Скульптура Вольтера
Пигаль работал над скульптурным портретом в течение шести лет, позировать пригласил старого солдата, походившего телосложением на Вольтера, лицо же скопировал с бюста. Вольтер, в скульптурном воплощении изображён смотрящим на Сену, точнее на знаменитые букинистические развалы, расположенные вдоль реки. Великому поэту повезло раскопать в закрытых для посещения комнатах огромного музейного здания скульптуру Вольтера, созданную французским мастером Гудоном по заказу Екатерины II.
Сохранить наследие знаменитого мастера сегодня доверено самым значимым музеям мира, в том числе и государственному музею Эрмитаж, в котором хранятся и выставляются скульптуры Вольтера и Екатерины Великой.
Описание скульптуры Жана Гудона «Вольтер»
Его старший брат к тому времени увлёкся богословием и писал религиозные трактаты. В отличие от других скульпторов и живописцев мастер не пытался приукрасить действительность, но умел в каждом человеке увидеть его таланты, положительные черты. При обходе выясняется и авторская логика, по которой создана внутренняя динамика образа. Скульптуру спас граф Шувалов.
«Во взоре он разгадывал душу», – сказал о Гудоне другой великий французский скульптор – Роден. И действительно, в портретах ученых, философов, людей искусства, в женских образах, созданных мастером, на первый план выступает острота и многогранность психологической характеристики модели. Переписка с Вольтером началась в 1763 году и окончилась лишь с его смертью.
- Скульптор Жан-Антуан Гудон – великий мастер гипсового и каменного портрета
- Культурология / Первобытная культура / Скульптура / Скульптура-Вольтер
- Гудон Жан АнтуанСкульптуры и биография
- Презентация " век – век Вольтера"
Скончался он 21 августа 1785 года. Философ сидит в кресле, чуть склонившись вперед. Народ, говорил он, который не может выражать свои мысли, не свободен. Вольтер и вольтерьянство оказались в опале.
Одна из самых знаменитых его работ — сидящая фигура насмешливого Вольтера, созданная в мраморе для Екатерины Второй (выставлена в Эрмитаже) её бронзовые копии были изготовлены для Комеди-Франсез и для публичной библиотеки Санкт-Петербурга.
Сам бюст Гудон изготовил двумя годами ранее. Вольтер сидит в кресле, чуть подавшись вперед, положив руки на подлокотники. Ироническая усмешка направлена не на зрителя, а связана с раздумьем мудреца. Новую скульптуру установили в фойе, где она и сейчас находится. хотя в своей работе был вынужден опираться лишь а картины, рисунки или гравюры французских авторов.
Колокол оказался в хорошем состоянии, на боку его выгравирована монограмма: буквы «Е» и «Ф» с короной над ними (изображение явно посвящено основательнице обители, Великой Княгине Елизавете Федоровне). 138 смИсточник поступления в музей: Императорская Публичная библиотека в С. -Петербурге. Вольтер сидит в кресле, чуть подавшись вперед, положив руки на подлокотники. Похоже, свыше позаботились о том, чтобы предоставить возможность врожденному таланту мальчика развиться в истинное мастерство. Но убедительность образа — в его одухотворенности.
- Памятник Вольтеру в парижском Пантеоне / Р
- Как случайно нашлись некоторые исторические реликвии
- Исаак и Авраам: две интерпретации
- Скульптурные портреты Растрелли
- Это место относится к категории
- Отзывы и лента путешественников
- Эссе по предмету: Искусство (Пример)
Но все эти действия лишь облегчали труд скульптора, но никак не являлись решающими. О последней следует сказать особо. Однако из его мастерской не вышло ни одного хоть мало-мальски значительного скульптора. Вольтер улыбается самому себе. Отчасти это граничит с личностями его моделей – великих людей XVIII в. : Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Б. Франклина, Дж. 30 мая 1778 года его не стало.
При советской власти мозаичные панно с «религиозным содержанием» (на гербах фигурировали Георгий Победоносец, Архангел Михаил) решено было заменить и в 1925-м на фасаде вокзала укрепили два барельефа с гербом СССР. При этой точке зрения силуэт статуи близок к очертаниям треугольника. К тому же он разработал один простой, но создающий поразительный эффект прием. Страх перед идеями революции был так силен, что статуя легко могла быть уничтожена. Между тем в его таланте явно было заложено и яркое героическое начало.
- Как Лидия Русланова боролась с нищетой
- Словари и энциклопедии на Академике
Удивительную находку подарили несколько лет назад масштабные работы по восстановлению Марфо-Мариинской обители в Москве. Первый подписанный и датированный бюст был выставлен в Салоне в 1778 году. В вольтеровской библиотеке преобладают книги по истории, прежде всего по истории Франции (около четверти общего числа) примерно столько же – книги по литературе и искусству (довольно полно представлена художественная литература и французская драматургия XVII – XVIII веков).
Вслед за тем появилось сразу несколько портретов Вольтера. Библиотека Французского института, Париж. Первый подписанный и датированный бюст был выставлен в Салоне в 1778 году. Таким образом и обстоятельства благоприятствовали развитию сильнейшей стороны таланта Гудона. Гудон снял слепки с лица и рук писателя и продолжил работу. Отталкиваясь от посмертной маски Руссо, он создал бронзовую статую мыслителя (находится в Лувре).
Упорный труд по овладению приемами мастерства дал свои плоды. Мрамор. Осматривая картины, вывешенные в зале 288, трудно не согласиться с таким мнением. Пушкин смог получить личное разрешение царя для работы с книгами философа. В книгах встречаются загнутые верхние и нижние углы иногда страницы сложены вдвое. Так случалось во время бесед философа с друзьями и при общении с кем-то, но никогда — во время сеансов в мастерской скульптора.
В основном это изделия из мрамора, всевозможные скульптуры и бюсты. Веяние мысли, вдохновляющей эти дряхлые формы, придает им красу». После этой работы художнику поступили заказы со стороны герцога Саксен-Готского.
Гюбер не копировал внешность Вольтера, а останавливал внимание лишь на самом характерном. Самый знаменитый мраморный портрет Вольтера – "Вольтер в кресле" Жана Антуана Гудона. Даже знаменитый «Мальчик с клеткой» (1750, Лувр) Пигаля благодаря необычной силе, с которой передано сосредоточенное внимание ребенка, напоминает Пилона, Донателло или Гудона. Среди них заслуженно выделяется изображение сидящего Вольтера (1781 г. ). Однажды библиотеку посетил НиколайI, для которого слово «вольтерьянец» звучало бранью. Глубокие морщины бороздят старческие щеки, лохматые брови нависают над глазами, ввалился беззубый рот, сморщенная кожа висит большими складками на тонкой ссохшейся шее.
Лично участвуя в отливке, он сам дорабатывал каждую модель. Разумеется, собраны сочинения знаменитых мыслителей XVII – XVIII вв.
Ее спас А. В. Шувалов, один из самых культурных людей в среде русского дворянства. При этой точке зрения силуэт статуи близок к очертаниям треугольника. Гудон перешагнул через границу технических трудностей.
Легенда гласит, что однажды знаменитая улыбка Вольтера вывела Николая I из себя и он приказал «убрать обезьяну». До сих пор по остаткам можно проследить его древнее направление. Бросьте его в мою открытую могилу», — и, простившись со скульптором, покинул мастерскую. Второй же экземпляр был предназначен для далекого путешествия в Россию. Приказ Николая он выполнил по-своему, спрятав статую. Все сооружение было готово в 1762 году. Только А. С.
Дыханием великой эпохи овеян поэтически-приподнятый образ композитора Глюка (1775, Веймар, Библиотека). Создалось впечатление бархатистой, теплой человеческой кожи. Заказ на создание мраморной скульптуры был сделан великой императрицей Екатериной II. Увидев статую Вольтера, царь злобно распорядился: «Уберите отсюда эту обезьяну».
Может быть, пройдя по этим залам, вы несколько устанете от херувимов. Однако она попалась на глаза императору Николаю I и ее чуть не уничтожили. На этой основе Гудон создал ряд портретных бюстов (Houdon, Jean-Antoine Voltaire 1778 marble National Gallery of Art., Jean-Antoine HOUDON Voltaire 1778 Louvre). Выполненный по заказу Екатерины II в 1778 г., "Портрет Вольтера в тоге" – одно из лучших произведений скульптора. Одна из самых знаменитых его работ — сидящая фигура насмешливого Вольтера, созданная в мраморе для Екатерины Второй (выставлена в Эрмитаже) её бронзовые копии были изготовлены для Комеди-Франсез и для публичной библиотеки Санкт-Петербурга. Вольтер в креслеГудон, Жан АнтуанФранция. Начиная с этого времени скульптор учавовал почти во всех подобных выставках вплоть до 1814 г. Первым значительным произведением Гудона по возвращении во Францию был портретный бюст философа Д Дидро (1771 г. ), открывший целую галерею образов – как современников, так и великих людей прошлого: Мольера (1778 г. ), Ж. Ж. Руссо (вариации в 1778 – 1779 гг. ), О. Г. Мирабо (1791 г. ) и др.
Бронзовая же копия с мраморного оригинала – работа второй половины XIX века. Каждый заказчик мог выбрать портрет по своему вкусу. Вашингтона, он отправился за океан, чтобы работать над портретным бюстом в непосредственной близости от модели. Другие известные произведения: "Меркурий". Вернее, на здании.
«Я непременно устрою Фернейский замок в Царскосельском парке. Для этого был насыпан холм земли, по форме соответствующий пьедесталу. Однако гудоновская «Диана» имела две отличительные особенности – быстрое движение и полную наготу. В 1781 году работа была закончена. Картина старости дана с беспощадной правдой.
Этот контраст и вызвал неприязнь у большинства зрителей. Удивительной скульптуре пришлось многое выдержать, прежде чем советский химик Марк Семенович Немцов передал ее в Эрмитаж. Точность изображения позволяет считать это произведение одним из лучших портретов века.
Откинутые назад пряди волос придерживает лента, обнажая высокий лоб. Многогранность характеристик, психологизм, суровая правда и вера в человека отличают созданные им скульптурные портреты выдающихся людей времени, «составляющих славу или счастье своего отечества»: философов, ученых, критиков, борцов революции, политических деятелей. «Гражданин» – одна из фигур пьедестала – автопортрет скульптора. Близка к «Меркурию» мраморная «Венера» (1748) – образец декоративной скульптуры середины века.
Но это длилось лишь несколько мгновений. Вот таким образом, когда в 1785 г. Гудон получил заказ на исполнение мраморной статуи генерала Дж. О работе забыли на долгие годы и лишь в XX веке мастерство Пигаля было оценено. Согласно распространенной по всей Европе академической системе обучения он обязан был делать копии скульптур на темы классической мифологии и его первой работой в этом направлении была небольшая по размерам «Весталка» (1767 – 1768 гг. ) – довольно свободно трактованное повторение античной статуи. Разрешение Николая I было получено.
А на следующий день Гудон отправился в дом Вольтера и сделал слепки с лица и рук умершего. Результатом занятий оказывается его «Экорше» (человеческая фигура без кожи), по которому было легко изучить мускулатуру тела.
Этот год стал для Гудона действительно триумфальным ведь кроме Бруно, скульптор создал гипсовую анатомическую фигуру Экорше, которая заставила даже самых скептически настроенных ценителей искусства признать величайший талант Гудона. Она и послужила моделью для большой мраморной статуи, которая будет преподнесена мадам Дени в 1781 г. театру «Комеди Франсез». В них художник обнаружил поразительную способность передавать свежесть и чистоту детства без сентиментальности.
В 1787 – 1790 гг. "Негр Паоль" – скульптура, раскрывающая пластическое мастерство Пигаля. Голова немного повернута вправо и туда же направлен взгляд. Предварительно условившись с художником, маркиз во время одного из сеансов подошел к сидевшему в кресле Вольтеру и возложил ему на голову специально принесенный лавровый венок, тот самый которым философ был увенчан после представления «Ирины». Каждая вещь, вышедшая из его рук, заставляет забывать о ремесленной стороне искусства. Особенно выразительны глаза – они кажутся прозрачными, блестящими.
Возможно, получив заказ на статую Вольтера, Пигаль вспомнил об этой фигуре и решает изобразить старого философа в виде «Умирающего Сенеки», обнаженного, но не стыдящегося своей наготы. Улыбка Вольтера, наверное, не менее знаменита, чем улыбка Моны Лизы. Более того, ею при обучении пользовались даже медики. Интересно, что эта выдающаяся и, пожалуй, самая любимая анатомическая модель в истории скульптуры поначалу была всего лишь гипсовым эскизом для «Иоанна Крестителя». Теперь лицо Вольтера обращено прямо к зрителю, но глаза смотрят мимо него— в пространство.
«Экорше»— гордость ваятеля. Она представлена сидящей на облаке. В бронзовом бюсте Дидро (1768) Пигаль обнаруживает большую глубину и серьезность мысли. Отталкиваясь от посмертной маски Руссо, он создал бронзовую статую мыслителя (находится в Лувре).
Хмурый, с лихорадочным испытующим взглядом предстает Руссо (1778, Орлеан, Городской музей) точно прислушивается, готовый вступить в беседу Дидро (1771, Париж, Лувр) трибун 1789 г. Мирабо (1790-е гг., Версаль), с надменным взглядом, словно парит над толпой, обращаясь к ней с речью мужественный борец за независимость североамериканских колоний Англии Джордж Вашингтон в статуе в рост (США, Ричмонд, Виргиния, 1787—1792) — весь воплощение гражданственности, самодисциплины и самоотречения. Полон непосредственности и женского обаяния образ жены художника (ок. Позже этот бюст заказал русский коллекционер граф П. С.
Замечательны с этой точки зрения и детские портреты. Его умозаключения вызывали возмущение даже у некоторых христиан, обвинявших «фернейского патриарха» в слишком свободной интерпретации иудейской истории. Теперь он мог глубже узнать классическое искусство. Мрамор.
Сначала Екатерина II приказала поместить ее в зале Антиков в Царском Селе. Средствами одной лишь пластики он достигает редкого светотеневого эффекта. Герои Гудона действенны, целеустремленны, живут напряженной жизнью. Фигура дряхлого старца дышит жизнию и спокойствием исполненным достоинства.
Хмурый, с лихорадочным испытующим взглядом предстает Руссо (1778, Орлеан, Городской музей) точно прислушивается, готовый вступить в беседу Дидро (1771, Париж, Лувр) трибун 1789 г. Мирабо (1790-е гг., Версаль), с надменным взглядом, словно парит над толпой, обращаясь к ней с речью мужественный борец за независимость североамериканских колоний Англии Джордж Вашингтон в статуе в рост (США, Ричмонд, Виргиния, 1787—1792) — весь воплощение гражданственности, самодисциплины и самоотречения. Скульптор протер ее тампоном с толченым песчаником. Вслед за отцом, переведенным в парижский дом графа Деламотта, семья переезжает в столицу, а в 1749 г. этот дом сдается в аренду французской короне под «Школу для избранных учеников». В ЕвропеXVIII века чрезвычайно популярной была идея просвещенного монарха. Кажется, что движение не прервано.
Она углублена и темная тень впадины усиливает по контрасту свечение блика. Заказы были многочисленны и, не желая повторяться, Гудон делает три варианта бюста. В 1744 году Пигаль выполнил мраморный вариант статуи. Следующая точка зрения— самая выигрышная в постижении смысловой насыщенности образа. Теперь фасаду Киевского вокзала возвращен первоначальный вид.
Его племяннице, мадам Дени, понадобился едва ли не месяц, чтобы уломать упрямого старца. Замуровать можно, оказывается, не только произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, но даже здания. «Обнаженный Вольтер» стал объектом многочисленных издевательств и эпиграмм. Вольтер, даже мертвый, даже мраморный, был ненавистен. В 1764 г. Гудон уезжает в Рим.
У него сосредоточенно-печальный взгляд человека, прошедшего через трудную борьбу и пережившего немало разочарований. Вольтер восседал в окружении античных философов. Его автопортрет (1780) и портрет Дефриша, который выставлен вместе с терракотовым бюстом его слуги негра Поля, обладают всей непосредственностью гудоновского «Дидро». Из числа недавних – неожиданное открытие, сделанное в здании столичного Киевского вокзала.
Менялись глаза. Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудоновских портретов философа. Жан Батист Пигаль родился в Париже 26 января 1714 года.
30 мая 1778 года, через два месяца после триумфального чествования в театре «Комеди франсез», Вольтер скончался. Вашингтона. К тому же он разработал один простой, но создающий поразительный эффект прием. Он плачет издевается, смотрит на мир трагически и задыхается от смеха.
Правдивость изображения достигнута посредством точной передачи внешних черт. Усталый и больной старик тяготится ими.
Но сумрачно звучащие ноты побеждаются ощущением силы духа и человеческой значительности. В своих поучительных картинах художник абсолютно отходит от легкомысленного стиля рококо. «Пигаль в результате успеха своей конкурсной работы «Меркурий, завязывающий сандалию», – отмечает Арнасон, – оказался под покровительством мадам де Помпадур и десять лет занимался аллегориями, прославляя замену Amitie (дружба) на Amour (любовь) в ее отношениях с Людовиком XV. Карьера Пигаля была удачной. Что ж, тогда вам будет приятно увидеть, как римские солдаты расправляются с ними на картине Бурдона «Избиение младенцев».
Много позже Гудон создал другую, бронзовую фигуру «Экорше» (1792 г. ), слегка изменив положение рукВ ноябре 1768 г. Жан Антуан вернулся в Париж. Скульптор изображает себя обнаженным, в полный рост. Оставленная маленькая «подвеска» белого мрамора порождала иллюзию светового блика, доводя впечатление объемности до совершенства. Гудона. В конце жизни он говорит о нем как об одном из лучших своих произведений. Считалось, что дореволюционные изображения при этом были уничтожены и лишь 70 лет спустя их удалось обнаружить. Кавалер ордена Почетного легиона (1803 г. ). Слава непревзойденного мастера скульптурного портрета, которую Гудон завоевал еще при жизни, неоспорима и по сей день.
Непосредственно с революционной эпохой связано публицистическое творчество Жана-Антуана Гудона (1741—1828), создателя французского гражданственного портрета. Это позволяло ему тиражировать свои работы, отливая их в самых разных материалах. Второй же экземпляр был предназначен для далекого путешествия в Россию. Гудон. Эти идеалы были близки эпохе Просвещения с ее культом Разума, рациональности.
Его Дидро – стареющий человек с отяжелевшими чертами лица и резкими линиями морщин. Однако скульптор все же предпочел не выставлять ее в Салоне и желающие могли любоваться чистым классическим изяществом «Дианы» в мастерской художника. Оба творения редкого совершенства, но потому-то, казалось бы, должны исключать друг друга. Теологические сочинения, работы по истории церкви и каноническому праву составляют одной пятой всех названий, философские сочинения – чуть меньше. Здесь скульптор имеет широкую клиентуру среди просвещенной части русской аристократии. Особенной популярностью у современников пользовался Меркурий.
«Героическая нагота», присущая античным изваяниям, соединилась с реалистичным изображением старчески непривлекательного дряблого тела и иронической, почти язвительной, улыбкой. Ими украсили фасад еще в 1914-1917 годах во время строительства вокзала. А на следующий день Гудон отправился в дом Вольтера и сделал слепки с лица и рук умершего.
1778 г. Мрамор. Казалось, они видят то, что скрыто от других. Один дурак в прозе, а другой— в стихах». Выс. Зондажи, сделанные в нескольких местах, открыли ученому тайну здания.
Кажется, что движение не прервано. Однако тогда мне было не до него, у меня было слишком много важных дел. Вслед за отцом, переведенным в парижский дом графа Деламотта, семья переезжает в столицу, а в 1749 г. этот дом сдается в аренду французской короне под «Школу для избранных учеников». Уже при первой встрече с Вольтером скульптора поразила его худоба.
В то время как на портретах искусных художников Вольтер представлен в классическом стиле (в нарядном костюме, длинном парике, смотрящим на зрителя), Гудон помещает философа в свободную обстановку. С середины 1790-х гг. Но убедительность образа— в его одухотворенности.
Известно, что он постоянно искал заказы на крупномасштабные произведения и на протяжении всей жизни, говоря о своих художественных достижениях, обычно выделял именно статуи, такие, как «Святой Бруно», «Экорше» или «Диана» (1776 г. ). Сеансы приближались к концу, а результат их не радовал Гудона. На самом деле эти пометы не всегда располагаются на полях, они встречаются и на титульных листах, форзацах, шмуцтитулах, закладках, на других частях книги. Екатерина II, состоявшая в пере писке с философом, заказала Гудону статую Вольтера. Самая популярная из работ Пигаля, статуя «Меркурий, завязывающий сандалию», сделана в терракоте в Риме, где Пигаль учился в 1736-1739 годах. Облик Вольтера запечатлен и в изобразительном искусстве.
58 смИсточник поступления в музей: приобретена у автора Екатериной II. Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудонивских портретов философа. Приказ Николая он выполнил по-своему, спрятав статую. Здесь Пигаль был абсолютно творчески свободен и, если и придавал своим моделям некоторую идеальность в духе времени, не заострял на этом внимание так, как в подчиненных театральной драматичности крупных работах. Уже в первых работах Гудон заявляет о себе как мастер, причем мастер монументальных форм.
Правдивость изображения достигнута посредством точной передачи внешних черт. К счастью, это не было насилием над характером дарования скульптора. Гудон сделал также бронзовую статуэтку Вольтера, сидящего в кресле, эта статуэтка послужила моделью для большой мраморной статуи.
С другой стороны — статуя «Изобилия» (так же, как предшествующая, работы Филиппа делла Балле), а над нею — рельеф, Агриппа, утверждающий план своего водопровода (работа Гросси), Аттика украшена пластическими символами четырех времен года в виде женских фигур. Честолюбию ЕкатериныII льстит надежда добиться славы гуманной властительницы.
Он привлек к художнику заказы со стороны герцога Саксен-Готского и императрицы Екатерины. А на следующий день Гудон отправился в дом философа и сделал слепки с лица и рук умершего. Откинутые назад пряди волос придерживает лента, обнажая высокий лоб.
Уже общее решение гробницы масштабно и живописно. И это не удивительно. Иоанн Креститель.
По возвращении в Париж этот бюст был использован скульптором как эскиз. При обходе выясняется и авторская логика, по которой создана внутренняя динамика образа. 1781 г. Мрамор. В результате глаза выглядели живыми, прозрачными и чуть влажными. Вольтер весь преобразился. Обычно, работая над портретом, Гудон обязательно снимал маску с лица оригинала.
До 1783 года Пигаль был старшим скульптором Академии. Когда в середине 1950-х реставраторы обследовали кварталы старых построек в московском Зарядье их внимание привлекали в основном храмы, стоящие вдоль улицы Разина (ныне Варварка). Наконец, свет мерцает и тонет в живых глазах философа— удивительных по своей моделировке. Следующая точка зрения— самая выигрышная в постижении смысловой насыщенности образа. 24 февраля 1832 г. поэт просил у шефа жандармов Бенкендорфа разрешения «рассмотреть находящуюся в Ермитаже библиотеку Вольтера, пользовавшегося разными редкими книгами и рукописями, доставленными ему Шуваловым для составления его Истории Петра Великого».
Жан Антуан Гудон. Выступ снизу ограничен полукружием радужной оболочки. Здесь Вольтер словно уходил в себя, как улитка в свою раковину. Художник облачил мудреца в античную тогу, скрыв его немощное, худое тело.
Долгие годы статуя не привлекала к себе внимания. Непосредственно с революционной эпохой связано публицистическое творчество Жана-Антуана Гудона (1741—1828), создателя французского гражданственного портрета.
Манера Пигаля становится здесь совсем иной, чем в «Меркурии» в ней появляется твердая точность линий, особенная весомость форм и это, несмотря на отказ скульптора от всякой идеализации, создает произведение подлинно высокого стиля. Другие бьют тонкой хрустальной струёй и стекают вниз медленно, роняя блестящие капли. Это дерзко-остроумное посвящение никого не обмануло, кроме лоховатого зама Б-га на земле. Безжалостно, с реалистической проницательностью выполнена фигура «Гражданин» в монументе Людовика XV. Эта мысль постоянно преследовала и ободряла меня в моих долгих трудах». В результате светотень приобретает большую подвижность.
Голова немного повернута вправо и туда же направлен взгляд. Центральную фигуру маршала Пигаль сумел наделить величавым и мужественным благородством. Скульптор облачил Вольтера в античную тогу, скрыв его немощное, худое тело.
Итогом и вершиной этих поисков явилась одна из лучших работ мастера «Вольтер, сидящий в кресле» (зал 287). Он колоссален, но легок, он мощен и грациозен, его голова полна ума и жизни. Пигалю был абсолютно несвойствен строгий и отточенный академизм.
Более трети книг имеют на себе читательские пометы Вольтера, так называемые маргиналии. Вольтер Гудона, несмотря на болезненную худобу и старческую слабость (скульптор впервые увидел писателя незадолго до его смерти), является воплощением силы духа, торжествующей над физической немощью. Однако скульптор все же предпочел не выставлять ее в Салоне и желающие могли любоваться чистым классическим изяществом «Дианы» в мастерской художника. В 1777 г. уменьшенный мраморный вариант «Морфея» – гипсовой статуи в величину натуры (1771 г. ) – стал конкурсной работой Гудона на звание действительного члена Академии живописи и ваяния. Когда Вольтер принял истинную веру, на его губах всё ещё блуждала лёгкая улыбочка.
Ж. Ж. 30 мая 1778 года Вольтера не стало. Замечательно, что такая глубина и серьезность обнаруживаются у скульптора при встрече с одним из тех людей, которые положили начало духовному обновлению эпохи. Предварительно условившись с художником, маркиз во время одного из сеансов подошел к сидевшему в кресле Вольтеру и возложил ему на голову специально принесенный лавровый венок, тот самый которым философ был увенчан после представления «Ирины». Гудон знал, что в художественном мире к Жану Гюберу относились пренебрежительно как к дилетанту.
В то время как на портретах искусных художников Вольтер представлен в классическом стиле (в нарядном костюме, длинном парике, смотрящим на зрителя), Гудон помещает философа в свободную обстановку. Размеры статуи значительны.
Тут сказалось глубокое понимание задач пластики, роднящее Гудона с самыми великими ваятелями мира. Гудон утверждал, что стремится передать лишь портретное сходство. Однако в 1887 г. статуя была возвращена в Эрмитаж. Оттого и создается впечатление сосредоточенности и безграничного полета мысли.
Произведения мастера поражают исходящим от них ощущением жизни. Таким образом, Гудону удавалось передавать ощущение свежести в исполнении, которое соответствует его желанию передать характерную позу и эффект «живого намерения». Очнувшись, старик с горечью воскликнул: «Что вы делаете, молодой человек. 1787 г., Париж, Лувр), редкий пример пластически законченной трактовки смеха. Один из них был передан мадам Дени, которая преподнесла его не Академии, а театру «Комеди Франсез».
Эта поза была полностью перенесена в первый, несохранившийся вариант «Иоанна Крестителя» исполненного, как и «Святой Бруно», по более чем почетному для начинающего художника заказу настоятеля церкви Санта Мария дельи Анжели. у них родилось три дочери. Ранняя французская живопись (XV и XVI вв. ) находится в зале 274, а более поздняя — в следующих помещениях.
Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудонивских портретов философа. Строганов. Лувр, Париж "Статуя Вольтера". Менялись глаза.
Замечательная картина Шардена «Натюрморт с атрибутами искусств», написанная по заказу Петербургской академии художеств, позднее была продана по приказу Николая I. После революции Эрмитаж вернул ее назад (единственный подобный случай приобретения за весь советский период). Эта бессмысленная гибель тысяч мужчин, женщин, детей, многие из которых погибли прямо в церквях, поскольку это был католический День всех святых, явилась убедительным доводом против безмятежной концепции оптимизма и сыграла решающую роль в становлении взглядов Вольтера. Прибывшая в Россию скульптура Вольтера переживёт минуты славы и опалы, когда в николаевскую эпоху слово «вольтерьянство» будет приравнено к революции.
До Великой Отечественной войны там находился Антирелигиозный музей. Правдивость изображения достигнута посредством точной передачи внешних черт. Его работы давно проникли в Россию. Критики считают, что произведения Жана-Батиста Греза, которыми так увлекалась Екатерина Великая, проникнуты «неискренностью искусственностью и неуместной чувственностью». Речные божества, маски, морские чудовища украшают их.
Статуя в точности передает все особенности внешности и характера великого философа. Он вылеплял очередную фигуру в глине, а потом делал для нее гипсовую форму. Фомы, Страсбург) и монумент Людовика XV (около 1765, Королевская площадь, Реймс)». Он своими средствами лепил образ, казалось, ни мало не заботясь о сходстве. Корф получил письменное уведомление министра Императорского двора, где говорилось: «Государь Император имея в виду необходимость в абсолютно новом размещении в Императорском Эрмитаже редких и драгоценных художественных и других предметов для достижения сего Высочайше соизволил предназначить: из находящихся в Эрмитаже библиотек, с Вольтеровскою включительно, оставить в оном лишь те издания, кои относятся до изящных искусств их истории и археологические, равно Библиотеку Русскую, для служителей учрежденную и затем все прочее из тех Библиотек, равномерно и все хранящиеся в Эрмитаже манускрипты, не исключая и украшенных миниатюрною живописью, передать в Императорскую Публичную библиотеку».
Предварительно условившись с художником, маркиз во время одного из сеансов подошел к сидевшему в кресле Вольтеру и возложил ему на голову специально принесенный лавровый венок, тот самый которым философ был увенчан после представления «Ирины». Искусство такого рода сейчас не в моде и для многих утратило привлекательность. Шубина. В опалу попадает и статуя Гудона.
Вольтер сомневался, что простой народ получит когда-нибудь способность к образованию.
Гудон первым добивается этого эффекта, высверлив углубления зрачков (куда падает тень) и оставив нависающий кусочек белого мрамора, создающий иллюзию светового блика. В 1777 году его избрали помощником ректора Академии, в 1779 году он становится ректором. По возвращении в Париж этот бюст был использован скульптором как эскиз. Он снова переживал свой триумф в «Комеди Франсез».
Теперь он имеет возможность отливать в бронзе почти каждую свою работу. Придя домой, американец вынул картину из багета, чтобы выбросить. Картина старости дана с беспощадной правдой. В 1781 году Гудон завершил работу над большой мраморной статуей, Вольтер сидит в кресле, чуть подавшись вперед, положив руки на подлокотники.
Тот факт, что литейщик сам же и был скульптором, давал ему еще одно преимущество. Однако популярность в свое время ему принесли не эти произведения, а, наоборот, композиции морализующего и сентиментального характера, в частности «Паралитик или Плоды хорошего воспитания». Есть закладки без текста (из подручного материала – игральных карт, записок, счетов, черновиков Вольтера и его секретарей, обрывков писем, газет, журналов, книг). Статуя выполнена с расчетом на круговой осмотр.
Здесь скульптор имеет широкую клиентуру среди просвещенной части русской аристократии. Фернейский патриарх согласился на это с большой неохотой. В зале 287 вы можете осмотреть французские картины эпохи Просвещения.
Одной из самых гениальных работ автора считается скульптура сидящего Вольтера. Но ей не суждено было попасть в частную коллекцию. «Вы вернули его вашим друзьям и вы дарите его потомству.
Он прославился как автор «Меркурия», забавных и живых детских фигурок – «Мальчика с клеткой» или «Любовного послания», где маленький амур привязывает на шею голубю конверт с запиской. На самом же деле Гудон и здесь виртуозно владеет техникой обработки материала. Все остальные расположены вокруг зрачка их глубина различна.
Пик литейного дела Гудона приходится на 1780-1790-е годы. Не зная, кого представляет фигура, можно было бы принять ее за идеализацию старости. Особенной популярностью у современников пользовался Меркурий. Скульптор Пигаль лепил тогда голову Вольтера с натуры. Гудона, но и знаменитого русского скульптора Ф. И. Портретную статую Вольтера Пигаль завершает в 1770 году. За стенами и надстройками позднейшего времени прятался уникальный памятник зодчества – палаты Старого Английского двора XVI-XVII веков.
Дидро справедливо отмечал, что Пигаль «с помощью практики научился изображать натуру изображать правдиво, горячо, сильно». Как писал Рудольф Минцлов в книге «Прогулка по С. -Петербургской императорской публичной библиотеке», «при Императоре Николае I этот друг Екатерины не принадлежал уже к числу особенно любимых обитателей зимнего дворца. Но вскоре в связи с французской революцией статую отправляют в Эрмитаж. Манера Пигаля становится здесь совсем иной, чем в «Меркурии»: в ней появляется твердая точность линий, особенная весомость форм и это, несмотря на отказ скульптора от всякой идеализации, создает произведение подлинно высокого стиля. Так именно церковь освящала своим авторитетом тиранию и крепостничество. Результатом занятий оказывается его «Экорше» (человеческая фигура без кожи), по которому было легко изучить мускулатуру тела.
Они словно пронзали окружающее. Эти залы (272–281 и 283–288) — одни из самых мало посещаемых в Эрмитаже. В зале 272 представлены французские изделия из металла XV и XVI вв и голубые лиможские эмали. В том же году он получил серебряную медаль за успехи в выполнении этюдов, а пять лет спустя за барельеф «Царица Савская подносит дары Соломону» (1761 г. ) удостоился первой премии – золотой медали с правом обучения во Французской академии в Риме – и вернулся в свою родную «Школу для избранных» теперь уже в качестве ученика. Но Гюбер, осведомленный о столь смелом замысле, предугадывая результат и сославшись на занятость (он срочно отправился на охоту), счел за благо не приезжать в эти дни в Ферне. 1776.
1744. Для первого, Гудон исполнил несколько рельефных портретов его семейства, для императрицы — ее бюст (1773 г. ). Полнота впечатления возникает не сразу, а постепенно, по мере обхода статуи.
«Комеди Франсез», уступая просьбе своей племянницы и домоправительницы мадам Дени, Вольтер соглашается позировать знаменитому скульптору Гудону для портрета. его искусство резко пошло на спад. Библиотека Вольтера насчитывает 6814 томов, включая рукописи. четвертый ребенок, завоевал славу художника.
Не менее удался ему и портрет Вольтера. В том же году за это произведение скульптор удостоился звания члена Академии. Теперь лицо Вольтера обращено прямо к зрителю, но глаза смотрят мимо него— в пространство. По всей видимости, Гудон был слишком занят, чтобы уделять внимание преподаванию.