Тициан Вознесение Марии Ассунта
Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). К тому времени она родила ему двух сыновей – Орацио и Помпония.
Картина имеет три уровня. Посещение Бергамо, Брешии и Кремоны произвело неизгладимое впечатление на юного ученика. Но, как отмечает писатель-моралист, чтобы картина не вызывала нареканий со стороны официальной цензуры и была продана, в ней должно быть соблюдено непременное требование — «никакой откровенной похабщины с наглыми фавнами, восседающими верхом на нимфах или похотливыми сатирами, бесстыдно ублажающими охочих до любви пышнотелых богинь, а тем паче не должно быть на картине святых обоего пола изображённых в непотребных позах»14. За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. —редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага). Настоящим триумфом Тициана стала его алтарная композиция «Ассунта» — «Вознесение Мадонны», — которую он написал по заказу францисканцев для церкви Санта Мария деи Фрари. Постоянное испарение воды с каналов привело к тому, что в венецианском искусстве мало фресок – они быстро гибли от сырости. Вся картина яркая, эмоциональная и завораживающая.
- Описание картины «Ассунта: Вознесение Девы Марии»
- Успение Богородицы (картина Тициана)
- Тициан — Вознесение Богоматери (Ассунта)
- Тициан, "Вознесение Девы Марии"
Кто была эта золотоволосая незнакомка. Рядом с ним – фигура его молодой супруги, которая плащом прикрывает небольшой животик. На протяжении двух с половиной столетий Возрождение давало, таким образом, мощный стимул развитию самых разных направлений в культурной жизни Италии. Появившееся в IX веке апокрифическое послание Псевдо-Иеронима говорило о вознесении души, (но не тела) Марии на небо и посмертной нетленности Её тела, послание Псевдо-Августина также говорило о телесном вознесении (и души и тела). Ее несокрушимую добродетель подчеркивали мощные стены замка и веточка чертополоха в руках — знак супружеского постоянства. Возможно, основная мысль картины созвучна с той, что выразил Платон в своих «Законах»: «самое прекрасное искусство как раз то, которое воспринимается лишь избранными».
Согласно легенде, Бавон был сыном Пипина Ланденского, мажордома Австразии и родоначальника династии Пипинидов, после императора Карла Великого получившей название династии Каролингов. Пейзаж же светом солнца озарёнИ нас в мир гармоничный переносит.
Неблаговидным делом травли новичка занимались скуки ради лоботрясы-подмастерья. Тициан в ранний период испытал значительное влияние Джорджоне. Влечёт Мадонну золотой поток, А на лице её – любовь и радость. В обрамлении зеленых занавесей на светлых облаках идет Мария с Младенцем на руках. Богатство Республики росло. Для будущего художника это было потрясением. В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час.
Марка», «Введение во храм», «Бегство в Египет». Моделью или возлюбленной художника. В луврском «Положении во гроб» и особенно в погибшем в 1867 г. от пожара «Убиении св. Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти.
- ВЕНЕЦИЯ — САНТА МАРИЯ ГЛОРИОЗО ДЕИ ФРАРИ
- Венецианская Санта-Мария Глориоза деи Фрари
- Дева Мария в искусстве и в жизни
- Тициан и Венеция: что нужно знать о городе на воде, чтобы лучше понимать Тициана
- Венеция – 6: церкви (Фрари и Сан Дзаниполо)
- Тициан Ассунта Вознесение Марии
- Тициан: Ассунта (Вознесение Марии)
- Вознесение Девы Марии (Ассунта)
Венеция стала крупнейшим центром издательской деятельности в Европе. Иным, комплексным по своему характеру явлением стала придворная культура Чинквеченто. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти).
Папа Римский позировал Тициану в итальянском городке Буссето, в котором состоялась встреча Папы Римского с императором Карлом V. Портрет так понравился Павлу III, что он пригласил Тициана работать при Папском дворе, предложив ему почетную должность хранителя Папской печати. Был администратором епархий Корнето, Монтефиасконе и Пармы. Его настольной книгой являлся изданный в 1584 году и сразу получивший широкую известность «Трактат об искусстве живописи», написанный художником, поэтом и историком искусства Джован Паоло Ломаццо (1538—1600).
- Словари и энциклопедии на Академике
- Золотоволосые красавицы Венеции
- Любовь земная и Любовь небесная
- Лучшие путешествия и экскурсии, достопримечательности, советы туристам, обмен впечатлениями
- Описание картины Тициана Вечеллио «Ассунта» (Вознесение Девы Марии)
Он написал целую серию ее портретов, один из которых назвал просто – «La Bella» — «Красавица». Размах торговых связей Венеции был огромен. Здесь каждый цветок, каждое дерево изображены с большой любовью и вниманием к деталям. Его сердце в те годы было отдано «Виоланте». Расходы значения не имели. Написана картина маслом на доске. «Ариосто», «Портрет молодого человека с перчаткой», «Портрет англичанина», «Мужчина в красной шапке» явились подлинным искусством «ritratto damina» — портрета души.
В имении друга была превосходная конюшня, которая притягивала мальчиков и под присмотром конюхов они с удовольствием обучались верховой езде. Колорит картины изящен, мазки легки, композиция проста и гармонична. Его полотнам и росписям присуще жизнеутверждающее, праздничное мировосприятие. Успевая быстро управиться с порученным делом в дневные часы, он с наступлением сумерек обретал свободу и предавался гульбе с новыми друзьями. Моделью или возлюбленной художника. Он вечно нуждался и залезал в долги.
Работа имела большой успех. Новые морские пути еще только-только осваивались. Сначала учился у Джентиле, потом у Джованни. Обнаженная красавица, по-видимому, сама Венера, уговаривала «венецианку» сдаться всепобеждающему чувству любви и обещала тихие радости супружества, которые олицетворяли картины мирной сельской жизни у нее за спиной, в первую очередь кролики – старинный символ плодородия.
Раздав свое имущество бедным, Бавон стал отшельником и жил в дупле дерева. Сюжет разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа. Получив от матери деньги, он тут же тратил их на гульбу. Ведя разговор о профессии художника, которая по занимаемому социальному положению приравнивалась тогда к аптекарям и обслуге, Гарцони признаёт, что, несмотря на невысокий социальный статус, труд живописцев был востребован в светских и церковных кругах.
А венецианские женщины. Прежде чем ослепнуть их видел теоретик маньеризма Ломаццо, который разразился едкими эпиграммами, высмеивая братьев Кампи за их приверженность «сермяжной правде». Бавона в Генте (окончен в 1432-м). Но однажды, проснувшись утром, он обнаружил, что его кошелёк пуст. Картина рождает ощущение космического полета.
6мая 1432 года величественный Гентский алтарь был освящен. В 1520—1530 гг.
Особенно пристально он наблюдал за рабочими на стройке, стараясь передать на бумаге их фигуры в движении. «Возьмите», — говорилось в одной старинной книге, — «четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставьте на огонь, дайте вскипеть и затем красьте этим свои волосы на солнце». Способности к рисованию мальчик проявил в возрасте десяти лет и был отправлен родителями в Венецию на обучение.
Причем у него был особый состав грунта, что придавало его картинам особую глубину и способствовало появлению того волнующего красного цвета, который отличает лучшие работы Тициана. В них ему удалось запечатлеть «лицо времени», облик Венецианского Возрождения, даже если имена их моделей так и остались нам неизвестны. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. С его именем связаны утверждение станковой картины, создание монументальных алтарных полотен, выделение пейзажа в самостоятельный жанр, разработка различных типов портрета (художественно-парадный, камерный и др. ).
Он был и льстец и тонкий психолог. Да и что греха таить, ученик совсем от рук отбился, стал дерзок и неуправляем. Полученный урок был позднее им блестяще развит и обогащён.
Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. Однако к тому времени они настолько поблекли и увяли, что были почти неразличимы. Но вернёмся к подростку Микеланджело. Ближайшие к Венеции города Верона, Падуя и Виченца перешли на сторону противника. Своего «Караваджо» преподнёс зрителям в 1986 году английский режиссёр Дерек Джармен. Его настольной книгой являлся изданный в 1584 году и сразу получивший широкую известность «Трактат об искусстве живописи», написанный художником, поэтом и историком искусства Джован Паоло Ломаццо (1538—1600).
Бембо знал толк в живописи – на его глазах вырос Рафаэль. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. В католической церкви термин «базилика» имеет не только архитектурное, но и каноническое значение: храм, который имеет особые привилегии, данные ему Папой Римским. Для церкви Святого Сикста Рафаэль пишет одну из самых своих прекрасных Мадонн.
Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Челлини прожил бурную жизнь, которую мастерски описал в автобиографии.
Наглость испанской солдатни порой переполняла чашу терпения и тогда стихийно вспыхивали народные волнения, которые жестоко подавлялись. Кисти Ван Эйка принадлежат также такие известные картины, как «Портрет четы Арнольфини» (Национальная галерея, Лондон), «Мадонна канцлера Ролена» (Лувр, Париж). Хотя герой еще не начал играть на лютне, создается ощущение, что чарующие звуки уже успели заполнить пространство. Рано познав безотцовщину, Микеланджело тяготился женским окружением.
Тициан был богатым человеком, но никогда не выставлял свое богатство напоказ. Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого. «Ассунта» Тициана — это страстный порыв матери к сыну наподобие ярко-красного пламени, возносящегося к небу. Картина имеет три уровня. Тициан долго раздумывал над сюжетом.
Видевший картину Вазари пишет: «Это самая совершенная композиция из всего того, что когда-либо было создано Тицианом»11. Бывая в её доме, он очень любил слушать, как она играет на клавесине. Огромный, семиметровый алтарь «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516-18, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) с его монументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностью образов, экспрессий поз и жестов -- первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения, знаменовавшая переворот в искусстве Венеции. За любую оплошность или непослушание в ход пускалась плётка. И картинам в этом городе угрожала та же опасность.
Он написал целую серию ее портретов, один из которых назвал просто – «La Bella» — «Красавица». К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело».
Прекрасно выписана ткань одежды мужчины, смотрящего на зрителя немного надменным взглядом. Жизнь в чужом доме в атмосфере вражды и наушничества закалила и ожесточила подростка Микеланджело. Скорее всего, — это Муза. Вместе с младшим братом он пропадал там часами. Вот таким образом слово «Северное» вопросов не вызывает. Однако Тициан отказался от предложения и вернулся в Венецию.
За ними прочно закрепилось прозвище guacchiati, означавшее на местном диалекте «вездесущие». О Караваджо-художнике зритель джарменовского «шедевра» узнает очень мало, а потому приведённая оценка фильма выглядит неоправданно завышенной.
В этом образе она появлялась на его полотнах, соединяя в себе небесное и земное. Позднее великий прародитель итальянской оперы был погребён в первом левом приделе собора Фрари близ главного алтаря с «Ассунтой». Гентский алтарь показывает нам совсем другого Адама. За свою жизнь Тициан написал более 100 портретов, полных глубокого психологизма.
Это прежде всего большая внутренняя активность героев, психологическая насыщенность образов, которая проявилась даже в таком созерцательном портрете, как «Портрет молодого человека с перчаткой» (между 1515 и 1520 гг. ). Но осенью 1591 года во время одного скандала произошло убийство. Вот таким образом они щедро отдавали дань всем видам торжеств и театрализованных представлений от освященных церковью христианских праздников до церемонии «обручения с морем» венецианского дожа, главы Республики. Огромное впечатление производит фигура Адама. Термином «Северное Возрождение» принято называть искусство стран, расположенных севернее Италии, рубежа XV–XVI веков.
Он писал портреты венецианских вельмож, духовных лиц и даже королей. Но более всего он страдал от своей неустроенности и вынужденного бездействия.
В исполняемых им мелодиях передавался сам дух Венеции. Пренебрегая сложившимися традициями, он изобразил Богоматерь, стремительно поднимавшуюся в небесах к Божьему престолу в окружении целого сомна ангелов. В этом произведении Тициан демонстрирует свой, уже зрелый колористический талант.
Для него он создал свою «Венеру», решительно переосмыслив образ богини красоты на свой «венецианский» лад. Любое посягательство на неё каралось смертной казнью. Тициана считают подлинным реформатором живописи — исключительным богатством и многообразием своих колористических достижений именно он показал огромные возможности цвета как средства художественной выразительности новой живописи. Разгул преступности вынуждал его быть готовым к самым неожиданным сюрпризам и не расставаться со шпагой и кинжалом — напомним, что холодным оружием он владел отменно. И ангелов парящих полукругНад бренностью победу воспевает.
Большая удача, что в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина есть картины Тициана. Хотя, без сомнения, у братьев были свои секреты. Это отличает ее от полного безысходной скорби позднейшего, мадридского «Положения во гроб» (1559). Бембо знал толк в живописи – на его глазах вырос Рафаэль. С годами эти черты всё сильнее давали о себе знать.
В 1524 году он был посвящен в сан епископа Остийского и стал кардиналом деканом. Установлено, что первоначально Мандзони назвал свой роман «Фермо и Лючия», то есть именами родителей Караваджо, а в лирических отступлениях его повествования, особенно когда автор живописует картины природы Ломбардии, отдельные страницы живо напоминают некоторые пейзажи и натюрморты кисти Караваджо. «Ассунта» Тициана произвела на него сильное впечатление, он обратил внимание на редкостный талант молодого венецианца. Джорджоне, ровесник Тициана, сформировался как художник чрезвычайно быстро. Покой и безопасность малышей защищает ангелочек. Род Меризи был довольно многочисленным.
Какой университет он окончил, неизвестно, однако в бреве от 4. 02. 1482 Алессандро Фарнезе, состоявший тогда в должности апостольского писца, назван магистром. Сам Карл V неплохо рисовал и любил наблюдать за тем, как работает Тициан. Тициан женился в 1525 году, когда ему было далеко за тридцать. Этому взору доступно то, что скрыто от других. Воспоминания детства» называет «отцовским комплексом», видя в ней признак гомосексуализма. Сначала работал ученик, потом подмастерье, а затем уже мастеровой.
Этот рассказ Мюссе лишен исторической достоверности, так как Мюссе пишет, что в Болонье в то время император Карл V встречался с Папой Римским Павлом III (Павел III стал Папой лишь 13 октября 1534 года, а Тициан находился в Болонье с ноября 1532 по март 1533).
На боковой стенке бассейна был выбит барельеф с соответствующей сценой из «Метаморфоз» Овидия и герб рода Аурелио. их не было. Гигантским напряжением внутренних сил поражает могучая статуя «Моисея», предназначавшаяся для этого незавершенного ансамбля. 10 мая 1533 года Карл V возвел Тициана в дворянское достоинство. О событиях Успения и погребения Богородицы известно из нескольких апокрифов: «Сказании об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Сказании» Псевдо-Иосифа, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского».
Он обратился к популярной в Венеции поэме «Алозанцы», автором которой был его покровитель кардинал Пьетро Бембо. Tiziano Vecellio (1488-90 — 1576)Уроженец заштатного городка Кадоре в Доломитовых Альпах на самой северной окраине венецианских земель, он был привезен в Венецию в десятилетнем возрасте. Расставание было сердечным и грустным.
Второй раз Тициан так и не женился. В полотне «Венера Урбинская» (1538 г. ) использован изобразительный мотив «Спящей Венеры» Джорджоне. Обратный путь в Милан и родные места был отрезан. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Там упоминался знаменитый «Пир» Платона и его теория возвышенной «платонической» любви.
Однако за многообразием эмоциональных реакций стоит тонкий художественный расчет, вся «оркестровка» различныхмотивов проведена безукоризненно точно, так что в итоге разрозненные поначалу мотивы сливаются в единую мощную по звучанию драматическую тему, кульминацией которой служит вознесение Богородицы к вечной жизни и ее соединение с Творцом. «Ариосто», «Портрет молодого человека с перчаткой», «Портрет англичанина», «Мужчина в красной шапке» явились подлинным искусством «ritratto damina» — портрета души. Дома их ждал непочатый край дел.
И характерно, что именно эту картину он, по преданию, держал в руках на смертном одре. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. Скудные свидетельства о кончине Божией Матери начинают появляться у отдельных церковных писателей только после IVв. 2 О событиях Успения и погребения Богородицы известно из нескольких апокрифов: «Сказании об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Сказании» Псевдо-Иосифа, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского». Позднее, уже в XIX веке, французский писатель Альфред де Мюссе в своем рассказе «Сын Тициана» украсил пребывание Тициана в Болонье легендарными подробностями, в частности, что Карл V якобы на глазах у изумленных придворных поднял кисть, оброненную Тицианом, сказав: «Тициан достоин того, чтобы ему прислуживал император» (le Titien mrite bien dtre servi par Csar).
По составляющим рецепта нетрудно было отследить географию венецианской торговли. Толпятся, тянут вверх руки, падают на колени, молятся. Бавон Гентский (Bavo, Baaf около 589 – 1 октября 634), святой – монах-отшельник.
Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Холст прочен, он хорошо выдерживал влажность и разность температур. К тому времени уже не было в живых главного «цензора» и непримиримого борца с ересью архиепископа Карло Борромео и для многих художников настала пора относительной свободы, поскольку у испанских наместников руки до искусства не доходили. Там девицы обслуживают всех, невзирая на возраст.
Английский режиссёр, к сожалению, не понял совершённой Караваджо революции в искусстве. Апокрифы эти все достаточно поздние V—VI век и отличаются друг от друга содержанием. Сперва Юбилейный год отмечался раз в столетие, но по мере роста аппетитов Ватикана это событие стали отмечать каждые 25 лет. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Его жену звали Чечилия. Когда Тициан был молод, он все делал сам, даже грунтовал холст. Куда более разумно поступил Саймон Шама, автор документальной ленты «Сила искусства», показанной Би-би-си.
В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Не остался в стороне и кинематограф. Модель, которая позировала Тициану для «Венеры Урбинской», стала его новой сердечной привязанностью.
Особенно обаятельна головка мальчика. В этой картине много новаторских решений. Например, взять хотя бы «Тайную вечерю» Тинторетто в церкви Сан-Паоло. Но раз это стало так престижно, можно было написать и на эту тему, только не забыть бы еще «Гиперэротомахию Полифема», поэму Франческо Колонны.
Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов. Оставшись без отца в пятилетнем возрасте, он обожал мать и был к ней сильно привязан. Св. Но однажды, проснувшись утром, он обнаружил, что его кошелёк пуст. Семейство Арнольфини было одним из богатейших семейств Гента. Тогда по известной поговорке все дороги действительно вели в Рим.
Это занимательное чтиво выдержало двадцать пять изданий. Ранние биографии называют учителем Яна его старшего брата – живописца Хуберта ван Эйка (около 1370–1426). Есть даже мнение, бытующее в среде искусствоведов, что Хуберта ван Эйка вообще не существовало.
Шедевром его малой пластики стала золотая солонка, созданная по заказу французского короля Франциска I. Типично маньеристической работой была его бронзовая скульптура «Персей». Другим знаковым откровением, сыгравшим немаловажную роль в его становлении как художника, была картина Алессандро Бонвичино по прозвищу Моретто «Обращение Савла» в церкви Сан-Чельсо, которая привлекла юношу смелостью композиционного решения. Дома их ждал непочатый край дел. В первой (ее ярким представителем был Якопо Сансовино) долго сохранялись ренессансные традиции, ее отличало тяготение к декоративности. Тут же, на лугу, паслось стадо овец, шла охота на кроликов, «под сенью дерев» целовались влюбленные. Но, видно, «венецианка» с трудом поддавалась увещеваниям богини.
Он прожил по тем временам очень долгую жизнь, почти 90 лет. Юношу взяла оторопь при виде столь необычной композиции и ослепляющего света. Для юного Меризи тициановская работа стала подлинным открытием, глубоко поразившим его воображение. Встречая на своем пути молодую красивую женщину, он влюблялся в нее и обращал в богиню. С дипломатическими поручениями посетил Испанию (1427) и Португалию (1428–1429). О Караваджо-художнике зритель джарменовского «шедевра» узнает очень мало, а потому приведённая оценка фильма выглядит неоправданно завышенной. Его среди главных персонажей упоминал Кастильоне в своей книге «Cortegiano» — «Придворный». Епифаний Кипрский пишет: «Пусть исследуют Писания и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена». Лючия верила в счастливую звезду своего любимца и продолжала баловать его, ни в чём не смея отказать и призывая сына только быть более сдержанным с людьми и благоразумным.
Ему ещё не приходилось лицезреть подобного пиршества красок, особенно поражающего в монументальной «Ассунте» со смелыми ракурсами почти трёхметровых рельефных фигур страждущих апостолов. Портретный жанр сделал Тициана европейским королем живописи. Это складень и раньше его створки открывались только на праздники. Его фигура не только композиционный, но и динамический центр картины.
В конце первого десятилетия XVI века Венецию ожидали серьезные испытания. Это были самые чёрные годы в истории Милана, когда всеми делами в городе и провинции заправлял наместник мадридского двора, которому подчинялся гарнизон из семисот наёмных солдат.
С 1430 года жил в Брюгге. Говорили, что с годами старик стал ещё более капризен и нетерпим в общении, растеряв последних друзей. Верхняя часть картины озарена золотистым ярким светом.
Ему ещё не приходилось лицезреть подобного пиршества красок, особенно поражающего в монументальной «Ассунте» со смелыми ракурсами почти трёхметровых рельефных фигур страждущих апостолов. Таковы сумрачные и грозные тона заката в «Положении во гроб», бурный вихрь, колеблющий деревья, в «Убиении св. Творчество Яна ван Эйка открывает эпоху Северного Возрождения. ит.
Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Точнее – «венецианская», поскольку статные золотоволосые красавицы заполняли полотна живописцев Венеции еще со времен Карпаччо. Наоборот, живописная гамма выступает в полной гармонии с яркими, красочными и выразительными характерами изображенных персонажей.
Точнее – «венецианская», поскольку статные золотоволосые красавицы заполняли полотна живописцев Венеции еще со времен Карпаччо. Для передовой культуры Венеции было характерно при этом относительно независимое положение виднейших деятелей культуры их высокий интеллектуальный престиж. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Одним из главных центров ренессансного искусства уже в начале XVI в. стала Венеция.
У него появилась подружка Антонина даль Поццо, у которой он часто оставался на ночь. Марка. Любовь «земная и небесная» слились в нем и его творениях воедино.
Однако существует также версия, что это автопортрет Тициана. Гуммиарабик привозили из Северной Африки, хну – через Персию из далекой Индии. Для них он создавал свои самые блистательные портретные шедевры. Недаром в Апокалипсисе говорится: «Михаил и его ангелы сражались с драконом. В начале XVI века она продолжала царить на Средиземноморье. Для своего времени Петерцано был педагогом передовых взглядов.
Работа имела большой успех. В центре композиции молодой человек увлеченно играет на музыкальном инструменте. Это был символ чувственной плотской любви и счастливого супружества в облике реальной земной женщины. Картина дошла до нас в своём первозданном виде. Тициан работал в очень многих жанрах, но особое место в его творчестве занимал портрет.
Одной из характерных примет придворной культуры, особенно с середины XVI в. стало прямое вмешательство в художественную жизнь правителей абсолютистского типа (во Флоренции, Мантуе, Ферраре, Риме, Неаполе) с целью использования архитектуры и изобразительного искусства для прославления своих режимов. Один из сыновей – Орацио – был рядом с ним всю жизнь, работал в его мастерской и никогда не оставлял отца. Разве ощущается здесь влияние Античности. С годами эти черты всё сильнее давали о себе знать.
Он родился в небольшом городке в Тирольских Альпах. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Получив от матери деньги, он тут же тратил их на гульбу. Но, видно, «венецианка» с трудом поддавалась увещеваниям богини.
Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Появившееся в IX веке апокрифическое послание Псевдо-Иеронима говорило о вознесении души (но не тела) Марии на небо и посмертной нетленности её тела. После полученного от Венеции потрясения Верона оставила его равнодушным, навевая тоску провинциальной скукой, не в пример Шекспиру, который из своего туманного Альбиона проникся такой любовью к далёкой солнечной Вероне, что ярко описал её не только в «Ромео и Джульетте», но и в романтической комедии «Два веронца» там великий драматург допустил географический ляпсус, описав, как его влюблённые герои «приплыли» туда из Милана. Уже современники воспринимали этот образ как символ свободолюбия.
Все это способствовало необыкновенному подъему именно станковой живописи в Венеции. После полученного от Венеции потрясения Верона оставила его равнодушным, навевая тоску провинциальной скукой, не в пример Шекспиру, который из своего туманного Альбиона проникся такой любовью к далёкой солнечной Вероне, что ярко описал её не только в «Ромео и Джульетте», но и в романтической комедии «Два веронца» там великий драматург допустил географический ляпсус, описав, как его влюблённые герои «приплыли» туда из Милана. Как-то Петерцано привёл ученика в доминиканский монастырь Санта-Мария делле Грацие, где в одном из церковных приделов показал работу своего прославленного учителя «Коронование терновым венцом». Среди ранних работ особенно следует выделить «Портрет мужчины в платье с синими рукавами» («Людовико Ариосто», около 1510, Национальная галерея, Лондон), на котором герой опирается на парапет с инициалами «T. V».
Выдающимся венецианским художником Позднего Возрождения был Якопо Тинторетто (1518—1594). Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Также, как символ целомудрия, кротости и смирения, Агнец является иконографическим атрибутом многих святых, в том числе и Иоанна Крестителя. Термин «ars nova» (новое искусство), предложенный историком и теоретиком искусства Эрвином Панофским в его книге «Ранняя нидерландская живопись» (1953), гораздо лучше характеризует это необыкновенное явление, давшее миру такие имена, как Ян ван Эйк, Иероним Босх, Ганс Гольбейн, Питер Брейгель Старший и Питер Брейгель Младший.
20 апреля 1573 года им была закончена картина «Тайная вечеря» для трапезной при храме Сан-Дзаниполо вместо сгоревшей там при пожаре одноименной картины Тициана, который, сославшись на занятость, отказался повторить утраченное. Недаром в Апокалипсисе говорится: «Михаил и его ангелы сражались с драконом. Да и что греха таить, ученик совсем от рук отбился, стал дерзок и неуправляем.
Он считался учеником Тициана и ставил подпись Titiani alumnus под картинами, написанными, по отзывам современников, «легко и элегантно». Но не следует забывать другое. Дворцы и виллы Медичи, в архитектуре и декоре которых черты маньеризма сочетались с традициями Кватроченто, должны были служить репрезентативным целям, подчеркивать величие и богатство правителей. Павел III возвел в кардиналы таких талантливых и целеустремленных людей, как Гаспаре Контарини, Марчелло Червини (будущий Папа Марцелл II), Реджинальд Пол, Якопо Садолето, которые были способны осуществить эти реформы. На лицах у апостолов испуг, На радость поменявшись исчезает.
Спустя два года Павел III пригласил Тициана в Рим, чтобы тот сделал еще один его портрет. С этого времени на его картинах все чаще и чаще стал появляться облик молодой цветущей женщины с обольстительными формами, глубокими темными глазами и румяным лицом, схожим с «венецианкой», написанной для Аурелио. «Гиперэротомахия» — «Битва Любви в сновидениях Полифема» — была, как считал Тициан, ближе Аурелио в его состоянии — не трудно было догадаться, какие сны того одолевали. Отныне он должен был жить в чужом доме вместе с ватагой крикливых и нечистых на руку подростков, которыми помыкали подмастерья, щедрые на подзатыльники и затрещины. их не было. Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии.
В Венеции был – Тициан.
В то время тот работал над мозаиками собора Св. Напротив, в левой части картины, под густой кроной дерева расположилась влюбленная пара. Нет «джорджоневской тишины» и в его «Вакханалиях», в частности в «Вакхе и Ариадне» (1532). Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте).
Природа гор, красота и суровость этого края наложили сильный отпечаток на его характер. 1477 или 1480—1576). Своего рода продолжением предыдущего произведения является полотно «Прерванный концерт» (около 1510, Палаццо Питти, Флоренция), основная идея которого также состоит в том, что в возвышенный мир искусства, красоты и любви всегда может ворваться действительность в самом неожиданном образе. Венеция дала миру много великолепных художников.
Такому желанию мог бы пособить Петерцано, знакомый со многими венецианскими мастерами. Они заставили будущего художника после внимательного их рассмотрения глубоко задуматься. Апокрифы эти все достаточно поздние (V—VI век) и отличаются друг от друга содержанием.
Создавший в 1510—1540-е годы обширную портретную галерею, он, видимо, утрачивает интерес к портрету и обращается теперь к этому жанру крайне редко. Ему захотелось во что бы то ни стало посетить мастерскую этого «трудолюбивого муравья», как назвал Тинторетто без тени злого умысла историк венецианского искусства всезнающий Боскини. Он был вне подозрений. А что возрождается в Нидерландах, Фландрии, в Германии.
Более мерзопакостное зрелище под чарующие звуки музыки Чайковского трудно даже вообразить. Но в 1560-е годы, когда была написана «Кающаяся Мария Магдалина», мироощущение Тициана изменилось. Тематика его произведений исключительно широка и разнообразна: от полотен с персонажами античной мифологии («Венера Урбинская», «Вакх и Ариадна», «Даная») и аллегорических картин («Любовь земная и небесная») до грандиозных алтарных образов («Ассунта» — «Вознесение Мадонны») и драматизма поздних работ («Коронование терновым венцом», «Св. Его успехи в фехтовании вызывали одобрение учителя и восхищение неуклюжего Муцио.
Но почему Возрождение. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. На первом мы видим апостолов.
Укажем на ещё одно загадочное совпадение. Картина произвела ошеломляющее впечатление на венецианцев и вызвала немало споров. Приходили в упадок когда-то процветавшие торговля и ремёсла. К моменту официального оформления церковного брака у них уже было двое детей. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). их не было. Он полон силы и решимости встретить свою судьбу и взять на себя ответственность за женщину, которая будет изгнана из рая вместе с ним.
«Золотоволосость» венецианок была искусственной – соотечественницы Дездемоны (не исключено, что и она тоже) волосы попросту красили. Ее сюжет частично использовал Джорджоне в своей «Венере». В 1520 году для церкви Святого Франциска в Анконе создается «Пала Гоцци» с Мадонной, святым Франциском и святым Альвизием, написанным с заказчика. Гуммиарабик привозили из Северной Африки, хну – через Персию из далекой Индии.
С того места открывается вид на острова Мурано и другие прекраснейшие места. Вот как описывает очевидец один из вечеров, проведенных Тицианом с друзьями. С 1425 года работал при дворе герцога Бургундского Филиппа Доброго в Лилле и Брюгге. Это был очень гордый, мужественный, цельный человек. Остановились в гостевом доме при францисканском монастыре Санта-Мария Глориоза деи Фрари, где в величественном готическом соборе покоится прах Тициана и находятся два его творения — «Вознесение Богородицы» или «Ассунта» и «Алтарь Пезаро».
Осталось найти себе влиятельных и богатых покровителей. Однако он хорошо помнил слова мудрого Леонардо о том, что «жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя» и вот таким образом терпимо относился к странностям юнца и его не поддающимся порой объяснению дерзким поступкам. На заднем плане сидит старец с черепами в руках. Свое обучение начал у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато.
Из-под земли едва-едва пробивается молодая трава. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В образе Богоматери нет обычного смирения, весь ее облик выражает ликование и порыв. В этом отношении жизнь природы соподчинена человеку, который еще остается «господином мира». Венецианские художники отличались особенным оптимизмом и чувственным восприятием мира.
В Венеции был – Тициан. Такое ему приходилось видеть и раньше.
Маньеристы стремятся своим искусством уже не «подражать натуре», а «превзойти ее». В Великом герцогстве Тосканском, столицей которого была Флоренция, при Козимо I Медичи (1537—1573) и его преемниках происходила унификация различных сфер жизни — от манеры поведения и моды до идейных позиций, вольномыслие не допускалось.
С этого времени на его картинах все чаще и чаще стал появляться облик молодой цветущей женщины с обольстительными формами, глубокими темными глазами и румяным лицом, схожим с «венецианкой», написанной для Аурелио. Обнаженная красавица, по-видимому, сама Венера, уговаривала «венецианку» сдаться всепобеждающему чувству любви и обещала тихие радости супружества, которые олицетворяли картины мирной сельской жизни у нее за спиной, в первую очередь кролики – старинный символ плодородия.
Со временем эти черты характера талантливого юноши (а характер человека — это, как правило, его судьба) обострялись и проявлялись всё сильнее, особенно под действием алкоголя. И жест её рук одухотворён –Она их в небо радостно возносит. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Вместе с младшим братом он пропадал там часами. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание.
Возможно, он и не ставил перед собой такой задачи, приступая к съёмкам. 2 О событиях Успения и погребения Богородицы известно из нескольких апокрифов: «Сказании об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Сказании» Псевдо-Иосифа, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского». В этих произведениях состояние природы как бы вызвано действием и страстями людей.
Он был оптимист и доверял своим ощущениям, не теряя при этом трезвости прагматика.
Этого спокойствия и утонченной созерцательности нет в его «Ассунте» — «Вознесении Марии» (1518 церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари в Венеции). Богатство Республики росло. Но и она, вступая во взаимодействие с «высокой» культурой, давала новые всходы в музыке и танце, театре, литературе, праздничных действах.
Оставалось только одно — направиться на берега Тибра. Лучшие представители интеллигенции, складывающейся в особую социальную прослойку, образовывали тесно спаянный кружок, одним из виднейших представителей которого и был Тициан к нему был близок Аретино, родоначальник журналистики, писатель, публицист, «гроза тиранов», а также Якопо Сансовино. И он был прав. Дом его сделался одним из самых богатых и посещаемых в Венеции. Епифаний Кипрский пишет: «Пусть исследуют Писания и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена»Скудные свидетельства о кончине Божией Матери начинают появляться у отдельных церковных писателей только после IV в. О событиях Успения и погребения Богородицы известно из нескольких апокрифов: «Сказании об Успенини Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Сказании» Псевдо-Иосифа, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского».
Его работоспособность была чудовищной. Но раз это стало так престижно, можно было написать и на эту тему, только не забыть бы еще «Гиперэротомахию Полифема», поэму Франческо Колонны. То же относится и в значительной мере к театру и литературе.
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346). По этому поводу биограф Беллори, не любивший Караваджо и всячески его поносивший, язвительно заметил: «Он забился в погреб и не знает, как из него выбраться».
Однако за многообразием эмоциональных реакций стоит тонкий художественный расчет, вся «оркестровка» различныхмотивов проведена безукоризненно точно, так что в итоге разрозненные поначалу мотивы сливаются в единую мощную по звучанию драматическую тему, кульминацией которой служит вознесение Богородицы к вечной жизни и ее соединение с Творцом. Ничего путного не лезло в голову, чтобы предпринять что-то и отвести от себя беду. Люди в нижней части композиции, словно зачарованные, следят за ее движением. И ангельский звучит всё громче хор, Марии восхваляя Вознесенье. Два ангела парят с Всевышним рядом.
Св. Их было тогда трое в Венеции, самых знаменитых представителей «изящных искусств»: он, Тициан, Пьетро Аретино, блестящий писатель-памфлетист, обладавший неуемным характером и сочным язвительным языком сатирика и Якопо Сансовино прославленный архитектор, украсивший берега Большого Канала фасадами своих великолепных творений. Апокрифы эти все достаточно поздние (V—VI век) и отличаются друг от друга содержанием3.
Вместе с ним был арестован и Франческо Борромео, муж Лауры. Художник ничего не стал «исправлять» на огромном полотне размером 5, 5x12, 8 метра, дав ему лишь новое название «Пир в доме Левия», которое всех устроило, а дотошный дознаватель вскоре был отозван в Рим, где его ждали новые дела и назначения. Находясь под железной пятой испанцев, Милан был олицетворением насилия и беззакония. Она расположена на Кампо деи Фрари в центре района Сан Поло. Петра-мученика» (1528—1530) примечательна новая ступень, достигнутая Тицианом в передаче связи настроения природы с переживаниями изображенных героев.
Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). В скульптуре XVI в. доминируют две школы — венецианская и римско-тосканская. Все, конечно, помнят эрмитажную «Кающуюся Марию Магдалину», которая является творением уже зрелого художника. После смерти Чечилии Тициан больше не женился. Сам Тициан женился только через десять лет после описываемых событий. Заказы богатых венецианских нобилей, послов, аккредитованных в Республике, многочисленных «скуол» — городских корпоративных и религиозных объединений чередовались с работой над портретами итальянских вельмож из сопредельных с Венецией земель.
В обширной портретной галерее перед нами проходит череда ярких, неповторимых личностей, сильных и властных характеров, тонких, наделенных богатством духовной жизни натур. Вот таким образом ему постоянно приходилось быть настороже. Мать, бабушка и две тётки-вековухи лелеяли и холили первенца-любимца, то и дело причитая и охая, если не дай бог мальчуган пытался залезть на дерево или брал в руки ножик, чтобы обстругать палку. Первая работа Кановы исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, — «Тесей и Минотавр» (1781-1783, Лондон, музей Виктории и Альберта). В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Новые морские пути еще только-только осваивались.
Широчайшим пластом культурной жизни Италии XVI в. оставалась народная культура города и деревни с ее прочно устоявшимися традициями. Она включала и связывала друг с другом практически все виды художественного творчества. Апокрифы эти все достаточно поздние (V—VI век) и отличаются друг от друга содержанием3. И наконец, его можно было свернуть. Всё это не могло не беспокоить осторожного в суждениях наставника. О его внешности можно судить по добротному автопортрету с кистью в руке — бледное лицо оживляет белоснежное жабо по испанской моде (Галерея Брера, Милан).
На причале венецианские друзья устроили им проводы. В конце жизни он основал аббатство близ города Гента, где и скончался. Тинторетто был также автором больших декоративных работ, в которых уже ощутимы тенденции, ведущие к искусству следующего столетия, к барокко («Голгофа», «Рай», «Тайная вечеря»). Обратный путь в Милан и родные места был отрезан. Его кисть рождала шедевр за шедевром.
Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. —редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага). В Болонье Карл V оказывал Тициану особые знаки внимания (например, совершал вместе с ним прогулки верхом), что вызывало зависть придворных. Этот второй портрет Павла III работы Тициана был так схож с оригиналом, что, как сообщает Джорджо Вазари в письме к своему другу Бенедетто Варки от 12 февраля 1547 года, «когда прохожие видели портрет, освещенный лучами солнца в окне папского дворца, они кланялись ему, думая, что видят самого Папу». Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT».
Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. (по другим данным, 1488/1490) в Пьеве-ди-Кадоре около Венеции, умер 27 августа 1576 года в Венеции. Венеция времен Тициана была одним из центров передовой культуры и науки своего времени. Более того, «Ассунту» отличает героически монументальный характер всего ее образного строя. Если хотелось, чтобы волосы стали рыжими, в состав добавляли хну.
В те годы большим успехом пользовалось любопытное сочинение Томмазо Гарцони со странным названием «Универсальная площадь всех мировых профессий», появившееся в 1585 году. Душа — навсегда — живописи. Палитра Гентского алтаря богата и полнозвучна. Веронезе принадлежит немало декоративных панно и фресок во дворцах, виллах, церквах украшал он и Дворец дожей («Триумф Венеции»).
Вся картина яркая, эмоциональная и завораживающая. Он навсегда расстался с миром своего детства и юности. Например, весной 2007 года в рамках Международного театрального фестиваля на сцене чеховского МХТ была дана версия «Лебединого озера», в которой все партии лебедей исполняли танцоры мужчины в пачках и кроссовках. Мария на картине не летит, Хотя вверх руки крыльями вздымает, Торжественно на облаке стоит, А то её на небо поднимает, Где на престоле видится нам Бог.
Но дерзкому юнцу многое прощалось за его удивительную одарённость и способность схватывать на лету всё новое. Расставание было сердечным и грустным. По всем дорогам бродили разбойничьи шайки так называемых bravi, состоящие из разорившихся ремесленников и крестьян. В образе античной богини сразу же узнается венецианка в интерьере XVI века. Этот цикл, в котором античный мир предстает полным праздничности, ликующей радости бытия, чувственной прелести, воплощает новое для Италии прочтение античности.
Сказка кончилась — впереди тягучая проза жизни. В начале 1592 года из Рима пришла весть об избрании нового понтифика. Их не смог разглядеть даже Вазари, побывавший в Венеции спустя сорок лет после написания этих фресок.
Юный Меризи не единожды заходил в собор ранним утром до начала службы, чтобы постоять перед «Ассунтой». В жены он взял себе дочь скромного цирюльника Чичилию да Кастельболоньезе. Искать защиты было не у кого, а из Рима помощи никакой, поскольку для Ватикана испанское присутствие в Милане являлось надёжным щитом против проникновения протестантской заразы из-за Альп и он вынужден был закрывать глаза на беззаконие и зло, чинимое испанцами. Присутствуют на картине и красные тона. Новаторство Тициана сказалось в самых разных формах и жанрах живописи. На раме Гентского алтаря написано, что работу над ним начал Хуберт ван Эйк, художник, «величайший из всех» и это вся информация о старшем ван Эйке, которой мы располагаем.
Одним из самых крупных художников Возрождения в Венеции и выдающимся колористом был Паоло Веронезе (1528—1588). По-видимому, сводная сестра Маргарита уже была к тому времени замужем, получив свою долю в качестве приданого и ни на что не могла претендовать. О его внешности можно судить по добротному автопортрету с кистью в руке — бледное лицо оживляет белоснежное жабо по испанской моде (Галерея Брера, Милан). Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам — в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция).
В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Очень дорого стоили краски, содержание мастерской, работа подмастерьев. Впрочем, полного консенсуса по этому вопросу нет: американский искусствовед Анна ван Бюрен (1927–2008) считает Хуберта ван Эйка реальным персонажем. Но Тициан – это та величина, без которой рассказ об эпохе Возрождения был бы неполон. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам.
Оказавшись не у дел в Венеции, задумался об отъезде и Микеланджело Меризи. Внизу вместе с прихожанами взирали на нее потрясенные апостолы. Там девицы обслуживают всех, невзирая на возраст.
Есть серия женских портретов («Женщина перед зеркалом», «Флора», «Саломея» и др. ), на которых, по одной из версий изображена жена Тициана. В молодости Бембо входил в «кружок интеллектуалов» при дворе герцога Урбинского. Никогда прежде церковные каноны не были трактованы так смело, с такой экспрессией. принадлежала ордену францисканцев, официальное название которого было «Меньшие братья», а на венецианском диалекте слово «frari» – означает «братья». Это и Джорджоне и Веронезе. Будущая картина должна была повлиять на решение красавицы.
Облаченный в воинские доспехи император верхом на вороном коне неторопливо выезжает на большую поляну — это начало дня кровопролитной битвы под Мюльбергом, где имперские войска одержали победу над князьями-лютеранами. Ассунта Тициана полна героического пафоса. Он очень заботливо относился к своим детям. Само это празднество получило название «карнавал» от итальянского слова came — мясо, когда наступает мясоед перед Великим постом, пора поголовного обжорства и пьянства.
Эта картина воспринимается как взволнованный гимн красоте и силе утверждающего себя человеческого чувства. Образ Магдалины, по-видимому, созвучен тем переживаниям, которые он испытал. Эта ясная и глубокая одухотворенность чувствуется в фигурах и алтарной композиции «Мадонна Пезаро» (1519—1526 церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари).
В ней мастер сумел наделить участников этой, казалось бы, только парадной сцены богатой духовной жизнью, ясным равновесием душевных сил. Само это празднество получило название «карнавал» от итальянского слова came — мясо, когда наступает мясоед перед Великим постом, пора поголовного обжорства и пьянства. Постижение Небесной любви, воплощения гармонии и мирового разума, через Любовь земную было одним из излюбленных тезисов ренессансной неоплатонической философии.
У них над головами большое облако, на котором стоит Богородица. Неизвестно, где он шатается допоздна. Наставник не раз замечал, как хвативший лишку ученик возвращался с синяками или подбитым глазом после ночных загулов.
По составляющим рецепта нетрудно было отследить географию венецианской торговли. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). На волне успеха «Ассунты», Тициан получает множество заказов – как на родине, так и за границей – на оформление алтарных ниш.
В противоположность супругу, ее лицо исполнено такого благородства и кротости, что вызывает ассоциацию с ликом Богоматери. Тициана больше всего привлекали люди с богатством и сложностью своего внутреннего мира. Художник ничего не стал «исправлять» на огромном полотне размером 5, 5x12, 8 метра, дав ему лишь новое название «Пир в доме Левия», которое всех устроило, а дотошный дознаватель вскоре был отозван в Рим, где его ждали новые дела и назначения.
На сей раз его заказчиком стал Гвидобальдо делла Ровере, будущий герцог Урбинский.
Каковы бы ни были рассуждения психоаналитиков об «отцовском комплексе» по Фрейду, похоже, что женский пол почти не интересовал юного Микеланджело, оставляя его равнодушным. Что послужило причиной такой длительной отсрочки их брачного союза.
Понятие «тициановская женщина» пришло к нам из XIV века. Что удалось ему в стихах, Тициан воплотил на картине. Другим знаковым откровением, сыгравшим немаловажную роль в его становлении как художника, была картина Алессандро Бонвичино по прозвищу Моретто «Обращение Савла» в церкви Сан-Чельсо, которая привлекла юношу смелостью композиционного решения. Дело в том, что на картину зарились некоторые коронованные особы и сребролюбивый настоятель собора уже готов был им уступить. Она дала о себе знать в некоторых работах на религиозные сюжеты, в частности в его «Бичевании Христа», где в полной мере отразились сильные впечатления детства. Все они были для него «Le Belle» — «красавицами», олицетворявшими чувственную прелесть любимой Венеции, воплощением светлой жизненной радости.
Великий современник Шекспир ещё не написал «Ромео и Джульетту» и, стало быть, не успел поселить в Вероне своих влюблённых героев, которые позже обессмертили её своим присутствием, заставив городские власти изрядно пофантазировать, чтобы поддержать романтический миф. Относительно письменных святоотеческих свидетельств о кончине Божией Матери существует твёрдое убеждение, что до IVв. К этой теме Тициан еще вернется в своей более поздней работе «Аллегория времени и разума», к которой мы обратимся в следующих главах. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). В ту пору любые поездки были далеко не безопасны. Они обеспечивали ему относительную независимость и он научился их зарабатывать. 20 апреля 1573 года им была закончена картина «Тайная вечеря» для трапезной при храме Сан-Дзаниполо вместо сгоревшей там при пожаре одноименной картины Тициана, который, сославшись на занятость, отказался повторить утраченное. В то время тот работал над мозаиками собора Св. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной.
На первом мы видим апостолов. Он работал во Флоренции, Риме, ряде других городов Италии, а также в Париже. С поэтом Людовико Ариосто художник был очень дружен. В 1515 году Рафаэль неожиданно бросает все заказы в Риме и уезжает в небольшой городок Пьяченце. Одним из таких явлений стало возникновение различных академий — литературных, научных, художественных, музыкальных. Здесь он присоединился к группе художников и знатоков античной культуры, чьи работы и исследования способствовали зарождению нового художественного направления, ориентированного на подражание классическому искусству древности.
Он вечно нуждался и залезал в долги. По этому поводу биограф Беллори, не любивший Караваджо и всячески его поносивший, язвительно заметил: «Он забился в погреб и не знает, как из него выбраться». Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Только золототысячник сорняком произрастал в Италии повсюду. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». В связи с Венецией некоторые исследователи усматривают в живописи Караваджо сильное влияние искусства Джорджоне.
В те годы большим успехом пользовалось любопытное сочинение Томмазо Гарцони со странным названием «Универсальная площадь всех мировых профессий», появившееся в 1585 году. У каждого из них светлеет взор, Проходят и тревога и волненье. Такому желанию мог бы пособить Петерцано, знакомый со многими венецианскими мастерами. С этой картины началась его слава лучшего колориста Италии. Подростком перешел в мастерскую к братьям Беллини. Себастьян»).
Но, как отмечает писатель-моралист, чтобы картина не вызывала нареканий со стороны официальной цензуры и была продана, в ней должно быть соблюдено непременное требование — «никакой откровенной похабщины с наглыми фавнами, восседающими верхом на нимфах или похотливыми сатирами, бесстыдно ублажающими охочих до любви пышнотелых богинь, а тем паче не должно быть на картине святых обоего пола изображённых в непотребных позах»14.
Епифаний Кипрский пишет: «Пусть исследуют Писания и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена». Посещение Бергамо, Брешии и Кремоны произвело неизгладимое впечатление на юного ученика. Агнец в христианской иконографии, как правило, обозначает Иисуса Христа. Ее назвали «Виоланта» — на одном из портретов вырез ее платья был украшен букетиком фиалок.
Яркие складки ее одежд полны динамики и движения. Они ничем не отличаются от людей. Остановились в гостевом доме при францисканском монастыре Санта-Мария Глориоза деи Фрари, где в величественном готическом соборе покоится прах Тициана и находятся два его творения — «Вознесение Богородицы» или «Ассунта» и «Алтарь Пезаро». И действительно из внимательного рассмотрения картины явствует, что речь идёт о «браке левой руки». Это торжество Матери, которая стремится к Сыну и перед ней нет никаких преград.
Но рассказ о «судьбе и личности» заслонил в фильме самое главное, чем ценен мастер, — его новаторское искусство. Вместе с Амандом он странствовал и проповедовал во Франции и Фландрии. Но Тинторетто нездоровилось и он никого не принимал. Имя его стало известным. Видевший картину Вазари пишет: «Это самая совершенная композиция из всего того, что когда-либо было создано Тицианом»11.
«Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Лишь композиционно она напоминала «Спящую Венеру» Джорджоне.
Размах торговых связей Венеции был огромен. Однако к тому времени они настолько поблекли и увяли, что были почти неразличимы. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Дерево, масло.
В этот период в Венеции были опубликованы труды философа Платона. Он сознательно ограждал свою личную жизнь от любопытных взоров. «Гиперэротомахия» — «Битва Любви в сновидениях Полифема» — была, как считал Тициан, ближе Аурелио в его состоянии — не трудно было догадаться, какие сны того одолевали. Заказы богатых венецианских нобилей, послов, аккредитованных в Республике, многочисленных «скуол» — городских корпоративных и религиозных объединений чередовались с работой над портретами итальянских вельмож из сопредельных с Венецией земель. С другой стороны, он осознавал необходимость проведения реформ в Церкви. Ее взгляд устремлен как бы сквозь зрителей.
В Микеланджело Меризи рано пробудился состязательный дух и желание быть во всём первым. Не стоило Веронезе в целях самозащиты ссылаться на фреску Микеланджело, тем более что к тому времени все обнажённые фигуры «Страшного суда» по решению Тридентского собора в 1563 году были уже «одеты». Он был монументалистом и создателем декоративных ансамблей, мастером грандиозных композиций на темы торжеств и празднеств, в которые он включал изображение персонажей в эффектных костюмах, красочные эпизоды, величественный архитектурный фон («Брак в Кане», «Поклонение волхвов», «Пир в доме Левия» и др. ). На боковой стенке бассейна был выбит барельеф с соответствующей сценой из «Метаморфоз» Овидия и герб рода Аурелио. Произведение «Три возраста мужчины» (1512, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) требует особой трактовки и читать его необходимо справа налево. Первая работа Кановы исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, — «Тесей и Минотавр» (1781-1783, Лондон, музей Виктории и Альберта). Эйк (Eyck) Ян ван – нидерландский художник, один из основоположников искусства Северного Возрождения родился около 1390 года, Маасейк, вблизи Маастрихта (Нидерланды), умер 9. 07. 1441, Брюгге.
Поначалу дела начинающего художника, которому было что сказать в искусстве, складывались неплохо. Павел III (Paulus), Алессандро Фарнезе (Alessandro Farnese)– Папа Римский (13. 10. 1534 – 10. 11. 1549). Их ждет жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока не знают и беззаботно спят. Кстати, о портрете Павла III. «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Это была вторая после Меровингов королевская династия Франции.
Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. К числу его лучших произведений принадлежат «Чудо св. Тициан известен своими полотнами «Венера Урбинская» (1538 год, Уффици, Флоренция), «Даная» (1554 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), алтарной картиной «Вознесение Марии» (1518 год, базилика Фрари, Венеция) и другими шедеврами. В завязавшейся драке он ранил сутенёра ножом и впервые угодил в тюрьму.
Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Тогда по известной поговорке все дороги действительно вели в Рим. Скорее, дело было не в приданом, а в чувствах.
Что же касается Петерцано и его заскучавшего ученика, которому не терпелось вернуться в Милан, то они направились туда в обычном почтовом дилижансе по накатанной веками грунтовой дороге. Вскоре по настоянию Муцио из Милана был выписан опытный учитель фехтования. Таковы были нравы в Ломбардии, жившей под пятой испанцев, ярко описанные в историческом романе классика итальянской литературы Алессандро Мандзони «Обручённые». Им стал Климент VIII. Лучшие флорентийские мастера середины и второй половины XVI в. (Дж. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета.
Скорее, дело было не в приданом, а в чувствах. Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. Например, весной 2007 года в рамках Международного театрального фестиваля на сцене чеховского МХТ была дана версия «Лебединого озера», в которой все партии лебедей исполняли танцоры мужчины в пачках и кроссовках. В море ей угрожали только турки-османы и шайки разбойников-пиратов. Сдержанно горячий колорит картины, мощь движений и сила чувства крепких мужественных людей, несущих тело павшего, сама компактность композиции, в которой выведенные на первый план фигуры заполняют всю плоскость полотна, придают картине героическое звучание, столь характерное для искусства Высокого Возрождения. Написать алтарный образ было поручено братьям ван Эйк. Такие браки заключались между неравными по социальному положению в обществе супругами.
Послание Псевдо-Августина также говорило о телесном вознесении (и души и тела). Тициан обрел признание и заказчиков в кругах венецианской аристократии. На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном два младенца. Главным произведением Яна ван Эйка является алтарь кафедрального собора Св.
Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Так утверждали венецианские знатоки. Уже в мальчишеских играх проявился его драчливый нрав.
В этой картине художник оставляет традиционную пирамидальную структуру с тем, чтобы избрать плотную диагональную композицию, пронизанную пересечениями взглядов и жестов и помещенную в тень двух огромных колонн.
Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Особенно следует выделить работавших в Милане кремонских мастеров братьев Кампи. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело».
Она протягивает руки к Богу, который находится у нее над головой в присутствии ангелов. Драматизм был мало свойствен его искусству, но и у Веронезе на позднем этапе творчества среди большого числа парадных работ появились также скорбные образы — «Распятие» и «Оплакивание Христа».
Художник пробыл в Болонье с императором до марта 1533 года. Епифаний Кипрский пишет: «Пусть исследуют Писания и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена». Из-за влажного климата в Венеции существовала проблема сохранности картин. Он держится величественно и с достоинством, он понимает свою значимость.
Неизвестно, где он шатается допоздна. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Родился 28 февраля 1468 года в Канино (Италия), умер в Риме. Францисканцы сомневались, стоит ли украшать церковь такой «светской» картиной и купили ее у Тициана лишь по настоянию императора Карла V. Картина была приобретена монастырем в 1518 году и прославила его на весь мир. Ее сопровождают множество маленьких ангелочков.
Но куда там. Его преемником в венецианском искусстве стал Тициан (ок. Францисканцы не вернулись в церковь Фрари и она со времен Наполеона так и остается приходским храмом, хотя и получила от Папы Пия XI статус «малой базилики» в 1926 году. Портретный жанр сделал Тициана европейским королем живописи.
По традиции всё начиналось с поросячьей «корриды» — заранее привезённых свиней держали в специальных загонах на внутреннем дворе Дворца дожей и под звон колоколов как по команде всех разом выпускали на волю. Тициан и сам тогда был влюблен. На ней художник поместил и собственное изображение в нарядном зелёном камзоле.
На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Он был очень доволен работой художника. Оставшись без отца в пятилетнем возрасте, он обожал мать и был к ней сильно привязан.
Но годы общения с Беллини и Джорджоне научили его разбираться в древней и современной литературе. Миланцам ничего не оставалось, как сетовать на горькую участь и скрепя сердце мириться с новыми хозяевами, чья жадность и аппетиты возрастали с каждым днём. Позади него стоит мужчина в возрасте, который прикасается к его плечу, пытаясь остановить. В середине тридцатых годов шестнадцатого столетия в его творчестве получила продолжение тема «любви небесной и земной», начатая им пятнадцать лет назад картиной для Никколо Аурелио. Он навсегда расстался с миром своего детства и юности.
Уже лет с семи он стал вырываться из дома и убегать на строительную площадку, где полным ходом шли работы по возведению огромного храма. Он просто наслаждался ею. Ведь живопись в те времена была удовольствием недешевым. Имя этой женщины осталось неизвестной. Он был старым другом Петерцано и написанная им для церкви Сан-Раффаэле в Милане алтарная картина «Святой Матфей с ангелом» стала отправной точкой для одноименной картины, которую Караваджо напишет в Риме.
Венецианцев особенно привлекали пышность и зрелищность византийских традиций. В конце первого десятилетия XVI века Венецию ожидали серьезные испытания. Как истинный венецианец, он любил деньги и все блага, которые они давали: комфорт, модную одежду изысканную еду, дорогие безделушки.
Тициано Вечеллио (Tiziano Vecellio), в русской традиции более известный как Тициан, – итальянский художник Венецианской школы эпохи Позднего Возрождения родился около 1476–1477гг. Более мерзопакостное зрелище под чарующие звуки музыки Чайковского трудно даже вообразить. В 1420 году состоятельные горожане Гента, Йодокус Вейдт (Юдокус Вийд) и его супруга Изабелла (Лисбет) Борлют на свои деньги начали строительство алтаря в церкви Иоанна Крестителя, которая позднее стала кафедральным собором. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. В ту пору любые поездки были далеко не безопасны.
Испанское господство продлилось 170 лет. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». На сей раз его заказчиком стал Гвидобальдо делла Ровере, будущий герцог Урбинский. Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции.
Великий современник Шекспир ещё не написал «Ромео и Джульетту» и, стало быть, не успел поселить в Вероне своих влюблённых героев, которые позже обессмертили её своим присутствием, заставив городские власти изрядно пофантазировать, чтобы поддержать романтический миф. В образе Младенца Христа угадывается что-тоне по – детски напряженное и провидческое.
Он насчитывал более трех тысяч судов. Не дождавшись приговора, он умер в тюрьме. Тициан создал целую портретную галерею своих современников («Юноша с перчаткой», «Ипполито Риминальди», портреты императора Карла V, папы Павла III и др. ). По своему значению, по месту в развитии искусства искусствоведы ставят эту картину в один ряд с Сикстинской мадонной» Рафаэля, написанной им почти в те же годы: 1515 – 1519 (Картинная галерея, Дрезден). Платье Марии, покрыто синей накидкой и некоторые одежды апостолов. Прежде чем ослепнуть их видел теоретик маньеризма Ломаццо, который разразился едкими эпиграммами, высмеивая братьев Кампи за их приверженность «сермяжной правде».
Петра», столь созвучный этому взрыву беспощадных страстей, ярости убийцы, отчаянию Петра. Таковы словно рвущиеся из необработанной скульптором каменной массы фигуры юношей для гробницы папы Юлия II в Риме, получившие условные названия «Рабов» или «Пленников». Если это предположение верно, то Тициану можно только позавидовать.
Было забавно смотреть, как, выскочив из воды, молодые парни бегали голышом по лужайке, чтобы обсохнуть или боролись играючи, стараясь уложить друг друга на лопатки. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Их было тогда трое в Венеции, самых знаменитых представителей «изящных искусств»: он, Тициан, Пьетро Аретино, блестящий писатель-памфлетист, обладавший неуемным характером и сочным язвительным языком сатирика и Якопо Сансовино прославленный архитектор, украсивший берега Большого Канала фасадами своих великолепных творений. Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать.