Утро Стрелецкой Казни Василий Суриков Описание

Картина Василия Сурикова Утро стрелецкой казни: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Сочинение по картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Похоже, что справа от него с обнаженной шпагой «заботливо» обнимает стрельца фаворит государя Меншиков. Каждый здесь ведет себя по-разному. Кончил картину, которую писал несколько лет. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Соловьев. Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками.

К этому времени, к августу 1698 года, в Россию срочно вернулся Петр Алексеевич. Весна 1881 года была запоздалой. Кончил картину, которую писал несколько лет. Торгошино было под горой. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Читая описания стрелецких казней, Суриков узнал большое количество страшных подробностей, плохо спал по ночам, но при работе над картиной думал об одном — «как бы зрителя не потревожить».

Он, расправив плечи, сидит справа на коне и возвышается над всеми. Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души). Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался.

Двум малым, притаившимся между большими, – черный стрелец и обнимающая его сзади женщина. Эти герои легко читаются, так как являются двумя противоположными центрами. Народ волнуется, «подобно шуму вод многих», — как любил говорить художник. Это ощущение усиливается контрастом белого с насыщенным красным цветом, проходящим сквозь всю картину.

При этом его, конечно, волновало не только внешнее сходство живой модели с действующим лицом картины, но и внутреннее. помещает и точку схода. И часто вся семья вместе проводила утро в столовой, чтоб Оле не скучно было стоять. И что хотел сказать художник своей картиной.

И сила какая бывала у людей: сто плетей выдерживали, не крикнув. Для него вся эта толпа – заклятые враги. Ответ с приглашением в столицу пришел довольно скоро. Ему удалось правильно понять народный характер архитектуры Василия Блаженного, неповторимое своеобразие его форм и раскраски.

«Утро стрелецкой 
казни» картина Сурикова

«Утро стрелецкой казни» картина Сурикова

Тяжело опустилась на землю старуха. Изображение волнующейся народной толпы, в которой заметно и содержательно каждое лицо, -- вот что было особой заботой художника. Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм. Для картины «Утро стрелецкой казни» Суриков использовал богатую палитру. Но сила других уже сломлена. Восставших взяли в плен. С 1895 г. был.

В композиции «Утра стрелецкой казни» есть скрытые соответствия с архитектурой Василия Блаженного. Оно не может оставить равнодушными и нас: « сотня осуждённых в небольших московских телегах (которые москвитяне называют извозчичьими) ждали смертной казни.

Стоящий на телеге стрелец, которого уже торопит солдат, резко отвернулся от Петра и в низком поклоне склонился перед народом, прощаясь и у него прося прощения. А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове». Так В. Суриков решительно отказался от того, чтобы «пугать» зрителя.

Композиция картины поделена на две части: на тех, кто за и против Морозовой.

Кидаешься ты на врагов аки лев, — писал о Морозовой протопоп Аввакум. Бунтовщики направились к Москве, однако до города так и не дошли: их разбили в 40 верстах у Ново-Иерусалимского монастыря. Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. Когда мэтр ушёл, Суриков мелом изобразил на виселице одного из казнённых.

Еще до Петра выяснилась слабость стрельцов в военном деле и их стали заменять полками «иноземного строя» и переводить на несение внутренней службы. Однако самой Ольге суждено сыграть иную роль в жизни ее отца. Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу.

С 1895 г. был. Я и пририсовал мелом фигуру повешенного. Сначала портрет был в угле, потом начал закрашиваться.

Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км). Кому же сочувствует Суриков. Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. Царь отнюдь не имел веселого настроения, а наоборот, горько жаловался на упорство и упрямство виновных. Всю Красную площадь занимает толпа скорбящего народа. С 1895 г. был. Эти люди готовы претерпеть жестокие муки и смерть ради того, что они считали правдой.

Кровью кругом пахнет. До пятидесятых годов девятнадцатого столетия всё было полно: реки – рыбой, леса – дичью, земля – золотом. То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года. В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому. «Все он мне кровавым казался», -- говорил Суриков.

Так, например, секретарь австрийского посольства в России Иоганн Георг Корб в своем «Дневнике путешествия в Московию» описывал казнь стрельцов (когда Петр в 1697 году отправился за границу, недовольные его новшествами стрельцы подняли бунт. Они перед толпой по эшафоту похаживали, плечи расправляли. Солдаты Петра выбили их из столицы. Перед нами характерное, волевое, но спокойное лицо, поражающее лишь сходством с профилем, бегло зачерченным в первом композиционном наброске «Утра стрелецкой казни», то есть еще до встречи Сурикова с могильщиком Кузьмой.

И тогда они решили всё «переиграть», то есть царя Петра убить, а на престол вернуть Софью Алексеевну, которая уж точно не пожалеет для своих верных слуг денег и хлебных должностей. Для картины «Утро стрелецкой казни» Суриков использовал богатую палитру. Но он остро почувствовал и — первым среди русских художников — раскрыл в своей картине органическую, нерасторжимую связь русского характера с национальным народным искусством.

История одного шедевра: 
«Утро стрелецкой 
казни» Сурикова

История одного шедевра: «Утро стрелецкой казни» Сурикова

Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение. Для каждого преступника – телега, при каждой телеге – солдат. Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек. На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков. Сконфуженный Суриков затёр силуэт на виселице. Взгляд злой, с ненавистью. Скорее восторг.

Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. Он даже нарисовал эскизы. Образ человека с рыжей бородой художник долго не мог написать, пока не увидел могильщика на кладбище – такого же злого, даже яростного и непокорного. При взгляде на картину кажется, что ее наполняет неисчислимая толпа. Стрелецкое войско было уничтожено. Репрессии продолжались вплоть до весны 1699 года.

Он не миловал никого, не взирал ни на пол, ни на возраст. Простой народ сидит на полу, плачет, печалится. А тут как раз нянька в комнату вошла, — как увидела, так без чувств и грохнулась. Двух служанок своих сестер он приказал живыми закопать в землю.

Утро стрелецкой 
казни, Василий Иванович 
Суриков

Утро стрелецкой казни, Василий Иванович Суриков

Проснешься и обрадуешься. Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен. В год окончания «Стрельцов» Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Казни продолжались до начала 1700 года, страна была потрясена террором.

Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами. Правда, однажды В. Суриков попробовал написать казнь. Так что Суриков вполне достоверно изобразил место казни. Но если присмотреться, то по одеянию можно понять, что на коне царь Петр.

Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого. Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл.

Картина Утро стрелецкой 
казни: характеристика 
и фото

Картина Утро стрелецкой казни: характеристика и фото

Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. За его спиной, возможно, стоял и Корб. Неукротимая ярость и гнев пылают в лице рыжебородого, он как будто забыл о близкой смерти и хоть сейчас снова готов броситься в схватку. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах. Петр Первый ведет «дуэль взглядом» с одним из стрельцов, который не сломался под гнетом репрессий.

Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. В центре картины стрельцы, восставшие против Петра и ведомые теперь на казнь.

Всего же на картане три правильных креста. В ходе короткого следствия были повешены 56 «заводчиков» бунта, ещё две сотни – биты кнутом и сосланы.

Они прошли через ужасы пыток. Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен. Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). Оля была терпелива — умела позировать.

Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Не у всех первая казнь сломила мятежный дух. Штука ли. Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами. Ведь в Красноярске никто до железной дороги не знал, что там за горами. Случайность: на ловца и зверь бежит.

На дальнем плане картины мы видим храм Василия Блаженного. Мы на палачей, как на героев, смотрели. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. Интересно и месторасположение двух центральных сюжетов. Его целью было возвести на трон Софью, а если та откажется от царства – сосланного В. В. Голицына.

Ужас грядущей казни помутил сознание седого стрельца: его взгляд безумен, ои не видит припавших к нему детей не сознавая разжал он руку из которой солдат вырывает у него свечу.

Наделенный живым умом, кипучей энергией, силой характера, Меншиков был непременным участником всех начинаний Петра. Несколько бояр из клана Нарышкиных были прямо в церкви изрублены на куски (в числе погибших были Долгоруков, Матвеев, Ромодановский, Языков, то есть родственники и отцы будущих сподвижников Петра Великого). Во всей архитектурной обстановке есть непреложная историческая достоверность. Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт. Скорее восторг.

Сочинение по картине 
Сурикова Утро стрелецкой 
казни

Сочинение по картине Сурикова Утро стрелецкой казни

После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. Так же смелы и суриковские стрельцы. Он полон сознания своей правоты. Какая перспектива, как далеко ушел Петр. Подобный творческий метод у Сурикова мы наблюдаем и далее, вплоть до «Степана Разина». Кровью кругом пахнет. История создания картины «Утро стрелецкой казни» начинается с того момента, когда проездом в Петербург (в 1869 году) В. Суриков на один день остановился в Москве.

Горе уничтожило их мысли, раздавило волю. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. Софью постригли в монахини. Второй мыслью, которая его натолкнула на написание картины «Утро стрелецкой казни», была свеча. Сурикова «Утро стрелецкой казни» является признанным шедевром автора, написанным в жанре исторической живописи. Картина Утро стрелецкой казни понравилась коллекционеру Третьякову. Вы бы вот здесь, на виселице, на правом плане, повесили бы». Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Учился в петербургской Академии художеств.

Глаза глубоко сидящие меня поразили. Суриков не разочаровался: Кузьма долго позировал ему и Суриков при имени «Кузьма» даже впоследствии всегда с чувством загорался от серых глаз, коршуничьего носа и откинутого лба». – В Бузимове мне вольно было жить, – вспоминал Суриков. Он уж занес было ногу в сани, да товарищи стали смеяться. Все персонажи картины находятся в высшем напряжении ожидания трагической развязки. Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя.

«Утро стрелецкой 
казни» как предчувствие

«Утро стрелецкой казни» как предчувствие

Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой. Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года. Подобно шуму вод многих», -- говорил впоследствии Суриков.

Боялся я ночей. После комплиментов даже Маковской (это достойно галантного кавалера) вдруг пройти молчанием такого слона. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Замечательно то, что в основе каждого образа картины лежит портретное изображение реального человека.

Описание картины 
«Утро стрелецкой 
казни»

Описание картины «Утро стрелецкой казни»

Палачей дети любили. Женщина в центре обращается с мольбами к царю, но взгляд его не приклонен. Народ стал главным действующим лицом.

У И. Корба в его «Дневнике» имеются описания обеих казней, но художник объединил их в один сюжет изменил и по-своему осмыслил многие подробности. Из Красноярска целый день лошадьми ехать. Важно, что фигура царя расположена на втором плане. И в этом определяется результат боя.

На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. И по характеру ведь такой, как стрелец. Для картины Утро стрелецкой казни Суриков использовал богатую палитру. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода.

Описание картины 
Сурикова «Утро стрелецкой 
казни»

Описание картины Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. Однако художник отодвинул царя в глубину картины. Суриков гениально показал все состояния людей в смертный час.

Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом.

В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Исход битвы предрешен. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Корб вполне заслужил репутацию внимательного и вдумчивого наблюдателя. Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» признана одним из лучших произведений этого замечательного русского художника. Мятежники закрепились под Новым Иерусалимом. Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили.

Все действия происходят на знаменитой Красной площади в Москве. Так, например, секретарь австрийского посольства в России Иоганн Георг Корб в своем Дневнике путешествия в Московию описывал казнь стрельцов, которая происходила в октябре 1698 года в селе Преображенском. Однако столь выразительное и яркое повествование И. Г. Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками. Художник еле-еле уговорил его позировать. Суриков метко уловил это единство в многообразии и воссоздал его в изображении стрелецкой толпы.

В картине Утро стрелецкой казни художник заложил определенный код, понятный не каждому. У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась. Именно вот таким образом он не показал на картине собственно процесс казни. Вы бы вот здесь на виселице, на правом плане, повесили бы». Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали. Но Смута добралась и туда.

От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота. Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Что изображено здесь. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки.

Утро стрелецкой 
казни — Василий 
Суриков

Утро стрелецкой казни — Василий Суриков

Посмотрев на полотно, он сказал: «Что это у Вас ни одного казнённого нет. Суриков вспоминал: «Казнь стрельцов так пошла: раз свечу зажжённую днём на белой рубахе увидал, с рефлексами». Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Он ведёт свою жертву мимо неподвижно сидящего на белом коне царя. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь».

Он тут же приобрел ее. В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников.

Василий Суриков, 
«Утро стрелецкой 
казни»

Василий Суриков, «Утро стрелецкой казни»

Несколько бояр из клана Нарышкиных были прямо в церкви изрублены на куски (в числе погибших были Долгоруков, Матвеев, Ромодановский, Языков, то есть родственники и отцы будущих сподвижников Петра Великого). На картине Суриков изобразил не казнь, а ее ожидание: на лицах стрельцов — ужас, отчаяние, гнев, смирение. Кузьмой звали. Не следует понимать этих слов буквально: «самым важным» были для Сурикова не декоративные детали. А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове».

Художник прибег к интересному приему в построении композиции. Я ему говорю: «Поедем ко мне — попозируй». Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок.

«Утро стрелецкой 
казни» описание 
картины

«Утро стрелецкой казни» описание картины

Так что Суриков вполне достоверно изобразил место казни. Увидев ее, губернатор попытался смахнуть насекомое. Особенно выделятся не сдавшийся духом царю Петру рыжий стрелец. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. «Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее. Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться. Учился в петербургской Академии художеств.

Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. Что изображено здесь. В прощёное воскресенье мы приходили у матери прощенье на коленах просить. И преступники так относились: сделал – значит, расплачиваться надо. И он не покорился приговору Петра. Царь уверен в себе и спокоен. Помню – их привезут, так в дверях прямо, как солдаты, стоят.

