И снова он рисовал себя и свою Беллу летящими в небе, свободными и влюблёнными.
Они будут видны на всем протяжении спектакля, даже тогда, когда на заднике сцены возникнет пошатнувшаяся Эйфелева башня и пламя Парижа. «Над городом» значит под облаками, между небом и землей, в пограничном «ничейном» пространстве. Она молчит, ятоже. Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Что сам Марк только отучился в Витебской школе живописи и рисунка.
Наше в том числе: те, кто на виду, мельчают и мельчат. Печально, однако, разглядеть среди этих красок оттенки антрепризы. Человеческого пепла миллионов сожженных и обожженных сердец.
В беседе с Соломоном Михоэлсом Константин Станиславский как-то заметил: «Птице для полета прежде всего необходимо свободное дыхание, птица набирает воздух в грудную клетку, становится гордой и начинает летать». И я понял: это моя жена. Ермоловой только «живые» картины, освободившиеся от рам, говорящие больше, чем таблички с их названиями. Он давно уже творец, о какой бы роли не шла речь. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка.
Ощущение Витебска стало главным в декорациях Марии Рыбасовой. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. Знали бы мои родители, на ком я женился. Прежде всего он отправляется в Лувр.
Белла отвечала ему взаимностью сразу. Свадебные свечи превратятся в спектакле в поминальные. Белла Розенфельд, младшая дочь богатого витебского ювелира, была девушкой необыкновенной.
Вечный покой для не обретшего его в жизни художника. В спектакле разыграна импровизированная экскурсия по Лувру. В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. В строфах пьесы (написана она белым стихом) «видны» приметы и призраки картин Шагала и фрагменты малоизвестных его стихов.
Картины Шагала противоречат правилам перспективы. Правый верхний угол декорации кажется обгоревшим, обожженным. Такого рода стремление «в небо» послужило для многих людей приоритетной идеей и неотъемлемым смыслом жизни. Это мои глаза, моя душа. Для Шагала это была большая драма, он даже подумывал о самоубийстве. В дневнике он записал: «я понял: это моя жена глаза. Он давно уже творец, о какой бы роли не шла речь.
На свободе. /Лежат в лесу за городом, в овраге, / И руки простирают к небесам», – говорит Шагалу в спектакле его мать (блистательное исполнение Натальи Теняковой). /Сказка, ласка /Резеды». Над «Люди уменьшаются в размерах / По мере удаления от нас», – это урок о перспективе, а не о роли личности в истории. Вечный покой для не обретшего его в жизни художника.
Жил Марк на улице Данциг, неподалёку от бульвара Монпарнас, в круглом кирпичном здании — это было общежитие художников под названием «Улей». Вот таким образом у исследователей творчества художника нет сомнений в том, что на полотне он изобразил себя и свою жену Беллу (Берту) Розенфельд. Он и Шагал от мала до велика и старый фотограф Шмерц, под началом которого художник учился дорисовывать и ретушировать фотопортреты и парижский поэт Сандрар и суетливый сват – бадхен и набожный дядя Исроэл и даже Луначарский, назвавший Шагала «Гофманом околовитебских трущоб». Свадебные свечи превратятся в спектакле в поминальные.
А она сама хранила спокойствие. tМожет показаться, что «Полеты с ангелом. Ее любовь, ее нежность вдохновили Шагала на удивительно проникновенную серию «Влюбленные», признанную одной из вершин его творчества. К излюбленному Шагалом фиолетовому примешивается в стихах лиловый Пастернака: « что в грозу лиловы глаза и газоны/ И пахнет сырой резедой горизонт». «Избито» значит проверено. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»26.
В пьесе всего два действующих лица – Художник и Ангел. Душа свободна, у нее свой разум, своя логика. Она тоже сыграла несколько ролей в спектакле-Революцию-Лушку, "Сожженную картину". «Полеты с ангелом. Не отрываясь от своих еврейских корней (наоборот, открыто их демонстрируя), Шагал одновременно позиционирует себя как русского художника, подчеркивая этим свою общность с традициями русской живописи от иконы и лубка до творчества Михаила Врубеля, преемником которого Шагал увидел себя в одном из снов. Это может быть и недостаток, но отнюдь не с моей точки зрения». Познакомились они в1909 году. 2. Многоликость формальна – ни притворства, но и не перевоплощения.
Художественно оформить спектакль о Художнике – это весьма и весьма. К ней летят в спектакле стихи вечным лейтмотивом: «Вечер, сад. Он и Шагал от мала до велика и старый фотограф Шмерц, под началом которого художник учился дорисовывать и ретушировать фотопортреты и парижский поэт Сандрар и суетливый сват – бадхен и набожный дядя Исроэл и даже Луначарский, назвавший Шагала «Гофманом околовитебских трущоб». На сцене и художник и худо все вокруг. Свободой впрок не надышаться.
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. В пьесе не берутся отвечать за Шагала, но ответ очевиден: город умер раньше, чем его сын. От Бакста Шагал узнал о Гогене и Сезанне, Ван Гоге и Тулуз-Лотреке, чьи художественные находки произвели на него неизгладимое впечатление. Семь – число, которое не может быть случайным.
Палитру держит в руках режиссер и исполнитель главной роли Сергей Юрский. Над сценой — те самые «плетни и крыши», пляшущие избы, накренившиеся дома. С тех пор, как он переехал в знаменитый «Улей» – общежитие нищей богемы неподалеку от бульвара Монпарнас, – он оказался в самом эпицентре европейской художественной жизни: рядом с ним жили и творили Робер Делоне и Гийом Аполлинер, Фернан Леже и Макс Жакоб, Блез Сандрар и Амадео Модильяни. Надt«Люди уменьшаются в размерах / По мере удаления от нас», – это урок о перспективе, а не о роли личности в истории.
Там его окружали, в основном, поэты-символисты. Ощущение Витебска стало главным в декорациях Марии Рыбасовой. Центральное панно «Введение в еврейский национальный театр» размером три на шесть метров, на котором были изображены актеры театра вместе с самим Шагалом, окруженные еврейскими символами, планетами и священными животными, наглядно демонстрировало историю и перспективы еврейского искусства. — я тоже. Благодаря этой картине слова «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели зримое воплощение. Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой.
Он часто изображал ее на своих картинах. Вечный покой для не обретшего его в жизни художника. «Горящие свечи» — так называлась книга воспоминаний Беллы – музы и ангела Шагала (эту роль, как и роль Ангела исполняет Анна Гарнова).
И все же одной из вершин его творчества многие специалисты считают картину «Прогулка», появившуюся в тяжелом для страны 1917 году. Их здесь трое – он, его жена Белла и родной Витебск. Тот, вдохновенный и страстный проповедник супрематизма, моментально собрал вокруг себя сторонников и последователей, организовавшихся в группу УНОВИС – «Утвердители нового искусства». В гамме спектакля куда больше красок.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Но в «Прогулке» Шагал стремился сделать полет над землей метафорой достигнутой свободы и счастья. Все почти как на одноименной картине («Революция»), — хаотично и устрашающе. Вместе с приятелем по школе Пэна Шагал в конце 1906 года уехал в Санкт-Петербург, учиться живописи: отец «кинул под стол» 27 рублей – «единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование», – но зато помог получить необходимые для поездки документы. Большие, выпуклые, чёрные. Странствия как поиск свободного дыхания – таким рисует пьеса путь Шагала. Город не оставит его даже тогда, когда Шагал оставит город.
Гонения. Но есть в спектакле и иное пламя – пламя свечей. На бледном лице сияют глаза. Потом Ваве, хоть она и сама принадлежала к «избранному народу», захотелось, чтобы творчество Шагала перестало ассоциироваться с еврейством. На свободе. Нацизм. Образы иобъекты нахолсте недетализированы.
«Полеты» Шагал на своих полотнах сравнял людей с ангелами, подарив им способность летать. Это мои глаза, моя душа», — пишет Шагал вкниге «Моя жизнь».
Живой в памяти Шагала, он стерся бы из нее, стал бы фантазией, бредом посети он его вновь. На сцене –единственный холст на подрамнике, который так и не будет развернут к залу. Любил.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Пьесу, которой можно навесить ярлык «эмигрантская» (не потому, что автор ее эмигрант, а потому, что эмиграция и странствия Шагала в ней – главная тема) – отличная основа для гастрольного спектакля. Шагалы обосновались в Москве, вновь ставшей столицей России. Там его окружали, восновном, поэты-символисты.
Ничего суицидального и мистического. Марк Шагал один из тех, кто опроверг этот урок, опровергло его и время. Впрочем, Сергей Юрский – актер многоликий и в спектакле «не одну играет роль». Она молчит, я тоже. Картины Шагала противоречат правилам перспективы. Решено.
Вся жизнь показана как сочетание высокого и низкого. У Шагала есть «Автопортрет с семью пальцами». Композицию, призванную, по мысли Шагала, символизировать театральность всего мироздания, мистический характер театра и высший смысл хаотичности бытия из которого – согласно каббале – родился мир, один из критиков назвал «еврейским джазом в красках». Однако Шагал прожил 97 лет и стал настоящим символом своего времени. Многообразие летательных агрегатов на сегодняшний день достигает огромного количества.
Страдал. Отдельных зрителей подобный прием завораживает. Но есть в спектакле и иное пламя – пламя свечей. На несколько месяцев он забросил живопись, заперся в доме и ни с кем не разговаривал. «Плетни и крыши, срубы и заборы и все, что открывалось дальше, за ними, восхищало меня.
«Над городом» значит под облаками, между небом и землей, в пограничном «ничейном» пространстве. Несколько тысячелетий страдает этот народ. На этой почве Шагал рассорились с Пикассо. Шагал встретился с ней впервые в 1909 году и спустя шесть лет они поженились.
Одно из главных мест в представлении отведено живому оркестру. На сцене – творческий поиск в режиме реального времени. Во-первых, Бакст ценил цвет как полноправный элемент композиции (постулат, к которому Шагал, сам не отдавая себе отчета, всегда склонялся), а во-вторых он, просвещенный и европеизированный, познакомил Шагала с новейшими течениями европейской живописи.
Как и прежде, он много работает – в основном в жанре книжной графики: в то время Шагал создал иллюстрации к «Декамерону» Боккаччо, знаменитой античной пасторали «Дафнис и Хлоя», а выполненные еще в двадцатых годах иллюстрации к «Мертвым душам» получили Гран-при XXIV Биеннале в Венеции. Не легкости полета, но свободы в полете от театральных и иных не столько условностей, сколько условий. А душа свята у всех нас, ходящих по грешной земле. Вот что писала в 1951 году подруга семьи Шагалов — Марина Антоновна Деникина (дочь знаменитого белого генерала): «Ирландка вдруг сбежала от Шагала с художником — то ли шведом, то ли норвежцем — и сына захватила с собой.
У Шагала есть «Автопортрет с семью пальцами». На бледном лице сияют глаза. Она смотрит— о, еёглаза. Артист (а вернее режиссер), как и его герой, кажется, не смог расправить крылья в этом спектакле.
Они бы порадовались». Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть. В гамме спектакля куда больше красок. Витебск навсегда останется для Шагала местом действия.
Витебск навсегда останется для Шагала местом действия. Однако иудейская вера не одобряет живопись: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу и что в воде ниже земли», гласит одна из Моисеевых заповедей. Город в спектакле – один из безмолвных его персонажей. Человеческого пепла миллионов сожженных и обожженных сердец. Наше в том числе: те, кто на виду, мельчают и мельчат.
Как будто мыдавным-давно знакомы иона знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь ичто сомной будет как будто всегда наблюдала замной, была где-то рядом, хотя явидел еёвпервый раз. Оторвавшись от палитры, я умчался в Питер». «Перелётной птице» будто подрезали крылья — поселившись с Вавой на вилле Коллин в небольшом средиземноморском городке Сен-Поль-де-Васе километрах в двадцати от Ниццы, он больше никогда никуда не переезжал (если, конечно, не считать рабочих поездок). Разрушенные и выпотрошенные дома, переименованные улицы, где из знакомых лиц только тени.
Марк Шагал один из тех, кто опроверг этот урок, опровергло его и время. «С любимыми не расставайтесь», но разлуками движим спектакль. «Полеты с ангелом. Мать – Фейгэ-Ите, дочь зажиточного мясника из Лиозно, маленькая женщина с сильным характером и волшебным даром слова – «Она умела так подобрать, так сплести слова, что собеседник только диву давался да растерянно улыбался», – вспоминал Шагал, – держала бакалейную лавочку, а ее муж и отец ее девятерых детей Хацкл-Мордхэ (или Хацкель-Мордух) работал в рыбной лавке грузчиком.
Ничего суицидального и мистического. Это и не нужно, в вечер спектакля на сцене театра им. Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. «И погасили мы Луну, И свечек пламя заструилось, И лишь к тебе моя стремилась Любовь избрав тебя одну» — написал Шагал вскоре после свадьбы.
