Сочинение По Картине Репина Какой Простор

Какой простор, Илья Ефимович Репин – описание картины

Стасов, которому виделась в картине «русская молодежь, не потерявшая смелости надежд и радостных упований среди одолевавших ее бед». В его взгляде осуждение и тревога. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.

Казалось, она спит. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.

Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».

Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Америка—Франция—Россия. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Андрей Осетров уверен, что на найденном холсте свой автограф оставил именно Репин.

Много учился на написании портретов близких и друзей. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Так ли это – судить зрителям. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.

Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871).

В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.

Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Оставил большое эпистолярное наследие.

Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Обуховская оборона 1901. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.

Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Репин забыл о конкурсе, об Академии.

Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия.

Сочинение по картине 
Репина «Какой простор»

Сочинение по картине Репина «Какой простор»

А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.

Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Комната небогатой интеллигентной семьи. Работал весь день, не замечая времени. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Мы словно чувствуем брызги воды, заливистый смех девушки, свист ветра, как бы переживаем те чувства, которые переживают герои- мы сами становимся такими же легкими и беззаботными, также по-детски радуемся проказам природы, не боимся непогоду и перемены, которая она символизирует. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.

Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.

В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.

Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Стасов присылает ему все, что он просит. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Зимой 1901-1902 года всеобщая стачка студентов. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).

Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. Итог разноречивым мнениям подвел критик В. В. Стасов, которому виделась «русская молодежь, не потерявшая смелости, надежд и радостных упований среди одолевавших её бед». Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.

Сочинение по картине 
репина какой простор

Сочинение по картине репина какой простор

В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами. Экономический кризис 1900-1902 года, в результате которого 200 тыс. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Харьковская маёвка 1900.

Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Всеобщая стачка на Юге России 1903.

На картину Репина 
«Какой простор» 
 (конкурс)

На картину Репина «Какой простор» (конкурс)

Репин считал сам эту картину красивой. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Крестьянские восстания на Украине в 1902.

Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.

Сочинения по картинам 
Ильи Репина

Сочинения по картинам Ильи Репина

Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. За окном летний день. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.

Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Он идет прямо к матери. И вот уже перед нами не царь, а отец.

рабочих. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.

Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).

Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.

В некоторых местах стачки перерастали во всеобщие. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. И вот уже перед нами не царь, а отец. Убийство свершилось. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Берег Волги. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. рабочих оказалось на улице.

Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.

Вопрос: Сочинение 
по картине репина 
какой простор

Вопрос: Сочинение по картине репина какой простор

Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Репин дважды подавал прошения об отставке.

Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.

И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).

Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.

Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Комната небогатой интеллигентной семьи. В 1900-1904 гг. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Ростовская стачка 1902. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.

  1. РРСРёРРРРёР РР РРССРёРР СРРРёРР РРРРР РСРССРС

В эту минуту в комнату вошел Христос. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.

Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Так ли это – судить зрителям. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Все заняты.

Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Убийство свершилось. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.

С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Казалось, она спит. Принимал участие в выставках общества Мир искусства. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926).

РРСРёРРРРёР РР РРССРёРР 
СРРРёРР РРРРР РСРССРС

Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. И т. д. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.

Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Не доносчик ли. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».

Портрет производит яркое и сильное впечатление. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. И. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.

Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Неурожай и голод 1901 года охватили 147 уездов европейской части России.

Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.

В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Она расположена вдоль поверхности стола. Жил в Италии и Франции (1873—1876). Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.

Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Революционная ситуация в стране сложилась к 1901-1902 году. Впрочем, окончательную точку в этом вопросе может поставить Русский музей. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.

Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.

И пришли к выводу, что работа принадлежит кисти Ильи Репина. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ).

Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.

Студенческие беспорядки в феврале 1899–го. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам – жалости к отцу и прощения.

Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.

Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и абсолютной искренностью»150.

Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. В 1902-1904 годах в России ежедневно бастовало от 125 до 170 тыс.

Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». Стасов присылает ему все, что он просит. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.

Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Она ушла из жизни в 1931 году55. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.

Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В его глазах читается печаль, тоска. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.

Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. было отмечено 670 крестьянских выступлений. Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).

Итог разноречивым мнениям подвел критик В. В. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Они словно противопоставлены друг другу. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Этюд получился превосходный.

Вся центральная часть написана самим Репиным. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Картина «Какой простор. » написан маслом, художник мастерски использует свою виртуозную технику владения красками. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».

С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». М. Бунакову.

Работал весь день, не замечая времени. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.

Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. По словам исследователей, канонической подписи Репина не существует. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.