Сватовство Майора Описание
Описание картины Сватовство майора было разъяснено самим художником, даже выпущено в стихотворной форме.
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. Постепенно сюжет сложился. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. чужой. И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени.
Ведь на столе наготовлены разные угощения. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Увлёкся рисованием, стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств.
Он вызвал Федотова и поинтересовался, что ему нужно для занятий живописью. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.
Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно. Нужно было для картины отыскать оригинал купца, застегивающего кафтан, его жены, разные аксессуарные вещи. Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Кроме одного. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Стерпится – слюбится.
Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга — «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы». По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». Но купец-то искренне полагает, что печётся о счастье дочери — став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдёт в круг «благородных», куда купцам, несмотря на богатство иного пути нет. Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. И нам и современникам Федотова было очевидно, что брак этот не по любви, а по взаимовыгодному расчету: майору нужны деньги, купеческой семье – статус. Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка.
Выглядит он старше купчихи и является обладателем вполнедобродушного и миролюбивого выражения лица. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852.
Картина Сватовство майора: описание картины
«Учителя», – ответил художник. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать». В свободное время также много рисовал, В основном портреты сослуживцев и знакомых.
В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Эти изменения затрагивают и композицию картины и изображённых на ней персонажей и детали обстановки56. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей». Для большего не хватало грамотности, связей.
Описание картины Сватовство майора
Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. / По-старинному — в сизом платочке. А дальше можно предполагать. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов.
Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное.
Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848
Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Получив офицерское звание, переселился в Петербург. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название — «Приезд жениха (Сватовство майора)». Посвящать всего себя изображению быта знати и купцов Федотов начал первым, первым же применил инновационный сатирический метод, не побоявшись ехидно шутить о непростом русском народе. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором.
Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, Невестин отец, Не сладит с сюртуком, Он знакомей больше с армяком Как он бьётся, пыхтит, Застегнуться спешит Нараспашку принять — неучтиво». На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова — «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста».
Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Наиболее колоритна фигура матери — «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице».
А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. 58, 375, 4. получали то, что хотели, становились счастливыми. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери.
Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета. И зачем. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке.
История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
В комнате переполох — последние приготовления к встрече. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов.
Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. И здесь – важный момент. Так что «Сватовство майора» — не просто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все полутона и игра света. осталась незавершенной.
В настоящий момент картина "Сватовство майора" находится вТретьяковской галерее, где ее и можно лицезреть. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл.
Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату. Отдали её за другого. / Никогда с ними я не бывала». А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Долгое время считалось, что художник высмеивает персонажей «Сватовства майора», а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства.
Описание картины Федотова «Сватовство майора»
Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж.
Герои картины Федотова — это живые люди, со своими достоинствами и слабостями. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома — она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря». Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха.
Жених тоже выделен, благодаря тому, что художник изобразил его находящемся в хорошо освещенной комнате. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора».
Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в Москве в семье бедного чиновника. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. Несмотря на то, что приход гостя ожидали, в комнате переполох— последние приготовления к встрече.
Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом.
Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. — стыд какой. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35.
Описание картины «Сватовство майора»
Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет. Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.
Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Всего на картине изображено восемь персонажей. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить.
Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37.
«Сватовство майора» картина Павла Федотова
Её образ является связующим звеном между майором, в сторону которого направлено движение её руки и купцом, к которому обращён её взгляд. Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники.
Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43.
Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Он любил их Казнил он этих любимцев деликатно.
При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова. Платье Купчихи требовало чепца, а не простонародного платочка, а бальное платье Дочери не соответствовало ни месту, ни времени. Вопрос спорный.
Сын был гордостью и надеждой семьи. Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил. Ж-4521)8910. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Купец — дородный мужчина с окладистой бородой — находится в тени в углу комнаты.
Помогите описать картину Сватовство майора
В ней борются противоречивые чувства. В 11-летнем возрасте был определён в воспитанники Первого Московского кадетского корпуса. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора», которая была окончена в том же году. Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная.
Художником показаны многие характерные черты купеческого быта. Ведь он жених. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46.
Георгиевская лента и Сватовство майора
«Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств и за него Академия художеств присвоила Федотову звание академика. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Павел Андреевич Федотов впоисках подходящего помещения обошел не один десяток купеческих домов, но ничегоподходящего так и не обнаружил. И причина этого в том, что на пороге уже стоит очень желанный гость, на которого необходимо произвести неизгладимое впечатление.
У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. Он прямо сказал Федотову, что в 25 лет о карьере художника нечего и думать: мастерство надо осваивать с детства. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением.
Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»
Купец явно подготовился к встрече будущегозятя. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера». Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними.
Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465.
Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его. Подобные браки случались тогда повсеместно. Грустная история. Видимо, в псалтырь. На картине изображён интерьер богатого купеческого дома.
Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319.
Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. В юности «забрили лоб». Что можно сказать про этого персонажа.
О знаменитой картине Сватовство майора
Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. / По-старинному— в сизом платочке. Известно, что Федотов даже делал наброски продолжения картины, в которых молодая семья приезжает в родительский дом невесты, но завершать эту работу художник почему-то не стал. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором». Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».
Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе. Каждый штрих, каждая черточка героев, насыщены жизнью, настолько точно художнику удалось изобразить происходящее, что даже на мгновение нельзя засомневаться в подлинности и реалистичности происходящего. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло.
Описание картины "Женитьба майора"
Только наверняка он «происхождения тёмного». Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином.
Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Для окончания работы над картиной по ходатайству Карла Брюллова Федотов получил от Императорской Академии художеств 700рублей ассигнациями1415, которые, в частности, можно было использовать на натурщиков, костюмы и прочие материалы16. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».
Сватовство майора и шутовство художника
Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». В описании его коллекции изданном в 1853 году, полотно фигурировало под названием «Приезд жениха». А там, если помните, никакого туалета. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей.
Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3.
За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Браки по расчёту вообще самые крепкие.
Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)
В 1846 году Федотов написал свою первую картину — «Свежий кавалер», а в 1847 году — ещё одно полотно, «Разборчивая невеста». Служанки шушукаются.
Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Армейский майор – это, как правило, командир батальона. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. / Нет, в светлицу уйду. »46.
Все не столь однозначно с Купцом. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие».
Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов предполагал делать картину сложную, со многими персонажами, охваченными единым действием. Ей, ей, за весь успех мой обязан. Со вчерашнего дня Ее нет для меня. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье.
/ Ой, стыд какой. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Студент. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья.
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
- Самое интересное в виде мозаики
- Портрет флигель-адъютанта Сергея Марина
«Кого. » – «Брюллова». Ах, уж эта кулебяка. Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ.
Во второй картине, скорее всего, мы видим любимую девушку художника – Катю Головачеву. «Как румяны рассветы, как ясен свет дня –– родилась на свет моя Катенька. Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки». На ее лице читаются властность ирасчетливость. На полу— кошка, «намывающая» гостей28.
/ Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31.
Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов.
Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона». Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Про нее писали вгазетах.
Но не всё так однозначно. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол.
Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55.
Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.
Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. Художник уделяет большое внимание деталям обстановки— им показаны многие характерные черты купеческого быта2. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как «средство поэтического претворения реальности». Великому князю, видимо, хотелось иметь в гвардии своего живописца и он обещал помочь. Откуда лента здесь взялась. ассигнациями в месяц».
В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. Рядом с купцом стоит сваха. У левого края картины изображены второстепенные персонажи— кухарка, которая ставит на стол свежеиспечённую кулебяку, сиделец с бутылкой вина, которую он, по-видимому, принёс из винной лавки, а также с любопытством выглянувшая из соседней комнаты старуха-приживалка. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство.
Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село.
П. А. Не случайно на переднем плане картины изображена кошка — обыкновенная кошка, серая с белым, которая умывается, равнодушная к суете вокруг. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Вариант-повторение картины, написанный около 1851 года, находился в Царскосельском Александровском дворце, откуда в 1897 году он был передан в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей). Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Это излюбленный приём Павла Федотова.
Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. Подобных вопросов возникает множество. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». В частности, на одном из таких набросков изображена старуха-приживалка, а отдельно— её рот с редкими зубами59.
А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное. В центре полотна находятся главные персонажи картины — купчиха и купеческая дочь. Художник. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Все присутствующие ждали этого события. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. У него горделивая осанка, напыщенныйвид.
Понятно, что девушку воспитывали, учили инаряжали таким образом, чтобы вступить в будущем в брак, который принесет выгодусемье. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37.