Она мне казалась окном, через которое я умчусь в другой мир». О картине поподробнее. Вообще, тема еврейства очень тяжелая тема. Большие, выпуклые, чёрные. Как отмечали критики, его манера стала свободнее, а краски – ярче.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Хотя сюжет этой знаменитой картины Марка Шагала – фантастический, её герои – вполне конкретны. «Полеты» Шагал на своих полотнах сравнял людей с ангелами, подарив им способность летать.
Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии». Из-за возрастающего неприятия «нового искусства» со стороны государственных чиновников Шагалу все меньше удается нормально работать. Палитру держит в руках режиссер и исполнитель главной роли Сергей Юрский. Это настолько завораживающий эффект, что ощущение полной удовлетворенности не исчезает долгое время.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Живой в памяти Шагала, он стерся бы из нее, стал бы фантазией, бредом посети он его вновь. Теперь, в 1914-м, он как будто бы заново влюбился в неё — и во сто крат сильнее прежнего. С тех пор страсть к рисованию завладела Шагалом. «Сней должен быть я— вдруг озаряет меня.
К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями. В результате почти весь 1921 год он проработал преподавателем рисования в детских трудовых колониях – «Малаховка» и «III Интернационал», где учениками его были бывшие беспризорники, потерявшие семьи в пламени войны и революции, а коллегами – такие же отвергнутые властью интеллектуалы, как и он сам. А позже Шагал влюбился в зелень Испании, переливы света Голландии итальянские музеи и легенды Палестины. «Теперь ни синагог, ни тех, / Кто в них молился. Целый год после этого Марк Захарович ещё проживет в России, с увлечением работая учителем рисования в детских трудовых колониях «Малаховка» и «III Интернационал». Толпа туристов, примерив буденовки, без труда оборачивается толпой красноармейцев – воспоминания художника обретают на сцене плоть.
«Все стало мраком», – писал он. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Его композиции становятся смелее, цвета меняют гамму, формы словно создаются заново. Для начала перестал рисовать раввинов. У Шагала всегда был город, но не было дома. «Плетни и крыши, срубы и заборы и все, что открывалось дальше, за ними, восхищало меня. Ее не закрасить, не стереть, не вытравить, – восстает как феникс из пепла.
Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. Официальные, как правило. Не брала в расчет, что он – сын простого еврея, который разгружал селёдку. Доставалось не только людям, но и их творениям (идеям). Свадебные свечи превратятся в спектакле в поминальные.
В пьесе не берутся отвечать за Шагала, но ответ очевиден: город умер раньше, чем его сын. Если и была чаша, то, которую лучше «мимо пронести». Отдельных зрителей подобный прием завораживает. «Горящие свечи» – так называлась книга воспоминаний Беллы – музы и ангела Шагала (эту роль, как и роль Ангела исполняет Анна Гарнова). Правый верхний угол декорации кажется обгоревшим, обожженным.
«Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. «Полеты с ангелом. Наше в том числе: те, кто на виду, мельчают и мельчат. Полет влюбленных продолжается уже за пределами комнаты.
Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)1011 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11213. Не сойдутся, не составят дома, полной чаши. На свободе. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 25 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Ее не закрасить, не стереть, не вытравить, – восстает как феникс из пепла.
Не прошла проверку на прочность и его новая семья. Пламени в спектакле довольно. В пьесе всего два действующих лица – Художник и Ангел. Во-первых, сам Юрский выступает здесь и в качестве режиссера и в качестве исполнителя сразу девяти ролей (в том числе, конечно, главной — Марка Шагала).
В библиографии Зиновия Сагалова, автора пьесы, много произведений о героях с «говорящими фамилиями». Его дочь Ида все время повторяла: «Надо что-то сделать иначе он покончит с собой. Шагал» спектакль Сергея Юрского по пьесе Зиновия Сагалова – премьера под занавес сезона, занавес в которой опускается под овацию зала.
Город не оставит его даже тогда, когда Шагал оставит город. Набледном лице сияют глаза. Она смотрит— о, её глаза. Об этом не умолчишь. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». Одну из квартир там занимал в то время Амедео Модильяни, другую — Фернан Леже Все обитатели «Улья», как и положено настоящим художникам, бедствовали и даже голодали.
В сегодняшних энциклопедиях пишут: «русский и французский художник еврейского происхождения» или так – «русский, затем французский художник». Семь – число, которое не может быть случайным. Красивая и умная девушка держала шляпную мастерскую в Лондоне, однако быстро согласилась переехать в Париж и стать секретарем Шагала. Здесь не до полетов: одни стоят на руках, другие валяются, третьи наваливаются. t Но есть в спектакле и иное пламя – пламя свечей. В-третьих, жанр спектакля определен как «пародийно-сатирическое представление», хотя понятно, что сюжет шагаловской жизни от Витебска до Парижа и его творчество — тема непростая.
Ияпонял: это моя жена. /Сказка, ласка /Резеды». Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)21. Быть может, вот таким образом у Шагала так много почитателей: каждый зритель находит в его картинах то, что близко и созвучно именно ему. Пламени в спектакле довольно. Жил. Во-вторых, роли эти он исполняет так, чтобы в зазоре оставаться самим собой — художником и собеседником, но в то же время размножает сущности (в пьесе Зиновия Сагалова было всего два действующих лица), центрируя действие и свой творческий поиск вокруг главного героя. Седьмая свеча, как и седьмой день творения, будет означать покой. К ней летят в спектакле стихи вечным лейтмотивом: «Вечер, сад.
На сцене – безликая толпа, а по Шагалу – «Толпа всегда погром/ Толпа всегда расправа». Ермоловой только «живые» картины, освободившиеся от рам, говорящие больше, чем таблички с их названиями. В пьесе не берутся отвечать за Шагала, но ответ очевиден: город умер раньше, чем его сын. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. И, конечно, Беллу – она тоже казалась обретенной после долгой разлуки святыней.
Никакими словами не облегчить его участи». «Его позвал в дорогу какой-то таинственный инстинкт. Человеческого пепла миллионов сожженных и обожженных сердец. Не сойдутся, не составят дома, полной чаши.
Странствия как поиск свободного дыхания — таким рисует пьеса путь Шагала. А еще «Прогулка» стала частью триптиха. В библиографии Зиновия Сагалова, автора пьесы, много произведений о героях с «говорящими фамилиями».
Свободой впрок не надышаться. Ползал и подбирал. Они с Идой присоединятся к Шагалу только через несколько месяцев. В спектакле также занята Наталья Тенякова: она исполнит роль матери Шагала и попробуйте при этом не вспомнить их с Юрским комический дуэт в фильме «Любовь и голуби». Седьмая свеча, как и седьмой день творения, будет означать покой. Разрушенные и выпотрошенные дома, переименованные улицы, где из знакомых лиц только тени. Официальные, как правило.
Будучи женщиной необыкновенно умной, Белла одна понимала, что происходит с её любимым мужчиной — лучше даже, чем он сам. Приехав в Париж, я был потрясен переливами света». Так во всяком случае считали его друзья. И я понял: это моя жена. За ними скрывается биография мастера, его мироощущение.
Работа у него была адская, каторжная. Это был небывалый, уникальный праздник, совсем не похожий на те, которые когда-либо где-либо устраивала советская власть: дома покрашены белым, а по белому разбегаются зелёные круги, оранжевые квадраты, синие прямоугольники (дело рук Малевича, которого Шагал пригласил из Москвы). Может показаться, что «Полеты с ангелом. На сцене, впрочем, всем «места хватит», но искренне обидно, что притчевость и магия, ощущение сокровенности и задушевности, к которому располагает линия Юрского-актера, меркнет под звуки живого оркестра одинаково скучно играющего что клезмер, что мелодии на манер французских, заземляется многократно опробованными гастролерами «номерами». — В России всё сумрачно и имеет серовато-коричневый оттенок. «Полеты с ангелом. Все почти как на одноименной картине («Революция»), – хаотично и устрашающе.
Белла на долгие годы стала музой авангардиста. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Ермоловой только «живые» картины, освободившиеся от рам, говорящие больше, чем таблички с их названиями. Ее не закрасить, не стереть, не вытравить, — восстает как феникс из пепла.
Гид, будто вышедшая из «греческого зала» М. Жванецкого, сыплет «измами» и эпитетами о художнике, от человека оставляя лишь: «Родился Жил Любил Творил Страдал И умер». Бакст, навестивший мастерскую бывшего ученика, восторженно заметил: «Теперь ваши краски поют. », а Анатолий Луначарский восхищался его смелыми образами. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни32.
Ощущение Витебска стало главным в декорациях Марии Рыбасовой. Как грача или журавля осенью.