Сивилла Микеланджело
На потолке Сикстинской капеллы 5 известных сивилл изобразил Микеланджело. Старых сивилл Микеланджело изображает скорчившимися, согбенными. Как всегда в творчестве Микеланджело, в изображении сивиллы превалируют яркие и насыщенные тона, подчеркивающие богатство, добротность и отменное качество одеяний Персидской предсказательницы. Хотя на фреске Микеланджело сивилла является белой женщиной. На первый взгляд кажется, что фигуры сивиллы мощная, но Микеланджело наделил ее особенной пластикой и грацией.
Равно как и остальные четыре сивиллы, Ливийская, выполненная Микеланджело в 1511 году, безупречно вписывается в грандиозный ансамбль бесценных произведений Сикстинской капеллы. На потолке Сикстинской капеллы 5 известных сивилл изобразил Микеланджело. Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. – М. : Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г. Хотя на фреске Микеланджело сивилла является белой женщиной.
На иллюстрации из книги Тайное искусство Микеланджело изображена Кумская Сивилла – панель из Сикстинской капеллы. Вместе с героями христианской мифологии Микеланджело изобразил несколько сивилл, персонажей мифологии античной Греции. Старых сивилл Микеланджело изображает скорчившимися, согбенными. Наиболее известным изображением сивилл является цикл фресок работы Микеланджело в Сикстинской капелле.
Датируются временем между I веком до н. э. и I веком н. э. Наиболее известным изображением сивилл является цикл фресок работы Микеланджело в Сикстинской капелле.
Дельфийская сивилла, Микеланджело Буонарроти — описание
При этом движение лишено всякой скованности. 146-148. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров.
«В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения Тогда он записал этот сон изложив сущность». Илл. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела.
Фигура погружается в сон. Правой рукой пророк опирается о скрижали завета, левой перебирает пряди ниспадающей на грудь длинной бороды. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. Перешедшая в контрнаступление католическая церковь выдвинула людей нового склада – кичившихся своей принципиальностью фанатиков, холодных и безжалостных, требовавших слепой веры в авторитеты и совершенного повиновения церковным властям.
Свод икстинской капеллы: пророки и сивиллы Микеланджело Буонарроти
По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Микеланджело уже приобрел огромное количество мрамора и собирался начать работу. Вряд ли в мастерской Гирландайо, где Микеланджело пробыл лишь год, могла архитектура занять сколько-нибудь видное место в системе его обучения. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель.
Таким представил его и Микеланджело. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. « мастерство это поднялось еще выше и показало себя куда более великим в пяти сивиллах и семи пророках, написанных здесь с высотой каждой фигуры в пять локтей и более, во всех разнообразных их позах, в красоте тканей и разнообразии одежд, как и вообще в чудесных выдумках и рассудительности художника, почему они кажутся божественными всякому, кто различает страсти, которыми охвачены каждая из них».
Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Я ему ответил, что Апостолы и сами были людьми небогатыми. 163.
На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. Ее лицо с полуоткрытым ртом выражает крайнее изумление, может быть, даже испуг, словно она видит подтверждение своему пророчеству. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Илл. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти.
Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Рисунок в натуральную величину Микеланджело выполнял заранее на картоне, а потом переносил его на подготовленный слой штукатурки используя технику «припороха». 145. 46. В царстве Аида Кумская сивилла провела Энея на елисейские поля (Элизиум), где собираются души умерших.
23, 24. Исайя, «сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путти, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального». Это может показаться странным, но дело в том, что церковь издавна использовала пророчества Сибилл, подобранные соответствующим образом, для пропаганды своего учения и даже находила в них созвучия с библейскими пророчествами о приходе Мессии (Спасителя). Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). 79, 142. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги за первоначальную цену. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам.
Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Они ввели его в круг идей платоновской академии и приобщили к той философии флорентийского новоплатонизма, в которой гуманистическое учение о высоком достоинстве и высоком призвании человека своеобразно сочеталось с доктринами позднеантичных новоплатоников и раннехристианских писателей. Возмущенные римляне заклеймили Даниэле презрительной кличкой исподнишник, которая преследовала его как тень, до конца жизни.
Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. 155, 156. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии.
Описание работы «Ливийская сивилла»
48-55. Будучи провозвестниками Христа, пророки и сивиллы провозглашают христианство. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью.
Все контуры отличаются пластической четкостью, формы моделированы с несколько нарочитой аккуратностью, что объясняется учебным характером рисунков. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. По словам Евстафия Солунского, первая Сибилла, давшая свое имя последующим, была дочерью царя Дардана и нимфы Несо.
Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. В римских преданиях и мифах Сибиллы играли большую роль, чем в греческих. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом.
По-прежнему он изображает мощные фигуры, с мужественными лицами, с широкими плечами, с хорошо развитым торсом, с мускулистыми конечностями. Девушка ответила: «Дай мне долголетие.
Дельфийская сивилла микеланджело описание
В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Тарквиний внял мольбам советников и купил три оставшиеся книги. Цикл фресок должен был иконографически расширить тему, заданную росписями, рассказывающими об истории Моисея и Христа, выполненными художниками в конце XV века и представить историю человечества эпохи «ante legem» («до Закона»), то есть до того, как Моисею на горе Синай были даны Богом «Десять заповедей». Илл. В восьми треугольных пазухах свода — жанровые сценки с участием библейских персонажей.
Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Илл. Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя.
Илл. 106, 113.
Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. 92, 93, 94. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью.
Сохранился замечательный эскиз к росписи, выполненный сангиной, запечатлевший отдельные моменты поиска художником наилучшего способа передачи движения (1512, Метрополитен-музеи, Нью-Иорк). Эти фрески написал Микеланджело в 1508 — 1512 гг. Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству. В этих фресках, самых поздних из исполненных Микеланджело, лица нередко уподобляются трагическим маскам, что в связи со статуарностью фигур порождает тяжелое чувство отчужденности. Он стал эмигрантом, вращаясь в Риме в кругу таких же эмигрантов-республиканцев, каким был и он сам. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей.
Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. 122-125. Они утратили волю.
По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. И это понимает только один человек – апостол Петр. Поначалу борьба со строптивым отцом.
Описание картины Ливийская сивилла
Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики.
Илл. Ему нравились хрупкие изящные формы, сложные мотивы движения, утонченная линейная стилизация. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини).
Описание картины Микеланджело Буонарроти Персидская сивилла
Илл. Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. Илл.
В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Возрождение. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь.
Описание картины Микеланджело Буонарроти Ливийская сивилла
Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. 182, 187, 188, 189.
Прожил до 18 февраля 1564 года. В годы самой черной политической реакции Микеланджело оставался совестью Италии и никогда эти гражданские чувства в нем не угасали. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи.
Илл. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту.
- Сивиллы Микеланджело в Сикстинской капелле
- Буонаротти Микеланджело: картины и их описание
- Описание картины Микеланджело Буанарроти «Дельфийская Сивилла»
- Микеланджело Буонарроти — ДЕЛЬФИЙСКАЯ СИВИЛЛА
Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. 155. 126. Его мировоззрение приобретает трагический характер.
Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. 7, 8. Однако дело вскоре уладилось так, как хотел Микеланджело.
- Идущий через века (о Микеланджело Буонарроти)
- Сочинение-описание картины Микеланджело Буанарроти «Дельфийская Сивилла»
- Микеланджело Буонарроти "Ливийская Сивилла", 1508-1512
- Код Микеланджело на фресках Сикстинской капеллы
- Картины художников: Микеланджело Буонарроти
- Другие картины Микеланджело Буонарроти
Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Вероятнее всего, он сотрудничал с богословами папского двора и следовал их указаниям. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины.
Но как раз этого не произошло.
13, 14, 15. Но школярская учеба не привлекала мальчика. Илл. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил.
- Ранние работы Микеланджело Буонарроти
- Начало работы над Сикстинской капеллой
- Сибилла (Сивилла) — пророчица Аполлона или вообще пророчица
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Словари и энциклопедии на Академике
- Найдено 8 определений термина СИВИЛЛЫ
- Найдено схем по теме СИВИЛЛЫ – 0
- Найдено научныех статей по теме СИВИЛЛЫ – 0
Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Недаром они украшали пилястры. Илл. В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство.
Она по-старчески дальнозоркими глазами смотрит в огромный фолиант. Илл. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. По-видимому, это была статуя Вакха. Илл.
- Найдено книг по теме СИВИЛЛЫ – 0
- Найдено презентаций по теме СИВИЛЛЫ – 0
- Найдено рефератов по теме СИВИЛЛЫ – 0
- Описание скульптуры Микеланджело Буанарроти «Пьета»
- Описание скульптуры Микеланджело Буанарроти «Моисей»
184. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). е. уважением классической традиции).
Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Жизнь Микеланджело была трудной. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Илл.
Согласно греческой мифологии, кумская сивилла была греческой жрицей, покинувшей Эрифры и жившей в городе Кумы (Италия). Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Илл. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам.
- Описание картины Микеланджело Буонарроти Потоп
- Описание картины Микеланджело Буанарроти Дельфийская Сивилла
- Описание картины Микеланджело Буанарроти «Распятие Христа»
Он победил. Илл. Однако Микеланджело боялся ехать в Рим, опасаясь, что он попадет здесь в ловушку и будет совершенно беззащитным. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны.
Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Флоренция. Пользуясь исключительно итальянским карандашом, он достигает поразительной мягкости в переходе от света к тени и совсем особой дымчатости, так что все формы кажутся как бы окутанными тончайшей воздушной пеленой. И здесь мрамор, местами грубо обработанный, а местами и совсем сырой, обладает такой благородной фактурой, что незаконченность статуи невольно воспринимается как сознательный прием великого скульптора, умевшего ценить красоту дикого камня.
В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца.
Невольно создается такое впечатление, как будто мастер решил в последний раз бросить открытый вызов классицистам всех времен и всех мастей. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Илл.
Напротив Персидской сивиллы — пророк Даниил. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Италия.
Я сказал Папе, что, если я изображу одних Апостолов, впечатление будет бедным. Илл. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Этот жест символизирует молчание.
Петра (Музео Петриано). Страдая и мучаясь от сознания, что погибли все те кумиры, которым он поклонялся в юности, Микеланджело все более уходит в мир глубоко личных переживаний. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов.
Он имел постоянно перед глазами образцы первоклассной архитектуры, которые приучали человека с юношеских лет понимать и ценить красоту пропорций и совсем особый строй архитектурного языка. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. И этой же цели служит цвет.
Джорджо Вазари был совершенно пленен образами провозвестников, созданных Микеланджело и считал их едва ли не самыми прекрасными из его творений на своде Сикстинской капеллы. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными.
Растет и ширится волна религиозной нетерпимости.
Его рука сгибается к плечу. Однако первым художником, поместившим языческую Сибиллу на стену христианского храма, был Пинтуриккьо (1509, римский храм Санта-Мария дель Пополо). По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою).
И недаром наделил его Микеланджело руками скульптора, привыкшего работать тяжелым отбойным молотом. Дерево, масло. Илл.
Галерея Уффици. Илл. Уже в поздние годы он писал: Я вижу, Вы вообразили, будто я стал тем, чем хотел сделать меня Господь. 185, 186. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота.
На втором плане один путто разжигает лампаду, как символ предсказания. Он избегает детализированной характеристики места. Возможно, что Микеланджело вложил в нее горечь разочарования, порожденного трагедией гробницы.
Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Это, конечно, не так. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки.
Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Библейские сцены среднего пояса фланкированы фигурами обнаженных юношей, выполняющими чисто декоративную роль. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке.
Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело.
Илл. В них есть такая выразительность, равную которой можно найти лишь в поздних рисунках Рембрандта.
Он должен думать о смерти. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Илл.
По словам Бернини, Микеланджело сказал на смертном одре, что он раскаивается в двух вещах: он не сделал для спасения своей души все то, что он обязан был сделать и во-вторых, он должен умереть тогда, когда он только начал читать по слогам в своей профессии. Его гений искал более широкого поля деятельности. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Под его резцом она превращается из весело играющей со своим сыном молодой матери, какой ее обычно изображали кваттрочентистские художники, в образ общечеловеческой значимости.
В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. 167.
К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). Кроме Микеланджело. Тут столкнулись два сильных характера. И только в тех случаях, когда это необходимо. Она напоминает мощную лавину.
Он стал уже высекать статую св. Микеланджело изобразил святое семейство в рост, чего обычно избегали кваттрочентистские художники.
И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Микеланджело полностью подчиняет его форме. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Для мастера это было единственным средством выразительности.
99, 101, 102. И это приводит к трагической разобщенности образов. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций.
Он был гостем Лоренцо Великолепного, который выделил его среди учеников основанной им школы и обращался с ним как с родным сыном. Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. 3, 4.
Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Но все усилия напрасны. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой.
Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. 109, 111. Массу он воспринимал как органическую форму, способную быть вылепленной либо изваянной, форму, порождающую симфонию света и тени.
Илл. Платон говорит лишь об одной Сибилле, Аристотель — о нескольких, Варрон — о десяти. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам.
Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. 107, 108.
Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности.
Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Работал он над ней медленно и с большими перерывами.
Это предназначенные для украшения гробницы Св. Илл. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены.
Например, деревянная модель собора св. Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами. Илл. Петра, с чем папа был полностью согласен. Но несомненно, что по мере завершения росписи у Микеланджело все более нарастала тревога за судьбу его родины, раздираемой на части вторгшимися в Италию французскими и испанскими войсками.
Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Правда, за этот свод мудрости Демофила запросила огромные деньги. Это человек действия (vir activus). Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло.
Они не просто сидят: они живут, думают, двигаются, волнуются, переживают, страдают. (Дан. В момент, пишет Ромен Роллан, когда победитель должен нанести удар, он останавливается, отворачивает в сторону свое грустное лицо и свой нерешительный взор. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать.
Вторым живописным произведением Микеланджело, выполненным в конце 1504-начале 1505 года, был не дошедший до нас картон для фрески в Зале Совета флорентийского Палаццо Синьории. Он действует только словом. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного.
Микеланджело и в живописи мыслил как скульптор вот таким образом фреску потолка Сикстинской капеллы он «заселил» сотнями скульптурных образов, дремавших в его душе. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. 150. Последние тридцать лет жизни художника падают уже на новую эпоху, когда на Италию надвинулась феодальная реакция и сопутствовавшая ей контрреформация.
29 июля 1364 года флорентийская армия, воевавшая с пизанцами, разбила лагерь в предместье Кашина, на берегу реки Арно, неподалеку от Пизы. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. А дело было так. Недаром его любимым материалом была бронза. Илл.
Илл. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности.
Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Работа Микеланджело над этим изображением длилась 4 года. 81-84. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Он вытягивает всю композицию по вертикали и довольно равномерно насыщает плоскость стены фигурами, ограничиваясь небольшими разрывами между ними.
Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает.
Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж.
Работая над фреской Страшный суд, Микеланджело хотел показать тщету всего земного, тленность плоти, беспомощность человека перед слепым велением судьбы. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи).
Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля. Он не хватает Еву за локоть, не тянет ее к себе, как это изображали художники кваттроченто. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело.
Пророки и сивиллы Микеланджело — шедевр из шедевров изобразительного искусства.
Короткие, покатые крышки саркофагов – с трудом лежащие на них мощные фигуры меланхоличный, задумчивый Лоренцо – полный активности Джулиано сильно выдвинутые вперед саркофаги – отнесенные вглубь ниши со статуями умерших тонкое легкое архитектурное обрамление – перенасыщенное пластическими формами заполнение маленькие двери – давящие на них массивные ниши-табернакли тяжелый нижний ярус – предельно облегченные верхние части капеллы. И я только бесплодно теряю время. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Илл. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело.
Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Пророчица оракула Аполлона повернулась и, закинув ногу на ногу, листает страницы большой книги, которая лежит на подставке. Они обсудили проект и пришли к выводу, что это должен быть мавзолей, украшенный сорока мраморными статуями. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными.
177, 178. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа).
Отсюда его равнодушие к земным благам, его пуританский, порою даже аскетический образ жизни. 114, 115. В своем труде «О Граде Божьем» Аврелий Августин указывает на то, что сивилла из Эритреи предсказала пришествие Христа: «Звуки суднои трубы раздадутся и лик земли потом покроется. Илл. Поистине трагическим финалом первого периода творчества является незаконченная статуя апостола Матфея, предвосхищающая зрелый и поздний стиль мастера. Глаза закрыты, голова закинута назад, левая рука пытается ее поддержать, правая прикасается к груди, в которой сердце уже перестает биться, ноги подкашиваются, еще несколько мгновений и фигура бессильно сползет вниз, погруженная в небытие. 110, 112.
Таков и образ могучей Дельфийской Сивиллы. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи.
Молодой герой попирает коленом прижатого к земле побежденного, который склонился в три погибели. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Илл. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело).
Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. На табличках внизу под тронами, которые поддерживают путти, указаны их имена.
21, 22. Илл. Илл. 174. Это уже римский, мужественный мастер.
Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Илл. 175, 176. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи.
Илл. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. 183. Кроме того, необходимо было сконструировать особые строительные леса.
Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны.
Но он загорелся мыслью заново перестроить весь собор, чтобы было создано достойное гробницы окружение. Плутарх считает, что первая Сибиллапророчила в Дельфах, она была дочерью Зевса и наяды Ламии, звали ее Либисса, т. е. «ливийка», «ливийская» по-латыни.
Илл. Илл. Ева послушно следует слову творца. Илл.
К числу таких рисунков относятся Распятие в Лондоне, Пьета в Музее Гарднер в Бостоне, Святое семейство в собрании герцога Портландского, картон Богоявление в Лондоне. Охваченный потрясением от явленного ему, Иона словно откидывается назад, свешивая ноги над головами зрителей и, запрокидывая голову, обращает свой взор на сцену «Отделения света от тьмы», символически соединяя тем самым Ветхий и Новый Заветы. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм.
Оно учило, как из элементов реальности создается художественный образ общечеловеческой значимости. 171. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры.
И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Вазари прямо пишет:. 158, 159. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Второй крупной архитектурной работой, над которой Микеланджело трудился в Риме, было оформление Капитолийского холма.
Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Илл.
Дар долгой жизни не предусматривал вечной молодости. Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561).
Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери.
Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Петра. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха.
Илл. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. Не следует его путать с Микеланджело Караваджо, картины которого были написаны несколько позднее. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. На Капитолийский холм ведет широкая лестница. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция.
Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Переходя к рубке камня, Микеланджело отправлялся от передней плоскости блока, что очень хорошо видно на примере статуи апостола Матфея. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции).
На центральном поясе свода представлены в хронологическом порядке от алтаря ко входу в капеллу девять эпизодов из Книги Бытия: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растительного мира», «Отделение суши от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из Рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя». С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый).
Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. Но во время долгих странствий его обожаемый отец, старик Анхиз, умер. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре.
Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению. Эта архитектура настраивает на героический лад и при взгляде на нее ощущается не только прилив сил, но укрепляется также вера в непреходящее значение высоких интеллектуальных ценностей. 136. И тогда полностью раскрываются ее красоты.
К тому же он не привык к бронзе, а отливка требовала помощи мастеров, вызванных из Флоренции. Илл. Илл. Мастер страдал от старческой бессонницы и, чтобы как-то себя развлечь брал посреди ночи молоти резец и принимался за работу при свете свечи, укрепленной на сделанном из картона головном шлеме.
И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Но плата за обеспеченность художника была дорогой.
Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Вот таким образом Кумская жрица медленно старела, пока не превратилась в высохшую старуху. В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного.
Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Возврат к провозглашенным Савонаролой принципам, требование морального очищения церкви, прокламирование возможности непосредственного мистического общения с богом, минуя официальные догмы, вот за что боролись эти люди. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим.
Пейзаж пустынен и гол. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью.
Илл. С ближайшей сцены изображающей Грехопадение и Изгнание из рая, начинается ряд наиболее совершенных по своему композиционному решению фресок. Однако и здесь царит дух отчужденности.
134. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Внутренняя сила, покой и уверенность исходят от этого образа исполненной мудрости античной прорицательницы. 135, 139.
В письме от 1557 года он пишет: денно и нощно я стремлюсь подружиться со смертью, дабы она не обращалась бы со мною хуже, чем с другими стариками. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. В XIV-XV веках образ пьяного Ноя обычно трактовался как символ греха, а надругательство Хама теологи рассматривали как ветхозаветный прототип надругательства над Христом. 97, 98.
В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски).
Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Здесь Микеланджело достигает той компактности скульптурной композиции, которая всегда была предметом зависти у современных ему художников.
На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). 86-91.
Петра. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Стояла сильная жара, раздевшиеся воины, отложив в сторону оружие, отдыхали, либо купались в Арно. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Ее сложнейшая поза одновременно отражает два действия, как пишет Вазари, «одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого (художника), кроме ее создателя». В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка.
И в этом трудность этой работы и к тому же это не моя профессия. Всех их увлекает один неумолимый поток движения, все они извиваются и корчатся от охватившего их страха и ужаса. Может, вот таким образом именно Кумскую сивиллу итальянские художники (Андреа дель Кастаньо, Рафаэль, Тициан, братья Карраччи и др. ) изображали чаще всего. 32.
В 1515 г. Рафаэль украсил римский храм Санта-Мария делла Паче фресками с изображениями Сибиллы (Кумской, Персидской, Фригийской и Тибуртинской) в компании ангелов. Диаметр 120 см. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах.
56-71). Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты.
Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. 10, 11, 12. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Оформляя интерьер, Микеланджело ориентировался на отделку старой сакристии, выполненную по проекту Брунеллески.
Другие говорят, что она пришла из малых городов и была дочерью Ламия сидонянина. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Первый раз в 1518 году, когда он сжег наброски, этюды и картоны, служившие ему подспорьем при выполнении росписи потолка Сикстинской капеллы, второй раз – за несколько дней до своей смерти, когда он приказал уничтожить все находившиеся в доме рисунки. Илл.
Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. А другой — протирает себе глаза, как символ пробуждения души, озаренной светом знания. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья.
Монументальные гигантские фигуры изображенные в немыслимых, сложных ракурсах, в величественных позах, с одухотворенными лицами, в выражении которых отразились разные оттенки чувств — сосредоточенность, сомнение, удивление, уверенность, скорбь, порыв, — являются важнейшими персонажами всей росписи. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Но этим роль античного наследия не была исчерпана.
И всюду Микеланджело выходил победителем. В свое время она получила от Аполлона в дар способность видеть будущее. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя.
Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). В борьбу включился и Микеланджело. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов.
Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Однако подготовительный картон художник использовал не всегда. 166, 167. И так она прорицала в оракулах и творила чудеса. Согласно греческой мифологии, Кумская сивилла была жрицей храма Аполлона, покинувшей родную Грецию и обитавшей в Кумах, греческой колонии недалеко от современного Неаполя. 162.
Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Но затем, почти десять лет спустя, он вновь вернулся к работе над группой, подвергнув ее существенным изменениям. Илл. все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Да поможет мне Бог». 5, 6.
В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка.
Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Илл. Но какой ценой. Слева мы видим райский сад. Моисей восседает в торжественной позе.
39. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св.
К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. А в росписи потолка Сикстинской капеллы мастер идет еще дальше, находя для пластического антропоцентризма адекватные ему формы живописного выражения.
Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. С одной стороны — замкнутая линия, с другой — ломаная и подвижная. Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. 89-91. Фигура коренастая, сильная, мужественна. Илл.
130. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. И этому оно учит и нас.
Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. 2. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску.
37. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica).
Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. История рассказывает о трагическом эпизоде, случившемся в начале VI века до н. э. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию.
Старые источники свидетельствуют, что на восточном фасаде собора и на палаццо Фарнезе были установлены временные деревянные карнизы в размер будущих каменных, дабы позволить Микеланджело внести необходимые исправления. Илл. 75-78.
Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Он побежден.
Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Все время приходилось ему преодолевать препятствия. Когда Папа спросил: почему. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера.
Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора.
Я должна многому научиться». По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа.
Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. В Мадонне Дони Микеланджело с редкостной последовательностью реализовал свое понимание живописи, которое он четко сформулировал в ответе на запрос гуманиста Варки: Я говорю, что живопись, как мне кажется, считается лучше тогда, когда она больше склоняется к рельефу и что рельеф считается лучше, когда он больше склоняется к живописи.
Эритрейская сивилла — единственная из предсказателей, написанных Микеланджело на своде капеллы, которая демонстрирует зрителю раскрытую книгу пророчеств. Здесь все построено на контрастах. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок).
В плане Браманте отдельные пространственные ячейки более или менее равноценны, причем каждая из них обладает известной замкнутостью и обособленностью. Илл.
Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Илл. Илл. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью.
Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения. Не везде это проявлено в равной степени.
Глубокие тени зрительно придают ее фигуре объемную выпуклость, рельефность. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе.
С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Вот таким образом присутствие персонажей языческого мира в Сикстинской капелле вполне закономерно. Считается, что иконографические образы античных предсказательниц художник почерпнул в труде Филиппо Барбьери (Filippo Barbieri, «Discordantiae sanctorum doctorum Hieronymi et Augustini», 1481), в котором теолог доминиканец XV века описывает сивилл их внешний вид, возраст, манеру одеваться и сопровождает описание известными пророчествами. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны).
Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором.
Илл. Петра. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Петра со стороны апсид.
Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя.
Три года напряженнейшей работы пропали даром. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело.
Тот же принцип контрастности повторяется в отдельных членах. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. И здесь бог изображен в активном действии.
Любая деталь здесь столь необычна, что ей трудно подыскать сколько-нибудь близкую аналогию в античной и ренессансной архитектуре. Она оставляет мало места для вошедшего в вестибюль и она толкает его на то, чтобы он как можно быстрее поднялся по ее ступеням. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года.
Но вместе с тем это столкновение противоборствующих сил порождает какое-то новое, высшее единство – единство противоположностей. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole).
С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). это сам Микеланджело и символ всей его жизни. 16.
173. 160. Все это придает его архитектуре величественный характер.
Важнейшим элементом композиций являются свитки и книги. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Впоследствии Микеланджело неоднократно возвращался к живописи.
Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. И в ней мастер смело порывает с традицией.
Пришлось снова просить учителя о милости – переправить ее в царство Аида. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка.
Трудность своего характера осознавал и сам художник. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов.
Микеланджеловская поэзия – великая загадка на фоне современного ей поэтического творчества Италии. Иной характер и иной темперамент воплощены в фигуре Джулиано, также лишенной и намека на портретную трактовку. Илл. Илл.
За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Почти все знаменитые Сибиллы (Ливийская, Кумекая, Эритрейская и Дельфийская) находятся на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане и оттуда наблюдают за выборами пап, которые по традиции проходят в этой капелле рядом с ними изображены библейские пророки.
Илл. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. 38.
161. В таком теле ее и изобразил Микеланджело. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира).
В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. 36. Таков, несомненно, был его основной замысел.
Илл. Такой ее и изобразил Микеланджело.
С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно.
Илл. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами.
Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. В этой фигуре прекраснейшим образом показана старость». Илл. 109-112, 116-119.
И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Илл. 164. И здесь его постигает страшный удар.
Илл. В самом раннем варианте проекта Микеланджело еще находился под влиянием Джулиано да Сангалло.
Его авторству приписывается «Книга пророка Даниила». Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Это два составных звена единой архитектурной концепции. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны.
Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы. Между 1524 и 1526 годами были выполнены модели статуй, а между 1525 и 1533 годами и сами статуи. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств).
В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Но не всегда власть и сивиллы понимали друг друга. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано.
Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Илл. Илл. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб.
Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон.
Композиция Микеланджело, насколько позволяет судить гризайль Бастиано да Сангалло, выделялась своим абсолютно необычным характером. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело.
Он написал несколько картин, создал прекрасные росписи. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни.
Особенно выразительна правая фигура. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. Причем их дар развивался под покровительством Аполлона. Их он терпеть не мог и не щадил.
В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Это были тяжелые годы. Илл.
Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Вообще же Сибиллы имели свои личные имена, но в основном их различали по святилищам, в которых они занимались своим ремеслом (например, СибиллаКумекая, Эрифрейская, Ливийская, Троянская, Дельфийская).
О душе же её он баснословит, что это лик, являемый луной. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело.
На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Его искусство учило многому. 47. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера.
Однако все эти моменты были ими восприняты довольно внешне, преимущественно в декоративном плане. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. 17, 18, 19, 20. И результаты были самыми плачевными.
В результате они предстают зрителю трагически одинокими. 149. 131, 132. Гробницы Лоренцо и Джулиано, в отличие от кваттрочентистских гробниц, обычно тяготеющих к плоскости стены, свободно развернуты в пространстве. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды.
И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Петра.
Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. 179-181.
Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo).
В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Тогда Папа позволил мне действовать по моему усмотрению». Рассматривать роспись свода Сикстинской капеллы следует как одно единое целое.
Статуи и рельефы Бертольдо во многом перекликаются с тем, что мы находим в картинах и фресках братьев Поллайоло, Боттичелли, Филиппино Липпи. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Необыкновенно экспрессивный образ. Илл. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений.
Этот прелестный жанровый мотив, несколько необычный для Микеланджело, так понравился Рафаэлю, что он скопировал его в рисунке и дважды использовал в своих работах. Даже во времена империи к ним тайно обращались за советами.
Они содержат то здоровое плебейское ядро, которое делает все творчество Микеланджело таким сильным и земным. 174. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Илл.
Илл. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. 151. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения.
Он даже не дотрагивается до нее. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Этому его научила скульптура. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Илл.
Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Всячески подчеркивая физическую мощь фигуры Дня, Микеланджело усиливает тем самым контраст между ней и фигурой Ночи, выступающей носительницей совсем иных настроений. 170. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо.
Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Продолжал жить в мире, который радикально изменил свое лицо и который с каждым годом становился ему все более далеким и чуждым. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. 86-88.
80. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. Тело же её, превратившись в землю, произрастило траву. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
На самом же деле между ними лежала бездна. Художник охотно принял это предложение. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Илл. 33, 34.
С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа.
Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. 119, 111.
Это помогало ему сохранять чувство целого. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой.
Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Илл. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии.
Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. 159. Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи.
А воля художника была поистине безмерна. Илл. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад.
Однако вскоре до него дошли слухи, что Папа не желает платить за мрамор. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Отбойный молот и резец скульптора ему заменяет перо и одним пером, не прибегая к размывке, он воссоздает на плоскости листа объем формы, ее впадины и выпуклости, ее затененные и освещенные части.
Илл. 25, 26. Эритрейская сивилла, пророчица II тысячелетия до н. э. из малоазийской Эритреи, как отмечал христианский писатель IV века Лактанций, пророчествовала о едином Боге: «Только один есть Бог, Высочайший и все сотворивший: небо, яркое солнце, луну и горящие звезды и плодородные земли и воды глубокого моря Чтите только Его, единого мира Владыку, Он лишь Сущий от века и впредь и вовеки пребудет». 30), довольно точно передающая ее общий вид.
Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Прокалывал на картоне отверстия по контуру рисунка и потом, прикладывая картон к потолку, набивал рисунок полотняным мешочком, заполненным углем, — сквозь отверстия порошок проникал внутрь и оставлял на потолке рисунок в виде точек.
Эту постыдную работу продолжали и позднее. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. Илл. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе.
Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Их формы выражения лучше подходили для воплощения того, что он чувствовал в старческие годы. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать.
Такая трактовка невольно заставляет вспомнить изображения небесных видений в раннехристианской и средневековой живописи. И Аполлон подарил своей ученице века жизни. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт.
Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Они называли Микеланджело divino (божественным). Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии).
Согласно греческой мифологии, кумская сивилла была греческой жрицей, покинувшей Эрифры и жившей в городе Кумы (Италия). Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. Причем художник трудился в полулежачем положении на неудобных подмостках. Зато вид группы справа мало удачен. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой.
И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Между прочим, этот сюжет послужил основой поэмы «Энеида» римского поэта Вергилия. В угловых распалубках — драматические библейские истории «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф», «Медный змий», «Наказание Амана». Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир. В действительности оно так и получилось.
Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Однако художника все время не покидало ощущение, что он занимается не своим делом. Старуха снова превратилась в девушку, к тому же обретя бессмертие.
В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан.
Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Папа все время торопит его с завершением заказа, партия Браманте плетет вокруг него интриги, дело доходит до того, что неугомонный Юлий угрожает художнику сбросить его с лесов и однажды даже ударяет посохом.
Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Тревога и волнение отразились на его лице. Илл. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного.
140, 141. Группа Победа, несколько необычная для Микеланджело по своему идейному замыслу и формальному решению, вызвала самые различные толкования. Внезапно раздался крик: мы пропали. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы.
Илл. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых.
Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги за первоначальную цену. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus).
Илл. К ней принадлежал в свое время Браманте, чей проект остался не осуществленным из-за его ранней смерти, к ней решительно примкнул и Микеланджело.
Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Он превосходно связывает друг с другом обе фигуры и умело заключает их в пределы замкнутой контурной линии, мягкой и волнистой. Илл. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Действительность не оправдала их надежд.
Практически все время он занимался живописью в полном одиночестве. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. 116-119. 169.
Юсти рассматривает ее как символ порабощения свободы Флоренции герцогом Алессандро Медичи, Бринкман – как аллегорию эроса, перед которым бессилен взятый им в плен старик. Тем самым ей отводится центральное место. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Статуя осталась незаконченной. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов.
Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. 41.
Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. Последняя была предназначена для хора старого собора св. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. Когда он делал для каменотесов зарисовки обрамлений окон и дверей, либо профилей карнизов, то они были больше рассчитаны на то, чтобы дать общее представление о детали, нежели точно рассчитанную инструкцию для ее выполнения. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти.
В этом отношении особенно характерны следующие его слова: если жизнь нам нравится, то поскольку смерть есть дело рук того же мастера, она не должна нам не нравиться. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены.
Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Готовясь к смерти, Микеланджело приступил уже около 1547 года к выполнению скульптурной группы Положение во гроб для своей собственной гробницы. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства.
Но роспись обладает и другим аспектом. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). Илл. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни.