Суриков Описание Картины Переход Суворова Через Альпы
Переход Суворова через Альпы (картина)
Она кажется беспредельно бесконечной зрителю и солдатам, вызывая ужас. Именно им сейчас более всего нужна поддержка. Нет, я верю, что с пьяных глаз делали, конечно и не такое. Взгляд зрителя скользит вслед за спускающимися с гор солдатами. Н. при этом выругался) все равно». Важнейшим событием этого года было возникновение основанного Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», соединившего марксизм с рабочим движением.
Ничего этого нет у Сурикова и в помине. Непроизвольным жестом он осеняет себя крестным знамением. Французский генерал Массена говорил впоследствии, что отдал бы все свои победы за один швейцарский поход Суворова – так оценил Суворова его главный противник. Вот этот переход и запечатлен на картине В. Сурикова.
Впечатление о картине Сурикова Переход Суворова через Альпы
Эхо бесконечное. Различие между этапами сводится лишь к перестановке акцентов. Он подбадривает своих воинов, указывая как лучше переходить. Ни одна из картин Сурикова не вызвала таких противоречивых суждений, как «Переход Суворова через Альпы».
Суриков говорил: «Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы». В этом портрете использованы в переработанном виде некоторые дошедшие до нас изображения полководца, главным образом известная гравюра Н. И. Уткина с портрета, написанного с натуры немецким художником И. Г. Шмидтом в 1800 году. Около Суворова поставлено несколько солдат в красных мундирах. Он говорил: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять. », «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак и я не немец, а природный русак». В ту пору, когда в творчестве некоторых передвижников явственно обнаружился упадок социального содержания, когда тематика многих передвижнических картин не поднималась до прежнего идейно-художественного уровня, Суриков опережает свое время и ставит в своих произведениях проблему народного эпического и монументального искусства. Наконец в 1897 году он приступил непосредственно к самой картине.
Картина Переход Суворова через Альпы, Суриков
В принципе, перед нами поход из жизни в смерть. В то время Спиридонову было 82 года. Это подчёркнуто концентрацией вокруг них светлых красок. Общий тон слишком глуховат, в картине не достигнуто колористическое совершенство в изображении зимнего пейзажа, какое было присуще «Боярыне Морозовой» и «Взятию снежного городка».
В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. Он подчёркивает героизм русских войск, действовавших в смертельно опасных условиях природы, представлявшей собою, по словам Суворова, «разверстые и поглотить готовые гробы смерти». Пейзаж играет огромное значение в картине. Командир не смотрит на них.
Описание картины Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы»
Рядом другие солдаты и их портреты – изображение одного процесса. На первом плане картины с отчаянной решимостью бросается в пропасть смуглый гренадер. Случалось и голышом гуляли. Он часто говорил: «Горжусь, что я русский». Удивительно, но факт: этот поход не достиг своей цели (разгрома французских войск в Швейцарии), но героическийШвейцарский поход Суворова1799 г. стал великой страницей русской истории. Далее, в глубине картины, выражения лиц спрятаны в тенях, падающих от горы.
За эти непримкнутые по уставу штыки он впоследствии услышал много критики Но автор лишь хотел подчеркнуть, что у Суворова многое было «не по уставу» и при этом он оставался великим полководцем. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Это был последний, наиболее тяжелый горный переход.
В1797 г. Суворов был уволен в отставку без права ношения мундира. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Это был патриот, настоящий друг солдат, человек с живым сердцем и прямой душой. Только пятном света выделен сам Суворов. Такую гору должна преодолеть армия Суворова.
И, конечно, главное в картине – изображение подвига народа, его героизма. То есть, мозги шевелятся, а вслед за ними шевелятся и языки. «Переход Суворова через Альпы» был сложен передачей движения человеческой массы: у художника не было натуры. Суриков осуществил то, о чем Иванов мог только мечтать. Марксизм нанес окончательный удар народнической идеологии, которая уже с восьмидесятых годов вырождалась в «пошлый мещанский радикализм».
Того, кто уже понял: ничего не изменишь. На торжественном митинге в Андерматте в честь 200-летия знаменитого перехода русский чиновник высокого ранга тихо поинтересовался у историка: «А как, собственно, Суворов здесь оказался. » А мой знакомый признался, что, только пройдя весь маршрут собственными ногами, он осознал, почему этот переход остался в военной истории как беспримерный. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году – в столетие итальянского похода Суворова. Срам, конечно, прикрыт, но моветон. 1799 год.
Это полководец, о котором и песню сложили и сказку сказали. Живопись по самой своей природе вынуждена сконцентрировать все. Хотя один из них на всякий случай закрыл лицо плащом. Различие между этапами сводится лишь к перестановке акцентов. Седые волосы, тонкие запавшие губы, умные тоскливые глаза. В «Суворове» глубины почти нет. Две стихии показаны в картине: «грозная стихия природы и непобедимая стихия русского народа». В картине преобладают синие, зеленоватые и темно-лиловые тона с проблесками красного и желто-зеленого. Разумеется, решение и здесь пришло не сразу. Толстому было чуждо былиннопесенное, эпическое начало, пронизывающее суриковскую картину.
Странная поза – взгляд через плечо. Но этой перестановки акцентов оказалось достаточно, чтобы создать новое качество. Гора уступами написана замечательно.
Описание картины Сурикова «Переход Суворова через Альпы»
Крутой каменистый обрыв покрыт снегом и вечным льдом. Были введены новая форма одежды, новый воинский устав. В октябре 1895 года Суриков задумывает картину «Переход Суворова через Альпы». В Швейцарском походе проявились полководческий гений Суворова и тактическое мастерство русских командиров.
Сколько энергии в его фигуре, сколько живости в его лице. Это как соседние кадры на киноленте или в комиксе. Что, согласитесь, с точки зрения учителя очень ценно. В «Суворове» глубины почти нет. Русские солдаты, не раздумывая, шли за Суворовым, выполняли самые трудные задачи.
Холст, масло, размер картины 495 373 см. Выражения лиц, особенно лица Суворова, замечательно проработаны. Лица большинства напряжены, сосредоточенны. Немолодой человек, не уродливый, не красивый.
Сколько энергии в его фигуре, сколько живости в его лице. Все по-разному переживают напряженность момента. То, что казалось художнику самым значительным в период создания «Утра стрелецкой казни» и «Боярыни Морозовой», заняло второстепенное место в его поздних вещах, а эпические черты, возникшие еще в его раннем творчестве, развились в законченную систему в «Покорении Сибири Ермаком» и «Переходе Суворова через Альпы». На шутку Суворова откликнулись двое солдат. Не менее странная одежда. Что мы видим. К сожалению, цветного варианта нет и я могу опознать только мальтийский крест.
Его голова обнажена как дань уважения подвигу солдат, а синий плащ развевается по ветру. Это – белье, появиться в котором в обществе считалось крайне неприлично. В судьбе большого художника личное неотделимо от общественного. Василий Суриков о своих Стрельцах: Все у меня была мысль, чтобы зрителя не потревожить, чтобы спокойствие во всем было.
Суриков «Переход Суворова через Альпы»: героизм русских солдат во время Швейцарского похода
В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. Суриков не просто фиксирует впечатление от альпийских гор, в которых он писал этюды для картины, но и передает драматический смысл происходящего.
Пользуясь этим случайным совпадением, реакционные правительственные газеты пытались приписать Сурикову «верноподданнические» намерения. От знающего человека я узнал, что такой встречи в московской тюрьме произойти не могло. Главным действующим лицом картины является народ. Пейзаж Василий Иванович писал в Швейцарии, на месте знаменитого исторического перехода. Еле сдерживая коня на краю пропасти, он шуткой подбадривает воинов.
Считаем только прижизненные изображения. И отвечал себе: ушла, осталась только тихая печаль. В первом цикле преобладают черты трагедии, во втором — эпоса.
Она занимает 2/3 холста. Потом— прямо летишь, дух перехватывает»— рассказывал Суриков. Вокруг – военный восторг тысячи жизней, ему повинующихся. Несмотря на необъяснимую опалу, которой подвергся Суворов, работы по сооружению памятника не были остановлены и 5 мая 1801, уже после смерти императора памятник был установлен на Марсовом поле (в царствование императора Александра I памятник был перенесён на площадь между Мраморным дворцом и домом графа Салтыкова (ныне Суворовская площадь). Вот таким образом он поднят над толпой солдат и не теряется в этой толпе.
Оно начинается вдали, в ущелье. В 1969 году закончил художественно-графический факультет Омского Государственного педагогического института. Преподавал в детской художественной школе. Работал в Красноярском отделении художественного фонда РСФСР. Параллельно изучал и осваивал различные виды монументалього искусства: чеканку, роспись, рельеф, мозаику, витраж, резьбу по дереву и гипсу. Затем работал дизайнером по оформлению интерьеров (Сибнефть, МИРАФ). Потом– прямо летишь, дух перехватывает».
«Переход Суворова через Альпы» художник Василий Суриков
Именно на части со льдом автор показал армию скользящую вниз. Его солдаты знали только одно слово: вперед. Но, в основном, все до мелочей продумывал сам Суриков. Я очень много думал над этой картиной. На картине изображено русское войско, которое скатывается с ледяной кручи. Трудно признать суриковскую реконструкцию удачной.
Его новаторство не было оценено современниками. Ведь с ними был великий полководец Суворов. За ним последовали многочисленные натурные этюды. Суриков по своему обычаю «допрашивает вещи» и с удовлетворением отмечает в одном из писем, что достал в Петербурге подлинные мундиры павловских солдат.
И он был счастлив, глядя на веселых и оживленных дочерей. Передние воины сосредоточились на спуске с горы. Живописцу было приятно, что его слава вышла за пределы горячо любимой родины: «Наконец-то, помаленьку узнают, что я такое. » Но, будучи патриотом, он хотел видеть свои полотна только в русских музеях. Но и Суриков опередил свою эпоху. Ведь в народном эпосе правда и красота едины. Эта картина занимает особое место в творчестве Сурикова: цветовая гамма меняется с теплой на холодную, формат – с горизонтального на вертикальный, композиционный принцип – фрагментарность вместо уравновешенности. Художник долго и тщательно работал над передачей стремления войска.
Вскоре ситуация изменилась. Устрашающее воздействие глубины художник передал через два среза. Начинаясь еще с ущелья и силой нарастания, переходит к переднему. Два молодых солдата, которые отвечают на шутку Суворова жизнерадостными улыбками, формируют «оптический» центр картины. Суворов удерживает коня на выступе скалы и указывает своей треуголкой вниз. Главное внимание уделялосьмуштревойск, смотрам и парадам.
Вершины гор уходят ввысь. «Толстой очень против был», — иронически рассказывал он впоследствии. Ну, а теперь, как говорил Крот в «Дюймовочке», посчитаем. Швейцарские этюды также помогли художнику воссоздать передвижение персонажей.
Но другого пути для русской армии нет. По горе слева скатывается в пропасть вся русская армия. Около Суворова поставлено несколько солдат в красных мундирах.
В такой момент шутить. В «Боярыне Морозовой» наряду с основной композиционной диагональю настойчиво выступают и другие разнообразные пространственные мотивы, уводящие взор зрителя в глубину картины. Трудно признать суриковскую реконструкцию удачной.
Описание картины «Переход Суворова через Альпы»
Ничего похожего на привычный образ Суворова. Она построена по принципу движения сверху вниз. Миниатюр де Местра несколько странновата. В «Боярыне Морозовой» наряду с основной композиционной диагональю настойчиво выступают и другие разнообразные пространственные мотивы, уводящие взор зрителя в глубину картины. А. В.
Композиция картины очень динамична. Суворов на белом коне остановился на самом краешке обрыва. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Русские «чудо-богатыри» изображены в полном обмундировании, с достойным оружием – штыками, пушками, кинжалами.
Главное на полотне – движение. Всего секунда отделяет его от того солдата, что изображен в центре картины. Упреки Толстого имеют важное принципиальное значение. Потом вдруг слышно, как из пушки выпалит, это значит, какая-нибудь глыба рассыпалась.
«Переход Суворова через Альпы» (картина)
Считается неправдоподобным такой спуск – солдаты могли поранить штыками друг друга. Тяжело раненных пришлось оставить. Первыми спускаются те, кто прошел с не один поход с Суворовым и доверяет ему. Его портрет тоже прорисован очень четко.
Живопись русских художников Картина Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы». «Переход Суворова через Альпы» менее совершенен по живописи, чем предыдущие произведения Сурикова. Тебе скажу под строжайшим секретом: «Переход Суворова через Альпы» (Приложение 9. ).
Полководец еле удерживает коня на краю пропасти. Славный полководец – на светлом коне. Он еще чувствует землю под ногами, он еще на что-то надеется.
Переход Суворова через Альпы, Суриков – видео обзор картины
Рядом с ними виден серьезный немолодой барабанщик. В той же позе Суворов представлен и в карандашном наброске композиции. Но всражении в Мутенской долинеСуворов нанёс поражение французской армии и вывел русскую армию из окружения, после чего она совершила переход через заснеженный труднодоступный перевалРингенкопф (Паникс), откуда направилась в сторонуРоссии. Замечательно прорабатывает выражения лиц воинов. За ним последовали многочисленные натурные этюды.
В пропасти пришлось бросить все орудия. Немного оживляют картину ярко-красные мундиры солдат на втором плане. Две недели длился этот героический переход, многие солдаты погибли.
Сотрудникам этих газет было непонятно, что, показав Суворова как народного героя, Суриков разрушал слащавую и лживую легенду о Суворове как «царском слуге» и сусальном «отце-командире». Сняв с головы треуголку, он с улыбкой показывает вниз. Вероятно, с шуткой-прибауткой он посылает своих чудо-богатырей в бездну. Старый солдат без треуголки правее и выше крестится. Главное – не потерять ружье. Второй срез еще более впечатляет: на нем не видно, где кончается пропасть. В его фигуре столько бодрости и энергии, столько веры в своих солдат.
Красота в сверкании. Рисунок Норблина если и не страшнее атомной войны, то весьма близок к этому. Идущие за ними повернули головы в сторону полководца и пытаются услышать, что он говорит. Главным героем здесь выступает народ, а не его предводитель. Снег у него под ногами превращался в кучки и дух захватывало. Н. при этом выругался) все равно».
Так вот, не смотря на такие романтические и все из себя красивые кадры и в голливудских и в советских фильмах (художника по костюмам в «Гардемаринах» я бы удавила), мужчины в 18 веке по улицам в рубашках не ходили. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Где окажешься через несколько мгновений одному Богу ведомо. После написания Суриковым картины «Переход Суворова через Альпы», на нее обратил внимание известный художник-баталист Василий Верещагин и в пух и прах раскритиковал ее, указывая на неправдоподобность деталей и манер солдат, офицеров и самого Суворова, на что Василий Суриков ответил, что эта работа создавалась не ради изображения исторической достоверности, а для того, чтобы еще раз подчеркнуть героический подвиг и мужество российских солдат под предводительством великого полководца Александра Суворова. О своих солдатах он говорил после швейцарского похода: «Орлы русские облетели орлов римских». И его авторитет среди солдат был велик.
В соответствии с этой системой он и стал реформировать русскую армию. Седой ветеран с Георгиевским крестом на груди с ужасом смотрит в пропасть. Она построена по принципу движения сверху вниз. А вот тем, уже начали скользить вниз по склону им уже не до улыбок. Только пятном света выделен сам Суворов.
А передняя группа воинов показана в момент стремительного лавинообразного спуска. Ведь в народном эпосе правда и красота едины. Тут не промахнешься, сразу ясно, что изображен крупный военный деятель.
Эпические черты присущи уже ранним картинам художника, а трагическое звучание свойственно всем суриковским темам, кроме, быть может, только «Взятия снежного городка». Так же отлична и композиция «Перехода Суворова через Альпы». В 1901 году Василию Ивановичу Сурикову был пожалован орден Святого Владимира 4-й степени за картины «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы».
Переход Суворова через Альпы в 1799 году
Моментов утрирования в картине несколько. Это кажется неправдоподобным. В мужской компании можно было раздеться до камзола или жилета, но не более.
Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». «Суворов в фельдмаршальском мундире» лишен, той стремительной энергии и оживленной веселости, которая так характерна для его облика. После написания Суриковым картины «Переход Суворова через Альпы», на нее обратил внимание известный художник-баталист Василий Верещагин и в пух и прах раскритиковал ее, указывая на неправдоподобность деталей и манер солдат, офицеров и самого Суворова, на что Василий Суриков ответил, что эта работа создавалась не ради изображения исторической достоверности, а для того, чтобы еще раз подчеркнуть героический подвиг и мужество российских солдат под предводительством великого полководца Александра Суворова. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Но всражении в Мутенской долинеСуворов нанёс поражение французской армии и вывел русскую армию из окружения, после чего она совершила переход через заснеженный труднодоступный перевалРингенкопф (Паникс), откуда направилась в сторонуРоссии. Художник рисует грозную природу Альп, подчеркивая этим сложность и героизм перехода. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова.
Не менее сложным оказалось представить и тем более показать на холсте, что чувствовали солдаты, спускаясь в неизвестность по снегу с крутой горы. Сбоку, возле самого края ущелья, на коне сидит Александр Суворов. А передняя группа воинов показана в момент стремительного лавинообразного спуска. Суворов находится в левой верхней четверти картины.
Этот солдат тщательно прорисован. Он преодолевается верой в командующего и волей, которая закалилась в боях. Вскоре пришло письмо из Франции: Люксембургский музей желал приобрести одну из исторических картин, «отличающихся большим патриотизмом». Он писал Александру: Льды, брат, страшной высоты. Но, как мне помнится, Суворов вел трезвый образ жизни. В конце 1795 года Россия заключила союз с Англией против революционной Франции.
Движение играет главную роль на полотне. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Эпические начала, свойственные народному художественному сознанию именно с этого времени с особенной силой зазвучали в творчестве Сурикова.
Тема народа объединяет оба цикла. Суриков долго работал над композицией Суворова. Но на Суворова лично я подумала бы в последнюю очередь. Таков, по-видимому, был первый замысел. Второй срез еще более впечатляет: на нем не видно, где кончается пропасть.
Описание картины «Переход Суворова через Альпы в 1799 году»
Произведение В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» стало своеобразным гимном подвигу русских воинов. Только перекреститься и положиться на милость Божью. Спуск с него был ещё сложнее подъема. Суворов после перехода через Альпы писал в донесении Павлу I: «Много людей с лошадьми с величайшим стремлением летели в преисподние пучины, где многие убивалися, а многие спасались никакое описание неспособно к изображению сей картины во всем ее ужасе». Но В. Суриков всё-таки смог создать такую картину. Сразу ПЯТЬ очень традиционных для XVIII столетия портретов: белый парик, кафтан, камзол, ордена, ленты, кресты.
В дореволюционном искусствоведении прочно установился взгляд, согласно которому творчество Сурикова, достигнув своей вершины в «Боярыне Морозовой», в дальнейшем неуклонно шло на спад. Ученики учатся придумывать, учатся рассказывать, выражать свои чувства. На это Суриков ответил, что «так красивее». На склонах гор виден снег.
Мастер обрезал вершину горы и нам неясно, как высоко она уходит вверх. Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». Замечательно прорабатывает выражения лиц воинов. Почти сразу же после окончания картины «Взятие снежного городка» художник увлекся новой идеей, которая родилась еще в Красноярске. Если бы Суриков исправил «ошибки», указанные ему Толстым, то картина стала бы изображением единичного эпизода, не смогла бы выразить то содержание, которое вложил в нее художник. Солдатская масса разнородна. Он все свое внимание обратил на «зеленую молодежь», которая находится позади старых вояк.
Отдельные облака проходят по ущельям и закрывают скалы. Осенью 1895 года Суриков сообщал брату: Я задумал новую картину писать. Слева на коне – сам Суворов, с вдохновенным лицом и улыбкой, указывающий рукой дорогу. Их разговор имел важные последствия для романа. С какой готовностью подчиняются воины его приказу, как весело смеются его шутке. Удивительно, но факт: этот поход не достиг своей цели (разгрома французских войск в Швейцарии), но героическийШвейцарский поход Суворова1799 г. стал великой страницей русской истории. Картина «Переход Суворова через Альпы» органично продолжает тему воинского героизма русски людей, начатую в «Покорении Сибири Ермаком.
Сочинение по картине Сурикова «Переход Суворова через Альпы»
«Главное в картине— движение. Надо было придумать, как изобразить солдат в движении, а не просто сидящих на снегу. Чудо-богатыри сумели преодолеть все препятствия.
Правда, художник добился сходства и сумел одушевить дыханием жизни этот «компилятивный» образ, но не смог выразить в нем содержание, соответствующее замыслу картины. Приближаясь к переднему плану, движение нарастает. Несмотря на необъяснимую опалу, которой подвергся Суворов, работы по сооружению памятника не были остановлены и 5 мая 1801, уже после смерти императора памятник был установлен на Марсовом поле (в царствование императора Александра I памятник был перенесён на площадь между Мраморным дворцом и домом графа Салтыкова (ныне Суворовская площадь).
Она затемнена и по ней медленно ползут серые облака. В своих картинах он не судит и не выносит приговор. Суворов стоит здесь не случайно, так как понимает, что каждый из его отважных солдат посмотрит на него пред спуском, перекрестится, скажет: «С Богом. » и пойдет вниз. Но все вместе взятое не дало живописцу полноценного портрета. Дело здесь не только в том, что убеждения двух великих художников были различны: Толстой не верил в возможность управлять массами и прославил Кутузова за его стремление подчиниться стихийным силам, а у Сурикова солдаты, «покорные слову полководца идут».
Краткое описание картины Переход Суворова через Альпы
«Переход Суворова через Альпы» был сложен передачей движения человеческой массы: у художника не было натуры. Горы занимают почти всё полотно, виден лишь кусочек покрытого тучами неба. За мелкими «неправдами» Сурикова Толстой не заметил общей большой правды. Первая группа воинов просто лавинообразно спускается вниз.
Сам художник косвенным образом дал ответ на этот вопрос, указав, что он перешел «от драм к большой жизнерадостности» и почувствовал «необычайную силу духа» после того, как непосредственно прикоснулся к жизни народа в период пребывания в Сибири на рубеже девяностых годов. Переход через Альпы – это падение в бездну, крушение, содрогание земли и неба. Важнейшим событием этого года было возникновение основанного Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», соединившего марксизм с рабочим движением. В его небольшой фигуре столько мощи, силы, энергии. Чтобы это узнать, в 1897 году Суриков поехал в Швейцарию и скатывался с горы.
Суворову почти 70 лет, он на покое. Миниатюра К. де Местра, 1799. Пожилой человек. Приближаясь к переднему плану, движение нарастает. Движущую силу истории он видел не в одиноких «критически мыслящих личностях», а в народе проповедь «малых дел», приведшая в сфере искусства к снижению идейного уровня произведений, появлявшихся на передвижных выставках, не повлияла на Сурикова. Например, расчехлённые штыки солдат до сих пор остаются предметом критики.
Суриков, «Переход Суворова через Альпы» : история создания
Передние воины сосредоточились на спуске с горы. Большинство критиков резко протестовало против этой картины и даже видело в ней «несомненный признак упадка замечательного дарования», а защитники обнаружились в том лагере, где Суриков менее всего желал бы их найти. Нельзя русскому солдату без штыка». Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Великий русский художник работал над картиной с 1895 по 1899 год. Но на всех лицах имеется понятный страх. Должно выйти что-нибудь и интересное. Суворов на белом коне – как памятник самому себе.
Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в столетие итальянского похода Суворова. То, что казалось художнику самым значительным в период создания «Утра стрелецкой казни» и «Боярыни Морозовой», заняло второстепенное место в его поздних вещах, а эпические черты, возникшие еще в его раннем творчестве, развились в законченную систему в «Покорении Сибири Ермаком» и «Переходе Суворова через Альпы». Но всражении в Мутенской долинеСуворов нанёс поражение французской армии и вывел русскую армию из окружения, после чего она совершила переход через заснеженный труднодоступный перевалРингенкопф (Паникс), откуда направилась в сторонуРоссии. На лице командующего написаны сложные чувства.
Поход Суворова в Швейцарии через перевал Кинциг
Но этот уже начал падение и понял, что надежды на выживание у него почти нет. На картине «Переход Суворова через Альпы» изображены Альпийские высоты. В первом цикле преобладают черты трагедии, во втором — эпоса. С таким мастерством передает Суриков переход Суворова через Альпы.
Живопись по самой своей природе вынуждена сконцентрировать все. Пейзаж картины суров и величественен. Потом– прямо летишь, дух перехватывает». Изменения в содержании обусловливают и новую художественную форму: в трех последних картинах отчетливо выражена тенденция к монументальности. Вот таким образом Суриков и ответил на упреки Толстого: «так красивее».
Подвиг под шутку полководца— так Суриков охарактеризовал свою картину. Но армия не сдалась.
Екатерининский вельможа. На лице командующего написаны сложные чувства. Новый император Павел Петрович стал вводить в русской армии прусские порядки. В той же позе Суворов представлен и в карандашном наброске композиции. Словно дает подсказку: начинать следует отсюда. Всякое изложение недостаточно к изображению сей картины во всем ее ужасе».