Толстой Репин

Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. Репин дает сильную и меткую характеристику воздействия слов Толстого на слушателей. Репин иллюстрировал также многие произведения Толстого, созданные в 80-е годы. К ним относится и картина И. Е. Репина «Пахарь Л. Н. Толстой на пашне». Так вот, за два года до скандальной выставки И. Е. Репин выставил у передвижников портрет Л. Н. Толстого, причем изобразил великого писателя босиком.

Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом – и акварелью и пером и карандашом кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. Картина Репина «Пахарь Л. Н. Толстой на пашне» – это не просто образ писателя, запечатленный в один из жизненных эпизодов. В результате переписки Толстых с В. В. Стасовым, В. Г. Чертковым, И. Е. Репиным и Н. Н. Страховым Л. Н. Толстой разрешил издать в цвете картину Репина: «.

Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям, создал 3 бюста писателя. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Зато именно Толстому принадлежит высшая оценка репинского Ивана Грозного.

Репину, однако, удалось передать величие Толстого иными средствами. Если я нарисовал около него Репина, то потому, что тот возводит Толстого в культ. Таковы немногочисленные, но все-таки существенные новые данные о Толстом и его окружении, сообщаемые Репиным в публикуемых воспоминаниях. Художнику Л. О. Башилова, С. Н. Репин очень высоко ценил портрет Толстого исполненный Крамским.

В культурных кругах того времени было известно насколько прочна была дружба Толстогос Репиным. Однако споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга. Ведь в каких только позах и картинах не перерисовал Репин Толстого. «как известно на выставке с. -петербургского общества художников фигурирует картина Бунина изображающая Льва Николаевича Толстого и Репина в одних рубашках, ловящими рыбу.

В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.

«Сознание несомненно принесенной пользы, сладкое утомление, превосходный аппетит и крепкий сон — вот награда полевому работнику». Лев Толстой лично участвовал в переписи, посетил ряд домов по Смоленскому рынку и по Проточному переулку, где жила московская беднота, босяки, видел страшные сцены нищеты, голода и, по окончании переписи, принялся писать трактат «Так что же нам делать. », в котором хотел подвести итоги виденному им во время переписи. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».

Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Когда скульптор Гинцбург на террасе у них, в Ясной Поляне, после обеда представлял перед всею семьею и гостями свои мимические типы, – конечно, смеялись все. вится, будет работать и пойдет понемногу.

  • Портрет Льва Толстого, Репин, 1887
  • Описание картины Ильи Репина «Портрет Толстого»
  • Лев Толстой на картинах Ильи Репина
  • Портрет Толстого Льва Николаевича – величайшее произведение русской живописи
  • Портрет Толстого Льва Николаевича
  • Дружба Репина с писателем Львом Толстым

Фальшивые, бездарные — Рафаэль, Вагнер, Шекспир (здесь Репин ставит множество восклицательных и вопросительных знаков). Предполагалось, в связи с этим, напечатать статью за границей. Прочтя толстовскую статью в рукописи, данной ему другом Льва Николаевича, В. Г. Чертковым, Репин сделал к этому трактату серию иллюстраций, показывающих и самую перепись и участие в ней Льва Толстого. Я был свидетелем его неутомимой, трудной работы в поле. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Неффа (1864-1871). Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.

Я попросил его, наконец, дать мне соху попробовать попахать. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». – 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876). вится, будет работать и пойдет понемногу. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.

В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Лев Николаевич принял отчет от распорядительниц-хозяек и мы поехали дальше. М. Бунакову. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. –. Или пение — аккомпанирует чаще всего сам Лев Н — ч, с большим тактом, помогая певице.

Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора. Лев Николаевич необыкновенно искренно и горячо увлекается всяким занятием. Нет. Чертков, А. К.

Очень много зарисовок ко всем картинам. Очертание всего рта было классически прекрасно. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».

Они были бы полны снегу. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз.

  • Лев Николаевич Толстой в живописи
  • Описание картины «Лев Николаевич Толстой босой»
  • Русский музей Дополненная реальность
  • Описание картины Репина «Портрет Толстого»
  • Описание картин Репина Льва Толстого
  • Репин, ноги на портретах и Толстой

Выражение победы духа над страстями». К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Басина, Ф. А.

Он говорил много интересного: о пустоте измельчании человечества в городах, о их пустозвонной, фальшивой суете и крайнем нравственном и физическом бессилии и развращенности горожан. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Эти иллюстрации датированы художником 1885-1886 годами. Мочи не было.

  • Общество любителей русской словесности
  • О жизни и творчестве выдающихся художников

Работ очень много. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Страшно трудно.

и С. А. Не беспокойтесь, поправится, будет работать и пойдет понемногу. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. В комнате сумрак.

Двери в другие комнаты также были заполнены слушателями обоего пола. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав.

Портрет Льва Толстого, 
Репин, 1887

Как предупредителен, великодушен и прост в обхождении со всеми. Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами. Литография с картины издана в 1887 Картографическим заведением А. А. Ильина. Что бы я теперь делал в калошах. Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя. Наша страна богата изображениями великого соотечественника.

Сухотиной-Толстой. Разгорелся и я от этих упражнений, весело стало. Выдающийся подбородок. В 1894 г. отец, после посещения Третьяковской галереи, говорил, что он долго не мог отойти от Ареста Репина, что ему очень понравилась картина На исповеди, но он отрицательно отнесся к Ивану Грозному и Не ждали (письмо С. А. Толстой к дочери Татьяне). По ночам же – до 3-х час.

Первый портрет ему самому не понравился. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.

На самом деле полотно имеет название «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г». Крамского, И. Е. Особенно хорошо известны живописные произведения кисти вышеперечисленных русских художников. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.

Это часто бывает. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Бруни и Т. А.

Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину то я хотел тогда надоумить Вас или посоветовать заехать к Толстому и непременно написать его портрет Вот Вы так не только проездом, а даже нарочно съездили туда и написали портрет, значит, мы сошлись в надобности и желании сделать портрет и самое дело уже сделано. У М. В. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Ласково, но внушительно раздавался часто вибрирующий от слез голос проповедника.

Это барельефы и силуэты Ф. П. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Большое сложное хозяйство целого имения почти все на ее руках.

И здесь больше подростки-дети. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того – работать с ним над воплощением в графике образов романа Воскресение, удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя.

А вот с одной из самых известных его картин, которую ошибочно называют «Иван Грозный убивает своего сына», не вполне обошлось. Оболенский и др.

Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Оставил большое эпистолярное наследие. «Меня удивляет, говорил он, как это люди лишают себя самого блаженного состояния, самых счастливых часов жизни — часов полевого труда». Леонид Пастернак много рисовал писателя. В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.

Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.

Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. Я был свидетелем его неутомимой, трудной работы в поле. И ведь это особенное нравственное состояние человека простого.

И она добра, добра. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. И. Н. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин.

Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Игумнова, П. И. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).

В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Никакого пафоса, всё обыденно и просто, но зритель понимает, что это портрет великого человека. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. На месте трудно удержаться во время тряски.

В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». Погрязнуть с ними навсегда — жертва. Энергическое лицо его раскраснелось, широкая борода искрилась блестками седины и мороза.

Простой физический труд он считает оздоровляющим человека и физически и духовно. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. В 1891 году Репин исполнил этюд Толстого на молитве, стоящего по обыкновению в своем любимом кленовом лесу. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.

К 6-ти час.

В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Он сообщил мне необходимые правила и я пошел. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Третьяков»109. Так, Репин писал в 1893 году Т. Л. Толстой: «О боже мой. Москва была началом этой дружбы именно здесь она зародилась и окрепла в 1880-1882 годах.

Или пение — аккомпанирует чаще всего сам Лев Н-ч, с большим тактом, помогая певице. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В 70-е годы в жизни писателя происходит глубокий перелом. И потом, уже переселившись из Москвы в Петербург, Репин каждую поездку свою в Москву (а приезжал он сюда почти ежегодно иногда и по два раза в год) использовал для посещения Льва Николаевича или в Москве, если писатель жил в это время в своем московском доме или в Ясной Поляне. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно.

После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.

Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. Репина связывали с ним многолетние дружеские отношения. Мы заезжали в два места.

В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя.

Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Оттого так неудержимо хочется следовать Вам. » (там же, с. 15). Общение с прежними друзьями было только заочным. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.

Вот тяжесть. Об этом С. А. Толстая 28 сентября 1887 писала В. В. Стасову, выражая пожелание семьи «рисунок этот не выставлять на публику, не распространять и не продавать». Башилова, С. Н. И мы в санях сидели уже по грудь в снегу. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.

В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Зал все наполнялся, образовались возвышения вроде амфитеатра к стенам и углам. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.

Картина строга и проста. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Стаховичей. Репин и Н. Н.

Невозможно было удержаться, чтобы не расхохотаться, глядя на него. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.

Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. В эту сухую осень золото листвы, с серым серебром мелких ветвей, особенно от осин, блестело кое-где на солнце и создавало чудо. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.

Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) — величайший русский писатель.

Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Голос его звучал необыкновенно глубоко и трогательно. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Детей она обшивает сама и Льву Николаевичу сама шьет его незатейливое платье: сапоги себе он шьет сам. Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году.

Принимал участие в выставках общества Мир искусства. Однажды я сопровождал его. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Мы спускались вниз к ручью. Большое сложное хозяйство целого имения почти все на ее руках.

Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.

Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Надо сказать несколько слов и о графине. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. И все больше простые, серьезные люди и взгляды, полные веры. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».

Какое блаженство. И ведь это особенное нравственное состояние человека простого. С. А. Толстая в своих воспоминаниях говорит, что Лев Николаевич рассказал Репину о своем намерении написать «Крейцерову сонату», навеянную бетховенской музыкой и предложил художнику сделать картину-иллюстрацию к этой повести. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош.

Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.

С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Л. Н. Толстого». В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. История создания такова.

Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Художник лишь по прошествии десяти лет закончил портрет, в котором передал состояние сосредоточенности, самоуглубленности писателя. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Басина, Ф. А. Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз.

Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.

Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Чувствовался огонь гениального художника. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.

Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Северный ветер поднимал кругом нас белое облако снежной пыли.

Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). От 1 часу дня до самых сумерек, 8 1/2 час. И больше ничего. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е.

Пространство верст 300 он делает пешком, до Москвы. Е. Репин и Л. Н. Толстой», I. М. – Л., «Искусство», 1949, с. 9). Очень известна работа Н. Н.

Можно было ожидать, что в дальнейшем Репин вернется к данной теме. Точно из металла все было выковано тонко на голубой эмали осеннего густого, синего неба. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Мягко ей стало.

Репина, живописные, графические, а также скульптурные. Грозные нависшие брови, пронзительные глаза – это несомненный властелин. Наконец я попросил позволения попробовать попахать. консерватории, преподаватель музыки детям Л. Н., — на скрипке, а старший сын графа — на рояле исполняют какую-нибудь музыкальную пьесу, большею частию Бетховена. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А.

Всегда бодрая, веселая графиня нисколько не тяготится трудом и я видел, как она, в свободные часы, стегала ватное платье какой-то, выжившей из ума, дворовой женщине. П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.

Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Толстого. Это часто бывает.

Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Подымать. ». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.

Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Больных мы обошли в обществе медика, студента Московского университета 5-го курса. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.

Очертание всего рта было классически прекрасно. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.

«Вот оно, в поте лица», – подумал я, утираясь. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Теперь он возвращался в университет к началу лекций. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Однако споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга.

кто может, пусть следует благородному Прометею. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь». Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной.

Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами. Ге. Я попросил его наконец дать мне соху попробовать попахать.

Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. «Как Вы умеете во всем видеть суть дела. Издание вызвало неудовольствие семьи Толстых, считавших нежелательным «распространение рисунка изображающего его (Толстого) в самой интимной, ему одному дорогой жизни».

Молились, благодарили и уходили не торопясь. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Остен-Сакен, А. А. Среди них – выдающиеся работы И. Н.

Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л.

Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.

Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В самом деле и мне рисовалась глубоко нравственная повесть из крестьянской жизни. Картина строга и проста. В основу их легли, несомненно, его личные впечатления, собственные наблюдения в течение нескольких лет московской жизни.

Но Гинцбург говорил потом, что даже он боялся с эстрады взглянуть на Льва Николаевича. Он сообщил мне необходимые правила и я пошел. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Салтанова, И. Я.

На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина. Нет. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.

Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Они жили в Пенатах в течение двух недель.

Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Какой художественный и новый мотив. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»).

Голос его звучал необыкновенно глубоко и трогательно. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). «Не молчать перед правдой царицею». Взрослые как будто стыдились.

Как свободно и утонченно говорит он на иностранных языках. Черткова, М. А. Еще никогда в жизни не встречал я более заразительно смеющегося человека. Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне.

М. В. В другом селе, пока мы доехали, нахлебники только что вставали из-за стола. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».

На картине Репина «Портрет Толстого» великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, все еще пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. К 6-ти час.

Пастернака, М. С. Величие изображённого на портрете человека показано просто, без специальных приёмов изображения или композиции. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.

Да, бедность, нищета — это великие учителя жизни. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Репин писал, что «очень любопытно, просто и сильно написано хотя, конечно, останется гласом вопиющего в пустыне или сведется в конце концов на ту же филантропию, которой он (Толстой) не любит». Портретист, автор картин исторического и бытового жанров.

Америка—Франция—Россия. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Подымать до себя, давать жизнь — вот подвиг». Мы взяли его за края и долго старались вытряхнуть забившийся в овчину снег. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.

В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Нельзя же его надевать со снегом. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. И так дотемна, когда зажглись лампы, слушали его с самозабвением. Сухотиной-Толстой.

Репин дважды подавал прошения об отставке. Цвета полотна очень сдержанны. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.

Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». старшего сына, кончая двухлетним младенцем.

Или устраивается музыка: молодой скрипач из московск. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Но Крамскому удалось убедить писателя. Скоро он был уже близ лошади. Весь день поглощена она этим.

Или пение — аккомпанирует чаще всего сам Лев Н-ч, с большим тактом, помогая певице. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.

Здесь кормилось много детей. С И. Е. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.

Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». От 1 часу дня до самых сумерек, 8 1/2 час.

В этот приезд мой я сопутствовал два раза Льву Николаевичу в его прогулках верхом. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Художнику Л. О.

Гинцбурга, П. П. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Час для еды еще не наступил, но дети давно, уже с утра, ждали здесь обеда, околачиваясь то на лавках, то в сенях и особенно на печи, где сидели один на другом.

Надо сказать несколько слов и о графине. Все кажется неотразимо, как сама истина. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.

Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Он смиряется, входит в себя, раскаивается во многих ошибках возбуждаются в это время все его умственные и душевные силы и служат хорошим лекарством слабой воли и нерадения. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.

Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Слава богу и сани и сбруя – все в целости, только запрячь. Первые беседы с Толстым Репин воспринимает как большое событие в своей творческой жизни.

Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Главный акцент сделан на лице и руках писателя. Черткова, Ю. И. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно.

Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Л. Н. нередко навещает в деревне больных, а также и здоровых. Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. И мне казалось, что у Льва Николаевича это были одни из самых желанных часов его жизни. К 6-ти час.

Потом Лев Николаевич показал мне два провала в огромном дубовом лесу. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней.

Репина, Н. Н. Издание вызвало неудовольствие семьи Толстых, считавших нежелательным «распространение рисунка изображающего его (Толстого) в самой интимной, ему одному дорогой жизни». Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.

В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. А сколько жизни, сколько страсти в этом отшельнике. Крамского, в Академии художеств у П. В.

Кроме того – у них 23 внука. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Бирюков, Н. Л. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).

В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Лев Николаевич подходит к лошади, как опытный кавалерист, с головы, берет, правильно подобрав, повода в левую руку и, выровняв их у гривы на холке и захватив вместе с поводами пучок холки, берет правой рукой левое стремя. Он погружён в работу и ничего не замечает. А в октябре 2013 г. очередная группа фанатиков заявила, что картину надобно снова запретить, поскольку она «оскорбляет чувства русских людей».

Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. Под конец его очень полюбили за тихий характер и считали за фельдшера.

На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. Она ушла из жизни в 1931 году55. Толстого, Д. Н. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.

Природа богатейшая. Вот я и у лошади. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Подобно герою его рассказа «После бала» Ивану Васильевичу, Толстой мучительно ищет ответа на вопрос: «Как жить.

Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. А несколько позже, уже в Петербурге, он говорил по этому поводу своему приятелю А. В. Жиркевичу: «Я смотрю что «Крейцерова соната» — признак упадка в духовном мире Толстого. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва».

Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Вся издательская работа трудов мужа, корректуры типографии, денежные расчеты — все в ее исключительном ведении.

Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Толстого.

А 1906 году он нарисовал портрет углем. Вот где я сказал «спасибо» своим валенкам. Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.

Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Толстой несколько раз позировал в саду. У него самая большая серия портретов писателя. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах.

Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. Друг дружку стоят, надо правду сказать. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.

Надо было только выбить овчину тулупа. Ни у кого не хватит духу подойти к нему спроста, отнестись с насмешкой. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».

В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Как некий чародей, он двигался решительно и красиво. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.

Что это Лев Николаевич, ну можно ли так шутить. Лев Николаевич необыкновенно искренно и горячо увлекается всяким занятием. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231.

Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.

Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.

Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Побилась, побилась, бедная и улеглась спокойно. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.

Ге, Л. О. Портрет был показан Репиным на XVI Передвижной выставке в 1888 году и приобретен П. М. Третьяковым. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда.

Я вижу, что я сначала поступил неправильно, – писал Толстой Н. Н. Страхову 10 ноября 1887. Вернулись мы около 12 часов, к завтраку и в саду навстречу шла нам Софья Андреевна, жена Л. Н. Она высокая, полная, еще красивая женщина, очень моложавая. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. – И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе совершенно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. «Меня удивляет, говорил он, как это люди лишают себя самого блаженного состояния, самых счастливых часов жизни — часов полевого труда».

Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Ох, нет, не могу да я даже и волноваться не могу особенно.