Вавилонская Башня Картина Питера Брейгеля Старшего
Вавилонская башня, картина Питера Брейгеля Старшего, стала одним из самых ярких и запоминающихся образов за всю историю изобразительных искусств. Картина Питера Брейгеля-Старшего «Вавилонская башня» не единственная в своем роде.
История одного шедевра: «Вавилонская башня» Брейгеля-старшего
На венской и роттердамской картинах Брейгель дает свое монументальное видение архитектуры. По их мнению, несколько хижин, размещенных на пандусе идущем по спирали к вершине Башни, отвечают требованию крупномасштабного строительства того времени, когда каждая гильдия или строительная бригада обзаводилась собственной «времянкой» на строительной площадке. Картина Питера Брейгеля Старшего в полной мере охватывает грандиозность задумки человека. Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. К их вершине ведёт такая же спиральная эстакада вдоль внешней стены.
В центре картины – все тот же ступенчатый конус со множеством входов. Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни. Для того, чтобы досконально рассмотреть и изучить все детали на картине Брейгеля «Вавилонская башня», зрителю потребуется не один час.
Этим ограничением в данном случае стали природа и время, а не спустившийся с неба Бог и ангелы, как было принято изображать раньше, до Брейгеля. Здесь веревка накручивается прямо на барабан, приводимый в движение силой ног, что позволяет ему поднимать очень тяжелые грузы. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале. ), принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей. Брейгель показывает нижнюю часть строения так, как если бы мы смотрели на нее сверху, а верхние этажи изображает снизу.
Художник дал ключ к подобной расшифровке сюжета (Венская картина), 39перенеся место действия из долины Сеннаарской на побережье Северного моря и нарядив в испанский костюм главного строителя Вавилона Нимрода, который, по Библии, «начал быть силен на земле» (Бытие X : 10). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. По его мнению, слова (Бытие XI : 8) Священного писания в условиях, когда именно в Библии черпали подтверждение правоты своего дела борцы за свободу Нидерландов, попали на благодатную почву.
Картина Вавилонская башня Питера Брейгеля
Обычно именно водными путями, пишут Р. -М. Вторая выполнена в меньшем размере и потому названа Малой. Это замечают Р. -М. При этом, преувеличивая его достоинства, Брейгель мог видеть Колизей своими глазами. А на заоблачной вершине царит полный хаос.
Одна из возможных причин – экономический расцвет Голландии и урбанизация. Обращенная к морю сторона не достроена даже до третьего этажа. В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом. Второй вариант почти вдвое меньше первого.
По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней. Внимание полностью концентрируется на архитектуре. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Гармония нарушилась. Строители тратят много сил на поддержание здания-гиганта, но его разрушает время.
Брейгель показывает нам в недостроенной верхней части внутреннее устройство Башни. К королевским регалиям относится и скипетр в правой руке. Они все говорили на одном языке. В ее композиции отсутствует на переднем плане группа во главе с царем Нимродом.
3. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. Картина очень реалистична и повествовательна. Эта находка выгодно отличает его работу от других. Кран такой же конструкции, но только гораздо меньшего размера, стоит в конце причала для разгрузки кораблей. Чуть левее – более мощный. После отречения Карла V, сторонника умеренной эксплуатации Нидерландов, эти провинции достались в наследство Филиппу II, который узкой «испанской политикой» восстановил против себя Нидерланды6.
Вот уж где действительно было смешение языков: в первой половине XVI века, при Карле V, в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Да и даже не одна. Облик башни существенно не изменился: мы снова видим разнокалиберные арки и окна, архитектурную несуразицу на вершине. 1.
Как тут не вспомнить библейский сюжет. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. Брейгель показывает развитие строительной техники в композиции своей картины по диагонали. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков.
Башня делит средний и дальний планы картины на две части. То там, то здесь появляются новые заплатки и свежие кирпичные вставки. В качестве фона художник явно изобразил свою родную Голландию. О скрытом антииспанском подтексте в работах Брейгеля пишет Ю. А. Тарасов7.
Картина Вавилонская башня: описание
Вспомним библейское сказание. Картина очень реалистична и повествовательна. В Европе подданный обычно опускался перед сюзереном лишь на одно колено. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников.
Судя по картине, такой «забор» не менее 3 – 5 метров высоту, может и больше. На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой. Есть лишь единственный намек в картине Питера Брейгеля на восточное происхождение царя. Возгордившись, люди решили построить башню «до самых небес», приблизившись таким образом к самому Господу. Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей.
«Вавилонская башня» картина Питера Брейгеля Старшего
Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Но нет гармонии и в самой башне. Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио. лет назад.
Самая ранняя из них не сохранилась. Картина «Вавилонская башня» отображает бурлящую жизнь тех времен. Похоже, что строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд.
Питер Брейгель Старший "Вавилонская башня": описание картины
Со временем человеческий род увеличивался, приобретал знания, умения и навыки. Натолкнуть его на идею создания подобного рода архитектуры могли и гравюры римских руин антверпенских художников и издателя Иеронима Кока, который выпускал их в своем издательстве «Aux Quatre Vents». Наверняка, многие из вас, услышав про Вавилонскую башню, представляют её именно такой, какой она представлена на картине Брейгеля. Ту, что представлена здесь, называют Большой Вавилонской башней. Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло).
Поражает, насколько виртуозно художник владеет кистью, вырисовывая мельчайшие детали, а сама картина завораживает и восхищает, унося зрителя в иной мир. «Вавилонская башня» — одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569).
Питер Брейгель Старший " Вавилонская башня" 1563
В 16-ом веке Антверпен был частью Нидерландов и являл собой крупный торговый порт, куда приходили корабли, гружённые заморскими товарами со всего света и куда стекался многоликий разноязычный люд, - чем не «вавилонское смешение языков и народов». В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене.
Та часть Башни, которая обращена к городу, кажется, построена лучше всего. Эта стена своим чистым «фасадом» закрывает от жителей города безнадежно плачевное положение дел на другом конце Башни. Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». Однако после 1500 года ситуация изменилась. Вся скрупулёзная проработка мельчайших деталей строго подчинена общему замыслу.
Описание картины «Вавилонская башня»
Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Именно её у искусствоведов принято считать первым из двух авторских вариантов этой работы. Есть и другое объяснение.
Вторая половина – это недостроенная часть, граничащая с портом. Так образовалось «поликультурное» общество, где особенно ощущалась потребность в общении, прежде всего на религиозной почве. себе все достоинства первого и второго: он имеет стрелу и приводится в движение силою ног. Однако после 1500 года ситуа ция изменилась. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку.
Это совпадение не может быть случайным. Конечно же, чёткое толкование своих творений может дать только сам художник, но предполагается, что Брейгель в «Вавилонской башне» проводит параллель с современным ему обществом, воплотив в башне символ империи Габсбургов, в которую в то время входили земли Австрии, Германии, Чехии, Италии, Испании и Нидерландов.
«Вавилонская башня» Брейгеля Старшего: Скрытые символы и политическая сатира, зашифрованные в библейском сюжете
Здесь Брейгель попытался показать немного другую сторону неудачи строительства.
Однако после 1500 г. ситуация резко изменилась. С первого взгляда оценить масштаб города – невозможно. Ритмично по спирали закручивающаяся рампа слегка отклоняется от линии горизонта. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. Принцип их построения идентичен башне с картины Брейгеля.
Картина «Вавилонская башня» — Питер Брейгель Старший, Вена
В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом. Реальность происходящего подчёркивают люди, работающие на строительстве. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). цию своей Башни, больше ориентировался на Римский Колизей.
Башня окружена большим и массивным каменным ограждением. Нам кажется, что Брейгель в своих картинах умело объединяет многие из этих идей. иностранцев, к которым относились с подозрением. Тем самым Брейгель показывает, считает Кирилл Чупрак, «не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку», уподобляя работу архитекторов работе политиков.
А сколько времени уйдёт на осмысление увиденного, каждый должен решить для себя сам. Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами. Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Но они расположены в той же самой местности, что описана в Ветхом завете.
У кого-то разбиты огороды, кто-то вспахивает землю, а кто-то занимается детьми. Пропорции Башен, пейзажа и людей несоразмеримы между собой. 4. Вокруг Вавилонской башни расположен целый город с многочисленными домами (одно- и двухэтажными), реками, мостами и огромными полями, площадями. Вопрос о Вавилонской башне играл большую роль на экзамене для каменщиков средневековья и Ренесанса12.
«Трудолюбивые муравьи» вступают в гонку со временем, возводя новые и новые уровни, в то время как нижние этажи уже начинают подвергаться разрушению. Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло). Хубон с обшитыми золотым позументом полами и подпоясанный широким поясом, вместе с нагрудником – «сокращенным» вариантом рыцарских доспехов, также указывает зрителю, что он видит перед собой полководца. С помощью деревянных колотушек и зубил рабочие обрабатывают каменные блоки. Она имела мистический смысл и ритуальное значение – по ней люди поднимались к небесам. В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене.
Напротив, другие в гигантской Башне видят утопические черты некоего идеального города. Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Выше, на третьем этаже изображен тяжелогрузный кран – гигант, сочетающий в. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников.
Оба варианта произведения были написаны масляными красками на деревянной основе. По мнению Р. -М. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли».
«Вавилонская башня» – одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569). Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды. В ситуации, когда людей не объединяла ни вера, ни единая церковь, когда католики, протестанты, лютеране и анабаптисты жили по соседству, росло всеобщее чувство незащищенности и тревоги. и Р. Хаген, доставляли в Антверпен кирпич и камень. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков. Подобным же образом в композиции картины «Пляска под виселецей» художник использует воображаемую диагональ для раскрытия программной мысли13. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера.
Вавилонская башня, Питер Брейгель Старший, 1563
При этом из девяти этажей многие еще не достроены. 2. Оно похоже на то, как если бы вывернуть Колизей наизнанку, превратив окружающее Башню пространство в арену. Сколько же времени ушло у Брейгеля на такое кропотливо им созданное произведение. В этом городе-«базаре» с крупнейшим морским портом проживало около 1 тыс.
Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания. Первая часть – это город и чистая освещенная часть башни.
Однако в 1556 году Карл отрекся и это огромное государство, не выдержав собственной поликультурности и полиэтничности, начало распадаться на отдельные земли (Испания и Нидерланды достались сыну Карла V Филиппу II Габсбургу).
Различное членение дугообразных арок и окон вносит разнообразие в архитектуру Башни. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов. Так существовала ли в действительности Вавилонская башня.
Во время итальянского путешествия Брейгель некоторое время работал у Джулио Кловио в Риме. Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена или большая (114х155см), самая знаменитая из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене.
По мнению Марины Аграновской искусствоведа из немецкого города Эммендинген, «похоже, что на картине Брейгеля строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд. » Также интересно, что у Брейгеля разрушает постройку не Бог, а время и ошибки самих строителей: ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены или уже рушатся, а само здание кренится. Обратимся теперь к большой «Вавилонской башне».
К середине XVI в. назревал конфликт между Испанией и Нидерландами.