Страшный Суд Микеланджело
Интересным фактом служит то, что роспись потолка Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» производилась дважды. Xvi в. и сейчас на их месте находится «Страшный суд» Микеланджело. Фреску Страшный суд Микеланджело писал, будучи в тяжёлой депрессии. Именно «Страшный суд» у Микеланджело в Сикстинской Капелле отнял последние силы и вызвал тяжёлые душевные мучения, но возможно именно эти эмоции и сделали эту картину настолько потрясающей и волнующей. Фреска «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле совершенно по-новому разрабатывает и воплощает эту идею.
Алтарная стена – это огромная фреска Микеланджело изображающая Страшный суд (1536-41 гг. ). Подробно описание картины Микеланджело «Страшный суд» представить невозможно – это настолько хаотичное и многочисленное расположение множества обнажённых тел, что невозможно ни подсчитать его точное количество – примерное же составляет около 400 человек – ни передать всю гамму чувств на их лицах. «страшный суд» Микеланджело вписывается во всю программу Сикстинской капеллы.
«страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы. В самом низу росписи Микеланджело «Страшный суд», среди тел, воскресающих после смерти, можно различить фигуру, наполовину показавшуюся из-под земли в облике Джироламо Савонаролы. Так выглядит центральная часть фрески «Страшный суд» Микеланджело. Перед вами фреска Микеланджело Страшный суд находящаяся в Сикстинской капелле.
В нижнем правом углу «Страшного суда», Микеланджело изобразил в образе Миноса – главного Судьи преисподней – церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена. Именно потому можно смело считать, что картина «Страшный суд» Микеланджело – это открытие того времени в мире искусства. Сикстинская капелла, задняя стена, картина «Страшный суд» (Микеланджело Буонаротти, 1539 года, когда ему было 87 лет). «страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма.
Страшный суд Микеланджело: описание картины, фото
Ещё один факт: депрессивное состояние Микеланджело сыграло с ним недобрую шутку. Однако, Микеланджело «Страшный суд» – фреска Сикстинской капеллы – изобразил, как страх всего человечества перед неизбежностью. Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года.
Две центральные фигуры окружает кольцо святых, патриархов и апостолов — всего 53 персонажа. Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях.
Микеланджело «Страшный суд» – секреты знаменитой фрески
Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. Перед концертом нам удалось немного поговорить. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески.
И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ. Работы не начинались до тех пор, пока не был изменен наклон стены и художник не получил ультрамарин, который стоил дороже золота.
Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси. «Страшный суд» Микеланджело – картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление. Если фрески плафона посвящены первым дням творения и проникнуты верой в человека, то «Страшный суд» несёт идею крушения мира и возмездия за содеянное.
Обидеть художника: 7 тайн «Страшного суда» Микеланджело
Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Необычен облик безбородого Христа (восходящий к раннехристианскому типу Христа Эммануила) и обнаженных бескрылых ангелов. По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг.
Целый мир разнообразных движений отображает движения внутренние. Если же обратить внимание на правый нижний угол, то в работе Микеланджело «Страшный суд» можно заметить церемониймейстера при Павле III, Бьяджо да Чезена. Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом».
Однако, на и этом история работы Микеланджело «Страшный суд» не заканчивается. При позднейших исследованиях фрески, помимо добавления драпировок, не обнаружено никаких вмешательств в авторскую живопись Микеланджело8. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия.
«Страшный суд» Микеланджело: описание картины, особенности и интересные факты
Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». «Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью.
Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин». Четверть — молодежь. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»)9. Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал. 20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.
Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. 5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу. На смену ей пришла новая идеология и новое искусство.
С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории. Искусствовед В. Н. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма1.
И семь Ангелов имеющие семь труб, приготовились трубить. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом»28. Микеланджело удалось решить сложную задачу – объединить в одном ансамбле роспись потолка, представляющую собой сложную систему композиций и образов, с громадной композицией «Страшного суда» на алтарной стене таким образом, что они не мешают восприятию каждой.
Микеланджело «Страшный суд»: что скрывает знаменитая фреска
Остальные изображенные персонажи создают круговорот. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508—1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. Здесь должны были быть проведены похороны, а после был назначен сбор конклава.
Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон)24, в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью25.
Страшный суд — фреска Микеланджело
Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации.
Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Искусствовед В. Н. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви.
Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок. Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески.
Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. В это время он был уже немолод, ему было 62 года.
Страшный суд глазами Микеланджело (Синкстинская капелла)
Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль28. Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста. Несмотря на это, Микеланджело имел весьма высокий авторитет. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы.
Он потребовал написать одежды и драпировки, которые скрыли бы наготу персонажей картины, что и было сделано. Фреска поражает монументальностью и размахом. Еще при жизни художника папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Караффой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой.
Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. По этой причине скандальную роспись, красующуюся над алтарем исправлять никто не посмел, пока мастер был жив. Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело.
Сикстинская капелла в Ватикане: Страшный суд и другие шедевры
В свои 60 лет он выглядел сгорбленным и усталым стариком. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин.
Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации. Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным. Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко. м (1370х1220 см) изображено четыреста фигур в разных и никогда не повторяющихся, позах.
Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин»27. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Говоря об уместности в часовне обнаженных тел изображенных в работе «Страшный суд», папа указал на то, что сама по себе Сикстинская капелла – это святилище человеческого тела, созданного Богом, это свидетельство его красоты. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене.
Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить. Высоких было больше, чем низких. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро».
Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Выполнение фресковой росписи было отложено на несколько месяцев из-за приобретения необходимых красок, главным образом очень дорогой синей, качество которой было полностью одобрено художником5. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй.
Потолок Сикстинской капеллы и Страшный суд Микеланджело
Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» – описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов. На ней запечатлено около 400 фигур в разнообразных, ни разу не повторяющихся позах. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов». Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом и дано им семь труб.
Сам по себе «Страшный суд» – это, согласно Библии, победа Христа над Люцифером. Справа от апостолов — мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру): Андрей с крестом, Себастьян со стрелами в руке — по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники, Екатерина с зубчатым колесом — между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет), Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи с железной решеткой. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса5. Это подразумевает возвращение Иисуса с последующим наступлением Апокалипсиса. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос — Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник».
Центром композиции «Страшного суда» является единственно устойчивая фигура Христа, не поддающаяся движению действующих лиц. Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, верой в то, что он является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо – их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех.
Несмотря на покровительство Папы и быть может именно, вследствие этого, непонимание, зависть и злоба преследовали художника. Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль».
Анализ художественного произведения искусства на примере картины Микеланджело Буонарроти Страшный суд
И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. собирался сбить фреску. Люди их поступки и дела их мысли и страсти — вот что было главным в картине.
Работа Микеланджело «Страшный суд», лишенная наслоений пыли и копоти и заметно обновленная, представлена была Иоанном Павлом II в рамках проведения торжественной мессы, пришедшейся на 8 апреля 1994 года. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом23, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Прежде алтарная стена Сикстинской капеллы была расписана фресками Пьетро Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», которые известны нам только в описаниях.
Микеланджело «Страшный суд» : описание картины
Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её185.
Его жест, властный и спокойный, привлекает внимание и в то же время успокаивает окружающее волнение: он дает начало широкому и медленному вращательному движению, в которое вовлечены все действующие лица. Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз.
Микеланджело «Страшный суд»: Генрих Уильям Пфайффер
И из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. Но изображать нагими Бога и апостолов — для этого в те времена нужна была великая смелость. На росписи размером около 200 кв. Худых — больше, чем толстых.
Необычно и включение в сцену Страшного суда напоминания о страстях Христа. Стоит ли говорить о том, что скандальная во многих смыслах работа Микеланджело «Страшный суд» стала причиной возникновения ожесточенных споров между критиками, представлявшими католическую реформацию и теми, кто считал художника гением. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один — в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии.
Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Новым папой был избран представитель рода Медичи — Климент VII. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Некоторые блаженные из числа воскресших устремляются наверх, вовлечённые в общее мощное вращательное движение.
Секреты фрески «Страшный суд» как ее достояние
И пришел иной Ангел и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. «Последний суд» или «Последний приговор») — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. По его мнению, максимум, куда удачно впишется работа «Страшный суд» Микеланджело – это таверна или баня. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины.
Это привело к тому, что им была организована целая кампания, придерживающаяся цензуры и требующая уничтожения фрески «Страшный суд», по их мнению, неприличной. Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонаротти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью.
Не отказывается он от участия и в самой войне. Этот мир разнообразных движений отражает весь спектр человеческих чувств. Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. В этой грандиозной фреске нет образов жизнеутверждающей силы, художник показывает человека бессильным перед лицом судьбы.
Работа Микеланджело «Страшный суд», ныне будучи шедевром, подверглась прежде крайне жесткой оценке и критике. Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. Согласно архивным документам, работы по подготовке к росписи продолжались с января по март 1536 года5.
Описание картины Микеланджело Страшный суд
Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине»21. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». Христос Микеланджело – не милосердный защитник, а карающий Владыка. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Фреска Микеланджело «Страшный суд» поддавалась с его стороны жесточайшей критике, в которой он акцентировал внимание на том, что в священном месте попросту недопустимо столь позорное зрелище.
Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Блондинок мало. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». Выполнение фресковой росписи было отложено на несколько месяцев из-за приобретения необходимых красок, главным образом очень дорогой синей, качество которой было полностью одобрено художником.
Фото картины Микеланджело Страшный суд
Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов21». Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Другими словами – описание «Страшного суда» Микеланджело отображает не радость победы, а показывает весь ужас этого события. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.
Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Решение темы «Страшного суда» у Микеланджело отличается от традиционного: выбран момент не свершения суда, а его начала. Микеланджело верил в Бога, но он верил и в свободную мысль человека, в его физическую мощь и красоту.
«Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым.
Художник работал над фреской четыре года— с 1537 по 1541. «О чем я думаю. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонаротти и один — в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы.
Закрашиванием гениталий было поручено заняться Даниеле да Вольтерра, яростному и искреннему поклоннику великого мастера Микеланджело. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Это не хаотичная толпа, ритм их жестов и взглядов гармонизирует эту гигантскую воронку из человеческих тел, уходящую вдаль23. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине».
Но вместо этого в 1565 году, через год после смерти Микеланджело, художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу, это да Вольтерра получил кличку «исподнишник», с которой его имя и осталось связанным навсегда. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Папа же, прежде всего соблюдая интересы своей семьи, срочно примирился с испанцами и подошел к Флоренции, осада которой длилась 11 месяцев. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль.
Сикстинская капелла в Ватикане: «Страшный суд»
Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей. Над своей грандиозной работой Микеланджело трудился более пяти лет.
При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Основу работы Микеланджело «Страшный суд» составляло Второе Пришествие Христа, что в целом является основополагающей идеей, на которой зиждется христианство. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси9.
7 тайн «Страшного суда» МикеланджелоПочему нельзя докучать художникам
Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Микеланджело лишь частично следует сложившейся иконографии — его Христос на фоне облаков, без алой мантии владыки мира показан в самый момент начала Суда. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене.
Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Здесь он предстал в образе главного судьи в преисподней – Миноса. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Пусть он мир приведёт в пристойный вид»15.
Тем самым им была подведена черта в споре, кипевшем на протяжении многих веков. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Он хотел видеть вихри стихий — огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. В 1534 году гениальный творец получил заказ от папы Климента VII на роспись огромной стены Сикстинской капеллы, длина которой была 13, 7 м, а высота – 12 м. Он не приступал к работе, но когда Климент VII скончался, то его преемник Павел III вызвал в 1537 году Микеланджело в Рим.
1514—1519). Эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993 году.
Именно в нем была выражена Иисусом тайна видимости невидимого. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. «Страшный суд» (итал. Giudizio universale, букв. Когда стена была готова для росписи, между Микеланджело и Себастьяно дель Пьомбо, до того времени другом и сотрудником мастера, возник спор. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком.