Ван Гог Жнец
Купить картину или постер «Жнець», художника Ван Гога Вы можете на холсте с имитацией масляной живописи, на бумаге или на холсте с росписью масляными красками профессиональным художником. У Ван Гога же, совершенно точно, сам жнец вот-вот исчезнет в пучине так мощно разросшейся природы (как жрец, будет принесен в жертву. ). В последний год своей жизни, в июне – сентябре 1889 года, Ван Гог создал картину Жнец. Картина Винсента ван Гога Пшеничное поле и жнец: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Винсент Ван Гог «Жнец» (Пшеничное поле на рассвете и жнец)
Я еще раз повторяю тебе это. Неординарность Гога пугает горожан до такой степени, что в марте 1889 года горожане пишут прошение освободить город от «рыжего безумца». Живописная поэтика и изобразительность в его «сеятелях» говорит о вполне самостоятельной идее того, что он изображал. Воспоминания Пуле, записанные Яном де Бэкеном, – Портрет Винсента Ван Гога). С той минуты, как вопрос о его отъезде наконец решен, он работает с удвоенной энергией. К сожалению, гений и безумие часто оказываются двумя сторонами одной медали.
Да и вообще, он совсем забросил Сен-Поль, доверив его попечению надзирателя и монахинь. Сам художник писал, что «высокая желтая нота» проняла его в то лето. Вернется ли к нему его мастерство. Его ждали письма от брата.
Идея ясна: добиться сияния, солнечного свечения желтого цвета. Все, что он говорит обо мне, страшно преувеличено, – сконфуженно уверяет Винсент. Он пишет оливковые деревья, кипарисы. Всеми оттенками желтого – цвета солнца – сияют натюрморты с подсолнухами. К сожалению, время упущено.
Винсент Ван Гог – Пшеничное поле со жнецом
А что говорить о другой его копии. Едва оправившись после приступа, Винсент взялся за работу. Работа как бы помогала рассасывать сгустки его эмоций., а дом должен был быть снаружи покрашен жёлтым, побелён изнутри белым, везде солнечно. Среди психических заболеваний существует одно именуемое синдромом Ван Гога. Позднее Ван Гог будет трудиться над образом жнеца, в котором он видит символ смерти.
Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. Винсенту казалось, что он в Арле и его преследует полиция (Воспоминания Пуле переданные с небольшими вариантами Яном де Бэкенсм и Луи Пьераром). Дни вынужденного безделья для него невыносимы. У Винсента, настороженно прислушивающегося к тому, что происходит в нем самом и лишь отчасти доверяющего обманчивому спокойствию своего состояния (я чувствую себя превосходно, твердит он в каждом письме к брату), этому затишью, чреватому бурей, намеренный разгул воображения в живописи вызвал бы только ужас и отвращение. Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает всё золотым светом".
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Дует мистраль. Оригинальные портреты найдены не были. Так появились знаменитые Подсолнухи – два цикла картин, первая из которых была выполнена в Париже в 1887 году. Других дел у них нет.
Парижская борьба, грызня между школами для него лишь буря в стакане воды. В его картинах этот цвет встречается в свете солнца, подсолнухах, колосьях, снопах. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.
Она посвящена лежащим цветам. Как в сложном аккорде, ликующий возглас и крик отчаяния слиты в них воедино. Впервые о работах Винсента Альбер Орье узнал от Эмиля Бернара. Сохранилась только одна картина, подаренная другу дома, мадемуазель Мари Жирар, которая позднее стала королевой новопровансальской группы поэтов Фелибриж, а ныне (в 1939 году) – вдова известного поэта Жоакима Гаске. Она изображает букет подсолнухов в вазе. в которых нет ничего наблюденного – так воспринял эти работы Винсент. Вот такая лечебница была бы по душе Винсенту.
Картина Пшеничное поле и жнец Винсента ван Гога
Доктор Пейрон наконец позволил Винсенту вернуться в мастерскую. Это диагностировалось как маниакально-депрессивный психоз. Такая трактовка картины даже звучит достаточно зловеще.
На этот раз Винсент поправляется очень медленно. Во всяком случае летнее солнце. Справа – серая терраса, часть дома. В последние дни у Винсента сразу две хорошие новости: во-первых, брюссельская группа Двадцати пригласила его принять участие в выставке, намеченной на начало будущего года (На этой выставке, состоявшейся в Королевском музее современного искусства, были представлены шесть полотен Винсента, среди них: Плющ, Хлебное поле при восходе солнца, Подсолнухи) во-вторых, в одной из голландских газет опубликована статья о живописи Винсента за подписью некоего Исааксона – первая печатная статья о Винсенте.
роскошных стран, огненных солнц и слепящих красок. Под серно-жёлтым солнцем. – Вы с отцом сделали для меня даже больше, чем для остальных детей, если только это возможно вы сделали для меня очень, очень много, а характер у меня, судя по всему, был не из легких. Большая его часть сейчас находится на выставке Ван Гог. Винсент работает все более увлеченно. Парк заглох и зарос сорняками. Куда там.
Две парижских картины приобрёл Поль Гоген. Он подчеркивает формы, пр идавая им драматизм, движение и ритм. Уроки классики, полученные в Арле и в частности уроки Гогена, забыты и отвергнуты. Он снова искал спасения в работе, еще более напряженной. Вы пишете: На мой взгляд, это единственный художник, который передает хроматизм вещей с интенсивностью, в которой чувствуется отблеск металла и драгоценных камней, прошу Вас, если Вас не затруднит, посмотрите в собрании моего брата букет Монтичелли – букет в сине-белых, как незабудки и оранжевых тонах, Вы тогда поймете, что я имею в виду. Благотворное июньское тепло отчасти развеяло тоску Винсента. Быть может, Винсент и не ошибался, считая работу лучшим громоотводом против болезни.
Потому так и радовал Ван Гога переезд на юг, в царство щедрого солнца, в светлый «желтый домик». Лечебница Сен-Поль – место отнюдь не веселое. В дни, когда он выходит, его сопровождает Трабю или другой надзиратель, по имени Пуле.
Под серно-желтым солнцем. Как долго можно примирять эти противоречия. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Ван Гог был заворожен темой сеятеля.
Он делает копию с картины Делакруа Пиета, усиливая ее патетику, подчеркивая формы и придавая цвету всю полноту эмоциональной выразительности, – выброшенные вперед руки мученика Христа (у него есть некоторое портретное сходство с Винсентом) и руки молящей Девы их лики, равно склоненные и скорбные, словно взывают к милосердию и спасению. Таким образом, Винсент будет жить очень близко от брата. Тео действительно по-настоящему приобщился к природе. И в особенности Монтичелли. От всего этого у меня пролегли морщины, которые не скоро сотрутся.
Если бы Винсент не писал, он, вероятно, погубил бы себя. Это можно назвать и стилизацией и очарованностью и открытиями. Этот диагноз ставится, если психически больной наносит самому себе калечащие повреждения. Ван Гог живет на юге Франции, в Арле, где все приводит его в восторг: неистовое солнце, яркие краски, новое жилище, которое художник называет «желтым домиком» и о котором пишет Тео: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца».
Картина Винсента Ван Гога «Пшеничное поле со жнецом на закате солнца»
Винсент считает, что лечебница обходится очень дорого. Закончив цикл оливковых деревьев, он хочет приняться за кипарисы и горы. Не лучше ли разом покончить со всем и сдаться. Ван Гог глубоко чувствовал вечную изменчивость мироздания.
Ещё в 1880 году он написал копию с «Сеятеля» Жана-Франсуа Милле, творчество которого служило Ван Гогу примером освещения крестьянской тематики в живописи. Одни большие подсолнухи – ничего больше. Страх этот неискореним. Но он будет сопротивляться до конца. В одном из писем он говорит, что в «Подсолнухах» желтый цвет должен пламенеть на меняющемся фоне – голубом, бледном малахитово-зеленом, ярко-синем в другом письме упоминает, что хотел бы достичь «чего-то вроде эффекта витражей в готической церкви».
- Ван Гог Винсент «Жнец на пшеничном поле»
- Жёлтое солнце Винсента Ван Гога
- Ван Гог-Жнец (ключница) (Морозова Алена)
- копия картины Ван Гога "Жнец при луне"
- Дискуссии и мнения православных богословов сегодня
- Напишите отзыв о статье Сеятель (картина Ван Гога)
- Отрывок, характеризующий Сеятель (картина Ван Гога)
Ещё один любимый контраст Ван Гога – желтый и фиолетовый. Тогда Винсент давал себе срок от шести до десяти лет (См. Он чувствует в себе глухие предвестники нового катаклизма. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. В последний год своей жизни, в июне – сентябре 1889 года, Ван Гог создал картину Жнец. Да и сам подсолнух подобен небесному светилу в ореоле золотых лучей-лепестков. Главное для меня – не терять времени Поскольку рождественский приступ оказался значительно короче прошлогоднего, он едва ли не успокоил Винсента.
Он писал: Заход солнца. Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишет подсолнухи: более светлую вариацию «мюнхенской» картины (Музей искусств, Филадельфия) и две вариации «лондонской» (Музей Ван Гога, Амстердам Музей современных искусств «Ясуда Касай», Токио. Винсент пытался их прочитать.
Фиолетовый город, жёлтая звезда, синий цвет неба, зелёный цвет. Вот что он написал о картине с изображением сбора урожая: Это образ смерти, как нам открывает её великая книга природы. В последний год своей жизни, в июне – сентябре 1889 года, Ван Гог создал картину "Жнец".
- Словари и энциклопедии на Академике
- История импрессионизма для детей
- Описание картины Винсента Ван Гога «Жнец»
- Изобразительное искусство – Масло, акрил
Он из тех, кто видит истеченье небывалых соков (Слова Артюра Рембо. Что это: стол, полка или подоконник, дерево или ткань скатерти – не важно. И вдруг неожиданная мысль мелькает в мозгу больного. Но что делать Винсенту. Ещё один любимый контраст Ван Гога – желтый и фиолетовый. Мне вдруг почудилось, что за мной гонится толпа.
Мрачные мысли одолевают Винсента. Художнику нечем платить за аренду и ему придется выехать из «желтого домика», который он так мечтал украсить своими «Подсолнухами». Позднее Ван Гог будет трудиться над образом жнеца, в котором он видит символ смерти.
Одни большие подсолнухи – ничего больше.
Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно «отшатываются» от рамы. Зачем. Кажется, даже не улыбается (См.
Ему пришлось выдержать последний спор с доктором Пейроном и наконец тот разрешил Винсенту отправить вещи багажом. Но можно ли сказать, что Винсента по-настоящему обрадовал этот отклик. Поверь мне, север интересует меня как абсолютно новая страна, – пишет он брату.
Рисунки этого периода выставлены рядом с более поздними картинами с похожими сюжетами. – воскликнул Винсент. Теперь Винсент не сомневается, что безумие угнездилось в нем навеки. На беду, закон 1838 года отменил инспектирование подобного рода заведений. он нуждается в длительном наблюдении в стенах лечебницы. Вот таким образом, как отмечает автор замечательной книги «Ван Гог.
Лечебница Сен-Поль скорее напоминала постоялый двор с больничным уклоном. И во имя чего. Он согласился только на то, чтобы его проводили до Тараскона. Винсент собирался провести два-три дня в Париже, а потом уехать в Овер-сюр-Уаз.
Впрочем, что говорить, в моем положении не на что особенно рассчитывать, спасибо, что пока все остается хотя бы так, как есть. Дело идет на поправку, Винсент пишет, что чувствует себя прекрасно. Как-то после полудня надзиратель Пуле зашел за Винсентом, чтобы вывести его на прогулку. Чем кормить всех этих монахинь (чтобы не раздражать Винсента, Пейрон дал ему понять, что он не полновластный хозяин в лечебнице), было бы куда лучше употребить деньги на помощь кому-нибудь из художников, например Писарро, о несчастьях которого ему написал Тео или Виньона, а те могли бы взять Винсента на пансион. Вторая была нарисована через год, в Арле.
Сторож следует по пятам за художником, пока тот не облюбует себе место по вкусу иногда это оливковая роща иногда овраг вроде так называемого Перуле (по-провансальски это означает Котел дьявола) в полутора километрах от больницы. Если я здесь засижусь, я потеряю способность работать, а это уж – увольте. Нет, с его стороны было бы черной неблагодарностью дурно отзываться о юге. Вот так неожиданность. Вспомним, что художник видел эту серию как «симфонию цвета» именно о цвете он чаще всего упоминал, делясь деталями замысла с братом и друзьями. Он хочет быть таким, как его земляки, голландские крестьяне и в поте лица трудиться над картинами, подобно тому, как земледельцы в поте лица обрабатывают землю. Наконец с недовольным видом он складывает мольберт. Винсент убежден, что работа для него лучший громоотвод.
В среду 14 мая Винсент закончил работу. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу её декорировать. Ему немедленно дают противоядие.
Оно не может развиваться в стороне от живых людей. Это друг художников, доктор Гаше. Этот натурщик приводит Винсента в восторг. Так о картине «Жнец» он писал: «человечество – колос, который должен быть сжат. Два-три раза в неделю Винсенту позволяют выходить.
Но чаще всего они сидят сложа руки, погруженные в тупое бездействие.
Восход луны. Уехав из Арля в Сен-Реми, Винсент, собственно говоря, уже расстался с югом. Как много я мог бы еще написать.
Холодно. Однажды ночью Винсент встал, чтобы из окна полюбоваться падающим снегом. Впрочем, к чему.
Гоген сказал, что твои полотна – гвоздь выставки. В начале ноября Винсент снова получил разрешение съездить в Арль. У Винсента были серьезные основания жаловаться на больничный стол.
Ван Гог торопится: «Я работаю по утрам с самого рассвета, так как цветы быстро вянут и приходится заканчивать вещь в один прием». Винсент очень страдает от отсутствия моделей. Винсент понимает, что в его мозгу творится что-то неладное. Но в особенности привлекает Винсента Милле. Последняя картина – светлое на светлом – будет, надеюсь, самой удачной.
Но сознание Винсента еще не настолько прояснилось, чтобы он мог понять эти письма. Доктор Пейрон отнюдь не чувствовал призвания к деятельности управляющего лечебницей. И в самом деле, что дает Винсенту Сен-Поль. Ваза в пятью подсолнухами. С каким трепетным напряжением изучает самого себя художник. Но сестры в один голос отговорили ее от этого намерения.
Простите меня, – говорил он. Другим большим событием станет выставка в Музее Мунка в Осло (7 мая – 6 сентября), где объединят работы Ван Гога и Эдварда Мунка испытавшего сильнейшее влияние голландца иногда самым непосредственным образом, как в Звездном небе 1922 года. Винсент угрюмо разглядывает свои холсты. вся земля жёлтая. Ван Гог был заворожён темой сеятеля.
С тех пор прошло двадцать лет. Позднее Ван Гог будет трудится над образом жнеца, в котором он видит символ смерти. разве я так бы писал.
Он почти не говорит, никогда не смеется. Впрочем, одна из его боковых ветвей поднимается высоко вверх и ниспадает лавиной темно-зеленой хвои. В его картинах этот цвет встречается в свете солнца, подсолнухах, колосьях, снопах. В других композициях (по мотиву Милле) жнец дан крупным планом: он шагает нагнувшись, усердно срезая серпом под корень спелые колосья. Но, главное, он старается привлечь внимание Орье к Монтичелли и Гогену. В течение многих лет, с тех пор как он жил в Брюсселе, а может, еще и в Лондоне, Винсента преследует гравюра на дереве Гюстава Доре из серии Лондон – Прогулка заключенных (Серия гравюр Лондон Гюстава Доре вышла в Англии в 1872 году по Франции эта серия опубликована издательством Ашетт в 1876 год).
Иной раз кажется, что его оливы корчатся в судорогах, в «муках материи». Винсент провел в Арле два дня, навестил пастора Саля и других своих знакомых. Как мы видим, если не считать упомянутой девушки, в лечебнице Сен-Реми весьма мало дорожили картинами голландца.
Винсент возмущен этими картинами – арльские дни миновали безвозвратно. Позже в Арле Винсент ван Гог создал свои собственные работы на эту тему. Винсент снова с головой окунулся в работу. Полотно Винсента разрушает гармонию этих линий.
В клинике для душевнобольных в Арле ему поставили диагноз эпилепсия височных долей, но его личный врач Феликс Рей (его портрет – один из шедевров Ван Гога) считал, что он страдает эпилепсией. Винсент прочел статью Орье с изумлением. Между стволами там и сям бродят черные фигуры. Но ничто не изменилось. На первый взгляд она очень простая и незатейливая.
Какие-то фантазии и кошмары. В лечебнице было не меньше трех десятков свободных комнат. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу её декорировать.
Картины Винсента даже не возмещают затраченных на них денег. Она посвящена лежащим цветам. И даже больше прежнего. Пусть это хотя бы отчасти загладит то, в чем Винсент чувствует себя виноватым перед отцом, которого он слишком мало любил и образ которого в грустные минуты всплывает в памяти Винсента и мучает его.
Куда труднее, – пишет ему Винсент, – попытаться отдать себе ясный отчет в несчастье. Оливковые деревья необычайно характерны и я стараюсь это передать. Он закончил пейзаж со жнецом, начал другие полотна. А это путешествие закончено – оно привело к кораблекрушению.
Фактура его живописи меняется. За два дня до смерти он вышел на прогулку с материалами для рисования. Художник изобразил вид из окна своей комнаты: большое пшеничное поле и горы на горизонте.
Безусловно, Ван Гог находился под сильным воздействием архетипа жёлтого цвета. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить. Пересечения (25 апреля – 27 сентября), где 50 картин и рисунков голландца покажут рядом с произведениями его современников. И все-таки он мечтает снова взяться за работу. Картина проникнута напряжением, которое выражает желтый цвет, напряжением, погружающимся в безумие духа.
В Арле Ван Гог снял небольшой дом и хотел покрасить его в жёлтый цвет. Позже в Арле Винсент ван Гог создал свои собственные работы на эту тему. Поверхность, на которой стоит букет, не проработана, ее фактура никак не выражена.
Винсент взял с собой краски и холст. В знак благодарности он подарил пастору картину Розовые и красные герани на абсолютно черном фоне (Эта картина потеряна). Неумолимое обжигающее солнце вновь возникло в этот период творчества мастера в связи с давно интересовавшими его темами «Жатвы» и «Жнеца».
Это очень, очень трудная штука. Он считает, что делает успехи, а они нам необходимы, – замечает он в письме к брату (это письмо он пишет урывками, наспех, в перерывах между сеансами (Это огромное письмо ( 604), напечатанное в голландском издании довольно мелким шрифтом, занимает больше восьми страниц), – мне нужно писать лучше, чем прежде, так как я писал недостаточно хорошо.
Он смог самостоятельно добраться до лечебницы и там скончался от потери крови. письмо, цитированное в конце VII главы) (он полагал, что дольше не протянет, так как вовсе не собирался себя щадить), чтобы осуществить свои творческие замыслы, которые считал целью жизни. Винсента самого поражает легкость, с какой ему теперь даются картины. Нет мелких предметов или с особенной сложностью проработанных деталей.
Винсент прошел сквозь непроглядный, слепящий мрак безумия. Только бы ему дали возможность взяться за кисть. Круг замкнулся. Доктор не уделял почти никакого внимания своим пациентам, да он, кстати сказать, мало смыслил в душевных болезнях и почти не лечил больных (единственное лечение, какое он назначил Винсенту, – два раза в неделю двухчасовые ванны). По словам самого художника, в эти моменты помрачения сознания он видел образы будущих полотен. При этом Ван Гог олицетворяет смерть так, что не видно ничего печального — все залито яркими лучами червонного золота.
В спокойные минуты пациенты играют в шары и в шашки. Но он вылечится. Ещё в 1880 году он написал копию с «Сеятеля» Жана-Франсуа Милле, творчество которого служило Ван Гогу примером освещения крестьянской тематики в живописи. Письмо Винсента к Орье свидетельствует о смеси этих разнородных чувств.
Все его раздражает – жизнь в лечебнице и даже самый юг. Слишком многое роднит этот портрет с другими произведениями, написанными в этот же период. Подсолнухам же мала не только ваза – им тесен весь холст. Ни за что на свете он не хочет жить, как другие пациенты больницы. Все у него не ладится, все ему не мило. Сеятель, таким образом, символизирует жизнь.
Подлинность одной из этих картин, купленной японской страховой компанией «Ясуда» в 1987 г. на аукционе «Кристис» за 39, 5 млн. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. Опасения Тео напрасны. Поступай так, как если бы я не имел к этому никакого отношения, – пишет Винсент брату. Мужество покинуло художника.
Их линии и пропорции прекрасны, точно у египетских обелисков, – восторгается Винсент. Самое дорогое, что есть у Винсента в Провансе, – это его друзья.
Неравная изнурительная борьба, заранее проигранная битва. Вот он на портрете, в котором он вновь пытается разгадать загадку собственной души на фоне бирюзовых языков пламени извивающихся в каком-то судорожном демоническом движении, – вот он во всем своем убожестве и во всем своем величии (Этот автопортрет, входящий в коллекцию, подаренную национальным музеям семьей Гаше (1949), находится в Париже в галерее Же де Пом). Последняя картина – светлое на светлом – будет, надеюсь, самой удачной. Очень многие подходили ко мне и просили передать тебе поздравления. Неужели приступ опять повторится.
Но властная воля художника подчиняла себе эти вихри, придавала смятению ритм и внутреннюю согласованность. И у Ван Гога немало работ, где чувствуется, например, дыхание японских художников. С точки зрения анатомии старик на раннем рисунке изображен гораздо более «правильно», чем на картине: на картине кисти рук у него маловаты, нарушены пропорции торса по отношению к ногам, плечо как будто бы не на месте, — но эти неправильности и создают экспрессию. Собственно говоря, он их попросту не видит, не хочет видеть.
(более 650 писем), с голландским художником Антоном ван Раппардом – в 1881-1885 гг. Иногда в них звучит почти тот же молодой задор и сила убежденности, как в прежние нюэненские времена, — например, когда Ван Гог осуждает Эмиля Бернара за его стилизованное «Поклонение волхвов». Сеятель, таким образом, символизирует жизнь. Самое первое дерево – - громадный ствол, но он разбит молнией и спилен.
Пастор Саль, встревоженный письмом Тео, приехал навестить Винсента. Безумие – заниматься живописью.
С неотступным вниманием изучает он каждое движение, каждый поступок безумных. Пришла зима. Тео, как и за год до этого, собирается выставить произведения Винсента у Независимых (В Салоне Независимых 1889 года были выставлены Звездная ночь (написанная в Арле) и Ирисы).
С утра до вечера он не выпускает кисти из рук. Земля была умыта дождем и вся в цвету. Винсенту нужна свобода для творчества.
Совсем иное передается в «Сеятеле» из музея Армана Хаммера, писанного в том же 1888 году., а дом должен был быть снаружи покрашен желтым, побелен изнутри белым, везде солнечно. Вместе с последними своими картинами он посылает брату Кипарисы, предназначенные для Орье, со следующим горестным напутствием: Пожалуйста, попроси г-на Орье не писать больше статей о моей живописи, настоятельно объясни ему, что, во-первых, он заблуждается на мой счет и потом, я сейчас слишком несчастлив, чтобы выдержать толки вокруг своей особы.
Не сердитесь на меня.
Все-таки ему будет нелегко покинуть эти края. Чем неистовей сияют краски, тем более наэлектризованными, напряженными становятся картины. Это обещание ничуть не улыбается Винсенту. Винсент работает. Его цель – - окончить начатую здесь работу и уехать. За зря.
Нет другого колориста, который бы так непосредственно шел от Делакруа. В феврале Винсент пишет свой потрясающий вариант этой вещи. Тщетно Винсент боролся, хитрил, коварная болезнь вновь неожиданно схватила его за горло.
Она так расплылась, так заполонила собой все, что сладить с ней почти безнадежно. Творчество не должно соприкасаться с безумием, каждая написанная картина – это победа, одержанная над болезнью, победа, которой его пытались лишить. Одни большие подсолнухи – ничего больше. Он перебрался ближе к северу, ближе к тем краям, которые напоминают ему места, где прошла его молодость.
Работать надо так, будто тачаешь сапоги, утверждал Винсент. Ему хотелось бы, чтобы его выпускали почаще. Безумие – со всех точек зрения. Живопись все-таки остается единственным возможным для него родом деятельности.
Так как, поверьте мне, мая роль в этом вопросе была и останется абсолютно второстепенной (Орье, посвятивший статьи Гогену, Моне, Ренуару, Писарро, Рафаэлли, в марте 1891 года написал о Монтичелли и о сверкающих видениях, которые великий алхимик извлекал из своего волшебного тигля, где плавились драгоценные камни эмали и металлы). Ван Гог с необычайной остротой чувствовал цвет. Больного немедленно отвели назад в его комнату.
Работать и снова работать – вот его единственный шанс. 5 июля из письма невестки Иоханны (в семейном кругу ее называют Ио) Винсент узнал, что молодая чета ждет ребенка и, если родится мальчик (Ио в этом уверена), его назовут Винсент в честь дяди. Только что прошел дождь. Эти простые первозданные истины художник воспринимал всем своим существом. Наверно, это эгоистично, – признается он брату.
Раньше у Винсента не было ни малейшего желания выздороветь. Причиной развития заболевания мог стать абсент, который Ван Гог употреблял в большом количестве. Ах, будь они у меня хоть изредка. Среди самых любопытных – рисунок Жнец 1881 года (под влиянием, скорее всего, Жан-Франсуа Милле), обнаруженный в одной японской коллекции.
Краски становятся глуше, а форма еще выразительнее. – Я почти не помню, что я сделал, но я плохо обошелся с вами.
Ища в своем искусстве утешения, прибегая к нему, как к умиротворяющей, меланхолической музыке, Винсент играет самому себе отрывки из произведений по собственному выбору интерпретируя их по-своему. Вот теперь урок, преподанный антверпенскими полотнами Рубенса, принесет свои плоды. Неординарность Гога пугает горожан до такой степени, что в марте 1889 года горожане пишут прошение освободить город от «рыжего безумца».
Если бы только состояние его здоровья было более устойчивым. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Пора с этим покончить. На его зов откликается Поль Гоген и Винсент радостно готовит свой дом к приему гостя.
Во всяком случае летнее солнце. Несомненно, Трабю и его жена не видели в них никакой ценности). Трабю, рассказывает Винсент, работал в богадельне в Марселе во время двух холерных эпидемий, он навидался страданий и смертей и у него в лице есть выражение какой-то внутренней сосредоточенности. Сможет ли он вновь взяться за работу. Луч солнца, последний его отблеск, доводит темную охру до оранжевого цвета.
И он начинает писать оливковые деревья, которые вызывают в нем глубокое волнение. В середине августа он сообщает брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse – М. А), что, разумеется, тебя не удивит, – я пишу большие подсолнухи. Той самой, для которой хлеб, который собирает на картине жнец — человеческие жизни. О том, чтобы перевезти в лечебницу мебель, больше нет и речи. Во многом это произошло благодаря бестселлеру Ирвинга Стоуна Жажда жизни. Винсент пытается приспособиться к холоду несмотря на иней и туман, продолжает работать под открытым небом, каждое утро вставая на вахту. Винсент, само собой, стремится к иной цели.
Но только ли радость и утешение несут его поздние полотна. По его словам, на картине изображен не просто жнец. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. Дмитриева, зрелое творчество художника отмечено «редкостным слиянием драматизма и праздничности, проникнуто страдальческим восторгом перед красотой мира».
В психическом заболевании Baн Гога много загадочного. Вторая была нарисована через год, в Арле. В нем оказалась большая статья художественного критика Альбера Орье, который в модном декадентском стиле изобилующем неологизмами инверсиями и громкими эпитетами, прославлял живопись Винсента, его странные, насыщенные, горячечные творения, его глубокую, почти детскую искренность. Земля напоминает вулканическую лаву, стекающую по своей воле и прихоти. Человек и художник» Н. А. В той космогонии вечного круговорота природы, которую Ван Гог творил символикой своих образов и красок, «Жнец» Сен Реми явился прямым продолжением арльского «Сеятеля».
Конечно, статья Исааксона была ему приятна, но в то же время она смутила художника. Воздух здесь непрерывно оглашают вопли буйнопомешанных. Внешне он успокоился, но страх не покидает его. Винсент подавлен, его гложет мучительная тоска.
Он вдруг находит то, чего тщетно искал годами, достигает недоступных ему прежде высот. «Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна. Две парижских картины приобрёл Поль Гоген. Винсент настойчиво зовет к себе собратьев-художников, мечтает создать под крышей «желтого домика» своего рода коммуну, которую он называет «южной мастерской». Этот тридцатишестилетний человек, опустошенный, разбитый повторяющимися припадками, каждый раз, однако, снова поднимается на ноги, чтобы сказать нет безумию, хаосу, болезни. И посреди этого великолепия гордые и невозмутимые сосны. Мои картины, – говорит Винсент, – напоминают отчаянный тоскливый вопль. вся земля желтая.
Доктор Пейрон разрешил ему с этой целью на один день поехать в Арль. Но мне интересно и к тому же это дает возможность работать золотом и серебром. На мой взгляд, трудно с ним не согласиться.
Последний приступ абсолютно выбил его из колеи. Только если в Арле солнце для Винсента — символ жизни, то теперь его жнец, работающий под раскаленным солнцем среди круглящихся желтых волн, становится символом смерти. Эгоистично, но разумно. Некоторые из них погибли самым нелепым образом.
Я работаю как одержимый, – восклицает он. Мрачная, удручающая обстановка. Винсент намеревался всю эту осень писать только виноградники. Винсент сразу же принял предложение.
Тут Винсент ставит свой мольберт и работает. Он мечтает вернуться на север, в Париж или в Бретань, где работают Гоген и Эмиль Бернар. Овер-сюр-Уаз находится в каких-нибудь тридцати километрах от Парижа. Винсент возвращается к своим истокам. Не знаю, где взять мужество и надежду. К тому же близость других больных стала для него невыносимой.
Он занят делом, куда более важным, неотложным и мучительным. А этот воображает, что его преследует тайная полиция и актер Муне-Сюлли: он лишился рассудка, когда готовился к экзаменам, чтобы получить право преподавать юриспруденцию. Но, занимаясь живописью, он все равно шел к гибели. Так как Орье объявил, что Винсента вряд ли когда-нибудь будут покупать, так как это слишком простой и изысканный художник, чтобы быть понятым широкой публикой, в ущерб маленьким гнусностям г-на Мейссонье, Винсент берет Мейссонье под защиту.
Художник стремится выплеснуть тяжелую для него мысль. – пишет он матери. По словам его брата Тео, последнее, что сказал Винсент – было: Печаль будет длиться вечно. С тяжелым сердцем возвращается он на север. Он чувствует себя абсолютно здоровым и со всей страстью отдается живописи.
Так как абсент содержал экстракт полыни альфа-туйон, вещество, проникающее в нервную ткань и головной мозг, это привело к нарушению процесса нормального торможения нервных импульсов. Но довольно много работ утрачено. Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно – целая симфония жёлтого и синего". Он представляет для себя в виде самой смерти.
Смерть для него – подобна золоту урожая, в ней нет чёрного цвета. Только в первой половине апреля бред больного утих.
Последняя картина – светлое на светлом – будет, надеюсь, самой удачной. Великолепный замысел – серия панно с подсолнухами – не осуществился до конца, но его лучшие фрагменты, «лондонский» и «мюнхенский» натюрморты, принадлежат к наиболее известным и любимым публикой творениям Ван Гога. На питании больных он всячески экономил. долларов, оспаривается до сих пор).
Позже в Арле Винсент ван Гог создал свои собственные работы на эту тему. Картина написана в 1889 году. Рождественская драма освободила Винсента, вернула художника его северному гению. Доктор уклонился от ответа.
Попытка самоубийства не удалась. Из него художник выстрелил себе в грудь, но пуля прошла, не задев сердце. Твои картины хорошо повешены и имеют большой успех (В 1890 году в Салоне Независимых было выставлено несколько рисунков и десять картин Винсента: Кипарисы, Горный пейзаж, Бульвар в Сен-Реми, Горы Альпий, Прогулка в Арле, Тутовое дерево осенью, Подлесок, Восход солнца в Провансе, Подсолнухи, Оливковая роща). Создавать «нечто миротворное и утешительное» стремился художник в последние годы своей короткой многострадальной жизни.
Он подчеркивает кривизну их очертаний, придавая ей особую выразительность. Ещё в 1880 году он написал копию с «Сеятеля» Жана-Франсуа Милле, творчество которого служило Ван Гогу примером освещения крестьянской тематики в живописи. Наконец в октябре Винсента вновь выпустили на свободу из его камеры.
В мои годы чертовски трудно начинать что-то новое, – с грустью признается он. – Меня, как никогда прежде, снедает глухая жажда работы. Он по-прежнему необычайно впечатлителен. Винсент сразу окрестил ее зверинцем.
Сеятель, таким образом, символизирует жизнь. Любимый художником желтый цвет воплощал радость, доброту, благожелательность, энергию, плодородие земли и животворное солнечное тепло. Доктор Пейрон и принял Винсента, когда тот приехал в Сен-Поль. В эти же дни Винсент получил от Тео последний номер Меркюр де Франс.
Как бы там ни было, но вангоговские «подражания» опознаются мгновенно. Ван Гог был заворожен темой сеятеля. Сюжет этих картин исключительно прост: цветы в керамической вазе – и больше ничего.