Васнецов Садко

А прототипом Садко стал художник — «сказочник» Виктор Васнецов. Прототипом Садко он выбрал Виктора Васнецова, который по приглашению Репина приезжал во Францию для знакомства с художественной жизнью. Воплощая замысел, Репин изображает морских царевен в этнографических костюмах разных стран, а прототипом Садко стал живописец Виктор Васнецов, которого художник пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции. Есть версия, что для фигуры Садко Репину позировал известный своими сказочными сюжетами художник В. Васнецов во время посещения им Парижа.

Кстати интересно, что прототипом Садко стал другой художник – Виктор Васнецов.

Одна вершина в правом нижнем углу – сам Садко в собольей шубе, который смотрит влево вверх. Поплыл он однажды с товаром по Ильмень-озеру. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. Царь морской пожелал наградить музыканта за игру и Садко сказочно разбогател.

Полотно сразу же приобрел великий князь Александр (будущий император Александр III). 18 сент. Шпалютин). 1901, Мариинский т-р (дирижёр Направник, худ.

От родных просторов — к историческому пейзажу. Стал он не просто гусляр, а «Садко купец, богатый гость». В этой веренице художник изображает морских красавиц в национальных костюмах разных стран. Первый брак Репина с Верой Алексеевной Шевцовой продлился около 15 лет. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. Рафаэль ему показался «скучным и устаревшим», а галерей такое множество, что не хватит терпенья «докапываться до хороших вещей».

  1. Виктор Михайлович Васнецов (Садко), Репин
  2. На дне морском: 10 фактов о картине «Садко в подводном царстве»
  3. Сочинение по картине Репина Садко
  4. Описание картины Ильи Репина «Садко»

Парижское полотно Репина Садко в подводном царстве (1876), где Васнецов позировал для Садко, хоть и осталось у него единичным в этой тематике, ясно говорило о возможных путях национальных исканий. Богатырь справа, самый младший, напуском смелый – Алеша Попович. Федоровский, хормейстеры Авранек и В. Степанов, балетм. Поплыл он однажды с товаром по Ильмень-озеру. Впоследствии, когда на тему «Садко» будут создаваться музыкальные спектакли, многие русские сценографы возьмут подобную трактовку подводного царства за основу для своих декораций. Покровского, худ.

В 1953 пост. Репин написал на этот сюжет картину. Садко не богатырь. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники».

Помимо воинского, он славится в былинах и другими талантами: Добрыня – отличный шахматист и мастер играть на гуслях. В свою очередь импрессионисты упрекали Репина в «непонимании красоты». Волею судьбы он очутился в подводном царстве, в гостях у морского царя. Противоположный подход был у Николая Рериха. С Рерихом все поменялось.

Третья вершина – левый нижний угол – морские красавицы, которые проходят друг за другом перед Садко, демонстрируя свои прелести. Репин написал на этот сюжет картину. Поля, перелески, пашня. В беседе со своим другом, писателем В. В. Ястребцевым (7 июня 1894 года) Римский-Корсаков высказал желание в ближайшее время взяться за сочинение оперы «Садко» и «как можно скорее набросать либретто, – одна задержка – нет под руками народных сборников: Рыбникова, Кирши Данилова и Киреевского». Синяя гора», «Горное озеро. А прототипом Садко стал художник — «сказочник» Виктор Васнецов.

На сов. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. Васнецов к визиту был отчасти готов: он как раз пристрастился к чтению былин.

2. «Картины Аполлинария мне очень нравятся. Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м.

  1. Виктор Михайлович Васнецов1848-1926
  2. Описание картины Репина «Садко»
  3. Садко (декоративное панно) 1910
  4. Словари и энциклопедии на Академике
  5. Описание настроения картины Садко
  6. Илья Ефимович Репин Садко: Описание произведения
  7. Садко в Подводном царстве Репин Картина

Пост. сцене пост. В настоящее время панно хранятся в Государственном Русском музее.

Вскоре художник все-таки отравился в пенсионерскую поездку за границу. Художник выполнял иллюстрации к «Песне о купце Калашникове» для юбилейного издания сочинений Лермонтова — планы города изучал по библиотекам и музеям. 1935, Большой т-р (дирижёр Мелик-Пашаев, пост. В центре Илья Муромец, принципиальный и суровый. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

рус. Учитель Репина Павел Чистяков прислал Поленову письмо, в котором просил передать ученику, что тот слишком сосредоточился на красоте подводного царства и совсем забыл о духе былины, который и должен задавать картине тон. 1906, Большой т-р (дирижёр Сук, худ. В следующем году она появляется на VI передвижной выставке, затем Васнецов переписывает ее еще раз в 1879 году. Ширяев). Как Садко предпочитает самым экзотичным невестам неприметную русскую девицу Чернаву в глубине картины, так и он, золотой медалист Академии художеств, отправленный на шесть лет за границу на полном пансионе, сохраняет верность родной культуре.

Пуд – шестнадцать килограмм. Художник получает признание и публики и маститых коллег. В Париже Илья Репин посетил Первую выставку импрессионистов.

  • Садко (картина Репина) Википедия
  • Рекомендуемые материалы по патриотической тематике

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Художник не занимался реконструкцией облика Москвы, а воскрешал образы древнего города. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность.

Он выбирает правильно, самую неприметную Чернаву. Соковнина, худ. Перед ним проходят роскошные красавицы, но по полученному от Миколы Можайского (впоследствии именуемого Николаем Чудотворцем) совету, Садко выберет простую русскую девушку Чернавку, которая видна в глубине картины. Михайлов, балетм.

Хозяин дома дал ему кисть и масляные краски и Васнецов сделал эскиз картины. Садко – (от садок, садить, сад либо от «сотник» в иной версии — от Сытинычь, Сыт, «Сытый» нем. «Богатырь, - написано в словаре В. И. Даля, - человек рослый, дородный, дюжий и видный необычайный силач». Кстати интересно, что прототипом Садко стал другой художник – Виктор Васнецов.

satur — «сытый, богатый, обильный, тучный») — герой новгородских былин, образ которого восходит к историческому лицу — новгородскому купцу Сотко Сытинычу, который построил, согласно летописи, на собственные средства в новгородском детинце в 1167 г. церковь Бориса и Глеба. На пристани слева дружно разгружаются торговые ладьи. После развода старшие дети остались у отца, младшие перешли жить к матери. 1949, там же (дирижёр Голованов, пост. Тихомиров Садко -Ханаев, Любава – Баклина, Нежата – Златогорова, Волхова – Баратова, Варяжский гость – Михайлов, Индийский гость – Лемешев, Веденецкий гость – Любченко). Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова.

Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая (по новому стилю) 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Мастеру казалось, что подобная тема ему сейчас, как никогда, близка. Понял Садко, что это неспроста: богатеть он богател, а дани царю морскому не платил. Художник создал прославивших его «Бурлаков на Волге», получил звание художника первой степени, а еще от Академии художеств – право на шестилетнюю поездку за границу. Тут Садко не ошибся. частная опера, Т-р Солодовникова (дирижёр Эспозито, художники Коровин и Малютин Садко – Секар-Рожанский, Любава – Ростовцева, Нежата – Страхова, Варяжский гость – Алексанов, Индийский гость – Карклин, Веденецкий гость – И. Петров, Волхова – Негрин-Шмидт, Царь Морской – Бедлевич). Мотив женитьбы связан с распространенными легендами о водяных и русалках.

Виктор Михайлович 
Васнецов (Садко), 
Репин

«Я был поражен видом Москвы, — вспоминал художник, — конечно, главным образом Кремлем. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. 2. Первый брак Репина с Верой Алексеевной Шевцовой продлился около 15 лет. Картина «Садко» была написана И. Е. Репиным в Париже в 1876 году. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. Репин писал Стасову, что он «ужасно заинтересован Парижем, его вкусом, грацией, легкостью, быстротой и этим глубоким изяществом в простоте».

И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Центральное место его фриза отведено теме Садко. Коровин, балетм. Возможно, выбор идеи был как-то связан с приездом в Париж Виктора Васнецова, который впоследствии написал немало «сказочных» произведений.

В Париже Репин задумал написать картину на сказочный сюжет. 1949, там же (дирижёр Голованов, пост. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. Слева – Добрыня Никитич, благородный и дипломатичный.

А войска вражеские ему встречаются не маленькие: «Серому волку в три дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь». Труднее пришлось с лицами: их Васнецов написать по памяти не мог. Парижское полотно Репина «Садко в подводном царстве» (1876), где Васнецов позировал для Садко, хоть и осталось у него единичным в этой тематике, ясно говорило о возможных путях национальных исканий. В 1876 г. И. Е. Но это сказано слабовато. Урал» Эпический размах — и тут же нежная «Элегия», получившая большую серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже.

Весело плывут по синим водам Волхова ладьи Садко. В былинной версии, Садко приходит в Новгород Великий с берегов «матушки Волги-реки» и приносит поклон «братцу ее, озеру Ильменю». satur — «сытый, богатый, обильный, тучный») — герой новгородских былин, образ которого восходит к историческому лицу — новгородскому купцу Сотко Сытинычу, который построил, согласно летописи, на собственные средства в новгородском детинце в 1167 г. церковь Бориса и Глеба. Федоровский, хормейстеры Рыбнов и Хазанов). САДКО – опера-былина Н. А. Римского-Корсакова, либр.

Спустя почти 30 лет композитор вновь возвращается к теме былинного героя. Дом был построен по проекту архитектора П. Р. Алешина в 1907-1908 годах в стиле модерн. Пришлось искать похожие в жизни. Художник признавался, что остался разочарован Римом. Художник выполнял иллюстрации к «Песне о купце Калашникове» для юбилейного издания сочинений Лермонтова — планы города изучал по библиотекам и музеям. Художник пережил ее на 16 лет.

Лавровский). Самое большое панно — «Садко». Интереснейшей работой Рериха по оформлению интерьера является Богатырский фриз для столовой частного дома Ф. Бажанова в Петербурге (1909). Спустя три года настойчивые богатыри в том же составе нагнали его в Париже.

Гусляр не ошибся и пришел в себя уже на твердом берегу. В огромной композиции (700 х 690 см), посвященной теме последнего судилища, он воплотил рожденное его могучей фантазией представление о вселенной и человечестве. Его длина — 7 метров. В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. Художник признавался, что остался разочарован Римом. В 1898 г. он написал портрет жены, певицы Н. И. Забелы, в роли Волховы (словен.

Церковь разрушена во второй половине XVII в., археологи обнаружили ее фундамент. В 1964 году «Богатырский фриз» был передан в Государственный Русский музей. 1914-1915. Винер, худ. satt, лат.

Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. Именно сюда со своим малолетним сыном приехала вдова композитора Александра Серова. Это русалки, украсившие свое тело драгоценностями и бросающие томные взгляды на гусляра. Например, Наталья приказала сшить себе шубу из мешковины, набитой сосновыми стружками, так как меха – «привилегия зажиточных классов».

Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. частная опера, Т-р Солодовникова (дирижёр Эспозито, художники Коровин и Малютин Садко – Секар-Рожанский, Любава – Ростовцева, Нежата – Страхова, Варяжский гость – Алексанов, Индийский гость – Карклин, Веденецкий гость – И. Петров, Волхова – Негрин-Шмидт, Царь Морской – Бедлевич). Шорин, балетм. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Но героя привлекает девушка в одежде простой русской крестьянки, стоящая поодаль. Volhva —нимфа реки Волхов), морской царевны из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко». Циммерман, худ.

В Париже Илья Репин посетил Первую выставку импрессионистов. Федоровский, хорм. Морское дно, по легенде, он писал в парижском океанариуме. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. К образу «новгородского гостя обращался выдающийся художник М. А. Врубель.

Федоровский, хормейстеры Авранек и В. Степанов, балетм. Разрыв отношений произошёл в 1887 году. Такую расшифровку предложил сам Репин, говоря о выборе Садко: «Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства».

Отсюда и стилистический разнобой серии: Святогор напоминает картины бельгийского символиста Фернана Кнопфа, а Владимир Красное Солнышко с женой фаюмские портреты Фаюмские портреты – серия погребальных портретов в Римском Египте I – III веков. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Богата сама духовная жизнь народа и Рерих раскрывает ее в своих панно. 1897, Моск.

В 1909-1910 годах Рерих исполнил серию панно Богатырский фриз для особняка видного промышленника и почетного гражданина Петербурга Ф. Г. Бажанова. Но героя привлекает девушка в одежде простой русской крестьянки, стоящая поодаль. В дальнейшем по этому пути пойдут Васнецов и Коровин, Врубель и Рерих. А вдобавок еще и выбирать себе жену из их числа. Как я стал из жанриста историком (несколько на фантастический лад), – писал он, – точно ответить не сумею.

Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. Впервые публика увидела «Садко» на Парижском салоне 1876 года. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Из того же письма: Сегодня всей компанией были в салон. Покровский, худ.

В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Он отправляется со своей дружиной в далекий путь. Палица богатырская (а у него ещё и другое оружие есть) весит до девяноста пудов. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой.

Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Это русалки, украсившие свое тело драгоценностями и бросающие томные взгляды на гусляра. В 1876 году тот наконец приехал и Репин написал купца Садко с него, богато украсив картину морской флорой и фауной, которую тщательно изучал в Нормандии и Берлинском аквариуме. Воплощая замысел, Репин изображает морских царевен в этнографических костюмах разных стран, а прототипом Садко стал художник Виктор Васнецов.

Приключения Садко всем более-менее известны. Репин и В. Д. Шорин, балетм. Впрочем, с этим не всё однозначно – не принимая «чистое искусство» как таковое, Репин время от времени пытался следовать его постулатам, порицая публицистичность критического реализма.

Совершив этот «скок», все трое явились Васнецову, тогда ещё студенту Петербургской академии художеств: посредине Илья Муромец, слева – Добрыня Никитич, справа – Алёша Попович. Он не совершал воинских подвигов. Садко бьется об заклад с новгородскими купцами о том, что спустится к Морскому (Поддонному) царю, чтобы выловить рыбу «золотые перья». В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Холст, масло, 74 50 см.

Натурализм картины, что признал сам художник, свел на нет сказочность сюжета. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Т-ром оперы и балета им. Картина «Садко» – первый живописный опыт обращения к русской былине. Композиция построена по принципу треугольника.

В ответ на эти обвинения Илья Ефимович и задумал сделать картину «Садко». 26 дек. Тогда Садко взял свои гусли и отправился к морскому царю сам.

В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Дмитриев, балетм. Впрочем, Репин и вообще был чрезмерно строг к себе и признавался, что видя свои картины на выставках и в музеях, чувствует себя «безнадежно несчастным», поскольку находит собственные творения бездарными. Нордман умерла в 1914 году.

Парижское полотно Репина Садко в подводном царстве (1876), где Васнецов позировал для Садко, хоть и осталось у него единичным в этой тематике, ясно говорило о возможных путях национальных исканий. былин и сказок. Репин изображает морских красавиц в национальных костюмах разных стран. В настоящее время они хранятся в Государственном Русском Музее. А в озере проживал царь морской, большой поклонник его таланта. «Воспитывали меня как художника-пейзажиста и мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей», — писал Васнецов. Одним из ярчайших произведений художника на эту тему является сюита «Богатырский фриз» (1910) исполненная им для интерьера городского дома Ф. Бажанова в Петербурге.

На берегу раскинулся «Господин Великий Новгород» с крепостными стенами и башнями. Отсюда — двойственный характер былины — фантастический и абсолютно реалистический. Т-ром оперы и балета им.

Живопись русских художников Картина Ильи Ефимовича Репина «Садко в Подводном царстве». Серия состояла из восьми сюжетных (Садко, Витязь, Баян, Илья Муромец, Микула Селянинович, Город, Вольга Святославович, Соловей-разбойник) и одиннадцати декоративных композиций. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными.

Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Лосского, худ. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. Царь морской пожелал наградить музыканта за игру и Садко сказочно разбогател. С собой на дно Садко берет икону «Николы Угодника», а по возвращении на землю в благодарность за спасение и обретенное богатство сооружает в Новгороде храм во имя Николы Можайского: Кресты-маковицы золотом позолотил, Все честны иконы изукрашивал, Чистым жемчугом усаживал. А войска вражеские ему встречаются не маленькие: «Серому волку в три дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».

Супружество, по мнению биографов художника, сложно было назвать счастливым: Илья Ефимович тяготел к открытому дому, готов был в любое время принять гостей его постоянно окружали дамы, желавшие позировать Вере Алексеевне, сосредоточенной на воспитании детей, салонный образ жизни был в тягость. сцене: Озеров, Нэлепп (Садко), Обухова, Давыдова, Авдеева (Любава), Жуковская, Шумская, Фирсова (Волхова), Петрова, Левко (Нежата), Лубенцов, Рейзен, Яшугин, И. Петров (Варяжский гость), А. Алексеев, Козловский, Бугаев (Индийский гость), Мигай, Лаптев, И. Алексеев, Лисициан, Большаков (Веденецкий гость). Между 4 и 5 картинами проходит двенадцать лет. Кирова (дирижёр Ельцин, пост. Труднее пришлось с лицами: их Васнецов написать по памяти не мог.

Так, среди напряженной работы над росписями Владимирского собора он находил время и для размышлений над громадным полотном «Богатыри», которое перевез с собой из Москвы в Киев и для работы над картиной «Иван-Царевич на Сером Волке», которую показал в 1889 году на выставке Товарищества передвижников в Петербурге выполнял театральные эскизы и делал книжные иллюстрации, не говоря уже о многочисленных пейзажах и портретах, написанных им в годы «сидения в Киеве». Архангел Михаил повергает дьявола. 1.

И снова отложил, но на этот раз вслух пообещал, что картину напишет. Богоматерь идущую по облакам с Младенцем, он написал в апсиде алтаря. Рерих не пошел по этому избитому пути и обратился к русскому фольклору. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался.

Не берёт он за свои подвиги подарков – ни «золотой казны несметной», ни «сёл с присёлками», ни «городов с пригородками» бескорыстно защищает Русскую землю. В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз «Богатырей» (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою «грезу» об эпической русской истории. Между тем, сам художник был о картине невысокого мнения, считая ее безвкусной и пошлой. В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз Богатырей (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою грезу об эпической русской истории. Коровин, балетм. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры.

Художник создает целую серию монументальных пейзажей: «Тайга на Урале. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Вдруг поднялся встречный ветер – встали корабли. Юнович, хорм. А в озере проживал царь морской, большой поклонник его таланта.

После путешествия по Италии Репины остановились в Париже. «Я был поражен видом Москвы, — вспоминал художник, — конечно, главным образом Кремлем. К тому времени он женился на Вере Александровне Шевцовой и вместе с ней посещал основные культурные центры Европы. «Богатырь, – написано в словаре В. И. Даля, – человек рослый, дородный, дюжий и видный необычайный силач». Соответствует Слову и характер живописных образов, воссозданных Васнецовым.

Картине «Архангел Михаил» предшествовали роспись Владимирского собора в Киеве, эскизы росписей для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном, для храма Спаса на Крови в Петербурге, для собора Александра Невского в Софии, по заказу царской семьи для церкви св. Правда, официально женаты они не были.

Во всяком случае именно его Репин уговорил позировать для своей новой работы «Садко». Федоровский, хормейстеры Рыбнов и Хазанов). Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина.

Григорович). Все события по сюжету происходят в Новгороде и на море-окиане. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Например, Наталья приказала сшить себе шубу из мешковины, набитой сосновыми стружками, так как меха – «привилегия зажиточных классов». 1934, там же (дирижёр Жуков, реж. Не берёт он за свои подвиги подарков – ни «золотой казны несметной», ни «сёл с присёлками», ни «городов с пригородками» бескорыстно защищает Русскую землю.

Бросил в озеро серебро, бросил золото – ветер не утих. 5. 1920, ГАТОБ (дирижёр Купер, реж. 1897, Моск.

Среди исполнителей на сов. «По пирам ходил-играл Садко», а когда на пиры не звали, шёл к Ильмень-озеру, садился на бел-горюч камень и играл просто так. Поисками типа национальной красоты характеризуются многие портреты художника 1880-1890-х годов: Даши, горничной в доме Мамонтовых – В костюме скомороха (1882), Наталии Анатольевны Мамонтовой (1883), Татьяны Анатольевны Мамонтовой (1884), Бориса Васнецова, сына художника (1889), Елены Адриановны Праховой (1894), Веры Саввишны Мамонтовой (1896), Татьяны Васнецовой, дочери художника (1897) и другие. Гусляр не ошибся и пришел в себя уже на твердом берегу. Большую работу по его восстановлению провел старший художник-реставратор К. В. Бернякович. У Васнецова была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью.