Веласкес Менины Описание Картины
Картина Диего Веласкеса Менины: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
«Менины», Диего Веласкес — описание картины
В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих. Оба опыта видения «Менин», разнозаряженные в своих исходных позициях (язык— понимание, «клинический взгляд»— исповедь), в итоге парадоксальным образом приходят к внутреннему смысловому тождеству. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. По возращении в творчестве наступает эпоха портретов и пленэра.
В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». 13 и 14. Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит и, как у Господа Бога, – шевелится, смотрит, мигает даже и в голову не приходят ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего».
Разворачивая пространство игры и возможностей совершенно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Во всяком случае, в золотистой атмосфере «Ткачих» как бы растворяется вещественность всех образов. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Марина Хайкина искусствовед: «Веласкес придумал трюк: он перенес фигуры королевской четы из иллюзорного в реальное пространство, а зрителей – наоборот. Это была как бы программа создания эпопеи из современной жизни.
Карлица Мария Барбола гордо демонстрирует королевскую награду, а маленький Николао толкает ногой огромного мастифа. На первом плане художник пишет портрет, менины прислуживают инфанте, резвится карлик. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. 9.
Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног».
Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».
В 1623 году умер придворный художник Родриго де Вильяндрандо. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Внешне она проигрывала первой жене Филиппа, красавице Изабелле де Бурбон. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду. Есть и философские интерпретации. Оно представляет собой вырезанный фрагмент бытия, отделенный от мира воспринимающего.
В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Оба опыта видения «Менин», разнозаряженные в своих исходных позициях (язык — понимание, «клинический взгляд» — исповедь), в итоге парадоксальным образом приходят к внутреннему смысловому тождеству. Это сцены из жизни простых людей. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Взором своим лишь он один охватывает все поле картины и он же превращает всех позирующих в предмет искусного эксперимента (позирование перед зеркальной стеной Аранхуэсской галереи), пристального анализа, совершенно независимого и нелицеприятного суждения. Все эти осторожности, особенно с питанием, связаны с обычными угрозами смертельных отравлений со стороны потенциальных претендентов на престол.
Помогите пожалуйста описать картину Диего Веласкеса Менины
Голова беспутника — рядом с головой бога карлица — рядом с инфантой. В «Менинах» Веласкес пытался выйти за пределы королевского дворца, отступить от норм парадного портрета. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Разумеется, нет.
С точки зрения каждой меняется значение целого. — «Красота и совершенство находятся в Венеции, кисти венецианцев я отдаю первое место и Тициан является их знаменосцем» (Магсо Bosquini. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Между тем, она построена на сложной казуистике элементов «возвеличения» и «низведения» и только их крайняя запутанность избавила мастера от неприятностей, которые незадолго до того доставила Рембрандту перетасовка фигур в «Ночном дозоре». Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго.
Веласкес достигает шестидесятилетия и вершины своей слаы. В годы кризиса Испании такой всеобъемлющий взгляд на мир имел большой общественный смысл. Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом. Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Может быть, мотив зеркала был навеян Веласкесом нидерандцами, которые очень ценились в Испании. Веласкес покорял своих высоких покровителей, продолжая числить их на высоте положения.
«Живопись одна наделена правом смотреть на вещи без какой бы то ни было обязанности их оценивать», — говорит Мерло-Понти, сравнивая ее внутренний статус с позицией «ответственности говорящего человека», присущей философии и литературе. Исключение открывает нам причину. Картина «Менины» явным образом построена. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих.
Описание картины Веласкеса «Менины»
Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.
Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Но он видит их всех вместе, тогда как каждый из них (кроме только двух самых младших инфантов) всецело поглощен лишь собственной персоной.
Это толкование так же трудно доказать, как и опровергнуть. Однако это положение требует оговорок и поправок. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину.
Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. «От глаз художника к объекту его созерцания, — пишет М. Фуко, — властно прочерчена линия, которой мы не можем избежать, рассматривая картину: она пересекает реальную картину и достигает перед ее поверхностью той точки, с которой мы видим художника, смотрящего на нас эта пунктирная линия неминуемо настигает нас, связывая нас с тем, что представлено на картине» (Фуко М. Слова и вещи. Это «двусмысленное место», видное всем картинным персонажам, но недоступное нам всe находящееся за границей полотна — одновременно и объект (так как художник именно его собирается воспроизвести на полотне) и субъект, поскольку оно находится перед глазами художника, представляющего самого себя в своем произведении. Прежде всего, вся картина, так же как и один из двух пейзажей Веласкеса «Вилла Медичи», делится на две равные части, причем границей между ними служит узкая полоса стены между картинами верхнего ряда и дверью. 1.
Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Не сразу понятно, что на двух картинах, которые висят на заднем плане изображены древнегреческие боги, Афина и Аполлон, которые наказывают тех, кто дерзнул соревноваться с ними в искусствах. Но следует решительно возражать против самой постановки вопроса. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений».
Отмечалось, что картина могла служить прославлению испанской шерстяной промышленности, которая приходила в те годы в упадок (как в упадок приходило и военное дело, которое Веласкес прославил в своей «Сдаче Бреды»). Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме).
Познакомившись с персонажами картины, мы не можем не удивиться ее странному названию: «Las Meninas. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. Это точно и подробно описано М. Фуко при анализе картины Веласкеса «Менины», где художник, вглядывающийся во время работы в объект изображения, реально смотрит на зрителя ибо то, что он рисует на полотне, повернутом к зрителю тыльной стороной, в картине Веласкеса не представлено на том месте, где ему следует быть, а отражено лишь в зеркале за спиной живописца.
Эта техника известна также как «эффект Дросте». Он ведет жизнь трудовую, униженную, почти сплошь занятую работами которые ему противны. Как будто ничто не способно нарушить это затянувшееся самолюбование. Быть может, то, что вижу, — сон. В зеркале изображенном Ван Эйком в центре картины, отражаются супруги Арнольфини и свидетели их бракосочетания.
С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин. Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих.
Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»
Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Вместе с тем в «Менинах» применен еще один прием, лишающий образ инфанты ее царственного ореола. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста.
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». В «Менинах» — это гофмаршал и карлики. В 1656 г. были написаны «Фрейлины» или как их называют «Менины», — огромное полотно, высотою более 3 м., с фигурами в натуральную величину.
Venezia, 1660, p. 58). Прежде толкователи видели в «Ткачихах» всего лишь результат случайного впечатления художника при посещении королевской ткацкой мастерской. В портрете «Менины» фоном служат не условные декорации, а то, что находится за кулисами, нечто такое, чего не замечали при этом фон стал основным предметом внимания художника, захватил все полотно и как бы вытеснил главных действующих лиц за его пределы. Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище — посмотреть на него не снизу вверх (оттуда, где реально находится зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Есть точка зрения Филиппа и Анны, есть точка зрения художника, есть точка зрения зрителя.
Здесь есть и большие монохромные и цветные интерпретации всего полотна и небольшие работы с изображением главных и второстепенных персонажей. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». В ней таинственно многое, начиная с названия. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.
О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. Далее М. Фуко делает еще одно очень важное замечание: «Останавливаясь на зрителе, глаза художника схватывают его и заставляют войти в картину, назначают ему особое, а вместе с тем неизбежное место, отнимают у него его светлый и зримый облик и переносят его на недостижимую поверхность перевернутого полотна» (Там же, с. 43). Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Веласкес рисовал ее часто, что дало повод назвать их у нас «Мастером и Маргаритой». «Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19.
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Чтобы вынести строгий придворный этикет и дворцовую скуку при дворе заводили шутов и карликов. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время.
Вспоминается «Сикстинская мадонна», в которой бережно поставленная в углу тиара служит точкой опоры и вносит в это небесное видение кусочек реальности. Его новая слава давала ему больше работы по заказам. А почему в мастерской находится инфанта. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины.
Они узнаются на заднем плане картины в двух небольших силуэтах, отражаемых зеркалом. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Испанская знать не жаловала новую королеву. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.
«Менины» Веласкеса: картина о картине
Веласкес – настоящий волшебник света и композиции. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. И эту «двусмысленность» нельзя считать следствием простой небрежности мастера. Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино.
В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. Её головка приходится строго в середине огромного полотна. Наоборот, в «Менинах» столкновение двух планов заключает в себе нечто от многопланности в новом европейском романе. Уже венецианцы любили изображать Венеру перед зеркалом.
Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Отражая фигуру художника, оно всего лишь приобщает его к мирному уюту бюргерского дома, на что намекает и надпись: «Здесь был я». Нац.
Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. У Рембрандта — девочка и собачка, самые светлые пятна во всей полутемной картине. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.
Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». А с другой – сам бросает вызов богам. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.
Менины (картина, Веласкес, 1656)
В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Однако ни один художник не станет работать в темноте. Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса.
И всё таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. Короля и королевы не видно. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе.
Известные картины Диего Веласкеса
Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. А с другой – сам бросает вызов богам. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Карлики обладали свободой шута, они существовали вне придворной иерархии и содержались как домашние животные. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика.
Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это. Однако в обоих случаях сходным приемом «прекрасное» снижается сближением с «безобразным». Не будь ее, картина потеряла бы последнюю точку опоры и распалась бы на части. Можно сказать, что не только король, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующим лицом, каким он был в классическом искусстве. После того как в нише на ковре было обнаружено изображение «Похищения Европы», скопированное с одноименной картины Тициана, вся эта картина поставлена была в связь с заимствованным у Овидия мотивом «Наказания Арахны», легендарной ткачихи, за дерзкое самомнение превращенной Афиной в паука.
Загадки картины Веласкеса Менины 1656
Здесь царствует строгая оптическая логика, беспощадно препарирующая события, «развернувшиеся между тонким кончиком кисти и острием взгляда» (ФукоМ. Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. Арахна – дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха.
В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон:Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. 5. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа.
В результате— опустошенность, отсутствие жизненного накала, единственный ход существования— «держать дистанцию», единственный путь творчества— «искусство отстраненности» от собственных картин, от зрителя, от своего века. В глубине, как посторонний наблюдатель, стоит за мольбертом сам художник. Значительное расширение поля эстетического в пределах самой философии, «метафорическая эссеистика» как специфическая творческая позиция многих философов, культурологов, критиков искусства характеризуют ситуацию постмодернистского знания. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море.
Описание картины Диего Веласкеса «Менины»
Прожив всего 22 года, она пережила почти всех своих многочисленных братьев и сестер. Это толкование сюжета вызывает некоторые недоумения.
Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Живопись Пикассо, как и первоисточник, отличается чисто изобразительными находками, но именно смысловое содержание их позволяет объективно сравнить картины.
О композиции картины Менины Веласкеса – Композиция – Каталог статей
Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12. Веласкес обогащает свой рассказ о человеке изображая кусок жизни, окружающей его и, «Менины» соединяют в себе достижения художника не только в области портрета, но и бытовой живописи – 2 стержневых линий его искусства. И почти невероятным.
Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко.
Реферат Менины (картина Веласкес 1656)
«Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Картина оказывается местом скрещения двух сфер. Инфанта, напротив, ярко освещена. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино.
Своё особое значение имеют «Менины» Пикассо, созданные во времена других художественных стилей и духовных ценностей. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). 4. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Еще современников поражало ощущение реальности, которым отличаются «Менины».
- 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
- Тайны шедевра Веласкеса «Менины» (15 фото)
- История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
- Веласкес Менины Описание Картины
Но при всем его преобладающем положении, бог вина все же принадлежит пьяной компании. «Глубокая незримость видимого связана с невидимостью видящего», — таков аналитический вывод Фуко, что, по его мнению и позволяет представить «Менины» как «чистое изображение», «изображение классического изображения», для которого человек не существует. Портреты подраставших детей рассылались родственникам короля бывшие императорские собрания Венского музея насчитывают их несколько экземпляров. Два основных жизненных притязания Веласкеса, по мысли Ортеги, — «стремление к искусству» и «стремление к социальной реабилитации»—были удовлетворены почти незаметно для него, без борьбы (он был первым придворным живописцем, почти не обремененным тягостной профессиональной рутиной). 3. Было высказано предположение, что на холсте, стоящем перед художником, следует предполагать не изображение Филиппа с супругой, а инфанты в кругу придворных, то есть всего того, что видно на холсте «Менины», причем художник позволил себе вольность: чтобы показать свою принадлежность ко двору, он перевернул свой холст и изобразил себя рядом с инфантой, между тем как должен был стоять перед ней.
Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи.
- Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней
- Невообразимый эксперимент Веласкеса
- Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
- Самое интересное в виде мозаики
- Сравнение изобразительных средств
- «Менины», Пикассо и Веласкес: сравнение
- «Мы не зрители, мы участники действия»
Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Это не значит, конечно, что преобладающая роль инфанты полностью уничтожается, но это делает её преобладание наполовину фиктивным. Драматизм излучаемый этим «черным человеком» лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст. Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора – квартирмейстера для важных персон.
Однако благодаря тонко взвешенной композиции маленькая инфанта становится в несколько необычное положение. Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами. Находится в музее Прадо в Мадриде.
- Словари и энциклопедии на Академике
Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Солнечный свет заливает весь второй план картины. В Испании живопись до 1600 года была не просто провинциальной, но захолустной. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. галерея), но и их соотношение не вполне отчетливо.
Вы дали себе труд родиться, только и всего. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Острое видение и ощущение жизни привело художника к подобной трактовке образов. Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы».
Он здесь и объект наблюдения и его субъект. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. В «Менинах» нет явной или даже метонимической рекурсии. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес.
Оно представляет собой вырезанный фрагмент бытия, отделенный от мира воспринимающего. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Дверь также вырезает светлый прямоугольник, матовый свет которого не проникает в комнату. Их позы и жесты живые, естественные.
За пределами холста или внутри него. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. В отношении действия в ней соединяется несколько сюжетных узлов. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. В «Венере» Веласкеса зритель видит ее фигуру только со спины, а ее лицо только в зеркале, этим образ Венеры разлагается на два различных ее аспекта. Инфанта являемся функцией короля.
«После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Со временем бытовые элементы соединились на полотнах с библейскими притчами – мифологическое и жизненное слились.
Он ведет жизнь трудовую, униженную, почти сплошь занятую работами которые ему противны. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. «Свет мой, зеркальце, скажи». В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Персонажи У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин».
Недаром картина называется «Borachos», что значит по-испански пропойцы. В период обучения в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (1897-1898) он много занимался копированием картин этих мастеров, проникая в их «анатомию», пытаясь раскрыть секреты их магического воздействия на зрителя.
В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Глубина и неразрывность его достигается в картине виртуозной передачей световой среды. Оба произведения выполнены в разных манерах.
Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд. Лишь тех, от кого зависит судьба придворных и его собственная, он не удостаивает пристального взгляда и дополнительных усилий. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. У Веласкеса главные фигуры отступают перед второстепенными.
Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42.
Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины. Это сказывается в двух склонившихся менинах, в соответствии зеркала и двери и двух мифологических картин на задней стене. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства.
Наряду с тонким проникновением в структуры опыта культурного самосознания XVIIстолетия, оба мыслителя тонко очерчивают проблемное поле напряжения своего века: его методологические искания, коллизии философского и художественно-эстетического, его виртуозные интерпретации Субъекта и, вместе с тем, обосновывают интенции «смерти автора» исчезновения Человека, подобно тому как исчезает лицо на прибрежном песке. Батай, М. Мерло-Понти, М. Фуко и др. ). В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством.
Гойя — сложный и очень неровный художник. Пространство «Менин» предоставлено самому себе, объективизировано в самом себе, отчуждено от субъекта видения, лишено автора, творца. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»).
Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.
Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Отсюда – несколько вариантов сюжета: придворный художник пишет маленькую инфанту и отвлекся на пришедших царственных родителей или он занят работой над огромным парадным портретом Филиппа IV и его супруги Марианны, которых развлекает единственная дочь. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». Здесь «художник и монарх то и дело мгновенно меняются местами» (Там же. Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст.
На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина. Мы замечаем птичье обличье инфанты Марии Хосефы, выпученные глаза дона Антонио, с ненавистью уставленные в затылок своему старшему и значит, загородившему для него престол, брату Карлу, «вареную» физиономию последнего с оловянными, будто приклеенными к лицу глазами, плотоядную ухмылку королевы, ее оплывшие неумеренно оголенные плечи и руки мясничихи – одним словом, всю вульгарность этой во всех смыслах ожиревшей и опустившейся до животного состояния семьи. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Но зеркало в «Менинах» имеет еще другое значение. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай.
Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7.
По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. Веласкес обогащает свой рассказ о человеке изображая кусок жизни, окружающей его и, «Менины» соединяют в себе достижения художника не только в области портрета, но и бытовой живописи – 2 стержневых линий его искусства.
Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой живописи. В 1622 г. Веласкес впервые приехал в Мадрид. Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа».
Вся картина построена на парных противопоставлениях. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.
Эта история волнует людей уже больше трёх веков, рождая у них собственные ассоциации. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу.
Эта мирно дремлющая собака написана как чудный кусок натюрморта. Глубина сцены создаётся с помощью линейной перспективы, частичного перекрытия разноудалённых слоёв и использования светотени, тщательное исполнение которой искусствовед Кеннет Кларк считает ключевым фактором для создания композиции22. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Итак, время действия – 1656 год.
Талантливый и образованный педагог и теоретик искусства, Пачеко создал прекрасную мастерскую, которую нередко называли «академией образованнейших людей Севильи». Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства. Та послала за водой Николасито. Нужно внимательно всмотреться в их соотношения. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса.
Афина и Арахна. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». В марте следующего года Фернандо VII возвратился в свое государство.
Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. То есть король вступил в инцестуозные отношения.
Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Зарождающиеся здесь тенденции нового художественного видения получают более конкретное выражение в картонах второй серии (1786—1791), где художника интересует не столько декоративно-зрелищная сторона народной жизни испанское искусство второй половины 18 столетия было лишь фоном, на котором особенно рельефно выступило могучее дарование Франсиско Гойи. В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту. В этом отразилась их привязанность к световым и красочным эффектам. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.
В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. Но и у Веласкеса и у Рембрандта роль главных персонажей несколько обесценивается фигурами случайными.
Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение. 1. Сюжет «Вакха» не имеет ничего общего с «Менинами». Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.
Книга «Веласкес и Гойя» Х. Ортеги-и-Гассета (1962) явилась свидетельством того «синдрома Веласкеса», который переживал философ в течение всей своей жизни, беспрестанно, «подобно средневековому мудрецу, неоднократно перечитывающему книгу, дабы постичь скрытую в ней истину», вновь и вновь возвращаясь к «загадке» «Менин». Вызванный в Трибунал реабилитаций, Гойя смог оправдать свое поведение во время оккупации. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34.
Каждая обладает своей правомерностью. Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Со скрупулезностью геометра Фуко исследует изображенное пространство, очерчивая «королевское место» «Менин».
Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Короля и королевы не видно. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».
В его наследии – множество зарисовок и эскизов, навеянных картиной Веласкеса. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. СПб., 1994. Она вызвала на состязание Афину.
Граф-герцог собирает в Мадриде своих друзей и клиентов, в большинстве севильцев. Это знаменитый портрет «Ла Фрага», единственный, где Филипп изображен в военном костюме, — кроме конного портрета в Прадо, где он в панцире.
Нижняя половина картины занята фигурами. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. В результате — опустошенность, отсутствие жизненного накала, единственный ход существования — «держать дистанцию», единственный путь творчества — «искусство отстраненности» от собственных картин, от зрителя, от своего века. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу.
Глядя на то, как в картине Веласкес пишет портрет Филиппа, мы можем догадаться, что Веласкеса, который пишет Филиппа, писал Веласкес настоящий. Как во всякой человеческой судьбе, тут вмешался случай. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». Как художник Гойя складывается сравнительно поздно. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55.
Это привело к тому, что я так завален заказами, что не знаю, как всем угодить. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Обыкновенно Веласкес писал свои портреты на темном нейтральном фоне. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения.
Они рассматривают гобелен изображающий миф об Арахне, простой девушке, вздумавшей превзойти своим искусством Афину, которая и покарала ее за это, превратив в паука. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. С. 329), но здесь и зритель. Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Чтобы вынести строгий придворный этикет и дворцовую скуку при дворе заводили шутов и карликов. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.
Освоение наследия Пабло Пикассо (1881-1973) было 14 лет, когда он впервые попал вместе с отцом в мадридский музей Прадо. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Добавлю, что его мир в основном состоит из чудовищ или, по меньшей мере из уродов. В «Ткачихах» он как бы возвращается к исходной позиции своей молодости. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму.
У голландцев и особенно Питера де Хооха, нередко встречаются такие фигуры «посторонних». СПб., 1994, с. 42). Более, того, оно противопоставлено окну и подчеркивает его. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.
Он взирает на то, что происходит при дворе и на античных героев из близкого ему мира «кухонного жанра». Значительное расширение поля эстетического в пределах самой философии, «метафорическая эссеистика» как специфическая творческая позиция многих философов, культурологов, критиков искусства характеризуют ситуацию постмодернистского знания. Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа. Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.
Позади стоит придворная дама Мария Марсела де Уллое. Карлица из Германии Мария Барбола в темно-зеленом платье, расшитом серебристыми галунами. Однако в нем не видно ничего из того, что изображает сама картина. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора.
На это указывает отражение в зеркале. А много ли вы приложили усилий для того, чтобы достигнуть подобного благополучия. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины, Пряхи (1657) – обе в Прадо. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Куда больше распространены две другие точки зрения.
Незадолго до рождения Веласкеса большинство художников в Севилье составляли иноземцы. И эта принадлежность Вакха к обществу его почитателей прекрасно выражена в том, что его голова приходится по левую сторону от средней оси картины симметрично по отношению к характерной голове пьяницы, с его циничной усмешкой и широкополой шляпой, пародирующей венок самого Вакха. Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине. Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Заключительные слова канцоны Лопе де Бега способны дать оправдание того прекрасного зрелища, которое Веласкес увековечил в «Ткачихах».
Ни у кого из художников не было столько досуга, как у Веласкеса. Свита и менины обусловлены маленькой инфантой. Черты внешности монарших особ неразличимы в светящихся овалах на опалесцирующей поверхности зеркала, но они явно обращены к зрителю.
Вместе с тем его творчество, отличающееся правдивостью исторической конкретностью и глубоко национальным характером (что отметил еще В. В. Стасов), несет в себе и более широкое, универсальное содержание ибо в нем находят косвенно-ассоциативное выражение многие проблемы и трагические противоречия новой исторической эпохи. Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. Самой королеве Марии Луисе принадлежит почетное место в центре.
Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. Говорят, он улыбнулся два раза в жизни. 2. Итак, в отношении пространства картина Веласкеса образует скрещение двух сфер. Загадка заключается в другом. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Лишь уродцы шуты ведут себя естественно.
Испанская знать не жаловала новую королеву. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног». Художник испанского золотого века Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) пишет картину.
Исключение открывает нам причину. Оба поворачивают культуру лицом к реальности. Он намекал на то, что, растворяясь в пространстве и теряя свои очертания, она кажется сотканной из света и тени. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. В ее должность входило подчеркивание красоты принцессы.
Но смотрит и художник. И творчество побеждает. С тех пор все пауки зовутся арахнами и продолжают ткать свои ковры-паутинки. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Он не смотрит на палитру, но зритель чувствует безошибочность движения руки. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Но зеркало у ван Эйка не расширяет пространства. Вся картина построена на парных противопоставлениях.
Это точно и подробно описано М. Фуко при анализе картины Веласкеса «Менины», где художник, вглядывающийся во время работы в объект изображения, реально смотрит на зрителя ибо то, что он рисует на полотне, повернутом к зрителю тыльной стороной, в картине Веласкеса не представлено на том месте, где ему следует быть, а отражено лишь в зеркале за спиной живописца. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. С. 330). 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. В «Менинах» они связаны условиями, в которые поставлены.
1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Веласкес почти под конец своей жизни делается гранд-сеньором. Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. С тех пор все пауки зовутся арахнами и продолжают ткать свои ковры-паутинки.
Правда, Рембрандт идет в обратном направлении: он выделяет фигуры отдающего приказания капитана и офицера, а остальные фигуры подчиняет им (и это вызвало недовольство заказчиков). Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Было ему тогда двадцать три года. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден.
Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.
И на этот раз нужно вспомнить «Дон Кихота», произведение, в которое наряду с мотивами плутовского романа вошли и мотивы пасторали и новеллы и сцены придворной жизни и театральные сцены. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Жизнь во дворце король упорядочил до мелочей настолько, что правила дворцового этикета больше походили на воинский устав внутренней службы. Испанское Las Meninas («Фрейлины») стало общепринятым, хотя главная фигура картины – пятилетняя дочь испанского монарха Филиппа IV – инфанта Маргарита. «Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.
Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Марии Луисе не могла не польстить подобная группировка, в которой была подчеркнута ее главенствующая во всем королевском клане роль и где она была (в духе идеалов сентиментализма) представлена заботливой матерью семейства. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. В «Венере с зеркалом» (ок. Менинами могли стать только девочки из самых знатных семей. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Вместе с тем Веласкес не боится проведенных прямых линий и геометричности форм.
Но правда портрета — правда поэтическая, а не документальная. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью.
Афина превратила ее в паука за неуважение к богам. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. Лица обеих групп реальны.
Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Агостина по этикету припала на одно колено, предлагая инфанте попить. Собственно, картиной следует считать пролёт, занятый фигурами, а в его пределах центральное место принадлежит не инфанте, а фигуре остановившегося в дверях гофмаршала дон Хосе Нието. Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. Лондон.
Веласкеса привлекала и задача расширения рамок картины и признания простого человека и поэзия легенды и изящество «галантных цен». Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё таки вдохновленные образами Веласкеса.
Художник бросит вас в бездну своих «Капричос» и вы познаете блаженство ночного полета и ужас тайных кошмаров. Дверь также вырезает светлый прямоугольник, матовый свет которого не проникает в комнату. Все зависит от точки зрения. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства.
Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. В 1957-м ассоциации Пикассо от «Менин» вылились в большую серию, в которой полотно подверглось тщательному разбору и анализу, что способствовало рождению новых эмоций и неожиданных образов.
Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. В 1623 году умер придворный художник Родриго де Вильяндрандо. Это сказывается в двух склонившихся менинах, в соответствии зеркала и двери и двух мифологических картин на задней стене. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты.
В другом – лицо ребенка превращается в безжизненный белый треугольник, символ гибели любых человеческих чувств в среде, живущей строгими ритуалами. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Веласкес покорял своих высоких покровителей, продолжая числить их на высоте положения.
Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Наряду с тонким проникновением в структуры опыта культурного самосознания XVII столетия, оба мыслителя тонко очерчивают проблемное поле напряжения своего века: его методологические искания, коллизии философского и художественно-эстетического, его виртуозные интерпретации Субъекта и, вместе с тем, обосновывают интенции «смерти автора» исчезновения Человека, подобно тому как исчезает лицо на прибрежном песке. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи.
Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев— содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных ит. п. Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище – посмотреть на него не снизу вверх (где реально находиться зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора – квартирмейстера для важных персон.
Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет. На картине ей 5 лет. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.
Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Однако это положение требует оговорок и поправок. Далее мальчик побежал к месту, где охранялась вода и там ему наполнили кувшинчик. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Очень возможно, что прямое пародирование не входило в замыслы художника. Быть может, то, что вижу, — сон.
Ему 57 лет. В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней.
Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. В данном контексте глубоко закономерен тот факт, что именно «Менины», на всем протяжении истории их исследований зачастую рассматривавшиеся как «картина о картине», «теология живописи», «настоящая философия искусства», «модель творчества», неоднократно становятся предметом импульсом, вдохновением философско-эстетических исканий уходящего века. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. В этом сверкающем парчой и драгоценными камнями обществе уродов не может быть места истинно человеческому. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.
Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Слова и вещи. Его новая слава давала ему больше работы по заказам. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом.
Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Текст Фуко— попытка нейтрального описания того, что явилось предметом, «объектом» живописного произведения исходя из его внутреннего строения, несводимого к изображению или повествовательному смыслу. Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст.
Когда Рубенс в первый раз посетил Испанию, его поразила грубость здешних живописцев. Но Веласкес все гениально обдумал и взвесил в своей картине. «Глубокая незримость видимого связана с невидимостью видящего», — таков аналитический вывод Фуко, что, по его мнению и позволяет представить «Менины» как «чистое изображение», «изображение классического изображения», для которого человек не существует. Художник любуется маленькой принцессой, подробно выписывает тех, кто составляет её свиту. Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».
И, может быть, вот таким образом неосознанно изобразил королевскую чету не вместе со всеми, а отраженными в зеркале. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке.
думаете, что вы сильные мира сего, так уж, значит и разумом тоже сильны. Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». «Никогда прежде Гойя не разыгрывал такого красочного великолепия, такой бархатистой синевы и жаркого полыхания всех оттенков красного цвета (от чистой алости костюма младшего инфанта в центре картины до оранжево пламенеющих, будто уже перегоревших и подернутых пеплом оттенков красных кафтанов инфанта Карлоса и принца Пармского по краям ее между ними размещаются темно-вишневый наряд короля и еще множество других горячих красок)».
Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Импрессионисты оценили Веласкеса как пленэриста, но недооценили в нем мастера композиции. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской.
Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции.
В той мере, в какой они видимы, они представляют собой самую хрупкую и самую удаленную от всякой реальности форму. В «Менинах» «живопись определяет свое собственное отношение к миру и возвращается к себе самой» (Там же. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это.
Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Текст М. Фуко «Придворные дамы» — обстоятельное описание полотна Веласкеса — был включен в корпус «Слов и вещей» в 1966 году.
Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Мы видим, что зеркало и дверь в глубине комнаты расположены строго посредине, как бы по бокам главной оси композиции, прямо над фигурой инфанты. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.
Текст Фуко — попытка нейтрального описания того, что явилось предметом, «объектом» живописного произведения исходя из его внутреннего строения, несводимого к изображению или повествовательному смыслу. Свои возможности в области этого жанра он проявил уже в «Сдаче Бреды», сумев объединить действующих лиц единым переживанием – сознанием важности события. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Однако короля и королевы непосредственно в картине нет. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины.
Малоплодотворен также спор о том, какими бытовыми мотивами оправдано появление светских дам, что значат в нише виолы, какие из эскизно намеченных фигур стоят перед ковром в нише, какие вытканы на нем. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. Связь картины и зеркала была установлена в очень давние времена. Большинство работ севильского периода близки к жанру «бодегона».
В центре две фигуры: комендант голландской крепости Юстин Нассауский и испанский полководец Спинола. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Картина представляет собой редкий в испанском искусстве пример группового портрета. Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей.
На это указывает отражение в зеркале. 2. Художник-художник — «он безоговорочный суверен в своем постижении мира, оснащенный только той «техникой», которую приобретают его глаза и руки» (Мерло-Понти М. Око и дух // Французская философия и эстетика XX века. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Ван Эйк применил в своей картине рекурсивную художественную технику «mise en abyme» (или попросту выражаясь: «картина в картине»). Другой поздний шедевр Веласкеса, его «Ткачихи», ставит перед историком не менее спорные вопросы и помогает понять круг тех задач, которые интересовали Веласкеса при создании его «Менин».
В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. «От глаз художника к объекту его созерцания, – пишет М. Фуко, – властно прочерчена линия, которой мы не можем избежать, рассматривая картину: она пересекает реальную картину и достигает перед ее поверхностью той точки, с которой мы видим художника, смотрящего на нас эта пунктирная линия неминуемо настигает нас, связывая нас с тем, что представлено на картине» (Фуко М. Слова и вещи. Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами. светотенью, красками. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства.
Но даже королевская чета не абсолютна. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора.
Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Между тем более закономерно сравнивать ее с «Ночным дозором». В пользу этого говорит сравнение картины «Ткачихи» с некоторыми другими произведениями того времени, в частности самого Веласкеса.