Шишкин Иван Иванович Лесная Глушь
В 1873 г., написав свою очередную картину — «Лесная глушь», в возрасте 41 года, Иван Иванович Шишкин получил звание профессора Академии художеств.
Описание картины «Лесная глушь»
Мери-Хови. Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы. Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины. Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина.
Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане. Лето было его любимым временем года. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии.
Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника. Решенный широко, мягко, певуче, рисунок построен на светотеневых контрастах и мерной ритмичности планов. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием. По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую.
Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева). Глядя на полотно, кажется, что в этом лесу абсолютная тишина и лишь взмах крыльев спугнутой птицы нарушает эту таинственную тишину.
Поэтично и другое, более позднее, полотно, названное словами из стихотворения М. Ю. Лермонтова — «На севере диком» (1891, Музей русского искусства, Киев). Лаконично, с большой экспрессией изображен пустынный берег и гнущиеся под ветром, резко чернеющие на фоне облачного неба голые ветки.
Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком. Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875). Крамской, считавший, что Шишкин — «единственный человек, который знает пейзаж ученым образом», отвергал наличие в его картинах музыкальности. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой. Пейзаж носит пространственный характер.
При общем для обоих мастеров стремлении быть максимально правдивыми в изображении природы, при сходстве их методов, основанных на пристальном, аналитическом изучении натуры и тяготении каждого к своего рода ее портретированию, само видение, восприятие и живописно-пластическая трактовка окружающего у них явно различны. Удивительный старик этот Шишкин. Весной 1863 года Шишкин отправляется в Цюрих, чтобы поступить в мастерскую Рудольфа Коллера, где намерен, в частности, поупражняться в изображении животных. Упоминание прежде всего В. Г. Перова, сделавшего вскоре важнейшие открытия в области бытовой реалистической живописи, да и вообще дружба Шишкина в то время со многими жанристами позволяет думать об уже осознанных демократических устремлениях художника и о том, какое серьезное значение начинает приобретать в его представлении вопрос о содержательности искусства.
Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856 – 1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Не сразу замечаешь лису на бревне у болота, которая спугнула какую-то птицу. Их он стремился передать как можно конкретнее.
Шишкин Иван Иванович (Лесная глушь)
Шишкин же был пока что на пути к этому. Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. Графический вариант картины художник подарил Д. И. Менделееву.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Создать такое реалистическое произведение помогло мастеру не только его умение видеть и чувствовать природу, но и многочасовая работа на натуре. Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. Каждая из них стала новым достижением Шишкина. Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве.
Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1. Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника. Сейчас эти мечты стали явью. Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом.
Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре). Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна.
Сочиненин по картине Шишкина Лесная глушь
В творчестве Шишкина вообще мало пейзажей, в которых отсутствует солнечный свет. Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины. Все сковано морозом и погружено в тень. Он суров, величествен, но доступен. В искусстве мастер не искал легких путей. По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа.
Первое место занимает Шишкина Рожь1. В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа. Домотканово (1888). При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано.
В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). В ночной тьме скрыты далекие леса. По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива. В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом. В картине 1867 года В церковной ограде. На всем словно лежит серый налет.
Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин. В 1891 году всего за несколько месяцев художник написал три большие картины — «В лесу графини Мордвиновой», «Дождь в дубовом лесу» и уже упомянутую «На севере диком». Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы). Характерно, что своим руководителем за границей художник избрал не романтика Калама, а более трезвого и менее прославленного швейцарского анималиста, учившегося некогда в Дюссельдорфской академии художеств у К. Зона. В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений. Пейзаж был написан в годы дружбы с А. И. Куинджи.
Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо. Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника. Тем не менее его картины, при всей их детализации, всегда дают целостный образ.
Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами.
Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым. Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864). Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ). Их живопись (особенно братьев Андреаса и Освальда Ахенбахов) произвела на него огромное впечатление. Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений. Впереди художника ждали новые достижения. Элегическим настроением пронизана картина Вечерняя заря (1895).
