Тициан Оплакивание Христа

Исследование картин «Несение креста» Тициана и «Оплакивание Христа» П. Веронезе – одна из первых работ в этой области, выполненная автором настоящей статьи в 1948 г. Колебания температуры и влажности (или, как принято говорить, – температурно-влажностного режима) вызывают деформации основы произведений графики. Таким оригинальным способом оформить своё надгробие решился только один итальянский художник, поэтому имя его удалось определить без труда – живопизная композиция "Оплакивание Христа" известная ещё как "Пьета", принадлежит кисти великого мастера эпохи Возрождения по имени Тициан. Таким оригинальным способом оформить своё надгробие решился только один итальянский художник, поэтому имя его удалось определить без труда – живопизная композиция Оплакивание Христа известная ещё как Пьета, принадлежит кисти великого мастера эпохи Возрождения по имени Тициан. Тициан работал над надгробием до последних дней ("Оплакивание Христа" стала его последней картиной, мастер не успел завершить работу), но пьета выставлена в Венецианской галерее, а не на могиле художника (Тициан хотел, чтобы это произведение находилось в капелле, где он будет погребён).

Так, в портрете Карла V в кресле (Мюнхен) Тициан показывает не только разочарование и меланхолию измученного подагрой человека, но и несгибаемую энергию большого государственного деятеля, а в конном портрете императора (Прадо)— не только героический порыв и триумф военачальника, но и горечь человека, сознающего крушение своих мечтаний. В 1540-е гг. а Гуго ван дер Гусу – диптих Первородный грех и Оплакивание Христа (1475). Эта легенда сподвигла флорентийцев закрашивать работы Кастаньо и сбивать его фрески.

Все чаще художник наталкивается на непонимание и резкую критику. В отличие от портретов предшествующего периода, Тициан показывает теперь человеческую личность не в ее вневременном совершенстве и гармонической уравновешенности, не в однородности социального типа и общественного ранга, а в развитии, в изменчивости бытия, в неразрывной связи с историческими путями. Отсюда та тень трагического одиночества, которая падает на величавый образ Карла V в кресле (Мюнхен) и которая отражается в напряженном взгляде Ипполито Риминальди (Питти).

Подобно тому как образный строй поздних произведений Тициана включает в себя только человека, как фантом, возникающего из хаоса вселенной и обреченного в нем на неизбежную гибель, так и колорит старого мастера строится на цвете человеческого тела, в тревожном мерцании множества оттенков повторяющемся и растворяющемся в тонах одежды, пейзажа, фона («Святой Себастьян» в Эрмитаже, «Святая Маргарита» в Прадо, «Тарквиний и Лукреция» и «Пастух и нимфа» в Вене). Правда, морское могущество Венеции было сильно поколеблено, ее экономика неуклонно падала. 35). Однако в условиях все усиливающейся феодально-католической реакции, при возрастающем несоответствии новой действительности со старыми идеалами Тициан не в силах был сохранить в своем портретном искусстве то утверждение сильного человека, ту гармонию индивидуального и типического, реального и возвышенно-героического, которые присущи его портретам сороковых годов. Тициан до самого конца жизни (умер в 1576 году) остается верен гуманистическим идеалам Возрождения. Впервые Тициан прибегает к ночному эффекту.

  • Тициан Вечеллио Оплакивание Христа
  • Картина «Оплакивание мертвого Христа»
  • Мертвый Христос (Оплакивание мертвого Христа)
  • Описание картины «Мертвый Христос (Оплакивание мертвого Христа)»
  • Оплакивание Христа – восхитительная пьета Микеланджело

Дони, Лодовико Дольче), выступающих в защиту того или иного художественного направления и обсуждающих проблемы эстетического вкуса, колорита, связи человека с окружением (ambiente), взаимоотношения эскизности и законченности и т. п. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Спустившись вниз, он обнаружил, что входная дверь открыта.

Предварительный рисунок сделан кистью, коричневой краской, типа натуральной умбры. Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Все строение подлинного холста соответствует направлению этого сгиба и приподнято справа (склонено влево) относительно современных краев картины.

Николя Пуссен. отмечены расцветом портретного искусства Тициана.

В первоначальную композицию «Оплакивания» входила фигура второго ангела, поддерживавшего правую руку Христа – рентгенограммы V и VI (илл. Питер Пауль Рубенс –,, Чудесный улов (эскиз к картине). Наиболее приемлемым вариантом года рождения считают период с 1488 по 1490 год. Начало военным неудачам Венеции положила так называемая «Священная лига» против турок, организованная итальянскими герцогами в 1538 году.

Карл спросил его однажды: «Вы молитесь, когда пишете образ Господа. » -- «Ваше величество, -- ответил Тициан Вечеллио, -- я, чтоб не спутать ничего, когда пишу, тогда уж пишу». В начале XVI века художник пережил закат своей славы. Характерно, однако, что и здесь, сравнивая автопортреты Тициана около 1550 года (Берлин) и около 1565 (Мадрид, Прадо), мы улавливаем резкий перелом в оценке взаимоотношений человека и окружающего мира: от героически приподнятого, действенного самоутверждения в борьбе с окружающим враждебным миром — к величавому самоуглублению, к трагическому одиночеству и замкнутости. Ильдефонсо (1630–1632), Портрет. Меня же мучают кошмары».

Точная дата рождения неизвестна. Творчество Тициана двадцатых годов (несмотря на то, что художник и в это время, как и на протяжении всей своей деятельности, остается по преимуществу живописцем человека) знаменует собой новую веху в развитии пейзажа. Христос не изможденный аскет и не «добрый пастырь», а именно муж, поверженный в неравной борьбе.

В известной мере это правильно, так как перелом в сороковых годах несомненно предопределил многие особенности дальнейшего развития художественного мировосприятия мастера границы же отдельных этапов развития внутри этого большого периода исчисляемые обычно десятилетиями, носят условный характер. На левой кромке – рентгенограммы IV – VII (илл. Вместе с тем выявились различные, ранее скрытые авторские переделки. Просмотр материалов по иконографии сюжета вывел её на рисунок с подобной композицией.

Персей и. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) (около 1488/1490 — 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. В этот период Тициан не только пишет развернутые пейзажные фоны для своих религиозных и мифологических композиций (особенно своеобразны пейзажные фоны в алтарной картине анконского музея и в «Мадонне со святой Екатериной» в лондонской Национальной галерее), не только разрабатывает пейзажные мотивы в ряде рисунков, но и создает самостоятельные пейзажные картины («Пейзаж со святым Иеронимом» в Лувре, «Пейзаж со стадом» в Хемптон Корте в Лондоне).

Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Вместе с тем в Венецию все сильнее проникают веяния католической реакции. Христос – юный и тщедушный, Богоматерь – большая и мощная. много внимания Тициан уделяет портрету. В левом углу (низ тернового венца) подлинная живопись с грунтом сильно разрушена на высоту до 5 – 6 см и закрыта поздними реставрационными записями, которые правее тянутся вдоль всей кромки полосой в 2 – 3 см шириной.

  1. ТИЦИАН Вечеллио Оплакивание Христа
  2. Тициан Оплакивание Христа Описание
  3. Живопись Тициана (картины, фрески, гравюры)
  4. Словари и энциклопедии на Академике
  5. Сочинение-описание картины Тициана «Оплакивание Христа»

Резкие ракурсы фигур еще усиливают нереальность этого видения. Рис 25.

51). На надгробии художника картина никогда не была, она выставлена в венецианской галерее. Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. Не менее важным оказался и его опыт в развитии мифологического жанра, пейзажа, портрета. О своеобразной живописной технике поздних произведений Тициана сохранилось много красноречивых свидетельств современников (Вазари, Дольче, Ломаццо и другие), подробное описание М. Боскини со слов ученика Тициана Пальмы-младшего, восторженные отзывы ряда выдающихся живописцев.

Георгиевский храм в Юрьеве-Польском яркий пример реставрации в средневековой России. Однако это не так. Отсюда та тень трагического одиночества, которая падает на величавый образ Карла V в кресле (Мюнхен) и которая отражается в напряженном взгляде Ипполито Риминальди (Питти).

  1. Описание картины Тициана «Оплакивание Христа»

Общую симметрию картины нарушает странно вытянутый череп. Резкое потемнение живописи в тенях, вследствие просвечивания темных грунтов и подмалевков через верхние жидкие слои, заметно в произведениях большинства художников XVII столетия, особенно у испанских (например, Рибера), многих болонцев, караваджистов и других. Рискну предположить (хотя, возможно, это и не новость), что вдохновлялся он шедевром Микеланджело, хотя и творчески переработал композицию: фигуры Христа почти идентичны.

В цикле Санто Спирито трижды повторяется тема убийства, грубой физической силы. Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты. К. Брюллов, увлекаясь великим фламандцем, пишет подобные полутона серой краской. Картина «Введение во храм» (1534— 1538 гг. ) решена Тицианом как великолепное красочное зрелище: девочка Мария торжественно шествует в храм по широкой лестнице. Чрезвычайно показательно для напряженных социальных отношений в Венеции на рубеже тридцатых и сороковых годов выступление в 1541 году патриция Бернардо Капелла, требовавшего права доступа в Большой совет представителям не только аристократических фамилий — права, уничтоженного еще в 1297 году постановлением о «Золотой книге» (перечень фамилий венецианских нобилей, пользующихся правом участия в Большом совете).

Дони, Лодовико Дольче), выступающих в защиту того или иного художественного направления и обсуждающих проблемы эстетического вкуса, колорита, связи человека с окружением (ambiente), взаимоотношения эскизности и законченности и т. п. Со временем техника Тициана совершенно изменилась. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Выбежав на улицу, он увидел отчалившую гондолу. Но все же – он мужчина, а она женщина.

Это сказывается прежде всего в самом обращении Тициана к абсолютно чуждому ему специфически декоративному жанру. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Альбрехт Дюрер. Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского.

Тициан Вечеллио 
Оплакивание Христа

заданный автором Весенняя Заря лучший ответ это ссылкаКартина художника Тициано Вечеллио «Оплакивание Христа» («Пьета»). В эти годы он создал немало изображений золотоволосых красавиц — мифологических героинь. Мор продолжался до зимы. На полотне— портрет Карла Лотарингского, придворным художником которого был Жак Белланж.

Кромки его ко времени присоединения приставок уже значительно обветшали. В поздних трагических произведениях подчеркивал достоинство и силу духа героев («Тарквиний и Лукреция», 1568-1571 «Оплакивание Христа», 1573-1576). Биография: Рубенс Питер Пауль. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х — 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии.

Взоры публики обратились к работам новых кумиров – Рафаэля (который был учеником Перуджино), Микеланджело, Тициана. Так вот теперь каждый вечер Орацио зажигал перед «Пьетой» свечи и оставлял отца, чтобы он мог побыть наедине с Богом. Народность искусства Тициана, которая в двадцатых годах проявлялась в воплощении больших общенародных идей и чувств, теперь сказывается в обращении мастера к конкретным образам простого народа и народной жизни (пастух со стадом и крестьянская хижина в лондонской и луврской «Мадонне», старуха с корзиной во «Введении во храм», нищий в «Святом Иоанне Милостивом» и т. п. ).

Наиболее заметная в «Похищении Европы», она в той или иной мере присуща и другим «поэзиям», а также религиозным композициям Тициана после пятидесятых годов. 1612 – 34 x 27 смДерево. Правда, морское могущество Венеции было сильно поколеблено, ее экономика неуклонно падала. При всей чувственной насыщенности поздних «поэзий» Тициана в них есть оттенок зыбкости и скоротечности.

Тициан создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни, трепетной чувственности («Даная», 1554 «Диана и Каллисто», 1560). Питер Пауль Рубенс, «Снятие с креста». Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии.

Сын -- лентяй. Так, в картине «Венера Урбинская» (1538, Галерея Уффици, Флоренция) античная богиня представлена в обстановке богатого патрицианского дома. Череп здесь – знак того, что в рутине дней смерть – лишь размытое пятно. Но парадные портреты Тициана глубоко отличаются от того типа парадного портрета, который складывался в эти годы в папском Риме и при княжеских дворах Центральной и Северной Италии (Себастьяно дель Пьомбо, Бронзино, Пармиджанино), отличаются и своей правдивостью и активным восприятием человека и внутренней целостностью и значительностью человеческого образа.

Картина возникла из конкурса, в котором принимали участие упомянутые современники Тициана. Так, «желтизна» портретов героев 1812 г. английского художника Доу произошла не от пожелтения покровного лака, а она входит в колорит живописи. Оплакивание Христа. Искусствоведы предполагают, что в этом образе Тициан изобразил самого себя. Это — больше чем портрет Павла III, это — обвинительная речь всему папству.

Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).

Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Тициан смело сочетает интенсивные красные и синие краски, уверенно лепит кистью объемы.

В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Как и в «Мадонне Пезаро», композиция построена по диагонали, направленной из глубины на зрителя и пересеченной встречными направлениями (спутник Петра устремляется вверх, ангелочки с пальмовой ветвью — вниз). Венеция была единственной итальянской республикой, сохранившей независимость от Испании.

Еще совсем недавно на Большом вопросе мы дружно отвечали на вопросы викторины для школьников, которая называется Золотое Руно, а теперь нас и авторы представленного кроссворда вновь возвращают в далекую эпоху Возрождения, а конкретнее, то к картине известного итальянского живописца Тициана (Тициано Вечеллио), которая носит название Оплакивание Христа, хотя многим она известна под другим, более известным названием, как Пьета, написанная автором в период между 1573 и 1576 гг. В других работах Ван Дейка: «Оплакивание Христа» (1634-1635 гг. ). В одной из последних картин Тициана — «Коронование терновым венцом» — краска совсем растворила твердую пластическую форму. В 1507 году Тициан поступил в качестве помощника в мастерскую Джорджоне, после смерти великого живописца закончил некоторые его картины. Венеция потерпела в этой войне ряд тяжелых поражений и вынуждена была принять унизительные условия мира (1540).

Картина «Введение во храм» (1534— 1538 гг. ) решена Тицианом как великолепное красочное зрелище: девочка Мария торжественно шествует в храм по широкой лестнице. Написанная в 1538 г. для герцога Урбинского «Лежащая Венера» или «Венера Урбинская» по сравнению с богиней Джорджоне более тесно связана с реальной жизнью. Этюд к картине Христос в терновом венце, Питер Пауль Рубенс. Для творчества Тициана сороковых годов характерно более резкое, чем раньше, разобщение жанров (портрет, религиозная картина, «поэзии»), развивающихся каждый своим самостоятельным путем, а также значительно большее, чем раньше, можно сказать, господствующее место, которое художник в этот период уделяет портрету. При всей чувственной насыщенности поздних «поэзий» Тициана в них есть оттенок зыбкости и скоротечности.

Христос не изможденный аскет и не «добрый пастырь», а именно муж, поверженный в неравной борьбе. Большинство картин Жака Белланжа погибли или затерялись. Он наблюдал, как тяжело страдает от чумы его младший сын Орацио.

Петер Пауль Рубенс картины с описанием. Мастер отказывается от тех чистых, сильных, но несколько отвлеченных красочных звучаний, которые он так охотно использовал в предшествующий период и обращается к более конкретным, но и более сложным и тонким оттенкам тонов, применяет сочетания сходных красок и стремится подчинить колорит каждой картины какому-нибудь одному главенствующему красочному аккорду (например, зелено-голубому с золотом в портрете «La Bella» или фиолетово-красному в портрете Ипполито Медичи и т. п. ).

Но на рентгенограмме VIII (илл. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Он одержал блестящую победу над ними.

Внизу он отходит на 15 мм, а вверху на 5 – 6 мм от современного края картины. По верхней кромке след проходит в 60 мм справа и в 70 мм слева от среза подлинника. Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского.

Она застыла в безмерном горе, подобно статуе. Художник скончался в возрасте 45 лет. В ней описан конец древнегреческого мифа о состязании Аполлона и Марсия. С особенной силой эта разобщенность проявляется в образах потерявшихся в толпе белой девушки (в центре картины) и мальчика с собакой у подножия лестницы. Но парадные портреты Тициана глубоко отличаются от того типа парадного портрета, который складывался в эти годы в папском Риме и при княжеских дворах Центральной и Северной Италии (Себастьяно дель Пьомбо, Бронзино, Пармиджанино), отличаются и своей правдивостью и активным восприятием человека и внутренней целостностью и значительностью человеческого образа.

Уже в самой изолированности и яркости этих красочных центров есть что-то нереальное. Высказывания Вазари в его «Жизнеописаниях» и письмо антиквара Никколо Стоппио к Максу Фуггеру 1568 года столь же красноречиво об этом свидетельствуют, как и проделки учеников, пытавшихся, по словам Зандрарта, «исправить» живопись старого мастера. Наряду с охлаждением интереса к портрету для позднего периода творчества Тициана характерно еще большее, чем в сороковых годах, разобщение жанров — прежде всего в том отношении, что он вкладывает иные оттенки жизнеощущения в картины с мифологической тематикой («поэзии»), чем в картины религиозного содержания, но также и в том смысле, что в разные периоды своей поздней деятельности мастер отдает явное предпочтение то одному, то другому жанру.

За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Это особенно важно в вопросах реставрации картин. О своеобразной живописной технике поздних произведений Тициана сохранилось много красноречивых свидетельств современников (Вазари, Дольче, Ломаццо и другие), подробное описание М. Боскини со слов ученика Тициана Пальмы-младшего, восторженные отзывы ряда выдающихся живописцев.

Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Это — Рим периода растущей католической реакции, это уже тот антиклассический стиль монументальной живописи, который сложился в кругу последователей Рафаэля и Микеланджело — Джулио Романо, Даниеле да Вольтерра, Франческо Сальвиати и других. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве.

И очень боялся, что не окончит ее. В сороковых годах колорит Тициана лишается прежней чистоты и ликующей ясности и становится пасмурным и тяжелым (стальным, оливковым, бурым) иногда почти грязноватым отдельные яркие, несмешанные краски звучат с какой-то вызывающей решительностью, подчеркивая жестокость события и бессильное одиночество героя-жертвы особенно наглядно это проявляется в луврском «Терновом венце» и большой картине венского музея «Се человек». С беспощадной правдивостью Тициан трактует свои модели в портретах Пьетро Аретино, папы Павла III с племянниками императора Карла V. Зато портрет его дочери Лавинии («Портрет Лавинии», ок. С тончайшим мастерством художник передал нежность и теплоту её обнажённого тела. Еще совсем недавно на Большом вопросе мы дружно отвечали на вопросы викторины для школьников, которая называется " Золотое Руно ", а теперь нас и авторы представленного кроссворда вновь возвращают в далекую эпоху Возрождения, а конкретнее, то к картине известного итальянского живописца Тициана (Тициано Вечеллио), которая носит название " Оплакивание Христа ", хотя многим она известна под другим, более известным названием, как " Пьета ", написанная автором в период между 1573 и 1576 гг.

На картине «Благовещение» рядом со своей подписью он дважды ставит слово fecit — сделал, сделал, как будто бросает вызов всему миру. Второй портрет Тициан написал после победы Карла при Мюльберге. Его привлекает не анализ переживаний, не изображение определенного момента в биографии модели, а нечто постоянное в ее физическом и духовном облике, ее основной характер (черты грубоватого полководца в портрете Федериго Гонзага). Точная дата рождения неизвестна. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге).

Эти элементы помимо ряда мифологических картин («Венера перед зеркалом», «Венера с органистом», «Венера с лютнистом», мадридская «Даная», «Диана и Актеон», «Диана и Каллисто» и др. ) заметно сказываются и в некоторых поздних портретах Тициана, например в дрезденском «Портрете Лавинии».

32). С печалью взирает на Христа дряхлый старец. Отсюда — потрясающий трагизм его последних произведений, страдание и обреченность его героев. 1548) тонкий анализ характера человека показывает и одиночество модели и ее душевную стойкость. Их образы мягче, грациознее, но и изнеженнее.

Вы спасетесь. По мнению Ирины Линник, логично заключить, что «Оплакивание тела Христа» принадлежит кисти последнего.

Мадонна запрокинула голову в отчаянии, схожем с артистизмом оперной певицы. Тициан являлся главой венецианской школы живописи периода Высокого и Позднего Возрождения.

Наряду со старшим поколением живописцев Венеции и террафермы (Бонифацио, Бордоне, Кариани, Лотто, Савольдо, Моретто и другие), постепенно сходящим со сцены, все большее значение в венецианской художественной жизни приобретают молодые мастера во главе с Тинторетто, Веронезе и Якопо Бассано. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.

В XV веке значительная часть здания обрушилась. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Нередко и теперь еще восхищаются холодными серыми, «жемчужными» теневыми полутонами в живописи обнаженных тел на картинах Рубенса. Грунт и живопись за сгибом (левее) здесь сохранились значительно лучше и доходят вплоть до среза холста. На надгробии художника картина никогда не была, она выставлена в венецианской галерее. Предупредить повреждения можно, применяя занавески или УФ фильтры для окон.

Одним из самых глубоких по мысли и чувству творений позднего Тициана является «Пьета», законченная после смерти художника уже его учеником Пальмой Младшим. При сравнении двух картин на эту тему сразу же бросается в глаза, как в позднем варианте «Мучения святого Лаврентия» упрощена сложная борьба различных источников света, как смягчена резкость движений и ракурсов, как последовательно построенная архитектурная перспектива сменилась обобщенным силуэтом темной арки и как, наряду со сгущением мрака и угасанием трепетного, неверного света чадящих светильников, нарастает сгущение переживаний в картине. Всё это, однако, не выходило за пределы общей направленности его искусства.

Относительная влажность также должна быть соответственно малой. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Героизация человеческого образа привносится в них извне путем пояснительных атрибутов («Герцог Атри» в Касселе, «Мужчина с пальмовой ветвью» в Дрездене, «Антиквар Якопо де Страда» в Вене) и превращается подчас в мнимую значительность, в искусственное сочетание самоуверенности и самоуничижения (обетная картина семейства Вендрамин, около 1550 года, в Лондонской Национальной галерее).

Работа «Оплакивание Христа», художник Питер Пауль Рубенс – сотни тысяч самых популярных работ на. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, — все в галерее Палатина, Флоренция). Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Но все же накопленные ею богатства были еще огромны. Оплакивание Христа со святым Франциском, Питер Пауль Рубенс. Некоторые черты стиля позднего Тициана сказываются уже в раннем варианте «Мучений святого Лаврентия».

Именно в это время закладываются основы нового портретного стиля мастера. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Через посредство офорта, цветной гравюры на дереве (кьяроскуро) и рисунков в Венецию проникает влияние Пармиджанино, его приемов парадного портрета, его динамической светотени и своеобразной экспрессии «незаконченности», влияние, подкрепленное деятельностью обосновавшегося в Венеции последователя Пармиджанино — славянина из Зары Андреа Мелдолла (Медулича), по прозванию Скиавоне. В то же время на рентгенограмме I (против ступни ангела) видно поперечное соединение швом двух кусков ткани, послужившей материалом для правой приставки.

С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Оплакивание Христа. Только тогда нам становится понятным и смысл девушки в белом. Бьондо, А. -Ф.

Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Источник этих импульсов абсолютно очевиден. Богоматерь с телом Христа – зеркальное отражение группы Микеланджело и увидена эта группа не фронтально (как это было в эпоху Высокого Возрождения), а несколько сбоку, что придает дополнительную динамику.

Это качество последних произведений Тициана особенно наглядно проявляется при сравнении более ранних и более поздних вариантов одной и той же композиции, например «Коронования терновым венцом» в Лувре (1540-е годы) и в Мюнхене (около 1570 года) или же «Мучений святого Лаврентия» в венецианской церкви Джезуити (между 1548 и 1559 годами) и в Эскориале (завершена в 1567 году). Наряду со старшим поколением живописцев Венеции и террафермы (Бонифацио, Бордоне, Кариани, Лотто, Савольдо, Моретто и другие), постепенно сходящим со сцены, все большее значение в венецианской художественной жизни приобретают молодые мастера во главе с Тинторетто, Веронезе и Якопо Бассано. В поздних «поэзиях» Тициана нет прежней героической мощи, нет бьющей через край жизнерадостной энергии, которые можно наблюдать еще в неаполитанской «Данае» и «Венере с амуром» (Уффици). Но, к сожалению, эта гравюра (39, 6 X 28, 5 см), в основном точно передавая композицию фигур и приблизительно сохраняя ширину ее, сильно изменяет фон, увеличивая его и сверху и снизу. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. С печалью взирает на Христа дряхлый старец. В сороковых годах колорит Тициана лишается прежней чистоты и ликующей ясности и становится пасмурным и тяжелым (стальным, оливковым, бурым) иногда почти грязноватым отдельные яркие, несмешанные краски звучат с какой-то вызывающей решительностью, подчеркивая жестокость события и бессильное одиночество героя-жертвы особенно наглядно это проявляется в луврском «Терновом венце» и большой картине венского музея «Се человек».

Пожалуйста. Народность искусства Тициана, которая в двадцатых годах проявлялась в воплощении больших общенародных идей и чувств, теперь сказывается в обращении мастера к конкретным образам простого народа и народной жизни (пастух со стадом и крестьянская хижина в лондонской и луврской «Мадонне», старуха с корзиной во «Введении во храм», нищий в «Святом Иоанне Милостивом» и т. п. ). Второй портрет Тициан написал после победы Карла при Мюльберге.

Орацио был на ее борту. Библейский сюжет. Такое же положение наблюдается и в верхнем правом углу картины – рентгенограмма X (илл.

После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Через посредство офорта, цветной гравюры на дереве (кьяроскуро) и рисунков в Венецию проникает влияние Пармиджанино, его приемов парадного портрета, его динамической светотени и своеобразной экспрессии «незаконченности», влияние, подкрепленное деятельностью обосновавшегося в Венеции последователя Пармиджанино — славянина из Зары Андреа Мелдолла (Медулича), по прозванию Скиавоне. Ренессанс заканчивался, начиналась эпоха барокко. Наиболее приемлемым вариантом года рождения считают период с 1488 по 1490 год. Повидимому, такое же и основное тональное решение. отмечены расцветом портретного искусства Тициана.

Его привлекает не анализ переживаний, не изображение определенного момента в биографии модели, а нечто постоянное в ее физическом и духовном облике, ее основной характер (черты грубоватого полководца в портрете Федериго Гонзага). Одним из самых глубоких по мысли и чувству творений позднего Тициана является «Пьета», законченная после смерти художника уже его учеником Пальмой Младшим. В третьем периоде творчества (начиная с 1530 г. ) возрос интерес художника к народным типам, деталям быта. Остается лишь ощущение некоторой пустоты левее фигуры Христа.

Художник и архитектор Джорджо Вазари известный также как автор «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», в этой книге обвиняет Андреа дель Кастаньо в убийстве художника Доменико Венециано, якобы по причине страшной зависти к его таланту. В «Портрете Ипполито Риминальди» (ок. Оплакивание Христа – Питер Пауль Рубенс. В августе 1576 года он услышал шум на первом этаже своего дома.

Венеция потерпела в этой войне ряд тяжелых поражений и вынуждена была принять унизительные условия мира (1540). Женскую красоту воспевает Тициан и в картинах «Даная» и «Венера перед зеркалом», которые создавались в те же годы, что и трагические по своему звучанию полотна мастера. Наконец, в двадцатых годах совершается важный перелом и в портретном искусстве Тициана. Уже в самой изолированности и яркости этих красочных центров есть что-то нереальное.

В то же время, это расстояние не позволяет опустить кромку еще дальше. Особенно красноречиво это сказывается в немногочисленных поздних портретах Тициана. Существенные изменения происходят также в колорите Тициана. Сад с любовниками.

Эпоха Ренессанса заканчивалась крахом идей гуманизма. Питер Рубенс. Особенно заметно подобное изменение колорита в русской иконе. Его стиль был признан устаревшим.

Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Он один из создателей монументальной алтарной картины, пейзажа как самостоятельного жанра, различных типов портрета, в том числе и торжественно-парадного. Словно какое-то творческое бешенство овладело старым мастером. Герцог Карл III Лотарингский считал святого Карло Борромео своим покровителем. В этот период Тициан не только пишет развернутые пейзажные фоны для своих религиозных и мифологических композиций (особенно своеобразны пейзажные фоны в алтарной картине анконского музея и в «Мадонне со святой Екатериной» в лондонской Национальной галерее), не только разрабатывает пейзажные мотивы в ряде рисунков, но и создает самостоятельные пейзажные картины («Пейзаж со святым Иеронимом» в Лувре, «Пейзаж со стадом» в Хемптон Корте в Лондоне).

Так, если пятидесятые годы в творчестве Тициана отмечены безусловным преобладанием «поэзий», то в самый последний период жизни его господствующим жанром становится религиозная картина. Мария держит на своих коленях обнаженное тело погибшего героя.

Вершины своего могучего размаха героико-драматический стиль Тициана достигает в «Убиении святого Петра мученика», большой алтарной картине, написанной в 1528–1530 годах для церкви Санти Джованни э Паоло после победы в конкурсном соревновании с Порденоне и Пальма Веккьо. Ему было около 86 лет. Характеризуя в «Хронологических выписках» основные причины упадка Венеции, Маркс отмечает значение следующих моментов — рост мощи турок, образование больших (уже не феодальных) монархий и вытеснение венецианской торговли португальцами и испанцами. Теперь становится понятной причина неудовлетворенности в размещении фигур на картине, по-видимому, давно беспокоившая и владельцев и зрителей «Оплакивания». Художник ухаживал за сыном, прекрасно понимая, что может заразиться.

В 1550-е годы характер творчества Тициана меняется, нарастает драматическое начало в его религиозных композициях (Мученичество святого Лаврентия, 1555, церковь Джезуити, Венеция Положение во гроб, 1559, Прадо). Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. В этих работах «для себя», вопреки все нарастающей волне феодально-католической реакции, захватившей в те годы и Венецию, Тициан вновь, с необычайной настойчивостью и последовательностью, возвращается к идеалам своей юности, к гуманистическим традициям Возрождения, к прославлению героического человека. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици).

Так, если пятидесятые годы в творчестве Тициана отмечены безусловным преобладанием «поэзий», то в самый последний период жизни его господствующим жанром становится религиозная картина. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Как и в «Мадонне Пезаро», композиция построена по диагонали, направленной из глубины на зрителя и пересеченной встречными направлениями (спутник Петра устремляется вверх, ангелочки с пальмовой ветвью — вниз). В поздних трагических произведениях подчеркивал достоинство и силу духа героев («Тарквиний и Лукреция», 1568-1571 «Оплакивание Христа», 1573-1576).

Холст, масло. Венеция в ту пору была главным очагом национального объединения, центром противодействия феодальной реакции, единственным оплотом прогрессивных сил в Италии (недаром в Венецию устремились такие передовые деятели культуры и искусства, как Клеман Маро и Антонио Бручоли, как Аретино и Сансовино). На надгробии художника картина никогда не была, она выставлена в венецианской галерее. Верхний край авторского холста также обрезан – рентгенограммы VII – X (илл.

Если произведения Тициана двадцатых годов увлекают зрителя, то о произведениях позднего Тициана хотелось бы сказать, что они потрясают. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Творчество Тициана отличается исключительно широким и разносторонним охватом типов и жанров живописи. Безмятежная ясность («Любовь земная и небесная», 1514-1515), пафос и динамика монументальных композиций («Ассунта» 1516-1518) сменяются психологической остротой образов («Ипполито Риминальди», 1528), напряженным драматизмом («Се человек», 1543) их беспощадной правдивостью («Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио Фарнезе», 1545-1546). Влияние большой мастерской Тициана сказалось на всём венецианском искусстве.

В 1542 году Лойола выступает с проповедями в Сан Сальваторе. Позднее, в связи со все углубляющимся противоречием между идеалом и действительностью, со все более обостряющейся субъективной окраской мировосприятия мастера портрет перестает быть в центре его внимания (может быть, за исключением автопортрета) и свое главное выражение творческие замыслы Тициана находят в «поэзиях» и особенно в религиозных композициях. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Силуэт руки ангела слегка виден на картине в боковом освещении и сейчас. Предположить наличие еще одного гвоздевого интервала выше (последний, только что рассмотренный, длиной около 5 см) трудно, так как на расстоянии 5 – 6 см от края изгиб нитей не мог бы сказываться так сильно (на нижней кромке на этом расстоянии он почти исчез). Два эскизных наброска к портрету Марии.

В религиозных композициях пятидесятых годов наряду с теми качествами, которые мы отметили раньше и которые составляют основу художественного мировосприятия позднего Тициана, проявляются и совершенно чуждые существу его творческого облика элементы преображенных небесных видений, связанные в свою очередь с оттенком искусственного смирения и самоуничижения человека (обетная картина семейства Вендрамин, Лондонская Национальная галерея «Поклонение святой Троице», Мадрид, Прадо «Явление Христа Марии», приходская церковь в Медоле «Сошествие святого духа», Венеция, Санта Мария делла Салуте). Тициан Вечеллио Над «Оплакиванием Христа» Тициан трудился по-другому. Это — больше чем портрет Павла III, это — обвинительная речь всему папству.

В 1543 году она свирепствовала в городе особенно сильно. Оплакивание Христа. Оплакивание Христа. Творчество Тициана двадцатых годов (несмотря на то, что художник и в это время, как и на протяжении всей своей деятельности, остается по преимуществу живописцем человека) знаменует собой новую веху в развитии пейзажа. Только левый, коленопреклоненный здесь ангел в первом варианте эрмитажного «Оплакивания» поднимается до уровня плеча Христа, совершенно так же поддерживая его правую руку. Эрмитажное «Оплакивание Христа» является завершающим и наиболее совершенным произведением П. Веронезе в ряде более ранних его произведений на эту тему. В Перудже и ее окрестностях чума утихала и вновь разгоралась с 1523 по 1528 год. Необычайная осязательность отдельных фигур, могучих тел, широких жестов, ярких одеяний, кусков архитектуры сочетается с некоторой надуманностью композиции, с эффектом театральной инсценировки и даже с элементами шаржа и гротеска (Пилат, похожий на Аретино, толстый фарисей и т. п. ). Высказывания Вазари в его «Жизнеописаниях» и письмо антиквара Никколо Стоппио к Максу Фуггеру 1568 года столь же красноречиво об этом свидетельствуют, как и проделки учеников, пытавшихся, по словам Зандрарта, «исправить» живопись старого мастера.

В эти годы он создал немало изображений золотоволосых красавиц — мифологических героинь. Христос не изможденный аскет и не «добрый пастырь», а именно муж, поверженный в неравной борьбе. Существенные изменения происходят также в колорите Тициана. Здесь парадный стиль Тициана находится в полном соответствии с темой. Мастер отказывается от тех чистых, сильных, но несколько отвлеченных красочных звучаний, которые он так охотно использовал в предшествующий период и обращается к более конкретным, но и более сложным и тонким оттенкам тонов, применяет сочетания сходных красок и стремится подчинить колорит каждой картины какому-нибудь одному главенствующему красочному аккорду (например, зелено-голубому с золотом в портрете «La Bella» или фиолетово-красному в портрете Ипполито Медичи и т. п. ). Место его захоронения неизвестно. Описание картины Тициана «Оплакивание Христа». Среди редких случайно сохранившихся произведений Белланжа и была картина «Оплакивание Христа».

В то же время остро осознаваемые Тицианом уже в сороковых годах противоречия идеала и действительности, конфликт героя и мира становятся теперь еще глубже, трагичнее и приобретают этический оттенок — унижение и страдание одинокой героической личности показываются теперь в плане утверждения нравственной силы героя («Мучение святого Лаврентия», церковь Джезуити в Венеции «Несение креста», Мадрид, Прадо «Святой Себастьян», Ленинград, Эрмитаж «Коронование терновым венцом», Мюнхен и др. ). Жестокую борьбу с Тинторетто Тициан продолжал до последнего дня жизни.

Его искусство — самое яркое явление венецианской школы итальянского Возрождения. 1555) — это торжество жизни и красоты. Питер Пауль Рубенс. «Королем живописцев и живописцем королей» называли Тициана Вечеллио, одного из крупнейших мастеров мировой живописи.

То обстоятельство, что Тициан пережил самый коренной перелом своего стиля в возрасте почти восьмидесяти лет, указывает на абсолютно исключительную творческую энергию мастера. 36-летний Кастаньо ушел в мир иной в страшных муках, не подозревая, что его имя будет оклеветано после смерти. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Одна из самых известных картин Гольбейна этого периода – «Послы» (написана в 1533 году). Это не экспертиза – это описание картины, хотя приняли ее именно. В этой картине впервые у Веронезе мертвого Христа поддерживают Мария и два ангела. Христос при этом значительно меньше ростом, чем Богоматерь, но это не бросается в глаза.

Тициан являлся главой венецианской школы живописи периода Высокого и Позднего Возрождения. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). 198283 см Перед нами картина Рубенса, написанная для себя, а не для продажи. Все картины в той или иной степени изменились иногда очень значительно.

Когда же мастер возвратился на родину, он с горечью должен был констатировать, что крупные официальные заказы (во Дворце дожей, в Скуола ди Сан Рокко, в церкви Сан Себастьяно) передавались не ему, а его молодым соперникам. 40, 41). Описание картины, скачать.

Необычайная осязательность отдельных фигур, могучих тел, широких жестов, ярких одеяний, кусков архитектуры сочетается с некоторой надуманностью композиции, с эффектом театральной инсценировки и даже с элементами шаржа и гротеска (Пилат, похожий на Аретино, толстый фарисей и т. п. ). После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). С печалью взирает на Христа дряхлый старец. Это качество последних произведений Тициана особенно наглядно проявляется при сравнении более ранних и более поздних вариантов одной и той же композиции, например «Коронования терновым венцом» в Лувре (1540-е годы) и в Мюнхене (около 1570 года) или же «Мучений святого Лаврентия» в венецианской церкви Джезуити (между 1548 и 1559 годами) и в Эскориале (завершена в 1567 году). Положение рук и ног изгиб торса, голова, склоненная на правое плечо (в сторону зрителя). Несколько десятилетий спустя последний из "титанов" – Тициан почти повторяет композицию скульптуры Микеланджело в своей картине с тем же сюжетом.

Принято начинать поздний период творчества Тициана с сороковых годов. Портреты Тициана окончательно освобождаются от навеянного Джорджоне налета мечтательности и неопределенности, который сохранился еще в «Юноше с перчаткой» и приобретают гораздо большую остроту конкретной индивидуальной характеристики и вместе с тем величавость парадного портрета («Альфонсо дЭсте», Нью-Йорк, музей Метрополитен «Федериго Гонзага», Мадрид, Прадо «Портрет мужчины с соколом», музей в Омахе, Невада, США). Недаром портрет занимает такое незначительное место в творчестве Тициана после 1550 года. Это было вполне допустимо для Агостино.

Мария держит на своих коленях обнаженное тело погибшего героя. На рентгенограммах VII – XII и I (илл. Когда же мастер возвратился на родину, он с горечью должен был констатировать, что крупные официальные заказы (во Дворце дожей, в Скуола ди Сан Рокко, в церкви Сан Себастьяно) передавались не ему, а его молодым соперникам. Достаточно вспомнить длинную пологую лестницу, развернутую параллельно плоскости картины и тщательную разработку узорной кладки стены во «Введении», цветы в руке «Венеры Урбинской», собачку у ее ног и эпизод со служанками у ларя в глубине интерьера, не говоря уже о самом образе Венеры, столь близком по мотиву к «Венере» Джорджоне и столь далеком от нее по замыслу. Картина возникла из конкурса, в котором принимали участие упомянутые современники Тициана. Альбрехт Дюрер.

Она застыла в безмерном горе, подобно статуе. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. В 1542 году Лойола выступает с проповедями в Сан Сальваторе. Все указанные верхние переделки написаны более жидкими красками тонким слоем.

Около 1500 Тициан был отдан отцом в мастерскую венецианского мозаичиста Себастьяно Дзуккато. Разумеется, венецианская свобода была очень относительна.

В религиозных композициях пятидесятых годов наряду с теми качествами, которые мы отметили раньше и которые составляют основу художественного мировосприятия позднего Тициана, проявляются и абсолютно чуждые существу его творческого облика элементы преображенных небесных видений, связанные в свою очередь с оттенком искусственного смирения и самоуничижения человека (обетная картина семейства Вендрамин, Лондонская Национальная галерея «Поклонение святой Троице», Мадрид, Прадо «Явление Христа Марии», приходская церковь в Медоле «Сошествие святого духа», Венеция, Санта Мария делла Салуте). Питер Пауль Рубенс (1577 Зиген – 1640 Антверпен) Непорочное. При сравнении двух картин на эту тему сразу же бросается в глаза, как в позднем варианте «Мучения святого Лаврентия» упрощена сложная борьба различных источников света, как смягчена резкость движений и ракурсов, как последовательно построенная архитектурная перспектива сменилась обобщенным силуэтом темной арки и как, наряду со сгущением мрака и угасанием трепетного, неверного света чадящих светильников, нарастает сгущение переживаний в картине. Еще заметнее перемена в религиозных и мифологических композициях тридцатых годов («Введение во храм», «Мадонна с кроликом», «Венера Урбинская», «Венера из Пардо» и др. ). Характерно, что именно к рубежу тридцатых-сороковых годов относится усиленный приток в Венецию художников из Центральной Италии: в 1537 году в Венеции, по приглашению епископа Гримани, появляется Джованни да Удине, в 1539-м — Франческо Сальвиати и Джузеппе делла Порта, в 1541 году Венецию посещает Вазари, приносящие в город лагун культ Микеланджело и новые приемы римской декоративной живописи. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. «Да, где мои девяносто лет, о которых с таким упоением пишет Вазари. » Только двум ученикам он мог бы доверить завершение полотна -- Якопо Тинторетто и Доменико Теотокопули.

В последние годы своей жизни, выпавшие на 1570-е годы, венецианский художник Тициан Вечеллио работал над картиной «Наказание Марсия». Оплакивание Христа. Как человек Возрождения, Тициан воспринимает новые черты, открывающиеся ему в жизни, прежде всего через призму обогащенного и усложненного содержания человеческой личности. Распятие Питер Пауль Рубенс. Эта роковая, сверхчеловеческая сила, увлекающая императора, блестяще выражена Тицианом в железной неподвижности всадника, в контрасте его блестящих доспехов и черной лошади, погруженной в тень, в поднимающейся диагонали копья.

За пять лет в этом небольшом городе эпидемия унесла жизни восьми тысяч человек. Со временем техника Тициана абсолютно изменилась.

Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Характерно, однако, что и здесь, сравнивая автопортреты Тициана около 1550 года (Берлин) и около 1565 (Мадрид, Прадо), мы улавливаем резкий перелом в оценке взаимоотношений человека и окружающего мира: от героически приподнятого, действенного самоутверждения в борьбе с окружающим враждебным миром — к величавому самоуглублению, к трагическому одиночеству и замкнутости. Еще заметнее перемена в религиозных и мифологических композициях тридцатых годов («Введение во храм», «Мадонна с кроликом», «Венера Урбинская», «Венера из Пардо» и др. ). Безусловно известную роль здесь сыграло длительное отсутствие Тициана. Автопортрет с женой. галерея. На самом же деле художник умер в 1457 году от чумы, за четыре года до смерти Венециано. Венская картина (1543) не менее, чем цикл для Санта Мария делла Салуте, характерна для перелома, переживаемого Тицианом в сороковых годах.

Ему было около 75 лет. С печалью взирает на Христа дряхлый старец. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Но все же накопленные ею богатства были еще огромны. Так, в портрете Карла V в кресле (Мюнхен) Тициан показывает не только разочарование и меланхолию измученного подагрой человека, но и несгибаемую энергию большого государственного деятеля, а в конном портрете императора (Прадо)— не только героический порыв и триумф военачальника, но и горечь человека, сознающего крушение своих мечтаний.

В 1537 году там появляется Лойола и завязывает дружественные отношения с венецианскими государственными деятелями. В то же время остро осознаваемые Тицианом уже в сороковых годах противоречия идеала и действительности, конфликт героя и мира становятся теперь еще глубже, трагичнее и приобретают этический оттенок — унижение и страдание одинокой героической личности показываются теперь в плане утверждения нравственной силы героя («Мучение святого Лаврентия», церковь Джезуити в Венеции «Несение креста», Мадрид, Прадо «Святой Себастьян», Ленинград, Эрмитаж «Коронование терновым венцом», Мюнхен и др. ). -- «Счастливый, -- сказал царь, -- Господь к Вам благоволит. Вершины своего могучего размаха героико-драматический стиль Тициана достигает в «Убиении святого Петра мученика», большой алтарной картине, написанной в 1528–1530 годах для церкви Санти Джованни э Паоло после победы в конкурсном соревновании с Порденоне и Пальма Веккьо.

Новизной композиционных приемов, нередко с использованием перспективных ракурсов, возвышенной трактовкой образов отмечены такие разные по своему духу и настроению произведения, как «Ассунта», «Мадонна семьи Пезаро», «Вакх и Ариадна». Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Рисунок хранился в Музее изящных искусств города Дижона, Франция.

В картинах, которые Тициан пишет незадолго до смерти, предметы и формы как бы дематериализуются, не имеют ни твердых контуров, ни твердых красочных признаков. В этих работах «для себя», вопреки все нарастающей волне феодально-католической реакции, захватившей в те годы и Венецию, Тициан вновь, с необычайной настойчивостью и последовательностью, возвращается к идеалам своей юности, к гуманистическим традициям Возрождения, к прославлению героического человека. Эти изменения в конечном счете создали мнение об обязательной «темноте» и коричневых, «золотистых» тонах живописи XVI – XVII вв., заставили многих ценителей полюбить этот колорит, а некоторых художников следовать ему в своих произведениях. Умер в Венеции 27 августа 1576 года.

С тончайшим мастерством художник передал нежность и теплоту её обнажённого тела. Размер картины 352 x 349 см, холст, масло. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Но это полотно было последним его творением и дошло до нас в единственном экземпляре.

Отдельными широкими мазками намечены скалы фона. Наиболее заметная в «Похищении Европы», она в той или иной мере присуща и другим «поэзиям», а также религиозным композициям Тициана после пятидесятых годов. Позднее, в связи со все углубляющимся противоречием между идеалом и действительностью, со все более обостряющейся субъективной окраской мировосприятия мастера портрет перестает быть в центре его внимания (может быть, за исключением автопортрета) и свое главное выражение творческие замыслы Тициана находят в «поэзиях» и особенно в религиозных композициях. Программа организована Союзом реставраторов Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга и при участии Ассоциации саморегулируемой организации «Балтийский строительный комплекс», Северо-Западного филиала общества с ограниченной ответственностью «Британский Страховой Дом», Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», Общегородского культурно-просветительского проекта «Открытый город», Государственной Академической Капеллы Санкт-Петербурга. Не случайно также, что в этот период место больших алтарных картин занимают повествовательные композиции в духе старой венецианской школы, написанные для филантропических братств («Введение во храм», находящееся теперь в Венецианской академии, было исполнено в 1534–1538 годы для Скуола делла Карита).

Во время эпидемии Тициан работал над своим последним полотном «Оплакивание Христа». 1602. Здесь парадный стиль Тициана находится в полном соответствии с темой. Подобно тому как образный строй поздних произведений Тициана включает в себя только человека, как фантом, возникающего из хаоса вселенной и обреченного в нем на неизбежную гибель, так и колорит старого мастера строится на цвете человеческого тела, в тревожном мерцании множества оттенков повторяющемся и растворяющемся в тонах одежды, пейзажа, фона («Святой Себастьян» в Эрмитаже, «Святая Маргарита» в Прадо, «Тарквиний и Лукреция» и «Пастух и нимфа» в Вене). Имеется также очень четкий след от горизонтального средника, как обычно, более узкого (53 – 55 мм) 2. 40-е гг.

Ренессансная героика из объективного фактора социальной действительности перемещается в сферу субъективных представлений. Смотря на картину обратите внимание на отражение головы и шеи. Для творчества Тициана сороковых годов характерно более резкое, чем раньше, разобщение жанров (портрет, религиозная картина, «поэзии»), развивающихся каждый своим самостоятельным путем, а также значительно большее, чем раньше, можно сказать, господствующее место, которое художник в этот период уделяет портрету. В 1517-1555 годах Тициан занимал должность официального живописца Венецианской республики. Венеция все более стушевывается в результате крупных столкновений на суше и на море, происходящих в сороковые и пятидесятые годы и заканчивающихся миром в Като-Камбрези (1559) и окончательным утверждением испанского владычества в Италии.

В произведениях искусства число персонажей может сокращаться иногда их всего три. Центральная Европа и особенно Германия, еще находилась в прежней торговой зависимости от Венеции ее сельское хозяйство было поставлено выше, чем где-либо в Италии ее развитое ремесленное производство (ювелирное и оружейное дело, стекло, бархат, кружева и т. д. ) переживало блестящий подъем. Гневно и скорбно выражение лица и движения всей фигуры каменной статуи Моисея, освещенной голубовато-серым неверным мерцанием угасающего дня. В процессе письма окончательно устанавливался рисунок формы.

Но среди известных художников есть те, которые при создании пьеты, как и Микеланджело Буонарроти, руководствовались идеей уединения идеей двухфигурной композиции. Чрезвычайно показательно для напряженных социальных отношений в Венеции на рубеже тридцатых и сороковых годов выступление в 1541 году патриция Бернардо Капелла, требовавшего права доступа в Большой совет представителям не только аристократических фамилий — права, уничтоженного еще в 1297 году постановлением о «Золотой книге» (перечень фамилий венецианских нобилей, пользующихся правом участия в Большом совете). В коллекциях того или иного владельца зачастую варварски уменьшали или увеличивали формат старой картины, подчиняясь вкусам своей эпохи, требованиям «стены» или «рамы». Наряду с охлаждением интереса к портрету для позднего периода творчества Тициана характерно еще большее, чем в сороковых годах, разобщение жанров — прежде всего в том отношении, что он вкладывает иные оттенки жизнеощущения в картины с мифологической тематикой («поэзии»), чем в картины религиозного содержания, но также и в том смысле, что в разные периоды своей поздней деятельности мастер отдает явное предпочтение то одному, то другому жанру. 1 Но можно с уверенностью сказать, что сам Рубенс не видел этих «жемчужных» полутонов, – они абсолютно противоречат всей его системе цветового построения формы и вообще системе того времени и появились, несомненно, позже, когда коричневые тени подмалевка проступили сквозь верхние полупастозные белильные тона. Венеция в ту пору была главным очагом национального объединения, центром противодействия феодальной реакции, единственным оплотом прогрессивных сил в Италии (недаром в Венецию устремились такие передовые деятели культуры и искусства, как Клеман Маро и Антонио Бручоли, как Аретино и Сансовино).

Достаточно вспомнить длинную пологую лестницу, развернутую параллельно плоскости картины и тщательную разработку узорной кладки стены во «Введении», цветы в руке «Венеры Урбинской», собачку у ее ног и эпизод со служанками у ларя в глубине интерьера, не говоря уже о самом образе Венеры, столь близком по мотиву к «Венере» Джорджоне и столь далеком от нее по замыслу. Художник не дал смерти навсегда стереть его лицо из памяти истории. Перуджино умер от чумы в феврале или марте 1523 года. Однако чтобы жить осмысленно, необходимо всегда помнить о смерти. Портреты Тициана окончательно освобождаются от навеянного Джорджоне налета мечтательности и неопределенности, который сохранился еще в «Юноше с перчаткой» и приобретают гораздо большую остроту конкретной индивидуальной характеристики и вместе с тем величавость парадного портрета («Альфонсо дЭсте», Нью-Йорк, музей Метрополитен «Федериго Гонзага», Мадрид, Прадо «Портрет мужчины с соколом», музей в Омахе, Невада, США).

Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Но это полотно было последним его творением и дошло до нас в единственном экземпляре. Безусловно известную роль здесь сыграло длительное отсутствие Тициана. В поздних «поэзиях» Тициана нет прежней героической мощи, нет бьющей через край жизнерадостной энергии, которые можно наблюдать еще в неаполитанской «Данае» и «Венере с амуром» (Уффици). Чума, вероятно, настигла Гольбейна между 7 и 29 ноября 1543 года.