Смерть Марата История
Смерть Марата — история и её художественные воплощения
В апреле 1793 под давлением жирондистов был предан суду за «призывы к мятежу и посягательство на народный суверенитет», но оправдан Революционным трибуналом. Но казнь короля не привела к достатку населения. Убийство произошло 13 июля 1793 года. Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. Лаконичная надпись — «Марату Давид. Картина перерастает рамки портрета, являясь героико-революционным произведением. Если бы Друг народа Марат мог найти две тысячи решительных людей, «он для спасения родины вырвал бы сердце у дьявольского Мотье, окруженного своими батальонами, он сжег бы в его дворце монарха и его клевретов, он умертвил бы депутатов в зале заседаний и их тела были бы погребены под пылающими развалинами их вертепа».
Нормандская аристократка, правнучка знаменитого драматурга Пьера Корнеля, Шарлотта Корде решилась на политическое убийство в надежде остановить волну республиканского террора, залившего кровью страну. Только после Вареннского кризиса (июнь-июль 1791), вызванного провалившейся попыткой бегства короля, стал исповедовать республиканские взгляды призывал к низложению Людовика XVI и установлению революционной диктатуры. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Приветствовал поход парижан на Версаль 5–6 октября 1789.
Одна смерть, две картины и сто таблеток за 2000 рублей
Участвовал в организации восстания 31 мая – 2 июня 1793, приведшего к власти якобинцев. Вторая рука лежит на доске. Но в столицу необходимо было прибыть под благовидным предлогом.
Я жду вашего ответа». После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота. 13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат, один из наиболее последовательных вождей революции, прозванный «другом народа», был предательски убит подговоренной жирондистами Шарлоттой Корде.
На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину». Жан Луи Давид изобразил Марата в следующий после убийства момент, в скудной освещенной ванной комнате, с повязанной полотенцем головой. Но это не единственный смысловой пласт картины. Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм.
Кухонный нож как орудие истории
Сам ассигнат – чек на получение денежной суммы – лежит сверху этой записки. Давид был близким другом Марата и хорошо знал его быт, но, несмотря на документальность сюжета, картина «Смерть Марата», законченная 14 октября 1793 года, не фотография с «места происшествия». На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции. Бежал в Кан, где и встретился с Шарлоттой Корде. Женщину немедленно арестовали и через три дня гильотинировали.
Особо следует сказать о живописном строе картины. Сильное кровотечение убило мужчину за считанные секунды, а девушка не предприняла попыток к бегству, в результате чего была казнена несколько дней спустя. Письма от убийцы, которое журналист держит в левой руке, в реальности не существовал, как и бумаги, которую он якобы написал накануне, в которой дается распоряжение о выплате денег военной вдове, матери пятерых детей, чей муж пожертвовал свой жизнью ради партии. Вот таким образом Марат представлен на картине Давида еще и как античный герой (белая простыня прочитывалась современниками не только как саван, но и как римская тога), подобный братьям Гракхам — Гаю и Тиберию, погибшим от рук убийц. На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар. Художник сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата».
Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Этот трактат не принес ему успеха, в отличие от изданного в декабре 1774 на английском языке его первого политологического сочинения Цепи рабства (The Chains of Slavery) в нем автор выдвинул тезис о губительности деспотической власти для общественного блага и о естественном праве и священном долге народа бороться против нее, а также представил свою модель идеального эгалитарного общества. Само полотно художник создал в течение трех месяцев. Короткая надпись: «Марату — Давид» — еще больше усиливает это впечатление. В прежних картинах Жан Луи Давида было еще много условностей, которые мешали видеть главное.
- «Смерть Марата» – картина гениального Давида
- Смерть Марата, Жак Луи Давид – описание картины
- Описание картины «Смерть Марата»
- «Смерть Марата» картина, Жак-Луи Давид
Давид точно воспроизвел то, что увидели люди, вошедшие к Марату сразу после убийства. Ее взяли на месте преступления. В руке революционер держит ее письмо, запятнанное кровью, на котором можно прочитать написанные убийцей строки: «13 июля 1793 Мари Анна Шарлотта Корде к гражданину Марату моё бедственное положение служит оправданием тому, что я решилась обратиться к Вашей милости». Но Жан Поль сам подписал себе смертный приговор, когда опубликовал на страницах своей газеты «Друг народа» призыв принести в жертву революции еще 260 000 голов монархистов, будто бы готовивших очередной контрреволюционный заговор.
При всем своем радикализме оставался монархистом и противником уравнения собственности. На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину». Журналистское перо в правой руке, которое держит Марат, показывает, что он до последнего вздоха служил революции. Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника.
- Несколько слов о художественной манере живописца
- Кровавая Великая французская революция
- «Смерть Марата» : описание картины
- Смерть Марата (История картины)
- Работа сайта временно приостановлена
Тени очень резкие, вот таким образом лист на переднем плане кажется выступающим за край полотна. Он делает предсказания и притом совершенно верные, средним числом два раза в неделю: в первые дни Конвента Марат уже считает за собой «триста предсказаний главных событий Революции, вполне оправдавшихся фактами». Давид был близким другом Марата и хорошо знал его быт, но, несмотря на документальность сюжета, картина «Смерть Марата», законченная 14 октября 1793 года, не фотография с «места происшествия». Одно время ему пришлось скрываться в подвалах.
Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат. Он умер мгновенно, успев только крикнуть Симонне: «Ко мне, моя дорогая, ко мне. ». Марат сидит в ванне так же, как за два дня до смерти, когда Давид навещал его (известно, что Марат страдал кожным заболеванием и вот таким образом подолгу работал в ванной, выложенной для мягкости простынями – это охлаждало его воспалённую кожу). «Из одних только потребностей человека, – пишет Марат, – проистекают все его права. Давиду незачем было теперь искать художественных аналогий в античности, «иллюзии» и легендарные герои были больше не нужны, сама действительность, полная драматизма, целиком захватила его. Обрубок, на котором пишет Марат, наводит на мысль о его нетребовательности в личной жизни и скудости средств, для которых, если они появлялись, он находил другое употребление. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
- Революционер на должности придворного врача
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- 7 необычных фактов о кофе, которых вы не знали
Картина даже не была никем заказана. Короткая надпись: Марату – Давид – еще больше усиливает это впечатление. Ваша любовь к родине должна внушить вам желание узнать о замышленных там заговорах.
13 июля 1793, Швейцарский агитатор, журналист и врач-самозванец Жан-Поль Марат — один из организаторов погрома и террора в сентябре 1792 (сентябрьские убийства) — был зарезан в своей ванне жирондисткой Шарлоттой Корде. Его трактат «О человеке» – нагромождение физиологических и моральных мест, отрывков плохо воспринятых и непонятых сочинений, взятых наудачу имен, ни на чем не основанных, нелепых предположений, в котором соединяются учения семнадцатого и восемнадцатого столетия и порождают одни только пустые фразы. Фон картины не разработан детально и представляет собой туманное марево, он написан мазками более легкими и прозрачными – такое решение придает фигуре убитого и окружающим его предметам оттенок незыблемости. Ваша любовь к родине должна внушить Вам желание узнать о замышляемых там заговорах.
На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше1. Я понимаю коечто в военном искусстве и я мог бы без самохвальства отвечать за успех». Со сладкой, блаженной улыбкой с губ срывается последний вздох. В 1835 году внук художника Жюль Давид выкупил оригинал картины у тети, баронессы Менье. Короткая надпись: Марату – Давид – еще больше усиливает это впечатление. Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид».
В 1773 опубликовал на английском языке двухтомный труд Философский опыт о человеке (A Philosophical Essay on Man), в котором попытался решить вопрос о соотношении души и тела в духе французских материалистов. Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. Композиция проста и смела. А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью. Она прибыла к Марату в Пале Рояль на улицу Кордельеров, 30.
За это преступление Шарлотту казнили на гильотине 17 июля на площади Революции. Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев. Будучи в то время пылким революционером, Давид видел в Марате современного героя-мученика и постарался подчеркнуть это как на портрете, так и в оформлении прощальной церемонии.
Лаплас и Монж, простые автоматы, являются только счетными машинами Лавуазье, «мнимый автор всех наделавших шуму изобретении, не имеет ни одной оригинальной мысли», он грабит других, не понимая их и «меняет системы как рубашки». На следующий день к художнику обратились с просьбой не только написать памятный портрет знаменитого публициста (что, в принципе, Давид и сам хотел сделать -), но и организовать церемонию его похорон. В 1777–1784 служил врачом лейб-гвардии графа дАртуа, младшего брата короля.
Требовал чистки Конвента от «предателей» (т. е. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил:. Достаточно быть несчастной, чтобы иметь право на вашу благожелательность», скорее всего было вымышлено самим художником, чтобы подчеркнуть благородство «друга народа» и низость его убийцы. «Друг народа» лежит в ванне (из-за серьезной кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей), голова убитого свешивается набок, одна рука бессильно упала, другая еще держит бумагу. В сентябре избран членом Конвента и стал одним из лидеров левого крыла якобинцев.
Во время процесса над королем (декабрь 1792 – январь 1793) решительно выступал за вынесение смертного приговора. Некоторые детали (пистолеты и карту Франции, которые висели на стене) Давид не стал изображать, дабы подчеркнуть аскетизм Марата. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность».
Для того же, чтобы она хорошо действовала, он сам должен ее применить. В 1759, после окончания школы в Невшателе, уехал в Бордо (Франция) в 1759–1761 работал воспитателем в доме одного бордосского судовладельца. На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину».
Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата. До него «не знали, какое место занимает в природе электрический ток. В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно. Его сильно потрясла смерть Марата. Считается одним из самых жестоких и даже кровожадных лидеров восстания.
И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете. Прославился своей непримиримостью к инакомыслящим. В 1775 Эдинбургский университет Св. Андрея присудил ему степень доктора медицины.
они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями. Смертельный удар Марату нанесла молодая роялистка Шарлотта Корде. Надпись на деревянной тумбе— авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид».
Картина лаконична. Ее казнили. Сославшись на необходимость передать Марату секретную информацию, женщина настояла, чтобы он принял ее лично. Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев.
Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для характеристики «друга народа» и той деятельности, которую он вел повседневно. В то же время отошел от социально-политической проблематики лишь в 1780 выпустил трактат План уголовного законодательства (Plan de legislation criminelle), где развил ряд положений Цепей рабства (насильственный характер государства, право бедных на восстание и на нарушение законов, условность право собственности, критика абсолютизма). Он велел пустить к нему составительницу письма. Девушка осознавала, что уцелеть самой после покушения ей не удастся, вот таким образом написала несколько прощальных писем, а также «Обращение к французам, друзьям законов и мира», в котором объясняла мотивы своего поступка. Именно вот таким образом он принимал посетителей (в том числе и Шарлотту Корде), сидя в целебной ванне. «Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет.
К вечеру по почте пришло письмо: «Я из Кана. С такими чувствами видел Давид смерть Марата. Именно во время одной из водных процедур, он был заколот ножом дворянкой Шарлоттой Корде. В сентябре избран членом Конвента и стал одним из лидеров левого крыла якобинцев.
Здесь явно сказывается желание создать светскую икону. За это преступление Шарлотту казнили на гильотине 17 июля на площади Революции. Оно голодало. Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо.
Вот таким образом Марат представлен на картине Давида еще и как античный герой (белая простыня прочитывалась современниками не только как саван, но и как римская тога), подобный братьям Гракхам — Гаю и Тиберию, погибшим от рук убийц. На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше. В 1779 опубликовал Открытия Марата, доктора медицины и врача лейб-гвардии графа дАртуа, об огне, электричестве и свете (Dcouvertes de Marat, docteur en mdecine et mdecin des Gardes-du-corps du M. le comte dArtois sur le feu, llectricit et la lumire), в 1780 – О физических свойствах огня (Recherches physiques sur le feu), в 1782 – О физических свойствах электричества (Recherches physiques sur llectricit), в 1784 – Элементарные понятия оптики (Notions lmentaires doptique) и Записка о применении электричества в медицине (Mmoire sur llectricit mdicale), в 1788 – Академические записки или новые открытия в области света, связанные с важнейшими вопросами оптики (Mmoires acadmiques, ou nouvelles dcouvertes sur la lumire, relatives aux points les plus importants de loptique). В тот же период проявил себя и как литератор, философ и политолог. За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: «Я из Кона. Но Жан Поль сам подписал себе смертный приговор, когда опубликовал на страницах своей газеты «Друг народа» призыв принести в жертву революции еще 260 000 голов монархистов, будто бы готовивших очередной контрреволюционный заговор. Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера.
Жан Поль был лидером якобинцев, которые принимали активное участие в революции, а также журналистом газеты «Друг народа». В октябре 1789 в связи с приказом о его аресте перешел на нелегальное положение. «Если бы я был народным трибуном и меня поддерживало несколько тысяч решительных людей, я ручаюсь за то, что через шесть недель конституция была бы совершенна, что политическая машина работала бы вполне исправно, что нация была бы свободна и счастлива, что менее чем через год страна была бы в цветущем состоянии и внушала бы уважение своим врагам и что все это было бы до тех пор, пока бы я был в живых». Она в нем говорит, что очень несчастна.
Некоторые детали (пистолеты и карту Франции, которые висели на стене) Давид не стал изображать, дабы подчеркнуть аскетизм Марата. Ваша любовь к родине должна внушить вам желание узнать о замышленных там заговорах. Она настаивала на немедленном свидании с Маратом, но его жена Симонна ей в этом отказала.
В самом Конвенте не было единства. Фон и декорации картины не расходятся с реальностью. Так происходили похороны. Она села на стул около ванны и стала рассказывать о жирондистском заговоре в Кане. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «. Но как изобразить страшную минуту смерти Марата. На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар.
Последнее, что написал сам герой, лежит рядом. Она села на стул около ванны и стала рассказывать о жирондистском заговоре в Кане. Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо. Давид точно воспроизвел то, что увидели люди, вошедшие к Марату сразу после убийства. На ванне лежала доска, которая служила ему столом.
Картина Давида «Смерть Марата» изображает событие, глубоко потрясшее общественное мнение во Франции в 1793 голу. Погрузился в научные исследования, преимущественно в области физики. Он страдал нервной экземой и очень серьезным заболеванием крови.
Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. С такими чувствами видел Давид смерть Марата. К вечеру по почте пришло письмо: «Я из Кана. Около полудня 13 июля в дом на улице Кордельеров, где жил Марат, вошла молодая женщина.
Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож. Погрузился в научные исследования, преимущественно в области физики. Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны. В 1776 вернулся в Париж и вскоре завоевал репутацию опытного врача. Само полотно художник создал в течение трех месяцев. «О, Франция. За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: «Я из Кона.
В 1789 Марат написал «Дар отечеству», «Перечень пороков английской конституции», составил проект установления конституционной монархии, а с началом великой французской революции стал издавать знаменитую газету «Друг народа», выходившую с 12 сентября 1789 по самый день смерти Марата, под разными названиями. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «. Жирондисты требовали привлечь его к суду за подстрекательство к убийствам. Хотя многие исследователи утверждают, что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму. Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала. В конце 1760-х опубликовал свое первое сочинение о глазных болезнях.
Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью. Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями». 13 июля 1793, Швейцарский агитатор, журналист и врач-самозванец Жан-Поль Марат — один из организаторов погрома и террора в сентябре 1792 (сентябрьские убийства) — был зарезан в своей ванне жирондисткой Шарлоттой Корде. Голова, повернутая набок, залито мягким светом. Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро.
Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала. Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для характеристики «друга народа» и той деятельности, которую он вел повседневно. Началом данной революции считается знаменитое событие Взятие Бастилии. В 1770–1771 написал политико-философский роман Польские письма (Lettres polonaises), но не решился на его издание.
В самом начале достаточно было незначительного количества жизней, «нужно было отрубить 500 голов после взятия Бастилии и тогда все было бы хорошо». Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции. Естественно вот таким образом, что Марата преследуют, что он должен бежать и жить по месяцам подобно летучей мыши «в погребе, в подземелья и в темном тайнике».
Именно во время одной из водных процедур, он был заколот ножом дворянкой Шарлоттой Корде. В 1762 перебрался в Париж. Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу. Вода в ванне и простыни окрашены кровью. Это эмблематичная фигура, в которой человек ассоциируется со своей судьбой, своим недугом и ужасной смертью, настигшей его в наивысший момент существования: интеллектуального труда на службе у революции.
Требовал созыва Конвента и суда над Людовиком XVI и его министрами. Та выехала из Франции и сильно бедствовала. Вторая рука лежит на доске. Апофеозом этого стиля стали работы «присяга в Горации» (1785), смерть Сократа (1787) и «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789).
Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась). Лицо Марата — портрет, но тело писалось с натурщика. 000 франков для изыскания средства управления воздушными шарами, «а они поделили их между собой и промотали их в Рапе, в Опере и у девок». Вернулся во Францию в апреле 1792. Никогда человек не имел и не сохранял столь высокого представления о самом себе. «Друг народа» лежит в ванне (из-за серьезной кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей), голова убитого свешивается набок, одна рука бессильно упала, другая еще держит бумагу. Марат уверен, что нужно без всякого промедления пользоваться этими ножами, так как «какое же средство остается у нас для того, чтобы положить конец подавляющему нас злу.