«Утро стрелецкой 
казни» Василий Суриков

«Утро стрелецкой казни» Василий Суриков

Он впервые увидел Кремль с его соборами и Красную площадь. Его царское величество прибыл туда в двуколке с неким Александром, общество которого доставляет ему наибольшее удовольствие и, проехав злополучную площадь, вступил на находящееся рядом с ней место, где тридцать осужденных искупили смертью преступление своего нечестивого умысла. О чем в этот последний момент думает человек, с кем прощается, кого винит в своей смерти. Он говорит: «Не хочу». Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Но что толкнуло их к этому бунту.

Молодое лицо Петра сурово и замкнуто. С 1895 г. был. Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей. И он не покорился приговору Петра. Тонко прочувствованы пропорции кремлевских башен.

Рассказ по картине 
«Утро стрелецкой 
казни»

Рассказ по картине «Утро стрелецкой казни»

Учился в петербургской Академии художеств. Второй мыслью, которая его натолкнула на написание картины «Утро стрелецкой казни», была свеча. Неумолимый ход событий превратил их в главных действующих лиц исторической драмы. P. s.

Однако глаза его смотрят с неистовой силой и напряжением. То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года.

Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Когда он замолчал, палач начал трагедию: у несчастных была своя очередь, все они подходили один за другим, не выражая на лице никакой скорби или ужаса перед грозящей им смертью Одного вплоть до самой плахи провожали жена и дети с громкими, ужасными воплями.

Описание картины 
Сурикова Утро стрелецкой 
казни

Описание картины Сурикова Утро стрелецкой казни

Штука ли. «Потешные» – всегда были приверженцами царя, а стрельцы считали себя войсками Софьи. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков. Суриков вспоминал: «Казнь стрельцов так пошла: раз свечу зажжённую днём на белой рубахе увидал, с рефлексами».

В центре двое солдат ведут стрельца на казнь. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками. Попытаемся разобраться в этом. Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Мучительной казни был предан и родной дядя Петра – Иван Кириллович Нарышкин, брат Натальи.

Писец, становясь на приносимую солдатами скамейку, в разных местах читал составленный против мятежников приговор, чтобы стоявшая кругом толпа тем лучше узнала громаду их преступления и правоту налагаемой за него казни. На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. мирно, буднично прощается с близкими седовласый воин (на переднем плане картины). В него, начиная с 10 октября 1698 года, он вносил записи о восьми массовых казнях – возле села Преображенского, где в то время жил царь и велось следствие и в самой Москве. – Эшафот недалеко от училища был. не показал самой казни.

Описание настроения 
картины Утро стрелецкой 
казни

Описание настроения картины Утро стрелецкой казни

Повешенных целых пять месяцев не снимали. Многие отмечали, что его солдаты изображены съезжающими с горы, держа вверх штыки (замечание Василия Верещагина), а конь вообще не может гарцевать перед пропастью. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Картина выполнена в темных, даже тяжелых красках. Написал порядочное количество. Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони. С лютой злобой, с неистовой ненавистью он смотрит на Петра и его приверженцев.

Во-первых, это число «7». Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей.

Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Художник прибег к интересному приему в построении композиции. Его интерес к этой теме был не случаен. Однако перед самым отъездом в Москве чуть было вновь не вспыхнул стрелецкий бунт. Здесь он впервые увидел Красную площадь, Кремль, древние соборы.

Солдаты душевно близки стрельцам, они представители простого русского народа. Корб писал, что все бойницы стен Кремля и Белого города были увешаны трупами казнённых. С него начались первые эскизы к картине. Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен.

Репин писал ему вскоре после открытия выставки: «Одного не могу я понять до сих пор, как это картина Сурикова «Казнь стрельцов» не воспламенила вас. » А в следующем письме он вновь возвращается к тому же: «Более всего я сердит на вас за пропуск Сурикова. Это был кладбищенский могильщик. Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. – Страна была неведомая. Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони. В июне бунт был подавлен, а самые злостные зачинщики повешены.

трагического впечатления. Еще не везде растворился утренний туман. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Проснешься и обрадуешься. Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками.

Описание картины 
Василия Сурикова 
«Утро стрелецкой

Описание картины Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»

На этом человеческий поток иссякает, дальнейшего пути ему нет. Также видно семь глав собора Василия Блаженного. Стрельцы прощаются с народом, во взглядах читается ужас и безумие. Также видно семь глав собора Василия Блаженного. В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому.

Мы на палачей, как на героев, смотрели. Не менее эмоционально показаны и другие персонажи картины. Теперь, через 16 лет, наступил час расплаты, утро его мести. Суриков на своей картине «Утро стрелецкой казни» решил изображать время, которое ей предшествовало, психологический настрой всех персонажей. Художник картины «Утро стрелецкой казни» отошел от исторических фактов, но передал ужас смерти и противостояния двух миров.

Иногда он отступал от «буквы» исторического источника, если это нужно было для выражения его замысла. Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года. Оно не может оставить равнодушными и нас: «сотня осуждённых в небольших московских телегах (которые москвитяне называют извозчичьими) ждали смертной казни. Оппозиция петровским реформам была потоплена в стрелецкой крови. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок.

Вот место из дневника Корба, которое произвело сильное впечатление на художника. Важно, что фигура царя расположена на втором плане. Для того чтобы картина передавала весь ужас массовой казни, Суриков выбрал для времени изображения раннее утро, когда ещё не до конца рассвело и после дождливой ночи стоит утренний туман.

Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает.

Насилу его уговорил. Этот приём помог ему добиться эффекта большой толпы.

Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили. На первом карандашном эскизе (1878) эта свеча горит в руках рыжего стрельца, являющегося узлом всей композиции. Именно они, бубновалетовцы, смогли привлечь внимание молодого поколения к работам Сурикова, говоря о нем в первую очередь как о талантливом колористе, который создавал свои картины от цветовых впечатлений (в этом контексте особенно любят вспоминать историю с крылом черной вороны на снегу, которая вдохновила Сурикова на создание Боярыни Морозовой). В их лицах нет ни злобы, ни ожесточения, но скорее скрытое сочувствие стрельцам.

  • Главные действующие персонажи в картине – не стрельцы и не Пётр
  • БУНТ, КАЗНЬ и ШВЕЙЦАРСКИЙ ПОХОД: КАК ВАСИЛИЙ СУРИКОВ ПИСАЛ РОССИЙСКУЮ ИСТОРИЮ
  • УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ Василий Суриков
  • Летопись земли Русской: семь исторических фигур вкартинах Василия Сурикова
  • Утро Стрелецкой Казни Василий Суриков Описание

Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом. Солдаты, вытянувшиеся в четкую линию, стоят подобно стене Кремля. Солдат, уводящий стрельца к виселице, обхватил его рукой и поддерживает почти по-братски. С неменьшей силой написаны художником стрелецкая жена из груди которой рвется вопль отчаяния или сидящая на земле у телеги, «выплакавшая очи» старуха – великий по простоте и сдержанности образ материнской скорби.

Хмурое небо нависает над Красной площадью. Страшную народную драму художник раскрывает прежде всего через душевное состояние изображенных, через то, как каждый приговоренный переживает свою последнюю предсмертную минуту, через отчаяние и бессильные слезы тех, кто их провожает, кто е ними прощается. Группы, состоящие из стрельцов и их семей, занимают первый план картины. Левой рукой он сжимает конские поводья – так же властно и гневно, как стрелец свою свечу.

Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года. Он тихо встал, приоткрыл дверь и заглянул в щелку. Там на кобыле наказывали плетьми. Учился в петербургской Академии художеств. В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт.

Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Василий Суриков изобразил Ксению Годунову у портрета жениха: она печально склонилась над изображением, а стоящие рядом придворные стараются разглядеть, каков же был заморский принц.

  1. Василий Иванович Суриков (1848—1916)
  2. Несколько слов о биографии художника
  3. О жизни и творчестве выдающихся художников

Репин сказал: «Что это у вас ни одного казненного нет. Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым. Штука ли. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь. Тогда же похватали и привели в застенок немало простых людей, которые говорили между собой: «Наш государь таков, что ежели с утра крови человеческой не напьеца, то ему хлеб не есца».

Казнь сейчас начнется первого осужденного уже повели к виселице. сделал и первый эскиз «Боярыни МорозоваБоярыня Морозова. По именам их знали: какой Мишка, какой Сашка. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Репин выискал натуру для Сурикова.

Главные действующие 
персонажи в картине 
– не стрельцы и

Их оружие примитивно — это в основном луки и стрелы. Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. Известие о бунте стрельцов настигло царя в июле 1698 года, когда он был за границей.

Снова и снова сильный контраст безнадежной думы и непосредственного чувства. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову. И что хотел сказать художник своей картиной. Петру, превратившему Россию в мировую державу или стрельцам, защищавшим старину. Эта деталь придает немного безумный характер всей картине.

Москва ошеломила Сурикова. В центре композиции фигуры самих стрельцов и их близких. Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны. Физическое уничтожение началась почти сразу.

В столовой появился мольберт с холстом, на котором в рост стояла Оля возле печки. Он сократил расстояние между объектами на Красной площади. Недалеко от Нового Иерусалима верные Петру войска под командованием Патрика Гордона разбили мятежников. На полотне В. Суриков показывает нам минуты перед самой казнью. Они не проходили на Красной площади, как это изображает картина Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Начались аресты разбежавшихся стрельцов. На картине представлено два главных героя. Или я маленьким был, что они такими громадными казались А Бузимово было к северу.

Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови. Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого. Восстание продолжалось несколько дней. Громада Василия Блаженного, Лобное место, башни и стены Кремля замыкают пространство. У стен храма совершается движение истории.

Во время переезда из Красноярска в Северную столицу В. Суриков на один день остановился в Москве. Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл. Этим приемом усилено впечатление его монументальности. Брат до сих пор поминовение обо всех умерших подаёт. Но и те и другие готовы биться до последнего.

Это он мог бы сказать Петру: «Посторонись, государь. Там и сям мелькают синие мундиры преображенцев. Кровью кругом пахнет. В детстве Суриков не раз наблюдал в своём родном Красноярске казни на Острожной площади (она была между домом Суриковых и уездным училищем, где сейчас стадион «Локомотив») и впоследствии вспоминал: «Какие люди были, сто плетей выдерживали, не крикнув». Он смотрит в сторону Петра I озлобленным взглядом.

Так, силуэт склоненного в прощальном поклоне стрельца напоминает как отмечал советский искусствовед А. М. Кузнецов, древнерусскую икону из «чина». Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве. Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками. О чем в этот последний момент думает человек, с кем прощается, кого винит в своей смерти.

И ужаса никакого не было. А самое главное – он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. А что за горой – никто не знал. По Москве начались казни.

Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться. Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. Он даже нарисовал эскизы.

На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. Железо колесных ободьев сквозь налипшую на них грязь сверкает, как серебро. Весна 1881 года была запоздалой. Рубахи у них красные, порты широкие. Но ни в одном из них нет и тени раскаяния или колебания.

Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу. 1887Холст, масло, 304 x 587, 5Государственная Третьяковская галерея», но тотчас же приступить к созданию второй грандиозной эпопеи он, очевидно, не смог. Здесь некоторые подробности приобретают особую значительность. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. Над этим волнующимся морем фигуры самих стрельцов возвышаются, как непоколебимые утесы.

В центре композиции — предводитель восстания, он полулежит на дорогом узорчатом ковре, погруженный в свои нерадостные думы. Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали.

В результате получился образ человека с несгибаемой волей. Последние минуты перед неотвратимой казнью. Боялся я ночей. Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне. Цвет у Сурикова становится носителем характеристики чувства. Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве. Однако муха продолжала сидеть.

Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. «Пишу татар.

Злой, непокорный тип. иначе говоря, процитированное выше описание Корба в сочетании с впечатлением от свечи на фоне белой рубашки замкнуло в сознании художника звенья «цепи», дало ключевой образ картины: живые, но уже мёртвые. Позже он говорил: «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». Даже пламенный борец за национальное русское искусство, критик В. В. Стасов, обычно с большой чуткостью отмечавший все оригинальное и талантливое в современном искусстве, на этот раз предпочел воздержаться от отзыва об «Утре стрелецкой- казни».

Также видно семь глав собора Василия Блаженного. Он навсегда раздавит эту замшелую, упорствующую в своей косности Русь. Во-первых, это число 7. Они будто составляют единое целое: ощерились ружья казаков, кипит Иртыш, ханские воины напуганы. Единственное исключение – сам лидер «Народной воли» Андрей Желябов, выходец из семьи зажиточных крепостных крестьян, занимавшихся торговлей.

Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову. «Я написал много этюдов все лица характерные. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца.

Многие отмечали, что его солдаты изображены съезжающими с горы, держа вверх штыки (замечание Василия Верещагина), а конь вообще не может гарцевать перед пропастью. Он, как позировал, спрашивал: «Что, мне голову рубить будут, что ли. » А меня чувство деликатности останавливало говорить тем, с кого я писал, что я казнь пишу». Братья же, Иван и Пётр, остались полноправными соправителями. Ради забавы он на бумаге в канцелярии изобразил муху. Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками. Вдали стоят любопытные и равнодушные зрители.

Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. а между ними, в пёстрой толпе женщин и детишек, сноровисто мелькают, как бесы на фресках «Страшного суда», преображенцы. Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл.

Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок. Начались массовые казни. Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили.

В его подробном и неторопливом повествовании чутко уловлена атмосфера эпохи. Художник особое значение придавал способности своей героини одним лишь взглядом убедить людей в своей правоте. Какие рыбы были.

В эти дни «верный Алексашка» особо «отличился»: боевым оружием – шпагой, он добивал казнимых и потом хвастался, что срубил двадцать голов. Мы видим, как Василий Суриков на картине «Утро стрелецкой казни» написал шестерых еще живых персонажей. Боялся я ночей. Во-первых, это число «7». У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась. С 1895 г. был.

обнаружил и в том, что, сближая планы, он сумел «наполнить» Красную площадь лишь несколькими десятками людей, создавая вместе с тем впечатление огромной толпы. Это я должен здесь лечь». Еще в тот день Павел Михайлович Третьяков заехал: «Что вы, картину испортить хотите. ».

Боярин Шакловитый был убит, а царевна Софья – заключена в Новодевичий монастырь. Именно в этом году был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В. Сурикова сделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году». По «розыску» Шейна 136 стрельцов были повешены, 140 биты кнутом и около 2 тысяч приговорены к высылке в разные города.

Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души). Кровью кругом пахнет. В них Суриков видел выражение народности.

Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра. В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт.

За фигурой Петра виднеются виселицы. От них добыли признание, что они собирались посадить Софью на царство. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. В Свищове у меня родственники были. И медведей полно. Учился в петербургской Академии художеств. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки.

Надо отметить, что и современниками картина не была воспринята. Он сократил расстояние между объектами на Красной площади. Было там ещё за двадцать вёрст Свищово. А за Свищовым пятьсот вёрст лесу до самой китайской границы.

В своей знаменитой картине «Утро стрелецкой казни» автор впервые обратился к жанру русской истории. А самое главное — он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. Настоящее утро стрелецкой казни, описание которой дают шокированные дипломаты того времени, состоялось 10 октября. Выяснилась организаторская роль Софьи. Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен. Его взгляд напряжен и грозен, словно он предчувствует свою страшную кончину.

В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Попытаемся разобраться в этом. Он даже нарисовал эскизы.

Автор вспомнил события эпохи правления Петра. Но что толкнуло их к этому бунту.

трагического впечатления. На рождестве христославцы приходили. От седьмого, уже повешенного, у его матери в руках осталась только свеча. Архитектурный фон картины неразрывно связан с ее содержанием. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины.

Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Символичны все архитектурные постройки. Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым.

«Стены я допрашивал, а не книги», -- говорил Суриков. Несмотря на то что силы Кучума значительно превосходили его собственные, Ермак разбил ханское войско и занял столицу ханства — Кашлык. Дознание шло девять лет. В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены. «Я все народ себе представлял, как он волнуется.

С 1895 г. был. Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. Желая усмирить стрельцов, Петр удаляет их из Москвы. Тонко прочувствованы пропорции кремлевских башен. Я знал, что нельзя, но хотелось знать, что получилось бы. Мастером масштабных полотен в русской живописи считается Суриков Василий Иванович.

Каждый из них держал в руке зажженную свечу. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. Это было после того, как приехавший к нему И. Е. Учился в петербургской Академии художеств. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. И как каждая новая картина, она заняла первое место в жизни семьи.

Кремлевская же башня, стоящая на отлете посредине стены, – одинокой верховой фигуре Петра. Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. Нервы всё выдерживали.

Они сталкивают стрельцов с телег, оттаскивают от них рыдающих баб и детей. Всего по Москве и ее окрестностям казнили более 000 человек, причём большинство – без следствия и суда. А за Свищовым пятьсот вёрст лесу до самой китайской границы.

У меня с тех пор прямо культ предков остался. Еще один закован в кандалы. Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении.

Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Его воля повернет Россию на новый путь, который откроет ей широкие горизонты. Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек. Картина «Утро стрелецкой казни» выдержана в темном колорите, что еще больше подчеркивает трагизм и мрачность момента.

Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903-1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад.

Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне. Второй главный персонаж находится в левой части картины – мужчина с гневным взглядом и со свечой в руках. Он не миловал никого, не взирал ни на пол, ни на возраст.

На переднем плане большое скопление народа. Это воистину монументальные характеры по своей несокрушимой цельности. 1883Холст, масло, 169 x 204Государственная Третьяковская галерея». Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание.

Корба послужило Василию Сурикову лишь канвой для воплощения задуманного им замысла. Осетры да стерляди в сажень. Об этом подробно рассказывает историк С. М. Суриков стремился к реалистической естественности и гармонии колорита. Снова и снова сильный контраст безнадежной думы и непосредственного чувства. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы.

Весна 1881 года была запоздалой. Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. Царь инициировал и возглавил повторное следствие. Он рассержен и полон уверенности в правоте своего решения. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). Окошки там ещё слюдяные, песни, что в городе не услышишь. Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону. Да так это ясно, что даже остановишься и ждешь: а вдруг и в самом деле выйдут».

В. Суриков переносит действие своей картины «Утро стрелецкой казни» на Красную площадь не только потому, что ему нужна была конкретная обстановка, а в селе Преображенском она не сохранилась. В душе царя разгоралась ярость. Иконы льняным маслом натирали, а ризы серебряные мелом. Сразу и не разберешь где простой народ, где солдаты, где элита.

И что хотел сказать художник своей картиной. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Об этом и повествует картина Василия Сурикова. Левой рукой он сжимает конские поводья — так же властно и гневно, как стрелец свою свечу. В основе произведения — столкновение на реке Иртыше.

Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови. 17 век стал периодом расправы над сторонниками Нарышкиных из которых происходила мать Петра и будущий царь ребенком видел все казни, совершаемые стрельцами. Тогда было повешено и обезглавлено около двух тысяч стрельцов. Он родился в Красноярске, в казачьей семье.

Именно они, бубновалетовцы, смогли привлечь внимание молодого поколения к работам Сурикова, говоря о нем в первую очередь как о талантливом колористе, который создавал свои картины от цветовых впечатлений (в этом контексте особенно любят вспоминать историю с крылом черной вороны на снегу, которая вдохновила Сурикова на создание Боярыни Морозовой). Там, после переговоров о мире, с ними быстро расправилось четыре полка. Картина известного художника В. И. На самом деле массовые репрессии начались, когда Петр Первый вернулся в Россию (25 августа 1698 г. ).

В центральной части полотна художник изобразил самих стрельцов, ведомых на казнь и их близких. Действие в картине «Утро стрелецкой казни» совершается на Красной площади, на фоне кремлевских башен и собора Василия Блаженного. На это царь, стоявший от него всего на шаг расстояния, ответил: «Умри, несчастный. Примечательно, что критики считают его символом обезглавленной Руси. Вскоре пришёл к Сурикову Павел Третьяков, коллекционер и знаток живописи и отругал художника за поправку: «Что вы, картину испортить хотите. ». Именно там, в 1878 году он начал работу над картиной про казнь бедных стрельцов.

Геройство было в размахе Вот теперь скажут – воспитание. иначе говоря, процитированное выше описание Корба в сочетании с впечатлением от свечи на фоне белой рубашки замкнуло в сознании художника звенья «цепи», дало ключевой образ картины: живые, но уже мёртвые.

Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей.

Причём, как писал князь Куракин, эти советы были весьма дельными: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было». Источник был выбран удачно. Единственное исключение – сам лидер «Народной воли» Андрей Желябов, выходец из семьи зажиточных крепостных крестьян, занимавшихся торговлей.

Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. — «Как он уехал, — вспоминал потом художник, — мне и захотелось попробовать. Проснешься и обрадуешься. Картина «Утро стрелецкой казни» кисти Василия Сурикова ставит неподготовленного зрителя в тупик. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Важно, что фигура царя расположена на втором плане. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж.

На полотне художник в темных тонах написал седое туманное утро после ночного дождя. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной.

Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Петр, вернувшись в Москву, остался недоволен «розыском», распорядился пересмотреть все дело и лично повел следствие. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. Громада Василия Блаженного, Лобное место, башни и стены Кремля замыкают пространство.

Оттуда эта человеческая масса (совсем не безликая – там и стрельцы и солдаты и просто горожане) медленно сползает вниз, чтобы затем растечься во всю ширь там, где изображены главные герои полотна – приговоренные к смерти стрельцы и затем как бы сходит на нет в фигурах сидящих на земле двух старых женщин. Он тут же приобрел ее. Рядом с ней, сжав ручонку в кулак, охваченная страхом, кричит маленькая девочка. Не понимаю — это страшно меня взорвало». Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа.

Истекают последние минуты их жизни. Женщина в центре обращается с мольбами к царю, но взгляд его не приклонен. В них он на физическом уровне чувствовал запах крови. И ужаса никакого не было.

Как это случилось. Помимо душераздирающего зрелища, картина интересна и своими композиционными решениями. В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море.

Мучительной казни был предан и родной дядя Петра – Иван Кириллович Нарышкин, брат Натальи. И масленичные гулянья и христославцы. На заднем плане находятся те, кого еще не коснулся взгляд раскольницы их художник показал ехидно смеющимися. За спиной рыжебородого стрельца -- «злого, непокорного», в котором «пышет пламя бунта» (слова Н. М. Щекотова), -- стоит сокрушенная скорбью мать, оплакивающая обреченного на казнь сына.

Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги. Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души). На полотне В. Суриков показывает нам минуты перед самой казнью.

Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. Пятерым из них царь лично отрубил голову. В детстве Суриков не раз наблюдал в своём родном Красноярске казни на Острожной площади (она была между домом Суриковых и уездным училищем, где сейчас стадион «Локомотив») и впоследствии вспоминал: «Какие люди были, сто плетей выдерживали, не крикнув». Это было для приговорённых дополнительной пыткой – неумелые бояре одним ударом отрубить голову несчастным не могли, дрожащими руками они рубили стрельцов не по шее, а по спине, по голове.

Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Он тут же приобрел ее.

Петр, в свою очередь, окруженный боярами и иностранцами, уверен в своих силах. События тех лет были столь драматичны, что молодому художнику снились кровавые сны. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. А ведь это укрепляло.