Веласкес Менины Картина

Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение. В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира.

«менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. «менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса. Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи.

В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»).

«Менины», Диего Веласкес — описание картины

Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. По одной из современных оценок, это «высшее достижение Веласкеса— самоосознанная и тщательно выверенная демонстрация пределов живописи возможно, самое глубокое высказывание о её возможностях из когда-либо сделанных». Короля и королевы не видно. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.

Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. Строго говоря, «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения». Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины», содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником.

Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. «Менины» общепризнанно считаются одной из самых важных и наиболее тщательно изученных картин в истории западного искусства. Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным.

Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV».

Познакомившись с персонажами картины, мы не можем не удивиться ее странному названию: «Las Meninas. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Причем автопортрет не реальный, а идеальный, на котором художник показывает не то, как есть, а то, как ему хотелось бы, чтобы было в реальности. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин».

Загадка заключается в другом. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. В висящем на стене зеркале видны два отражения – это король Испании Филипп IV Габсбург и королева Марианна Австрийская, вторая жена и родная племянница государя. А почему в мастерской находится инфанта.

Её рождение поначалу было встречено при дворе без особой радости. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя.

Какие тайны скрывает 
самая известная 
картина Диего Веласкеса

Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»

Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено.

Считается, что это — достоверный автопортрет самого Веласкеса. «Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Её головка приходится строго в середине огромного полотна. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников.

Менины (картина, 
Веласкес, 1656)

Менины (картина, Веласкес, 1656)

В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном.

Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Куда больше распространены две другие точки зрения.

Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет). Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Вот уже четвертое столетие искусствоведы, философы, культурологи ищут ответа на эти, казалось бы, простые вопросы.

Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Карлики обладали свободой шута, они существовали вне придворной иерархии и содержались как домашние животные. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Веласкеса привлекает в этих мифах смелое соперничество художника с богами, читай – с природой. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления.

В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины». Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Левая щека инфанты была почти полностью переписана в связи со значительной утратой красочного слоя.

На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.

Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо.

Загадки картины 
Веласкеса Менины 
1656

Загадки картины Веласкеса Менины 1656

Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений. В Испании XVII века художники редко имели высокий социальный статус. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». В «Венере с зеркалом» (ок. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8.

Не стал исключением и Диего Веласкес. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году.

Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки». Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично».

Описание картины 
Веласкеса «Менины»

Описание картины Веласкеса «Менины»

Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса. По другой – инфанта сама была моделью художника, а ее августейшие родители пришли проведать дочку. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты».

Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. В «Венере с зеркалом» (ок. На это указывает отражение в зеркале.

Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Но ещё удивительнее то, что сама эта сценка, занимающая три четверти картины, кажется, попала в поле зрения художника случайно. Между августом и декабрём 1957 года Пабло Пикассо написал 58 интерпретаций картины, в настоящее время экспонирующихся в зале Менин музея Пикассо в Барселоне. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще.

По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. И творчество побеждает. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно.

Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. Дело в том, что наследник престола инфант Балтасар Карлос умер совсем молодым за пять лет до этого и вся Испания с нетерпением ожидала мальчика.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева

Загадка самой известной картины Кустодиева

Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия.

Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. В 1651 году у Филиппа IV и Марианны Австрийской родилась девочка – инфанта Маргарита. Это сцены из жизни простых людей. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.

Грудь его украшает крест Святого Иакова ордена Сантьяго, который он получил лишь в 1859 году, спустя три года после написания картины. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос.

В этой церемонии главная роль отводилась менинам – юным фрейлинам инфанты, выбранным из знатных испанских родов. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.

На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо. Ему 57 лет. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась). Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.

Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии.

Например, зашифрованный автопортрет самого художника. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»).

На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Однако это толкование картины легко подвергнуть сомнению: среди работ Веласкеса нет ни одного парного портрета Филиппа IV и Марианны Австрийской, а сведений о таком портрете не имеется и в старинных дворцовых описях. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес.

И, может быть, вот таким образом неосознанно изобразил королевскую чету не вместе со всеми, а отраженными в зеркале. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Но смотрит и художник.

К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Но что он рисует.

9 пронзительных картин, написанных узниками концлагерей

Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов», без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины.

Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913).

И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон.

Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён».

Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно.

«Менины» Веласкеса: 
картина о картине

«Менины» Веласкеса: картина о картине

Описывая вытканную Арахной сцену похищения Европы Зевсом, принявшим образ быка, Овидий в восторге восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос.

А с другой – сам бросает вызов богам. Солнечный свет блестит на золотых волосах карлицы, но поворот головы не фокусирует внимание зрителя на её лице. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог.

Однако это положение требует оговорок и поправок. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Но не это главное в полотне.

По словам итальянского мастера барокко Луки Джордано она представляет собой «теологию живописи», а президент Королевской академии художеств сэр Томас Лоуренс назвал её «подлинной философией искусства». Согласно первой, Веласкес изобразил момент работы над портретом испанского короля и королевы, когда в мастерскую вошла их дочь – инфанта Маргарита. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха.

Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. В этой церемонии главная роль отводилась менинам — юным фрейлинам инфанты, выбранным из знатных испанских родов.

В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas).

Разумеется, нет. Вся картина построена на парных противопоставлениях. За пределами холста или внутри него.

Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. Есть и философские интерпретации. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо.

Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Инфанта, напротив, ярко освещена. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами.

Менины (картина, 
Веласкес, 1656) 
Вики

Менины (картина, Веласкес, 1656) Вики

В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10.

Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии.

Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.

Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции.

В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Инфанта, напротив, ярко освещена. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Она вызвала на состязание Афину. Она получила повреждения при пожаре, уничтожившем Алькасар в 1734 году и была восстановлена придворным живописцем Хуаном Гарсией де Миранда.

  • 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  • Тайны шедевра Веласкеса «Менины» (15 фото)
  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»

В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Он анализирует замысловатость композиции, заостряя внимание на сложной системе визуальных отношений между художником, моделями и зрителем. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук», нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности.

То есть король вступил в инцестуозные отношения. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.

Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).

Итак, время действия – 1656 год. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10.

  1. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины» (15 фото)
  2. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса Менины
  3. Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней
  4. Невообразимый эксперимент Веласкеса
  5. Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»

В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Мы как бы восходим ко все более высокой степени реальности, но никогда не достигаем совершенного. Но что он рисует. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913).

Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.

Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.

И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Находится в музее Прадо в Мадриде. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе.

  1. Самое интересное в виде мозаики
  2. «Мы не зрители, мы участники действия»
  3. Словари и энциклопедии на Академике
  4. Картина-убийца: мистическая загадка автопортрета Ван Гога
  5. Правда и вымысел о Пабло Пикассо
  6. Концертный зал в капелле века во Франции

По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин».

Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут Мария Сармиенто, другую – Исабель де Веласко. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа.