В.мухина Рабочий И Колхозница

Скульптура Рабочий и колхозница

Он внимательно осмотрел все работы, но остановился на проекте Мухиной. Также, по слухам, сильные возражения вызывал шарф, не имевший никакого «смыслового» значения. В итоге П. Н. Тоскливое ожидание в приёмных высоких кабинетов. В виде пробы была «выбита» голова известной скульптуры «Давид» Микеланджело и этот эксперимент оказался очень удачным, хотя, как замечает Иофан, все скульпторы поначалу отнеслись к стали скептически.

Иванова и Н. Г. Нижняя часть, доступная для осмотра и профилактики, – из углеродистых сталей. Потом он уехал на фронт добровольцем. Заместитель председателя Совнаркома Е. К.

История создания 
скульптуры «Рабочий 
и колхозница»

История создания скульптуры «Рабочий и колхозница»

Но другого выхода не было. Да и бог с ней, чем бы она там не занималась. В частном разговоре комиссар выставки И. И Межлаук попросил Мухину «одеть» статую, так как по первоначальному проекту Иофана фигуры были обнаженными. Самой большой мечтой В. И.

А Испания сразу же выпустила марку с советским павильоном. Упаковали все в ящики, обложили войлоком. Не стекает, не капает, не расползается.

80 лет назад памятник 
«Рабочий и колхозница» 
был представлен

80 лет назад памятник «Рабочий и колхозница» был представлен публике

Юсуповым, И. Л. Потом в помощь им наняли французских рабочих. Проектирование было поручено Б. М. Каркас восстанавливается по образу и подобию существовавшего.

А «колхозницей» была работница московского «Метростроя» по фамилии Мухина. Не потому, что Каблов их начальник. Правда, Басенко и Мухина послужили моделями только для фигур. Знаменитая скульптура, названная в Большой советской энциклопедии "эталоном социалистического реализма", была изготовлена в 1935-1937 годах для советского павильона на Всемирной выставке в Париже, который и был открыт там 25 мая 1937 года. При этом предлагается вернуть на прежнее место «Рабочего и колхозницу», поставив их на постамент высотой 40, 6 м. Летом 1936 года объявили закрытый конкурс, к участию в котором допустили четырёх наиболее известных в то время скульпторов: В. А. Андреева, И. Д. Шадра, М. Г. Манизера и Веру Игнатьевну Мухину.

И тем не менее проект все не утверждали. Этот состав, кстати, получил награду международной Брюссельской выставки. То есть ни растрава, ни уноса металла не происходит.

Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры изначально задуманные обнаженными. Зеленская, вновь обратились в правительство с предложением о переносе статуи. Аврал – с утра до ночи.

Стойка могла в любую минуту рухнуть прямо на статую. Архитектор Борис Иофан предложил выполнить советский павильон в виде трамплина, динамично устремленного вверх, со скульптурой на крыше. Но только формально. Нимало не желая умалить роль других предприятий – участников восстановления – стройка-то идёт, как прежде, почти всенародная, – констатируем лишь, что без ВИАМа было не обойтись, так как речь шла о материалах высокой коррозионной стойкости, которые должны продержаться как минимум ближайшие сто лет и так как внутренняя конструкция монумента невероятно напоминает строение летательного аппарата. В. А. Кучеренко.

Мухиной было поставить «Рабочего и колхозницу» над Москвой, на Ленинских горах. Тогда Мухиной и её помощнице З. Г. Ивановой пришлось делать гипсовые головы прямо на заводе. Для летательных аппаратов оттенки никакого значения не имеют, но тут дело другое. Идейный замысел скульптуры принадлежал архитектору Б. М. Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона.

Но директор завода С. Тамбовцев, чтобы обезопасить себя, написал донос в правительство. Модель в 1/15 делалась дома, в комнате-мастерской Веры Игнатьевны, в которой, несмотря на высоту потолков (около 6 м), не было верхнего света и она очень боялась за неучтенные ракурсы и эффекты освещения. Но то, что навеки запечатлеется в памяти парижан, венчая этот праздничный город, достигая высоты небес, – это гигантская статуя павильона Советов, в которой молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу». Реставрация такого уровня осуществляется впервые.

Всё как всегда. Работа в госпитале закончилась в начале 1918 года. Что по-своему тоже символично. Сохранились ее личные рисунки к двум последним вариантам.

Пятьдесят лет Б. М. Иофан, а затем его ученики и последователи добивались переноса великого произведения искусства на более достойную площадку и основание. Она пыталась соединить свободные руки мужчины и женщины «внутри» группы, а атрибуты вложить рабочему в правую руку, а колхознице — в левую, так что между серпом и молотом получался довольно значительный пространственный разрыв. «Что здорово, то здорово», — поддакнул Ворошилов Так записано в нескольких воспоминаниях». Напротив советского павильона, как уже отмечалось, размещался павильон Германии, украшенный фигурой орла со свастикой.

Троцкий в складках 
юбки или Как появилась 
скульптура «Рабочий

Троцкий в складках юбки или Как появилась скульптура «Рабочий и колхозница»

Он пользовался безграничным доверием Гитлера, его даже называли «личным архитектором фюрера». Самый представительный член комиссии – В. М. А что же Сталин. Однако к ее мнению не прислушались. Вот как вспоминает В. А.

Чтобы довезти его до Парижа, памятник разрезали на 65 частей и упаковали в 28 железнодорожных вагонов. В июле 1948 года Министерство кинематографии утвердило эту эмблему "Мосфильма" официально. В итоге 4 декабря 2009 года монумент был торжественно открыт. Работать приходилось ударными темпами, все понимали, что если ко дню открытия выставки статуи не будет на месте, то тогда Видимо, опасаясь срыва сроков изготовления статуи, директор завода ЦНИИМАШ Тамбовцев решил «подстраховаться» и написал на коллег донос. Он был понятен каждому и волновал всех. Они-то и заступились за арестованного доктора. А. Стригалев утверждает, что Иофан лишь «решительно обратился к тому, что «носилось в воздухе», — именно в этом состояла сила и убедительность его замысла». Секретарь Иофана И. Ю. Эйгель утверждал, что на создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей Крития и Несиота, стоящих рядом с мечами в руках.

Скульптура "Рабочий 
и колхозница"

Скульптура "Рабочий и колхозница"

В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Но ни многократные письма Мухиной в правительство (последнее отправлено ею незадолго перед смертью), ни все последующие обращения общественности ни к чему не привели и открытый конкурс закончился странным, но удобным решением: оставить все по-старому, так как «перенос статуи сложен и не гарантирует ее сохранения». Они восприняли «молодых советских гигантов» посланцами нового мира, но просьбу парижан, понятное дело, не удовлетворили и статуя вернулась на родину, чтобы впоследствии стать одним из главных памятников эпохи. Сначала предполагалось, что на неё нанесут титановое покрытие.

Эти контуры увеличивались в 15 раз и переносились на листы фанеры. Свои первые уроки живописи и рисунка она получила еще в детстве. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина. После утверждения эскиза начался настоящий аврал. Сегодня «Рабочий и Колхозница» стоят на здании, уступами поднимающимся ввысь. Вера Мухина довольно рано начала заниматься искусством.

Тогда Мухина призывает на помощь своих учениц – З. Г. Иванову и Н. Г. Зеленскую. Пришлось сделать три варианта статуи: без шарфа, с одиночным и с раздвоенным шарфом. В соответствии с действующим российским законодательством «Мосфильм» произвёл перерегистрацию торговой марки в качестве охраняемого законом товарного знака сроком вплоть до 2009 года.

Место было выбрано, прямо скажем, неудачное. Антонов резко возражал против шарфа. «Восприятие этой группы на фоне парижского неба показало, насколько скульптура может быть активна, не только в общем ансамбле архитектурного пейзажа, но и по своему психологическому воздействию, — вспоминала Вера Мухина. — Высшая радость художника— быть понятым». И не зря — один из тросов оказался подпиленным. - Докажете от противного. Рассчитывали каркас заново (поскольку прежняя документация не сохранилась) специалисты ЦНИИ строительных металлоконструкций им.

В 1936 году скульптор получила правительственное предписание об участии в закрытом конкурсе на статую для советского павильона на Всемирной выставке в Париже и приступила к работе над «Рабочим и колхозницей», а вместе с работой начались и многочисленные злоключения этого перио да. Вернувшись в Москву, скульптор продолжала работать. Специальный препарат отечественного НПО «Технобиор» прекрасно справился с возникшей проблемой. В 1937 году памятник был переправлен из Москвы в Париж на Всемирную выставку.

Как появилась знаменитая 
скульптура «Рабочий 
и колхозница»

Как появилась знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница»

«С Алексеем Андреевичем я познакомилась в 1914 году, — вспоминала Мухина. Через несколько дней началась разборка скульптуры, чистка и обдувание песком. Видимо, в этом отношении мы навсегда останемся неисправимы. Специально для «Рабочего и колхозницы» сделали тонну пасты. Впрочем, были и критические отзывы.

Вместе с известным дизайнером Надеждой Ламановой она создала альбом «Искусство в быту», в котором читателям предлагали выкройки простой, но изящной одежды из подручных материалов. Ее гордый профиль широко разрезает высокое московское небо, дающее скульптуре в каждое время года свой особый оттенок. В Польше поезд задержали под тем предлогом, что некоторые ящики могут не пройти в туннеле. Северный вход утратил статус главного, в 1970-е гг.

Мир, труд, май: 
как Вера Мухина 
создавала «Рабочего

Мир, труд, май: как Вера Мухина создавала «Рабочего и колхозницу»

За исключением памятников Горькому и Чайковскому (проекты которых ей пришлось радикально переделывать по желанию властей) да двух бюстов дважды Героям Советского Союза, ей не удалось реализовать ни одного творческого замысла. Чуть позже судьбой памятника заинтересовался адвокат Анатолий Кучерена, обратившись в Управление охраны памятников архитектуры Москвы с просьбой продать одной американской фирме "Рабочего и колхозницу". Их «одела» государственная комиссия. Статуя становится неотрывной от ее основания. Яркий образец – «Крестьянка», созданная в начале её творческой карьеры.

С марки «Рабочий и колхозница» начинались такие фильмы, как «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Андрей Рублёв», «Калина красная» и сотни других картин, составивших всемирную славу отечественного кино. Он тогда только кончил Университет. Критики также отмечали, что на выставке главенствующей должна была стать архитектура, тогда как «создавалось явное впечатление, что весь павильон воздвигнут лишь для того, чтобы быть постаментом скульптурной группы». Однако успех и общественный резонанс «Рабочего и колхозницы» были так велики, что было принято постановление об установке статуи у входа на открывавшуюся в 1938 году Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Без повреждений до Москвы доехали только головы и мужская рука статуи.

Ребочий и колхозница 
Мухиной в Париже

Ребочий и колхозница Мухиной в Париже

Такая родит стоя и не крякнет». Видимо, каждый из этих проектов был по-своему прекрасен и достоин восхищения. Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. К тому же, она не согласна с пропорциями группы по отношению к зданию – она убеждена теперь, что общий размер статуи придется значительно изменить. С монтажом сложного изгиба шарфа, названным Мухиной «загогулиной», пришлось основательно повозиться. В итоге — первое место, самая большая премия в 1000 рублей, восторги Луначарского и хорошие отзывы Машкова, который подошел к скульптуре на выставке и сказал, глядя на «Крестьянку»: «Молодец Мухина. Формально немцы победили.

По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. Позволяет обрабатывать поверхности любого угла наклона. С мандатом Главного политуправления Красной армии она поехала в санаторий «Архангельское», чтобы найти модели среди военных, проходивших реабилитацию.

Это, кроме того, – размышляла Вера Игнатьевна, – лишит меня возможности проверить все ракурсы и сокращения хотя бы в одну пятую натуральной величины. Наконец спросили: «А что думает автор. » Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. В большой статуе больше работы и по обкладке и по формовке. В Париже гениальная работа Мухиной произвела фурор. О том, что такое жестокость тиранов, Вера Игнатьевна знала не понаслышке.

Окончательное решение о месте постановки статуи пока не принято. Печально памятный 1937 год был годом двадцатилетия советской власти и потому партия хотела использовать выставку во французской столице для демонстрации преимуществ строящегося в стране социализма и мощи советского государства. На поверхности за 70 лет скопились не только продукты коррозии. Помимо придания 80-тонному монумента «необходимой воздушности полета» и «рисовки четким ажуром на фоне неба», пятитонный шарф должен был прикрывать причинные места рабочего и колхозницы: в варианте Мухиной юноша и девушка должны были быть обнаженными. Антонов вновь начал возражать против шарфа.

Для возвращения в Москву его распилили уже на 44 фрагмента. Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Бориса Иофана всегда привлекали «крупные формы» именно он проектировал так и не построенный Дворец Советов, который должна была венчать стометровая статуя Ленина. Ошибка в 1-2 миллиметра вела к крупным искажениям. Очевидцы тех событий рассказывали, что, глядя на него, посетители выставки улыбались, а «Рабочему и колхознице» нередко аплодировали.

Скульптура Веры 
Мухиной «Рабочий 
иколхозница»

Скульптура Веры Мухиной «Рабочий иколхозница»

Скоро его привезут в столицу и начнётся завершающая стадия восстановления. Главное творение жизни Мухиной, прославившее ее на долгие годы – это скульптура «Рабочий и колхозница».

Всю жизнь я не любила платных должностей. Интересно, что лицо девушки принципиально не проработано, что заставляет вспомнить лишенных индивидуальных черт «Авиньонских девиц» Пикассо. Все участники этой сложной работы от руководителя проекта до подсобного рабочего буквально «валились с ног» от усталости, но когда последняя деталь села на свое место и шарф свободно взмыл в небо, Вера Игнатьевна почувствовала радостное облегчение. В апреле на строительство немецкого павильона приезжал министр экономики Я. Шахт.

Для того чтобы вывезти из Союза и провезти через тоннель в Париже, а потом снова установить на родине 24-метровые фигуры пришлось резать и сваривать каркас на месте. Вопрос о «бородатом лице» снова замаячил при окончательной приемке. Победу одержал проект Веры Мухина, в котором главные фигуры застыли в уверенном движении не только вперед, но и вверх — как и положено настоящим советским символам (помните, как в известной советской песне: «все выше и выше и выше»). Во втором варианте, законченном уже в больнице, она предлагала установить скульптуру на Ленинских горах, на высокой бровке Москвы-реки, с тем чтобы высота берега, без особых затрат, давала бы нужную высоту и полет ее «детям», как она ласково называла обе фигуры.

Вера Мухина: главное 
о создательнице 
«Рабочего и колхозницы»

Вера Мухина: главное о создательнице «Рабочего и колхозницы»

Кроме того, Борис Михайлович полагал, что эта скульптурная группа должна стать частью всего архитектурного проекта, как бы «подчиниться» ему, с чем решительно не соглашалась Вера Игнатьевна, которая считала, что скульптуру ни в коем случае нельзя растворять в архитектуре. Снова было не до того. Мухина также не согласилась с иофановской концепцией характера общего образа статуи и даже всего павильона. Мухина печально называла новое место установки памятника «пеньком». «Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова.

Удивительна её судьба. Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот». Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. Так что никаких покровителей «сверху» у художника не было. Я чувствовала себя в пейзаже» И это ощущение себя в пейзаже, равно как и способность копить впечатления и память на ароматы (у Верочки было тонкое обоняние), явно свидетельствовало о незаурядных способностях «высшего благоразумия», как называли племянницу отцовы братья.

Он был изготовлен в рекордный срок — 3 недели. Кстати, без малейшей патетики. Я одета во все зеленое, в цвет листвы и меня никто не видит. Кроме того, Вера Игнатьевна потребовала изменения размеров монумента, заменяя первоначальную равновеликость статуи и здания на «золотое сечение».

Вера Мухина «Рабочий 
и колхозница»

Вера Мухина «Рабочий и колхозница»

Одну и ту же идею каждый из участников конкурса воплотил абсолютно по-разному. Весь кинематографический мир стал ассоциировать это изображение как с именем «Мосфильма», так и с великими именами российских мастеров кино. Когда встречается кто-нибудь, я юркну в траву.

К тому времени два тирана, Гитлер и Сталин, уже начали соревнование «кто кого. » и вот таким образом перед Шпеером стояла задача: немецкий павильон на выставке должен быть обязательно выше советского, пускай немного, но свастика должна возвышаться над серпом и молотом. Куда девать все это добро, сначала было непонятно. Размеры пьедестала тоже не соответствовали масштабам скульптуры. Вместо запланированных 25 дней скульптура была смонтирована на две недели быстрее. Столь же высокая коррозионная устойчивость. В Париже для сборки статуи был установлен специальный кран. Кроме того, материя позволила оправдать не совсем естественное горизонтальное положение руки колхозницы – ею девушка придерживает стальную «ткань».

Монумент словно бы утверждал: мы добились многого, мы твёрдо поступательно движемся вперёд, но впереди ещё немало великих дел. Титан – замечательный материал, коррозия и титан – понятия несовместные. Жертвы переезда.

Нагар от выхлопных газов, сухой остаток от атмосферной влаги. Изготовление памятника проходило достаточно медленными темпами и многие не верили, что рабочие успеют в срок, особенно учитывая техническую сложность того же «полотна» и педантичность Мухиной. » Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится.

Для большей убедительности своего «сигнала» он написал, что, по отзывам специалистов, в отдельных местах стальной оболочки каркаса якобы возникает профиль «врага народа» Л. Д. Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина называла «пенек».

В 1950-е гг. Но тут, как пишет сын скульптора В. А. — Это был молодой человек небольшого роста, кудрявый.

за скульптурой был установлен Монреальский павильон, со 2-й пол. Так родилась, возможно, лучшая серия скульптурных портретов, посвященных героям войны. Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова.

Статую разрезали автогеном на части и свалили на платформы. Консультировавший их профессор Н. С. Это нелетучий растворитель, крайне вредный для тех, кто его применяет.

Вера Мухина — Рабочий 
и колхозница — Париж 
— выставка — скульптор

Вера Мухина — Рабочий и колхозница — Париж — выставка — скульптор

В 1937 году памятник был переправлен из Москвы в Париж на Всемирную выставку. Те же каркасные рёбра, стрингеры, нервюры, призванные обеспечить лёгкость и прочность изделия, как и у самолётных фюзеляжей. А летом 1914 года вместе с подругами Любовью Поповой и Изой Бурмейстер Мухина отправилась в путешествие по Италии: Рим, Венеция, Капри, Флоренция Она познакомилась с работами Микеланджело и была полна новых творческих замыслов, но впечатления от поездки оставались яркими недолго — началась Первая мировая война. В народе говорили, что рабочего изображал метростроевец, а колхозницу— балерина.

Вот таким образом я спроектировал здание в виде кубического массива, тоже вознесённого ввысь, который должен был сдержать этот напор» Эти слова принадлежат Альберту Шпееру, нацистскому преступнику, отсидевшему 20 лет по приговору Нюрнбергского трибунала. Собственно, слово «борьба» тут не вполне подходит. И все же французская пресса была в восторге именно от советского павильона и называла скульптуру «величайшим произведением ХХ века». В 1934 году Мухина создает портретный бюст архитектора С. Замкова.

Рабочий и колхозница 
вышли на пенсию

Рабочий и колхозница вышли на пенсию

Львова. Вере Игнатьевне намекнули, что обнажённая фигура рабочего, прикрытая лишь развевающимся на ветру шарфом, может произвести «не то» впечатление и что нужны «какие-нибудь штаны». Это была исключительно сложная и трудоёмкая работа. Идея увенчания советского павильона Всемирной парижской выставки парной cтатуей «Рабочий и колхозница», выполненной из металла, принадлежит архитектору Б. М.

Жюри оценило придумку русских художников, вручив им Гран-при. По возвращении домой Вера устроилась на работу в госпиталь, где трудилась безвозмездно. Она величественно встает между колесом обозрения ВДНХ и монументом «Покорителям космоса» в парке космонавтов. Если смотреть на женскую фигуру в профиль, то ее движение стало стремительным, легким, воодушевленным и сильным, как смелый порыв к большой жизни. Мухина десятки раз отказывалась делать его портреты.

Эту женщину называли «каменным оракулом сталинского режима». У Машкова царил культ объема, большой формы.

Победа идеи скульптуры 
«Рабочий и колхозница»

Победа идеи скульптуры «Рабочий и колхозница»

Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. Потом в помощь им наняли французских рабочих. Мухина начала с набросков композиционных вариантов скульптуры. В октябре 2003 году начались работы по реконструкции скульптуры "Рабочий и колхозница". Мощные прожекторы осветили статую, Сталин осмотрел её и, ничего не сказав, уехал. В октябре 1937 года состоялся просмотр пяти представленных на конкурс работ.

Реставрационные действия продолжались около шести лет. Только камеры, в которую могли бы поместиться огромные части монумента, в мире ещё не построили (может, где-то и построили, но нам не говорят). В 1939 году в газете «Большая Волга» был опубликован эскиз Рыбинской ГЭС со скульптурной композицией «Рабочий и колхозница» и монумент Мухиной планировалось установить там.

«Рабочий и колхозница» 
– всемирно известный 
символ советской

«Рабочий и колхозница» – всемирно известный символ советской эпохи

Снаружи-то этого не видно. Только для этого нужна специальная камера, процесс покрытия – высокотемпературный. В 1979 году скульптуру реставрировали. Конечно, сделать скульптуру в один метр много легче, чем в три метра.

На фоне общей неразберихи возникли споры о материале скульптуры. Ее высота от подножия до вершины серпа – 24 м. Рост рабочего – 17, 25 м, рост колхозницы – 10 м. Общий вес – 80 тонн. Они напоминают нам о времени, когда Серп и Молот были символами молодой страны Советов. Мастерская представляла собой часть бального зала московского особняка конца XIX века.

  • Фото памятника Рабочий и Колхозница – Вера Мухина, 1937 год
  • Этапы возведения памятника – трудности и достижения
  • Где установлен знаменитый советский памятник
  • Вера Мухина – признанный мастер скульптурного творчества
  • Второе рождение монументального памятника
  • Самое интересное в виде мозаики

Статую поделили на 44 части. После обработки этой пастой коррозионная стойкость возрастает в разы. И в дальнейшем, сооружая павильон для нью-йоркской Всемирной выставки, где он повторил ту же основную схему — скульптура, увенчивающая центральный пилон, — зодчий выбрал для осуществления наименее интересный и почти полностью повторяющий его эскиз проект статуи «Рабочий» В. А. Иофану. А что сделал Шадр, ее друг.

Главное – воссоздание монумента началось. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот». Она создана знаменитым советским скульптором Верой Мухиной и архитектором Борисом Иофаном. Еще одним большим увлечением Мухиной было стекло. Альберту Шпееру так и не удалось сдержать «напор двух фигур, триумфально шествовавших в сторону немецкого павильона». Нужно было придумать что-то другое.

  1. Словари и энциклопедии на Академике
  2. ФуНДАМЕНТАЛЬНО О МОНУМЕНТАЛЬНОМ
  3. 10 ФАКТОВ О рАБОЧЕМ И кОЛХОЗНИЦЕ
  4. Фото Рабочий и Колхозница в высоком разрешении
  5. Прогулка по Москве 2018 — идем от Проспекта Мира до Лубянки
  6. Фото Москвы весной 2018 — весенняя уличная фотография

Огромный, величественный и кажущийся таким прочным монумент проржавел насквозь. Другая известная работа, посвященная красоте женского тела, как ни странно это звучит, сформированного трудом, воссоздана Мухиной в «Крестьянке» иначе, «Бабе» — так называла ее сама скульптор. «Я не могу читать философских книг, — нет зрительного образа. Облицевав боковые фасады не газганским мрамором, а составом симентолита — патентованной штукатурки с примесью натуральной каменной крошки — и запроектировав главный вертикальный объем без окон, расчлененный лишь вертикальными тягами, Иофан еще более подчеркнул «служебность» этой центральной части. Знаменитая скульптура, названная в Большой советской энциклопедии «эталоном социалистического реализма», была изготовлена в 1935-1937 годах для советского павильона на Всемирной выставке в Париже, который и был открыт там 25 мая 1937 года. Однако из-за того, что изменились материалы каркаса, несколько изменилась и его конструкция. Этот плохо скрытый намек был хорошо понятен, а острота состязания идеологий была очевидной для всех: Шпеер против Иофана и Мухиной орел против серпа и молота брутальный классицизм против красного конструктивизма.

Но поскольку скульптура большая и при её съемках под углом происходило некоторое искажение изображения, в ноябре 1950 года был заключён специальный договор с Мухиной, по которому она приняла на себя обязательство изготовить для «Мосфильма» уменьшенную модель своих «Рабочего и колхозницы». Однако времени для подготовки такой модели не хватало и «на одном из очень бурных заседаний» П. Н. Работа продолжалась, но атмосфера вокруг статуи была отнюдь не идиллическая. Наверху посадили орла». 1 мая 1937 года она сияла на солнце в небе Парижа. Но перед этим статую нужно было как следует помыть.

Ее любимыми персонажами были герои прошлого, а настольной книгой — «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. Таковы ее памятники М. Горькому и П. Чайковскому. Одиннадцать дней ушло на сборку – и уже 1 мая 1937 года скульптура была собрана. «Рабочий и колхозница», неофициальная эмблема Советского Союза, по мнению многих критиков — величайшее произведениее скульптуры XX века, уже четыре года находится на реставрации. Мухина просто не могла не посещать выставки этих художников.

  1. Фотопрогулка по Москве — продолжение разговора о городской фотографии
  2. 2 Фото памятника Рабочий и Колхозница – Вера Мухина, 1937 год
  3. Скульптурная композиция Рабочего и Колхозницы в Москве
  4. Международная выставка 1937 года
  5. Рабочий и Колхозница в Москве – отзывы
  6. Последние добавленные фотографии

Но поскольку строительные работы на гидроузле еще не были завершены, памятник смонтировали на постаменте перед главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВДНХ). Вернувшись после выставки из Парижа, скульптор, воодушевленная успехом, приступила к ряду проектов: в 1938—1940 годах она сделала два варианта памятника, посвященного спасению челюскинцев, «Икара», три варианта скульптур для нового Москворецкого моста в Москве, трехметровую фигуру Максима Горького и два варианта проекта памятника ему в Москве и Горьком, большую композицию «Хлеб» и др. Утром лепили. «Что хорошо, то хорошо», — сказал Молотов.

Однако в последнее время появились утверждения, что «плакатный» жест руки с некой эмблемой, даже образы юноши и девушки с молотом и серпом, — все это уже было многократно обыграно в советском искусстве. В 1979 году скульптуру реставрировали. Рука не нащупала носа. Или же: «Я воображала себе, как я путешествую по всей России.

  • Самые просматриваемые фотографии

«Ваша скульптура ударила нас, французских художников, как обухом по голове. На скульптуру был объявлен конкурс и его выиграла скульптор В. И. Мухина. Монумент перестаёт быть авторской работой. Не получилось, НКВД арестовала их прямо на вокзале.

Эти складки летят тоже по горизонтальным дугам и вместе с шарфом прочно привязывают скульптуру к пилону. Его сотрудники с ним согласны. В первом случае я изготовляю каркас на 4-5 пудов, во втором – на 4 тонны глины. В Москве она была восстановлена из более толстых листов стали (до 2 мм) и смонтирована на гораздо более низком постаменте перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (планировку площади и монумента выполнили архитекторы Н. Быкова и И. Таранов).

Фото памятника Рабочий 
и Колхозница – Вера 
Мухина, 1937 год

В качестве моделей привлекались все, кто проходил мимо. Андреева. Теперь памятник стал вдвое выше, чем был прежде.

Все это понимали и с небольшими доработками эскиз был окончательно утвержден. Скульптуру намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась и была полностью завершена только в ноябре 2009 года. Здесь, в Феодосии, девочка поступила в гимназию, где училась на «отлично», но особый интерес проявляла к истории и литературе. Скульптура стала не просто гордостью страны, в 1947 году «Рабочий и колхозница» стала маркой отечественного кинематографа — символом киностудии «Мосфильм». Горького.

Кто именно подпилил трос, так и не выяснили, но с этого момента возле «Рабочего и колхозницы» была установлена круглосуточная охрана, а сборку статуи решили ускорить, чтобы избежать подобных неприятностей. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости. Пьедесталом для «Рабочего и колхозницы» теперь станет внешне точная копия павильона СССР на Парижской выставке 1937 года. ). Вере Игнатьевне самой тоже стало понятно, что ее решение — лучшее.

А на площадке вокруг будет организована торгово-развлекательная зона. Методы «неразрушающего контроля» – оценки запаса прочности металла без внедрения в его структуру – существуют давно. Но всю свою жизнь Вера Мухина ненавидела этот режим. Теперь вектор развития творчества направлен от общего к частному.

А строят его и собирают сейчас на заводе «Энергомаш» в Белгороде, одном из лучших и наиболее современно оснащённых предприятий отрасли, успешно пережившем потрясения экономических реформ и кризисов. Какие были у нее взаимоотношения с вождем. 9. До окончания работ у павильона «было организовано ночное дежурство из советских рабочих и добровольцев из тех бывших российских эмигрантов, которые относились к СССР дружественно». Но с течением времени ситуация изменилась.

Лишь в начале сентября она представила в конкурсную комиссию готовый проект. Скульптору больше нравился район на стрелке Москвы-реки, там, где ныне стоит церетелевский Петр I. Предлагала обладательница Сталинской премии и смотровую площадку на Воробьевых горах. А именно – показать мировое превосходство советской экономической системы и ее неотъемлемых «винтиков». После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву. Напомним, к тому времени Гитлер уже около четырех лет находится у власти.

Немало времени Вера Мухина провела в мастерской, работая с натурщиками. В те годы за попытку сбежать от «счастливой жизни» в стране Советов наказание полагалось одно— высшая мера. Когда выставка закрылась, во Франции появилось желание оставить монумент в Париже и даже был поставлен вопрос о сборе средств для его выкупа у советского правительства. Строить громадную камеру для громадных фрагментов монумента безумно дорого. Наконец, скульптура утверждена.

Говорят, что именно он стал прототипом профессора Преображенского из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Работа над скульптурой заняла у Мухиной всё лето.

После довольно резкого обсуждения Молотов сказал: «Ну, поверим автору», — и была принята средняя модель с более легким шарфом. И придумали. Помимо этого, Мухина создала эскизы костюмов к ряду театральных постановок по произведениям А. Блока, Софокла, Сема Бенелли, но они так и остались невоплощёнными в жизнь. На белгородском «Энергомаше» заканчивается изготовление каркаса. Одно из них — реакция официальных лиц на шарф, после которой даже стальная натура скульптора дрогнула: устав бороться со «знатоками», она сделала три варианта статуи: без шарфа, с одиночным и раздвоенным шарфом.

Ведь у них уже было объяснение. Её «рабочий получает лицо». Н. П. Мельникова. Сама Вера Игнатьевна называла свою композицию «Рабочий и крестьянка».

Ему отказали, решив, что деньги на реставрацию рано или поздно найдутся и у России. Изготовление «Рабочего и колхозницы» заняло 3, 5 месяца. В 1975 году с тем же предложением обратился в правительство президиум Академии художеств.

Промываешь перекисью, вши. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов – серп и молот. А с 1947 года киностудия «Мосфильм» стала использовать в своих заставках знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», тем самым утвердив как эмблему советской страны. Правда, планируется сделать его повыше и разместить в нём киноконцертный зал— ведь скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм». После этого Вера Игнатьевна немного успокоилась. Заместитель председателя Совнаркома Е. К.

В Большой советской энциклопедии творение скульптора определили как «эталон социалистического реализма». Нам дали, узнала она, площадку над автомобильным тоннелем, обсаженным по краям платанами. В 2003 году было принято решение о реконструкции знаменитой скульптуры. Наконец после официального письма Мухиной о срыве сроков правительственного заказа состоялась приемка. Антонов резко возражал против шарфа.

Образы для воплощения этой идеи ей придумывать не пришлось – они встречались ей постоянно. После смерти супруги Игнатий Кузьмич переехал с дочерьми в Феодосию, где занялся воспитанием и образованием девочек: стал приглашать в дом педагогов по музыке, рисованию. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости. Как бы то ни было, «Рабочего и колхозницу» снова ждала расчлененка. Львов — видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования — убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, соединяемую не с помощью заклепок (как это было сделано в Америке), а путем сварки. Павильон СССР пользовался большим успехом у посетителей выставки. Так как статуя должна была смотреться не только издали, но и прямо снизу, от входа в павильон, было сделано множество фотоснимков с подобных «рискованных» точек. Иофану.

Наконец спросили: А что думает автор. Повышается адгезия к лакокрасочным покрытиям – то есть «сцепляемость» с ними, краска или лак не отшелушится, не отстанет со временем. Троцкого.

А сама скульптурная группа теперь с особой бережностью хранится на "Мосфильме". Неудача этого решения была ясна заранее и стала еще очевиднее после установки статуи. Собранную статую разобрали на 65 частей и погрузили в 28 вагонов спецпоезда Москва— Париж. Профессор П. Н. Мазерель называл «Рабочего и колхозницу» исключительным явлением в современной мировой скульптуре.

А потом, весной 1911-го, приехала в Москву в свой дом на Пречистенке. Наконец спросили: «А что думает автор. Все это очень привлекало молодую художницу. Архитектор стоял на своем. После довольно резкого обсуждения Молотов сказал: «Ну, поверим автору», — и была принята средняя модель с более легким шарфом». Мухина в своем проекте смело пошла на изменение архитектурного замысла.

Например, Washington Post писала, что павильон СССР «откровенно имитирует небоскреб в миниатюре, причем его уменьшенные пропорции создают эффект какого-то слоеного торта, скованного ледяной замороженностью». Обеспечивает полное удаление продуктов коррозии, не повреждая саму металлическую основу. Тамбовцев утверждал, что моделью для головы рабочего послужил не кто-нибудь, а «самый главный враг народа» Лев Троцкий (. ), мало того, его профиль скульпторы завуалированно поместили в складки юбки колхозницы (. Ее демонтировали, разобрав сначала на 17 частей, потом – на сорок. Львов, скульпторы З. Г.

Внутри – выставочные и лекционные залы, внизу – автомобильные паркинги. Поражали не просто масштабы (24-метровая статуя была установлена на крыше 35-метрового павильона), — восхищение зрителей вызывала стремительность двух фигур, динамичность образа, чёткая связь статуи с архитектурой всего советского павильона. Затем скульптуру ждало несколько десятилетий относительно спокойной жизни у Северного входа ВСХВ (ВДНХ), но в начале 2000-х годов стало ясно, что она нуждается в основательной реставрации. Она создана знаменитым советским скульптором Верой Мухиной и архитектором Борисом Иофаном.

В перестроечные годы появилась идея установить монумент на стрелке Большого Каменного острова, между «Ударником» и Крымским мостом, однако это место оказалось занято Петром I работы Зураба Церетели. В дело опять вступили плотники, которые внутри «долблёнок» убирали лишние части дерева и наращивали недостающие. А на Рыбинской ГЭС уже в 50-е поставили монумент «Мать-Волга». В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. В 2003 году его демонтировали и приступили к реставрации. Они все – единомышленники.

Осенью 2003 г. «Рабочий и колхозница» были разобраны для проведения ремонтных и реставрационных работ. Наконец инженеры Б. Дзержкович и А. Прихожан рассчитали специальную каркасную ферму для шарфа, достаточно надежно обеспечивающую его свободное положение в пространстве.

Вере почти тридцать. Стрелецкий назвал конструкцию «экзотической». На создание памятника Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей стоящих рядом с мечами в руках Гармодия и Аристогитона, а также скульптура «Ника Самофракийская».

Композиция «Рабочий и колхозница» во многом напоминает античную скульптуру «Тираноборцы», созданную Критием и Несиотом. Паста не содержит вредных для человека веществ и соответственно их не выделяет. В 22 года Вера Мухина пережила событие, которое сама же назвала катастрофой. Директор опытного завода Института машиностроения и металлообработки (ЦНИИМАШ), где производили элементы статуи, даже написал донос, что, мол, скульптура не может быть закончена в срок, так как Мухина нарочно прерывает работу, требуя бесконечных исправлений, да еще придумала этот шарф, который может сломать всю группу при порыве ветра. Они высоко вздымают эмблему страны Советов— серп и молот».

«Мне удалось пробраться в помещение, где хранились в тайне проекты советского павильона. Проходит инженер— Повернитесь, наклоните голову». В июле 1948 года Министерство кинематографии утвердило эту эмблему «Мосфильма» официально.

Замков, заместитель председателя Совнаркома Е. К. Для этого Рабочего и колхозницу вновь разобрали на 40 составляющих. Наносить её можно губкой, щёткой – как угодно, на конечный результат это не влияет. Ведущим научным учреждением проекта – Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ).

А потом начались «лихие девяностые», не до статуй было, если только вопрос не стоял об их низвержении. Предметами ее поисков служили драпировки и положение свободных рук рабочего и колхозницы.

Одиннадцать дней ушло на сборку — и уже 1 мая 1937 года скульптура была собрана. К сожалению, былое величие не вернётся к «Рабочему и колхознице»— от идеи повторить для постамента архитектуру парижского павильона решено было отказаться. У Сталина тоже был свой «личный» архитектор, Борис Захарович Иофан, получивший образование в Высшем институте изящных искусств в Риме и Римской школе инженеров, он пользовался особым покровительством вождя. В ходе работ полностью заменили стальной каркас, а также примерно 10 стальных листов, составляющих внешнюю оболочку скульптуры. Основной каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИМАШ непосредственно в цехе и во дворе завода под руководством одного из «стальных людей», как называла их Мухина, профессора П. Н. Несмотря на камерность и небольшой размер работы, она производит впечатление большого монументального памятника.

Ваяла Вера Игнатьевна в Борисове, в мастерской, разбитой прямо на огороде. Ей удавалось создавать из этого сложного материала, не только утилитарные вещи (кстати идея формы гранёного стакана принадлежит именно ей), но и скульптуру, таким образом она стала одним из первых мастеров художественного стеклоделия.

Мухина работала над эскизом недолго, но весьма напряженно. Чуть позже судьбой памятника заинтересовался адвокат Анатолий Кучерена, обратившись в Управление охраны памятников архитектуры Москвы с просьбой продать одной американской фирме «Рабочего и колхозницу». Поскольку монтаж «Рабочего и колхозницы» спешили завершить к открытию ВСХВ, постамент получился почти в три раза ниже, чем первоначальный парижский павильон. К сожалению, отечественные защитные средства при всех их прекрасных рабочих качествах все цветные, дают оттенки. Мухина несколько расчленяет мужскую и женскую фигуры, пропуская между ними воздух (у Иофана они срослись подобно сиамским близнецам) ищет форму и силуэт каждого просвета между фигурами, шарфом, каждого куска пространства внутри статуи, с тем чтобы одна часть не закрывала другую, а напротив – помогала бы воспринимать движение и сливалась в многообразную декоративную симфонию ансамбля всего сооружения.

Скоро мы всё это увидим сами. Всё тот же азарт, трудовой порыв, как и семьдесят лет назад. Для скульпторов Третьего Рейха образцом для подражания были работы мастеров Античности и эпохи Возрождения. Учиться у него было нелегко, но постепенно к Вере приходила уверенность. Но уже было решено статую демонтировать и перевезти в Москву. Скульптура «Рабочий и колхозница» вполне закономерно получила большую золотую медаль Гран-при. ХХ в. территории, окружающие ВДНХ, охватывает волна индустриального домостроения.

На самом деле всё было наоборот. С инженерной точки зрения одним из самых трудных элементов композиции оказался развевающийся шарф, придерживаемый откинутой назад рукой колхозницы. А сама скульптурная группа теперь с особой бережностью хранится на «Мосфильме». В результате огромный герб нацистского рейха — орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы».

В 1987 году был объявлен еще один конкурс на подыскание места для прославленной группы. Они пропагандировали «арийский» эталон красоты — хорошо сложенные, мускулистые тела молодых людей, настоящих воинов и не менее гармонично сложенные тела матерей будущих солдат. Я представляла себя идущей пешком рядом с поездом. И тут так было.

Но оказалось, что размеры плана заданы местом, отведенным на территории парижской выставки. К тому же в паре титан – нержавейка возникает при наличии влаги электрохимический процесс. Когда все было закончено, уточнились габариты статуи. Делалась она к юбилейной выставке, посвященной десятилетию Октября. Скульптура стала не просто гордостью страны, в 1947 году "Рабочий и колхозница" стала маркой отечественного кинематографа – символом киностудии «Мосфильм».

Это могло создать для скульпторов большие проблемы. У одного фигуры застыли в неколебимом монументальном спокойствии (Андреев), у другого, напротив, они рвались вперёд с постамента, словно конькобежцы-спринтеры (Шадр), у третьего – уподобленные совершенными лицами и телами олимпийским богам, с улыбкой взирали на окружающий мир (Манизер). Замков: «Был пущен слух, что в складках юбки девушки «просматривается некое бородатое лицо» — Троцкий. Никаких. Андреев и Манизер в своих проектах просто послушно следовали рекомендациям Иофана, а Шадр, напротив, ушел в другую крайность и как будто вообще забыл, для чего делается эта работа.

Работая по 13 часов в сутки, они в течение месяца изготавливают модель будущей скульптуры, а завод «Стальмост» в это время делает конструкцию каркаса. Задача была не только «догнать и перегнать» Германию, выступавшую в качестве основного конкурента на выставке, но и подчеркнуть идеологическую составляющую проекта. Наконец-то ее мастерская и квартира находились в одном помещении на Садово-Спасской, 21. Орёл со свастикой на высоте выглядел жалко и неприглядно. Когда же товарищи «сверху» настаивали, она говорила, что согласна работать только в том случае, если Сталин будет ей лично позировать. Это подействовало: вскоре выпустили и Веру Игнатьевну.

Проект Б. М. Иофана предполагал, что павильон будет длинным и узким, похожим на большой корабль, а на носу этого корабля как раз и должна будет располагаться эта статуя. Но вначале нужно было оценить степень износа памятника. И ветераны и молодёжь «пахали», как на стройке Днепрогэса. Но ни одна из перечисленных работ не была доведена до конца, сама Мухина называла их «мечтами на полке».

Вот тут возникла проблема: требовалось точно сохранить все цветовые оттенки скульптуры. Еще до окончательного утверждения проекта отдел металлоконструкций строительства Дворца Советов получил задание разработать конструкцию скульптурной группы. Идея создания скульптуры принадлежит архитектору Борису Иофану. Знаменитые «Рабочий и колхозница», созданные Мухиной для советского павильона Бориса Иофана к Всемирной выставке в Париже 1937 года, прекрасно иллюстрирует её пристрастия.

Но не только античное наследие служило подпиткой для творчества Веры Мухиной. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников. Кроме красочных панно, диорам, фотографий и макетов, почти ничего не было. Хижняком и другими героями сражений. Памятник будет вписан в красивый многофункциональный комплекс.

В одном предполагалось поставить статую на высоком пьедестале на стрелке Москвы-реки. Или другой пример – работа «Ветер», в которой на первый план выносится тема стихии, которая ломает формы. Автор проекта павильона известный советский скульптор Б. М. Иофан, рассказал участникам конкурса о своём замысле и объяснил, что скульптура должна изображать рабочего и колхозницу идущих вместе, как символ единения пролетариата с колхозным крестьянством. Согласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34, 5 метра (раньше скульптура стояла на десятиметровой отметке). Никто и не возражал – все были согласны, только денег не давали. Его клиентами были Ворошилов, Молотов, Каганович, «буревестник революции» Максим Горький.

С её изображения на фоне Спасской башни Кремля в 1947 году начался фильм Григория Александрова «Весна». Эти балки металлизируются цинком, а потом покрываются лакокрасочной защитой. Так что называть Мухину «официально признанным художником сталинской эпохи» по меньшей мере странно. В 1936 году советское правительство получило из Франции приглашение принять участие в Парижской всемирной выставке, посвященной теме «Искусство и техника в современной жизни». Работали бесплатно, брать деньги не хотели. Особенное значение Мухина придавала именно ажурности группы. Там она познакомилась и на долгое время подружилась с полковниками Б. А.

Позже, в 1962 году, коллеги Мухиной по созданию «Рабочего и колхозницы» — профессор П. Н. Говорят, что зрители сочли это зрелище нелепым, а монументу «Рабочий и колхозница» – не раз аплодировали. У Бурделя Верочка сделала свои первые профессиональные этюды: «Сидящий мальчик» (1912) и «Сидящая фигура» (1913). Публикуемые ниже материалы предоставлены Научно-проектным отделом «Охрана историко-культурного комплекса» ГУП НИИПИ Генплана Москвы. Однако он скончался через год, а про переезд статуи забыли до 2003 года. Все же для окончательного просмотра она сделала три варианта и опять начала ждать. Для Мухиной, Зеленской и Ивановой исправление этих форм было задачей весьма затруднительной — ведь надо было все время представлять себе вид сравнительно небольшого (по отношению к общему объёму) участка поверхности статуи, да еще в «позитивном» виде, увеличенном по сравнению с моделью в 15 раз.

Но Мухина была против застывшей триумфальности фигур. В Париже строительная фирма «Горжли», с которой советское правительство заключило контракт, уже заканчивала строительство, а скульптура «Рабочий и колхозница» ещё оставалась в Москве. Скульптуру везли в Париж, разобрав ее на 65 частей и уместив детали в 28 железнодорожных вагонах. В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже.

Мы иногда целыми вечерами говорим о ней». Скорее, рутинное составление писем и хождение по многочисленным инстанциям. Долгие шесть лет шла борьба за восстановление великого памятника. Да и голуби над монументом часто летали и даже внутри жили. Чтобы очистить элементы статуи от коррозии использовали созданную в ВИАМе пасту.

В конкурсной комиссии – члены правительства, комиссар советского павильона на выставке в Париже, заслуженные деятели культуры, старые большевики Как вспоминали впоследствии друзья Веры Игнатьевны, она с самого начала почувствовала, что её «Рабочий и колхозница» – лучшая из этих работ. «Развлечений в моей жизни было очень мало, — вспоминала она позднее, — некогда было. Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, скульптуру вернули на площадь. Ему отказали, решив, что деньги на реставрацию рано или поздно найдутся и у России. И я его увидела только в 16-м году, когда его привезли умирающим от тифа.

Когда сидели за большим столом и они рассказывали, как работали, что у ветеранов института Веры Яковлевны Белоус и Светланы Алексеевны Каримовой (они занимались разработкой технологии очистки поверхности и удаления продуктов коррозии), что у Дмитрия Сивакова возраста моего сына (придумал, как оценивать степень износа фрагментов) глаза светились абсолютно одинаково – светом увлечённых своим делом творцов. На сей раз – чтобы вернуться в Москву. Через два месяца состоялся показ. Он говорил ученикам: «Не смотрите на детали, берите главное».

У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке. Затем, встретившись с Иофаном, спорила, старалась быть спокойной, убедительной. Люблю свободу». По словам сына, она никогда не разговаривала со Сталиным и даже не видела его близко.

Скульптура прекрасно просматривается из разных обзорных точек. Была еще одна причина амбициозного решения внешнего оформления павильона. Когда оболочка была обдута песком снаружи и изнутри, весь каркас был окрашен суриком.