Теодор Жерико Плот Медузы

«плот Медузы» — одна из самых известных картин известного французского художника XIX века Теодора Жерико (1791-1824). Картина французского художника Теодора Жерико Плот Медузы1819 г. привлекла меня прежде всего своим сюжетом и страшной трагедией, которая легла в её основу. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью, соединив в одной картине мертвых и живых, надежду и отчаяние.

Описание картины «Крушение плота «Медузы»»

В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившееся 2 июля 1816года у берегов Сенегала. В Риме художник проводит целый год. Но модус изображения был общепринятым. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм».

«Мане – провокатор. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова». Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». В относительной безопасности была только центральная часть плота.

Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12. Обнажённые мертвецы на первом плане – обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти» – нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1.

  1. Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
  2. 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
  3. Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
  4. «Плот Медузы» картина Теодора Жерико
  5. Плот Медузы: когда живые завидуют мертвым
  6. Сообщество «Волшебная сила искусства»

Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. Сам плот почти упирается в раму картины. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего».

«Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу.

  1. «Плот Медузы», Теодор Жерико, 1818 — 1819
  2. Картина «Плот Медузы» Теодора Жерико: интересные факты
  3. Какие тайны хранит знаменитая картина «Плот Медузы» Теодора Жерико
  4. ТЕОДОР ЖЕРИКО: БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ (Компиляция из различных источников)
  5. Самое интересное в виде мозаики

147 людей оказались обречены на смерть. Англичане, плохо знавшие современную французскую живопись, ошибочно причисляли его к представителям школы Давида. В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. В первую же ночь было убито 20 человек. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года.

В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. В противоположном лагере журналист-бонапартист, прослезившись, предлагал дать орден Почётного легиона отцу агонизирующего ребенка. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества.

  • «Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Картина Теодора Жерико Плот Медузы
  • О картине "Плот "Медузы" Теодора Жерико

Плот длиной 20 и шириной 7 метров был построен под наблюдением географа Александра Корреара. Отсюда, можно сделать вывод, что автор размышлял над проблемой выживания человека в экстремальных условиях на грани человеческих возможностей организма, что непосредственно находит свое отражение на полотне. «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал. А на плоту положение стало ужасным. Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.

По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Итак, утром 17 июня 1816 года в Сенегал отправилась французская экспедиция, состоявшая из фрегата Медуза, каравеллы Эхо, флюта Луара и брига Аргус.

Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Никто не скажет, что годы, начиная с Великой Французской революции до утверждения империи Наполеона и поражения в его войне с Россией, были безмятежными. А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет». Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов. Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу.

  • Теодор Жерико картина Плот Медузы

В 1817 г. командующего «Медузы» судили и приговорили к трём годам тюрьмы и разжалованию. Само создание этой картины является исторически важным. И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии.

Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма.

В настоящее время полотно находится в Лувре. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза».

Ему, похоже, новая ориентация, не особо нравилась — он впал в депрессию и начал проявлять самоубийственную склонность к риску. Одна деталь подчеркивает социальную значимость работы: среди персонажей, символизирующих надежду, есть три негра, особенно выделяется один, венчающий пирамиду. «Плот Медузы» (фр.

Теодор Жерико, «Плот 
Медузы»: история, 
описание, анализ

«XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем. Их путешествие длилось не более четырех дней. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно.

Плот скитался в море в течении 12 дней. Таким образом, человек в этой концепции не подчиняется разуму, а живет и действует во власти чувств.

Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость». Жерико воссоздавал события через изучение доступных ему документальных материалов и встречаясь со свидетелями, участниками драмы. Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц. Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности.

Все люди изображены в своеобразном клубке из сплетенных человеческих тел. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. Нападая на современность, картина развивается в настоящее политическое событие.

Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. Он не пытается вообразить сцену, но поставить, в почти театральном смысле слова, настоящий факт. Общественность была глубоко потрясена этим происшествием. Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет.

Сюжет картины основан на реальной трагедии. Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны.

Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось). Человек на переднем плане – это его конечное бытие. Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма. Жерико был всецело поглощён работой.

Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34. Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов.

Он назвал картины такого рода хоровыми. Людовик XVIII во время визита в Салон сказал (даже несколько льстиво): «Господин Жерико, вы только что сделали кораблекрушение, которое не явилось таковым для вас». Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае. Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины.

«Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. Мане в то же время блестящий художник, обаяние красок которого, красок, очень парадоксально соединенных, заставляет зрителя не задавать себе очевидных вопросов. В нем художник сообщал, что в какой-то момент перестал писать картину для короля и стал писать ее для себя и, в частности, решил делать ее не квадратной, как требовалось для Парижского салона, а прямоугольной. Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это.

Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. 17 июля на горизонте показался парус исчез и вновь появился: «Аргус» пришёл на помощь несчастным безумцам. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей.

Эти корабли везли нового губернатора колонии и чиновников с их семьями. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной».

Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). Мачта, левая половина паруса и веревка справа составляют вторую пирамиду.

Художник родился в Руане в 1791 году. Картина была закончена в июле 1819 года. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены. Поводом для создания картины послужила морская катастрофа, произошедшая в июле 1816 года с пассажирами и членами команды фрегата «Медуза», покинувшими корабль, севший на мель, на плоту.

Художник тем самым аллегорично показывает связь между жизнью и смертью, её неразрывность. Чего нельзя сказать о жанре барокко, где эмоции выходят на первый план. Жерико был всецело поглощён работой.

Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека). Живые и мертвые. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот».

Своей революционностью. В своей книге автор рассматривает ряд общечеловеческих проблем в философском аспекте. Здесь прослеживаются традиции барокко. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады.

Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. Есть на картине и ещё один друг Жерико. Картина была закончена в июле 1819 года. Идея создания картины появилась в результате события, которое произошло в июле 1816 г., когда фрегат Медуза отплыл на Сенегал. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле.

Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. Затем поднялся шторм. Картина была закончена в июле 1819 года. 147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот.

Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. «Пейзаж абсолютно меняет оптику. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей.

Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. На борту было около 400 человек.

Как бы то ни было, если видимые следы были и вытерты, но все же картина пронизана скрытой болезненностью, которую можно даже почувствовать (что и вызвало комментарий журналиста) в молчаливых тонах и жутком освещении. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. В 1817 году он начал работу над своей новой грандиозной картиной, при этом в числе других художник попросил позировать двух переживших трагедию человек — инженера Корреара, под чьим руководством пассажиры «Медузы» и соорудили спасительный плот и хирурга Анри Савиньи. Он также размышлял на темы взаимного сосуществования людей в социуме.

А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика. И они начали есть друг друга. И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует».

Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. Образы людей, страх, смерть и гнев на их лицах изображены очень правдоподобно и атмосферно. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера.

Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них). Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина.

Его должны были вести на буксире лодки. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Здесь Жерико по-новому увидел своё произведение и решил тут же переделать нижнюю левую часть, которая показалась ему недостаточно убедительной как основание для пирамидальной композиции.

Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. Но это не единственная проблема, которой коснулся Жерико в своей работе. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему. Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель. Кое-кто пил морскую воду — и умирал.

На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов».

Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2. На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды. На самом деле Медузу ночью отнесло к югу, курс был выправлен только к утру, так что фрегат никак не мог миновать Блан. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности.

А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. Да и видно ли его. В том же году двое выживших – инженер Корреар и хирург Савиньи опубликовали книгу (тотчас же запрещённую), в которой рассказали о случившемся, не замалчивая деталей трагедии. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года.

Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). Здесь и началась ужасная одиссея.

Она проходит слабой нотой в изображении надежды, что делает ее хрупкой и иллюзорной. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту». Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома».

Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21. В техническом плане произведение выполнено превосходно. Публика потрясена этой драмой имевшей немедленные политические последствия. Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи. Англичане, плохо знавшие современную французскую живопись, ошибочно причисляли его к представителям школы Давида. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось).

«Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. На плоту начались драки за доступ к воде.

Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. Капитан дал приказ всем покинуть корабль. В-третьих, у многих картина вызвала восторг.

Всех охватила паника. Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико. И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. «Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями.

Люди, находящиеся в лодках, побоялись, что те, кто находится на плоту, начнут переходить на лодки и обрезали канаты, связывающие с ними плот. На пути корабли должны были пройти мыс Блан (Белый), но мыса с характерной белой скалой в назначенный срок не было видно.

Здесь нет никакой идеализации, а лишь полновесная аутентичность. Настолько близкий, что изображен на картине трижды. Мане историй не рассказывает. Это был бриг «Аргус». Тут нет человека, которого ты жалеешь. Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей).

Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. В этом путешествии он видит прекрасную возможность расширить свой кругозор художника и получить массу новых впечатлений. Что соединяет эти две неравные части композиции.

Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Оппозиция обвинила в случившемся правительство. До Давида классицизм при всей своей ориентации на Рафаэля и Грецию не смог найти такого сурового, простого мужского языка для выражения гражданских ценностей. Все, кто был на лодках, спаслись. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.

К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. Никаких ран на мертвых телах: напротив, они молоды и прекрасны. Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей.

«Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал – оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины – полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений).

Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. В самую первую ночь погибли двадцать человек. 2 июля во второй половине дня судно выбросило на песчаную отмель в 120 км от африканского берега, вблизи мыса Блан. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Как ты можешь увидеть свободу.

У юноши две страсти: живопись и лошади. Художник дал фигуры персонажей в двойном освещении: чтобы избежать силуэтного изображения на фоне светлого неба, вылепить объёмы человеческих тел, он залил плот диагональным потоком света от нижнего левого угла к верхнему правому, повторяя общее движение людей15. Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия.

Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту».

Жерико был всецело поглощён работой. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы». В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы.

Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира – но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Продуктов у них не было. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Не знаю насколько осознан был подход художника к выбору темы картины, но он в своём произведении ухватил весь трагизм событий происходивших во французском обществе. Ведь французы вкусили "свободу" (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ.

В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. За это время большая часть людей погибла. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот.

Под впечатлением от прочитанного Жерико задумал большую картину к Парижскому салону — главному государственному конкурсу живописи. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно.

Да, бледны, но их кожа не засохла, они не разлагаются. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. Однако, что же осталось из этих предварительных исследований на законченной картине. Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего».

Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. В живых осталось лишь 15 человек. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником.

Характерно, что интерес к полотну Жерико усиливался в годы политических кризисов и революций. На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа.

Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус».

После кораблекрушения, французское общество возмутилось некомпетентностью капитана судна и явной недостаточностью попыток спасения жертв крушения. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. Он стоит в центре, он представляет собой ось картины.

Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Жерико сумел создать яркий образ, соединив в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние.

По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Несколько человек сошли с ума. В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза». Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством.

Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Эта картина потрясающе проста. Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка.

На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Попытки снять корабль с мели были безуспешны. Для начала 19 века это была катастрофа невероятных масштабов. Именно это придает картине полную эмоциональную силу.

Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV. Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Очень близкий друг. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился.

Тела людей, проведших две недели почти без пищи и воды, должны были бы быть более измождёнными, однако художник написал прекрасных атлетов. Такие картины часто ставят зрителя, который ищет содержание, который ищет истории, в тупик.

Его картина, точнее образ тонущих люди на ветхом плоту, является аллегорией людей, находящихся в затруднительных и нестабильных условиях в обществе. Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Он настаивал на работе в этом склепе, где наиболее преданные и дерзкие его друзья едва могли выдержать вонь хоть короткое время (Шарль Клемен). Картина Сурикова здесь – яркое исключение. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Композиция работы построена по принципу сдвоенной пирамиды и сама по себе может считаться шедевром.

2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза».

Барнс обращает внимание читателей на некомпетентность морских офицеров фрегата «Медуза», коррумпированность Королевского флота, бессердечное отношение представителей правящего класса к тем, кто находится рангом ниже. Старик держит три меча. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Спасательные шлюпки слишком малы, вот таким образом был собран плот, прозванный машиной. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке. На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус». 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы.

На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать. «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян. Неопытность капитана быстро дала себя знать. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре.

«Плот Медузы» экспонировался на парижском Салоне 1819 года и получил неоднозначную оценку художественных критиков и публики. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас». Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм. Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи.

– как можно было разбазаривать государственное имущество. Он написал и выставил его в Риме, собрав там восторженную критику, а затем отправил письмо французскому покровителю. Казалось, что ничего особенного не должно произойти: лодки корабля сделают два рейса и вывезут всех пассажиров. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию.

Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Экспедиция, которой командовал старый эмигрант Хюжес Дюрой де Шомарей, была послана колонизировать африканские земли.

Эта вторая, нематериальная диагональная ось, – это ось судьбы. Это команда. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36.

В 1816 году вся Франция ужасалась, читая газетные сообщения о крушении недалеко от островов Зеленого мыса фрегата «Медуза». «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Случилось это в 1816 году. 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море.

Сенегала, людьми познавшими "сободу". Жерико был одним из первых в ряду европейских художников, практиковавших разработку изобразительного мотива в пластике5. Из почти 150 человек в живых осталось десять.

Оппозиция обвинила в случившемся правительство. При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Двигателем становится народ. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию».

Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико.

Сопровождаемая корветом «Эхо», флейтой «Луара» и бригом «Аргус», «Медуза» входила в состав флотилии, перевозившей в Сенегал губернатора и ответственных лиц из колониальной администрации. Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см. Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца.

Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей). Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица.

Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами. Разумеется, выставленная картина произвела фурор. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь.

Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. Плот был оставлен на произвол судьбы. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение.

Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Описание современников говорит, что он даже обрил голову, чтобы никуда не выходить и не отрываться от работы. Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна. Он собирает зарисовки персонажей и композиций (всего насчитано 108, но многие другие были уничтожены) и, в конце концов, выбирает сцену, когда потерпевшие крушение впервые увидели Аргус, когда трудно очертить грань между ужасом и надеждой, концом кошмарных испытаний, смешанным со всей патетичностью жестокости напрасной иллюзии (так как корабль уплывает).

Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем. Из ста пятидесяти человек, остававшихся на «Медузе» после бегства капитана, в живых осталось только пятнадцать. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения).

Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас». Процесс быстро повернулся в сторону некомпетентности монархической власти: крушение французской законности – драма «Медузы» – мобилизовала либеральную оппозицию.

Впоследствии он все свои рассуждения и объяснения строил на том, что действительно видел этот мыс. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31.

Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». Эпизод каннибализма исчез, как будто его следы смыло морем. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера.

Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20. Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра. 147 людей оказались обречены на смерть. Видимо, они попытались спастись, соорудив плот и в итоге этот плот через две недели подобрало судно «Аргус».

Есть жертвы и есть убийцы. Романтизм был полностью ориентирован на современность. Выжило лишь десять человек.

Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико. Каравелла Эхо, не отклоняясь от курса, утром обогнала Медузу. В более широком смысле можно подразумевать действия людей, которые живут и выживают за счет других, вопреки благу других людей. Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире. Давид словно услышал то, что говорил Дидро, который не успел увидеть это полотно: Писать надо так, как говорили в Спарте». Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации.

Но это не помешало экстремистской прессе отмечать так называемые недостатки картины: «Что касается выполнения, она имеет только один дефект – её забыли нарисовать» «Мы интересуемся, почему потерпевшие кораблекрушение совсем голы, почему они не бросают в море трупы, которые уже начали разлагаться и не могут использоваться больше для утоления голода». Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции. Это был взгляд несколько сверху. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». Фрегат сбился с курса и сел на отмель Арген.

И она действительно была для того времени революционна. Возможно, впрочем, что первоначально цвета были более интенсивны, а позднее краски сильно потемнели. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». «Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома».

Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа. В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). В чем сущность романтического мировосприятия. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством.

В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). Картина обращается скорее к телу и чувствам, нежели к разуму. Однако в Дублине, где Буллок ослабил рекламный напор, картина не вызвала такого энтузиазма у публики, а местная пресса не удостоила выставку своим вниманием. Также стоит отметить цветовое решение, к которому прибегает автор на своем полотне.

«В основе огромной композиции (4, 91x7, 16 м), находящейся ныне в Лувре, лежит событие, которое потрясло Францию: крушение летом 1816 г. фрегата «Медуза». Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно. Все это безумный художник сохранял до полного разложения.

После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения). Сначала правительство пыталось скрыть эту историю.

Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Быстроходная «Медуза» оторвалась от остальных судов флотилии и менее чем через месяц плавания села на мель близ островов Зелёного Мыса в 160 кмот берегов Западной Африки.

Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой.

Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Он решил добраться до берега на шлюпках. «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много. Ходили слухи (весьма убедительные), что капитан получил это место по блату, будучи абсолютно некомпетентным моряком. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации.

Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. Чтобы нарисовать Плот с Медузы, Жерико собирается пережить кораблекрушение изнутри через описания, сделанные Корраром и Савиньи, с которыми он сближается на протяжении всего подготовительного периода. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом.

Следует провести реминисценцию с книгой Джулиана Барнса «История мира в 10, 5 главах», а именно с пятой главой этого постмодернистского романа второй половины двадцатого века (1989 г. ). Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. Но ветер относит плот от корабля спасения. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse).

Значение этого полотна для искусства и культуры того времени сложно переоценить, ведь благодаря нему появилось целое направление – романтизм в живописи XIX века. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу.

Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627. Сто пятьдесят человек собралось на площади семьдесят на пять футов. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов».

Таковы пять эпизодов, над которыми работал Жерико. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми.