Святое Семейство Рембрандт Описание Картины
Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Рембрандт, Святое семейство: особенности картины
А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. Свет этот напоминает о домашнем очаге, греющем озябшие тела стариков, очаге – символе патриархальности и чистоты семейного уклада. Но Рембрандт следует здесь букве Священного Писания, где речь идет об ангелах-мужах, а не о юношах да и с художественной точки зрения, по-видимому, только такие зрелые ангелы могут составить естественную свиту создателя Вселенной и человека в столь неестественной обстановке.
Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Она частично загорожена упавшей на колени восточной девушкой в причудливом головном уборе, с которого свисают на спину кисти из грубого полотна. Внизу во всю длину картины он пишет ее богатый золоченый багет, которым она, якобы, оправлена, а наверху, также во всю длину картины – горизонтально укрепленный металлический карниз с кольцами, в который вцеплен отодвинутый перед картиной к ее правому краю занавес. То же сверкает в уголках глаз. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания.
Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Религиозный сюжет остается таковым лишь по традиционной форме, а догматическая идея исчезает под напором земных чувств, линий, фигур и красок и перевод при этом утрачивает все черты оригинала. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Кепи сидит несколько набекрень.
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву – его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей). Все пространство напоено теплым и сухим, но чистым и прозрачным воздухом водная гладь и обильная листва, равно как дорога и хижины, радуют глаз дыханием вечной жизни. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа.
Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности.
Художник прибегает к диагональной композиции. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен. Пот, подобно крови, стекает с него на землю. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень.
Святое семейство — Рембрандт Харменс Ван Рей
"Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. Издавна он носит название "Лист в сто гульденов".
Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Картина пронизана радостью жизни— это феерический, сказочный мир. Из пространства можно заметить лишь слабо освященные светом исходящим из темени Христа массивные колонны.
В остром взмахе они обе говорят одно и то же запинающимся, но полновесным языком. Пот, подобно крови, стекает с него на землю. На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. И Давид послал слуг взять ее. » (Вторая книга царств, 11).
Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Но относительное обилие персонажей нисколько не мешает восприятию главного содержания этой легендарной сцены у Рембрандта – это прекрасное изображение освещенного солнцем готовящегося к питию Бога в светлых одеждах и его ангелов и аппетитного угощения. Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом. Все свидетельствует о том, что Рембрандт пожелал изобразить себя таким, каким он бывал в часы наибольшего творческого напряжения.
Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Лицо каждого героя его полотен словно живое.
Особенность картины «Святое семейство»
Лицо Девы Марии безупречно прекрасно, оно выражает радость и умиротворение. Три апостола лежат слева от нас в придорожном ковыле и грезят в тревожном сне, в то время как главные персонажи – сложивший большие перистые крылья коленопреклоненный ангел в центре офорта и истерзанный душевными муками Христос справа – оказываются втянутыми в страстные события природы. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною".
Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Холст, масло. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. Он является смыслом жизни для матери.
«Святое семейство» – великое произведение Рембрандта
Там-то и видна давшая этому офорту название старинная каменная башня, как бы отделяющая от изображения справа его треть. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки.
Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство.
Описание картины «Святое семейство»
Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Почти все предметы и люди погружены в серо-черную мглу, где то и дело вспыхивают, оживляя пространство, белые огоньки на сером или черные точки на белом, определяющие правильный акцент или подчеркивающие интенсивность света или черноты силой контраста. И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. В них велика сила любви к миру и это раскрывает для них в самой жизни, в ее повседневности такие стороны, которые граничат с настоящим чудом. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров.
Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии. Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. Борода подстрижена характерно, залихватски. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность.
- Картины известного художника Рембрандта Харменс ван Рейна
- Жизнь и творчество великого художника
Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. Вводя новые штрихи, Рембрандт постоянно сокращает количество света, меняет направление его и концентрацию, производит перегруппировку освещенных и затененных поверхностей. Удивительна ее судьба.
Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Лицо каждого героя его полотен словно живое. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. Поток людей кажется бесконечным. С тоской и печалью сказал он им: Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти.
В этом лице – удивительная мягкость и нежность. Господня». Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Как раз такой характер художественного замысла в обращении к евангельской и библейской сюжетике позволяет Рембрандту вскрывать внутренний смысл темы, наполнять каждую сцену лирической одушевленностью, утверждать общечеловеческое значение воплощаемых им образов. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника.
Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. И всюду, как еще одного невидимого, но важнейшего участника сцены, мы ощущаем присутствие драматической эмоции, чувство страха, ужаса смерти исключительности происходящего, которая придает каждой сцене характер чрезвычайной значительности, необычности, что вместе с поразительными контрастами света и тени предельно усиливает напряженность душевной атмосферы. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста.
На нем дымится жертва. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности.
Но внешне он абсолютно спокоен. Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, переехавшей в Амстердам из Антверпена, Мартен Солманс (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома). Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин».
При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям.
Пустое старое кресло перед камином, на третьем плане. Масса восторженных лиц обитателей храма, поклонившихся Христу, передают торжественность и неординарность события, подразумевающего появление Мессии и достижения Старца долгожданного умиротворения.
Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Полотно затуманено, насквозь пронизано темным золотом, очень богато своим фоном и, прежде всего, очень строгое. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши.
Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие. Это тень ее плеч и головы.
Картинная галерея. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. «Ночной дозор»— групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока— известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного.
Заказов становилось все меньше. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде).
Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено.
Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее.
Даже четыре вертикальных арочных проема узорной решетки верхней части окна, между которыми вливается свет, даны слабыми разрывающимися штрихами. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла.
В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий.
Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Краски грязные и в то же время прозрачные, манера письма тяжелая – и вместе с тем воздушная, колеблющаяся и решительная, вымученная и свободная, очень неровная, неуверенная, в некоторых местах расплывчатая, в других удивительно отчетливая. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). В «Автопортрете с Саскией на коленях» (1635–1636, Картинная галерея, Дрезден) перед нами необыкновенно счастливый и нарядный Рембрандт в образе жениха, сидящего за накрытым столом с Саскией на коленях. Все в глубине помещения между нами и окном – фигура распрямляющегося Фауста, книги и глобус справа от него, череп и штора слева – расплывается в зыбкой полутьме.
Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине.
Но внешне он совершенно спокоен. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке.
Она построена на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон. В полотне «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654, Национальная галерея, Лондон) Хендрикьё в свободном платье, небрежно ниспадающем с плеч, осторожно вступает в реку, приподняв подол выше колен. Слетевший к Иисусу ангел, опустившись на одно колено, нежно подхватывает Бога-сына под руки, сложенные в молитве и шепчет ему слова утешения.
Руки – сильные, мускулистые – не дают себе уже более труда чередоваться в жестах. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем.
Считалось, что на полотне изображен древнегреческий философ Зенон. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Из глубокой темноты светятся белые бороды и головы стариков их одежда подобна ночному свежевыпавшему снегу. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.
Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною. Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью.
При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Одной из величайшей картин художника Рембрандта ван Рейнапо силе образов и художественной выразительности является «Возвращение блудного сына». С удивлением, восторгом и долей недоверия к изображаемому, мы видим – в творчестве Рембрандта в первый и последний раз – самого Бога-отца. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан.
На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Кассель. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. Любовь привела его сюда.
Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Слабой и дрожащей правой рукой шарит Товий по стене, нащупывая дверь. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Его образ полон глубокой внутренней значительности. Действие происходит ночью в темной спальне.
Перед нами снова ожила и схватила нас за сердце великая рембрандтовская мечта о всеобщем братстве людей и торжестве милосердия. Взгляд скользит поверх него. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. Много лиц на этой картине нечеткие через светотень— контрасты густых теней и яркого солнечного света, на которое выходит отряд. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы.
Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Рембрандт вместо денег предложил ему оттиск своей гравюры "Христос исцеляющий больных" и продавец согласился.
Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы.
В картине «Ужин в Эммаусе» (1648, Лувр, Париж) изображена встреча воскресшего Христа с учениками. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Младенец стал старше.
Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. Дела шли все хуже.
Оно доносит до нас человеческие эмоции. Его образ полон глубокой внутренней значительности. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Однако вскоре молодой человек перебрался в Амстердам к более именитому учителю — Питеру Ластману (1583–1633). Действие картины Добрый самаритянин (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку.
Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в Пейзаже с башней (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров).
Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. В то же время Рембрандту в значительной степени оказался чужд дух страстной патетики, присущий титаническим образам величайшего гения Италии Микеланджело Буонарроти (годы жизни 1475-1564-ый).
Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено.
Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров).
Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. В те же годы, когда им написана живописная серия Святых семейств (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов Христос исцеляющий больных (1642-1646-ой годы). Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Таким образом, центральный световой акцент картины— озаренное любовью к мужу лицо женщины. Барокко.
Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками. Он просил за них сто гульденов. Изображение большого прямоугольного зарешеченного окна в глубине на противоположной черной стене занимает верхнюю правую часть офорта на первом плане слева в нескольких шагах от нас хорошо видна высокая серая фигура прославленного чародея-алхимика, дни и ночи погруженного в тайны черной магии. 175, 5 x 210, 5 см.
Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Вместо традиционной пирушки с портретами ее участников, где каждый запечатлен со всею тщательностью индивидуальной характеристики, как это делалось ранее, художник изобразил выступление стрелков в поход.
Этому способствовало и изменение вкусов публики, увлекшейся тщательно прописанной светлой живописью. Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. «Святое семейство»— полотно, написанное на известный библийский сюжет. Она страстно любит Язона, она мать двух его детей.
Скоро гроза пойдет и здесь. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет.
Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров.
Люди в шлюпках испугались, что к ним переберутся с плота по канатам и обрезали их. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. Со смешанным чувством радости и робости (двойственность человеческой натуры) стремится Даная навстречу золотому сиянию. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство).
На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер.
Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию. Глядя на эти предметы, у смотрящего создается впечатление о том, что данный мужчина уделяет все свое внимание накоплению имущества. И если в Поклонении трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном Принесении во храм, 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.
Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.
Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). От младенца на руках Иосифа исходит свет, который озаряет всех находящихся рядом людей. И снова чувствуется его внутренняя сдержанная энергия, сила воли, которая заставляет его оставаться неподвижным. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице.
Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.
Он старается умерить силу ударов своего топора. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Естественно, что тема родительского горя стала ему особенно близка. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. Так, пользуясь приемом иррадиации света (иррадиацией называется кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном фоне по сравнению с размерами таких же фигур, но темных на светлом фоне), Рембрандт еще более усиливает таинственность изображаемого события и вместе с тем еще сильнее подчеркивает творческую силу одухотворенного человека в его стремлении проникнуть в тайны Вселенной.
Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. И де Йонге поражает нас тонкостью душевной организации его нервная восприимчивость почти болезненна. Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". Глаза художника, не прищуриваясь как обычно, тем не менее неумолимо и пристально всматриваются в зрителя, который чувствует себя моделью для будущего создания художника.
Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос.
Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице.
Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре.
Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года Авраам и три спутника (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Мать наклонилась к нему, чтобы проверить все ли в порядке и не мешает ли младенцу свет, падающий от камина. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Картина маленькая.
Законом общества признавалась борьба всех против всех. – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары. Художник оставил нам лишь один экземпляр оттиска с его доски, как высший результат своих экспериментов на бумаге с изображением на ней бесконечного пространства.
Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца.
Эта техника, при которой отсутствует процесс травления кислотой, придает более живой и выразительный характер штриховым линиям, которые, однако, могут быть легко искажены случайными ошибками в работе. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха.
Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. Для того чтобы воплотить в своем творчестве лучшие, сильнейшие стороны жизни целого народа, Рембрандт должен был переплавить в свои личные переживания не только самые глубокие и значительные явления этой жизни. Он является смыслом жизни для матери. Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно.
Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. Но их усилия оказались тщетными. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. Нидерланды (Голландия). Он старается умерить силу ударов своего топора. Святой Иосиф заботливо прижимает малыша к себе, беседуя со Старцем.
Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини.
Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары. Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы.
Таким образом, Рембрандт сознательно нарушил наметившуюся было внутреннюю психологическую связь между надвигающейся из глубины справа нищей и болящей толпой и высоким человеком, облаченным в грубую власяницу, словно пронизанную сиянием. Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени.
Бог создал море, а голландцы – берега. Сидящий на первом плане справа лицом к нам молодой герой находится внутри слабоосвещенного кабачка, почти в полной темноте. Здесь видны особенности обоих стилей.
Такова сила света снаружи. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны.
В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника.
«Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью. И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Эти картины таинственно мерцают, как старинное золото.
Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. Этот свет отражается не только на колыбели, он озаряет лицо Богоматери, которая отвлекается на несколько секунд, чтобы поправить красное одеяло своему ребенку. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо.
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Переехавшей в Амстердам из Антверпена, Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома), Солманс Мартен (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. Она сама стала зимой. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Внизу слева нам виден во весь рост – со спины – представитель местной власти, толстяк в богатой и светлой длинной одежде, украшенной сбоку вертикальным рядом металлических застежек, в мягкой обуви и широком, богатом темном берете.
Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым.
На земле перед возвышением, где стоит Христос, на импровизированном ложе из прикрытой тряпьем соломы лежит обращенная к нам босыми ногами и пытающаяся привстать больная нищенка средних лет с обвязанной белой тряпкой головою. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Природа этого света таинственна и непонятна.
Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Совокупление изображено с необходимой точностью. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в Листе в сто гульденов) веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения.
Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Эта Семья – неколебимая постройка.
Благодаря этому красное и белое в картине по-иному звучит в изображении плаща и простыни ребенка, где краски лежат густым непрозрачным слоем и в воссоздании красной кофты Марии и ее белой косынки на плечах, с их просвечивающим красочным слоем, сквозь который виден нижележащий. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».
В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Критики обращают огромное внимание на светотени. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника.
Кепи сидит несколько набекрень. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Его отец был мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и послать учиться в престижную Латинскую школу и в университет, созданный незадолго до того Вильгельмом Оранским, «дабы своей ученостью он смог наилучшим образом служить городу и родной стране».
Барокко. Хилость и нужда проступают в каждой из этих разноосвещенных, медленно перемещающихся справа налево жалких живых статуй и каждая молит об исцелении от недуга. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины.
Итак, перед нами – Голландия. Рембрандт нарочно уходит от религиозной темы и представляет зрителю обычную жизнь людей, далекую от будущих мучений, выпавших на долю Иисуса. На лбу – несколько напряженных поперечных складок.
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Законом общества признавалась борьба всех против всех.
Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. А легкий, почти незаметный наклон верхней части туловища и головы влево окончательно создают у нас впечатление, что этот человек готов вскочить со стула в любую минуту. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. В этом отношении Рембрандт – один из самых своеобразных художников Европы и он выковывает один из концов цепи, другой конец которой отлили греки.
Картины Серова очень разнообразны по исполнению. В картинах Рембрандта все выглядит так, словно сказочная фея неслышной стопой вступила в его полутемные комнаты, где у огонька греются люди, озарила предметы таинственным светом, пробудила к ним любовь и заставила зрителя глубоко переживать происходящее. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны.
Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день).
Не выходя за границы повседневности, не взлетая в заоблачные выси и не опускаясь на дно морское, мыслящий герой Рембрандта через таинственные начертания света в своей комнате проникается смыслом мироздания, о чем позднее иным языком, скажет гетевский Фауст, увидевший знак макрокосма – знак звездного мира: Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса Медея побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года Свадьба Язона и Креузы (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет.
Открывает эту группу произведений Рембрандта Видение Даниила, Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Впечатление сердечной теплоты, которое создает эта картина, обусловлено в значительной степени не только реализмом, но и особой тонкостью и теплотой самой живописи. Пейзаж стал для Рембрандта той областью, где, с одной стороны, он шлифовал свои художественные методы, свои средства воплощения пространственной глубины на поверхности листа, взаимоотношений света и тени, динамики световоздушной среды и которая, с другой стороны, служила ему для выражения активности человеческого духа.