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке. Среди них выделяется Лесное кладбище (1893) – произведение большой поэтической выразительности. В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры.
Этот пейзаж Шишкина завораживает и заставляет смотреть на него продолжительное время. Воздух словно напоен теплом. Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер.
Купить картину Лесная глушь, Иван Шишкин
Теперь он чаще прибегает к графитному карандашу, чем к стальному перу, чаще обращается к натурным наброскам, чем к рисованным картинам. Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев. На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Жизнеутверждающее произведение Шишкина созвучно мироощущению народа, связывающего с могуществом и богатством природы представление о счастии, довольстве человеческой жизни1.
В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень. 1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина. Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова.
Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку. Одинокая сосна, занесенная снегом, возвышается на скалистом уступе. Саврасова, прирожденного живописца, склонного к поэтизации натуры, захватило величие Альп, торжественная красота сверкающей белизной заснеженной вершины, открывающейся между темными склонами гор. Для мастера по-прежнему важно строение каждого ствола, каждой веточки и травинки. 1.
Понятна и дружеская близость Шишкина с В. И. Якоби – видным в то время жанристом обличительного направления, с Г. Н. Потаниным – вольнослушателем Петербургского университета, входившим в группу молодежи, которая примыкала к революционно-демократическим кругам, понятно и его знакомство с прогрессивным общественным деятелем А. П. Пыпиным, двоюродным братом Н. Г. Чернышевского. Шишкину не нужна была такая легкая сиюминутная слава. В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы. Братцевским этюдом и этой картиной Шишкин начинает свой новый путь в пейзаже как мастер самобытный, национальный. В Германии художник много и упорно работал.
Его восхищение природой с годами не притупляется. Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры. Менее эффектна, но более реалистична и гармонична вторая картина — «Лесная глушь». В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно. Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно. Подобного рода работы отвечали эстетическим взглядам юного Шишкина, которые формировались первоначально под влиянием журнальных статей по вопросам искусства.
Он критикует их за бездушный, сухой рисунок.
Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог.
Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий. Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман. С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд Опушка лиственного леса (1895).
Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор. Лишь снег серебрится в свете луны. За «Лесную глушь» Шишкин был удостоен профессорского звания.
В изображении трав, например, он применяет уже тот отрывистый белильный мазок, который будет отличать его работы зрелого периода творчества. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. В то же время мотив ржаного поля со снопами и высоким небом, простирающимся над ним, созвучен ранней картине Шишкина Жатва.
Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров. Лучшим этюдным работам Шишкина исполненным в пору высокого творческого подъема, не уступают многие его рисунки.
Лучшей вещи он не писал1. В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев. Эти работы приводили в восхищение местную публику и художников.
Картина Лесная глушь – Шишкин Иван Иванович
Достоинство этой светлой по колориту, наполненной радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, в отсутствии трафаретных приемов композиции, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж подлинно русский по своему характеру, по широкому песенному настрою. Его творчество отвечало задачам новой реалистической школы живописи, развивающейся по пути все более глубокого проникновения в жизнь и поисков положительных идеалов.
И то, что Шишкин показывал на своих персональных выставках не картины, а именно этюды, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была для него эта область художественной деятельности. Создаваемые Шишкиным и Куинджи художественные образы их творческие методы, приемы, как впоследствии и система преподавания, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого из них. Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи.
- Потрясающий пейзажист Иван Иванович Шишкин
- Художник Иван Иванович Шишкин и его картины «Утро в сосновом лесу», «Дубовая роща» и другие
- Шишкин Иван Иванович и его Утро
- Описание картин Шишкина и его художественного стиля
- Самые известные полотна Шишкина
- Полотно Шишкина «Утро в сосновом лесу»
- Как найти по фамилии участника ВОВ в современных архивах
- Кляр для рыбы: пошаговые и простые рецепты
Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень. На выставках передвижников пейзажист демонстрировал свои новые работы. Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину. Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов. Густые кроны бросают на них тень.
Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе.
Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин.
- Секреты клавиатуры: как писать символами, которых нет на клавиатуре
- До скольки можно шуметь в квартире по закону РФ
- Гироскутер: что это такое, как выбрать и правильно им управлять
- Как избавиться от укусов комаров за 5 минут
- Как отследить местоположение телефона: реальные методы
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Рожь. И. Н. Крамской писал: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, по два и по три этюда в день катает, да каких сложных И когда он перед натурой то точно в своей стихии, тут он смел и ловок, не задумывается: тут он все знает это человек-школа». Мастер смело экспериментировал.
Художник насыщает деталями не только первый план, но и затемненную центральную часть, неторопливо уводя взгляд зрителя вглубь, к дальнему, освещенному участку леса. Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869).
В творческом наследии Шишкина много самых разнообразных этюдов. Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов. И Шишкин не останавливался на достигнутом. Кроме этого увлекался археологией историей.
- Царь леса – Иван Иванович Шишкин
Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера. Примером таких работ является картина Рубка леса. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты. Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Однако Шишкин стремился не просто к точной фиксации натуры, а к наиболее глубокому раскрытию жизни природы во всем богатстве ее растительных форм.
Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России. В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе.
Шишкин был и оставался до конца непревзойденным знатоком дерева, художником, не имевшим соперников в изображении хвойного леса.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь. Особо в академии отметили успехи Шишкина в рисунке и гравировании.
Незавершенной осталась картина «Лесное царство (Краснолесье)». Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала. Привлеченный, как и ряд других художников, к работе над иллюстрациями для издания сочинений М. Ю. Лермонтова, Шишкин выбрал два стихотворения поэта. Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств Старые липы (1894). К ним относятся Уголок заросшего сада.
Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет. В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности. Картина стала несколько неожиданной для творчества Шишкина. Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче.
Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2. Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность. Автор словно утверждает значительность темы.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» – картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Автор настолько глубоко постиг натуру, что ему достаточно двух верно положенных мазков, чтобы передать характер того или иного предмета, например, пня на переднем плане. Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье.
Этюд Полдень. Путники около костра, пустая телега, распряженная лошадь привносят в офорт элемент обыденности.
Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Он носит романтический характер. Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878).
в русской живописи «пейзажа настроения». Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира.
К успеху и любви ценителей живописи он пришел не сразу. В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость. К ним относится серия прекрасных картин, этюдов, рисунков и гравюр, навеянных природой Сестрорецка с его огромными и мощными дубами.
Хотя подчас Шишкину и приписывали увлечение Каламом, последователем его он, разумеется, не стал в отличие от такого, например, приверженца швейцарского пейзажиста, как А. И. Мещерский, произведения которого, во многом условные и декоративные, Шишкин осуждал еще в годы академических занятий. Но столь типичен, как всегда, у Шишкина мотив, столь характерен именно для русской природы и так конкретен, что у зрителя невольно возникает впечатление чего-то, словно бы уже не раз виденного и узнаваемого. Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны.
Шишкин тяжело переносил утрату и лишь через 7 лет женился во второй раз. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Идея, организация, смысл, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место, если только не главное, в среде русского искусства1. На косогоре (1880). Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон.
Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Благодаря интересу к световоздушной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения. Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года. К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений.
Лучшая работа этих лет — Полдень. Мачтовый лес в Вятской губернии» — рвущиеся к небу огромные сосны, прозрачный ручей, бегущий по камням, освещенная солнцем маленькая лужайка, два медведя, заприметившие на сосне пчелиную колоду. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче. Русское богатство. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. С его помощью художник лепит объемы, делает предметы весомыми и выразительными.
Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2. Разнообразные, выявляющие форму и фактуру мазки подчеркивают мягкость травы, пушистость хвои, крепость стволов.
На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец. Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой.
Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись. К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик. В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева. Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. Богато нюансирован цвет.
До 1865 года он работал в Швейцарии и Германии. Мастерство Шишкина не слабело с годами. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Шишкин создавал великое множество этюдов. Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака. 8 марта 1898 года он умер с кистью в руках в своей мастерской. О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов.
Но показательно, что, делая выписки из весьма поверхностных статей академического толка, шестнадцатилетний юноша в год выхода из гимназии исполняет копии с иллюстраций Г. Г. Гагарина к Тарантасу В. А. Соллогуба, в которых В. Г. Белинский видел одно из претворений идейно-эстетических принципов натуральной школы. Первое было написано под впечатлением елабужской природы, второе под Петербургом в лужских лесах. Правда, трактует он его спокойно и сдержанно. Шишкин изобразил все, что знакомо ему с детства и очень дорого.
Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием. Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом. Вид на острове Валааме (1860). Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки.
60. ). Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа.
Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. В ней Шишкин продолжил тему, начатую еще в «Лесной глуши». Сырая земля усыпана свежей хвоей, кругом лежат гниющие стволы.
Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу.
В этом смысле он далек от нарождавшегося в 1880-х гг. Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность. Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891). Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883). Одно из них – Сосна. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина.
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину.
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года Туман в сосновом лесу, написанный, по всей вероятности, как и Бурелом, после поездки в вологодские леса. Ему уже сопутствовала известность.
В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает. Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы.
Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив. Помещенное почти в центре, оно организует пространство, однако в основе этого решения – отнюдь не рассудочная академическая схема. При жизни Менделеева пейзаж всегда висел над столом в его кабинете.
Окрестности Москвы. Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания. Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением.
В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени. Взору открываются огромные массивы лесов. Каждое из них вызывало интерес зрителей. В картине «Рожь» (1878, ГТГ1) колышащееся под свежим ветром море колосьев, полевая дорога, уводящая вдаль, к возвышающимся на заднем плане соснам-великанам, порождают мысли о русском приволье, о бескрайних просторах полей, создают обобщенный, эпический образ русской природы. Таково полотно, которому автор дал необычное название — «Среди долины ровныя» (1883). Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью.
К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Солнечный день (1895) – тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей.
Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь. Он не только рисовал, но и много писал маслом.
Немалую роль в творческой биографии Шишкина ранних лет сыграл его наставник в училище А. Н. Мокрицкий, в прошлом серьезно увлекавшийся пейзажем и сам учившийся у Венецианова. Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу. На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней. Так, в первой картине ему удалось показать глубину леса в свете сумерек, а в картине «Дождь в дубовом лесу» с большой достоверностью передать предметы, окутанные пеленой дождя.
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль. Среди долины ровныя. Пронизанные яркими лучами солнца стволы деревьев на картине «Дубы» (1887, Русский музей, Санкт-Петербург) кажутся необыкновенно сильными и мощными.
Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857). Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова. Однако декоративное обрамление на переднем плане в виде кружева листвы и ветвей, рассчитанная уравновешенность искусственная зеленая тональность, четкая фиксация планов попали в картину из академического пейзажа.
К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем. Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника. Его называли поэтом и кудесником леса, лесным богатырем, царем русского леса, стариком-лесовиком, лешим русской живописи и т. д.
Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству. Пожалуй, ни один из русских живописцев не имел при жизни столько эпитетов, как он. Картина Хвойный лес. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору.
А их было немало. Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма. Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. Великий ученый ценил подарок своего друга.
Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе. В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне – Гатчинский район Ленинградской области).
В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы.
В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований. Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями. Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Легкие тени скользят по коре, падают на землю.
9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. В окрестностях Москвы (1866 и 1869). Погруженные в солнечную дымку деревья, травы, камни не теряют своей материальности. Мерикюль (1894) – тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы.
Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма. Окрестности Москвы. Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах. Когда долго смотришь на «Лесную глушь» каждый раз видишь все новые и новые детали, которые сначала и не заметил.
Поднятый до значимости подлинной картины, этот радостный по настроению этюд стал одним из лучших достижений Шишкина, свидетельствуя о высоком живописном мастерстве. Строгая рассчитанность композиции становится в произведениях Шишкина восьмидесятых годов все менее ощутимой, благодаря чему пейзажный образ приобретает необыкновенную жизненную правдивость. Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер. Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим.
В этом браке родилось трое детей, но оба сына умерли еще в юном возрасте, ненадолго их пережила и мать. В 90-е гг. Художник воспринимает теперь лесную природу не только в многообразии ее растительных форм, но и в их органической взаимосвязи, дающей в совокупности цельный, живой и типический образ старого бора. Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы.
Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них. Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией. Весьма сложные по технике исполнения литографии Шишкина 1859 – 1860 годов Мокрицкий относил к лучшим литографированным пейзажам, какие до тех пор издавались в России. В апреле 1862 года вместе с В. И. Якоби Шишкин выезжает за границу имея при себе письмо от А. П. Боголюбова к прославленному дюссельдорфцу Л. Кнаусу. Фигуры в этот пейзаж вписал все тот же Савицкий. Это одно из самых совершенных произведений художника. Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой. Художник их штудировал прямо в лесу. Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Знаменательна стала она и для развития пейзажа. Один из самых совершенных – Берег моря.
Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало). Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия. Но сам пейзаж с освещенным лунным светом, высоким облачным небом, с серебрящейся водой и чернеющими во мраке деревьями полон красоты и значительности.
Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола. И вместе с тем произведение не носит камерного характера. На картине «Сосновый бор. Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику.
Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад. Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи. И еще новое – приближенность изображения к зрителю.
От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее. Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма. Свет играет огромную роль и в других произведениях этого времени. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин.
В журнале Dssel-dorfer Anzeiger писали в то время об искреннем восхищении, с которым они были приняты в кругах дюссельдорфских художников. Все они были написаны под Петербургом. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
Так он не только изучал природу, но и оттачивал свое профессиональное мастерство. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу.
В Мерикюле создан, в частности, пейзаж Солнечный день. В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье. Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи. В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве.
Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности. На полотне — могучий дуб, одиноко стоящий посреди долины. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852 – 1856). Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах.
В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством. Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга.
В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность. В их изображении художник достигает изощренного мастерства, раскрывая индивидуальные особенности каждой сосны, как бы ни были они похожи друг на друга.
В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе. Порывы ветра словно доносят шум их ветвей. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Рядом с Шишкиным трудно найти художника, который бы так знал и умел передавать лесную природу. Он учился соединять в одном произведении изображение природы и фигуры животных («Стадо под деревьями», 1864, Третьяковская галерея, Москва).
В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Божия Благодать.
Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания. Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию. В период особой дружбы с ним Шишкин и писал картину, стараясь, видимо использовать его опыт. В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Посвященные обыденной русской природе, неразрывно слитой с жизнью крестьян, картины Рубка леса и Вид из окрестностей села Поречье сходны по своей идейной сущности. В окрестностях Москвы. Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность.
Чувствуются глубина оврага, глушь. Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами. На другой выставке в 1893 году демонстрировались этюды, сделанные в течение лишь последних летних и осенних месяцев. Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение.
Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника.
Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель. Во второй половине шестидесятых годов на путь реалистического изображения родной природы уже смело вступили А. К. Саврасов, М. К. Клодт, Л. Л. Каменев. Тени от облаков как бы скользят по земле, создавая ощущение подвижности и особенно подчеркивая ширь простора играющего такую большую роль в раскрытии замысла.
Это первая строка из стихотворения А. Ф. Мерзлякова. – один из самых пространственных пейзажей русской живописи.
Этот прием будет характерен для него и в позднее время. Недаром его называли швейцарским Поттером.
Достоинство этой светлой по колориту, наполненой радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж подлинно русский по своему характеру. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие.
Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1. Шишкин добивается строгой завершенности пейзажного образа и любит устойчивые состояния природы. В свою очередь, И. Ф. Василевский отмечал: Другой шишкинский пейзаж – меньших размеров, но принадлежащий к числу лучших экспонатов выставки. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. В природе нет для него крупного или мелкого.
Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места. Часто они сразу же начинают играть роль эскиза. Все полно жизни. Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива.
Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка.
Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1. В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881). До конца жизни Шишкина о его двух дочерях и о нем самом заботилась сестра Ольги Виктория.
Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии. Этот пространственно решенный пейзаж, в котором равное внимание уделено и земле и небу, свидетельствует о том, что представление о Шишкине как художнике приземленном, которого интересуют лишь почва, растительность – все, что дает возможность материальной характеристики форм, не совсем оправданно. Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива. Изображена Кама близ Елабуги. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор.
Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком. Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.
В глубине пространства сверкает лента реки. Он кропотливо изучает натуру. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Как настоящий лес, этот пейзаж открывается зрителю не сразу. Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции. Колорит здесь играет решающую роль.
Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть. Композиционной доминантой является группа деревьев в центре. Художника тянуло на родину и, не дождавшись окончания срока командировки (за границей ему полагалось пробыть шесть лет), он вернулся домой. Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане.
Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Художник в нем решил очень трудную для исполнения задачу: он дает туман-испарину среди солнца, после дождя. В Дюссельдорфе, бывшем в то время крупнейшим центром художественной жизни Западной Европы, Шишкин познакомился с мастерами дюссельдорфской школы.
Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года. По сравнению с этюдом сосны исполненным в 1855 году, пейзаж Сосна на Валааме, написанный тремя годами позже, свидетельствует, насколько за это время возросли творческие возможности Шишкина. В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень. Весной 1862 года Шишкин наконец отправился за границу. Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859). Зритель, стоящий как бы на краю дороги, написанной с поразительным чувством реальности, не ощущает себя оторванным от расстилающегося перед ним огромного пространства. Иван Иванович Шишкин был женат дважды. Сохраняя всю естественность найденного в натуре мотива, художник добивается впечатления гармонической цельности. Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства. Едва ли не лучшей работой мастера в 1880-х годах стала картина «Бурелом» (1888).
Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень. Увлекаясь светом, Шишкин ни разу не забыл о вещественности предметов. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу.
В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя. Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии. Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. Они были созвучны Шишкину обращением к родной природе, стремлением передать ее особенности, своей упоенностью натурой. Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью. Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи.
Сиверская (1883. ). Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора. Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года. В ней нет ничего отвлекающего — только лес со старыми деревьями.
Когда-то они были стройными и молодыми, а теперь гниют на земле. Валаам (1858, 59. Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала. Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года. Художник изобразил смерть деревьев, поваленных бурей. Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения.
20 (8 по ст. ст. ) марта 1898 года ушел из жизни прекрасный художник Иван Иванович Шишкин. В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно.
В окрестностях Москвы. В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы. Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин. Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь. Они давали богатый натурный материал. Процесс отбора идет даже на этой стадии. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день.
И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Но детали не нарушают целостности общего впечатления. Кстати, написанная им тогда картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла Шишкину звание академика, а в 1867 году была отправлена на Всемирную выставку в Париж.
До самой смерти художник не оставлял работы над пейзажами. Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой изображая которую художник, по-видимому использовал прекрасный живописный этюд Кора на сухом стволе (1889 – 1890). Но и в таком необычном для него произведении Шишкин сумел показать все свое мастерство. Думается, что можно. Художник приходит к новому пониманию законченного рисунка, в котором он сохраняет легкую, динамичную манеру, применяющуюся им в набросках.
Однако приобретший ее П. М. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872, Третьяковская галерея, Москва) и «Лесная глушь» (1872, Русский музей, Санкт-Петербург). Искусство художника гораздо глубже и содержательнее. Шишкин использует выразительность линейных ритмов, силуэтов, добивается архитектонического композиционного построения.
Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887). Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков.
организованы две выставки работ художника. И это образ мира, который Шишкин не может «смазать» произвольными движениями собственной души. Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. К лучшим пейзажам данного периода относятся «Сосновый бор. По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень.
За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством.