Сумарев Мой Дом

Много лет Василий Сумарев вёл детскую народную изостудию в Доме культуры текстильщиков. Марина Сумарева: «Мама моя в этот момент была в доме, только в другой комнате, слава богу все обошлось. Василий Сумарев:Мой дом стоял вот здесь. Картина "Мой дом" была создана известнейшим художником советского периода Василием Федоровичем Сумаревым в 1972 году.

Председатель Белорусского союза дизайнеров Дмитрий Сурский выразил надежду, что творческие и педагогические достижения его учителя, любимого народом, будут отмечены присвоением Сумареву звания народного художника Беларуси. Василий Сумарев, художник, заслуженный деятель искусств Беларуси:Отдельные художники посмеялись: «Ты что это, Вася, принёс какой-то детский рисунок. » Я пояснил, что хочу написать свой дом, в котором я родился.

О картине Василия Сумарева «Мой дом»

Злоупотребление такого рода «игрой» не только ее обессмысливало, но порой приводило к прямой профанации самой идеи непосредственного восприятия действительности. Как-то зашла в мастерскую – на подоконнике яблоки, листья кленовые. Между тем «ребячливость» и здесь откровенно умышленна – художник следовал определенному заданному принципу воссоздать мир, увиденный «глазами детей». В этих картинах царит пространство земли, неба и времени.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Но у меня не было цели с документальной точностью повторить его. Я живу в этом же доме, на 6 этаже, а мастерская – на 9-м. Здесь едва ли не впервые у Сумарева вместе с монументальностью замка зазвучало открытое пространство. Художник как бы с высоты не спеша следит за происходящим.

«Король Лев» признан 
самым успешным мюзиклом 
в истории

«Король Лев» признан самым успешным мюзиклом в истории

Так случилось у меня с портретом Анны Кутайсовой. Правда, тогда, в советское время, в Союз было сложно вступить: художники годами туда пытались попасть.

Тут все кажется игрушечным, почти сказочным. Ведь «Мой дом» – это действительно дом, в котором он родился и вырос, это в некотором роде «семейная фотография», запечатлевшая родных и соседей, памятные эпизоды, ощущения детства, отрочества и юности, которые слагаются в своеобразную панораму жизни.

Он когда-то казался огромным, пронизанным солнцем. Бывают дни, когда я совсем не выхожу из дома. Книга творчества Василия Фёдоровича состоит из страниц-картин, других творческих проявлений, которые слагаются в отдельные главы. И так это красиво смотрелось.

Минск, каким его 
видят художники: 
три взгляда на столицу

Минск, каким его видят художники: три взгляда на столицу Беларуси

Вид действительно замечательный открывается. Мое самое любимое место в городе – это, конечно, моя мастерская. И в основном мастерские Союз художников давал семьям, где художниками были и муж и жена.

В них словно сконцентрировано всё то, что содержали жанровые полотна – жизнелюбие, драма, печаль, нежность. Но особенно остро эти качества проявились в «Химзаводе» – картине суровой и несколько урбанистичной. Пейзаж становится и историческим жанром для художника – в цикле, посвященном Новогрудку. К сказанному следует добавить, что используя подобный прием стилизации народного творчества в качестве активного средства приобщения к традициям, Сумарев делает это не умозрительно и не в погоне за модой, а в силу естественной своей причастности к истокам «наивного» искусства.

Белорусский художник 
Василий Сумарев

Белорусский художник Василий Сумарев

Все перечисленные работы отличались экспрессивностью цвета и формы. Мастерскую на Ленина, в башне над рестораном «Потсдам», получил ее отец, Борис Аракчеев известный белорусский художник, заслуженный деятель искусств. «Что же вывело его из дому в этот час. » — удивился художник и, придя в мастерскую, сделал живописный эскиз запомнившегося образа, а когда случайно поставил его вверх ногами, то в очертаниях человека живописцу почудился кактус. Давно заметила, что в разное время предпочтение отдаешь разным произведениям.

Повествуя о житейских мелочах, успевая рассказать все обо всем, он «как ребенок» называет вещи своими именами: «у дяди Пети свадьба», «Колька влез на дерево», «художник рисует», а «я пишу на стене мелом». С удивительной теплотой воспроизводится здесь быт городского предместья.

– В мастерской, где работаю, четыре окна.

К сожалению, картина сейчас не в экспозиции. Славу художнику принесла картина Мой дом, которая существует в четырёх вариантах (на выставке – четвертый вариант, в постоянной экспозиции музея – второй первый – в Ташкенте, в Могилеве – третий). Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Отец (художник Виктор Шматов) прописал меня в мастерской – было такое послабление в конце 90-х, можно было вписывать членов семьи – и сказал: «Отдашь мастерскую – будешь дурная». Пожалуй, только профессиональная взыскательность к самому себе и чувство юмора оберегают его от нарочитого примитивизма, в который было бы легко впасть, – ведь даже сугубо тематические вещи, приуроченные к событийным выставкам, таким, как «Физкультура и спорт» или «Всегда начеку», он стремится выполнить в той же полушутливой манере картинки-лубка.

Белорусские династии: 
Сумаревы-Копачи

Белорусские династии: Сумаревы-Копачи

При всей «многословности» своих произведений Сумарев остается интересным и вдумчивым собеседником. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Мне интересно передавать фактуру вещей и предметов. Эти качества постепенно становятся все более свойственными его творчеству.

Тренировка пожарников» (1970) с огненно-красными машинами и человеческими фигурками, паровозным дымом на фоне панорамы города с лозунгами на домах и влюбленной парочкой у фонтана, с суетливой бабкой, загоняющей козу во двор. Это произведение вобрало многие слагаемые его творчества, но им деятельность Сумарева не исчерпывается. Такая же нарочитость чувствуется в «пожарном» колорите знойно-оранжевой композиции «Жаркий день. Чем кривее, тем лучше (смеется).

В картине «Пять минут отдыха» (1973) как бы сходятся различные тенденции творчества Сумарева – его стремление к эмоциональности и философской осмысленности происходящего. Когда листья опадают – красота.

Несколько иного рода простодушная восприимчивость к окружающему в картине В. Сумарева «Мой дом» (1970-1973) передается, почти внушается зрителю. У него и предновогодний рынок в картине «Скоро новый год» превращается в красочный калейдоскоп. «Детскость» позволяет автору откровенно раскрасить свое полотно и заодно заглянуть во все окна. Очень люблю осень. Желание выделить окно со свадьбой в самостоятельную композицию весьма показательно. Хотя изначально это была территория моего отца.

Потом уже, в 90-е, когда я вступала в Союз художников, «двери открылись» – и никто к мелочам не цеплялся. Подходящая атмосфера для творчества. При этом Сумарев порой использует свою характерную манеру контрастов насыщенных цветов, а порой создает композиции на тонких градациях мягких приглушённых красок – нюансированное сфумато. Написала натюрморт «14 сентября». Он делает еще один шаг в этом направлении – пишет в том же году «Натюрморт с Лаской» (1972), в котором мы уже видим дом изнутри в предметных образах вещей-портретов, как бы представляющих своих хозяев.

Как же они просто так валяются. Гениальный портрет. Собираю кленовые и несу в мастерскую. И чтобы показать ее вам, мы достали ее из запасников и пригласили самого художника Василия Сумарева». Границы между ними не герметичные, но очевидные.

НХМ начал новый год с «вдохновенных» работ Василия Сумарева

Такой подход, как уже говорилось, характерен для Сумарева. Постепенно цвет начинает звучать в полную силу и становится смысловыявляющим. Так же в разноплановых ракурсах видит художник свой родной город в картине «ТЭЦ-2» (1968), написанной к 900-летию Минска.

В пейзаже «Иней» (1966) мрачноватые брандмауэры отступают на второй план, становятся фоном, как бы оттеняющим то особое настроение пробуждающегося морозного утра, когда все еще в дымчатом инее и кажется полуреальным, но уже пронизано ритмами предстоящего трудового дня и согрето теплом человеческого присутствия. Художники «с кровью» выбивали себе мастерские тут, на Сурганова и на Немиге. Этот мотив мог многое подсказать.

Колыбельная песня 
"На тенистой улице 
мой дом"

Колыбельная песня "На тенистой улице мой дом"

.