Смертельно Раненый Верещагин

«смертельно раненный» — картина, которая одной из первых вспоминается при имени Верещагина. «смертельно раненный»— картина русского художника Василия Васильевича Верещагина, написанная в 1873 году. «смертельно раненный»— картина русского художника Василия Васильевича Верещагина, написанная в 1873 году.

Смертельно раненный, Верещагин – описание картины

Вот лава то ли узбекской, то ли туркменской конницы налетает на русский лагерь. И все равно – на Земле каждый день идет война. Конечно, ему пришлось немало путешествовать.

Новый Прометей, он слишком многого хотел. Разорвав в клочья свой академический этюд, разрабатывавший мифологический сюжет возвращения Одиссея домой, он навсегда оставил Академию. На многих из них видны следы от сабельных ударов. В путешествиях по Средней Азии он преисполнен жгучего интереса к новому, неизведанному краю и стремится узнать все и побывать везде: и у «ворот Тимура» и на невольничьем рынке, на базаре и в календархане – братстве нищих и в грязной опиомокурильне. Появились дети, Верещагин обзавёлся домом с огромной мастерской, с адресом: Москва.

Василий Васильевич Верещагин — великий русский художник. Мне кажется, что нет ничего страшнее войны на земле, когда гибнут невиновные люди, очень часто из-за ошибок других, людей, которые управляют этой войной. Какое невероятное решение. Борясь через искусство с бесчеловечностью войны, сам В. В. Пусто и мертво там, где прошла война.

История одного шедевра: 
«Смертельно раненный» 
Верещагина

История одного шедевра: «Смертельно раненный» Верещагина

Однако, Академия назначила юному дарованию стипендию. За роялем, по его замыслу, должна была сидеть исполнительница в национальном костюме. Именно в отношении войны человечество проявило своего рода злостную невменяемость. Именно войну он избирает главным своим непримиримым врагом: «Предо мною ясно, во всеоружии (говоря книжно) стоит ужасный призрак войны, с которым, при моем желании схватиться, я боюсь не совладать, к которому, прямо сказать, я не знаю, с какой стороны подступиться, с какой стороны его подрыть, укусить, ужалить. ». В них, кажется, навсегда застыл предсмертный ужас испытанный людьми. Жизнь его кажется лишенной противоречий, благополучной, блестящей даже.

Эти цвета доказывают, что в мире, кроме войны, есть много хорошего. Несмотря на трагичность изображаемых событий, Верещагин использует светлые, мягкие тона. При первом же взгляде на полотно появляется ощущение бессмысленности войны. И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна.

Что это значитъ. В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. Не надеясь, что государство купит эти работы, Верещагин уезжает в расстроенных чувствах в путешествие по Индии.

Вон здесь торчат чьи-то ноги, там высунулась скорченная рука, ноги лошади виднеются тут же, вон штык от ружья, а там колесо, потом еще какие-то беспорядочные обломки и так на много, много верст растянулась эта гигантская гекатомба богу войны, равной которой не знает история. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя». За Серпуховской заставой. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Не удивительно, так как сильная личность всегда приковывает внимание.

Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план. Картина «Смертельно раненный» показывает военное сражение. Помню, как, побывав в Средней Азии и оказавшись в очередной раз в Третьяковке, я был абсолютно потрясен одной небольшой верещагинской работой – «Торжествуют». Большинство его работ создано непосредственно с натуры, по натурным этюдам, по личным впечатлениям. Верещагин, вместе с братьями, участвовал в балканской войне. В последствии здесь похоронили и самого Шах-Джахана.

Вот тут-то и понадобились ему деньги. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. Французы отступали по разоренной местности.

Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством. Когда же наступил день, разбушевавшаяся пламенная стихия приблизилась к самому Кремлю. Однако смерть обходила его, пока еще в войне сохранялась личность.

Весною 1874 года в Петербурге Верещагин выставлял свои туркестанские работы. Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и что же вы увидите.

сочинение по картине 
верещагина смертельно 
раненный

сочинение по картине верещагина смертельно раненный

Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу. Дети должны расти на родине. Отдельные полки давно уже утратили свой строй, пехотинцы смешались с кавалеристами, офицеры с нижними чинами, все слилось в одну безобразную кашу и медленно двигалось вперед посреди снежной равнины. Нестеров.

В семь лет был определён в Александровский малолетний корпус в Царском Селе. Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма. Штурм не удался.

Сочиненин по картине 
Верещагина Смертельно 
раненый

Сочиненин по картине Верещагина Смертельно раненый

Вооружились чем попало. В 1890 году Верещагин вновь женился – на двадцатитрёхлетней Лидии Васильевне Андреевской. 1812». Интерес к ней был огромен.

Глядя на эту картину мы должны прочувствовать, что нет ничего важнее жизни на земле. Не в первый раз уже в отношении живописи В. В. Эта картина связана с обороной Самарканды. Еще одно мгновение. Посетитель его выставок словно попадал в неведомый дотоле Туркестан. Или другая картина – «Смертельно раненый». Картина «Смертельно раненный» показывает военное сражение.

Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя. Наступило 6-е сентября. Верещагина употребляю я слово «моментальный», хотя ясно, что любое живописное произведение не может быть исполнено так же скоро, как фотография и даже дагерротип. в десятки миллионов раз.

Название картины: 
Смертельно раненный

Название картины: Смертельно раненный

Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. Знаменитую серию картин «Нашествие Наполеона на Россию» Верещагин предваряет очередной монографией: «Наполеон I в России. Творчество Верещагина всегда поражало современников. Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани.

Слава Богу, Верещагин не стал творцом очередной философской «системы». В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия. ».

Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость. Глядя на эту картину мы должны прочувствовать, что нет ничего важнее жизни на земле. В записках, состоявшего в Тверском ополчении, князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор.

Ехал ли он в кибитке, верхом или шел пешком. Авторский «эпиграф» к картине «Апофеоз войны» звучит так: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Мне кажется основной идеей написания этого шедевра, было не желание вызвать у нас сострадание к раненому солдату, а в целом оценить человеческую жизнь.

Что за люди. Отказавшись от привычного парадного изображения войны, Верещагин поведал людям правду об ужасах кровавых военных будней. Тут и был написан «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Однако Академию он не закончил. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение.

И он написал — красками на холстах. И никакие подарки и развлечения не смогут заменить настоящую ценность. Во время одной из схваток за ворота цитадели был смертельно ранен солдат. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. Перед атакой русских войск на турецкие позиции.

Он должен был стать военным или дипломатом. Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» исполнена в 1874-76 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это знаменитая площадь Регистан в Самарканде, воспроизведенная с совершенной точностью.

Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски. 12 апреля 1904 года при учебном выходе эскадры в море флагманский броненосец «Петропавловск» подорвался на японской мине и почти мгновенно затонул. Что-то в облике этой площади показалось до боли знакомым. Очень жаль, что беспощадная война забирает много жизней. Верещагин один из первых художников, кто возвысил свой голос против захватнических войн.

В то время как тушили в одном месте, загоралось в другом и так перебегая с квартала на квартал, огонь охватил почти всю Москву, разыгравшись благодаря ветру с особенной силой в ночь с 3-го на 4-е сентября. Они слетаются к трапезе, увлечённо выискивают на почти голых черепах остатки мяса. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле. В этом бою, за проявленную храбрость, Верещагин получил Георгиевский крест 4-й степени.

Война знаменовала собой освобождение «братьев-славян» он турецкого ига. Дружным Ура. Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Рос мальчик в отцовском имении на приволье.

Что за крепость штурмуют солдаты. Не смотря на то, что родители были против Верещагин поступает в 1860 году в Академию художеств. У Шипкинской эпопеи печальный эпилог. «Апофеоз войны» написан Верещагиным на фоне мёртвой природы.

Картину «Смертельно раненный» В. Верещагин написал в 1873 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Столько дворцов. Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина.

На картине мы видим оставшиеся от города руины, обмелевшие колодцы. По древним плитам площади шатаются ничего не понимающие интуристы, а вечером для них же начинается своего рода светопреставление: включаются прожектора, озаряя площадь то красным, то зеленым светом и загробный голос на разных языках начинает сказ: «Я Регистан, сердце Самарканда. ». Вот и здесь изображены выжженная степь и сухие деревья. Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. Ну конечно.

Сочинение-описание 
картины Верещагина 
«Смертельно раненный»

Сочинение-описание картины Верещагина «Смертельно раненный»

Это скифы. ». Россия оказалась непобедима. После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. Зато много такой войны, о которой не принято говорить. Верещагин погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск в 1904г. Нам не дано знать.

Чудовищные шестерни этого механизма легко смололи российского Дон Кихота – пацифиста. Да-с: Что тут скажешь. Эти цвета доказывают, что в мире, кроме войны, есть много хорошего. А штык – молодец. убили.

В 1897 году приобрёл имение на Черноморском побережье, близ Сухума. По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. Борясь через искусство с бесчеловечностью войны, сам В. В. отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки.

Ура. ». Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги.

Панихида» написана русским художником в 1878-79 годах и хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Никто не обращал на них внимания, каждый думал в данный момент только о себе, неслыханный жестокий эгоизм царил в этой армии голодных истощенных призраков, армии, откуда исчезла не только воинская дисциплина, но все самые обыкновенные чувства, поддерживающие порядок во всяком человеческом сообществе. Немало повидал он на своем веку. Не раз и не два предсказывал Верещагин свою гибель. И действительно для французов уже наступали черные дни. А Наполеон был такою личностью. Мне кажется основной идеей написания этого шедевра, было не желание вызвать у нас сострадание к раненому солдату, а в целом оценить человеческую жизнь.

«Смертельно раненный» 
Верещагина

«Смертельно раненный» Верещагина

Изображен двор самаркандской крепости. Из-за этого толки о картине шли самые разные. Проучившись три года, художник заявил о том, что в Академии занимаются «чепухой».

С другой стороны прямо против Кремля разлилось огненное море по всему Замоскворечью. При всем «авантюризме» его предприятия он работал в резервациях очень спокойно, как ученый-этнограф. Но и хоть какой-нибудь вести о том, что их отец или муж жив. Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены». Эти призраки были солдаты Великой армии. Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки.

Однако, в официальных кругах его обвинили в «антипатриотических настроениях». Верещагин застал только начало эры современных войн. В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Художники последующей эпохи и среди них такой крупный мастер, как Мессонье, следовали их примеру. Стена, оружие, погибшие люди – все это на втором плане. И вот все растаяло исчезло, как дым.

Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Каждый из докторов работал за двоих, сестры милосердия оказали невознаградимые услуги в эти дни и, несмотря на то, все-таки массы раненых по суткам оставались без перевязки и без пищи. Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин. Сначала загорались конюшни, расположенные около дворца, где имел пребывание Наполеон, а затем Арсенальная башня, находящаяся в северо-восточном углу Кремлевских стен, на спуске против нынешнего Исторического музея. Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку. За два года он создал 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка.

  • Художник Василий Васильевич Верещагин (152 фото)
  • Почему картины Василия Верещагина, прошедшего через ужасы двух войн, на 30 лет попали в опалу царей
  • Верещагин: послание человечеству
  • Верещагин Василий Васильевич (1842 – 1904)
  • Штрихи к портрету: 7 остросюжетных историй о Василии Верещагине
  • Анатолий Сергеев – Русские художники
  • Туркестанская серия, посвященная боевым действиям 1867-1878 годов

Человекоубийству нет места на Земле, среди солнечных лучей и синего неба. Серьёзно увлёкся Верещагин уроками рисования в кадетском корпусе. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. Стена, оружие, погибшие люди – все это на втором плане. Залп грянет и все смешается, строй устоит, как устояли когда-то русские гренадеры на Бородинском поле под натиском саксонских кирасир. Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности.

Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой». Этого было мало. «Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого», — писал он. «На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину.

Бесчисленные их раны горели на морозе, нестерпимый холод убивал последние остатки энергии, оружие, почти ни на что уже ненужное, выпадало из рук и они тщетно пытались его поднять и многие падали следом за ним, падали за тем, чтобы никогда больше не встать и медленно коченели, заносимые без конца сыпавшимся снегом. Ура. Можно сказать, что на своих батальных полотнах художник предсказал собственную судьбу. А между тем давно ли. «Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год — предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества.

Затем он поехал в Париж, так как считал, что ему не хватает технической базы. За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. «На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург. Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло.

  • 10 самых страшных картин художника
  • Литературный портфельчик Искуссницы
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • ВОЙНА ГЛАЗАМИ ВАСИЛИЯ ВЕРЕЩАГИНА
  • Императорская Академия и влияние Европы
  • Слово императора и сожженные полотна

Его можно резюмировать кратко все для себя — ничего для других. Он близко знаком с высшим генералитетом русской армии, во время Русско-турецкой войны (1877-1878) фотографический снимок представляет его с горделивой осанкой, «грудью колесом», шашкой и «Георгием». В 1867 году Верещагин, прикомандированный в чине прапорщика (с позволением носить гражданское платье и не стеснять себя военной дисциплиной) к командующему Туркестанским военным округом генералу К. Кауфману, уехал в Среднюю Азию. Значит ли это, что усилия противников войны ничего не значат. А здесь, в Москве, вместо всяких льстивых приветствий только гул и треск страшного пожара.

Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий. Тысячи французов избивались или забирались в плен. Это были его собственные слова. Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда. До 8 июня гарнизон оборонял деревянные ворота, пока не подоспели солдаты К. Кауфмана.

  1. Путешествия и зарисовки этнографа
  2. Известные произведения Верещагина Василия Васильевича

Тут не спутаешь. На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами. Отец, узнав об этом, лишает сына средств на существование. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Две отправные точки, приводящая к абсолютно различным результатам.

Художник Василий 
Васильевич Верещагин 
 (152 фото)

Деревня Нижние котлы. Картина «Побеждённые. Речь шла о завоевании Россией Средней Азии, о бухарском и хивинском походах генералов Черняева, Кауфмана и Скобелева исполненных, очевидно и геройства и драматизма, о чем можно было догадываться, войдя в один из залов Третьяковки, полностью отданный некогда Верещагину, где наряду со знаменитой картиной «Апофеоз войны» изображающей пирамиду человеческих черепов, висели неоспоримые, как фотографии с передовой, свидетельства каких-то драматических событий, о которых ни строкой не упоминалось ни в одном учебнике истории. Но разве генералам было до этого дело. Все они были переколоты штыками.

С тех пор пирамида черепов, когда-то написанная им, выросла в миллионы. Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам. «Смертельно раненный» — часть Туркестанской серии, которую Верещагин писал в Мюнхене под впечатлением от увиденного в Средней Азии.

Она стала провокационной, что возмутило правительство. Он часто призывал природу участвовать в его картинах. Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников.

В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника. Но радость победы испытывают не все. Полотно, которое писал художник, по собственным словам, «буквально со слезами на глазах», документально точно отражает результаты сражения под Телишем (1877 год). А пуля была – дура. Наполеон оказался побежденным. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать.

Это единственная принятая Верещагиным государственная награда.

И вот началось поддержание в Москве порядка. Только вороны ещё живы в этом краю мёртвых. Здесь на нас смотрит уже абсолютно другое лицо. При первом же взгляде на полотно появляется ощущение бессмысленности войны. После атаки. Главное – человеческая жизнь, самое ценное, что у нас есть.

Когда его пленила женственность Лидии Васильевны. В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии» или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» – момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги императрицы Жозефины. Это одна из самых известных картин балканской серии. Можно сказать, что на своих батальных полотнах художник предсказал собственную судьбу. И Верещагин выписал из Москвы пианистку, ставшую в последствии его женой. Творчество Верещагина всегда поражало современников. Верещагин погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск в 1904г.

Выставки картин Верещагина экспонировались в Москве, Петербурге, во многих городах Америки, Париже, Вене, Лондоне, Берлине, Будапеште и других столицах. Несмотря на трагичность изображаемых событий, Верещагин использует светлые, мягкие тона. Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов». Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Как был одет Наполеон во время отступления Великой армии.

Это они сами. Но это было настоящим выходом из огня да в полымя. Русские тогда потеряли 1300 человек. Как занесло их в это далеко. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть. И жуткая пирамида черепов – с черными провалами мертвых глазниц, с жутким оскалом ртов – под безмятежным мирным небом выступает страшным символом войны, несущей гибель, запустение, смерть. Известен как художник-баталист, художник-путешественник.

Летом 1868 года он чуть не погиб в Самарканде – тогда русский гарнизон крепости, насчитывающий всего шестьсот штыков, оказался лицом к лицу с сорокатысячной армией восставших «аборигенов». Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения.

Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди». Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы. Вместе с адмиралом С. О. Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края.

Жизнь Верещагина полна авантюр. Конечно, он полагал, что Император не сможет не воспользоваться этим удобным случаем для переговоров с ним и таким образом, полный мучительного сомнения, ждал ответа от русского Императора. Солдат, бросив ружье, бежит из-под крепостных стен, откуда ударила ему под сердце тяжелая азиатская пуля лицо залито бледностью, взгляд потух. Разверстые челюсти и пустые глазницы внушают страх.

Человекоубийству нет места на Земле, среди солнечных лучей и синего неба. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу.

А ведь самое страшное, что эти несчастные воевали и убивали, таких же, как и они людей, у которых дома тоже есть семьи. И несчастные солдаты отыскивали в снегу трупы павших лошадей, питались ими, оспаривая у воронов эту ужасную пищу и многих находили испустивших свое последнее дыхание на трупе лошади, не будучи в силах отрезать от нее желанный кусок мяса, который продлил бы это жалкое существование. В 1863 году русский художник уехал на Кавказ, где много рисовал, рисовал с натуры.

Но с кем же из американцев можно его сравнить. Получил домашние образование. Тигры на фасадах храмовых построек. И вновь он на Кавказе и в Париже На родной реке Шексне. Художнику пришлось столкнуться с обвинениями и в плагиате и в очернении русской армии. ой, смерть моя пришла. ».

Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать». Ужасно.

Все, что заготовлено, оказалось недостаточным. «Да здравствует император. » несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора. Ещё в юности проявился жёсткий характер Верещагина. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. Душевное страдание и ужас обессилили его. Плевна.

Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату. Даже когда был успех. Он стал вольноприходящим учеником Рисовальной школы Общества поощрения художников. Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец.

Не то, как люди воюют, а то, как они ведут себя на войне, как проявляют себя в тяжелых испытаниях, какие стороны их души раскрываются. Но наверняка не приходилось драться со своими «персонажами» в рукопашном бою. Его интересует странный обычай почитания мальчиков-танцовщиков идущий вразрез с любовью к жене и вообще к женщине, он подробно изучает, как приготовляется кук-нар (наркотический напиток из мака), как делают хлопковое масло, сколько стоят рабы, как устраиваются перепелиные и куропаточьи бои, чем болеют жители Азии.

В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером. Снова и снова Верещагин напоминает, даже в такую отрадную минуту, чего стоит война, какой нелегкой ценой досталась победа. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. И никакие подарки и развлечения не смогут заменить настоящую ценность. К дулу пушек привязаны мятежники. Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю.

Как только картина появилась на выставке, о ней заговорили по всей России. Поразительно напряжение этого не сомкнувшегося еще в рубке и лязге оружия времени. Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно».

Или чудо. Картина написана в 1871 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек.

Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный и без тени малейших надежд. Не раз он отказывался от наград, в прочем, как и от звания профессора Академии художеств. Главное – человеческая жизнь, самое ценное, что у нас есть. Во время Балканской кампании он – на передовой, ранен в бедро, а потом, в Париже, опять пишет серию работ, которая потрясла мир.

Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. Однако Верещагин в русской культуре, несомненно, фигура уникальная: он стал фронтовым корреспондентом и «фотокорреспондентом» задолго до того, как появились сами эти профессии, а фотокамера была усовершенствована настолько, что могла быть применена для мгновенных съемок на натуре.