Сватовство Майора Федотов

Несмотря на острый юмор, с которым художник написал своих персонажей, картина Федотова «Сватовство майора» не передает атмосферы злобности и насмешки. Также Федотовым было нарисовано множество набросков, одному из которых суждено было стать полотном «Сватовство майора». Картина Павла Андреевича Федотова «Сватовство Майора» произвела настоящий фурор в обществе. «сватовство майора» – картина, стараниями Федотова практически списанная с натуры.

П. а. федотов. сватовство майора (Смотрины в купеческом доме). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Картину Павла Андреевича Федотова «Сватовство майора» зритель впервые увидел в 1848 году в одном из выставочных залов Санкт-Петербурга.

История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова

Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Браки по расчёту вообще самые крепкие.

А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. На полу— кошка, «намывающая» гостей28.

Картина Сватовство 
майора Павла Федотова: 
описание история,

Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр

Вопрос спорный. Грустная история. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В юности «забрили лоб». Видимо, в псалтырь.

Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Отдали её за другого.

Но купец-то искренне полагает, что печётся о счастье дочери — став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдёт в круг «благородных», куда купцам, несмотря на богатство иного пути нет. Слева от майора изображена пришедшая вместе с ним сваха, которая уже успела войти в комнату. В собрании Государственной Третьяковской галереи была ещё одна копия, написанная Аполлоном Мокрицким. Кроме одного. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46.

Картина Сватовство 
майора: описание 
картины

Картина Сватовство майора: описание картины

Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Рядом с купцом стоит сваха.

Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке.

Сватовство майора, 
Павел Андреевич 
Федотов, 1848

Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848

Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Что можно сказать про этого персонажа.

За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.

Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно. Жених стоит в дверях и с хитрым прищуром, покручивая ус, осматривает владения купца, подсчитывая свою выгоду от предстоящего брака. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37.

Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Нелепость ситуации подчёркивается тем, что наряд купеческой дочери предназначен для бала или другого вечернего мероприятия, а не для знакомства с женихом, происходящего днём в кругу семьи48 кроме этого, ей непривычно безмерное количество золотых украшений— кольца, колье, серьги, браслеты. Ж-4521)8910. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Такой союз вполне мог рассматриваться как выгодный для обеих сторон: офицер в результате такого брака получал приданое, которое он мог использовать, чтобы поправить своё материальное положение, а купец таким образом получал возможность породниться с дворянином и тем самым возвыситься в глазах общества26.

Может быть, даже еще теплее, чем к живым: все-таки это были как никак его создания, его дети и он любил их, как любят детей. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. / Нет, в светлицу уйду. »46.

Георгиевская лента 
и Сватовство майора

Георгиевская лента и Сватовство майора

Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. А дальше можно предполагать.

С самого открытия выставки в этом зале постоянно была толкотня и слышались восторженные возгласы: три небольшие картины бывшего гвардейского офицера П. Федотова взволновали чопорную петербургскую публику. Герои картины Федотова — это живые люди, со своими достоинствами и слабостями. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года.

«Сватовство майора» 
картина Павла Федотова

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Армейский майор – это, как правило, командир батальона. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня».

А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». П. А. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением.

Описание картины 
«Сватовство майора»

Описание картины «Сватовство майора»

Только наверняка он «происхождения тёмного».

А там, если помните, никакого туалета. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3. Это излюбленный приём Павла Федотова.

Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня. У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех».

Сватовство майора 
и шутовство художника

Сватовство майора и шутовство художника

Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. На комоде стоят хрустальные жирандоли, а на стуле— поднос с бутылкой шампанского и бокалами. Нужно было для картины отыскать оригинал купца, застегивающего кафтан, его жены, разные аксессуарные вещи.

Постепенно сюжет сложился. Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка. Так что «Сватовство майора» — не просто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все полутона и игра света. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. / Никогда с ними я не бывала».

Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты.

Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца.

С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта. — стыд какой.

Ведь на столе наготовлены разные угощения. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. При этих словах весь дом взбудоражен и момент, который запечатлел Павел Федотов, приходит в движение. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно.

/ А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность.

Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА.

О набожности хозяев свидетельствуют лежащие на столике слева Псалтырь и Библия, а также стоящие на полочке иконы с лампадами. Муштра, унижения, зуботычины Однако благодаря служебному рвению, начав с рядовых и ломая все социальные преграды, получил-таки с годами первый офицерский чин. Все не столь однозначно с Купцом. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором.

Павел Федотов "Сватовство 
майора" (с)

Павел Федотов "Сватовство майора" (с)

осталась незавершенной. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.

Купец явно подготовился к встрече будущегозятя. Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его. Ведь он жених. И зачем. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.

Сочинение по картине 
Федотова «Сватовство 
майора»

Сочинение по картине Федотова «Сватовство майора»

Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. ассигнациями в месяц». Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в Москве в семье бедного чиновника. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Ах, уж эта кулебяка.

Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности.

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Но не всё так однозначно.

58, 375, 4. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. В первом варианте художник изобразил её шаржированно— глупой, капризной и неуклюжей, вызывающей насмешку. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». 5. У него горделивая осанка, напыщенныйвид.

По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов.

Художник Павел Федотов Сватовство майора

Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. Получив офицерское звание, переселился в Петербург.

Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка.

  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
  • Портрет флигель-адъютанта Сергея Марина
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Вариант-повторение из Русского музея

В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. А седобородый батюшка-купец. Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату.

Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте.

Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. Подобные браки случались тогда повсеместно.

  • Последние комментарии (всего 6)

Постепенно сюжет сложился. В ней борются противоречивые чувства. Со вчерашнего дня Ее нет для меня. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность».

И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку.

Сообщество «Волшебная 
сила искусства»

После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Долгое время считалось, что художник высмеивает персонажей «Сватовства майора», а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства. А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное.

Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Кроме одного. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».

Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). В отличие от остальных персонажей, он практически не движется, не считая того, что одной рукой он подкручивает ус29.

Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья.

К тому же, отдавая Дочь за Майора, Купец по существу покупает для будущих внуков дворянскую грамоту. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк. Откуда лента здесь взялась.

получали то, что хотели, становились счастливыми. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». В свободное время также много рисовал, В основном портреты сослуживцев и знакомых. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7.

Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ).

Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Увлёкся рисованием, стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус. Стерпится – слюбится.

Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Все присутствующие ждали этого события. Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х.

А дальше – ступеньки служебной лестницы: прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852.

Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Ей, ей, за весь успех мой обязан. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Служанки шушукаются. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать.

Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Для большего не хватало грамотности, связей. На ее лице читаются властность ирасчетливость. чужой. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3.

Подобные браки случались тогда повсеместно. Сын был гордостью и надеждой семьи. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.

Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. В 11-летнем возрасте был определён в воспитанники Первого Московского кадетского корпуса. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Про нее писали вгазетах. На атмосферу действия также влияет господствующий в картине цвет, который состоит из разнообразных оттенков тёплого коричневого. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента.

Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы. Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона».

/ По-старинному— в сизом платочке. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46.

Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар.

Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово.

Подобных вопросов возникает множество. Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане.

Считается, что образ майора дался художнику относительно легко— с учётом его творческого опыта и наблюдений, сделанных во время десятилетней службы в лейб-гвардии Финляндском полку640. И зачем. / Ой, стыд какой. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село.

Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Желая заполучить перспективного зятя, Купец пошел на беспрецедентные расходы: у модистки-француженки куплены дорогущие платья для Жены и Дочери. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Сваха одета в нарядную парчовую кацавейку и тёмную юбку, на голове у неё повязан тёмный платок в мелкий цветочек.

Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил.

Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. И здесь – важный момент. Ах, уж эта кулебяка.