Это такая своеобразная эпитафия. Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. В колорите ее нет нарочито мрачных тонов, он скорее светлый и ясный. Во время процесса над королем (декабрь 1792 – январь 1793) решительно выступал за вынесение смертного приговора.
И художник принял оба предложения. Давиду незачем было теперь искать художественных аналогий в античности, «иллюзии» и легендарные герои были больше не нужны, сама действительность, полная драматизма, целиком захватила его. В «Обращении к французам, друзьям законов и мира», написанном перед покушением, Корде специально подчеркивала, что действовала исключительно по собственной инициативе и вознамерилась «убить чудовище», не вступая ни с кем в сговор.
МАРАТ, ЖАН-ПОЛЬ (Marat, Jean-Paul) (1743–1793), деятель Великой французской революции. В картине нет ни одной лишней детали, каждая имеет свой смысл: нож на полу – указание на мученическую смерть Марата, перо в руке убитого и чернильница – свидетельства его неустанного труда до последнего момента, залатанная простыня и деревянный ящик являются указанием на скромный образ жизни Очень важны для Давида «документальные» детали – зажатое в руке окровавленное письмо с просьбой о помощи, деньги, лежащие рядом с чернильницей. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями. Некоторое время она колебалась: Робеспьер или Марат. Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата».
Она настаивала на немедленном свидании с Маратом, но его жена Симонна ей в этом отказала. Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика.
С началом антиякобинского федералистского мятежа в июне 1793 призвал к усилению террора. Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее. В 1762 перебрался в Париж. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. Приобрел авторитет среди европейских ученых. Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил на чурбане около ассигнации в 50 су записку следующего содержания: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества».
Никогда человек после такой разнообразной культуры не имел столь неисцелимо ложного ума. Марат «слышит», «как двадцать миллионов кричат в один голос: Если черные и пораженные гангреной министерские приверженцы будут настолько дерзки, что проведут проект роспуска и воссоздания армии, постройте, граждане, восемьсот виселиц в Тюильрийском саду и повесьте на них всех изменников, с гнусным Рикети, графом Мирабо во главе и устройте в середине бассейна громадный костер, чтобы сжечь на нем министров и их сообщников». Однако, самойизвестнойкартиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика. Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана». Теперь следовало забыть все внешнее и показное, найти линии и краски, единственно достойные происшедшей трагедии.
Художник рисовал для себя. Перо в руке Марата и стоящая рядом чернильница повествуют о его неутомимой деятельности до последнего мгновения жизни. 13 июля 1793 г., через полтора месяца после якобинского переворота, подосланной жирондистами Шарлоттой Корде был убит один из его вождей и вдохновителей, «друг народа» Жан Поль Марат, которым Давид искренне восхищался и которого высоко ценил (молва приписывает ему слова: «Если тебе придется выпить отвар цикуты, я выпью его вместе с тобой»). Неккер, по словам Марата, задумал «ужасное дело – извести голодом и отравить народ, он навсегда навлек на себя проклятие французов и презрение человеческого рода». Трижды под предлогом, что хочет предупредить о готовящемся заговоре, она пыталась проникнуть к Марату.
Он велел пустить к нему составительницу письма. «Друг народа» сильно помог распространению среди народа, особенно парижан, крайнего радикального революционного фанатизма популярность его выразилась и во многих подделках под него. Она вошла в дом Марата делая вид, что выдает ему списк контр-революционеров. В 1765–1775 жил в Англии приобрел известность как практикующий врач. Окровавленный нож на полу и рана на груди Марата — свидетельства абсолютного злодеяния. Однако когда Марат пробует что-либо сочинять, он подражает или же впадает в ошибки.
13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат, один из наиболее последовательных вождей революции, прозванный «другом народа», был предательски убит подговоренной жирондистами Шарлоттой Корде. Во время реставрации Бурбонов её начали почитать как национальную героиню. – «К чему полумеры. Им было доверено 12.
Здесь явно сказывается желание создать светскую икону. Активно боролся против жирондистов, особенно яростно обрушивался на их лидера Ж. П. Бриссо. Был одним из вдохновителей «сентябрьских убийств» (резня политических заключенных в парижских тюрьмах 2-3 сентября 1792). Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»).
Вода в ванне и простыни окрашены кровью. Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц. Болезненная кожа на картине гладкая и безупречная.
Наклон головы и бессильно свесившаяся рука так естественны, приближение смерти столь ощутимо, что вызывает у зрителя непосредственное чувство сострадания, рождая одновременно гнев к тем, кто совершил это преступление. С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Именно вот таким образом он принимал посетителей (в том числе и Шарлотту Корде), сидя в целебной ванне. Давид выполнил с картины две копии, следы которых сразу же затерялись.
Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. Приобрел авторитет среди европейских ученых. «О, Франция. В «Обращении к французам, друзьям законов и мира», написанном перед покушением, Корде специально подчеркивала, что действовала исключительно по собственной инициативе и вознамерилась «убить чудовище», не вступая ни с кем в сговор. Только после Вареннского кризиса (июнь-июль 1791), вызванного провалившейся попыткой бегства короля, стал исповедовать республиканские взгляды призывал к низложению Людовика XVI и установлению революционной диктатуры. На полотне художник изображает героя, совершенно следуя реальным обстоятельствам убийства.
Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности. С началом Революции (июль 1789) перешел с умеренно-либеральных на радикальные позиции. Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти.
Последние пять месяцев Марат был весь покрыт лишаями и чувствовал зуд во всем теле. Неслучайно картина экспонировалась в Лувре в некоем подобии алтаря (в саркофаге-крипте) под пение заупокойного гимна, где герой сравнивался с Иисусом. Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана». Около полудня 13 июля в дом на улице Кордельеров, где жил Марат, вошла молодая женщина. На картине изображён якобинец, участник политического якобинского клуба Жан Поль Марат. При всем своем радикализме оставался монархистом и противником уравнения собственности.
Родился 24 мая 1743 в небольшом селении Будри в кантоне Невшатель (Швейцария) в многодетной семье чертежника и учителя иностранных языков, эмигрировавшего с о. Сардиния. Да, Давид действительно был документально точен, вот таким образом на его картине все изображено, как было: и ванна и смертельно раненный Марат и листок в его руке и деревянный чурбан и чернильница и бумаги. Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм.
По словам Марата, достаточно будет ему только видеть два раза, каким образом сражаются вандейцы, чтобы найти средство кончить войну «после первой же схватки». Давид понимал, что только сдержанностью, только простотой изображения сумеет он добиться своей цели. В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью.
«Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет. Однако, самойизвестнойкартиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика. События революции сложились таким образом, что художник на короткое время был заключен в тюрьму, однако, вскоре он стал официальных мастеромновой власти. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый своей светлой массой для равновесия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни Марата. 13 июля 1793 г., через полтора месяца после якобинского переворота, подосланной жирондистами Шарлоттой Корде был убит один из его вождей и вдохновителей, «друг народа» Жан Поль Марат, которым Давид искренне восхищался и которого высоко ценил (молва приписывает ему слова: «Если тебе придется выпить отвар цикуты, я выпью его вместе с тобой»). Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен.
По словам Марата, сначала против него составился заговор философов: когда его трактат «О человеке» был выслан из Амстердама в Париж, «они почувствовали, какой удар я наношу их принципам и добились того, что книгу задержали в таможне». Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью. За заслуги в борьбе с эпидемиями удостоен звания почетного гражданина Ньюкасла. Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо.
Ассигнация лежит тут же рядом. В 1835 году внук художника Жюль Давид выкупил оригинал картины у тети, баронессы Менье. — Достаточно быть несчастной, чтобы иметь право на вашу благожелательность. » Скорее всего, Давид сам придумал эту фразу, чтобы тщательно выписанные слова, легко читаемые зрителем, помогали полнее раскрыть все этапы происшедшей драмы. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. То же относится и к изображению денежных ассигнаций в 50 су и записке: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества».
Прибыв в Париж 11 июля 1793 года, Шарлотта Корде стала искать встречи с Маратом. С сентября 1789 стал издавать газету Друг народа (Ami du peuple), на страницах которой выступал за продолжение Революции и за беспощадный террор против ее врагов (аристократов и священников) апеллировал к плебейским массам. В 1779 опубликовал Открытия Марата, доктора медицины и врача лейб-гвардии графа дАртуа, об огне, электричестве и свете (Dcouvertes de Marat, docteur en mdecine et mdecin des Gardes-du-corps du M. le comte dArtois sur le feu, llectricit et la lumire), в 1780 – О физических свойствах огня (Recherches physiques sur le feu), в 1782 – О физических свойствах электричества (Recherches physiques sur llectricit), в 1784 – Элементарные понятия оптики (Notions lmentaires doptique) и Записка о применении электричества в медицине (Mmoire sur llectricit mdicale), в 1788 – Академические записки или новые открытия в области света, связанные с важнейшими вопросами оптики (Mmoires acadmiques, ou nouvelles dcouvertes sur la lumire, relatives aux points les plus importants de loptique). Ее казнили.
Она не отпиралась на суде. Марат сидит в ванне так же, как за два дня до смерти, когда Давид навещал его (известно, что Марат страдал кожным заболеванием и вот таким образом подолгу работал в ванной, выложенной для мягкости простынями – это охлаждало его воспалённую кожу). 13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз — уже к вечеру. Я жду Вашего совета». А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса.
В честь Марата на некоторое время были переименованы Монмартр и город Гавр. Убийство произошло 13 июля 1793 года. И художник принял оба предложения.
Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями. Некоторое время она колебалась: Робеспьер или Марат. Достаточно быть несчастной, чтобы иметь право на вашу благожелательность», скорее всего было вымышлено самим художником, чтобы подчеркнуть благородство «друга народа» и низость его убийцы. Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи.
С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал. Лицо Марата — портрет, но тело писалось с натурщика. Какая нелепость хвалить отвагу и бескорыстие Лафайета. На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью.
Родился 24 мая 1743 в небольшом селении Будри в кантоне Невшатель (Швейцария) в многодетной семье чертежника и учителя иностранных языков, эмигрировавшего с о. Сардиния. Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил:. «Смерть Марата» — посвящена Великой Французской Революции, которая произошла в конце XVIII века. Впоследствии Шарлотта Корде получила статус ярой противницы Великой французской революции. Он использовал это время для работы (каждый день продолжала выходить издававшаяся им тогда газета «Публицист Французской Республики»), при этом он превратил часть ванны в своеобразный письменный стол. Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту».
Марат был избран в члены наблюдательного комитета коммуны и своей проповедью сильно содействовал сентябрьским убийствам он же подписал и, вероятно, редактировал циркуляр комитета коммуны, в котором эти столичные убийства оправдывались и народ призывали повторить их в провинции (потом Марат отрицал свое участие в этом и называл сентябрьские события несчастными). С сентября 1789 стал издавать газету Друг народа (Ami du peuple), на страницах которой выступал за продолжение Революции и за беспощадный террор против ее врагов (аристократов и священников) апеллировал к плебейским массам. История свидетельствует, что Корде проникла к Марату под предлогом доноса. На верхнем, лежащем на ящике, листе бумаги написаны последние слова Марата: «Вы должны отдать этот ассигнат матери пятерых детей, чей отец погиб в борьбе за свободу».
Приобрел большую популярность среди парижских низов. Этот трактат не принес ему успеха, в отличие от изданного в декабре 1774 на английском языке его первого политологического сочинения Цепи рабства (The Chains of Slavery) в нем автор выдвинул тезис о губительности деспотической власти для общественного блага и о естественном праве и священном долге народа бороться против нее, а также представил свою модель идеального эгалитарного общества. Вновь подвергся преследованиям ушел в подполье, а в декабре 1791 эмигрировал в Англию. В руке революционер держит ее письмо, запятнанное кровью, на котором можно прочитать написанные убийцей строки: «13 июля 1793 Мари Анна Шарлотта Корде к гражданину Марату моё бедственное положение служит оправданием тому, что я решилась обратиться к Вашей милости». Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата.
В картине нет ни одной лишней детали, каждая имеет свой смысл: нож на полу – указание на мученическую смерть Марата, перо в руке убитого и чернильница – свидетельства его неустанного труда до последнего момента, залатанная простыня и деревянный ящик являются указанием на скромный образ жизни Очень важны для Давида «документальные» детали – зажатое в руке окровавленное письмо с просьбой о помощи, деньги, лежащие рядом с чернильницей. Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности. При свечах художник быстро делал наброски. И в то же время зрелищу присуща некая торжественность, монументальность. 000 голов, все из человечности, «чтобы обеспечить общественное спокойствие», при том условии, чтобы лично ему, Марату, поручить произвести эту операцию, одну только эту операцию, в качестве мстителя. Жестко критиковал деятельность Законодательного собрания.
вождей Жиронды). Наша героиня попросила Барбару написать ей рекомендательное письмо.