Веласкес Старая Кухарка
анализ картины Старая кухарка Диего Веласкес очень надо
Стряпни дожидается мальчишка, видимо, ученик какого-то ремесленника или прислуга героини. Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon», что означает «трактир, харчевня»). Узнаваемость и открытость смысла не касаются здесь самых главных вещей. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3.
Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. Поездка в Италию содействовала расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Здесь юноши, сидящие за небогатым столом, весело выказывают свое хорошее настроение. И здесь мастер остался верен себе. Фирс Журавлев известен прежде всего своими многофигурными жанровыми картинами, подчас очень драматичными и эмоциональными («Перед венцом», «Девичник в бане», «Купеческие поминки» и др. ). Чаще всего его героями становились женщины и дети.
Творчество Шардена ознаменовало собой рассвет реализма XVIII века. В картине «Менины» («Фрейлины», 1656, Прадо, Мадрид) показан момент, когда художник пишет портрет королевской четы (с 1623 г. Веласкес был придворным живописцем). Непонятно, что же именно связывает старуху и мальчика, кем они приходятся друг другу.
Описание картины «Старая кухарка»
В «Пряхах» (1657, Прадо, Мадрид) Веласкес воспевает красоту и благородство простой женщины-труженицы. Они видны и в характере передачи атмосферы и пейзажа в полотне «Святой Антоний Аббат посещает Павла-Отшельника» (до 1640). Церковь не позволяла рисовать ничего лишнего на картинах. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов.
Другим крупным мастером первой половины XVII в. был живший в г. Севилье Сурбаран (1598 —1664). Она посвящена взятию в 1625 г. голландской крепости испанскими войсками. Все предметы похожи на отлитые из металла. На холсте король изображен в вышитом серебром одеянии. И почти невероятным. К сожалению, до настоящего времени работы не сохранились, за исключением одной.
Где происходит дело. И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). Абсолютно иная жизненная аллегория представлена в работе Продавец воды из Севильи (1622 год, Собрание Уоллеса, Лондон). Однако новейшие исследования показали, что они были написаны мастером гораздо раньше, во время первого путешествия.
Пока что, в Севилье, его главный герой — человек демократический. Интересно, что Снейдерс не любил изображать на картинах людей. Где происходит дело. Но уверенность в своей чести наполняет этого плебея. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
Например, «Вилла Медичи в Риме. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Лицо восседающего Иисуса сосредоточено и торжественно. Известно, что в 1669 году «Молочница» была продана за огромную по тем временам сумму — 175 флоринов, а позже, на аукционе 1719 года, ее отрекомендовали как «знаменитую работу кисти Вермеера Дельфтского, подлинное произведение искусства».
Удивительны тонкие световые эффекты, которые строят живописную композицию. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Мурильо написал также большое количество картин бытового содержания.
Хотя резкая экспрессия картины противоречила ее парадному, официальному предназначению, король пришел в восторг от работы Веласкеса и велел выставить картину в одном из дворцовых залов для всеобщего обозрения. Официанткой в кофейне была Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина. Эта реалистичная картина, наверное, единственная среди «бодегонес» Веласкеса, которая, несмотря на бедность изображаемой обстановки и унылый фон излучает молодость и оптимизм. («Портрет инфанты Марии Терезии», Портрет инфанты Маргариты», «Портрет шута Калабасильяса», «Портрет мальчика из Вальекаса»). Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Полотно «Менины» (Придворные дамы) считается лучшим из всего, что создано Веласкесом.
Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Почему он такой. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
Описание картины Диего Веласкеса «Старая кухарка»
Самым известным полотном, написанным мастером для монастыря, является «Распятый Христос» (около 1632, Прадо, Мадрид), в котором художник намеренно придал образу Иисуса максимально реалистическую и психологическую окраску. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. В сущности, очень многое неясно.
Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу.
- Взгляд художника: женщина на кухне
- 10 шедевров барокко, которые нужно знать (10 ФОТО)
- Жизнь и творчество Диего Веласкеса
- Веласкес Диего Родригес де Сильва (1599-1660)
- Текст книги "Диего Родригес де Сильва Веласкес"
- Диего Веласкес: жизнь и творчество художника
- Диего Родригес де Сильва Веласкес (2)
Павильон Ариадны» (обе 1630, Прадо, Мадрид). Новизна художественного мышления проявляется у Веласкеса в разных жанрах. По вызову короля Веласкес вернулся в Испанию, где занимал почетное положение при дворе, а в 1658 году стал рыцарем ордена Сант-Яго.
Этот жанр получил название бодегонес (слово bodegon по-испански означает трактир, харчевня). Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». И, хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Он имел «тайную свободу» своей кистью высказывать правду о людях, которых он рисовал.
- Эволюция стилей в живописи европейских стран
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Экскурсии по Эдинбургу и окрестностям
- Шедевры импрессионизма, которые нужно знать (10 ФОТО)
Если вглядеться в «Портрет карлика Эль Примо» (1644, Прадо, Мадрид), то нельзя не отметить его мудрое и печальное лицо. Именно вот таким образом ценителями живописи в Севилье были встречены с презрением работы молодого Веласкеса, «низменный сюжет» которых не вызывал у публики восхищения. Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. И бытовые сцены подходили для такой практики как нельзя лучше. По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Все эти картины вскоре украсили стены дворца. Она готовит пищу (рыбы – символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете. На заднем плане полотна, крепкий юноша, с наслаждением допивает свой бокал.
- Кандинский в Мюнхене: Ленбаххаус — дом «Синего Всадника»
- Лувр 2018 — самостоятельно и с гидом
- Шедевры галереи Уффици (10 ФОТО)
- Шедевры музея Орсе, которые нужно знать (10 ФОТО)
На первом плане он изобразил ткачих королевской мануфактуры. Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645). Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Они даруют людям нечто первостепенно важное, символически бесценное. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627).
Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Картина осталась там же, где и была написана, – в Риме и вот таким образом приобрела широчайшую известность – в отличие от многих других работ художника, укрытых от посторонних глаз в покоях королевских дворцов. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». В те времена женщины достаточно редко занимались живописью. Другая композиция на мифологическую тему – «Кузница Вулкана» (1630, Прадо, Мадрид) также имеет оригинальное авторское истолкование.
- Основные вехи жизни и творчества Диего Веласкеса
- Картины Диего Веласкеса в музеях Европы
- Другие материалы из рубрики «Культура»
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
Рваное — это другое дело, да и то это более от доспехов, нежели от времени». Однако божественного и мифологического в картине очень мало. Сюжет здесь обыденный, спокойный и простой. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
Удивительны тонкие световые эффекты, которые строят живописную композицию. Такое затемнение в глубине обычно придает картинам оттенок таинственного умолчания.
В домашнем хозяйстве XVII века существовало различие в прислуге. И, хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим. Но именно как будто.
Другие искали таинства и философию в евангельских сюжетах, в античных мифах. Так как за всеми людьми в Испании тайно следила Инквизиция. Так и на картине «Кухарка» героиня будто отвлечена кем-то от своего кулинарного занятия. Наиболее известно его произведение «Погребение графа Оргаса». Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. Резкие мазки светотени в обоих этюдах навевают легкую романтичную грусть. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями». Среди ранних картин Веласкеса есть несколько религиозных композиций особенно примечательно и не очень характерно для его эпохи то, как художник находит элементы святости в обыденной повседневности и вводит людей из народа в изображение священной истории («Поклонение волхвов»). Было бы странно и даже дико заниматься таким выяснением. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ) русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
Историческая тема по-новому интерпретируется в картине «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид). «Старая кухарка» — одна из ранних работ знаменитого испанского художника Диего Веласкеса. Они поглощены работой позы и движения их естественны и красивы. Примером такой композиции является полотно «Старая кухарка» (около 1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург).
Картина Старая кухарка (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) является ярким примером этого жанра. Фасад Гротто-Лоджии» и «Вилла Медичи в Риме. «Бодегон» — это картина изображающая типично испанский стол и типично испанских едоков, собравшихся где-нибудь в типичной испанской «бодеге». Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины, Пряхи (1657) – обе в Прадо.
Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". Пластическая выразительность формы передается тончайшими переливами красок. Однако после переезда в Мадрид Веласкес практически не обращался к этому жанру, создавая преимущественно портреты. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Вскоре после возвращения из Ируна в Мадрид Веласкес скончался. Это дорого стоило.
Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. 1625 год. Среди портретов других лиц этого периода упомянем «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калабасильяса» (1626-1627). В другой религиозной картине, написанной во время второго пребывания в Риме и, возможно, последней в этом жанре – в «Короновании Марии» (около 1641) заметно усиление лиловых тонов. Расплата за вольнодумство часто заканчивалась для смелых людей сожжением на костре. В сущности, очень многое неясно.
В 1629 году Веласкес отправился в Италию и оставался там до 1631 года. Прекрасно передан солнечный свет, струящийся из окон, чудесны переливы красок.
На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. «Прачка», «Кухарка, моющая посуду», «Три мальчика, пускающие мыльные пузыри», «Молодая женщина, вышивающая ковер» — на всех этих картинах люди изображены такими, какие они есть на самом деле. Летом 1623 Веласкес предпринял вторую поездку в Мадрид.
Здесь у него иные заботы. «Кузница Вулкана», написанная в 1630 году во время первой итальянской поездки, не только иллюстрирует миф, но и изображает художника в среде, промежуточной между искусством и ремеслом. Мальчишка — слуга или подручный — является перед ней с дыней и графином вина в руках. В свой первый мадридский период, до 1629-1630 годов, художник исполнил многочисленные портреты короля, в полный рост и погрудные: «Портрет Филиппа IV» (с золотой цепью, около 1623), «Портрет Филиппа IV» (с прошением в руке, 1625). Фирс Журавлев известен прежде всего своими многофигурными жанровыми картинами, подчас очень драматичными и эмоциональными («Перед венцом», «Девичник в бане», «Купеческие поминки» и др. ).
Непременным атрибутом двора Филиппа IV-как, впрочем и любого королевского двора средневековой Европы – были шуты и карлики, которых держали здесь ради забавы. И бытовые сцены подходили для такой практики как нельзя лучше. Несомненно, «Водонос» Веласкеса принадлежит к этой породе «подателей благ». Усталая пожилая женщина в темной кухне готовит завтрак из яиц.
Полотна этой серии характеризуются темным, чаще всего условным фоном. В домашнем хозяйстве XVII века существовало различие в прислуге. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Свойственный художнику артистизм исполнения ярко проявился в этих двух полотнах.
Но писал художник и отдельных героев, чаще всего он словно выхватывал их из окружающей действительности, застигал врасплох («Мачеха», «Пряха», «Официант»). Бродяга, склонившийся над его плечом, выглядит хмельным и суровым. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Юноша сжимает в руке кувшин с вином и держит в другой руке спелую дыню, очевидно, приготовившись подать все это на стол.
Прадо) и «Пряхи» (ок. И многое другое неясно. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Веласкес сделал свою кухарку величественной, незыблемой, торжественной.
Однако Филипп 4 был доволен своими портретами. Мастер находит неожиданный прием. Достоверно известно, что за свои работы Веласкес удостоился от короля наивысшей похвалы, какая только могла быть. Таких веселых едоков охотно изображали в то время художники Италии, Голландии, Фландрии. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. А в качестве свадебного подарка для супруги князь заказал у швейцарского художника картину.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Но, все-таки, эти герои лишены оттенка вульгарности. Там он встретил Гверчино и Хусепе Риберу изучал картины Тициана и Тинторетто. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. У Веласкеса тоже имеется подобная работа. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Известно несколько самостоятельных пейзажных этюдов Веласкеса изображающих живописные уголки парка Медичи в предместьях Рима. Быт как таковой пребывает там, где можно видеть извечные обыденные предметы, дела, заботы. Уже 6 октября 1623 он был назначен придворным художником испанского монарха. Его наблюдения над феноменами освещения и колорита, совершенно новаторские для его времени, были «востребованы» только в XIX веке импрессионистами и в первую очередь Мане.
Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Молодая кухарка что-то толчет в ступке. Недолго думая, Лиотар изобразил девушку в костюме официантки. Если в ранних севильских картинах Веласкеса была еще некоторая жесткость, резкость переходов от света к тени, то «Сдача Бреды» чудесно передает воздушную даль, пространство, а мастерски написанные голландские и испанские солдаты и центральные фигуры Нассау и Спинолы свидетельствуют о большом портретном искусстве художника. Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е).
Сестры Мария и Марфа слушают речь Христа, пришедшего в их дом, оставив свои домашние дела. Усталая пожилая женщина готовит завтрак из яиц в темной кухне. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Разговоры о быте решительно «не идут» бытовым картинам Веласкеса. Стряпни дожидается мальчишка, видимо, чей-то подмастерье или прислуга самой героини.
В средневековой кузнице вместо циклопов работают крепкие мужчины в набедренных повязках. Всех шутов и уродцев художник писал очень правдиво, без прикрас и с глубокой симпатией. Однако через несколько лет, когда стали очевидны его способности к искусству, отец отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков.
Картины «Бог войны Марс» и «Эзоп» (обе – около 1640, Прадо, Мадрид) вошли в серию работ, предназначенных для украшения королевского охотничьего замка Торре де ла Парада, расположенного поблизости от Мадрида. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Молодая кухарка что-то толчет в ступке. Можно представить бурю негодования мощного бога огня и железа. В испанской живописи XVI века сложилась традиция изображения карликов и уродцев. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа.
Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Еще современниками художника она воспринималась как шедевр. Нередко они рисовали шутов и на парадных портретах вместе с хозяевами. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет.
По сравнению с другими полотнами Снейдерса, его картина «Кухарка у прилавка со снедью» выглядит довольно сдержанно: в первую очередь внимание зрителя привлекает не изобилие стола, а лицо и руки женщины, растирающей в ступке специи. Их позы, движения и жесты сдержанны и величавы. Оно проявляется во многих его работах.
Как правило, хозяева дома относились к молочнице с большим уважением. Доподлинно известно, что человеческие фигуры на его полотнах рисовали другие мастера, чаще всего Абрахам Янсенс и Якоб Йорданс. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен.
Художник пишет портрет молодого короля Филиппа IV имевший большой успех и вскоре получает звание придворного живописца. Таким образом, фигура Иисуса воспринимается как стена, отделяющая мир от тьмы. Но с какой это стати и зачем они такие, на кухне, среди горшков и припасов. Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану. Среди портретов других лиц этого периода упомянем «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калабасильяса» (1626-1627). Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу.
Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. «Кузница Вулкана», написанная в 1630 году во время первой итальянской поездки, не только иллюстрирует миф, но и изображает художника в среде, промежуточной между искусством и ремеслом. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Какой странный быт, совсем не похожий на быт.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Но кувшин несет в себе и смысловую нагрузку. Монарху и аристократам это нравилось и они не давали Веласкеса на растерзание церкви.
Веласкес пользовался у него особым расположением, о чем свидетельствует работа «Портрет Филиппа IV» (1631–1632, Национальная галерея, Лондон). Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес.
Беднота величава. Но для этих достаточно трудоемких процессов женщина сидит слишком вальяжно. Может- слуги одного дома или вообще не знакомые друг другу люди. Филипп IV во время отъезда любимого живописца никому не желал позировать. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Обе картины перекликаются между собой и могут восприниматься и как обычное изображение жизненного эпизода и как аллегорическое напоминание о вечных ценностях.
При всем кажущемся общем довольстве и веселье у него грустный и усталый взгляд. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). Художники знают об этом уже тысячи лет, со времен фараонов. Художники знают об этом уже тысячи лет, со времен фараонов. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Очевидно, художник по долгу службы очень много общался со всеми обитателями двора Филиппа IV и хорошо знал их характеры.
Среди ранних картин Веласкеса есть несколько религиозных композиций особенно примечательно и не очень характерно для его эпохи то, как художник находит элементы святости в обыденной повседневности и вводит людей из народа в изображение священной истории («Поклонение волхвов»). Рядом лежит скомканная тряпка, видимо, служившая полотенцем. По сравнению с другими полотнами Снейдерса, его картина «Кухарка у прилавка со снедью» выглядит довольно сдержанно: в первую очередь внимание зрителя привлекает не изобилие стола, а лицо и руки женщины, растирающей в ступке специи.
Быт как таковой пребывает там, где можно видеть извечные обыденные предметы, дела, заботы. Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Над подобным типом портретов, называемых «dos truhanes», в разное время работали все придворные художники. Веласкес был прилежным учеником и, по утверждению ранних биографов, все схватывал буквально «на лету». И как будто все это есть в «Старой кухарке».
Интересны и легенды создания этой картины. Таким образом, пожилой мужчина небрежно предлагает испробовать «чашу любви» ничего не подозревающему мальчику. «Венера перед зеркалом» (около 1648, Национальная галерея, Лондон)– образец чувственного женского портрета, являющийся, по задумке автора, жанровым полотном с элементами бытовой картины. Его занятие, конечно, плебейское, но он совсем не слуга. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани.
Обнаженная Венера лежит на шелковых простынях, обращенная спиной к зрителю. Профиль ее похож на тот, который обычно чеканят на медалях. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. А сам художник получил весьма высокую по тем временам награду – он стал хранителем королевской двери, что было равноценно должности камергера.
Знакомство с искусством Италии сделало стиль художника более свободным и блестящим. Их отличает непосредственное восприятие жизни, свободная манера письма и ясность форм. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Спокойная композиция полотна усиливает впечатление примирения. Князь был покорен ее красотой и, несмотря на протесты своей семьи, взял девушку в жены. Из первых портретов Веласкеса сохранился только так называемый «Портрет Франческо Пачеко» (около 1619). Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Это произошло 6 августа 1660 года.
Он трактовал их как самостоятельные произведения – «Поклонение волхвов» (1819, Прадо, Мадрид), «Непорочное зачатие» (1618, Национальная галерея, Лондон) или помещал библейский сюжет внутри обыденной жанровой сцены – «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон). По меньшей мере, один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение. Известно, что в 1669 году «Молочница» была продана за огромную по тем временам сумму — 175 флоринов, а позже, на аукционе 1719 года, ее отрекомендовали как «знаменитую работу кисти Вермеера Дельфтского, подлинное произведение искусства». Спаситель изображен на кресте в спокойной, лишенной надрыва позе. Замешивает тесто или взбивает масло.
Таков смысл испанской пословицы «Еl hidalgo, roto у no remendado», то есть «Идальго в дырах, но не в заплатах». Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Все любящие мужчины верят, что их жены преданны им и безупречны. Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке.
В полотне «Завтрак» (около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник изобразил двух веселых молодых людей и солидного пожилого человека. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Чаще всего его героями становились женщины и дети.
1657). Существует предположение, что живописцу позировала для этой работы известная итальянская художница Фламиния Тривио. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен.
Испания находилась в упадке и это не могло не отражаться на подданных Филиппа IV. То не мелочь — или, может быть, такая «мелочь», которая подводит к самому главному. В свой первый мадридский период, до 1629-1630 годов, художник исполнил многочисленные портреты короля, в полный рост и погрудные: «Портрет Филиппа IV» (с золотой цепью, около 1623), «Портрет Филиппа IV» (с прошением в руке, 1625). Сюжет с удручающей обстановкой трактира обыгран также в картине «Двое юношей у стола» (около 1618, Музей Веллингтона, Лондон). Все карлики у Веласкеса выразительны и интересны.
Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. В1634-1635 Веласкес написал свое первое большое полотно «Сдача Бреды». Несколько иную интонацию имеет картина «Коронование Марии» (1645, Прадо, Мадрид). Жизненно верно показаны переживания действующих лиц, характеры.
Официанткой в кофейне была Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Вскоре популярность Веласкеса возросла настолько, что при дворе стало зазорным не иметь портрета его работы.
Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. В «Портрете инфанта Валтасара Карлоса с карликом» (1631, Музей изящных искусств, Бостон) изображен маленький принц в красивом, расшитом золотом костюмчике и перекинутой через плечо ливрее. Например, на полотне «Триумф Вакха» (другое название – «Пьяницы», 1629, Прадо, Мадрид) изображена пирушка испанских бродяг, расположившихся в поле. Ему удалось установить прочные контакты при дворе Филиппа IV.
Чьей именно кисти принадлежит данное изображение, остается загадкой. Эта картина Яна Вермеера известна также под названиями «Девушка/женщина/служанка с кувшином молока» и «Кухарка». Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. По совету учителя Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански – бодегонес. В «Пряхах», крупнейшем произведении позднего периода, художник связал мифологический эпизод и изображением повседневного ремесленного труда. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Плебей с королевской осанкой. Они, может быть, родственники, а может и нет.
Боги и исторические личности решены у него не героически и возвышенно, а приземленно. Вся картина пропитана однообразием дней, которые проводит здесь эта пожилая женщина. Но писал художник и отдельных героев, чаще всего он словно выхватывал их из окружающей действительности, застигал врасплох («Мачеха», «Пряха», «Официант»). Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.
Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Эти известные персонажи выполнены не пафосно, а обыденно, в излюбленной манере художника. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
Другое полотно «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). И только пожилой мужчина с бородой смотрит на своих приятелей с усмешкой. Другое полотно «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию. Однако Филипп 4 был доволен своими портретами.
Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Однако сюжет Веласкесом трактован абсолютно иначе.
Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Среди них – античный бог Вакх со своим фавном. Никакого негодования и возмущения на его лице нет – только удивление и сомнение. Монарху и аристократам это нравилось и они не давали Веласкеса на растерзание церкви. Зрелый художник Веласкес много почерпнул из творчества итальянских мастеров кисти.
Святой Варфоломей Риберы далек от бесплотных святых Греко. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. В «Триумфе Вакха» художник соединил античный миф с изображением обыкновенных веселящихся пьяниц. Диего Веласкес (Diego Velasquez) — великий испанский художник 17 века.
Из первых портретов Веласкеса сохранился только так называемый «Портрет Франческо Пачеко» (около 1619). По меньшей мере, один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда.
Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. На огромную популярность этого портрета в Италии указывают десятки копий, сделанных с него, что для того времени представлялось делом абсолютно необычным. А таинственность есть один из атрибутов величественного и царственного. С неё было сразу же сделано несколько копий. Не «продавец», а дарователь драгоценной, чистой субстанции — вот кто он такой. Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645). Практически все картины, созданные после Италии, можно отнести к числу шедевров.
А приукрашивать действительность в Испании было не принято. Он имел «тайную свободу» своей кистью высказывать правду о людях, которых он рисовал. По словам историка Хулиана Гальего (исп. ) русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Кстати, что именно она делает — не очень понятно. В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Менин часто называют картиной создания картины.
Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Все его тело словно излучает теплое сияние, контрастируя с темным прозрачным фоном. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу.
В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом.
«Шоколадница» — одна из наиболее известных картин Жана Этьена Лиотара. Она готовит пищу (рыбы — символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Происходит какое-то значительное, во многом таинственное действо (а оно и должно быть таинственным). Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей.
В плутовском романе Матео Алемана, где устами проходимца глаголет если не истина, то по крайней мере житейская мудрость, сказано: «так уж устроено на свете, что дающий возвышает себя, а принимающий делается ниже его». Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо.
У каждого народа есть свои почитаемые «податели благ», герои истории, легенды, мифа. На заднем плане с наслаждением допивает свой бокал крепкий юноша. Сквозь окна и двери светит солнце и пылинки дрожат в его луче.
Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon», что означает «трактир, харчевня»). «Слишком правдиво. » — воскликнул, по свидетельству современника, папа, увидев этот портрет.