Веласкеса Менины
Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в "Менинах". Несмотря на то что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг — нарисовать самого себя в «Менинах». «менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса.
«менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира.
Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. Мишель Фуко в самом начале «Слов и вещей» разбирает классический пример геральдической конструкции – «Менины» Веласкеса (около 1656 – 1657, Прадо, Мадрид) с их непростым зеркальным построением. Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который якобы Веласкес пишет в «Менинах», в реальности не существовало.
Писал Диего Веласкес «Менины» в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля. Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в Менинах. Несмотря на то, что Веласкес был придворным художником короля, это был очень смелый шаг – нарисовать самого себя в Менинах. Будничную обстановку вместо парадного зала изобразил Веласкес («Менины»).
Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе.
Строго говоря, «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Это особая тема для Испании. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства.
Еще современников поражало ощущение реальности, которым отличаются «Менины». Мальчик с хромой ногой, с вывернутой рукой, с рано постаревшим лицом, гнилыми зубами. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. А с другой – сам бросает вызов богам.
Мы не можем оглянуться и посмотреть на тех, кого он пишет, но мы догадываемся, кто это. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Дон Кихот – тоже свободный герой в дороге, рыцарь печального образа. За пределами холста или внутри него.
- 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
- История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
- «Менины», Диего Веласкес — описание картины
- 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
- Тайны шедевра Веласкеса «Менины» (15 фото)
Инфанта, напротив, ярко освещена. А вы незримо присутствуете здесь, внутри картины. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14.
Все почему-то думают, что Веласкес читал Сервантеса. Им давали специальные жетоны. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.
- 14 секретов шедевра Веласкеса «Менины»
- Менины (картина, Веласкес, 1656)
- Загадки картины Веласкеса Менины 1656
- Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»
- «Менины» Веласкеса: картина о картине
- Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней
- Невообразимый эксперимент Веласкеса
Художник любуется маленькой принцессой, подробно выписывает тех, кто составляет её свиту. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. На это указывает отражение в зеркале.
Соль добывали в тяжелых условиях, она была дефицитна и очень дорога. Имя его всегда окружено тайной. Камзол обязательно был застегнут глухо до подбородка и у мужчин и у женщин.
На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Это абажур, на который надевалось платье и в нем они не могли ни сесть, ни пройти – ни дети, ни взрослые. До испанской моды носили штаны типа лосин, как у итальянцев. Вот в чем вопрос: аписал ли он их. У Тициана это просто другой ракурс его дочери Лавинии. Испанцы изобрели корсет. Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало.
Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Он всегда оставлял в заложниках его семью. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Современное искусство, как известно, отсчитывает свою родословную от итальянского художника Джотто и оно было продолжением театра. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос.
Ритуально движение, ритуальна одежда, ритуальна система отношений. Изобразил так, как будто он – Оливарес на коне на фоне такого же пейзажа на вершине. Другое дело – юг Испании, где очень сильны были арабские влияния. Освоение наследия Пабло Пикассо (1881-1973) было 14 лет, когда он впервые попал вместе с отцом в мадридский музей Прадо.
В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Все мы, смотрящие на картину, словно становимся участниками вечно длящегося сеанса и в то же время, благодаря отражению в зеркале, мы видим фрагмент будущего произведения, над которым работает художник. Единственный подтверждённый автопортрет Веласкеса не случайно изображает его во дворце, в окружении монарших особ и придворных10. Это сцены из жизни простых людей. В её облике концентрируется ощущение блестящего будущего, богатства и семейного счастья, атмосферой которого наполнена картина Веласкеса. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Веласкес словно был прикован к его ноге на короткой цепи.
- Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
- Самое интересное в виде мозаики
- «Мы не зрители, мы участники действия»
- Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»
- Словари и энциклопедии на Академике
- Картина-убийца: мистическая загадка автопортрета Ван Гога
- Загадка самой известной картины Кустодиева
Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.
Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Чаще всего философы изображаются в дороге или в пути. Они не знают этой темы. Для Испании в XVI–XVII веках тема внутренней свободы была очень важна. Известны биографии всех, кроме самого Веласкеса. Безусловно, это не единственная трактовка.
А вот в Испании было ритуально все. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Мы не знаем, как он ее писал, хотя есть несколько вариантов ответа на этот вопрос. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Это было принципиально важно для Веласкеса, так как правила ордена Сантьяго не допускали членства в нём ремесленников и торговцев3.
Архитектурное пространство, несмотря на некоторые двусмысленности, является самым тщательно проработанным во всём творчестве Веласкеса, единственным с изображением потолка. Он не желал выпускать его за границу. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Так, мы узнаём, что у короля – это второй брак. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.
- 9 пронзительных картин, написанных узниками концлагерей
- Правда и вымысел о Пабло Пикассо
- Концертный зал в капелле века во Франции
- Замысловатые миры австралийского художника Чарльза Блэкмена
Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Своё особое значение имеют «Менины» Пикассо, созданные во времена других художественных стилей и духовных ценностей.
Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Вот таким образом он не может их писать. Они нищие. Здесь этот оксюморон вполне уместен. Но это спокойствие весьма обманчиво. Имеет ли право такая трактовка на существование.
- Антропологический музей в Сан-Диего (США)Открытие Пана
Но не в этом дело. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Это автопортрет художника Веласкеса. А кого же пишет Веласкес. А тема пути – это тема внутреннего духовного поиска. Тема Мениппа и Эзопа для Веласкеса имеет абсолютно особое значение.
Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено. Не случайно мы сравниваем Николая I и Пушкина с Филиппом IV и Веласкесом. Он сыграл большую роль в живописной жизни Веласкеса, так как он был с какой-то тайной миссией в Мадриде и уже был очень знаменитым тогда. Есть простой ответ на вопрос, что есть актуальность.
Это очень интересная игра: идраматургическая и игра характеров. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Здесь есть и единственное совместное изображение монаршей четы, решенное как неясное отражение в зеркале. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Может быть, он пишет вот эту группу, так как холст очень большой. Можно выразиться именно так – «играют роль», так как его живопись сродни драматургии. А по-своему одновременно и унижали их бесконечно.
На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Веласкес немало потрудился над изображением различных инфант, бледных, болезненных девочек, затянутых в фижмы, в недетских, чопорных позах. Таким образом, они были абсолютно заточены в свой костюм.
Все это важные и необходимые персоны свиты испанского королевского двора, которых очень правдиво изобразил Веласкес. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913).
Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Зачем итальянцам говорить о свободе, когда она у них и так есть. Ей всего пять лет.
Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Это еще раз подтверждает, что он был человеком очень житейски зависимым. В период обучения в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (1897-1898) он много занимался копированием картин этих мастеров, проникая в их «анатомию», пытаясь раскрыть секреты их магического воздействия на зрителя. В его картинах всегда происходит что-то очень важное, что заставляет нас напрягаться и думать, как все эти люди взаимодействуют, как они относятся друг к другу.
Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. В висящем на стене зеркале видны два отражения – это король Испании Филипп IV Габсбург и королева Марианна Австрийская, вторая жена и родная племянница государя.
Очень интересна его гениальная картина, единственная в испанской живописи вообще обнаженная натура – «Венера с зеркалом», которая так странно перекликается с итальянской линией обнаженных женщин. Это привело к инцесту внутри семьи. Загадка заключается в другом.
А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту и ему нет никакого дела до нас. Эта история волнует людей уже больше трёх веков, рождая у них собственные ассоциации. Особенно это интересно в картине Хосе де Риберы «Хромоножка». И вот вырвалась наружу. В случае с картиной «Менины» очень важно, где находится наблюдатель, тот человек, который смотрит на картину.
То есть было и то и другое. Но о том, что он читал, мы знаем точно, на какой литературе он воспитывался, мы знаем точно, так как это известно из того, что пишет Сервантес в своем вступлении к «Дон Кихоту». Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. И особенные они по одной таинственнейшей причине: они все анонимны. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Благодаря этим актерам мы знаем историю больше, чем мы знаем ее из исторических книг.
Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Итак, время действия – 1656 год. – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. Главная тема Испании XVI и XVII веков, главная тема Сервантеса и художников испанского реализма испанского «бодегонес» (таких как Сурбаран и Рибера)– это свобода. Зазеркалье кинематографическое.
Для них понятие имущества уже означало закрепощение и закабаление, а по-настоящему внутренне свободный человек еще должен быть человеком пути. И он подсказал Веласкесу кое-какие вещи по части живописной техники. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44.
Верхняя свободна, более воздушна и легка. Нет, автопортрет – это всегда то, что думает художник о том, кто он. А у мужчин это было движение плащом, шпагой и шляпа. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения.
Но у нас такое впечатление, что он пишет именно их и они отражены в зеркале. Почему так происходит. Согласно первой, Веласкес изобразил момент работы над портретом испанского короля и королевы, когда в мастерскую вошла их дочь – инфанта Маргарита. Этот пристальный взгляд, прикованный то к модели, то к холсту, знает каждый, кому приходилось наблюдать за работой живописца. Влияют ли они на нас.
И еще белый плоеный воротник. Он просит подаяние, но улыбается озорно, дерзко, весело. Но рассказывает-то он ее нам. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Говорили, что он писал кляксами, как венецианцы.
Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Итальянский плащ длинный, а испанский короткий – до локтя.
В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Это ребёнок, лишённый детства. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).
Так вот, мы стоим между девочкой, ее свитой, художником Веласкесом и теми, кого он пишет. О них знают все, это самые знаменитые имена культуры конца XVI – начала XVII века. Они изображены на двух высоких вертикальных досках. В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует. Фигура карлицы. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами.
Это тема духовной свободы, совершенной свободы. Тем не менее, живая, общительная девочка с роскошными светлыми волосами скоро стала всеобщей любимицей в королевском дворце Алкасар. Не стал исключением и Диего Веласкес. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. Разумеется, нет. Так он мыслил себе и он поделился этим с нами.
Вот эти яйца, сковородки – все так замечательно написано. По замершему в дверях силуэту Ньето, стоящему на разных ступенях лестницы, трудно сказать с определённостью— входит он или выходит из помещения12, хотя, как слуга королевы, он обязан был сопровождать её для открытия и закрытия дверей, так что его приход, вероятнее всего, предвещает окончание сеанса у Веласкаса, на что косвенно может указывать и приготовившаяся к реверансу фрейлина13. Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. А с другой стороны, это все-таки были более вегетарианские времена. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12.
И вместе с тем о них никто ничего не знает. В ней таинственно многое, начиная с названия. Дважды бывал Веласкес в Италии, где ему очень хотелось бывать. Он вынужден следовать своей природе, он в рабстве у своего гения. И в картине «Менины» Веласкес создал свою ненаписанную автобиографию.
Мы никогда не ответим на вопрос о природе гениальности. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. У него есть замечательная картина «Христос в доме Марфы и Марии». Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.
Но не это главное в полотне. Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. Картина написана в южной испанской караваджистской манере, севильской манере. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса.
Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. На Мениппе плащ путника и шляпа путника.
– женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. Это было прекрасное, широкое и свободное образование. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Менипп смеялся в аду.
Сверхновые ритмы. Что это значит. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Вспомним, что мы стоим внутри комнаты, между ним и королем с королевой.
Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Именно тихо. Вряд ли воспитание художника Веласкеса проходило за чтением «Дон Кихота».
А как писал эту картину Веласкес на самом деле. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность.
Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции. У них перестук каблуков и веер в руках – это было то же самое, что азбука Морзе.
На этом следует остановиться особо. Они не имели права взять в руки деньги. В зеркале на нас смотрит абсолютно другая женщина, чем та, которую мы предполагаем увидеть. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. И испанские короли очень любили театр. У Веласкеса, наоборот, рама служит всего лишь случайным пролетом, по сторонам от которого и перед которым находится реальность.
Мы видим его и мы видим эту группу людей, но он-то их не видит для того, чтобы писать. То есть это человек, который чувствовал неограниченность своей власти. Это анонимность гениев. Под эту какофонию, условно говоря и спускается в ад знаменитый Ночной дозор.
В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Не все известно о жизни Сервантеса. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин».
Россия не переносит ритуала и придерживаться его не может, ей это надоедает через месяц. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). И изобразил его Рибера на холме, а под ним лежит целая страна.
Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Испанцы всегда рассказывают истории. Но и это еще не все: имужчины и женщины на голове носили очень маленькие шапочки с пером. Нельзя сказать, что инквизиция особо свирепствовала при Филиппе IV. Он был волшебником.
И они впервые ввели чулки. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Всё правильно. И денег он получал меньше личного парикмахера.
А Эзоп одет тоже в рубище, подпоясан какой-то тряпкой и перед ним чашка, книги лежат. Более того, сам гений, может быть, знает, а может и не знает, что он гениален. Они могут только так стоять. Инфанту лишили детства и именно вот таким образом она так похожа на старую карлицу. Например, зашифрованный автопортрет самого художника. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему.
Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. И тогда абсолютно другое место занимают сам Филипп IV и его супруга. Если только есть такие танцовщицы, с таким изгибом бедра и с такой поющей линией тела. Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом.
И вот эта картина в зеркале написана абсолютно иначе. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Филипп возглавлял эту империю и был, по всей вероятности, человеком слабым.
У него есть изумительный портрет его дочери. В «Венере с зеркалом» (ок. В ней Веласкес обращается к нам.
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.
Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Мы видим, что он пишет короля и королеву. Свобода несовместима с понятием имущества.
– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. То есть король вступил в инцестуозные отношения.
Уродство карлицы – это зеркальное отражение искорёженной детской души маленькой девочки, которой так не посчастливилось родиться в королевской семье да ещё в греховном браке королевского инцеста. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Что это – модернизм. Вероятно, в стену было вмонтировано очень большое зеркало. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы».
На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. В 1651 году у Филиппа IV и Марианны Австрийской родилась девочка – инфанта Маргарита. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин».
Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. На этих картинах очаровательная принцесса изображена в разных возрастах: кисть великого мастера как бы кадр за кадром запечатлела превращение маленького бутона в красивый цветок. Стоит кухарка – некрасивая девочка с тяжелыми руками и рядом с ней женщина, которая рассказывает ей историю Христа, Марфы и Марии, чтобы подбодрить ее, показать, что она очень нужна в этой жизни. И творчество побеждает.
Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». Подлинный гений, как известно, всегда анонимен. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя.
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму.
Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Рубенс никогда не изображал себя с кистью в руках, он всегда изображал себя только как шикарного вельможу. Он рассказал нам все о себе.
Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Вы представьте себе, что он был властителем половины мира. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. По тем временам изобразить, например, Вакха в окружении крестьян, которые пируют не хуже богов, было дерзостью.
Хотя не следует забывать, что в 1600 году был сожжен на костре Джордано Бруно. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Ему 57 лет. Он перечисляет античных авторов. Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго. У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно. Стиль его живописи в этой серии – воплощение духа эксперимента и реформаторства, что является главным содержанием всей жизни мастера.
Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Её рождение поначалу было встречено при дворе без особой радости. Может быть, здесь важно развитие драматургии, появление испанской литературы. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее.
Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Находится в музее Прадо в Мадриде. И они должны были балансировать головой, чтобы эта шапочка у них не упала.
И девочка пришла к тому, кто стоит за вашей спиной. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец.
Про короля и королеву нам понятно – он их никогда не писал, они изображены как тени зазеркалья и точно так же написана история Христа, Марфы и Марии. Веласкес – настоящий волшебник света и композиции.
Или это вопросы, на которые мы должны ответить, но еще не ответили. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Она наверняка уже знает, что испанский король или испанская королева никогда не смеются в обществе.
Они были очень несвободны. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты.
Получалось, что они не могут согнуть спины. Говорят, это первая испанская картина, которую Екатерина Медичи купила для Лувра. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Носили корсеты мужчины и женщины их туго затягивали. Сверхновые течения. Русский двор знал самодурство, но ритуала в России не было.
По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы. Подарки – другое дело. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.
В 1957-м ассоциации Пикассо от «Менин» вылились в большую серию, в которой полотно подверглось тщательному разбору и анализу, что способствовало рождению новых эмоций и неожиданных образов. В Лувре она висит отдельно, как одно из первых приобретений. Есть и философские интерпретации. Но ещё удивительнее то, что сама эта сценка, занимающая три четверти картины, кажется, попала в поле зрения художника случайно.
До сих пор под маской скрыт Шекспир. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Очень интересно, что художник Веласкес пишет тех, кого он не писал никогда. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита.
Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Так что тема философа, тема свободы и тема дороги между собой связаны. Веласкес хотел получить подтверждение того, что он испанский дворянин. Он обречен на себя. Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы.
Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Почему они боялись выпускать их за границу – до сих пор не ясно. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа.
На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Надо сказать о том, что автопортрет – замечательный жанр живописи. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. То есть, с одной стороны, художник рассказывает о судьбе династии, которая погибает, так как бросила вызов природе человека и ее запретам общества. Нигде в Европе такого ритуала, как в Испании, не было, даже при дворе Людовика XIV, который был очень ритуален. Вот таким образом мы знаем, какие книги он читал.
Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей. Дорога – это свободные люди, которые свободно ходят по дорогам. Он же стоит вместе с ними. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Вам хочется обернуться. Может, если бы они на нас влияли, мы были бы несколько иными.
Филипп – король испанский, принадлежавший к династии Габсбургов. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.
Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам. А Веласкес написал себя так, как он видел себя, а он видел себя только художником. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. Это изображение двух философов.
И Филипп IV никак не хотел выпускать Веласкеса за границу. Любопытно еще и то, что эти три имени (между прочим, можно назвать здесь и Лопе де Вега и еще очень большое количество людей) особенные. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора.
Так это их изображает Веласкес. Куда больше распространены две другие точки зрения. Но смотрит и художник.
Место действия – старый королевский дворец Алькасар, в котором Веласкесу отвели просторное помещение под мастерскую. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». И это потому, что художник пишет кого-то, кто стоит за вашей спиной. В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. Она сидит в профиль, а другой стороной она отражается в этом зеркале.
В его наследии – множество зарисовок и эскизов, навеянных картиной Веласкеса. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Испанское Las Meninas («Фрейлины») стало общепринятым, хотя главная фигура картины – пятилетняя дочь испанского монарха Филиппа IV – инфанта Маргарита.
Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. А почему в мастерской находится инфанта. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Он был великим маэстро.
Но что он рисует.
В таком наряде, весящем несколько килограммов инфанта даже не может свободно вытянуть руки вдоль тела. Кстати и должность он имел примерно такую, как Пушкин. А в XVII веке к этому прибавилось еще одна деталь – вердугадо. Это абсолютно иная оценка тех людей, которых он разворачивает перед нами, очевидцами, находящимися внутри картины «Менины». То есть это тема точки пересечения судеб на путях и дорогах свободного передвижения. Это его единственный автопортрет. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления.
управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). И никогда Веласкес не писал Филиппа IV рядом с его второй женой. Достаточно невзрачная история.
Это очень интересно. Это был язык свободы, внутренний язык. Персонажи У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Собственно говоря, где та точка, с которой он пишет. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины».
«Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным.