Скульптура Вакха Микеланджело
В 1497 году Микеланджело создает мраморную скульптуру Вакх, часто ее называют еще Пьяный Бахус. В 1497 году Микеланджело создает мраморную скульптуру Вакх, часто ее называют еще Пьяный Бахус. Буанарроти Микеланджело создал из мрамора скульптуру «Вакх» или ее называют еще «Пьяный Бахус».
Буанарроти Микеланджело создал из мрамора скульптуру «Вакх» или ее называют еще «Пьяный Бахус».
Микеланджело картины и скульптуры
Он терял свою свободу и превращался в придворного мастера, полностью зависевшего от прихоти тех, кому он служил. Илл.
Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. У Микеланджело контрасты сходятся воедино и не могут существовать по отдельности. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре.
Описание скульптуры Микеланджело Буанарротти «Вакх»
Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Сохранились только копии картона Микеланджело Битва при Кашине. 185, 186. При полном отсутствии воздушной перспективы эти мотивы приобретали такую резкость и импульсивность, что мастер, строго говоря, сам лишал себя возможности органически связать фигуры друг с другом. Илл.
Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. 97, 98. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников.
Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). 126. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера.
- Самые известные работы Микеланджело
- Картина Вакх, Микеланджело Караваджо
- Микеланджело: жизнь и творчество художника
- Словари и энциклопедии на Академике
- Микеланджело: последние новости
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
Искусствовед Йоханнес Уайльд однажды написал о скульптуре следующее: «вкратце это не образ бога». Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту.
И этому оно учит и нас.
Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. 173.
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
Этот жест символизирует молчание. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. Он должен думать о смерти. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело.
Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений.
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
К тому же, нагрянула эпидемия чумы. В таком толковании космической катастрофы уже не остается места для героя и героического деяния, не остается места и для милосердия. И всюду Микеланджело выходил победителем. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. 41.
Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. По-видимому, это была статуя Вакха.
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир. Илл. Илл. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях.
Фигура погружается в сон. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа.
- Общая характеристика творчества
- Напишите отзыв о статье Бахус (Микеланджело)
- Отрывок, характеризующий Бахус (Микеланджело)
- Скульптурные шедевры Микеланджело
Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. Сидящая на низком постаменте Мария прижимает к себе младенца Христа, как бы оберегая его от врагов. В XIV-XV веках образ пьяного Ноя обычно трактовался как символ греха, а надругательство Хама теологи рассматривали как ветхозаветный прототип надругательства над Христом. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia).
Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Ему нравились хрупкие изящные формы, сложные мотивы движения, утонченная линейная стилизация. Лоренцо изображен в спокойной задумчивой позе. Илл.
Они утратили волю. Илл. Выше: что вы искали. Все это придает его архитектуре величественный характер. Илл.
109-112, 116-119. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. 36. Естественная античная красота и идеальность пропорций контрастируют со средневековым христианским образом «мучительного ощущения скорби» из-за бренности существования.
- 1 отзыв к статье 5 великих работ Микеланджело
- Бахус (Микеланджело) Информацию О
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИМИКЕЛАНДЖЕЛО
Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха.
Для него скульптура была искусством «вычленения» или освобождения фигуры, заключенной в каменном блоке. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень).
Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя). Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного.
вы можете запросить все в системе с коробкой. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни.
Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Взгляд бога обращён на чашу с вином и он кажется слишком влюблённым в свой собственный дар человечеству. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Как пишет Ирвинг Стоун в книге «Муки и радости», скульптура выглядит статичной, скованной, замкнутой и полностью погруженной в собственный мир. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. И результаты были самыми плачевными.
Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа.
Мучение Св. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. 179-181.
Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон.
177, 178. 86-88. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса.
75-78. 159. Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. 170.
Илл. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим.
Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Все время приходилось ему преодолевать препятствия. Мастер дает обобщенный тип глубоко задумавшегося человека, склонного к меланхолии и к созерцательному образу жизни. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы. Историк искусства Джоханнс Уайлд суммировал ответы на скульптуру таким образом:" вкратце.
В ней все пребывает в непрестанном движении, противоборствующие силы сталкиваются друг с другом, стена как бы пружинит, то выступая вперед, то отступая назад. Недаром они украшали пилястры.
Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Илл. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля.
Композиция буквально состоит из контрастов: жизнь противостоит смерти, женское — мужскому, одетое — обнаженному, а горизонталь — вертикали. 119, 111. Фигуры Христа и выглядывающего из-за правого плеча Марии Крестителя даны в более низком рельефе.
Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Он победил. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом.
Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. Петра. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства.
И его фигура исполнена такой огромной силы, что мы невольно верим в его способность сотворить любое чудо. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Первый раз в 1518 году, когда он сжег наброски, этюды и картоны, служившие ему подспорьем при выполнении росписи потолка Сикстинской капеллы, второй раз – за несколько дней до своей смерти, когда он приказал уничтожить все находившиеся в доме рисунки. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Илл. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti).
Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. Он сам писал: Но когда план целиком меняет свою форму, то не только дозволено, но и необходимо изменять, по сравнению со сказанным выше, также и украшения и равным образом те, которые им отвечают. Восстанавливаются давно отмененные феодальные и помещичьи права, вводится закон о майоратах, направленный против дробления земельной собственности, торговля превращается в монополию казны.
Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Таким представил его и Микеланджело.
Петра, как планировалось, а в церкви Сан Пьетро ин Винколи. 21, 22. По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане.
Но между Браманте и Микеланджело к работе над проектом собора были привлечены сначала Рафаэль и его ученик Бальдассаре Перуцци, а затем Антонио да Сангалло, который отдал предпочтение базиликальному варианту и начал его энергично претворять в жизнь. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Перешедшая в контрнаступление католическая церковь выдвинула людей нового склада – кичившихся своей принципиальностью фанатиков, холодных и безжалостных, требовавших слепой веры в авторитеты и совершенного повиновения церковным властям. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. Креститель протягивает щегленка сидящему на коленях Марии Христу, который резко отпрянул в сторону. Тем самым ей отводится центральное место.
Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Илл. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию.
И это приводит к трагической разобщенности образов. 99, 101, 102. В этой связи следует решительным образом отмести неверное толкование статуи рядом ученых, которые, снижая трагизм микеланджеловского замысла, трактуют статую как изображение засыпающего, либо медленно пробуждающегося от сна юноши. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Илл.
Арсенал его технических приемов был безмерно богат. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. Илл.
Илл. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Вакх (1496-7) является мраморная скульптура итальянского Высокого Возрождения скульптора, живописца, архитектора и поэта Микеланджело. 38. Илл.
И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Около середины второго десятилетия XVI века возникли статуи двух рабов и Моисея, выполненные для гробницы Юлия. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Ряд исследователей склонны объяснять повышенную религиозность позднего Микеланджело его старостью.
Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. За левой ногой Бахуса прячется фавн, надкусывающий гроздь винограда. 174. Он написал, что «Это выглядит пьяным, зверским и ограниченным и имеет выражение распущенности большая часть восстания». это не изображение бога».
В борьбу включился и Микеланджело. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело.
Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Отцы и матери чаще всего даны в застылых позах, с грустными, отягощенными заботами лицами, с неподвижным, устремленным в пустоту взором. Тело от начала и до конца пребывает в движении иначе говоря, оно не имеет устойчивых пропорций.
Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Илл. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре.
Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Его рука сгибается к плечу. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида.
Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Микеланджело был живописцем, архитектором, поэтом, но сам же относил себя скорее к скульптору, который берет камень и отсекает всё лишнее. Действие, происходящее на земле, развернуто по контрасту, в трехмерном пространстве, на фоне пустынного, безмолвного пейзажа. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж.
С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года).
Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей.
Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). 161. Последняя была предназначена для хора старого собора св. Папа все время торопит его с завершением заказа, партия Браманте плетет вокруг него интриги, дело доходит до того, что неугомонный Юлий угрожает художнику сбросить его с лесов и однажды даже ударяет посохом.
Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии.
Статуя несколько раз покидала церковь, сначала во время французских войн за независимость, после которых была возвращена в 1815, чтобы снова быть выкраденной нацистскими солдатами во время Второй мировой войны. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Эта тема была популярна в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно. Столь же статуарны и фигуры юношей на втором плане, навеянные Микеланджело известным тондо Синьорелли в Уффици. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. 116-119.
Фигура коренастая, сильная, мужественна. Илл.
Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость. Илл. Илл. Илл.
130. Мучение Св. Политическая и внутренняя обстановка в Италии накаляется до предела, что отнюдь не способствует творчеству Микеланджело.
Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Левая рука, освободившая лицо от покрывала, как бы застывает в воздухе, не завершив начатого движения.
Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). Действительно, мастер решительно порывает с классическими канонами, с тем, что Витрувий называл decorum (т. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни. Он был готов работать сутки напролет, чтобы добиться идеального результата.
Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Вакх (1496–1497) является мраморной скульптурой итальянским Высоким скульптором эпохи Возрождения, живописцем, архитектором и поэтом Микеланджело. После первичной обработки камня шпунтом мастер прибегал к троянке, которой владел с бесподобным совершенством. Но какой ценой. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов.
Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Его гений искал более широкого поля деятельности. Илл.
На Капитолийский холм ведет широкая лестница. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней.
После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта.
В 50-е годы к нему обратились проживавшие в Риме члены флорентийской колонии, чтобы он помог им построить церковь Сан Джованни деи Фьорентини. Это помогало ему сохранять чувство целого. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Контраст ее молодости с безжизненным телом Христа еще более усиливает трагизм ситуации. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет.
А воля художника была поистине безмерна. Он был гостем Лоренцо Великолепного, который выделил его среди учеников основанной им школы и обращался с ним как с родным сыном. Сейчас статуя находится в музее Барджелло во Флоренции. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью.
149. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Илл.
В годы самой черной политической реакции Микеланджело оставался совестью Италии и никогда эти гражданские чувства в нем не угасали. Скульптура Микеланджело «Пьета» считается искусствоведами одним из нескольких сохранившихся произведений переходного периода от Раннего Возрождения пятнадцатого века к высокому периоду этой эпохи.
48-55. Однако и здесь царит дух отчужденности. Пейзаж пустынен и гол. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами.
Мышцы спины выглядят напряженными, но расслабленные мышцы живота и бедер демонстрируют физическую, а значит и духовную слабость. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Но школярская учеба не привлекала мальчика. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Кроме Микеланджело. Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции.
Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Илл. Возвращаясь к художественной деятельности Микеланджело в 30-х годах, следует прежде всего упомянуть одну его скульптурную работу, явившуюся откликом на убийство Лоренцино де Медичи герцога Алессандро.
Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Пользуясь исключительно итальянским карандашом, он достигает поразительной мягкости в переходе от света к тени и совсем особой дымчатости, так что все формы кажутся как бы окутанными тончайшей воздушной пеленой.
Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. См. Илл. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены.
Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. В обработке всех фасадов мастер широко применяет контрастирующие друг с другом ордера, массивные и тяжелые обрамления окон, сочного профиля карнизы. Но вместе с тем это столкновение противоборствующих сил порождает какое-то новое, высшее единство – единство противоположностей. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе.
Это позволило мастеру свободно развернуть в пространстве могучий торс, широкие плечи и мускулистые руки, которым присуща такая внутренняя сила, что у зрителя рождается уверенность в сверхчеловеческой мощи пророка. 131, 132.
Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Это были тяжелые годы. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Илл. С его раздутой грудью и животом, фигура Вакха предложила Джорджио Вазари «и гибкость молодого человека и мясистость и округлость женщины» и ее гермафродитное качество часто отмечалось (хотя яички раздуты также).
В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. 145. 167. Доминиканский монах Савонарола был страстным борцом с несправедливостью, проповедовавший благороднейшие идеи христианства, равенства и справедливости. Эпоха Возрождения на редкость богата выдающимися мастерами, но она все же не выдвинула художника, равного Микеланджело.
Такая концессия 39классической39 чувствительности, однако, не убеждала Перси Бисша Шелли в преданности работы «духу и значению Вакха». Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. С названиями «Моисей» и «Давид» мы уже познакомились.
Илл. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело – мраморный Вакх. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Илл. Петра (Музео Петриано).
При этом движение лишено всякой скованности. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Отец мальчика был мэром итальянского городка Карпезе и являлся отпрыском благородного рода. Вдохновение для работы, кажется, описание в Плини Естествознание Старшего потерянной бронзовой скульптуры Praxiteles изображая «Вакха, Опьянение и сатира». Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца.
Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере.
Жизнь Микеланджело была трудной. Например, деревянная модель собора св. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Антония – первая из известных картин Микеланджело. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб.
Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад.
Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. «Пьета» не исключение.
Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя). Работал он над ней медленно и с большими перерывами. 134.
Это человек действия (vir activus). При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи.
соч., особенно Приложение C Кардинал Riario и«Вакх». 79, 142.
Только кубок был восстановлен, в начале 1550-х.
Илл. 122-125. Однако папа, заинтересованный в завершении гробниц в капелле Медичи, даровал художнику прощение. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути.
И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561).
Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим.
Петра, с чем папа был полностью согласен. Из совсем особого подхода к архитектуре вытекает и одна особенность творческого метода Микеланджело. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости.
Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности.
Он побежден. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции).
Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. Союз с французским королем Людовиком XII обеспечивал ему безопасность и независимость в раздираемой войнами и распрями Италии. Йоханнес Уайльд, Michelangelo: Шесть Лекции (Oxford University Press) 1978:33. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8).
Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой.
47. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св.
16. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно.
И это понимает только один человек – апостол Петр. Работу по осуществлению проекта начал Донателло со своим подмастерьем, но он успел создать только одну скульптуру После его смерти проект был приостановлен, а глыба мрамора (в народе прозванная «Гигантом»), предназначенная для статуи Давида, постепенно рассыпалась под воздействием эрозии. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. 109, 111. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций.
Между сентябрем 1501 и апрелем 1504 года Микеланджело создал статую Давида, одно из лучших своих произведений. Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). Сам Микеланджело изначально отказывался взять проект, поскольку считал себя скорее скульптором, чем живописцем.
При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). Илл.
Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Италию называют музеем под открытым небом. Статуя осталась незаконченной.
Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Его искусство учило многому.
Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Илл. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи.
Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Мысль о смерти, – пишет он, – которая по природе своей разрушительна, порождает чудо, сохраняя тех, кто становится к ней причастным, поскольку она ограждает их ото всех людских страстей. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. 160. Обо всем этом он рассказал нам в своих последних стихотворениях, поражающих чисто философской глубиной содержания и совсем особой выразительностью поэтического строя, в котором каждое слово обладает весомостью камня.
Но столь же несомненно, что великий художник в ряде случаев сознательно не доводил отделку камня до последней стадии завершенности избегая вялой и перетруженной фактуры. Вазари прямо пишет:. Художник охотно принял это предложение. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе).
В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Он даже не дотрагивается до нее.
Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Этюдник находится в Берлине. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. И если «Битва кентавров» по характеру исполнения ближе рельефам древнеримских саркофагов, то в постановке фигуры «Вакха» использован принцип, найденный древнегреческими ваятелями, в частности Лисиппом, которого интересовала проблема передачи неустойчивого движения. Илл. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться.
К ней принадлежал в свое время Браманте, чей проект остался не осуществленным из-за его ранней смерти, к ней решительно примкнул и Микеланджело. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной.
Илл. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Взгляд бога обращён на чашу с вином и он кажется слишком влюблённым в свой собственный дар человечеству2. с. 93 Майкл Херст, Микеланджело в Риме: алтарь и Бахус Берлингтон Журнал 123 (Октябрь 1981:581-93) Люба Фридман, Размышления Микеланджело на Вакха, Artibus др. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в соборе Святого Петра. Первые дошедшие до нас скульптурные работы Микеланджело — созданные в начале 90-х годов 15 века рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», как и первые картины Рафаэля, — это уже произведения искусства Высокого Возрождения.
Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. 33, 34. Тут столкнулись два сильных характера. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны.
В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева.
Тонкое, ломкое тело Христа, необычайно вытянутое по своим пропорциям имеет в себе много готического и абсолютно не похоже на излюбленный мастером канон. В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело. В среде флорентийских эмигрантов шли оживленные споры о правомочности политического убийства и большинство склонялось к тому, что Данте был неправ, поместив Брута и Кассия в ад.
На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Илл.
Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога.
Работа на потолке Сикстинской Капеллы изображает девять историй из Книги Бытия и считается одной из величайших работ Высокого Ренессанса. Илл. После длительной переписки, в которую вмешался гонфальоньер флорентийской республики Пьетро Содерини, художник, наконец, решился встретиться с папой в Болонье. После того как папа утвердил один из предложенных ему художником вариантов, был подписан договор и начались работы по заготовке мрамора.
По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Этому его научила скульптура.
Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. Особенно выразительна правая фигура. Илл. Моменты создания шедевра он скрывал даже от папы римского, который неоднократно порывался посмотреть на роспись.
Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов.
Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. Микеланджело противопоставляет здесь мир насилия и активного утверждения злой воли миру терпеливого страдания и пассивных мыслей и чувств. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина "Мучения Св. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает.
Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Илл. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки.
Илл. Петра. 136. В этом плане Микеланджело достигает такой глубины и цельности психологической характеристики, которая была недоступна античной скульптуре и о которой и не смели мечтать его предшественники. Илл.
Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Вскоре последовал новый заказ – на изготовление "Скорбящей Мадонны".
С другой стороны от Лоренцо изображен засыпающий мужчина — аллегория вечера. После смерти Лоренцо Медичина престол взошел его сын Пьеро, который политической недальновидностью разрушил республиканский строй Флоренции. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Илл. Они называли Микеланджело divino (божественным).
По словам Кондиви, художник собирался высечь из одной большой скалы колосса, которого моряки могли бы видеть издалека на море. Смысл безосновательности, следующей из высокого центра тяжести, может быть найден во многих более поздних работах художником, прежде всего Дэвидом и фигурами по потолку Сикстинской капеллы. Илл.
С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. 158, 159. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью.
Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Для него всегда самым трудным было объединение статуарного типа фигур в одну неразрывную группу. 89-91.
37. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Картина получила широкое признание от пэров. 23, 24.
13, 14, 15. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Система перекрещивающихся осей приводит к тому, что пространство как бы насыщается движением и на смену кваттрочентистской статике приходит гораздо более динамичное понимание пространства, во многом предвосхищающее плановые решения эпохи барокко. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны.
Илл. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело.
Илл. Вакх носит венок листьев плюща, поскольку тот завод был священен богу. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII.
Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Но вместе с тем, человек аскетичный и фанатичный, Савонарола был врагом искусства, считая его развратным. Библейского героя Давида, победившего великана Голиафа, Микеланджело изобразил обнаженным, вернув тем самым наготе тот этический смысл, каким она обладала в античной пластике.
Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Левая же рука Марии как будто бы показывает недоумение.
73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). Он приобрел у Микеланджело его статую Вакха, а также статуи Аполлона и Купидона, до нас не дошедшие. Илл. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон.
Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Илл. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Глыба имела 9 футов высоты и осталась в первой грубой обработке. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло.
По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Илл. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ).
С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Он действует только словом.
Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу.
Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). Первоначально статуя была предназначена для гробницы папы Юлия II. это сам Микеланджело и символ всей его жизни.
Нередко фигуры остаются едва намеченными, настолько невесомы прикосновения карандаша к бумаге. 46. Аллегории разного времени суток изображены в виде фигур молодых мужчин и женщин.
К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Если гробницы XV века воспринимаются как искусственное дополнение к архитектуре, то у Микеланджело архитектура и пластика объединены одним замыслом. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением.
Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции.
Илл. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению.
Статуя опьяневшего Вакха в человеческий рост предназначена для кругового обзора. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. 164. Эта двухметровая скульптурная группа предназначена для кругового обзора. И здесь его постигает страшный удар.
Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства.
Илл. При упоминании Микеланджело немедленно приходит на ум прекрасная фреска художника на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. 183. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Илл. 56-71).
Эта двухметровая скульптурная группа предназначена для кругового обзора. К тому же, нагрянула эпидемия чумы. Гробницу Лоренцо украшают две скульптуры: «Утро» и «Вечер». В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны.
Илл. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Илл.
Илл. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. 107, 108.
Во Флоренцию приезжают, чтобы погрузиться в эпоху Ренессанса, ведь именно здесь жили и творили, как их сегодня называют, «титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Ральф Либерман, Что касается Микеланджело Вакх, Artibus др. Вакх (1496-7) является мраморная скульптура итальянского Высокого Возрождения скульптора, живописца, архитектора и поэта Микеланджело. Она напоминает мощную лавину.
Между колоннами первого этажа размещены три дверных проема и прямоугольные углубления в стене, предназначенные для статуй и рельефов. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Но все усилия напрасны.
Учитывая реальную общественную ситуацию, сложившуюся в Италии к середине XVI века, а также преклонный возраст художника, можно сказать, что перед Микеланджело открывалось, строго говоря, лишь два пути: либо примкнуть к контрреформационному движению и полностью в нем раствориться, либо встать на путь личных религиозных исканий, окрашенных в мистические тона и чуждых узкого конфессионализма. Илл. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом.
Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Это предназначенные для украшения гробницы Св. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой.
Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. И этой же цели служит цвет. Он стал уже высекать статую св.
Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Антония" – первая из известных картин Микеланджело.
Это два составных звена единой архитектурной концепции. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа.
Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Илл. Илл. Их он терпеть не мог и не щадил. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке.
Сегодня я рассмотрю творчество одного из моих любимых скульпторов и живописцев – Микеланджело Буонарроти. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Картина получила широкое признание от пэров.
Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. редактировать с комментариями Паола Бароччи (Милан 1962: II :62-67). 155, 156. Моисей восседает в торжественной позе.
Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. 3, 4. Historiae 24 47 (2003:121-135), отмечает, что несколько раз в течение Cinquecento, Вакх классифицировался среди древностей. Внезапно раздался крик: мы пропали.
Фридман 2003:124. Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой. Он имел постоянно перед глазами образцы первоклассной архитектуры, которые приучали человека с юношеских лет понимать и ценить красоту пропорций и совсем особый строй архитектурного языка.
81-84. Эта двухметровая скульптурная группа предназначена для кругового обзора. 2 Либерман анализирует скульптуры в почти зверское реализм и безупречно управляемый неравновесие (р 67), выявленные в кругу скульптуру. Илл.
Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом.
Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Илл. И в ней мастер смело порывает с традицией.
Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура. Кажется, что скульптура вот-вот упадет. У левой ноги Христа находится фигура св. 171. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода.
Илл. Илл. Множество скульптур, картин исторических зданий радуют глаз туриста.
5, 6. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Сидя за ним фавн, кто ест гроздь винограда скольжения из левой руки Вакха в. С его опухшие груди и живота, фигура Вакх предложил Джорджо Вазари и стройность молодого человека и полнота и округлость женщины и его андрогинный качества часто отмечалось (хотя яички распухли, а).
В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой.
Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. е. уважением классической традиции).
Ранние 30-е годы – важный рубеж не только в творчестве Микеланджело, но и в истории всей Италии. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Илл. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны.
Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. Эту постыдную работу продолжали и позднее.
Илл. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути.
Илл. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole). Илл. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Прочитанная совсем по-новому библейская легенда позволила Микеланджело создать величавую поэму о творческой мощи человека ибо бог в представлении Микеланджело был первым художником мира, ничем не ограниченным в своих творческих замыслах.
Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). И здесь бог изображен в активном действии. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Херста оп. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. В Риме на него произвели сильное впечатление античные памятники, с которыми он впервые соприкоснулся так близко.
Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. 184.
Никто не брался завершить статую. Он же помог художнику заключить договор с французским кардиналом Жаном Билэром де Лагрола на скульптурную группу для капеллы в соборе Св. 166, 167. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения.
10, 11, 12. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир.
Работа была создана для богатого флорентийского банкира Аньоло Дони в честь его свадьбы с Маддаленой, дочерью видной Тосканской благородной семьи Строцци. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Я не забочусь пишет он в одном письме, ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений. Петра со стороны апсид.
Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. 174. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение.
Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния». Сперва художник расписывал потолок вместе с Франсеско Гранакси, Джулиано Бугардини и сотней чернорабочих, но потом в припадке гнева уволил подручных. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался.
Недаром его любимым материалом была бронза. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках.
Петра.
К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Небольшие рожки на голове Моисея символизируют лучи сияния, которые исходят от головы пророка во время его общения с Богом. Но как раз этого не произошло. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Илл.
Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. В конце 1495 года Микеланджело ненадолго возвратился во Флоренцию, где новое республиканское правительство никак не могло справиться с городскими волнениями. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. И для этого он должен был радикально изменить свое представление о человеке и человеческой фигуре, которая должна была бы стать хрупкой, легкой, бесплотной.
Замкнутый и погруженный в себя человек, подверженный внезапным вспышкам и перепадам настроения, находил отраду в создании скульптур. Слева мы видим райский сад. В действительности оно так и получилось. 135, 139. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Но роспись обладает и другим аспектом.
Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. 146-148. Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения. И тогда полностью раскрываются ее красоты. 17, 18, 19, 20. В каком тяжелом душевном состоянии пребывал Микеланджело, когда он работал над Страшным судом, с особой наглядностью свидетельствует одна деталь этой фрески. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка.
Илл. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. 155. 140, 141. Здесь все построено на контрастах.
7, 8. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа.
Микеланджело полностью подчиняет его форме. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. 32. 169. В боковых дворцах, с их мощными пилястрами и открытыми нижними галереями, Микеланджело всячески подчеркнул протяженность фасадов, прибегая к ритмическому повтору одного и того же мотива.
Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Он избегает детализированной характеристики места. Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1, 75 м, а Мария – 2, 04 м. На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил». Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. 39. Илл.
И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Увиденное потрясло воображение многих людей. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Фигуры как бы выплывают из подернутой дымкой глыбы камня, рожденные к жизни могучим резцом скульптора.
Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Те немногие скульптуры и рисунки, которые Микеланджело выполнил в последний период своей жизни, посвящены одной теме – страданиям и смерти Христа.
Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. 110, 112.
Мужчина отправляется в Венецию и Рим, где продолжает обучение и изучает статуи и скульптуры древности. (Они не, как часто предполагается, листья виноградной лозы. ) В его правой руке он держит кубок вина и в его левом шкура тигра, животного связанный с богом «из его любви к винограду» (согласно биографу Микеланджело Асканио Кондиви). Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки.
На самом же деле между ними лежала бездна. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы).
Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Historiae 24 47 (2003:121-135), отмечает, что несколько раз в течение Cinquecento, Вакх классифицировался среди древностей. Илл. Здесь она была призвана символизировать свободу республики.
Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. 150. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. все члены изменяются по ширине и длине во время движения.
Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него. 114, 115.
Петра. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Поначалу борьба со строптивым отцом.
Здесь невольно вспоминается фактура картин позднего Тициана, в которых индивидуальный почерк мастера выступает не менее ощутимо. Статуя более чем в натуральную величину. 106, 113.
Здесь им не хватало южного солнца и здесь нейтральное палладианство имело несоизмеримо больше шансов на успех. 92, 93, 94. Илл. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. Илл. Таков, несомненно, был его основной замысел.
По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. 151. Илл. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк.
Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Библейский пророк изображен со скрижалями завета. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены.
Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Илл. 2. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу.
Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Это, конечно, не так.
Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций.
Если бы в согласии с замыслом Микеланджело были осуществлены фигуры морских божеств, призванные украсить постамент саркофагов, то они еще сильнее выступали бы за пределы обрамления. Ева послушно следует слову творца. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба.
Страдая и мучаясь от сознания, что погибли все те кумиры, которым он поклонялся в юности, Микеланджело все более уходит в мир глубоко личных переживаний. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. На саркофагах находятся лежащие фигуры, символизирующие День, Ночь, Утро и Вечер. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Тяжелое тело Христа по контрасту противопоставлялось усилиям фигур, которые его поддерживали. 163.
Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой.
В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено.
Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Эта воля счастливо сочеталась у Микеланджело с ясным и глубоким умам, добрым сердцем, богатейшей художественной фантазией, высоко развитым нравственным чувством и редкостным трудолюбием. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения.
Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом.
Но в дальнейшем он стал утяжелять все членения, вводить раскреповки и усиливать тем самым рельеф стены, что привело к полному разрыву с брунеллескиевской традицией. Historiae 22 43 (2001:65-74) р. 66 рис. В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство.
Приподнятая к губам левая рука как будто бы намекает наего внутреннее молчание. Йоханнес Уайльд, Michelangelo: Шесть Лекции (Oxford University Press) 1978:33. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу.
Илл. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель.
Его жизнь напоминает жизнь аскета, полностью отдавшегося созиданию. 30), довольно точно передающая ее общий вид.
В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой).
И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Илл. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Действительность не оправдала их надежд.
Этот разрыв сказался и в широком использовании на фасаде скульптуры, вследствие чего фасад приобретал совсем не свойственную церковным зданиям XV века монументальность. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. ". Вернувшись через Флоренцию в Рим, художник снимает квартиру с мастерской неподалеку от площади св. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт.
Херст и Dunkerton 1994, с. 75 n. 27 Для Микеланджело как фальсификатор древностей и Вакх как неоднозначный работы, предназначенной дразнить зрителя с неопределенностью относительно того, было ли это древние или современные, видеть Леонард Barkan, Раскапывание прошлого: археология и эстетика в создании Ренессанс культуры (Нью-Хейвен / Лондон) 1999:201-05. Многим работам Буонарроти приписывают противоречивость, что было присуще его характеру. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах).
1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Второй такой, наравне с предыдущей, является «Давид». Илл. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей.
Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом.
175, 176. 162. В них художник поставил себе целью выразить сверхчеловеческую мощь и все то нравственно высокое и героическое, что его всегда так привлекало в жизни и в искусстве.
Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Илл. Трудность своего характера осознавал и сам художник. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей.
Однако по требованию наследников папы надгробный памятник поместили не в соборе Св. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. 25, 26. Борьба с мраморной глыбой заняла у него более двух лет. Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи.
В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564.
Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Зато вид группы справа мало удачен. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое.
Приблизительно в 1530 Микеланджело создал небольшую мраморную статую Аполлона (Флоренция, Барджелло) и скульптурную группу Победа (Флоренция, палаццо Веккьо) последняя, быть может, предназначалась для надгробия папы Юлия II. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы.
В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии.
Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. 80. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Илл. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город.
Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Гробница так и не была построена в той форме, как ее задумал Микеланджело и эта «трагедия» преследовала его почти 40 лет. Часто он бросал начатое стихотворение, полагая, что его мысль достаточно хорошо выражена в фрагментарной форме. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора.
Три года напряженнейшей работы пропали даром. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. И, быть может, нигде титанизм его натуры не сказался столь ярко, как в том факте, что ему самому его творения казались ничем по сравнению с новыми задачами, которые он перед собой ставил. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю.
Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи.
Но затем, почти десять лет спустя, он вновь вернулся к работе над группой, подвергнув ее существенным изменениям. Наступили новые времена, к власти пришли совсем новые люди, по своему образу мышления глубоко враждебные светской культуре Возрождения. Херст и Dunkerton 1994, с. 75 n. 27 Для Микеланджело как фальсификатор древностей и Вакх как неоднозначный работы, предназначенной дразнить зрителя с неопределенностью относительно того, было ли это древние или современные, видеть Леонард Barkan, Раскапывание прошлого: археология и эстетика в создании Ренессанс культуры (Нью-Хейвен / Лондон) 1999:201-05. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Мраморный рельеф Битва кентавров (Флоренция, Каса Буонарроти) имеет вид римского саркофага и изображает сцену из греческого мифа о битве людей лапифов с полуживотными кентаврами, напавшими на них во время свадебного пиршества. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Взгляд бога обращен на чашу с вином и он кажется слишком влюбленным в свой собственный дар человечеству.
Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. Будучи человеком с высоко развитым гражданским и этическим сознанием, Микеланджело, неудовлетворенный окружавшей его социальной действительностью, сосредоточил все свои мысли к старости на вечных вопросах. Илл.
86-91. 182, 187, 188, 189. Его мировоззрение приобретает трагический характер.
В стране вспыхивает революция. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины.