Веласкес Диего Водонос
Картина севильского живописца Диего Веласкеса «Водонос». Шедевры Диего Веласкеса – Вакх, Триумф Вакха, Кузница Вулкана, Сдача Бреды, Менины, Пряхи, Венера с зеркалом, Старая кухарка, Завтрак, Завтрак двух юношей, Служанка-мулатка, Музыканты, Водонос. Водонос – картина утреннего периода творчества испанского художника Диего Веласкеса (1599 – 1660).
Описание картины «Севильский водонос»
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Вот что может сделать мастер-колорист. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
В другой религиозной картине, написанной во время второго пребывания в Риме и, возможно, последней в этом жанре – в «Короновании Марии» (около 1641) заметно усиление лиловых тонов. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей.
- Биографии великих и известных людей
- Диего Веласкес – придворный художник
- Диего Веласкес — картины и биография
- Диего Веласкес: биография и творчество, видео
- Диего Веласкес: жизнь и творчество художника
Согласно биографу Антонио Паломино, по исполнении 10 лет, в 1610 году, Диего определили на учёбу в мастерскую известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери.
Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Совсем бедняга допился – облик потерял. Первый Итальянский период жизни продлился с августа 1629 года по январь 1631 года. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах».
До 1623 Веласкес работал в Севилье. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Серые тона его картин переливаются множеством оттенков, черные легки и прозрачны. Веласкес писал портреты-картины с пейзажным фоном, воспроизводившим воздушную глубину, мягкий серебристый свет, окутывающий фигуру, придает позам портретируемых большую элегантность, естественность («Портрет инфанта Фердинанда», ок. Все работы выполнены с использованием тёмного, часто условного фона, лишённого глубины, что оставляет ощущение безвоздушности, в лаконичной и выразительной манере. В «Триумфе Вакха» художник соединил античный миф с изображением обыкновенных веселящихся пьяниц. С 1622 года он возглавил правительство.
- Диего Веласкес ( ): творчество и биография (фото)
- Диего Веласкес краткая биография
- ДИЕГО ВЕЛАСКЕС — ХУДОЖНИК ИСТИНЫ
- Диего Родригес де Сильва Веласкес
- Диего Веласкес: биография, творчество
- код для вставки на сайт или в блог
- Напишите отзыв о статье Веласкес, Диего
Они видны и в характере передачи атмосферы и пейзажа в полотне «Святой Антоний Аббат посещает Павла-Отшельника» (до 1640). Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). А вот «Кузница» – в Прадо. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет.
Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес.
Оно проявляется во многих его работах. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок.
- Отрывок, характеризующий Веласкес, Диего
Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос». Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс.
Иначе мы бы знали, кто он. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века). Слабее всех написан Иосиф. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
Герои «бодегонес» колоритны, но внутренне, психологически они еще статичны. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос». По третьей же версии, художник написал своеобразный автопортрет в кругу менин, тем самым намекая на своё положение при дворе.
Восхождение Веласкеса было стремительным. Конные и охотничьи портреты короля и его семьи, герцога Оливареса. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
1617 г., Ленинград, Эрмитаж «Водонос», ок. Картина, в свою очередь изображает сцену из Евангелия, согласно которой Христос пришёл в дом Марии и Марфы и они, отложив домашние дела, стали слушать его учение. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Но в девятилетнем возрасте у ребёнка были уже ярко выражены способности к искусству, вот таким образом его отец отдал на обучение в мастерскую популярного в то время в Испании художника Эрреры. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.
Веласкес ничего нового не выдумывает. По третьей, «Пряхи» – это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
А в Испании перемены. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. 1625 год. В1634-1635 Веласкес написал свое первое большое полотно «Сдача Бреды».
Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Мария классична в полной мере. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Его отец был выходцем из Португалии и это обстоятельство во многом определило судьбу Диего. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной.
По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. В 1621 году умирает Филипп III. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Волхвы удались намного лучше.
— время расцвета портретного искусства Веласкеса. К сожалению, его имя неизвестно. Немного воды же пролилось на глиняный кувшин.
Конные и охотничьи портреты короля и его семьи, герцога Оливареса. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Досадно, что он слаб по рисунку и неважно вылеплен. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей».
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ) русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Единственным минусом такой жизни стало ограничение тематики картин, которые творил Веласкес Диего. Краснорожий у него серебристо-седой, а бледнолицый – конечно же, брюнет. А сдав успешно экзамен – получил звание мастера. Наряду с охотничьими портретами художник исполнял традиционные конные, достигая в них порою непосредственности и обаяния образа («Конный портрет инфанта Валтасара Карлоса», ок.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Первый Итальянский период жизни продлился с августа 1629 года по январь 1631 года. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Драматизм раскрывается через психологические характеристики главных действующих лиц, показанных с портретной достоверностью. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
Он стремится влить жизнь в схемы парадных изображений. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ) русск. И как убийственно несообразна эта хилая голова над блестящим стальным панцирем, прикрывающим королевскую грудь.
Мужики совершенно живые. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Севильский водонос, 1622Картина «Севильский водонос» (около 1618-1622) относится к раннему, севильскому, периоду, когда молодой Веласкес увлечённо писал бодегоны – бытовые зарисовки, действие которых происходит в харчевне или в трактире, в винном погребке или на кухне. И Я, кажется, слишком строг к этому великолепному по краскам произведению.
Уже в ранних работах обнаруживаются уверенность рисунка, монументальность как бы приближенных к зрителю форм, строгость крупнофигурных композиций, придающих особую значительность изображениям («Завтрак», ок. смирением высокая, нищетою богатая». Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Виртуозный мазок разнообразен.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». От его «Папы Иннокентия X» не мог оторваться Василий Суриков.
Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Художнику долго не удавались королевские ноги. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников – художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ) русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.
Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. Он на шесть лет младше Веласкеса. Вместе с ней появляется на свет «Туника Иосифа», которая теперь находится в Эскориале. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку.
Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ) русск. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. На престол вступает шестнадцатилетний Филипп IV. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея).
Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Вакх получился бледным одутловатым лукавым юношей с ярко-красными губами. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. И виртуоз художник хорошо передает эту влажное пятно свои краски. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. С неё было сразу же сделано несколько копий. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. ) русск. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника – «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657 г., Прадо, Мадрид). Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Диего упросил короля Филипа дать разрешение на эту поездку. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Это расценивается как свидетельство того, что картина была ему особенно дорога.
Поездка пошла на пользу. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Там пишет он свою «Кузницу вулкана». К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ) русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Размер картины 107 x 81 см, холст, масло. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Из первых портретов Веласкеса сохранился только так называемый «Портрет Франческо Пачеко» (около 1619).
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Именно в этой школе молодой Веласкес получил свою первую техническую подготовку и эстетические навыки, в ней же подружился с будущим скульптором и живописцем Алонсо Кано и знаменитым испанским живописцем Франсиско де Сурбараном. Его «Менины» копировал Илья Репин.
Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Две миловидные фрейлины развлекают ее.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами.
Здесь пока еще видна скованность кисти (безусловно, по сравнению с самим же Веласкесом поры расцвета), упорная борьба за точность силуэтов. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Это произошло 6 августа 1660 года.
Поддаваясь духу времени, созвучному с его собственными идеалами, Диего Веласкес увлекается народной темой раз и навсегда. Впоследствии оно только увеличивалось. Веласкес Диего, великий испанский художник.
Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе. Удивительны тонкие световые эффекты, которые строят живописную композицию. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. Но здоровье Веласкеса было подорвано. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.
Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Она нынче находится в Эрмитаже. Диего Веласкес. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Разлитая нечаянно вода увлажняет глину и делает её темнее, капли объемны и прозрачны. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес.
Имеется в виду чувство краски и ее количества, оставленного на холсте. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Вскоре после возвращения из Ируна в Мадрид Веласкес скончался.
В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
Веласкес многое позаимствовал от приемов Рубенса в их химическом виде. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). Для Веласкеса, портретиста по призванию, эта была первая большая сюжетная картина, где он обратился к новому для себя и редкому для испанской живописи мифологическому жанру. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.
И почти невероятным. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. По сути на холсте в образе богини любви изображена обыкновенная женщина, смотрящаяся в зеркало, что придаёт картине оттенок доброй иронии автора: Веласкес как бы подсмеивается над ожиданиями зрителей увидеть в очередной раз античную Венеру и в то же время даёт понять, что любая женщина является богиней такого высокого чувства. Диего упросил короля Филипа дать разрешение на эту поездку. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.
В Ватикане Веласкеса благосклонно принял новый папа римский Иннокентий X, заказавший художнику свой портрет. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Там он встретил Гверчино и Хусепе Риберу изучал картины Тициана и Тинторетто.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Картина художника Веласкеса из цикла бодегонес имеет также и другое название «Продавец воды из Севильи». О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
Пятно движения фигуры выверено почти орнаментально. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Севильский водонос, 1622Картина «Севильский водонос» (около 1618-1622) относится к раннему, севильскому, периоду, когда молодой Веласкес увлечённо писал бодегоны – бытовые зарисовки, действие которых происходит в харчевне или в трактире, в винном погребке или на кухне. Произведения Веласкеса того периода, особенно его натюрморты, оказали большое влияние на современных ему севильских художников.
Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Водопричастники (водоносы) — так в насмешку прозваны были еретики гностико-аскетической секты энкратитов (воздерженцев) или апотактиков (отверженцев), основанной Татианом. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. С неё было сразу же сделано немало копий.
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Быть может, та сила, с которой Веласкесу удавалось выражать драгоценные духовные качества простого народа, ощущалась им с еще большей остротой именно благодаря близости к сильным мира сего.
В июле 1629 года художник, получив от короля разрешение, в сопровождении генерала Спинолы, только что назначенного командующим испанскими войсками в Италии, покинул Мадрид. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Обе картины перекликаются между собой и могут восприниматься и как обычное изображение жизненного эпизода и как аллегорическое напоминание о вечных ценностях.
Характерно, что ни одной из его ранних народных картин нет в крупнейшем собрании его живописи – мадридском Дель Прадо, ведь все их он написал до своего отъезда в Мадрид.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». В мадридский период мастерство художника совершенствуется.
Этого обычая придерживались не только одни энкратиты, а также многие другие аналогичные гностики и аскеты вот таким образом и прозвание водопричастники (водоносы) получило более широкое применение. И виртуоз художник хорошо передает эту влажное пятно свои краски. Веласкес Диего, великий испанский художник. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Их изображение созвучно древнегреческому мифу об Арахне искусной мастерице, дерзнувшей соперничать с самой богиней Афиной.
В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Однако тот в высшей степени оказался полезен как обладатель техники сверхбыстрописи. Его наблюдения над феноменами освещения и колорита, совершенно новаторские для его времени, были «востребованы» только в XIX веке импрессионистами и в первую очередь Мане.
(«Портрет инфанты Марии Терезии», Портрет инфанты Маргариты», «Портрет шута Калабасильяса», «Портрет мальчика из Вальекаса»). Это расценивается как свидетельство того, что картина была ему особенно дорога. Трудно поверить, что Веласкесу едва-едва исполнилось двадцать, когда он написал «Водоноса» : подобная виртуозность в передаче фактур предметов достигается путём многолетних упражнений, а для многих так и остаётся недостижимой степенью мастерства. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. На дальнем плане находятся две придворные дамы, разглядывающие висящий на стене ковёр, яркие и чистые цвета которого придают этой части комнаты ощущение торжественного и сказочного представления.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Веласкес приобщился к демократическим устремлениям общественной мысли того времени. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.
Его портреты необычайно реалистичны и естественны. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Зрелый художник Веласкес много почерпнул из творчества итальянских мастеров кисти. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Картина поражает точностью характеристик образов. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Поездка пошла на пользу. Действующие лица образуют полукольцо вокруг центральных фигур, вовлекая и зрителя, который становится участником события. Этого обычая придерживались не только одни энкратиты, а также многие другие аналогичные гностики и аскеты вот таким образом и прозвание водопричастники (водоносы) получило более широкое применение. При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика.
Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Хотя Он уже год женат. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью.
Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. На лицо его легла тень от вакховой руки, так что светится только нос. Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. В жаркой Испании вода поциновувалась чрезвычайно. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». И вы уже позабыли, что находитесь перед картиной, вы сами вошли в этот зал, где рядом с художником, озаренная светом, льющимся из невидимого окна, стоит золотоволосая инфанта Маргарита, глядя, как нарядный карлик – живая кукла – пинает ногой дремлющую собаку. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Король похож, он глядится в портрет, как в зеркало. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ) русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
Множество восторгов вызывает даже такая мелочь, как бровь пожилого водоноса. В «Пряхах», крупнейшем произведении позднего периода, художник связал мифологический эпизод и изображением повседневного ремесленного труда. Она стала одним из самых значительных произведений живописи в историческом жанре.
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Впоследствии оно только увеличивалось. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
Правда, вины художника в том нет. Нет, ничто здесь не преувеличено, здесь не видно насмешки.
Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. С неё было сразу же сделано несколько копий. Каждый образ на редкость красноречив. Согласно биографу Антонио Паломино, по исполнении 10 лет, в 1610 году, Диего определили на учёбу в мастерскую известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Менин часто называют картиной создания картины. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. Впоследствии оно только увеличивалось.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. ) русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. «Кузница Вулкана», написанная в 1630 году во время первой итальянской поездки, не только иллюстрирует миф, но и изображает художника в среде, промежуточной между искусством и ремеслом. и о наличии вакансии на это место.
По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. В дальнейшем подобное использование деталей стало одной из наиболее характерных особенностей стиля Веласкеса. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки.
Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Нам, будущим живописцам, хотелось равняться на Веласкеса буквально во всем. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Здесь видно, как Веласкес бился за выразительность силуэта. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу.
Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Водопричастники (водоносы) — так в насмешку прозваны были еретики гностико-аскетической секты энкратитов (воздерженцев) или апотактиков (отверженцев), основанной Татианом. Такие сюжеты назывались в испанской традиции bodegon, что означало: трактир, харчевня. В мастерской Эрреры Диего проучился недолго, они с мастером не сошлись вовзглядах и он перешел к другому учителю – Франсиско Пачеко, поклонника академизма и эпохи Возрождения. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом. В 1649 году Веласкес снова едет в Италию, на этот раз уже не безвестным молодым художником, а прославленным мастером.
В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства.
А дальше, в сумеречной дымке, видны еще две фигуры придворных. В 1629 году Веласкес на галере прибывает в Венецию и по 1631 год живет в Италии. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn – трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Разлитая нечаянно вода увлажняет глину и делает её темнее, капли объемны и прозрачны.
Небольшие пейзажи вилл Медичи и Прадо. Исчезают глухие темные тени, резкие линии, серебристый свет и воздух окутывают фигуры. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5.
Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ) русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Вчерашний ученик готов к самостоятельному полету. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610 – 1616), в 1617 получил звание мастера. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны.
То, что он ловил все советы учителя буквально на лету, подтверждает его первая серьезная самостоятельная картина «Крестьянский ужин», которая вышла из-под его кисти в 1617 году, когда художнику едва исполнилось восемнадцать.
Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Не свое ли чадо использовал он как модель для младенца Христа.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. И почти невероятным. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. ) русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ) русск.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. ) русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос».
В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии.
с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. ) русск.
Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. До 1623 Веласкес работал в Севилье. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой.
Для двадцатилетнего едва оперившегося юноши задача в высшей степени сложная. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». В свой первый мадридский период, до 1629-1630 годов, художник исполнил многочисленные портреты короля, в полный рост и погрудные: «Портрет Филиппа IV» (с золотой цепью, около 1623), «Портрет Филиппа IV» (с прошением в руке, 1625). В портрете Филиппа IV (1628, Мадрид, Пра-до) передано анемичное холодное лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой челюстью но данная в рост стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой импозантна. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. А дальше, в сумеречной дымке, видны еще две фигуры придворных. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века).
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Трудно поверить, что Веласкесу едва-едва исполнилось двадцать, когда он написал «Водоноса» : подобная виртуозность в передаче фактур предметов достигается путём многолетних упражнений, а для многих так и остаётся недостижимой степенью мастерства. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». и о наличии вакансии на это место.
За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен.
Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Здесь не только непопадание в возраст святого плотника. Здесь режиссура высшего порядка. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Необычным в ней было всё – от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала.
Веласкес Диего (1599 – 1660), великий испанский художник. В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид, Прадо) он обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте. 1650-е годы – время наибольших творческих свершений Веласкеса.
В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. В 1629 году Веласкес отправился в Италию и оставался там до 1631 года. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Это обычный традиционный дворцовый «ростовичок», написанный по канонам придворного портрета. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» – очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память.
Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Подписанный после долгой войны между Францией и Испанией Пиренейский мир предусматривал брак между Людовиком XIV и старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезой. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11.
Король похож, он глядится в портрет, как в зеркало. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Холст огромный – два метра в высоту, метр двадцать пять в ширину.
В нем с высокой мерой объективности и глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634 – 1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Испанцы даже указывают, что этот Аквадор с Севильи – был корсиканцем. И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Среди ранних картин Веласкеса есть несколько религиозных композиций особенно примечательно и не очень характерно для его эпохи то, как художник находит элементы святости в обыденной повседневности и вводит людей из народа в изображение священной истории («Поклонение волхвов»).
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Как и современные ему художники, Веласкес использует эффектное «погребное освещение», когда из темноты выхвачены светом лишь те формы, которые предложены зрителю для рассмотрения. Позднее историки искусства осознали, что нельзя не принимать в расчет тематику композиции Веласкеса в ней, в частности, воплотилось его удивительное мастерство передачи равновесия, гармонии между человеком и пространством. Спокойная композиция полотна усиливает впечатление примирения. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала.
Скорее всего он и посоветовал отправиться в Италию. Картина художника Веласкеса из цикла бодегонес имеет также и другое название «Продавец воды из Севильи». Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Изображен момент, когда командующий голландским гарнизоном вручает ключ от крепости испанскому полководцу, милостиво дарующему свободу побежденным. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Среди портретов других лиц этого периода упомянем «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калабасильяса» (1626-1627). По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес».
В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
За работой этой пряхи наблюдает другая женщина.
Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Молодой художник предпринимает первую попытку перебраться в Мадрид. Испанцы даже указывают, что этот Аквадор с Севильи – был корсиканцем. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Картина севильского живописца Диего Веласкеса «Водонос». Центральное место в картине занимает сам водонос. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». У её босых ног лежит кошка.
В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. 1630-е и 1640-е гг.
Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. Диего Веласкес (Diego Velasquez) — великий испанский художник 17 века. После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений, – пишет в своей книге Искусство живописи Пачеко. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать.
Иначе мы бы знали, кто он. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
Удивительно настроенчески назван общий тон лица. А сам художник получил весьма высокую по тем временам награду – он стал хранителем королевской двери, что было равноценно должности камергера. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Карьера придворного при самом чопорном и консервативном дворе Европы подчинила его жизнь жесткому церемониалу дворцового уклада. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Мастерски расставлены блики на черной одежде.
С 1622 года он возглавил правительство. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1. И как это в натуре верно подмечено и как уместно перенесено в картину.
Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Особенно это сказалось на легкости решения пространств и задних планов. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Любить Веласкеса всегда было чуть ли не генетической особенностью русских живописцев.
В ранний период творчества (1617—1621) он был близок к караваджизму, обратился к распространенной в Испании жанровой живописи — «бодегонес» изображая незатейливые сцены жизни простых людей в повседневной обстановке бедных темных харчевой, в кухнях, среди скромной утвари и скудных завтраков, скупо характеризующих суровую красоту народного быта. В этот поздний период своего творчества он создал знаменитую композицию «Венера перед зеркалом» и пейзажи «Вилла Медичи», композиции «Менины» и «Пряхи».
В жаркой Испании вода поциновувалась чрезвычайно. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью.