Ван Гог Картофеля

Незадолго до этого Ван Гог написал натюрморт Корзина с картофелем. Сюжет фантастической повести Севера Гансовского «Винсент Ван Гог» и фильма «Визит к Ван Гогу» снятого по её мотивам построен вокруг кражи «Едоков картофеля» путешественником во времени, позже раскаявшимся и вернувшим картину. Картина «Едоки картофеля» является одним из самых известных произведений Ван Гога.

Своей работой Ван Гог хотел передать пар от картофеля в натруженных крестьянских руках. Едоки картофеля — была картиной начинающего художника Ван Гога. Картина Винсента ван Гога Едоки картофеля: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Ван Гог считал картину Едоки картофеля лучшим своим произведением.

Описание картины Ван Гога Едоки картофеля

Дрожь нетерпения била Винсента. – В сущности, ты даже не пытался этого сделать. Начало лета застало Винсента в процессе стремительного творческого роста. Но это трудно осуществить.

Винсент неизменно старался убедить в этом брата и самого себя. «Я часто думаю, что крестьяне представляют собой особый мир, во многих отношениях стоящий гораздо выше цивилизованного», — писал Винсент. 17 января с его матерью приключился несчастный случай и поначалу это происшествие как будто примирило Винсента с родными: горе всегда сближало его с людьми. Уставшие (крестьяне вообще редко едят отдохнувшими), они безрадостно, но и спокойно поедают свой бедный ужин, ведя неспешный разговор.

В обмен на проживание он обещал высылать Тео Ван Гогу свои картины. Дом стоял в саду, среди деревьев. Он сам, как они, плоть от плоти этой земли. Приехал он к своему отцу, к своим родным, но Нюэнен не был его родиной.

Два года Ван Гог каторжно трудился, не выпуская из рук карандаш и кисть. (Этот колорит — дань Ван Гога собственному будущему, высветленной палитре). – Непосредственность впечатления при этом полностью сохранена и передается зрителю.

Завтра, как и сегодня, она будет его кредо. Винсента презирали и третировали, как никогда раньше. Старые мастера пользовались подобной штукой. Видит бог, неустанно повторял он, ведь он не злоупотребляет помощью Тео. С той и другой стороны были брошены резкие слова. Вещи живут у него своей жизнью, не менее напряженной, чем человеческая.

Картина Едоки картофеля, 
Винсент Ван Гог, 
1885 – описание

Картина Едоки картофеля, Винсент Ван Гог, 1885 – описание

Эта утрата, по существу, завершила долгий период в жизни Винсента. Табак, как он утверждал, действовал на него успокаивающе. Своим величайшим учителем, самым современным из художников, он по-прежнему считал Милле: Милле – это отец Милле иными словами советник и наставник молодых художников во всех областях. – беспрестанно спрашивали они.

Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва. Вдобавок его новая пассия попыталась покончить с собой. Наконец-то картина смогла вместить нечто большее – то, что художник искал в этих краях. Другой любопытный факт обнаружили специалисты НАСА – изучая полотна Ван Гога, они пришли к выводу, что океанические течения ведут себя именно так, как изобразил художник в «Звездной ночи». «Едоки картофеля» стала первой крупной картиной, написанной в так называемый «нюэненский» период (по нидерландскому селению Нюэнен, где проживали родители художника).

Теперь живопись открылась Винсенту во всем великолепии. Он довольствуется самой малостью – тем, что абсолютно необходимо для жизни.

Винсента волнует рабочий класс, он не может равнодушно смотреть, как человек работает, ничего не получая взамен. Невозможно всегда жить отшельником, так как подчас чертовски трудно работать в полном отрыве от мира живописи и от художников и совсем не видеть чужих работ.

Все позабыли о них, в том числе и сам художник и позднее они были проданы старьевщику, который сжег часть этих, работ, сочтя, что они лишены какой бы то ни было ценности. Пуля пробила ребро и застряла в кости. Столкнулись лицом к лицу два разных мира. В последнюю неделю своей жизни Ван Гог пишет свою последнюю и знаменитую картину: «Пшеничное поле с воронами». Как говорят врачи, поначалу убиваешь, затем исцеляешь. Вдвоем они много работали. Но Марго (судя по всему, наделенная крайне хрупкой нервной конституцией) не примирилась с этим отказом.

В Боринаж он попал в должности протестантского проповедника. Убежденный в своей правоте человек наконец-то уверенно зашагал к светлой и ясной цели. О нем все время ходили сплетни, недобрые толки. В декабре 1883 года в небольшой брабантский (Брабант – провинция в Голландии) городок Нюэнен приехал ещё нестарый, но уже изрядно помятый жизнью человек.

Описание картины 
«Едоки картофеля»

Описание картины «Едоки картофеля»

В конце концов, если уж Винсенту так приспичило быть художником, пусть рисует и продаёт картины, пусть забудет свои бредни о «настоящем» искусстве. Сходя с поезда в Хелмонде, куда она ездила за покупками, мать упала, сломав правое бедро.

К возмущению родных, Ван Гог и вернувшись домой, продолжает делать то, что «никому не нужно». Они, как люди, вовлечены в круг существования. Подобная концепция красоты абсолютно чужда Винсенту. Он спускался с горняками в шахты, а по вечерам читал им Библию.

Ван Гог: описание 
картины «Едоки картофеля»

Ван Гог: описание картины «Едоки картофеля»

Но еще больше удивило кожевника то, что он никак не мог забыть холсты и рисунки Ван Гога. В своем исступлении Винсент накинулся даже на брата. И Винсент снова остался один. На сей предмет он заручился адресами шести торговцев картинами.

Ван Гога очень волновала эта тема. В ней просвечивает некая архетипическая основа. Смотрите, как хорошо. Подобное заявление, право, способно обескуражить кого угодно.

Вот так и родилась великолепная картина «Едоки картофеля». Так, значит, вперед. Трудно вообразить более трагический контраст. – Возьмите, к примеру, этот тон (он показал пальцем на серую, грязную мостовую) так вот, если бы Паоло Веронезе сказали: Напишите белокурую красавицу с телом такого тона, он написал бы ее и на его картине женщина и впрямь была бы белокурой красавицей. История с Марго никак, точнее, почти никак не отразилась на его работе. Это не античность, а ренессанс – сказал Делакруа.

Даже если ему не понравились мои рисунки, все равно покажи ему эту картину. Вы ничего не говорите мне о технике, – писал он ему в своем первом письме. По фасаду вился плющ.

Работы почти никто не покупает, его манеру живописи называют «мазнёй» и «примитивом». Он отождествляет себя с ними. Куда он шел. Но не тут-то было. В том, что художник смотрит на мир глазами своих персонажей.

Описание картины 
Винсента ван Гога 
«Едоки картофеля»

Описание картины Винсента ван Гога «Едоки картофеля»

Все в этом мире эфемерно, преходяще и недолговечно. События тоже следовали одно за другим. Ван Гог снова обратился к живописи и его брат Тео (единственный, кто поддерживал Винсента на протяжении всей его нелегкой жизни) помог ему уехать в Брюссель и попробовать себя в роли слушателя Королевской академии изящных искусств. И он шел вперед гигантскими шагами. Но мог ли Винсент написать брабантских крестьян веселыми красками.

До этого еще очень далеко. Безуспешно. Нет. Однако, – тут же добавлял он, – не утруждайте себя сверх меры: ничего не форсируйте.

Мысль его ежеминутно возвращалась к ним. Братская привязанность Тео. Здесь кончается «ранний Ван Гог». Но это было как бы около простого деревенского быта, который он хотел ухватить и передать на холсте. Милле рисовал богатых, представительных крестьян на фоне спокойной и плодородной природы.

Скудость вещи — непременное условие ее одушевленности. Бедность художника (вообще его социальную отчужденность) он считал не столько печальной необходимостью (следствием внешних условий), сколько необходимым долгом. Он давно уже перестал. Может, это и совпадение, но оно возвращает специалистов к изучению великого безумца.

Винсент провел в Амстердаме три дня. Винсента попросту выгнали оттуда. Произошел давно назревавший его разрыв с семьей. В мае 1886 года, после отъезда его матери, – пишет Ж. Б. де ла Фай, – грузчики сложили произведения Ван Гога в ящики и оставили на хранение у колбасника города Бреды (в действительности это был краснодеревщик по фамилии Схрауэр).

Они страдают, радуются, ненавидят. Хроническое отравление дигиталисом в ряде случаев может сделать мир для больного желтым, как и в случае с Ван Гогом, который, должно быть, видел желтые круги вокруг звезд – как на знаменитой картине «Звездная ночь» (которую он написал в 1889-м в психиатрической лечебнице) и ряде других полотен. Можно сказать, что в то лето 1884 года Ван Гог открыл для себя живопись. Профессионализм сплошь и рядом обращается в штамп – неужели он этого не уразумел.

Винсент Ван Гог 
– Едоки картофеля

Винсент Ван Гог – Едоки картофеля

Снимки, сделанные из космоса, подтверждают фотографическое сходство водяных вихрей в мировом океане с ночным небом Ван Гога. Но конец всему положила безответная любовь. Он должен отождествить себя со своими персонажами (крестьянами), растворить себя в них, чтобы усвоить себе их взгляд на мир, привычки, особенности психики. Психическое состояние Винсента не давало ему вернуться к обычной жизни, в моменты сильного отчаяния живопись была единственным, что давало ему сил.

Они с мужем организовали выставку работ Ван Гога в Амстердаме, а спустя какое-то время Иоханна опубликовала трогательную переписку братьев и перезахоронила их тела в Овере – две рядом расположенные могилы символизировали тесную связь, которая была между братьями на протяжении всей их жизни. Может быть, на этот раз Винсент и вправду поверил, что пришел конец его одиночеству. Благодаря стараниям Тео в начале 1890 года на выставке в Брюссельском королевском музее современного искусства было представлено несколько работ Винсента и один из критиков дал им высокую оценку. Пусть даже он найдет ее плохой.

Едоки картофеля 
– 1885 Ван Гог – 
картины

Едоки картофеля – 1885 Ван Гог – картины

С какой изощренностью он располагал цвета играя на контрасте и нюансах, варьируя оттенки. Он с готовностью ответил на ее любовь вдвоем они стали строить планы женитьбы. В первой книге его особенно поразила следующая, весьма характерная история. Можно ли с уверенностью сказать, что это было именно так.

Когда он приходил, то обычно ссорился с отцом. Звали человека Винсент Ван Гог.

Источник света в «Едоках картофеля» предельно прозаичен и подчеркнут. Отныне Винсент будет жить только живописью и для живописи. Многочисленные гости, приходившие навестить больную, неумолчно расточали ему хвалу. Он должен жить среди декорации своих сюжетов. Хальс – колорист из колористов. Человечность искусства Ван Гога коренилась глубже. Послушайте, дружище, вещь эта довольно хороша, но она сделана с линии, а античные художники шли от объемов (от массы или ядра).

Но. Я горю желанием видеть картины Рубенса. В этом мире все случайно, неповторимо и невозвратимо. Особенностью крестьянской психики Ван Гог считал очеловечивание вещей. Коричневое платье девочки, стоящей спиной на первом плане, коричневые руки и лица сотрапезниц в «Едоках картофеля», выразительные блики коричневого до предела насыщены смыслом.

Он встал, сорвал полотно с подрамника, отбросил его в угол и натянул новый холст. Этот розовый – заглушённый цвет, полученный в результате сочетания красного с зеленым. Это висячая керосиновая лампа. Картинами Франса Хальса, в особенности Ротой капитана Ренье Реаля, он восхищался почти так же, как Иудейской невестой, хотя и по иным причинам. – говорил Винсент. Вечером, взяв с собой этот холст, я отправился в Эйндховен, где живет один мой приятель (Германе), владелец довольно изящной гостиной (серые обои и мебель черная с золотом) и мы повесили там картину.

Грубым формам сопутствуют мрачные тона: глинистый коричневый, грязноватая охра, оливковый зеленый, берлинская лазурь, почти переходящая в черный (Цвета черного мыла – по меткому замечанию Юлиуса Манер-Грефе). Все это надо прочно освоить. Кругом все черным-черно. Винсент торопился уехать. Целыми днями он пропадает в окрестностях или у соседей, смешивает и смешивает свои краски, рисует свои размытые угловатые рисунки, а домой приходит только к обеду, который проходит в угрюмой обстановке всеобщего недовольства. Только в труде его раненая душа забывала о жизненной пытке.

Винсент сердился, мечтал как можно скорее убраться отсюда. Отсюда вывод: Львы – не обезьяны, они не подражают друг другу. Скудный крестьянский скарб всегда под руками, он или создан крестьянином или служит ему. Среди жителей Нюэнена он был белой вороной.

Картина Едоки картофеля 
Винсента ван Гога

Картина Едоки картофеля Винсента ван Гога

Но ты все равно покажи ее ему – он должен видеть, что мы упорно идем к своей цели. Он преисполнен решимости жить самостоятельно – согласно своим убеждениям. В Нюэнене Винсент почти ни с кем не поддерживал отношений. надеяться, что когда-либо вкусит нормальную жизнь.

Крестьянин дорожит вещью, сделанной собственными руками, все в ней открыто ему, знакомо наизусть постепенно вещь превращается как бы в одушевленное существо, которое живет, страдает и стареет вместе с хозяином, несет с ним тяготы его труда. Закончив работу, Винсент часто наведывался в Эйндховен, чтобы помочь советом Германсу, начавшему копировать картины. Вчера я именно так подшутил над почтенным собратом моего отца.

Винсента угнетал Нюэнен, где теперь работать ему было невмоготу. Она никоим образом – точнее, почти никоим образом – не отвлекла Винсента от его исканий. Это был серьезный удар. Обилия его «болезненного» желтого, который спустя какое-то время приобрел «золотой» оттенок, ведь полотна Ван Гога стали на вес золота. Цвет – это поэзия.

После ссоры, разыгравшейся между ними, дело обернулось совсем плохо. Однако, добавил он, я нипочем не желал бы избежать этой ошибки. Одна лишь работа давала ему отдохновение.

Даже изобразил двух женщин, копающих картофель. С редкой преданностью ухаживал он за матерью, дневал и ночевал у ее постели. Большую часть картин приобрел бредский портной господин Маувен. Вот тогда и произошел этот знаменитый инцидент.

Но делать ему на ней больше нечего. Здесь я только писал и писал без устали, чтобы научиться писать. Искусство, к которому его влечет, – это субъективное искусство экспрессивного толка. Жерико и Гро, пояснил он, научились у греков первым делом выражать массы контура (почти всегда в форме яйца) и выводить все дальнейшее из расположения и соотношения этих овалов). Но куда. В письмах к Тео он полностью изложил свою теорию цвета, сформулировал законы рисунка: Древние шли не от линии, а от объемов, короче, надо браться за эллипсоидальные основы или начинать с массы вместо контуров (Винсент писал Ван Раппарду: Художник Жигу принес Делакруа бронзовую античную статуэтку и спросил, как он полагает, подлинная эта вещь или нет.

Рисунки Ван Гога боринажского периода почти все потеряны. Есть нечто необыкновенное, – писал он Тео, – в ощущении, что ты должен ринуться в огонь. Но Гоген не слишком высоко ценил творчество Ван Гога их некогда ровные отношения стали меняться не в лучшую сторону.

едоки картофеля 
винсент ван гог

едоки картофеля винсент ван гог

К тому времени он уже постиг многие тайны мастерства и убежденно провозглашал свое кредо. Его вращающихся светил, создающих эффект движения. Никогда еще он не был озабочен таким множеством технических вопросов. Какой-нибудь делец от искусства купается в лучах славы, вещает о судьбах мировой культуры, успешно торгует плодами своего вдохновения, а назавтра о нём уже забыли так, что и не всякий специалист вспомнит.

Ван Гог позднее будет подчеркивать, что в искусстве Милле все является одновременно «и искусством и символом», но не откажется от утверждения, согласно которому «следует представлять тривиальную действительность так, чтобы она выражала благородную мысль». Винсент ощупью продвигался вперед.

Он хотел писать правдивые картины – не те, которые ждет от него публика. Ни в коем случае. – представить его как нечто абсолютно естественное. Он должен бежать от этих унылых степей.

Неизменно угрюмый, он лишь ненадолго заходил в пасторский дом. Оставшись без моделей, Винсент начал писать натюрморты. Винсент продолжал писать – натюрморты, птичьи гнезда, кое-какие пейзажи. С лихорадочной неутолимой жаждой Винсент силится объять своей беззаветной любовью этот беспрестанно меняющийся, грозный, беспорядочный, непрерывно обновляющийся мир. Он избрал себе образцом Милле.

Ван Гог, «Едоки 
картофеля»: архетипический 
аспект

Ван Гог, «Едоки картофеля»: архетипический аспект

Это был роскошный дом разбогатевшего человека, который со вкусом, подчас оставлявшим желать много лучшего, коллекционировал антикварные вещи. Художник должен быть художником и ничем больше. Вслед за этим Винсент решил написать за зиму пятьдесят крестьянских голов (Некоторые из этих холстов в настоящее время находятся в музеях Парижа, Брюсселя и Лондона (Крестьянка в зеленой шали) используя относительный досуг, которым крестьяне располагают в ненастное время года. Винсента корили за то, что он не зарабатывает денег. Ван Гог изучал разные художественные направления и стили в престижной частной студии, перенял изобразительную манеру импрессионистов – покрывать холст пятнами краски – и познакомился (благодаря брату) с Писсарро, Дега, Гогеном.

Разве они не наглядное олицетворение, глубоко поэтический символ семейного очага. Подавленный печалью этого края, он, как никогда, страшился своей участи. Это не давало ему покоя.

Его судьба определена иначе. По вечерам после долгого трудового дня собирались за столом, выпивали по чашке черного кофе, раз в неделю позволяли себе поесть ветчины и каждый день ужинали картофелем. – к любым лишениям. – Мой долг – искать случая и использовать всякую возможность для продажи моих работ. Картофель он писал картину в гамме картофеля, пыльного и нечищеного.

В мае, на радость Винсенту, к нему приехал Ван Раппард.

Но понимает ли Ван Раппард смысл всех его исканий. Винсента захлестнуло безграничное отчаяние. Благодаря этой покупке было спасено все, что относится к нюэненскому периоду (точнее, все, что сохранилось от этого периода). Сюжет полотна очень прост.

Столько трудов даром, он снова промахнулся, упустил последний шанс. С восхищением и страхом смотрел художник на Винсента, человека, беззаветно преданного искусству, который питался одним лишь хлебом и сыром (Это не портится в дороге, – шутил Винсент) и, вечно голодный, готовился и впредь жить в нищете.

Ван Гог, Едоки картофеля: описание

Женщина, воспылавшая к нему нежным чувством, – это было нечто новое для Ван Гога. Так или иначе, отцу стало невмоготу разговаривать с сыном. Всю зиму, – победоносно сообщал он Тео, – я не выпускал из рук нить этой ткани, решая, каким будет ее окончательный рисунок и, если теперь эта ткань превратилась в шершавую, грубую материю, нити из которых она соткана, все же подобраны тщательно и согласно определенным правилам. Здесь он будет лишь топтаться на месте и вянуть. Частые неудачи, необузданный нрав, срывы и постоянные переезды тоже не прошли бесследно.

Не лучше ли ему устроиться в каком-нибудь другом месте. Эфемерная и трагическая идиллия. Роль человека в его творчестве становилась всё меньше и чаще служила стаффажем (то есть человеческая фигура использовалась лишь для того, чтобы внести немного жизни). Это было одним из его любимых выражений. Светлые краски. Неужели его отец прав.

Тео убеждает Винсента расстаться с ней. Инстинкт вел его вперед с поистине волшебной безошибочностью. Художник, стоя у холста, не отгораживается от своих моделей. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Sorrow is better than joy. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг.

Конечно, его работам присуще множество недостатков, он отнюдь не склонен это отрицать. У родителей нет больше с сыном общего языка. И словно бы не существует ничего за пределами этого спокойного, замкнутого пространства, — ничего, что могло бы вторгнуться и разрушить его. Вот почему можно говорить о взаимосвязи между цветами. Винсент стал старшим сыном и братом, у него было два брата и три сестры.

Показывайте всем мои рисунки, – просил он Ван Раппар-да. Боги требовательны: тем, кто посвятил себя им, они не дозволяют побочных занятий искусство не терпит подсобного ремесла. А с открытием портов в Японии и началом «японского бума» Ван Гог стал создавать этюды по мотивам японских эстампов.

Картина «Едоки картофеля» 
—настоящая крестьянская 
картина

Картина «Едоки картофеля» —настоящая крестьянская картина

Он отчетливо знал это – как в нравственном, так и в эстетическом плане. Страдание свято. К последним Винсент питал истинную страсть. И все же инстинктивно стремясь к той же цели, он шел к ней вслепую. Потянулись пасмурные месяцы.

Это стремительность кисти дает такой мощный эффект, – прочитал он в статье о Гейнсборо. Техника – не риторика, она должна выражать личность художника. Окончательно охладев к работе, молодой Ван Гог был уволен. Вскоре Ван Гога увольняют с должности помощника пастора.

Моя палитра оттаяла, – констатировал он. Ему удалось запечатлеть всю беспросветность каждого их дня. Камчатова. Я не хочу, чтобы они были академически правильны. Его часто называют «сумасшедшим художником», приводят в подтверждение спутанные и навязчивые мысли, галлюцинации и припадки безумия, преследовавшие его всю жизнь. А между тем Милле, будь он к тому времени еще жив (Он умер в 1875 году), содрогнулся бы при одном виде картин Винсента, его плотных мазков и резкой, жесткой манеры.

Винсент ван гог 
едоки картофеля

Винсент ван гог едоки картофеля

Он как бы разучивал гаммы. Винсент с первых же слов затронул здесь самую суть вопроса. Этот возглас словно вырвался из самого сердца Винсента. Тогда Жигу спросил, почему он так думает. Очеловечивание вещей он поставил во главу угла в своей работе.

Холст, если так можно выразиться, отстранял художника от его моделей. Осенью Винсента вновь навестил Ван Раппард. Художника начал работать над картиной после смерти отца. Я решил выбрать второе и притом с таким восторгом, словно возвращаюсь из изгнания.

  1. Человечность искусства Ван Гога
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Блог о прекрасном — лёгкий культурный ликбез
  4. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Именно в этот период проявилось всё своеобразие художественной манеры Ван Гога. Да и какой отец на месте пастора вел бы себя по-иному. Они жили в хижине, где была всего одна комната с нишами для постелей. В этот период палитра Ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»» (1887--1888), «Мост через Сену» (1887), «Папаша Танги» (1887), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887). И вот, после нескольких лет бесплодной борьбы, Ван Гог возвратился в семью.

Человечность искусства 
Ван Гога

Мог ли он написать их иначе, не погрешив против жизненной правды, не изменив самому себе. В поисках сюжетов для картин они вместе бродили по окрестностям. Но есть одна объединяющая деталь в этой мрачной атмосфере изоляции – горящая лампа, символ его (Ван Гога) любви, свет, несущий утешение им в их одиночестве, от которого он сам так много страдал всю жизнь». Напротив, вплоть до самого последнего времени я ничего другого и не встречал. Картины, которые передавали бы суть вещей в присущих им темных красках. Так или иначе, есть все основания полагать, что Винсент решил – будь что будет.

Однако сын его неприятно поразил жителей Нюэнена. Сразу же после приезда в Нюэнен Винсент понял, как непоправим его разлад с родными. И шедевр родился в ноябре 1885 года.

(«Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884--1885), «Крестьянка» (1885), «Едоки картофеля» (1885), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), «Башмаки» (1886), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Винсент знал, чего он хочет и куда идет. Впрочем, разве речь идет о продаже картин, о деньгах, о каких-то обидах. Депрессии, которые были и раньше, стали одолевать его всё чаще. Она была свидетельством трагической смерти художника.

Что поделаешь. Прошло время колебаний, сомнений, вопросов. Как знать – может быть, в Антверпене ему даже удастся продать какие-нибудь из своих работ.

Теперь Винсент одерживал один успех за другим. В мае Винсент завершил свою картину. И господствующий колорит у Ван Гога иной: серо-зеленый, с глубокими голубыми тенями. А вскоре и собственную хижину ему пришлось покинуть, так как местный пастор посчитал аморальным, что крестьяне позируют художнику. Он вконец озлобился.

(Так впервые вошел в его жизнь мотив сознательной нищеты, очень значительный для последующего). Никогда. Однако, когда церковная администрация освободила его от должности (Винсент не только читал Библию, от дирекции шахт он требовал улучшения условий для рабочих), она освободила уже сформированного внутренне художника. Весна виделась ему зеленой и красной, с молодыми всходами пшеницы и розовыми яблонями в цвету лето – синим и оранжевым, когда синие блузы крестьян вырисовываются в темном золоте хлебных полей осень – желтой и фиолетовой, с пожелтелыми листьями и лиловыми тенями зима – черной и белой, с темными точечками людей, копошащихся в снегу. Гоген уехал, Тео Ван Гог, напротив, стал ухаживать за братом. Раз ей мешают соединить свою жизнь с любимым человеком, она примет яд. То же относится к синему и желтому.

Наступило утро и наконец Винсент почувствовал умиротворение, которого был лишен уже много дней. Он почти не выходил из музея, без устали разглядывая картины великих мастеров. И какая чудесная стремительность. Если сфотографировать человека, который копает землю, то на снимке он не будет копать.

Так что же, отказаться от мечты, забыть свои волшебные эксперименты в области цвета и рисовать «правильные» картины для обывателей. Они не смотрят друг на друга.

Благодаря этому он самостоятельно добирается до номера гостиницы, но через два дня умирает. Он вновь с мрачным ожесточением взялся за кисть. А о ком-то пишут в книгах через 200 лет, что вот, мол, внёс неоценимый вклад, создал новое направление в искусстве, был автором великих шедевров, только вот современники не оценили, личная жизнь не сложилась, умер в нищете Конечно, никакой жёсткой связи между талантом и материальным достатком нет, здесь большую роль играют и везение и умение ладить с людьми и деловая хватка, но всё же призвание артиста, художника всегда считалось делом зыбким, неверным: сегодня сыт и одет, а завтра – как Бог даст.

Чего он добивался. Его невольно влекло к Винсенту и он снова поехал в Нюэнен.

Надо заставить обыденное служить выражению прекрасного (Запись на полях рисунка), – говорил Милле. Природа открылась ему, позволив заглянуть в свою душу. Наперекор традиции Ван Гог лишает трапезу какой-либо священной окраски.

Но он жестоко ошибался. Винсент был более философ, чем это принято думать. Винсент не поладил также с новым пастором, пришедшим на смену его отцу. – говорил Винсент. Винсенту Ван Гогу было 37 лет. На самом деле имя «Винсент» предназначалось для старшего сына Ван Гогов, но он не прожил долго и потому имя перешло ко второму в семье чаду.

Ван Гог взял свои краски, холсты, мольберт, кисти и пошел к хижине де Гротов. Мгновение, которое проходит, уже ушло от тебя навсегда. Ван Гог поступил в протестантскую миссионерскую школу под Брюсселем. Судя по всему, он не слишком надеялся на это. Он уезжает из дома, «в мир», доказывать свою правоту. Он страдал от своего одиночества, но именно в нем черпал он силу и вдохновение. Разве может их дочь выйти замуж за этого пачкуна, за неудачника оборванца.

Торшина и ведущая «Нидерландских гостиных»сотрудник Сектора специальных программ НПО Государственного Эрмитажа А. В. Винсент оборудовал себе временную мастерскую в чулане прачечной, пристроенной к дому. Винсент жаловался: Предоставляю вам судить, как приятна повседневная жизнь, когда сталкиваешься с такими вещами. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

– принять предначертание судьбы. Но, разочаровавшись в учебе, бросил занятия и в 1878 году покинул Амстердам. Съездив в Утрехт, он беседовал там с врачом клиники. Но при всем этом мужество мое, а, возможно, также и силы скорей окрепли, нежели ослабели. Его сначала поместили в больницу, а после буйного припадка – в палату для умалишенных. У Хальса по меньшей мере двадцать семь черных тонов. И она выполнила свое намерение, не сумев, однако, себя убить.

– восклицал он, откликаясь на зов величайшего из мастеров цвета. Чем скорей я уеду отсюда, тем будет лучше. Я намерен и впредь поступать таким же образом. Винсент будет писать картины.

Его сумасшествия боялись, а его картины, без сомнения, вызывали интерес. К тому же он признавал только индивидуальную технику. Винсент ощупью продвигался вперед, но в каком-то внезапном озарении ему открылось, каких эффектов можно достигать путем сочетания красок. Пожилая женщина справа разливает в чашки черный кофе. Повторяю, я вынужден просить Вас об этом.

Вы потом измените свое мнение, – ответил тот. Шахтеры любили его, но считали чужим. Пачкун с каждым днем вызывал в Нюэнене все большую настороженность. Керссе-макерсу он дал множество полезных советов.

Все черным-черно вокруг него и в душе тоже. Да что там. Впрочем, желание быть полезным у него осталось.

Нет, скорее всего, нет. Почему бы и нам не поступать точно так же. Жертвой своему призванию.

Теперь его волновали важные технические проблемы. Неточности, а подчас и огрехи. Своей манерой держаться, одеждой, разговорами, которые он вел с крестьянами и которые были сочтены революционными, он возбудил в этом ханжески-добропорядочном городке враждебность, усиливавшуюся день ото дня.

То и дело вспыхивали ссоры. Это нисколько не поставит под угрозу его самобытность. Ван Гог был так потрясен, что утратил всякий интерес к работе. Хотя того несколько смущали размеры картин, как и то, что Германе хотел получить композицию с пятью-шестью фигурами (тогда как Ван Гог предпочитал иметь дело с меньшим числом персонажей), Винсент был в восторге от этой сделки, дававшей ему возможность писать картины без каких-либо затрат и с рвением принялся за работу. Цвет сам по себе что-то выражает, от этого никуда не уйдешь и надо это использовать все, что прекрасно, воистину прекрасно, непременно также правдиво, – писал он Тео, провозглашая мысли, от которых не отказались бы даже гностики. Винсент стал мастером своего дела.

Его ходатайство было отклонено, а сам он отстранен от должности проповедника. Не поладил он и со священником католической церкви. Если Винсент так остро реагировал на нападки Ван Раппарда (Порой мне кажется, – гласит его душераздирающее признание, – что поднимают руку на меня самого, настолько я связан с моим творчеством, настолько мои убеждения – часть меня самого) и если ему не всегда удается – он и это признает – сохранять спокойствие, то потому только, что суждения, высказанные Ван Раппардом, на взгляд Ван Гога, могли исходить лишь от невыносимо педантичного человека, верного питомца академии, от человека, абсолютно неспособного понять истинный смысл его творчества, направления, которое он избрал.

Куда важнее другое – обвинения Ван Раппарда по части искусства живописи. С тех пор Винсент часто виделся с Керссемакерсом. Он колебался, стараясь совладать с нетерпением, от которого его вдруг начало лихорадить. Несмотря на все мои недостатки, сбить меня с толку не так легко, как некоторые воображают. Он даже сказал ему об этом. Родственники Марго тут же расстроили эти планы – такой скандал допустить было нельзя.

Я был бы в отчаянии, – уверяет он, – будь мои фигуры хороши. Долина Ла-Кро» (1888), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе» (1888) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888), но и неодушевлённые предметы («Спальня Ван Гога в Арле» (1888). Вот оно теперь он был уверен, что крестьяне никогда не умрут. Винсент Виллем Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт на юге Нидерландов. Загадочность Рембрандта, виртуозность Хальса.

Может быть, вернуться в Дренте. Если я теперь ничего не стою, то и потом ничего не буду стоить но, если я буду чего-то стоить потом, значит, я и сейчас уже стою чего-то, – упрямо повторял он, – так как пшеница есть пшеница, даже если горожане поначалу принимают ее за траву. Семейные беды еще больше сблизили братьев.

Этого он и сам не знал. Таков закон внезапного контраста, который отчасти уже широко использовал Делакруа. Это одна фигура, один организм. Причинив ему острую боль, она глубоко омрачила его настроение. Винсент упорно отыскивал гнезда дроздов и корольков, зяблика и иволги и изучал их, как самый настоящий орнитолог, наверно, даже еще основательней так как всем сердцем жаждал постичь сокровенную тайну жизни птиц. На моем холсте были табачные тона, нежно-зеленый и белый (серый), даже чистый белый – такой, каким выдавливаешь его из тюбика. И тут его осенило.

Всегда и за все надо платить. Его отец был протестанским пастором, а мать – дочерью переплетчика и продавца книг. Здесь хранится большая часть работ художника.

Лет сорока, не слишком привлекательная, она вместе с тем обладала неподдельной сердечностью и умом. Почему ты не продаешь своих картин. Затем, скопировав полотна, он вернет их Винсенту.

Незачем даже вспоминать об этом благонравном бессилии. Ему ставили диагноз «шизофрения», а чрезмерное увлечение зеленой, красной и белой красками, по мнению врачей, указывало на цветовую слепоту художника, тогда как он считал свою манеру изображения революционной и не доступной для понимания современников. Он испытывает таинственное влечение к цвету.

Он окажется очень далеко от слащавости известной картины Милле «Анжелюс». Ведь торф дает свет и тепло крестьянской хижине. Для чего же теперь оставаться в Нюэнене. Я готов признать, что было бы безумием и глупостью работать в той же манере и впредь, но не соглашусь с тем, будто бы я понапрасну тратил время и силы.

Винсент сразу убежал, а Гоген предпочел переночевать в гостинице. Неординарность Гога пугает горожан до такой степени, что в марте 1889 года горожане пишут прошение освободить город от «рыжего безумца». (Это была его судьба — во всем повиноваться только личной, внутренней логике). Повинуясь первому побуждению, он вернул Ван Раппарду его письмо с почтительным приветом. Брата Тео, приехавшего на похороны, Винсент настойчиво убеждал взять его с собой в Париж. И снова вспыльчивость и приступы ярости помешали ему завершить обучение. Он не отличался от них одеждой и образом жизни, но внутренне оставался самим собой. «Едоки картофеля» — это прощание с родиной исполненное горечи и поэзии. Это вялая, равнодушная дружба.

Скоро учение будет завершено – уже теперь он рисовал с удивительной легкостью. И снова картина не удалась. Абсолютно верно, – подтвердил он.

Его особой манеры смешивать краски и передавать реальность. Он стушевался и, надо сказать, без особого труда. В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880--1881) и Антверпене (1885--1886), пользовался советами живописца А. Мауве в Гааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. Все сомнения остались позади.

Дает жизнь. В этом споре отец Ван Гога был не на стороне сына.

Откуда ему знать, что его сын – Ван Гог. Доктор Гаше даже говорил о выздоровлении. Ее поместили в утрехтскую клинику.